Международное управление безопасностью сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Международная безопасность- система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.

Принципы международной безопасности предусматривают:

- утверждение мирного сосуществования в качестве универсального принципа межгосударственных отношений;

- обеспечение равной безопасности для всех государств;

- создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях;

- недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация;

- безусловное уважение суверенных прав каждого народа;

- справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов;

- укрепление доверия между государствами;

- выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма;

- искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма;

- исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества);

- установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств.

Неотъемлемая часть международной безопасности - действенное функционирование закрепленного Уставом ООН механизма коллективной безопасности (Глобалистика: Энциклопедия).

Основными способами обеспечения международной безопасности являются:

- двусторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами;

- объединение государств в многосторонние союзы;

- всемирные международные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности;

- демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях.

В зависимости от масштабов проявления различают следующие уровни международной безопасности:

1) национальный,

2) региональный и

3) глобальный.

Такая типология непосредственно связана с важнейшими пространственными категориями геополитической теории, каковыми являются: государственная территория, геостратегические и геополитические регионы; мировое геополитическое пространство.

Государственная территория – это часть земного шара, над которой осуществляет суверенитет определенное государство. Сказанное означает, что государственная власть в пределах своей территории обладает верховенством и не зависит от других сил и обстоятельств. Однако такое представление следует отнести к идеальной, существующей в теории модели. На практике государственный суверенитет имеет определенные ограничения, которые накладывают на него взаимодействия страны с другими субъектами международных отношений. Эти ограничения связаны с обязательствами, принимаемыми государствами при заключении международных договоров, в результате вступления в международные организации.

Величина территории, которую занимает то или иное государство на планете, является одним из важнейших показателей, во многом определяющих место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории при определении геополитического потенциала государства всегда сопрягается с численностью его населения. Сумма государственных территорий всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой составляет мировое геополитическое пространство. Оно, в свою очередь, подразделяется на регионы.

Геостратегический регион образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Число подобных регионов обычно крайне ограничено, они занимают громадные пространства и определяют расположение центров силы в мировом сообществе. Эти регионы состоят из геополитических пространств меньшей величины, называемых геополитическими регионами.

Геополитический регион – это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими и культурными связями. Геополитический регион более органичен и контактен, чем геостратегический.

В настоящее время сфера международной и национальной безопас­ности является одной из ключевых областей деятельности любого госу­дарства, предметом внутриполитической борьбы, внимания гражданс­кого общества, научных исследований. Это, в свою очередь, требует осознанного подхода к проблемам национальной и международной бе­зопасности со стороны не только специалистов, но и как можно более широкого круга граждан. Именно по этим причинам проблемы нацио­нальной и международной безопасности становятся частью программ образовательных институтов, публикаций, обращенных не только к спе­циалистам, но и к широкой публике.

Глобальная безопасность.

Глобальная безопасность – вид безопасности для всего человечества, т.е. защита от опасностей всемирного масштаба, угрожающих существованию людского рода или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете. К таким угрозам прежде всего относят глобальные проблемы современности.

Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются:

- разоружение и контроль над вооружениями;

- защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран;

- эффективная демографическая политика, борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;

- предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов;

- сохранение культурного многообразия в современном мире;

- обеспечение соблюдения прав человека;

- освоение космоса и рациональное использование богатств Мирового океана.

Обеспечение глобальной безопасности неразрывно связано с ослаблением давления глобальных проблем на мировое сообщество. Глобальные проблемы современности– это такие проблемы планетарного масштаба, которые затрагивают в той или иной мере жизненно важные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого жителя планеты; они выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации, приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их решения, и требуют для своего решения усилий всех государств и народов, всего мирового сообщества.

Глобальные проблемы характеризуются планетарными масштабами проявления, большой остротой, комплексностью и взаимозависимостью, динамизмом.

Глобальная безопасность имеет всеобщий и всеобъемлющий характер. Всеобщность означает, что глобальная безопасность обеспечивается согласованными усилиями всех членов мирового сообщества. Всеобъемлющий характер безопасности связан с тем, что ее достижение возможно лишь при учете всех кризогенных факторов мирового развития и принятии мер, способствующих поддержанию состояния устойчивости и стабильности всех жизнеобеспечивающих систем современной цивилизации.

Формирование политики глобальной безопасности, возможностей и средств политического регулирова­ния глобальной сферы исследует политическая глобалистика.

Глобализация политики отражает потребность ут­верждения приоритета общечеловеческих ценностей. Политическая глобалистика – своеобразная полито­логия планетарной безопасности, формирующееся комплексное направление политической науки. В свя­зи с нарастанием глобальных опасностей возникают различные подходы к обеспечению безопасности ци­вилизации. Длительное время обращалось внимание на возможности экономической сферы (создание сис­темы экономической безопасности), социокультурной сферы (возможности использования моральной моти­вации индивидов и больших групп людей для того, что­бы объединить усилия людей для снижения растущей опасности для цивилизации). Однако десятилетия, прошедшие со времени появления первых глобальных прогнозов, показали, что стихийные экономические механизмы неспособны снизить глобальную опас­ность для цивилизации. Все большее внимание обра­щалось на сферу политики, на институты, которыми располагает политическая сфера и политическая жизнь. Происходило формирование понятия политики глобальной безопасности.

Политика глобальной безопасности носит слож­ный и комплексный характер; она неразрывно связана с различными сторонами и элементами политического процесса, общественной жизни. Глобализация поли­тики означает в конечном итоге утверждение приори­тета общечеловеческих ценностей, в результате кото­рого происходит расширение ее сектора, связанного с формирующимися общечеловеческими интересами. Объективная потребность решать общепланетарные проблемы неминуемо будет расширять ту сферу поли­тики, которая ориентируется на общечеловеческий интерес. Вместе с тем расширение этой сферы идет крайне сложно и противоречиво, тем более что нередко многие актеры политической сцены пытаются выдать свои эгоистические интересы за общечеловечес­кие, общепланетарные.

Политика глобальной безопасности структуриру­ется в зависимости от уровня и сферы деятельности:

- она может быть направлена на различные сферы – экономическую, экологическую, военную, информа­ционную, социокультурную;

- она может проявляться на разных пространственных уровнях - глобальном, региональном, общенациональном и локальном.

В широком смысле политика безопасности – это поли­тика уменьшения глобального риска. В гносеологиче­ском плане – политическая глобалистика, формирую­щаяся в комплексное направление политической на­уки; призванная раскрыть особенности политического процесса в условиях нарастающих глобальных опас­ностей; исследующая политические формы и средства адаптации отдельных обществ и цивилизации в целом к императивам выживания; осуществляющая поиск механизмов, методов и направлений регулирования взаимозависимости; определяющая безопасность гло­бальной системы и ее различных структур.

Для политики глобальной безопасности весьма важным является выяснение истоков тех проблем и противоречий, которые ставят под угрозу существова­ние цивилизации. Весьма перспективным является уяснение основных подходов, которые обеспечивают безопасность глобальной системы.

Очевидно, что без политического регулирования, без адаптации политического процесса к новым ре­альностям трагический исход становится все более и более вероятным. Одной из центральных проблем политической глобалистики является обеспечение безопасности циви­лизации.

Региональная безопасность.

Глобаль­ные проблемы международной безопасности все больше находят свое отражение в комплексах региональной безопасности. Но их проявление в различных регионах не одинаково. На региональные процессы оказы­вает влияние проецируемая извне политика ведущих держав. Но в том или ином регионе особое значение имеют локальные проблемы, прису­щие главным образом или исключительно конкретному региону.

Региональная безопасность – составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культурные, религиозные традиции и т.п. Отличается она,

Во-вторых, отличием в обеспечении безопасности в различных регионах мира является неодинаковая степень вовлеченности великих держав в обеспечение региональной безопасности.

С точки зрения военно-политической безопасностипод региономподразумевается группа государств, озабоченности в сфере безопасности которых переплетены так плотно, что их национальные безопасности нельзя продуктивно рассматривать в отрыве друг от друга. В последнее время к действующим лицам помимо государств добавляются негосу­дарственные акторы на территории группы соседних государств, пове­дение которых существенно влияет на безопасность этой группы.Обыч­но география регионов с точки зрения безопасности совпадает с географией устоявшихся международно-политических регионов, кото­рые составляют совокупности политического и экономического взаимодействия, объединенные общей структурой и логикой поведения вхо­дящих в них государств и негосударственных действующих лиц.

Центральными проблемами безопасности в африканском регионе остаются внутренние вооруженные конфликты и усилия по их урегу­лированию. Однако происходящие в этом регионе процессы в основном имеют локальный характер и в меньшей степени, чем процессы в дру­гих регионах, оказывают влияние на международную безопасность гло­бального масштаба.

Военно-политическая ситуация в регионе Латинской Америки ос­тается в основном стабильной и традиционно в большой степени авто­номной от процессов, происходящих в мире и в других регионах.

Отличаются регионы и по степени формализации и институционализации систем региональной безопасности, включающих региональ­ные организации, договоры, соглашения, режимы в области контроля над вооружениями, меры доверия, взаимной помощи и т.п. Самая высокая степень такой институционализации присуща системам евро­пейской безопасности, безопасности в Латинской Америке, аналогич­ная система постепенно формируется на евразийском постсоветском пространстве, предпосылки ее формирования наблюдаются в усилиях Африканского Союза. Наименьшая степень институционализации ха­рактерна для процессов безопасности в регионе Ближнего и Среднего Востока и в АТР.

Очевидно, что все вышеуказанные процессы и факторы, определя­ющие новые параметры международной безопасности, находятся в ста­дии изменений. Их удельный вес в глобальной международной безо­пасности неодинаков и также изменяется.

Тема урока: Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму.

Рассматриваемые вопросы:

1. Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму.

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Надий. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась 2я мировая война а после нее"холодная война". Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире который многолик, динамичен и долой острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла я всемирная угроза человечеству от производственной деятельности.

Понятие международной и национальной безопасности, в российской научной литературе международная безопасность рассматривается как состояние политических, экономических и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии одного или группы государств против другого государства или группы государств и обеспечивающее их мирное сосуществование на началах равноправия, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения национальной независимости и самоопределения народов, а также их свободное развитие на демократической основе.

Как видно из приведенного определения международная безопасность выступает лишь как благоприятная внешняя среда для развития государств. Такой подход вытекал из примата в международной политике именно обеспечения безопасности государства.

Теория и практика обеспечения безопасности в послевоенный период в основном сосредоточилась на разработке вопросов безопасности государства.

Понятие безопасности государства как системы мер по защите интересов страны, общества и человека вошло официально в политическую практику российской федерации лишь в 1992 году с принятием закона "О безопасности", в теоретических работах и публицистике России вплоть до настоящего временя это понятие определялось термином "национальная безопасность заимствованным у США. Причем понимается он совершенно различным образом, для российских специалистов-международников национальная безопасность суть безопасность государства, для тех, кто занимается внутренними вопросами СНГ и России, национальная безопасность это мир между нациями и национальностями. Некоторые ученые стремятся рассматривать национальную безопасность как совокупность безопасности личности, общества и государства на том основании, что в российском законе они отнесены к субъектам безопасности. На наш взгляд, целесообразно безопасность российского государства как субъекта безопасности выделить в самостоятельный тип, определив ее в силу многонационального характера страны как национально-государственную безопасность.

Согласно закону .№ 257 1947 года под национальной безопасностью в официальных американских источниках понимается условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме. Такой подход к безопасности государства (в США понятие "нация" отождествляется с государством) вытекает из постулата о том, что международные отношения являются результатом столкновения государств которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели как для обеспечения безопасности, так и экспансии.

Виды безопасности. До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопаености. Однако с 60х годов началось постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Отсюда подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.

Все многообразие жизнедеятельности государства и общества можно разделить на следующие области (сферы): политическая, экономическая, социальная и экологическая. Военная сфера деятельности государства о теоретической точки зрения является составной частью политической области функционирования государства и общества. Однако исторически военные вопросы выделяются в самостоятельную сферу функционирования государства и общества. Каждой из рассмотренных выше областей деятельности государства и общества соответствует свой вид безопасности (политической, военной, экономической, социальной и экологической). Такой подход к делению безопасности на виды по сферам деятельности государства прослеживается и в Законе "О безопасности" РФ, где указывается, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Рассмотрим некоторые стороны обеспечения безопасности по каждому из видов. Политическая безопасность означает устойчивость государственного и общественного строя конкретной страны от внешних и внутренних воздействий, военная безопасность достигается наличием средств "сдерживания" путем устрашения. В случае с Российской федерацией основным средством "сдерживания" является несомненно ядерный потенциал, достаточный для обеспечения гарантированного уничтожения" в ответном ударе, в современных условиях (в отличие от периода "холодной войны") национально-государственная безопасность России на 75% зависит от ее экономической безопасности. В самом общем виде экономическая безопасность страны определяется степенью самообеспеченности экономики и ее эффективностью. Экономические неурядицы отражаются прежде всего на социальной стабильности государства. Последняя представляет собой устойчивость к внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям и внутреннее равновесие общества, обеспечивающие максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. В экологической безопасности как бы перекрещиваются экономическая безопасность и социальная стабильность, вплоть до последнего времени вопросы экологической безопасности в России не вызывали особых забот ни у руководителей, ни у общественности. сейчас экологический климат резко изменился.

Структура безопасности. Согласно закону российской федерации "О безопасности", международной теории и практики обеспечения безопасности основным субъектом обеспечения безопасности вплоть до настоящего времени выступает государство. После второй мировой войны все больший вес в системе международной безопасности приобретают международные и региональные организации (Организация Объединенных Наций, североатлантический союз, совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе).

Субъекты безопасности действуют на международной арене в соответствии со своими целями и интересами. В законодательствах российской федерации и других государств нет определений целей и интересов. Но в политической практике они постоянно присутствуют. Из текста закона "О безопасности" можно вывести следующие цели: у личности это соблюдение ее прав и свобод; у общества это сохранение его материальных и духовных ценностей; у государства это защита строя, суверенитета и территориальной целостности, в американской официальной литературе к целям национальной безопасности отнесены обеспечение военных и оборонных преимуществ над любым иностранным государством или группой государств, благоприятных позиций на международной арене, военного потенциала, способного успешно противостоять враждебным и разрушительным действиям извне или изнутри

Законом российской федерации вводится понятие интереса личности, общества и государства без его раскрытия. В ЖА и других западных странах официального определения интереса нет. Один из наиболее заметных американских исследователей проблемы интереса Д.Нойхтерлайн так определяет это понятие: "Национальный интерес сохранение благосостояния американских граждан и американского предпринимательства, связанных с международными отношениями и находящихся под воздействием политических сил вне административного контроля правительства США". в российском законе использован лишь термин "жизненно важные интересы". Они определяются как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Американские же специалисты делят интересы на четыре группы (типа):: национального выживания, жизненные (или жизненно важные), существенные и периферийные основных направлением деятельности государства по обеспечению безопасности является защита интересов национального выживания и жизненно важных интересов.

Зарубежная типология интересов тесно связана с условиями их сохранения. Для определения степени опасности интересам употребляются три уровня: угроза, вызов и риск . Каждый из уровней означает возможности какой либо страны, группы лиц или явления угрожать ("угроза"), противодействовать ("вызов") или каким-либо образом мешать ("риск") достижению целей национальной безопасности. Законом "О безопасности" российской федерации угроза безопасности представляет собой "совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства" . Другие степени опасности российским субъектам безопасности в законодательном порядке не определены, что в известной степени соответствует практике обеспечения безопасности, поскольку она связана с защитой от угроз интересам выживания и жизненно важным.

Понятие цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер безопасности, в США и других развитых странах Запада имеется довольно четкая увязка этих понятий. Так, угроза интересам выживания означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, однако использование военной силы практически неизбежно. Защита не требует немедленных действий военного характера.

Система мер по достижению целей государства, защите его интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения безопасности могут быть сведены в пять групп: политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей ) военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия), экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады), социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков), экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны), для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость. Например, либерализация цен в России (экономическая сфера) влечет за собой снижение уровня жизни (социальная сфера). Аналогично решение о сокращении российских вооруженных сил оказывает влияние на военную сферу отношении внутри страны (увольнение военнослужащих, конверсия) и на систему международных отношений (политических вывод войск, экономических реализаций остающегося за рубежом имущества, экологических ликвидация вредных для природ последствий использования иностранной территории для обеспечения безопасности. Современная теория рассматривает три способа регулирования; конфликтных отношений: предотвращение их эскалации, замораживание на существующем уровне и их разрешение. Предотвращение эскалации конфликтных отношений! предполагает такие действия сторон, которые снижают уровень КОНФЛ.ИКТНОСТИ на ранних фазах конфликта. Замораживание означает сохранение конфликтности отношений на существующем уровне или некоторое снижение конфликтности. Классическим примером "замораживания" являете перемирие в Корее. Под разрешением конфликтных отношении понимается ситуация, при которой все заинтересованные стороны устанавливают взаимоотношения, по сути, приемлемые для всех и соответствующие взглядам и позициям каждой из сторон.

Основным методом обеспечения безопасности несомненно является предупреение развития конфликтных отношений между государством. Одним из наиболее распространенных способов такого предупреждения является введение международных ограничений (так называемых "барьеров") на ту или иную деятельность. Примером подобных барьеров служат договоры о нераспространении ядерного оружия и ракетных технологий, о запрещении ядерных испытаний, о прекращении использования фрионов в произвйдственных целях и т.п. На протяжении почти всей половины XX вена широкое применение в предупреждении эскалации конфликтных отношены играло "сдерживание" ("устрашение"). Обычно оно связывалось с угрозой применения военной силы. Однако политическая практика, особенно в последнее десятилетие, дает немало примеров использования других средств политического, экономического, психологического характера для воздействия на субъектов конфликтов.

Наряду с принудительными мерами воздействия на субъектов конфликта в последнее время набирают силу мирные способы разрешения конфликтов и кризисов, ведущее место при этом занимают переговоры. Существуют три широких подхода к регулированию конфликтных отношений: правовой (или нормативный), принудительно-переговорный, решение проблемы". Доминирующую роль в урегулировании современных конфликтов играет принудительно переговорный способ или метод торга.

При замораживании конфликтных отношений широко используются миротворческие вооруженные силы. Они применяются для разведения конфликтующих сторон обеспечения снабжения мирного населения, наблюдения за соблюдением договоренностей.

ведущими государствами, концептуальных подходов к ее обеспечению.

Проблемы обеспечения безопасности при этом по-новому сопрягались

с понятиями свободы и равенства в области межгосударственных отношений,

в результате чего усложнялись институциональные структуры и механизмы

обеспечения безопасности, призванные координировать действия членов

Опыт обеспечения безопасности выявил особую значимость и

ответственность взвешенной политики ведущих государств мира,

Актуальность задачи обеспечения национальной и международной

безопасности и потребность в переосмыслении подходов к ее решению резко

возросла в постбиполярном мире в контексте глобальных трансформаций на


Не случайно наряду с понятием международной безопасности в

политологическом дискурсе все чаще испол ьзуется новый ее аналог -

Появление этих категорий обусловлено стремлением осм ыслить новые

реальности мира с растущей взаимозависимостью государст в, народов,

социумов, цивилизаций, где стремительно развиваются транснациональные

процессы, и множится число глобальных проблем и рисков.

Как свидетельствует новое направление социологии риска, это

усложняет решение проблем безопасности, внося элемент неопределенности

при оценке состояния безопасности. Признано, что новые угрозы и вызовы

ХХI века требуют г ораздо более эффективной стратегии международной

безопасности, как было заявлено Генеральным Секретарем ООН в 2005 году

в докладе под названием «В условиях большей свободы - к безопасности,

Все возрастающая вовлеченность государств в мировые процессы,

наряду с ростом их политической и социальной ангажированности, создала

серьезные политические, мировоззренческие и прогностические трудности на

Не случайно безопасность, наряду с проблемами демократии и

эффективным управлением, отнесена IV Всероссийским конгрессом

политологов к числу новых вызовов политической науке.

повышенная общественно - политическая важность исследования категории

Важное место среди работ по этой тем е занимают индивидуальные

монографии и коллективные труды Г.А. Арбатов а, А.Г. Арбатова, Н. К.

Арбатовой, Э.Я. Баталова, А.Д. Богатурова, В.И. Иноземцева, А.А.

Кокошина, Н.А. Косолапова, В.А. Кременюка, В.В Лапкина, А.И. Неклессы,

В.А. Никонова, М.Г. Носова, А.С. Панарина, В.И. Пантина, А.А. Пикаева,

IV Всероссийский конгресс политологов. Демократия, безопасность, эффективное управление: новые

вызовы политической науке. Тезисы докладов. М., 20-22 октября 2006.

С.М. Рогова, А.М. Салмина, К.Э. Сорокина, П.А Цыганкова, Т.А. Шаклеиной

Проблемам европейского развития, европейской безопасности и

безопасности в системе Россия - ЕС - НАТО - США посвящены работы

ученых-европеистов В.Г. Барановского, Е.Э. Горбатова, А.А. Громыко, Ю.П.

Давыдова, Д.А. Данилова, В.В. Журкина, В.Б. Княжинского, О.В. Приходько,

Ю.И. Рубинского, Д. Тренина, М.А. Троицкого, А.И. Уткина и м ногих

Особенностью развития теорий национальной и международной

безопасности в постсоветский период было расширение географии и состава

исследовательских центров. В отличие от советского времени, когда

разработка этой тематики велась узким кругом элитных учебных заведений

(МГИМО и Дипломатическая академия МИД СССР, Университет дружбы

народов им. П. Лумумбы), академических и отраслевых НИИ (часто

закрытых), к исследовательскому процессу подключились ученые не только

Наряду с государственными учреждениями, появились и частные или

независимые экспертные центры, обслуживающие различные экономические

или политические группы интересов. Можно выделить три основные

категории исследовательских центров – вузы, научно-исследовательские

Вузы и исследовательские центры при них. В этой категории

безусловными лидерами, как и прежде, являются элитные столичные вузы –

МГИМО (У) и Дипломатическая академия МИД РФ, МГУ и РУДН. Эти

учреждения разрабатывают весь круг проблем , связанных с национальной и

международной безопасностью – теоретические проблемы (Баланс сил в

Под ред. Э.А. Позднякова. М., 1993; Геополитика: теория и практика.

Под ред. Э.А. Позднякова. М., 1993), западные и российские школы ТМО

(Тюлин И.Г. Исследования международных отношений в России: вчера,

сегодня, завтра // Космополис: Альманах, 1999), исторические аспекты,

современные международные реж имы безопасности (Мировая политика и

международные отношения на пороге третьего тысячелетия. Под ред. М.М.

Лебедевой. М.: МОНФ, 2000; Современные международные отношения. Под

ред. А.В. Торкунова. М.: РОССПЭН, 1998, 1999, 2000; Цыганков П.А.

Безопасность: кооперативная или корпоративная? // Политические

исследования, 2000, № 3 ), рег иональные подсистем ы международной

безопасности (Восток-Запад. Региональные подсистемы и региональные

международных организаций в обеспечении мира и стабильности, контроль

над вооружениями и разоружение, миротворчество, м еждународно-правовые

аспекты (Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и

Ими же производится и большая часть учебной литературы по данной

проблематике (Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. М.:

Мысль. 1997; Введение в социологию м еждународных отношений. М., 1992;

Внешняя политика и безопасность современной России. В 4-х томах. М.:

РОССПЭН, 2002; Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997; Каламкарян Р.А.,

Мигачев Ю.И. Международное право: вопросы и ответы. М.: Юрлитинформ,

2002, с. 215-239, 387-422; Колосов В.А ., Мироненко Н.С. Геополитика и

политическая география. М.: Аспект пресс, 2001; Мировая политика и

международные отношения. Ключевые слова и понятия. Под ред. М.М.

2000; Мировая политика и международные отношения в 1990-е гг.: взгляды

американских и французских исследователей: хрестоматия. Под ред. М.М.

Лебедевой и П.А. Цыганкова: МОНФ. М., 2001; Мурадян А.А. Самая

Фундаментальными трудами по этой тематике стали: Об основных

понятиях международно-политической теории. М., 1990; Нартов Н.А.

Геополитика. М., 1999; Тихонравов Ю .В. Геополитика. М., 1998; Хрусталев

М.А. Теория политики и политический анализ. Учебное пособие. М., 1992;

Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений. М.,

1994; Цыг анков П.А. (ред.) М еждународные отношения: социологические

подходы. М.: Гардарики, 1998; Цыганков П.А. Международные отношения.

М.: Новая школа, 1996; Цыганков П.А. Теория международных отношений.

М.: Гардарики, 2002; Международные отношения: становление и развитие

теории (1939-1972). М.: Гардарики, 2001; Теория международных

отношений. Хрестоматия. Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2001,

хотя стоит отметить, что специального учебника (или учебно-методического

комплекса, который включал бы в себя, помимо учебного пособия,

хрестоматию и практикум) по международной безопасности пока не

существует. Как правило, этой тематике посвящены лишь главы и разделы

Как уже отмечалось, за последнее десятилетие в регионах также

возникли самостоятельные научные центры и школы, активно заним ающиеся

теоретическими и практическими аспектами международной безопасности.

Так, ученые санкт-петербургских вузов уделяют большое внимание

изучению философско-теоретического изм ерения международной

безопасности (Лом агин Н.А., Лисовский А.В., Сутырин С.Ф., Павлов А.Ю.,

Кузнецов В.Е. Введение в теорию международных отношений и анализ

внешней политики), эволюции понятийного аппарата в данной предметной

области, отдельных парадигм западной Т МО (Конышев В.Н. Неореализм в

современной политической мысли США. Учебное пособие. Санкт-

Петербург: Санкт-Петербургский университет, 2001), военной стратегии

отдельных стран и коалиций, взаимосвязи между интеграционными

процессами и укреплением международной безопасности (Морозов В.Е.

(ред.) 50 -летие Европейских сообществ и Россия: прошлое, настоящее,

будущее. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского

университета, 2002), роли военной силы в современных международных

отношениях (Конышев В.Н. Принятие решений о военных интервенциях:

отношения президента и конгресса США (1982-1991 гг.). Санкт-Петербург:

ВИРД, 1999), методов урегулирования локальных конфликтов и пр.

Целью настоящей работы является рассмотрение такого понятия, как

международная безопасность, сущность и подходы к ее обеспечению.

На основании вышеуказанной цели, можно выделить основные задачи,

 Рассмотреть понятие и сущность международной безопасности;

 Выявить взаимосвязь международной и национальной безопасности;

 Проанализировать м еждународную безопасность в контексте мировых

 Выявить проблемы безопасности в современном обществе;

 Рассмотреть региональные комплексы безопасности в контексте

современных теоретических подходов к проблемам безопасности;

 Рассмотреть международный контроль за безопасностью.

Объект исследования: понятие и сущность международной безопасности.

Структура настоящей работы состоит из введения, двух глав,

включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.


II.Основная Часть. Международная безопасность: сущность и подходы к

Глава 1. Основная характеристика международной безопасности

Восприятие безопасности менялось по мере развития человечества. На

протяжении длительного периода в мире доминировали религиозные и

Аристотель и Платон считали, что безопасность индивидов должно

обеспечивать государство, путем управления общественной жизнью ради

перечисляя бедствия, приносимые войнами, объ являл их виновников

Франка прямо призывала к священной войне против войны.

О соотношении моральных сторон войны и мира рассуждал и Н.

Макиавелли, считая, что война рождает преступников, а мир их вешает.

Безопасность как отсутствие опасности благодаря философским

концепциям Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б.Спинозы, Ф. Гегеля и других

мыслителей XVII-XIX вв. прочно вошла в оборот среди научных и

Одним из первых мыслителей, не только выступавших в пользу мира,

но и обосновавших его историческую возможность и неизбежность, был И.

Кант. Предупреждая, что истребительная война приведет к вечному миру

лишь на гигантском кладбище человечества, он в своем трактате «К вечному

Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4, - М.: Мысль, 1983. С - 14.

Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. - Ростов на Дону: Феникс, 1998. С –

Гоббс Т. Левиафан // Т. Гоббс. Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. - М., 1965; Гегель Г. Философия

права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Керимов Д. А. и Нерсесянц В. С. - М.: Мысль, 1990. С - 28.

Кант. И. К вечному миру. - М.: Московский рабочий, 1989. С – 63.


Нельзя не упомянуть и классический труд К. Клаузевица «Война:

войны и мира и роли силы в отстаивании интересов государства.

Творческое наследие классиков в полном объеме используется

современными аналитиками и политическими деятелями при формировании

политики в сфере национальной и международной безопасности.

Выдающийся вклад в осмысление безопасности как сложного

социально-политического и морального явления внесли русские философы

XIX - XX вв. Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин,

П.И. Новгородцев, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой и целый ряд других.

В противовес концепциям и идейным течениям, последователи

которых проповедовали культ войны и насилия, они рассматривали

безопасность с философских, морально-этических, правовых и

Господствующая в СССР м арксистско-ленинская методология и

классовая концепция мира не смогла заглушить интерес к философским и

нравственно - этическим аспектам мира и безопасности, особенно в период

В 70-х - 80-х годах ХХ века проявился повышенный интерес к идеям

манифеста Эйнштейна-Рассела, к воззрениям А. Сахарова, Н. Моисеева и

редакцией И.К. Пантина, в котором предупреждение ядерного холокоста и

обеспечение мира было признано центральным общественно-политическим

вопросом в условиях планеты, перенасыщенной смертоносным оружием.

Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе //

Сахаровский сборник. Сост.: А. Бабенышев и др. - М.: Книга, 1991. С – 79.

Вопрос всех вопросов: (Борьба за мир и исторические судьбы человечества). Ред. Коллегия И.К. Пантин,

Необходимость данного кодекса вызвана тем, что в мире существует серьёзная проблема загрязнения, вызванная влиянием человеческого фактора, которая приводит к значительным человеческим жертвам, а также огромному ущербу окружающей среде и значительным финансовым убыткам. Основным выводом по результатам проведенных исследований было признано отсутствие системы управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, а также недостаточная подготовленность экипажей к действиям в аварийных ситуациях. Практическим результатом проделанных исследований стала разработка и внедрение различных национальных и международных рекомендательных, а также нормативных документов, обязательных к исполнению.

История создания кодекса

В мае 1989 года, на заседании Maritime Safety Committee (MSC) 57-й сессии ИМО, делегация Великобритании пыталась ввести в действие через этот комитет проект наставлений по безопасной эксплуатации судов в виде рабочего документа MSC 56/WP.4, принятого позже как Резолюция ИМО А. 647 (16).

6 ноября 1991 года была принята Резолюция ИМО А. 680 (17), отменившая Резолюцию А. 647 (16).

Читайте также: