Мифология и религия древней греции сообщение генеалогия богов и героев

Обновлено: 05.07.2024

Религия и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, богах и героях.

Религиозные представления древних греков. Списки богов, мифологических существ и героев.

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), керы (несчастья), мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Апата (Обман).

Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.

Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.

Дети титанов (второе поколение титанов): Астерия, Атлас, Гелиос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос, Эпиметей.

В архаическую эпоху произошло окончательное оформление греческой религии и мифологии. Мифы, корни которых уходят еще в первобытную эпоху, были неразрывно связаны с древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в художественно-образной форме осмыслить окружающий мир, который он населял множеством существ, обладающих сверхъестественной силой. Для древнего человека миф выступал в качестве священной истории, которая в религиозно-фантастической форме объясняла происхождение и развитие мира и человека. Греческая мифология отличалась богатством сюжетов и дошла до нас в изложении поэтов, историков и философов, которые придали мифам морально-этическое звучание (именно это отличает греческую мифологию от древневосточной).


Рождение Афродиты. Рельеф (V в. до н. э.)

Олимпийские боги считались богами третьего поколения. Сначала был Хаос, который породил первую божественную пару: Землю – Гею и Небо – Уран. От них произошли могучие титаны. Один из них, коварный Крон, обманом захватив власть, свергнул своего отца, породив беззаконие, произвол и преступления. Он боялся, что дети могут лишить его трона, поэтому всех младенцев, родившихся от его брака с Реей, он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать в пещере на Крите. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он вернул на землю мир, закон и справедливость. Зевс с другими богами утвердился на Олимпе и, поделив с братьями весь мир, стал повелевать богами и людьми. Один его брат, Посейдон, стал владыкой морей, а другой – Аид – подземного мира. Сестра Зевса Гера, которая стала его женой, покровительствовала браку и семье.


Посейдон. Скульптура с о. Мелос

Зевс и Ганимед. Терракотовая статуэтка (V в. до н. э.)


Дерево над алтарем Зевса в Пергаме. Фотография

С развитием социально-экономических отношений боги у греков начинают выполнять новые функции. Так, Посейдон выступает покровителем коневодства и аристократии, Афина – покровительницей наук и демократии, Гермес становится богом торговли и покровителем путешественников. По мере становления полисного мира возникают представления о покровительстве отдельных божеств тем или иным городам, островам и т. п. Например, Афина была покровительницей города Афины, Гера – Аргоса и острова Самос, Зевс – Олимпии, Аполлон и Артемида – острова Делос и Дельф и т. д.

Помимо богов, греки почитали нимф, наяд, дриад, сатиров, силенов и т. д. Этих существ, которые якобы населяли окружающий мир (источники, водоемы, рощи, растения), относили к младшим божествам.

Олимпийские боги представлялись бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Атанка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры-богини судьбы.

Греческие боги во многом близки людям. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Таковы Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Датаи, Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды и т. д.


Жертвоприношение. Роспись по дереву (Коринф, VI в. до н. э.)

Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к миру богов было во многом наивным, усердно почтительным, но в то же время древние греки воздавали богам должное лишь в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах. Но никогда религиозное мышление не доходило до теологической систематизации многочисленных верований.

В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы, которые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Жрец носил длинные волосы, пурпурный хитон (он восходил к древним ионийским одеждам) и во время торжественных церемоний надевал различные украшения.

В эту эпоху большую роль в религиозной и общественной жизни Греции стали играть святилища, прославившиеся своими оракулами, у которых через жрецов-предсказателей можно было узнать волю богов и свою судьбу. Самым древнейшим оракулом, который упоминает еще Гомер, было святилище Зевса в Додоне (в Эпире), где воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона, который считался богом-прорицателем. Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас.


Сфинкс из святилища Аполлона в Дельфах (VI в. до н. э.)

Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.


Элевсинские мистерии. Рисунок с рельефа

В греческой религии были также мистерии – культы, основанные на таинстве. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают элевсинские мистерии, учреждение которых в аттическом Элевсине гомеровская традиция приписывает богине плодородия Деметре. После создания афинского полиса элевсинские мистерии становятся в нем государственным культом. Они были связаны с ритуалом поклонения умирающей и воскресающей природе, которую олицетворяла дочь Деметры Персефона (Кора), похищенная Аидом. Когда Персефона находилась в подземном царстве, вся природа увядала, а когда Аид разрешал ей на время вернуться к матери, то наступали весна и лето и вся земля расцветала. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.

Участники мистерий обязаны были пройти обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец из древнего аристократического рода. Вместе со жрицей он был толкователем священных тайн. Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин, по которой шла Деметра на поиски похищенной дочери. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мифология и религия раннего царства

Мифология и религия раннего царства Мифология — важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе она являлась основным способом понимания мира. На ранних стадиях развития человечества его мифы в большинстве своем примитивны, кратки, лишены

Религия и мифология древнего царства

Религия и мифология древнего царства В период Древнего царства религия являлась сложным напластованием верований и представлений, которые возникали в разных областях Египта. Многие из этих верований и представлений восходят к самой глубокой древности. Их сохранению

Религия и мифология Двуречья

Религия и мифология Двуречья Каждая шумерская территориальная община почитала своего бога покровителя, который являлся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые держали власть над жизнью людей. Такой бог как правило считался покровителем

Религия и мифология Древнего царства

Религия и мифология Древнего царства По-видимому, в начале III тысячелетия до н. э. религиозные представления и мифология древних египтян были еще чрезвычайно далеки от оформления в единую и последовательную систему. Вместе с тем уже в додинастическое время в Тинисе и

Нововавилонская религия и мифология

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Мифология

Мифология Безусловно, мифы нельзя считать исчерпывающим источником для изучения религии древних греков, но, тем не менее, систему религиозных воззрений эллинов приходится реконструировать именно на основе необыкновенно богатой мифологии и ритуала. В отличие от

Независимо от того, собираетесь вы в Семейный тур в Грецию, или почему-то до сих пор не решили, было бы неплохо подтянуть мат. часть. Здесь вы найдете не только раскидистое генеалогическое древо богов и героев древнегреческой мифологии (ниже представлены его увеличенные фрагменты), но и ответы на такие заковыристые вопросы, как:

генеалогическое древо древнегреческих богов и героев

- кто такой Радаманф,

- кто такая Амфитрита,

- кто такие Данаиды,

- чего ради Геракл совершил свои двенадцать подвигов, и какие именно,

- на чем специализировалась каждая из муз, и сколько их было,

- из-за чего началась Троянская война

- и многие другие.

Ну а сам маршрут тура в Грецию в Метеоры и на гору Олимп описан здесь.

боги и герои древней Греции. Тур в Грецию

Зевс (у римлян Юпитер) – гром и молнии (самый главный)

Далее в алфавитном порядке.

Аид (рим. Плутон) – загробный мир (брат Зевса)

Аполлон – свет, просвещение, искусства (сын Зевса)

Арес (рим. Марс) – война (нелюбимый сын Зевса, дочь Зевса)

Артемида (рим. Диана) – охота, леса (сестра-близняшка Аполлона)

Афина Паллада (рим. Минерва) – мудрая политика, оборона городов, защита героев (дочь Зевса)

Афродита (рим. Венера) – любовь и красота (родилась из пены морской)

путешествие в Грецию

Геката – чудовища и привидения

Гера (рим. Юнона) – брак и семейный очаг (одна из жен Зевса)

Гермес – бизнес, крылатые сандалии (сын Зевса)

Гефест – огонь и кузнечное дело (сын Зевса)

Гея – Земля, всеобщая праматерь

Гименей – брак (женитьба)

Деймос – страх (сын Ареса, внук Зевса)

Деметра (рим. Церера) – плодородие

Дионис (рим. Вакх)– вино, виноделие

Крон (Хронос) – всепоглощающее время (отец Зевса)

Посейдон (рим. Нептун) – море, волны, колебание земли (брат Зевса)

Фаэтон – сын Гелиоса, упросивший его дать порулить солнечной колесницей

Фобос – ужас (сын Ареса, внук Зевса)

Эрот – стреляет без промаха стрелами любви (сын Ареса, внук Зевса)

Греция, боги и герои

Герои, чем они известны в первую очередь:

Антей – убит Гераклом, будучи оторван от земли.

Ахиллес – сражался против троянцев, убит прямым попаданием стрелы в пятку.

Геракл (у римлян Геркулес, у вавилонян Гильгамеш) – самый великий герой, удостоившийся бессмертия и взошедший к богам на Олимп (сын Зевса и земной женщины Алкмены).

Дедал – сделал крылья для побега из плена.

Икар (его сын) – поднялся слишком близко к солнцу на крыльях Дедала, они расплавились, и он упал.

Орфей – великий певец, спустившийся в царство Аида за нимфой Эвридикой.

путешествие с детьми в Грецию

Парис – похитил Елену, из-за чего началась Троянская война.

Персей – победил Медузу Горгону, освободил Андромеду.

Прометей – дал людям огонь, знания и умения (титан, сын Земли и Неба).

Тесей – победил Минотавра.

Ясон – командир аргонавтов, ходивших по морям в Колхиду за Золотым Руном.

боги и герои древней Греции. Тур в Грецию для семьи

Герои иного толка:

Авгий – богач, владелец самых больших и грязных в мире конюшен

Адонис – возлюбленный Афродиты

Нарцисс – пал жертвой самовлюбленности

Пигмалион – создал скульптуру, которая ожила

Сизиф – наказан вечным бессмысленным трудом

список греческих богов и героев

Основные женские персонажи и чем они прославились:

Ариадна – дала Тесею спасительную нить.

Даная – к ней Зевс пришел в виде золотого дождя.

Европа – ее Зевс похитил, превратившись в быка.

Елена – стала причиной Троянской войны (дочь Зевса царицы Спарты Леды).

Ипполита – царица амазонок.

Кассандра – прорицательница, которой никто не верил, но все сбывалось.

Калипсо – нимфа, не отпускавшая Одиссея семь лет.

Медея – волшебница, влюбилась в Ясона.

Пенелопа – жена Одиссея, воплощение верности.

семейный тур в Грецию

Чудовища:

Гидра – имела тело змеи и девять голов дракона.

Ехидна – имела много голов.

Медуза Горгона – парализовывала взглядом.

Минотавр – пожирал людей в лабиринте.

Кербер (у римлян Цербер) – трехголовый пёс, сторож царства мертвых.

в Грецию с детьми

Геракл спросил Аполлона, что ждет его в будущем. Тот предрек ему бессмертие, если он прослужит 12 лет царю Эврисфею на родине предков и выполнит по его повелению двенадцать великих подвигов. Вот их список:

1. Немейский лев

2. Лернейская гидра

3. Стимфалийские птицы

4. Керинейская лань

5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами

6. Скотный двор царя Авгия

9. Пояс Ипполиты

10. Коровы Гериона

11. Укрощение Цербера

12. Яблоки Гесперид

искусство древней Греции

Девять муз, дочери Зевса и Геры – богини наук и искусств.

Когда я в детстве еще не ходил в школу, мама в читала мне на ночь книги. Именно книги, среди которых, конечно, были сборники сказок, но ими список не ограничивался. Например, она читала мне Толкиена - да, я знаю, что правильным будет написание/произношение Толкин, да и Бильбо все же Бэггинс, а не Торбинс, но при первом знакомстве "Хоббит" предстал передо мной в переводе Маторина, и с этим уже ничего не поделать.

А еще мама читала мне "Легенды и мифы Древней Греции" Николая Альбертовича Куна, которые открыли мне мир древнегреческой мифологии еще до того, как по телевизору начали показывать популярные в девяностых сериалы "Невероятные приключения Геракла" и "Зена - принцесса-воин". И поэтому уже в семь-восемь лет я открыл для себя, что кинематограф совсем не стремится к точному и подробному отображению истории и культуры, а стремится к зрелищности и простоте, способных привлечь широкую аудиторию. Не то чтобы мне не нравились эти сериалы, но критиковать их по части матчасти я начал их еще до того, как выучил таблицу умножения.

Кун в художественной, простой и лаконичной форме систематизировал и изложил сведения о древнегреческих богах и героях, почерпнув сведения из "Теогонии" Гесиода, "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, а также "Метаморфоз" Овидия. Получилось весьма доступно и увлекательно, а это большой труд - донести до читателя сложную систему мифологических воззрений древних греков. Современный кинематограф даже не пытается повторить подобное, нещадно утрируя, упрощая и искажая литературные источники.

Итак, откуда есть пошли олимпийцы, кто они вообще, и как влияли на жизнь людей в представлении античных авторов.

В начала был лишь Хаос. Хаос не в его обыденном представлении беспорядка и неразберихи, а некий период "до" - до того, как началась История. Что он из себя представлял? Сложно сказать, что имел ввиду древнегреческий автор, пытаясь объяснить слушателям, что было в начале начал. Некие бурлящие воды? Бездну, в которой перемешались тьма и свет? Аналогичный вопрос поставит в тупик и большинство современных людей, если поинтересоваться, а что же было до Большого Взрыва?

Древние греки отвечали просто: Хаос.

Как долго клубился и бурлил Хаос, сказать нельзя, потому что в ту действительно доисторическую эпоху не было даже времени. Но в определенный момент в нем возникли три сущности: Гея, Тартар и Эрос. С Геей все просто, и в то же время интересно - это сама Мать-Земля. Ее можно было представить в виде антропоморфической сущности, но зачем, если вот она, прямо под ногами? Ей не нужны храмы - потому что любой храм уже строится на ней. Чтобы молиться ей, не нужно куда-то идти. Нужно только вдуматься: по сути, древние греки общались с первой разумной сущностью во Вселенной каждый день, воспринимая все привязанные к литосфере явления как ее волю. Это заставляет задуматься о том, каким на самом деле было мировоззрение людей той эпохи.

Тартар - это абстрактное место глубоко под Геей, которое находится от нее так же далеко, как и небо. Там царят вечные мрак и ужас. Ну а Эрос, возникшая вместе с Тартаром и Геей - Любовь как движущая сила жизни.

Хаос, Гея, Тартар и Эрос стали четырьмя первоосновами Вселенной, из которых продолжилось ее формирование.

После Геи, Тартара и Эроса Хаос породил Эреб - Вечный Мрак, и Нюкту - Ночь. Эреб и Нюкта подарили миру Эфир - Свет, и Гемеру - ясный День., что дало начало смене дня и ночи. То есть, по представлению Гесиода, работы которого пересказал Кун, день как суточное время возник раньше появления Солнца.

Но дальше еще интереснее, потому что Гея рождает Урана - Небо. Сам небесный свод. И тут стоит задуматься, а как же в представлении древних греков сменялись день и ночь, если неба как такового еще не было? Почему в поэме Гесиода сначала описано рождение ночи и дня, а уже потом самого небосвода?


Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.




П осейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как оли цетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме



Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.



Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Пан – бог лесов, покровитель стад и пастухов. Имеет козлиные ноги, бороду и рога. Отличительный атрибут Пана – свирель (сиринга) в руках.

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Первоначальные природные стихии древнегреческой мифологии

Духи и волшебные существа древнегреческой мифологии

Нимфы – феи природы, прекрасные девушки. Нимфы деревьев назывались дриадами, нимфы источников – наядами, гор – ореадами, моря – нереидами.

Сатиры – козлоногие лесные демоны. Любят вино и любовные утехи и поэтому постоянно охотятся за нимфами. Спутники богов Диониса и Пана.

Кентавры (центавры) – демоны гор и лесов с торсом человека и нижней частью лошади, буйного, неудержимого нрава.

В мифах Древней Греции немало образов злобных духов и божеств. О них можно прочитать в статье Чудовища древнегреческой мифологии.





Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время), Океан, Гиперион, Кей, Крий, Япет. Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба.

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона, отомстить отцу, Урану, оскопив его.

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эринний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер, Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды, которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Музы – девять богинь наук и искусств. Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов.

Нерей ­– бог спокойного моря, счастливых плаваний, мудрости морских глубин. Его дочери – морские нимфы-Нереиды.

Форкий – бог бурного моря и штормов. Детьми Форкия в древнегреческой мифологии считались горгоны, грайи, сирены, Ехидна и Скилла (см. статью Чудовища древнегреческой мифологии).

Кето – злобная богиня морской пучины, сестра и жена Форкия. Оба они олицетворяли величественные и ужасные явления моря

Читайте также: