Методы работы с текстовыми источниками информации сообщение

Обновлено: 11.05.2024

4. Факты, описания явлений

5. Идеи, законы, закономерности

Любой текст опирается на совокупность
некоторых теоретических утверждений,
изложенных в виде проблем, идей,
формулировок законов или закономерностей.
Теоретические утверждения в тексте могут
быть строго аргументированы, могут быть
проиллюстрированы примерами, могут быть
приведены без дополнительной
аргументации. Мера доказательности,
строгости в изложении определяется
общими задачами текста и его природой.

6. Идеи, законы, закономерности

Тезис (с греческого Thesis) – положение,
истинность которого может быть доказана
(подтверждена или опровергнута); кратко
сформулированные основные положения текста,
доклада и т.д.
Антитезис – отрицание тезиса.
Таким образом, тезисное изложение текста – это
краткое изложение текста.
Задания: построение тезисного плана,
построение антитезисного плана, выявление
аргументации, опровержение аргументации,
воссоздание текста по тезисному плану, раскрытие
одного из тезисов….

7. Методы

8. Введение и выводы

9. Примеры и метафоры

Пример и метафора – способ заботы автора о
читателе
Метафора (с греческого methaphora перенос) –
оборот речи, заключающий скрытое уподобление,
образное сближение слов на базе их переносного
значения.
Задания: поиск метафор в тексте или построением
собственных метафор при изложении взглядов и
позиций.
Философы утверждают, что современный взрослый
человек в своем мышлении оперирует целым слоем
метафор (метафорическое сознание).

10. Основной признак культурного чтения - выступает способность к структурированию текста:

– графическая или текстовая организации
структуры теста (включающая разные виды
планов, конспектов, схем);
– построение тезисного (антитезисного плана);
– выделение структурных элементов текста:
ключевых понятий, теоретических положений
(идеи, законы, закономерности, проблемы),
методов, выводов, иллюстративно-мотивирующих
приемов.

11. Методики работы с текстом

12. Методики работы с текстом

13. Методики работы с текстом

Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической
организации материала, позволяющий сделать наглядными те
мыслительные процессы, которые происходят при погружении
в тот или иной текст. Кластер является отражением
нелинейной формы мышления

14. Методики работы с текстом

Оформление текста в таблицу.
Любая таблица - результат некоторой
классификации, оформленный в виде нескольких
столбцов и строк.
Создание таблиц – важнейший метод
структурирования, полезный как на стадии
осмысления, так и переработки материала.
Задания к таблице:
• заполнение пропусков в уже заполненной таблице по
материалам текста;
• описание логики построения таблицы;
• построение таблицы по образцу, когда заполнены
только первый столбец и первая строка и т.д.

15. Методики работы с текстом

16. Методики работы с текстом

17. Методики работы с текстом

Таск-анализ. ТАСК - (это сокращение для слов Тезис — Анализ
— Синтез — Ключ), его помочь ученикам научиться независимо
размышлять об отдельных моментах текста.
Вопрос
1. Какая тема обсуждается?
2. Каково основное утверждение по
теме?
3. Сформулируйте
контрутверждение: что скорее
всего выскажет оппонент в защиту
либо для опровержения данного
утверждения?
Ответ

8. Изложите свое утверждение
полностью в следующей форме:
Несмотря на то, что . (укажите
контрутверждение либо один из
самых сильных доводов в его
защиту), . ( основное
утверждение), поскольку
. (главные причины, побуждающие
верить в истинность основного
утверждения).
9. Является ли полный тезис
спорным, но в тоже время
приемлемым для защиты, либо
неприемлемым, либо слишком
сложным для принятия?
10. В случае необходимости
пересмотрите ваше основное
утверждение и повторите все
стадии ТАСК.

20. Методики работы с текстом

21. Методики работы с текстом

Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – краткое письменное
изложение или запись содержания чего либо (лекции, беседы,
дискуссии и т.д.). Результат конспектирования – запись,
позволяющая конспектирующему немедленно или через
некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную
информацию.
формы конспектирования:
Линейное конспектирование в форме развернутого тезисного
плана.
Построение кластера (другой формы схемы) с текстовыми
вставками.
Построение табличной формы конспекта, например, в
вопросно-ответной форме.
Двухэтапный конспект.
Построение конспекта на основе опорных сигналов.

22. Методики работы с текстом

23. Методики работы с текстом

К сожалению, наши учащиеся часто не воспринимают информацию, которую несет текст, испытывают затруднения при выполнении заданий по тексту. Работа с текстом позволяет: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, выделять существенную информацию, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность действий), анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить рассуждения о свойствах и связях объекта, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям.

Рассмотрим некоторые методы работы с текстом:

Эффекты, полученные при реализации упражнения:

1. Понимание текста

2. Выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку

3. Выделение главного и второстепенного

4. Умение переформулировать текст

5. Развитие речи

6. Умение аргументировать.

Мобильный, или сотовый, телефон - это миниатюрная комбинация телефона, радиоприемника и радиопередатчика, ставшая возможной только благодаря достижениям современной физики.

При перемещении мобильного телефона из одной ячейки в другую он автоматически переключается на свободный канал ближайшего приемника-передатчика.

Итоги выполнения упражнения: (см. табл. 2)

Результат выполнения задания

Охарактеризуйте материал текста

Данный текст раскрывает принцип работы мобильного (сотового) телефона.

Задание 1. Прочитайте текст. Выделите информативные центры в абзацах. Сформулируйте и запишите вопросы к ним.

Звуки, которые мы не слышим

Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим. Хорошо известен пример летучих мышей, имеющих ультразвуковой локатор: посылая и ловя отраженные от стен и веток деревьев ультразвуковые волны, летучие мыши легко огибают препятствия в кромешной мгле.

Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными приборами. Многие слышали о четырехглазых рыбах, но, наверное, менее известно, что, например, у кузнечика уши расположены…на его широко расставленных ногах.

Инженеры и изобретатели наших дней нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное применение. Инфразвук оказался очень удобен для дальней подводной связи, для быстрого обнаружения препятствий под водой. Ультразвук очень хорошо очищает поверхность любых кристаллов от мельчайших загрязнений, дробит руду, видит скрытые раковины и дефекты в кристаллах и сплавах, проникает сквозь ткани человеческого тела, помогает получать объемное изображение внутренних органов человека. Ультразвуку в этом идет навстречу само строение человеческого организма – границы между сосудами и кровью, между опухолью и нормальной тканью по –разному отражают ультразвук, позволяя заметить тонкие изменения в структуре и расположении внутренних органов. При этом ультразвук совершенно безвреден для человеческого организма.

У всевидящего рентгеновского излучения, которым злоупотреблять нельзя, появился друг – соперник. Ультразвуковые анализы врач может делать без всяких последствий для здоровья больного несколько раз в день.

После окончания работы с текстом учащимся предлагаю еще одно задание.

Задание 2. Составленные вами вопросы являются вопросным планом к данному тексту. Сравните ваш план с предлагаемым ниже:

1) Какими звуками пользуются многие животные и птицы?

2) Какими приборами наделяет свои создания природа?

3) Какое применение ультразвуку и инфразвуку нашли инженеры и изобретатели в наши дни?

4) Какой друг – соперник появился у рентгеновского излучения?

Я считаю, что форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей.

Составление плана – трудный процесс. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

В работе с текстом мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании – прочитанное.

В методическую палитру педагога.

Что понимается при этом под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление – таким образом - по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это – скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.

На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов тьютор помогает обучающимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии)характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Рассмотрим несколько приемов графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.

Наиболее популярным из современных методов является – кластер.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии,

может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Заметим, что кластер может быть логически выстроен, а может выступать лишь первым наброском к последующему осмыслению. При построении кластера важным представляется именно выделение элементов и выстраивание связей между ними; собственно, первый набросок может быть позднее переосмыслен и даже превратиться в таблицу.

Конечно, учащимся может быть предложен и такой способ структурирования текста – как оформление его в таблицу. Любая таблица – представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Многообразие дидактических упражнений, построенных на табличном методе столько велико, что мы приведем здесь только несколько:

- заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;

- описание логики построения таблицы;

- построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.

Приведем еще несколько видов интересных упражнений, связанных с созданием таблиц.

Выписки из текста

Вопросы и комментарии

Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному, тьютор может договориться с учащимися о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методы и приемы работы с различными источниками информации (текстами)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методы и приемы работы с различными источниками информации (текстами)

Методы и приемы работы
с различными источниками информации (текстами)

1. Составление учебных плановВиды учебных планов: Простой (информативный) пла.

1. Составление учебных планов
Виды учебных планов:
Простой (информативный) план
Развёрнутый план

Картинный план
Смысловой план
Стереотипный план
Тезисный план

Составление учебных плановПростой (информативный) план Его задача — помочь у.

Составление учебных планов
Простой (информативный) план
Его задача — помочь ученикам выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.

Составление учебных плановРазвёрнутый план Более сложная структура Несёт допо.

Составление учебных планов
Развёрнутый план
Более сложная структура
Несёт дополнительную функцию — научить школьников не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нём положения, раскрывающие и подтверждающие главные мысли.

Составление учебных плановКартинный план Заключается в воспроизведении внешн.

Составление учебных планов
Картинный план
Заключается в воспроизведении внешних деталей/эпизодов исторического факта в кратких, но образных формулировках.

Картинный планЧУМНОЙ БУНТ В МОСКВЕ Простой информативный план В сентябре 1771.

Картинный план
ЧУМНОЙ БУНТ В МОСКВЕ
Простой информативный план
В сентябре 1771 г. в Москве началась эпидемия чумы.
Карантинные дома становились последним приютом и больных, и здоровых…

Картинный план
Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и её окрестности.
Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…

Составление учебных плановСмысловой план Перечисление существенных признаков.

Составление учебных планов
Смысловой план
Перечисление существенных признаков, положений, характеризующих главные исторические факты, логику событий: причины, последствия, историческое значение, факторы и т.п.

Составление учебных плановСтереотипный план рассмотрение однородных истори.

Составление учебных планов
Стереотипный план

рассмотрение однородных исторических фактов с целью выявления их единичных, особенных и общих признаков.

Стереотипный планСтереотипный план «Время обитания человека умелого (Homo hab.

Составление учебных плановТезисный план перечисление существенных сторон, пр.

Составление учебных планов
Тезисный план
перечисление существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. Цель составления тезисных планов — актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них.

2. Составление текстовых таблицСравнительно-обобщающая таблица – является м.

2. Составление текстовых таблиц
Сравнительно-обобщающая таблица
– является материализованным итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения результатов этой работы
Этапы работы
1) выделение существенных признаков, по которым целесообразно сопоставление исторических фактов,
2) формулировка их в виде пунктов краткого стереотипного плана и запись в графу 1;
3) занесение сведений по каждой линии сравнения в другие графы (2, 3, 4) по горизонтали;
4) формулировка частных выводов о сходстве или различии сравниваемых объектов;
5) сведение итогов всей сравнительной работы в обобщающем выводе

Сравнительно-обобщающая таблица

Составление текстовых таблицКонкретизирующие таблицы способствуют лучшему у.

Составление текстовых таблиц
Конкретизирующие таблицы
способствуют лучшему усвоению понятий,
учат доказательству, всестороннему анализу фактов
опираются на умения учащихся составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы.

Реформы Петра I

3. Метод кластерного анализаВыделение смысловых единиц текста и графическое о.

Политические партииОпределение Признаки Функции Классификация

Политические партии
Определение
Признаки
Функции
Классификация

ФункцииОрганизованная группа людей, разделяющих Общую политическую программу.

Функции
Организованная группа людей,
разделяющих
Общую политическую программу и
стремящихся придти к власти
законным путем, поставив своего
Президента и сформировав свое
правительство
Политическая
Рекруиторская
Социализация
Представительская
Электоральная
Овладение
гос. властью
Выражение
интересов
определенных
слоев
Участие в
избирательной
кампании
Воспитание
преданных
членов
Отбор и выдвижение
Политических
лидеров

Признаки Политическая программаСеть первичных организацийУстав Руководящие.

Признаки
Политическая
программа
Сеть первичных
организаций
Устав
Руководящие
органы
Активное участие
В борьбе за высшую
власть
ЦК и
аппарат
Нормы
внутрипартийной
жизни
Цели и
стратегия

Классификация По способу организацииПо типу Политической программыПо отноше.

Классификация
По способу
организации
По типу
Политической
программы
По отношению
к власти
По типу
членства
По отношению
К обществу
Парламентские
Массовые
Правящие
Оппозиционные
Закрытые
Открытые
Революционные
Консервативные
Реформистские
Реакционные
Центристские
Правые
Левые
Защита
низов
Коммунисты,
социалисты
Демократы,
республиканцы
Защита богатых
и средних
Социал-
демократы
Защита сред.
класса

Политические партииопределениепризнакифункцииклассификацияБорьба за власть В.

Политические
партии
определение
признаки
функции
классификация
Борьба за власть
В государстве
Сеть первичных.
организаций
Руководящие
органы
устав
По способу
организации
Организованная
Группа людей, общая
программа, цель- президент
,правительство
политическая
Электоральная
Социализация
По отношению
К власти
По типу
членства
По отношению
К обществу
Рекруиторская
По типу полит.
программы
Политическая
программа
представительская
Политические
партии
определение
признаки
функции
Борьба за власть
В государстве
Сеть первичных.
организаций
Руководящие
органы
устав
Организованная
Группа людей, общая
программа, цель- президент
,правительство
политическая
Электоральная
Рекруиторская
По типу полит.
программы
Политическая
программа
представительская

4. СинквейнДидактический синквейн развился в практике американской школы. Пе.

4. Синквейн
Дидактический синквейн развился в практике американской школы.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.


5. Многоуровневый анализ исторических документов система типологических вопро.

Многоуровневый анализ исторических документоввопросы третьего уровня выводят.

Многоуровневый анализ исторических документов
вопросы третьего уровня выводят нас в сферу аксиологического анализа документа. Они связаны с реконструкцией и анализом ценностных установок, норм и традиций народов, относящихся к разным культурам, исторических деятелей или социально-политических организаций, которые представлены в документе, а также с изучением ценностных установок самого автора документа;
• вопросы четвёртого уровня представляют собой критику источника. На этом этапе работы с документом школьники подвергают сомнению его достоверность, пытаются объяснить мотивы и причины сознательной или подсознательной манипуляции автора документа с историческими фактами и использованными источниками;
• вопросы пятого уровня завершают системный анализ исторического текста и проясняют его ценность в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы.

Многоуровневый анализ исторических документовПоходы Святослава. Из «Повести в.

Многоуровневый анализ исторических документовВопросы в учебнике: 1. Сформули.

Многоуровневый анализ исторических документов
Вопросы в учебнике:

1. Сформулируйте правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе.
2. В чём, по свидетельству летописи, состояли причины побед Святослава?

Многоуровневый анализ исторических документовВопросы и задания многоуровнево.

Многоуровневый анализ исторических документов
Вопросы и задания
многоуровневого комплекса:

1. Как называется документ и к какому виду источников он относится?
2. В каком веке летописец записал этот рассказ?
3. Подсчитайте, сколько примерно веков и лет разделяют поход Святослава и летописный рассказ об этом историческом событии.
4. На карте определите примерное расположение города Переяславец. На территории какой страны он находился?

Многоуровневый анализ исторических документов5. С какими народами воевал княз.

Многоуровневый анализ исторических документов 8. Предположите, какие источник.

Многоуровневый анализ исторических документов

8. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Своё мнение аргументируйте.
- Вопрос критического характера (критика источника)

Многоуровневый анализ исторических документов9. Как автор рассказа о Святосла.

Многоуровневый анализ исторических документов14. Что нового помог вам этот до.

Многоуровневый анализ исторических документов
14. Что нового помог вам этот документ узнать о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами, об источниках по древней отечественной истории?
- Вопрос на оценку значимости этого документа в школьном курсе отечественной истории.

6.Таксономия БлумаУзнавание. Учащийся воспроизводит употребляемые термины, по.

6.Таксономия Блума
Узнавание. Учащийся воспроизводит употребляемые термины, помнит конкретные факты, помнит методы и процедуры, воспроизводит основные понятия, правила и принципы.
Понимание. Учащийся понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, интерпретирует схемы, графики, преобразует словесный материал в математические выражения.
Применение. Учащийся использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Анализ. Учащийся выделяет скрытые предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, приводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Синтез. Учащийся пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
Оценка. Учащийся оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие вывода имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев.

Таксономия Блума

7. Приёмы работы с иллюстрациями как историческими источниками1. Вопросы, свя.

7. Приёмы работы с иллюстрациями как историческими источниками
1. Вопросы, связанные с представлением произведения:
Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни?
Когда создано это произведение? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения?
Каково место действия изображённого на картине: поле битвы, город и т.п.?
Кто изображён на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?
Где опубликовано изображение — в официальных или оппозиционных источниках?

Приёмы работы с иллюстрациями как историческими источниками2. Вопросы, связан.

Приёмы работы с иллюстрациями как историческими источниками
2. Вопросы, связанные с описанием изображения:
Как расположены фигуры — поодиночке или группами, все ли изображённые на картине люди показаны равноценно?
Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы и др.?

Приёмы работы с иллюстрациями как историческими источниками3. Вопросы, связан.

Приёмы работы с иллюстрациями как историческими источниками
3. Вопросы, связанные с толкованием изображения как свидетельства эпохи:
Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время создания этой картины?
Объективно ли это изображение? Достаточно ли полно отражено на нём событие?
Какова общественная позиция автора картины, он поддерживает или не одобряет изображённое им событие/явление?
В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение?

Методы работы с источниками информации

Методы работы с источниками информации

Тезис- антитезис

Синквейн

Синквейн – это стихотворение представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн состоит из 5 строк: в первой строке заявляется тема или предмет (1 существительное); во второй строке дается описание предмета (2 прилагательных); в третьей строке, состоящей из 3-х глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающей или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово).

Кластерный анализ текста

Кластерный анализ текста

Кластер-фигура, которая графически отображает размышления , определяет информационное поле текста

Умения Организовать мозг

Обмен воспр. идеями

Активное Усвоение информации

Хорошо Устроенный мозг

Совершен- ствование идей

Оценка и преобра зование информации

Умение структури- ровать информацию

Лобовая конфронтация между идеями

Изменение идеи изнкутри

Методы работы с источниками информации

Конспектирование

Виды конспектирования Линейный конспект – форма развернутого тезисного плана Кластер с текстовыми вставками – кроме ключевых слов и понятий дается комментарий Конспект – таблица, может быть составлена в вопросно- ответной форме 4) Двухэтапный конспект: А) первая часть конспекта заполняется после прочтения текста Б) вторая часть – после выполнения всех видов заданий по тексту 5) Конспект на основе опорных сигналов – визуализация или выражение информации через образы (с помощью символов, схем, рисунков). Кодируется информация с помощью ключевых слов, фраз, рисунков, схем, символов.

Методы работы с источниками информации

Методы работы с источниками информации

Таблица – метод структурирования текста на стадии осмысления и переработки информации Таблица – результат некоторой классификации, оформленной в виде нескольких столбцов и строк Алгоритм создания: Определить основной смысл статьи (текста) Выделить основания для классификации Определить параметры классификации Построить таблицу по горизонтали и вертикали, определяя адекватно основания(одно по горизонтали, другое – по вертикали)

Методы работы с источниками информации

Двойной дневник Цель: изучающее чтение на основе возможности связывания прочитанного с личным опытом

Комментарии. Ассоциации. Аналогии. Мысли по поводу прочитанного

- Серьезное творчество - Олимпиада. Москва. - Успех олимпийских игр. Концепция. - Приемы развития творческого мышления - 4 000 000

-В институт поступала в тот год Сначала и не прочитала Почему-то подчеркнуто…

- 12 лет надо, чтобы прочитать каждую информацию

- О творчестве много говорят, мало делают Немногие знают, что это такое

Работала с этим. Статью писала. Так что же это такое? Попробую разобраться в авторской позиции

Методы работы с источниками информации

Метод графической разметки текста Формы: - подчеркивание - выделение текстом - маркировка специальными значками Методики: ИНСЕРТ, ПМИ (плюс, минус, интересно)

Методика Инсерт: 1 этап – определение системы маркировки текста (^, +,

-, ?) 2 этап – маркировка на полях абзацев и предложений 3 этап – систематизация информации в таблицу 4 этап – последовательное обсуждение каждого столбца

Если информация уже известна, она вписывается в столбик

Неожиданное, новое, интересное

Вызывает сомнение, несогласие

Непонятно, требует Дополнительной информации, дополнительного чтения

Методика ПМИ (плюс, минус, интересно)

Стратегия РАФТ Р – роль, Платов А – аудитория, старый друг Иван Ф -

форма, письмо Т – тема, танцующая блоха Дорогой мой друг, пишу тебе с отчаянием страшным. Император велел нашим мастерам одну вещицу аглицкую преобразить. Блоху танцующую, да чтоб непременно превзойти ихних мастеров. Поехал я, сам знаешь к кому, к тулякам. И вот эти оружейники сказали через недельку приехать за блохой. Приезжаю через недельку эту и вижу, что эти подлецы блошку танцующую сломали, верояций она боле не выделывает. Их ты, ещё говорят последнюю гвоздь заколачивать будут. Что за горе! Император голову с меня снимет, поэтому я и взял одного подлеца с выдранными волосьями, чтобы не только мне, но и ему несладко было….

Методы работы с источниками информации

Эссе – жанр критики и публицистики, прозаический этюд, свободно трактующий философскую, моральную, социальную проблему… В эссе раскрывается авторская позиция, художественный дар автора, своеобразное чувство юмора, умение строить логические композиции Время написания эссе: от 5-10 минут во время занятий без ограничений времени - дома

Вопрос таск - анализ

Какая тема обсуждается?

Каково основное утверждение по теме?

Сформулируйте контрутверждение: что, скорее всего, выскажет оппонент для защиты либо для опровержения данного утверждения?

Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы.

Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.

Видите ли Вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.

Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то что . (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), . (основное утверждение), поскольку . (главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).

Является ли полный тезис спорным, но в тоже время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?

В случае необходимости пересмотрите Ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК-анализа.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо:

Образование

Построение собственного образа мира и своего места в нём

Научный, творческий поиск

Укажите последовательность этапов познания

Увлечение учебным предметом

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Цели РКМЧП

Формирование нового стиля мышления

Развитие базовых качеств личности

Развитие аналитического, критического мышления

Формирование культуры чтения

Запуск механизмов самообразования, самоорганизации

Концепция технологии

Умение управлять информацией

Конструирование своего знания

Умение мыслить критически

Коммуникативно- деятельный принцип обучения

1 стадия: вызов

2 стадия: осмысление

3 стадия: рефлексия

3 фазы технологии РКМ

Любовь – это великое чувство, которое посылается нам в дар

Любовь Крылья, утро жизни, свет, огонь, полёт, сердце, свадьба, семья,

страсть, жизнь, смысл жизни, страдание, взаимопонимание, взаимоотношение

Поэзия Вдохновляющая и окрыляющая Просветляет, одухотворяет, обогащает

Поэт Загадочный и непредсказуемый Пишет, сочиняет, творит Не каждый

Р – роль, Платов А – аудитория, старый друг Иван Ф- форма, письмо Т – тема, танцующая блоха Дорогой мой друг, пишу тебе с отчаянием страшным. Император велел нашим мастерам одну вещицу аглицкую преобразить. Блоху танцующую, да чтоб непременно превзойти ихних мастеров. Поехал я, сам знаешь к кому, к тулякам. И вот эти оружейники сказали через недельку приехать за блохой. Приезжаю через недельку эту и вижу, что эти подлецы блошку танцующую сломали, верояций она боле не выделывает. Их ты, ещё говорят последнюю гвоздь заколачивать будут. Что за горе! Император голову с меня снимет, поэтому я и взял одного подлеца с выдранными волосьями, чтобы не только мне, но и ему несладко было….

«Верите ли вы, что… романтизм зародился в России

в основе романтизма лежит разочарование в идеях Просвещения? центральной проблемой является бесконечность человеческой индивидуальности, интеллектуальный и духовный мир? основные черты романтизма – гуманизм, народность, изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром? герой стремится к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира?

Носителем истины является Сатин, ему противопоставлен Лука

А рядом с ними есть ещё один человек, который тоже спорит об истине и сострадании. Лука силой своей мысли создаёт вокруг себя светлую, красивую ауру, несмотря на то, что вокруг него темнота, нищета. А у Сатина слабый характер, слабая аура. И поэтому его облако разгромила молния суровой правды

Читайте также: