Методы социальной терапии сообщение

Обновлено: 16.05.2024

Социальная терапия – совокупность приемов и техник, обеспечивающих воздействие на клиента с целью его включения в социальную среду; развития (компенсации) способностей; выравнивания (повышения) социального статуса. Данная технология основана на социальном принятии, признании, одобрении человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. В социальной терапии используются следующие приемы:

· систематическое поощрение специалистом по социальной работе всех успехов клиента;

· разработка методик и определение тех видов деятельности, где клиент может проявить свои способности, раскрыться, показать высокие результаты и быть успешным;

· поддержка его инициативы в выборе видов деятельности, установлении отношений с окружающими людьми;

· отказ от негативной критики действий клиента и его личности.

Социальная терапия проводится для клиентов, утративших социальный статус, признание и принятие обществом. Это могут быть граждане с ограниченными возможностями; клиенты, находящиеся в местах лишения свободы, женщины, пострадавшие от насилия. Результатом социальной терапии является восстановление ресурсов клиента, которые преобладали до возникновения трудной жизненной ситуации, а также их компенсация с помощью усиления оставшихся способностей и достижения высоких результатов в значимой для него деятельности. Средством социальной терапии является терапевтическая среда, которая создается и поддерживается специалистами по социальной работе в малых группах клиентов учреждения социального обслуживания населения. С помощью данных объединений происходит формирование определенных ценностных ориентаций (взаимная забота, эмпатия, взаимопомощь, поддержка), создается положительный эмоциональный фон и позитивные отношения. Социальная терапия проводится с помощью следующих направлений: арттерапия, сказкатерапия, ипотерапия, трудотерапия, смехотерапия.

Арттерапия представляет собой совокупность психо-коррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией. Арттерапия включает:

· изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством);

· библиотерапию (воздействие чтением);

· имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

· музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (воздействие с помощью пения);

· кинезетерапию (включает танцтерапию, хореатерапию, коррекционную ритмику – воздействие движениям) и др.

Специалист по социальной работе, осуществляющий арттерапию, специально подбирает – картины, музыку, литературные произведения. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для клиента условия, которые воздействуют на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают эмоциональное напряжение клиента. Занятие по социальной терапии состоит из следующих этапов: подготовительного, основного, заключительного.

· 1. Подготовительный этап. Специалист по социальной работе определяет состав участников, изучает особенности трудной жизненной ситуации каждого, выбирает направление социальной терапии, разрабатывает сценарий проведения.

· 3. Основной этап занимает большую часть времени до (3/4 от всего занятия) и по своему содержанию представляет реализацию сценария, разработанного специалистом по социальной работе индивидуально или совместного с группой.

4. Заключительный этап занятия предполагает подведение итогов и обеспечение перехода из мира игры, сказки в реальную жизнь, где каждый человек несет определенную ответственность и имеет обязанности. Для подведения итогов участники рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями, мнениями. В заключении проводится заранее продуманный специалистом по социальной работе ритуал прощания, способствующий сохранению положительных эмоций у клиентов и формирующий у них желание придти на следующее занятие.

Социальная терапия как комплекс решений, процедур, мероприятий и действий направлена на решение социальных проблем различного уровня организации общества

Нормализация социальных связей, взаимодействий и отношений в разных сферах жизнедеятельности человека, общественной жизни

  • исправление, коррекция поведения;
  • предупреждение дисфункций;
  • обеспечение нормального развития;
  • самоутверждение личности
  • семьи с детьми (в т.ч. с детьми-инвалидами);
  • граждане пожилого возраста;
  • инвалиды;
  • граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании

Специалисты социальных и образовательных организаций (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, инструктор по труду, культорганизатор)

Виды социальной терапии:

  1. Индивидуальная – нацелена на оказание помощи конкретному лицу путем непосредственного воздействия на него, без привлечения в этот процесс других лиц. Применяется к тем получателям социальных услуг, решение проблем которых требует конфиденциальности.
  2. Групповая – оказание помощи получателю социальных услуг в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп.
  3. Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п.
  4. Семейная – работа специалиста с семьей, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.
  5. Сетевая – эффективный способ восстановления отношений между индивидом и его социальным окружением, социумом. Основана на работе с ближайшим окружением или сетью социальных контактов. Основа сетевого метода заключается во включении социального окружения в терапевтическую работу. Оно наряду с получателем социальных услуг становится субъектом. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь участникам сетевой встречи найти имеющиеся ресурсы, поддержать и укрепить их. Обращение к ближайшему окружению (друзья, родственники, соседи, учителя и др.) в трудной ситуации является или должно было быть естественной реакцией

Механизм реализации (формы и методы)

Основные этапы социальной терапии:

  1. Знакомство специалиста с проблемой, приглашение получателя социальных услуг к сотрудничеству. Именно здесь закладывается возможность тщательной подготовки к последующей деятельности по решению возникшей проблемы.
  2. Оценка проблемы, ее значимости для получателя социальных услуг, места, которое она занимает в его жизни. Этот этап предполагает сбор необходимых для последующей работы сведений о получателе, его системе связей и отношений с другими людьми и т.п.
  3. Планирование последующей деятельности и принятие взаимных обязательств. Здесь получатель социальных услуг и специалист рассматривают весь диапазон возможных путей и способ решения проблемы, выбирают наиболее эффективные и приемлемые, определяют ответственность каждой из сторон за последующие действия и составляют график совместной деятельности.
  4. Осуществление запланированных изменений. Получатель социальных услуг и специалист по мере возможности выполняют взятые на предыдущем этапе обязательства, т.е. осуществляется процесс социально-терапевтического вмешательства и осуществления социальных изменений.
  5. Оценка полученных результатов и завершение работы. Этот этап социальной терапии предполагает анализ результативности совместной деятельности получателя социальных услуг и специалиста по решению какой-либо проблемы, внесение при необходимости соответствующих корректив в этот процесс и составление рекомендаций для последующей жизнедеятельности получателя социальных услуг.

Методы социальной терапии:

Терапевтические методы:

Учитывая специфичность многих методов социальной терапии, их психотерапевтическую направленность, в практике социальной работы их необходимо применять осмотрительно, отдавая предпочтения тем из них, которые хорошо зарекомендовали себя в той или иной сфере социальной работы

Результативность (критерии и показатели)

  • достижение субъектом своих целей, удовлетворение своих желаний и потребностей. В таком случае субъект получает то, к чему стремился и чего желал (образование, карьера, работа, семья и др.);
  • преобразование системы ценностных ориентаций и интересов субъекта. В данном случае речь идет о решении конкретной проблемы получателя социальных услуг и изменении отношения получателя к существующим ценностям;
  • активизация общей работы систем организма субъекта, улучшение психологического состояния

Преодоление возникших социальных или личностных затруднений человека, гармонизация системы его взаимоотношений с другими людьми, социальной и природной средой существования

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:

- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;

- мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;

- микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.

Сущность социальной терапии как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ее основе лежит идея "лечения", то есть достижение максимально возможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане.

Социальная терапия вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.

Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.

Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии.

- исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;

- обеспечение нормального развития субъекта;

- самоутверждение личности субъекта.

По определению С. В. Тетерского, социальная терапия означает систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.

Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться. Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:

1.Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).

Во-вторых, система административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений. Использование административных методов предполагает выработку субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п.

2.Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значительно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда других методов.

Все эти группы методов социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержания конкретного социального диагноза.

Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.

3. Виды социальной терапии

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.

1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии. Этот вид социально-терапевтического воздействия требует от социального работника или другого специалиста высокой профессиональной квалификации, личного такта, способности к пониманию и сочувствию.

2. Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста – психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия предполагает использование психотерапевтических процедур и операций.

3. Семейная терапия – работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

Доминирующий метод оказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять гораздо более широкий спектр её разновидностей. К наиболее часто применяемым в практике социальной работы видам терапии относятся следующие.

1.Трудовая терапия, основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие на человека через процесс труда. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей и возможностей человека, сформировать у него ощущение собственной нужности и полезности окружающим, организовать систему межличностных отношений между клиентом и другими людьми, расширить круг общения, снять ощущение напряжённости и беспокойства.

3.Дискуссионная терапия предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такой подход к решению проблем человека или группы даёт возможность определить степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку её другими людьми, позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует стремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей.

Социальная терапия – сравнительно новая технология, которая получает все большее распространение в современной социальной практике.

Несмотря на разницу подходов, можно заключить, что целью социальной терапии во всех указанных случаях является достижение максимально возможного уровня социального здоровья – состояние полного физического, душевного и социального благополучия личности, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Методы социальной терапии – это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой истории сложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можно рассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальной работы.

2. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997.

3. Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособия для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.

Формирование среды:
• Создание окружающей среды, ориентированной на реальные условия
• Важными аспектами являются расположение учреждения, домашняя атмосфера и возможности самостоятельного формирования окружающей среды
• Терапевтическое сообщество
• Активная роль партнерства пациента посредством совместной работы с курирующим персоналом и врачами
• Создание устойчивого контакта, определение здоровых участков и стимулов со стороны групп самопомощи

Методы креативной терапии:
• Художественные и творческие предложения
• Примеры: танцевальное и двигательное лечение, музыкальная терапия, арт-терапия и художественная терапия, театральные группы
• Цели: тренировка когнитивных способностей, улучшение коммуникативных способностей, повышение уверенности в себе, тренировка выносливости, содействие творчеству, расслабление, структурирование дня

Сферы социотерапии

Трудовая терапия:
• Подготовка к самостоятельной трудовой жизни, к работе в мастерской для людей с ограниченными возможностями либо специальные мероприятия по содействию трудовой жизни
• Целью терапии является содействие выносливости, выдержке, добросовестности, пунктуальности и способности к адаптации
• Специальные формы трудотерапии - это трудовой тренинг и выяснение степени возможной нагрузки

Консультирование и курирование посредством социальной службы:
• Важнейшие формы раннего выяснения и анализа социальной ситуации пациента с выявлением угрозы здоровью, а также консультирование в общении с государственными структурами, работодателями, учреждениями страхования и т.д.

• Социотерапевтические предложения в области проживания
- курируемое отдельное проживание, группы совместного проживания, общины совместного проживания, интернаты переходного типа, интернаты, семейный уход и т.д.
- мероприятия, структурирующие день, являются основой всех учреждений сферы проживания

• Постепенное возвращение к работе по окончании полного или частично стационарного психиатрического лечения
• Защищенные рабочие места для психически больных в специальных мастерских, если все предпринимаемые попытки трудовой реабилитации не имеют успеха
• Цель: возможность длительной трудовой деятельности, соответствующей ограниченным способностям

Работа с близкими и родственниками:
• Врачебная беседа с близкими и родственниками
• Группы близких и родственников
• Учреждения для оказания помощи близким и родственникам

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Читайте также: