Мифология башкир о сотворении мира сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Башкиры, как один из тюркоязычных народов, проповедовали ислам. Эта религия, наряду с буддизмом и христианством, является одной из наиболее распространенных религий. Возникает ислам в арабском обществе в начале VII в. Сложился он не сразу. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, нуждались в объединении, в усилении политических и экономических связей. Различные части территории Аравии были объектом притязаний великих империй того времени — Византии и Ирана. В таких условиях идеологическим орудием, пригодным для объединения, оказался ислам. Он воспринимал моральные и религиозные поучения ранних форм единобожия. В нем присутствуют элементы иудаизма и христианства, то есть многими узами связан с другими религиями. Каким образом ислам — религия развитого феодализма — распространилась среди народов Приуралья, которые находились на уровне родоплеменного строя. Ведь развитие религиозных представлений тоже имеет свою последовательность. Причин несколько: во-первых, ислам опирался на те же языческие обряды, которые выполнялись и башкирами; во-вторых, религия эта насаждалась не только путем проповедей, но и силою оружия в эпоху монгольского ига.

Башкиры, как и многие другие народы до принятия единобожия, были язычниками. Ряд ученых предполагают, что они поклонялись Тенгри — Небесному Хозяину и потому были уже тогда единобожниками. Имеются и другие версии, где утверждается, что род или племя башкир поклонялись каким-то зверям или птицам, как пишет ибн-Фадлан.

Прим. История Татарии в документах. М., 1939, с. 40

Следует заметить, что даже сегодня встречаются народности, которые удержались в язычестве. Оно дает базу для внутреннего равновесия. На этой основе происходит согласие человека с самим собой и с окружающей природой. Здесь сказывается уважительное отношение к природе, осознание своей огромной ответственности перед нею. Жрецы язычества или в просторечье — колдуны были хорошо осведомлены о законах природы, о возможностях человека. Разумеется, часть накопленных знаний была ложной – никто не застрахован от ошибок. Но большая часть сослужила хорошую службу. Обожествление сил и явлений природы — характерные черты древних верований башкир.

Тут мы имеем дело с тотемистическими взглядами. Это характерно не только для древних башкир. Тотемизм был распространен у всех народов мира. И пережитки его сохранились во всех религиях. Согласно тотемистическим взглядам, отдельные группы людей родственными узами связаны с некоторыми животными и растениями. В башкирских сказках таковым очень часто выступает медведь. Памятники народного эпоса указывают на древние космогонические представления башкир. В некоторых произведениях солнце предстает в образе женщины, а луна — мужчины. В мифах о небесных светилах луна рисуется в виде джигита — красавца, который весело или грустно смотрит с неба на людей. Согласно мифу, девушка засмотрелась на джигита, влюбилась. Тот в свою очередь ответил взаимностью, и они соединяются.

Существует и другой вариант. Сиротка пожаловалась на свою горькую судьбу, что мачеха заставляет ее каждую ночь ходить за водой. Луна пожалела ее и забрала к себе. В полнолуние, согласно мифу, она шествует с коромыслом на плечах за водой. И зовут ее — Зухра. Ветер, бурю, ураган древние башкиры представляли себе в образе страшных чудовищ, подобных змеям.

По поверьям, обыкновенная змея, прожив более ста лет, превращается в аждаху, которая, достигнув пятисотлетнего возраста, становится юхой. Юха же может принять облик человека. Не случайно башкиры о двуликом человеке говорят: как змея–юха. Помимо одухотворения небесных светил и других явлений природы, древние башкиры верили в существование всевозможных духов. Одну категорию духов составляют духи–хозяева (гор, лесов и вод).

Подобное встречается и у русских: водяной, леший, домовой, например. Отголоски таких верований дают о себе знать сегодня. После захода солнца не рекомендуется ходить в баню – в это время якобы там парится домовой, поэтому могут быть разные неприятности. Как и другие тюркские племена, башкиры верили в самостоятельное существование и бессмертие души. По поверьям, когда человек спит, душа на время оставляет тело, поэтому советовали будить человека осторожно, чтобы душа успела возвратиться. На базе знания природы рождается народная медицина. Древние башкиры хорошо знали целебные возможности всевозможных трав, растений и широко использовали их в врачевании.

Религия у древних людей родилась в попытке объяснить окружающий мир. Никто не мог объяснить, почему вдруг наступает холод или голод, случается неудачная охота.

Природные силы: солнце, дождь, гром и молнии — вызывали у людей особое почтение. Все народы в раннем своём развитии поклонялись силам природы и идолам, которые их представляли. Например, главным богом у древних греков и славян был громовержец, который непокорных ему поражал молнией. Греки его называли Зевсом, славяне — Перуном. А древними башкирами особо почитались солнце и луна.

Солнце они представляли в образе женщины, луну — в образе мужчины. В мифе о небесных светилах солнце выступает в виде красной водяной девы, выходящей из моря, с длинными белыми волосами. Руками она достаёт звёзды и украшает ими свои волосы. Луна рисуется в виде джигита-красавца, весело или грустно смотрящего с неба на людей. Земля, думали древние башкиры, покоится на огромном быке и большой щуке, а телодвижения их вызывают землетрясения. Деревья и камни, земля и вода, как и человек, полагали древние башкиры, испытывают боль, обиду, гнев и могут отомстить за себя и ближних, нанести вред или, напротив, помочь человеку. Птицы и животные также наделялись разумом. Древние башкиры полагали, что птицы и животные могут разговаривать между собой, а по отношению к человеку ведут себя так, как тот этого заслуживает. А огонь, по народным представлениям, являлся источником двух начал — злого в виде убыра и доброго — как сила очищения от злых духов и как источник тепла. Поэтому башкиры вели себя осторожно по отношению к окружающему миру, чтобы не вызвать гнева и недовольства со стороны природы.

Ислам начинает проникать в Башкортостан из Аравийского полуострова в X в. Многие его каноны несут в себе черты язычества. Основоположник религии — Мухаммед. В шесть лет он остался сиротой, и его воспитывали приёмные родители. В те времена арабы поклонялись многим богам. Как и другие народы на ранней стадии развития они поклонялись различным идолам. Племена арабских кочевников жили очень бедно и в постоянной вражде друг с другом. Для того чтобы объединить, нужна была общая вера. Такой верой стал ислам. Ислам был новой религией, в то же время в нём много заимствовано из иудаизма и христианства. Мухаммед объявил себя пророком Аллаха, который через архангела Гавриила (Джабраила) открыл ему истины новой веры, позднее собранные в Коране.

Мухаммед, проповедуя от имени Аллаха, заставил враждующие племена объединиться в единый народ, что впоследствии привело к созданию арабской империи. Мухаммед и его последователи создали новое исламское общество, сочетавшее строгие религиозные предписания с заповедью защищать слабых — женщин, сирот и рабов. Европейцы зачастую считают, что ислам — религия воинствующая. Но это не так. Бок о бок с мусульманами векам жили в мире иудеи, христиане и буддисты.

Завоевания арабов привели к тому, что ислам распространился по всему миру. Ислам сыграл очень большую роль в развитии человечества. Новая религия способствовала развитию науки, архитектуры, ремёсел, торговли. К примеру, решив покорить страны, с которыми их разделяло море, арабы стали прекрасными мореплавателями. Сегодня мусульманами являются более 840 миллионов человек.

Прим. Кузбеков Ф. Т. история культуры башкир. Уфа, 1997, с. 26

Мавзолей Тура-хана Мавзолей-кэшэнэ Хусаин-бека

bashkir-tantcuet БАШКИРСКАЯ МИФОЛОГИЯ Люди, факты, мнения
БАШКИРСКАЯ МИФОЛОГИЯ

— комплекс древних доисламских представлений и верований башкирского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и некоторых элементах народного декоративного искусства.

В этих представлениях объединяются разновременные пласты, связанные с тотемизмом, культом животных (медведя, волка, орла и др.), анимизмом, одухотворением природы (поклонение горам, пещерам, деревьям) и др.

Ислам вытеснил из башкирской культуры многие древние верования и мифологические сюжеты, сейчас их можно лишь отчасти реконструировать по особенностям ритуалов, обрядов, сказочным образам и сюжетам, декоративному орнаменту.

Так, с культом воды как источника жизни свя­заны ритуальные обливания водой во время весенне-летних обрядов моления дождю. В обычае закапывать в землю горсть зерна или другой пищи, разбрызгивать по земле кровь убитых животных отчетливо видны следы древних ритуалов жертвоприношения.

В башкирском фольклоре хорошо сохранились следы культа дерева и животных. Деревья представлялись вместилищами духов различных типов – духов-хозяев, злых духов, духовпредков. Ря­дом с ними устраивали жертвоприношения – у корней лили кумыс, в расщелины и дупла клали деньги, наконечники стрел и т.п.

Известный этнограф С.И. Руденко приводит любопытную легенду о происхождении рода шайтан-кудей от молодого башкира, сумев­шего увести у шурале-лешего его молодую жену. Башкирская мифология содержит своеобразные представления о душе: она представлялась как неопределенной фор­мы белый комок или муха, странствующая во время сна или болезни человека.

Чтобы нейтрализовать действие злых сил, башкиры-язычники вкалывали в ступню покойника иглу. Как злые духи выступали также албасты, аждаха, ен и др. К демоническим существам относились шурале, бисура, юха, пярий. Наиболее доброжелательными считались духи-хозяева, духи воды, горы и др.

Каждое башкирское племя или род имело свое священное дерево и птицу. Например, у племени усерган священным деревом была рябина, птицей — журавль, у рода яик-суби-мин — береза и орел, у рода илькей-мин — дуб и ястреб. Усерганам нельзя было убивать журавлей, рубить рябину, иначе, считалось, падет несчастье на всех людей племени. Минцы в оперение стрел вставляли перья тотемной птицы. В трансформированном виде некоторые из этих представлений бытуют у башкир до сих пор.

Лит.: Сергеев Ю.Н. Религиозные верования народов Башкортостана // Очерки культуры народов Башкортостана. – Уфа, 1994; Руденко С.И. Башкиры. – М.; Л., 1955; Сулейманова Р.Н. Верования доисламские // Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996; Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. – Харьков, 1956.

Так получилось, что еще одну значительную часть своей жизни я проводила в Башкирии. Путешествия по этому краю всегда мне нравились. Поэтому следующая большая вкладка будет про это не менее интересное место, вернее про многочисленные легенды связанные с ним.
Начнем мы с самой важной легенды о происхождении мира. Как я говорила раньше, почти все легенды о Земле схожи.
Итак, плавали в первичном океане две утки. Начало полностью совпадает с легендой коми-зырян. Дальше идут расхождения.
Долгое время они никак не могли найти места, где можно устроить гнездо, и снести яичко. Много дней и ночей они провели в поисках, но вокруг была только вода. Тогда утки стали нырять на дно, собирать в кучку камушки и ил. Прошло много времени. Наконец, над водой образовался островок. Утка-мать покрыла его своими перышками, смастерив теплое и прекрасное гнездо. Снесла она много яиц. Из них появились цыплята. Они росли и места на островке-гнезде становилось все меньше. Пришло время, когда цыплята окрепли и отправились в разные части света, чтобы создать свои островки. Вот так и образовалась наша Земля.

LEGEND OF ORIGIN OF THE LAND

It so happened that I spent another significant part of my life in Bashkiria. I always liked traveling around this region. Therefore, the next big tab will be about this interesting place, or rather about the numerous legends associated with it.

We start with the most important legend about the origin of the world. As I said before, almost all the legends about the Earth are similar.

So, two ducks swam in the primary ocean . The beginning completely coincides with the Komi-Zyryan legend. Further there are discrepancies.

For a long time, they could not find a place to build a nest, and lay a testicle. They spent many days and nights searching, but there was only water around. Then the ducks began to dive to the bottom, collect in a pile of pebbles and silt. A lot of time passed . Finally, an island formed above the water. A mother duck covered it with its feathers, making a warm and beautiful nest. She laid a lot of eggs. Of these, chickens appeared. They grew and places on the nest island became less and less. The time came when the chickens got stronger and went to different parts of the world to create their islands. And so our Earth was formed.

28 марта ’2010 10:54


Поднять работу в данном разделе


Услуга "Покажи себя сам" (шапка сайта)


Когда батыры уходят прочь,
В разоре вся страна загудит,
Как улей, лишившийся матки-пчелы;
Признаешь бием главою своим
Того, кто разграбил твое добро,
Как серая разбойница-пчела.
Позволит отца твоего бранить,
Мать родимую оскорблять,
Позволит чужому хану их бить, –
Что могу вам еще сказать?

Поколенье, твой род, Тора-бий,
Много пролили крови людской,
Заставили вброд по ней брести,
Много невинных пролили слез,
Биям давали грабить добро
У работящих простых людей,
И длилось это с далеких дней.

Поколенья друг друга сменяют,
Не переставая и не прерываясь;
И каждое поколение миру
И бия дает своего, и батыра.
Идут глашатаями впереди,
Считая себя маяками в пути.

С самой давней, древней поры
Есть в этом мире два пути:
Один – дни в веселье проводить,
По кочевьям разгульно бродить,
Из золотого сосуда – сайгыр,
Что от Майки-бия дар, –
Влагу пьянящую вдоволь пить,
Пеньем курая чувства свои
Утоляя, в блаженстве тонуть –
Таков веселья и сытости путь.

Путь другой – со своей страной,
Один котел со всеми деля,
Трапезой угощаясь одной,
Не одного – пять баранов враз
Вместе со всеми на бок валя,
Игрой курая былую грусть
Заглушая, смиряя грудь –
Таков совместный с народом путь.

Путь которым ходят мужи,
Бежит быстрей, чем вода в реках –
Нугуша, Идели и Яика,
В разливе способная по весне
Камни и скалы порушить везде;
Ну а мужей достойный путь –
Мощи стихии подобен он:
Вырывает из-подо льдов
Воды, прокладывающие себе
Новые русла и рукава,
Воды, способные мир затопить,
С земли кровавые пятна смыть –
Таков он – мужей величавый путь!
Выслушав слова Идукая, Тора-бий задумался. Идукай, понимая, что Тора-бия не изменить, потребовал от него лишь того, чтобы он, в случае поражения Идукая в войне, дал приют тем, кто вместе с Идукаем будет бороться против биев-предателей.
Если против Шагали на Яике,
Против Ыршака и Дамми-бия,
Хану продавших наши края,
Тем умножив казну его,
Битву начну беспощадную я,
Язык проглотив, ты будешь сидеть!
Тора-бий обещал выполнить все требования батыра. В честь Идукая устроил большой пир (туй) и перед всеми торжественно поклялся сдержать данное ему слово. Идукай собрал людей, разбил войско Дамми-бая, покорил Ыршак-бая.
СЕМЬЯ. РОДИНА. ВОСПИТАНИЕ
Разбив врагов башкирского народа, Идукай задумывается о том, почему в стране рождаются предатели, процветают люди с нечистой совестью, а простой люд живет в вечной нужде. В связи с этим возникает темы семьи и воспитания. Мысль Идукая, а, следовательно, народная сводится к следующему: крепкая, дружная семья – основа процветания страны; если с детства в ребенке не воспитали уважения к родителям, то такой сын будет плохим защитником для своей страны.
Урал – и отец нашей страны,
Урал – и мать нашей земли;
Кто об Урале скажет дурное,
Тот родную мать оскорбит,
Тот – пасынок скверный на этой земле.

Кто отца отцом не считает,
Может ли в стране батыром быть?
Кто матерью свою мать не считает,
Может ли стране опорой быть?
Кто отцу цену не знает,
Может ли врагу за страну отомстить?
Кто матери своей цену не знает,
Может ли батыра родить?

Коль враг на страну нахлынет вдруг,
Возьмется ль пасынок за лук?
Когда будут воины в бой уходить,
Возьмется ль падчерица одежду им шить?

Имеют шапку белую, и вот по ней
В них признает простой народ святых людей.
Про жадность их не станем говорить –
Без скаредности и дня им не прожить.

А чтоб вот так существовать легко,
Искать совсем не надо далеко:
Необходимо к жадности всегда
Лишь прибавлять отсутствие стыда.

Он в медресе учась, остался диваною,
И в том, что жизнь у нас прогнила – он виною.
Он, не боясь молвы народа, за святого
Век будет выдавать себя – уйми такого!

Корысть в его реченьях и злокозни.
Он ведь и держится на хитрости и розни.
Что бедняки? До них ему нет дела –
Родной карман, свое богатство – ближе к телу.

Ах, сколько их в таких мерзавцев превратились,
Не ангелам, а дьяволам молились.
Глядишь: и выведет дорога в негодяи,
Что потеряли до конца и стыд, и милость.

Наш Ирендык, ты камень голубой,
Пристанищем твой камень да пребудет!
Мы беззаветно шли в неравный бой.
Мы так судьбе сказали: будь что будет!

Вот она на реченьку идет
Два ведра воды домой несет.
Лик лучист и длинные ресницы –
Кусбикой любуется народ.

Я живу в сплошной беде и муках –
Кто бы только пожалел меня?
Лишь один бы протянул мне руку,
Только он бы вырвал из огня.

В юности была цветком чудесным.
Тот цветок безвременно увял.
Соловьем была, чьи лились песни –
Чудный голос от тоски пропал.
Жизнь моя цветущая проходит
Возле недоноска во хмелю;
На восходе ль солнца, на заходе ль –
Жизнь темна. Цветок упал во мглу.
Мир широкий – узок и бесправен,
Рвет он жилы сердца и души.
От кровавых слез я слепнуть стала,
Да и губы стали не свежи.
Словно молоко, была бела я,
Как вода, чиста. Так в чем мой грех?
Нет грехов моих! Не забываю:
Скаредность отца, довольный смех.
Или бог меня для наказанья
В эту преисподню затолкал?
Мол, не знала в юности страданий,
Вот за то тебя я наказал!
Как я по прошедшему тоскую!
Тяжко телу, но летит душа.
Ночью мысль лелею лишь одну я:
Я в любви жила б и без гроша.
Выбора нет у меня. Готова
На душу принять последний грех:
Навсегда отречь себя от крова
И от мира этого навек.
Героиня баита протестует против судьбы, против той жизни, где нет любви. По ее мнению, жить без любви – это преступление. Жить, подчиняясь мужу, которого уважать-то не за что, недостойно человека. Такой жизни она предпочитает смерть – это ее протест.
Были мы всегда во всем послушны
Воле тех, кто нас родил на свет.
А послушны – значит молодушны,
Не могли сказать насилью – нет!
Подстрекали злые нас старухи –
И душа перечить не могла.
Нас Судьбой пугали, высшим духом,
А Судьба – в руках у нас была.
Жизнь меня познаньем одарила,
Поняла законы я Судьбы.
Коль уйду сегодня, божьи силы
Будут к моей гибели слепы.
Если жить решу с хромым пьянчугой,
Снова станет он моим судьей.
Так не лучше ль порешить с недугом
И уйти с высокой головой?

В Агидели глубока водица,
В глубь плотва не станет заплывать.
Мне бы жить на свете, как плотвица:
Ни о чем не думать, не страдать.

Я думал, жизнь – что слиток золотой,
Иль серебро для нашей плоти бедной.
Так думал я, обманутый мечтой,
А жизнь копейкой обернулась медной.

Сарыч летает в синих небесах,
Кто разглядит в полете его ноги?
Когда ж от нас отвяжется нужда?
Когда покинут муки и тревоги!

Стригунок, запутанная грива –
Будет он прекрасным жеребцом.
Никогда мужчина не допустит,
Чтобы подлым стать перед подлецом.

Когда верхом, то конь всегда хорош,
Сойдешь на землю – то земля прекрасна.
Хорош егет, когда он на коне,
Но лучше, – когда скачет в бой бесстрашно.

Шелковый пояс не хочу снимать,
Украшен пояс дорогим узором.
Я не хочу отчизну покидать –
Луга родные и родные горы.

Я писать хочу – нет мочи.
От судьбы, знать, не уйти.
Мне терпеть и дни, и ночи,
Усмиряя боль в груди.

Жизнь была – на грани смерти,
Радостных не знала дней.
Ах, душа моя! Поверьте:
В небесах парить бы ей!

Ну а вырастет сыночек –
И уже забыта мать.
Брошенная между прочим,
Слезы будет проливать.

А пока его растила,
Не мечтала ни о чем.
Глядь: ушла куда-то сила,
Старость грянула, как гром.

Только жизнь без улучшенья –
Голод, холод и тоска.
Вырос сын, лишь я – в лишеньях,
В жажде хлебного куска.

И куда податься той, чья
Жизнь беззвучно утекла?
Нет покоя днем и ночью,
Нет уюта и тепла.

В счастье человек не знает,
Что беда – иных удел.
Жизнь моя в несчастье тает –
До других нет людям дел.

Моим внукам пожеланье:
Знайте беды горемык,
Относитесь с почитаньем
К тем, кто жить для вас привык.

Мать растит детей в мученьях…
Стоит взрослыми им стать,
Предают ее забвенью –
Не нужна отныне мать.

Без ходьбы – длинна дорога,
Без волны – тиха река.
Сердца радость – твой ребенок
Остается на века.

Вырастают дети – тотчас
От детей уж блага нет.
Материнских одиночеств
Много знает белый свет.

По две жизни не дано нам.
Мать в урочный час умрет.
Но до смерти одиноко
От детей вниманья ждет.

Клад ты наш, Урал. Не пил кто
Вод твоих прозрачных мед?
Для души не находил кто
Соль земли и неба свод?

Выбрали тебя средь прочих
Наши предки в пору ту.
Будем помнить дни и ночи
Щедрость их и доброту.

Их могил остались камни,
Что хранят священный прах.
Не остынет наша память,
Сохраним мы их в сердцах.

Сколько ты растишь деревьев,
Холишь летом и зимой;
Сколько золотых каменьев
Здесь находят под землей.

Скот, что худ порой весенней,
Летом обретает жир.
В юртах пьют кумыс. Веселье
Заполняет целый мир.

Ты зимой укрыт снегами,
Ледяным охвачен сном.
Летом поишь нас ручьями,
Одаряешь нас зерном.

Берега твои объяты,
Разноцветием цветов;
Так прекрасен аромат их,
Что не надобно духов.

Ай, Урал! Зимой в снегах
Неподвижно стынешь ты.
Летом – в травах и цветах –
Поишь нас и кормишь ты.

Ты, что нам всевышним дан,
Нас связал одной уздой.
Ты – наш материнский стан,
Ты – отцовское гнездо.



Посмотреть все работы автора

Читайте также: