Методы преодоления трудностей в обучении подростков сообщение

Обновлено: 15.05.2024

Целью исследования составление программы по задачам исследования.
Цель исследования обусловила следующие основные задачи:
1) рассмотреть общую характеристику подросткового возраста;
2) описать и разобрать причины школьной неуспеваемости;
3) описать и охарактеризовать индивидуально - типические особенности проявления внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями в обучении;
4) разработать и апробировать коррекционно - развивающую программу с элементами социально - психологического тренинга по преодолению внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями в обучении и оценить эффективность проведенной работы.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая работа на тему:

Психолого-педагогическая коррекция подростков с трудностями в обучении.

Подготовила: студентка II курса, спец. 050400

гр. ПЗ-11 Тадевосян К. Х.

Научный руководитель : Железнова Р. Г.

Глава I. Основные причины неуспеваемости подростков

1.1Общая характеристика подросткового возраста……………. ……. стр.5

1.2 Классификация причин школьной неуспеваемости ………. ……..стр. 6

1.2.1 Психологические причины неуспеваемости

1.2.2 Физиологические причины неуспеваемости

1.2.3 Социальные причины неуспеваемости

  • социальная сфера
  • одарённость
  • эмоциональное выгорание учителя

Глава II Психолого-педагогическая коррекция

2.1 Предупреждение нежелания учиться……………………….…….стр. 28

2.2 Ранняя профилактика и коррекция

социально и педагогически запущенных учащихся………….…….. стр. 28

2.3 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке……..…… стр. 30

2.4 Помощь семьи неуспевающему ребенку………………………… стр. 31

Введение

Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной психологии.

Учебная деятельность обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.

Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. Комплекс трудностей в учебной деятельности, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями. Внутриличностные противоречия могут перерастать во внутриличностные конфликты, которые, в свою очередь, усугубляют положение, усиливают негативные переживания внешних трудностей.

Особую остроту данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть, что и порождает разноплановые внутриличностные противоречия, которые, как правило, детьми не осознаются.

Категория внутриличностных противоречий в той или иной мере изучалась в различных психологических школах и направлениях, отражалась как внутриличностный конфликт. В психоанализе внутриличностные противоречия рассматриваются с позиции конфликта между сознательными и бессознательными тенденциями индивида.

Изучение проблемы внутриличностных противоречий на различных этапах онтогенеза позволяет сделать вывод, что весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного разрешения разнообразных по значению противоречий. В состоянии внутриличностного противоречия человек испытывает психическую напряженность. Относительное социально - психологическое равновесие в какой-то момент нарушается, что усиливает трудности, осложнения в освоении деятельности: игры, учения, труда, общения.

Если попытаться связать проблему школьных трудностей с внутриличностными противоречиями, то следует констатировать, что она только обозначена, специальных исследований, проясняющих характер существующих взаимосвязей между трудностями и внутриличностными противоречиями, особенно в младшем школьном возрасте, явно недостаточно. Ее решение в рамках педагогической психологии позволит, по нашему мнению, во-первых, ответить на вопрос, действительно ли трудности в учебной деятельности способствуют возникновению внутриличностных противоречий, а если это так, в чем специфика такой взаимосвязи. Во- вторых, позволит решить проблему преодоления трудностей не только традиционным путем, посредством повышения интеллектуального потенциала, обучения способам овладения учебной деятельностью, но и посредством организации специальной работы с детьми по снижению эмоциональной напряженности, преодолению внутриличностных противоречий.

Отсюда целью исследования составление программы по задачам исследования.

Объектом исследования трудности в обучении

Предметом исследования явились психолого- педагогическая коррекция подростка

Цель исследования обусловила следующие основные задачи:

1) рассмотреть общую характеристику подросткового возраста;

2) описать и разобрать причины школьной неуспеваемости;

3) описать и охарактеризовать индивидуально - типические особенности проявления внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями в обучении;

4) разработать и апробировать коррекционно - развивающую программу с элементами социально - психологического тренинга по преодолению внутриличностных противоречий у младших школьников с трудностями в обучении и оценить эффективность проведенной работы.


Цель: Сформировать комплексную систему работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Задачи:  Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении, определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.  Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с трудностями в обучении.  Осуществлять психолого-социально-педагогическое сопровождение детей.  Помочь учащимся в преодолении затруднений в учебной деятельности; научить их воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления.  Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.  Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям).

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Сформировать комплексную систему работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

 Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении, определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии

с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с трудностями в обучении.

Осуществлять психолого-социально-педагогическое сопровождение детей.

Помочь учащимся в преодолении затруднений в учебной деятельности; научить их воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления.

Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям).

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с отстающими детьми и детьми с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков, способствует формированию УУД;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей,

со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями

Откуда берутся слабоуспевающие дети? Трудности в обучении, особенно если они проявляются ещё в начальной школе, существенно затрудняют овладение ребёнком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы старших классов. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:

Причины возникновения трудностей у учащихся:

нарушения динамики психической деятельности,

особенности асимметрии (левшество),

недостатки анализаторов (зрения, слуха),

личностные особенности (частично).

чем проявляется у учащихся:

трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),

неспособность освоить программу,

ошибки в выполнении учебных заданий,

рамках психолого - педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:

первоначально устанавливается психологический контакт с подростком;

далее проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости;

на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.

Татьяна Ахутина

Психолог Татьяна Ахутина о нарушениях, связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией

FAQ: Трудности в обучении

FAQ: Трудности в обучении

FAQ: Трудности в обучении

FAQ: Трудности в обучении

FAQ: Трудности в обучении

FAQ: Трудности в обучении

FAQ: Трудности в обучении

Над материалом работали

Татьяна Ахутина

доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова


Один из самых ценных подарков, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его достойно проигрывать. Подростковый возраст — трудное время не только для родителей и учителей, но и для самих детей. В это время взрослые часто понимают, что те сценарии, по которым они общались с детьми, уже не действуют. Также в это время часто всплывают ошибки воспитания — родители понимают, что нужно что-то менять, ведь подросток начинает остро воспринимать любой комментарий в свою сторону, также остро реагирует на любые ситуации. Одним из проблемных вопросов подростков является неумение справляться с трудностями.

Неудачи подстерегают человека на протяжении всей жизни, поэтому навыки преодоления трудных ситуаций следует прививать с самого раннего детства. Подросток подвержен влиянию внутренних факторов, таких как личные переживания, и внешних факторов, порождаемых трудной ситуацией.

Трудной ситуацией для подростка будет любая ситуация, субъективно переживаемая подростком как обидная, оскорбительная или ранящая.

— Несчастная любовь, разрыв отношений.

— Конфликт, ссора со взрослым человеком (родители, учителя)

— Тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, болезни)

— Разочарование в своих успехах в школе на фоне высоких стандартов родителей.

— Неприятие в семье, сложная семейная ситуация.

Эти факторы влияют на эмоционально неустойчивого и психологически не готового к преодолению трудностей подростка. Чтобы научить его безболезненно переживать неудачи необходимо наладить работу по взаимодействию между ребенком, педагогом и родителями.

Разочарование в своих успехах в школе

Ребенок находится под гнетом перфекционизма родителей и стандартов школы. В такой ситуации ошибки — нормальное проявление процесса обучения, ведь подросток только начинает свой жизненный путь. Однако, из-за гормональных изменений адекватное восприятие ошибок ломается и необходимость поддержки очень важна со стороны взрослых.

Также процесс сдачи экзаменов в выпускном классе — огромный шаг, который покажет, что ждет подростка в дальнейшем. Совершить ошибку, не оправдать надежд родителей — все это дестабилизирует подростка, и так переживающего период гормональной нестабильности.

Как помочь?

— Разговаривать, эмоционально находится на одной волне со своим ребёнком, в таком случае не будет ничего скрыто от вас, вы сможете вовремя среагировать на тревожные сигналы.

— Выражать свои эмоции по отношению к подростку, говорить о своих чувствах по отношению к нему.

— Направлять огромный поток энергии в правильное русло — спорт, творчество, изучение иностранных языков.

— Стараться поддерживать режим подростка, если противится, стараться объяснить преимущества жизни в режиме.

— Помогать конструктивно решать вопросы с учебой.

— В сложных ситуациях не бояться прибегать к помощи специалистов.

Помните следующие важные моменты:

— То, что взрослому кажется пустяком для подростка может быть жизненно важной проблемой.

— У подростка недостаточно опыта для конструктивного решения сложившейся ситуации.

— Ответственность взрослого — вовремя заметить кризисное состояние подростка и поговорить. Это важное начало решения проблемы, так как подростки не всегда обращаются ко взрослым напрямую для разговора, чаще всего они это делают косвенно. Будьте открытым и внимательным, чтобы заметить данное скрытое желание.

— Не принижайте решение и мнение подростка, не давите своим авторитетом и опытом.

— Всегда проявляйте искреннюю активную заинтересованность в жизни подростка.

Важной задачей взрослого, будь то учитель или родитель, дать понять ребенку, что неудачи — это не то, чего нужно стесняться или избегать, а источник новых знаний о мире. Все совершают ошибки, и взрослые, и дети, объясните подростку, что из ошибки необходимо вынести урок, понять, как стать лучше. Тогда ошибки перестанут казаться чем-то стыдным, а неудачи станут восприниматься как шаг на пути к успеху. Эмоциональная устойчивость повысится и отношение к жизни станет легче.

Читайте также: