Методы педагогической защиты помощи и поддержки младшего школьника сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Идея гуманизации принципиально меняет направленность образования, связанную с человекоцентрированной моделью обучения и воспитания в аспекте гуманизации как ведущей тенденции развития современного общества, постепенно меняет взгляд на образовательный процесс в целом, направляя внимание и усилия непосредственно на помощь и поддержку личности, развитие и актуализацию ее потенциала. Педагогическая поддержка определяется в современном образовании как основная гуманистическая технология, служащая гармоничному и подлинному развитию человека, значимость которой подчеркивается не только в развитии личности, но и в развитии всего общества.

Анализ работ современных ученых позволил выявить различные педагогические подходы к решению вопросов педагогической помощи детям: В.П. Бедерханова - создание гуманной и культуросообразной среды становления личности свободной, активно индивидуальной, способной к самодетерминации, где педагог изменяет отношение к ребенку как субъекту жизни; О.С. Крушельницкая - создание деятельности, ориентированной на коллективную творческую организацию, где дети и взрослые оказывают друг другу поддержку; Н.Н.Михайлова, С.М. Юсфин - проектирование воспитательной системы, ориентированной на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогическая поддержка младших школьников – способ продуктивного развития личности

Сегодня, когда учитель имеет возможность выбирать развивающую образовательную концепцию, методику, хорошие учебники и учебные пособия, когда родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему, казалось бы, это позволит решить все проблемы ученика. Но не всё так просто…

Ребёнок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями

. Актуальной является проблема эмоционального благополучия младших школьников в обучении .

Младший школьник находится в особой ситуации риска : именно ему необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме

Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психо-физическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе,

обуславливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса. В этой ситуации возникает необходимость в педагогической поддержке ученика начальной школы.

Педагогическая поддержка – одна из категорий, о которой написано много. На первый взгляд, она кажется довольно понятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку преодолеть кризисный период развития и обрести своё

Основная задача учителя не только устранить , но и помочь осознать причины трудностей учащемуся и найти способ решения проблем.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:

Согласие ученика на помощь и поддержку , т.е. школьник либо сам просит о помощи, либо не отвергает, когда учитель предлагает. Только при полном доверии к взрослому, помощь будет принята ребёнком (возможно) и станет импульсом к активной внутренней работе.

Приоритет ребёнка в решении собственных проблем , т.е. педагог, помогает осознать суть проблемы или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

Соблюдение принципа конфиденциальности . Крайне важно для доверительного общения с детьми при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.

Защита прав и интересов ученика , подразумевается, что учитель при любых обстоятельствах держит сторону ребёнка (даже когда ученик нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребёнок более чем взрослый, имеет право на ошибку).

В 2009 году в нашей школе было сформировано всего два класса. Никакого специального отбора не проводилось, поэтому пришли дети с разным уровнем развития.

У каждого появляется шанс предложить своё правильное решение, самоутвердиться и заработать авторитет. Учащиеся приучаются работать с учебным материалом и добывать знания. Это вырабатывает объективную самооценку.

Радует то, что даже самые застенчивые, смелее выходят к доске, легко и свободно отвечают на вопросы, принимают активное участие в обсуждении проблемы, запоминают и выполняют порядок, в выполнении операций. Такие формы работы развивают умение делового общения, взаимодействия, взаимопомощи, вселяют в ребёнка уверенность своих силах и способностях.

Начиная со 2 класса, я использую методики изучения особенностей личностного развития младшего школьника.

С помощью них мне удается многое узнать о каждом, и о классе в целом. Анализируя полученные результаты, создаю обстановку способствующую развитию способностей учеников и их личностному росту.

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и создание условий для успешного развития и саморазвития школьника.

Методы педагогической защиты

  1. Обучающие методы: метод лекции, семинара; метод тренинга; метод практического занятия.
  2. Метод прямой защиты от опасности - природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами; уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.).
  • метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
  • метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
  • метод “параллельного действия” (например, использование актива школьников в разрешении конфликта);
  • метод “правила и закона” (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в классном коллективе в соответствии с законами как средствами защиты их прав, достоинства; совместная выработка этих законов и следование им);
  • метод “торможения” (не запрещение, а приостановка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
  • метод “мажора” (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей) и др.
  • метод “угашения переживаний” (успокоение путем беседы-рационализации - превращения обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки );
  • метод “прямого действия” (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя);
  • метод рефлексивного анализа (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
  • метод “переключения” - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, “гру- шу” в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению глобальными общечеловеческими - прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);
  • метод “возбуждения оптимизма” (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.

Методы педагогической поддержки

Методы педагогической поддержки используются классным руководителем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.

  1. Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом самосовершенствования.
  2. Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, ее деятельностная сторона.
  3. Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.
  • метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
  • метод “увлечения весельем” - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
  • метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  • метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
  • метод “оптимального режима жизни”;
  • метод “постепенности” - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
  • метод физических упражнений и занятия спортом;
  • метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
  • метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.
  • метод “угашения отрицательных переживаний” - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
  • метод “устранения плохих привычек”;
  • метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
  • метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.

  • метод “увлечения добрым делом”;
  • метод “увлечения героическим” - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
  • метод традиции - творческое использование положительного опыта;
  • метод “увлечения красивым” - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;
  • метод “увлечения загадочным” - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
  • метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
  • метод доверия - развивается вера в свои силы;
  • метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
  • метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
  • метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
  • метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

Методы педагогической поддержки развития способностей.

  • метод наблюдения;
  • метод коллективного анализа деятельности, размышления;
  • метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
  • метод тестирования и анкетирования.
  • метод “мозгового штурма” - при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
  • метод “сократовской беседы” - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
  • метод синектики - смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
  • метод “задачной формы организации учебно-воспитательного процесса” — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение задачи путем использования новых способов ее решения;
  • метод “деловой игры” - при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
  • метод развития интуиции (игры “Почувствуй состояние другого”, “Кто стоит за дверью”, “Холодно-горячо”, “В какой руке?” и т.д.);
  • метод психотренинга - направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
  • метод “творческого выполнения задач”;
  • метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
  • метод поручения - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
  • метод упражнения - повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
  • метод “создания воспитывающих ситуаций” - ситуаций свободного выбора поведения;
  • метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - “активное слушание”, “прием на работу”, тренинг по этикету, “Кораблекрушение”, “Необитаемый остров” и т.д.);
  • метод творческого поиска.
  • метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
  • метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);
  • метод “предоставления дополнительных полномочий”;
  • метод критики;
  • метод “ролевой игры” (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
  • метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
  • метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
  • метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
  • метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
  • метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
  • метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
  • метод самоконтроля;
  • метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.

Задание для работы в группах

1 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные методы педагогической защиты, поддержки. (заполните 3 столбец таблицы)

2 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные прямые способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).

3 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные превентивные способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).

(Возможный вариант заполненной таблицы в приложении1)

Мозговой штурм “Взаимопомощь, взаимозависимость”

(Работа продолжается в группах.)

Цель: научиться видеть взаимозависимость между группами людей.

Материалы: два комплекта карточек, маркеры, большой лист ватмана.

  • детям - помогает в случаях недомогания;
  • учителям - помогает вызвать родителей заболевших детей.
  • родителям – сообщает диагноз, дает советы по лечению.

Задание для членов группы №2 и №3.

Члены групп, разбившись на пары, представляют ролевую игру (возможно пантомиму) на основе своей карточки: помощник и тот, кому оказываю помощь. Остальные участники угадывают, кто является помощником.

  • Что вы узнали о взаимоотношениях разных групп людей в школе?
  • Есть ли группы людей, которые чаще сами оказывают помощь, нежели получают ее?
  • Какова роль учащихся в жизни школы?
  • Что бы вы хотели изменить в нынешнем укладе жизни школы?

Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры.-М.:-ЦГЛ.-2005

Реализация концепции модернизации российского образования неразрывно связана с поиском и освоением возможностей практического воплощения положений личностно-ориентированного обучения и воспитания. Отсюда повышенный интерес ученых, практических работников к феномену педагогической поддержки – приемлемому для современных условий средству, способствующему развитию личности. Инициатором, пропагандистом и разработчиком основ педагогической поддержки еще в 70-е годы был Олег Семенович Газман – известный педагог, автор концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.

Газман считал, что главное значение в образовании имеет не социализация как его основная часть, а индивидуализация как система средств и условий, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других. Помогать растущему человеку в этом, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности – главное предназначение педагога.

Индивидуализация – это система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном самоопределении.

Педагогический смысл поддержки отражается в двух подходах к ее определению – широком и узком. Широкая интерпретация связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, с формированием способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. Узкий смысл – помощь педагога, его содействие в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.

Педагогическая поддержка не может заменить воспитание, так как сам из себя человек не может вырастить культуру, создаваемую веками.

В организационном (технологическом) смысле педагогическая поддержка может быть представлена этапами деятельности педагога в целях помощи воспитанникам (ученикам) при решении проблем.

В результате воспитательный процесс в группе строится таким образом, чтобы воспитанник научился владеть собой, становился хозяином собственной жизни (не потребителем, а распорядителем, т.е. умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению).

Концептуально педагогическая поддержка рассматривает ученика, воспитанника, как субъекта жизнедеятельности.

Цель педагогической поддержки: устранение препятствий в самостоятельном продвижении воспитанника.

Предметом деятельности – процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно преодолеть препятствия (личностные, средовые, материальные), личностному выбору, обретению себя.

Препятствие – это то, что отделяет личность от достижения желаемого результата.

Классификация препятствий:

Отсутствие ориентации – это недостаточная информированность субъекта в выборе того или иного действия или пути достижения результата.

Поддержка в преодолении трудностей основывается на оказании помощи в мотивации и самоорганизации.

Проблема – переживаемая личностью недостаточность (физического, психического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов деятельности) для достижения необходимого результата. Её невозможно устранить имеющимися у школьника средствами, либо средства выбраны не верно. Для решения проблемы используются новые для индивида средства, способы, подходы к их выбору, привлечение других или отказ от принципиально нерешаемых проблем.

Материальные - ограниченные возможности субъекта в осуществлении желаемого (нехватка учебных помещений; финансовое положение семьи и др.).

Перечисленные группы препятствий, прямо или косвенно расположены на пути развития процессов самореализации, самоорганизации и самоопределения.

Технология педагогической поддержки , её реализация на практике (из опыта работы в нашей группе) .

Выделяется 5 этапов педподдержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.

Этапы педагогической поддержки:

1 этап – диагностический:

Задача педагогов на данном этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить её.

фиксация факта препятствия (препятствие есть, в такой-то сфере например , успеваемость );

классификация препятствия (личностное: препятствие ориентировка, трудность, проблема; средовое; материальное);

В соответствии с видом препятствия, осуществляется соответствующая педагогическая поддержка. Например:

2 этап – поисковый:

В качестве педагогических средств поддержки могут использоваться: проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога – поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

3 этап – договорной:

проектирование действий педагога совместно с ребенком. На данном этапе мы совместно с ребенком намечаем путь действий по преодолению его сложностей . В случае с Андреем, акцент был сделан на мероприятия, действия, связанные с самоорганизацией мальчика (не отвлекаться, слушать учителя и т.д.);

разделение функций педагога и ребенка и ответственности за решение проблемы; Мы (воспитатели) берем на себя функцию активных наблюдателей (направляющая помощь), а воспитанник, в нашем случае Андрей, выступает как исполнитель. Ответственность: воспитатель – 1) организация самоподготовки, создание эффективных условий работы (следит за дисциплиной, исключает внешнее вмешательство в процесс самоподготовки), (проекция ситуации урока)); 2) помощь в случаях затруднения; 3) контроль (самоподготовка, связь со школой).

Развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы самоопределения является важным результатом педагогической поддержки.

действия самого ребенка. Педагог – наблюдатель, с его стороны идет одобрение, поощрение действий, инициативы и самостоятельности ребенка;

действия самого педагога (осуществление выше перечисленных действий). Также на данном этапе воспитатель может активизировать деятельность другого взрослого (узкого специалиста, родителя, родственника) для того, чтобы устранить препятствия мешающие саморазвитию воспитанника (в случае с Андреем, активизация действий сестры, в случае с Иваном – бабушки, логопеда, психолога);

5 этап – рефлексивный:

совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения при решении проблем. Форма: устная, письменная (Мои успехи, мои неудачи). Так же можно предложить ребенку, на договорном этапе, ведение дневника успехов, с последующим его обсуждением на заключительном этапе.

Читайте также: