Методы исследования проектной деятельности небольшое сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Из моей практики могу сказать, что в начале своей работы в школе было очень сложно понять, как правильно выбрать методы для решения проектных задач. Все-таки проект проекту рознь. А проекты в информатике почему-то сводятся к поиску в Интернете или работе в приложениях.

Метод – способ достижения цели исследования. От его выбора зависит все исследование.

Методы бывают двух видов: общие и специальные. Специальные методы используются в определенных узких областях научных знаний. Общие используются в различных науках: теоретические, эмпирические, математические.

Наблюдение – метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов. В Проектах, например, по биологии очень качественно можно доказывать гипотезы наблюдая за развитием растений в разных средах, развитие и рост популяций насекомых. Метод наблюдение тесно связан с фиксированием увиденного и анализом полученных результатов. На уроках информатики можно проводить наблюдение за действиями исполнителей алгоритмов при программировании, например, циклов. Наблюдать над аналоговым сигналом разных частот при воспроизведении звуков с фиксированием в диаграммах…

Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате эксперимента. Мы проводим эксперименты с разными исходными данными при решении задач в программе Excel – расчет параметров коробки с большим объемом, расчет параметров исследования массива температур, расчет изменения популяции животных и т.д.

Анкетирование – метод опроса посредством заполнения опросного листа. По моему мнению на уроках анкетирование удобно проводить в конце, когда идет самоанализ работы на уроке. Это скорее элемент урока при работе над самоанализом, а не работа по каким-то учебным задачам.

Анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Очень часто на уроках использую этот метод в работе – анализ карты географической, анализ таблицы с формированием вывода пор проделанной работе.

Синтез – способ познания посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.

Любая лабораторная работа по моделированию в информатике направлена на эти методы решения задач. После расчета в базе данных или электронной таблице необходимо провести анализ и сделать вывод.

Обобщение – способ познания посредством определения общих существенных признаков. Информатика – наука практическая и в ней очень много задач на обобщение – в частности при изучении технологических приемов работы за ПК. Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. И многие технологические приемы и способы работы в приложениях опираются на общие закономерности работы. Так же в комплексных задачах при моделировании можно использовать обобщение при анализе работы.

Определение понятий – способ познания посредством раскрытия содержания понятий. По моему мнению любой термин в информатике начинается именно с этого – это фундаментальные понятия науки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика исследования – совокупность методов, применяемых в данном исследовании. Метод – способ достижения цели исследования: способ познания, способ исследования. Методы исследования и их грамотное использование повышают качество научной работы: делают её логичной и доказательной. Владение методами исследования является профессиональным умением. Методы обладают воспитывающей способностью: пользование методами учит рефлексии, самооценке, самокритике, а также воспитывает терпение, реалистический подход к жизни, аккуратность в работе.

Среди методов научного познания, наиболее часто используемых в ученической научно­ исследовательской деятельности, различают методы получения нового знания и методы его организации. Ключом к методике является признание и реализация права каждого ученика на выражение собственных убеждений и мнений.

Методы научного познания традиционно делятся на общие и специальные.

Специальные методы определяются характером исследуемого объекта. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности. Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания. В отличие от специальных, они используются в самых различных по предмету науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся: теоретические методы, эмпирические методы, математические методы.

1. Метод эксперимента - метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые не возможно выявить в результате наблюдения

Это ведущий метод познания в большинстве наук. Экспериментальное исследование в проектной работе занимает главное место. Существуют определённые требования к ведению и оформлению экспериментального исследования. Оно включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлексивный этап.

2. Метод структурированного интервью:

4. Метод наблюдения - метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов.

Структурированное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по плану, неструктурированное наблюдение – это наблюдение, при котором определен только объект наблюдения;

Полевое наблюдение – это наблюдение в естественной обстановке; лабораторное наблюдение – это наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях;

Непосредственное наблюдение – это наблюдение, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя; опосредованное наблюдение – это наблюдение, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя опосредовано прибором.

Включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе.

Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего.

Наблюдение осуществляют в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определение цели наблюдения.
  2. Выбор объекта наблюдения.
  3. Выбор способов достижения цели наблюдения.
  4. Выбор способа регистрации полученной информации.
  5. Обработка и интерпретация полученной информации.

5. Картографический метод.

Картографический метод исследования основан на получении информации с помощью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.

6. Математический метод.

Математические методы являются важнейшим инструментом анализа экономических явлений и процессов в обществе. Исследования и практические задачи базирующиеся на большом объеме информации, которую необходимо объективно оценить и провести группировку или классификацию, доказать зависимость или провести моделирование, выявить оптимальные условия развития или установить пространственные закономерности развития объектов или явлений, дать прогноз их развития. Эти вопросы успешно решаются с помощью математических методов.

7. Метод иллюстрирования.

Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой­либо форме. Говоря об этом методе, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально­выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Этот метод не просто вносит элементы художественности, он раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по-разному. Метод иллюстрирования обладает большой силой эмоционального воздействия.

8. Метод моделирования.

1. Материальное (предметное) моделирование:

– физическое моделирование – это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.

- аналоговое моделирование – это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).

2. Мысленное (идеальное) моделирование:

– интуитивное моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующим формализации.

– знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какоголибо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.

9. Теоретические методы:

  • Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
  • Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Анализ и синтез не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя.
  • Сопоставления и сравнения. Сравнение – это научный метод, в процессе которого неизвестные явление, предметы сопоставляются уже с известными, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого.
  • Обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.

Определяют два основных обобщения: индуктивное и дедуктивное:

- индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному) предполагает определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксировании их в форме понятия или суждения

- дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное) предполагает актуализацию понятия или суждения и отождествления с ним соответствующих существенных признаков одного и более объектов

Методы исследования – это способы, которые были использованы во время проведения исследования (работы над темой), совокупность различных действий, направленных на достижение цели проектной работы, являются обязательным разделом введения.

Методы исследования во введении проектной работы

Методы исследования во введении проектной работы

Методология проектной работы предполагает комплексный подход, то есть во время выполнения проекта следует использовать несколько методов исследования, такой подход позволяет получить точный и объективный результат, ведь на основании полученных данных делаются не только выводы, но и разрабатываются рекомендации и предложения.

Расположение методов исследования во введении

Раздел с методами исследования является обязательным, располагается во вводной части проектной работы, после теоретической основы исследования.

Расположение методов исследования во введении проектной работы

Расположение методов исследования во введении проектной работы

Методы исследования располагаются в порядке их использования, то есть сначала методы исследования используемые в теоретической главе, далее методы исследования, использованные в практической (исследовательской) главе. Разделять их на теоретические и практические не требуется, каждый метод отделяется от другого запятой.

Особенности подготовки методов исследования

При подготовке раздела с методами, использованными при исследовании, следует указывать только те методы, которые были применены при подготовке проектной работы. Указывая методы исследования, которые не были применены при выполнении проекта, автор вводит в заблуждение проверяющего, а также демонстрирует свое неумение подбирать необходимые для теоретического и практического исследования методы, что, в свою очередь, приводит к снижению итоговой оценки на защите проекта.

Количество методов исследования при написании проекта

При выполнении проектной работы нет определенного требования к количеству методов, которые требуется применить, при этом применение 1-2 или 3 методов исследования говорит о недостаточно полном изучении темы, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Оптимальным является использование от 6 до 10 методов исследования.

Классификация методов исследования

Характеристика методов исследования

Методы исследования в проектной работе можно разделить на несколько групп:

  1. Общенаучные методы исследования – являются теоретическими методами, применяются при подготовке теоретической части проектной работы:

Чтобы понять, какие именно методы были использованы при подготовке проектной работы, следует знать трактовку каждого метода:

Абстрагирование – данный метод предполагает изучение определенного свойства или характеристики объекта (явления) без учета остальных его свойств и характеристик, то есть при использовании метода абстрагирования необходимо конкретизировать признаки, которые требуется исследовать при выполнении работы. Например, изучение того, как вес корабля влияет на его скорость.

Анализ литературы – метод, который предполагает изучение литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования проектной работы, является основным методом, применяемым для подготовки теоретической части работы.

Аналогия – метод исследования, подразумевающий поиск сходств явлений или предметов по определенному перечню признаков. Например, поиск сходств у автомобилей, произведенных в разных странах.

Исторический метод – изучение какого-либо события в хронологическом порядке, определение этапов развития или создания чего-либо в определенный промежуток времени.

Классификация – часто используемый в проектных работах метод исследования, который предполагает деление (классификацию) явления или предмета по определенным свойствам или признакам, данный метод направлен на структурирование информации. Деление явлений или предметов может осуществляться по различным свойствам, например, размер, длина, вес, объём, температура (физические свойства); рок, поп, классика, вокал (жанры музыки); красный, белый, синий, черный (цвета). Классификация может быть проведена по различным признакам, которые поддаются сравнению.

Конкретизация – метод исследования, который предполагает полное и детальное исследование явления, объекта или предмета в реально существующих условиях. Например, изучение влияния загрязнения атмосферы на лишайники.

Моделирование – при использовании этого метода исследования объект, предмет или явление, которое подвергается исследованию, должно существовать в реальности и быть перенесено в созданную модель. Например, моделирование каких-либо процессов происходящих в природе.

Обобщение – метод, в котором вывод о существующих явлениях или предметах делается на основании большого количества отдельных свойств или признаков.

Существует 2 вида обобщения:

  • эмпирическое (индуктивное) – общие свойства и характеристики явления или предмета строятся путем анализа конкретных характеристик и свойств;
  • аналитическое – изучение различных мнений по одной и той же теме или вопросу без использования конкретных опытов (без применения эмпирической действительности).

Синтез – метод исследования, который объединяет разрозненные признаки и свойства в единый объект для изучения.

Формализация – метод, предполагающий передачу сущности объекта (явления) или его структуры путем использования символов, формул, математических схем.

Эмпирическими методами являются:

Для понимания, какие методы относятся к практическим, рассмотрим каждый из них подробно:

Анализ нормативно-правовой базы – метод исследования, который подразумевает исследование нормативных актов стран(ы), области, республики, ведомств и министерств, также может быть проведено исследование законов, указов, постановлений и т.д. по определённой тематике. Например, исследование нормативных актов, в которых закреплены права и ответственность несовершеннолетних.

Анкетирование в отличии от опроса всегда проводится в письменном виде, то есть подготавливаются анкетиные листы которые раздаются участникам анкетирования.

Опрос – метод предполагающий проведение опроса в качестве практической части работы, в отличии от анкетирования данный метод исследования может предполагать усный опрос респондентов, то есть если для того чтобы узнать мнение респондентов им не раздавались анкетные листы – это опрос.

Использование опроса и анкетирования в проектной работе позволяет узнать мнение большого количества людей, что в свою очередь получить более точные и полные данные, поэтому чем больше людей участвовало в опросе или анкетировании тем точнее данные.

Беседа – метод исследования который подразумевает проведение беседы с одним или несколькими людьми обладающими ценной информацией или знаниями в определенной области, о каком-либо событии, памятной дате и т.д. то есть о предмете исследования проектной работы.

Не следует путать беседу и интервьюирование – это разные методы исследования.

Интервьюирование – данный метод так же как и беседа предполагает проведение разговора с одним или несколькими людьми, при этом данный метод исследования отличается от беседы подготовленными заранее вопросами, регламентированным и структурированным ходом проведения.

Измерение – является одним из наиболее точных и эффективных методов исследования, который предполагает фиксацию физических параметров (длина, масса, объем, скорость и так далее) объекта исследования проектной работы, полученные данные при использовании данного метода фиксируются с помощью числовых значений. Например, измерение влияния высоты на температуру и скорость ветра.

Математический – метод исследования, подразумевающий проведение математических вычислений, так примером математического метода является подсчёт количества анкетируемых, примеры решения математических задач и иные вычисления которые проводятся при выполнении работы.

Наблюдение – метод исследования, который подразумевает наблюдение за объектом исследования и дальнейшее фиксирование изменений происходящих с ним, реакциях, а также изменение свойств или положения в пространстве. Наблюдение является одним из ключевых методов исследования ведь в его основе находится сбор данных о свойствах и отношениях объекта исследования проектной работы. Например, наблюдение за изменениями происходящими с окружающей средой.

Описание – данный метод схож с наблюдением, описание, как метод исследования подразумевает кроме фиксирования являения и его поведения, также признаки, внешний вид, характерныйе черты объекта исследования проектной работы. Например, описание какого-либо человека, составление его биографии.

Практическое моделирование – часто применяемый при выполнении различных работ в том числе и проектных метод исследования, который предполагает создание уменьшенной копии объекта исследования для ее детального изучения.

Практическое моделирование, как метод исследования подразделяется на:

  • предметное – создание модели отдельной части или элемента объекта исследования;
  • схематичное – выполнение модели объекта исследования в виде рисунка или схемы;
  • имитационное - изучаемый объект исследования замещается имитирующим его объектом, с данным объектом в дальнейшем проводят различные исследования;
  • воображаемое – при таком моделировании модель объекта исследования существует лишь в воображении автора работы.

Не зависимо от того, как именно была создана модель объекта исследования во введении указывается лишь основной метод – практическое моделирование.

Примером моделирования может выступать разработка новой конструкции какой-либо техники, здания, сооружения и прочее.

Сравнение – является одним из часто используемых методов при выполнении различных работ в том числе и проектной, данный метод применяется для сравнения (сопоставления) свойств, признаков и различных характеристик объектов исследования. Например, сравнение состава различных газированных напитков.

Статистический – метод исследования, характеризующийся использованием статистических данных, а также их анализ и сравнение. Например, анализ численности населения Российской Федерации, исследование преступности среди несовершеннолетних и т.д.

При этом следует помнить, что для анализа статистических данных следует использовать официальные данные, которые можно найти на официальных сайтах организаций, министерств, ведомств. Основным ресурсом со статистическими данными по Российской Федерации является Федеральная служба государственной статистики.

Тестирование – метод исследования, подразумевающий проведение испытаний или проверок, в зависимости от направления тестированию может подвергаться почти любой объект, который подвергается исследованию.

Рассмотрим варианты тестирования в зависимости от предметной области выполнения работы:

  • психология – тестирования психологических качеств и состояний индивида;
  • информатика – тестирование комплектующих компьютера;
  • химия – тестирование качества воды и т.д.

Экономический – метод исследования, который предполагает проведение финансовых расчётов, так финансовый анализ деятельности компании является примером применения экономического метода, также к этому методу можно отнести расчёт затрат реализацию предложенных мероприятий и любой другой расчёт, связанный с финансами.

Эксперимент – метод исследования, который предполагает наблюдение явления в определённых условиях, при этом важным условием эксперимента является его повторяемость. Проведение опыта также относится к эксперименту в том случае, если целью проведения опыта выступает проверка положений, выдвинутых в гипотезе исследования (её подтверждение или опровержение). При выполнении опытов важным является возможность повторить опыт и получить один и тот же результат.

Наибольшее количество частных методов исследования применяется в следующих дисциплинах:

  • педагогика/психология;
  • медицина;
  • филология;
  • экономика.

Частные методы исследования используются при подготовке практической части проектной работы.

Схематичное представление методов исследования

Как написать методы исследования во введении проектной работе

После того как были выбраны используемые в ход выполнения проектной работы методы исследования, их необходимо указать во введении, для этого можно использовать одну из следующих словесных конструкций:

  1. Для написания проектной работы (указать свой тип проекта) были использованы следующие методы исследования: указываются использованные методы.
  2. Методы исследования: перечисляются использованные методы.
  3. В исследовании были использованы следующие методы: указываются использованные методы.
  4. В работе были использованы следующие методы исследования: указать методы исследования.
  5. Методологическую базу проектной работы (указать тип работы) составили следующие методы исследования: указать методы исследования.
  6. В основу проектной работы (указать тип работы) легли положения (указать методы исследования) методологии.
  7. Методологическая база исследования: указать методы исследования.
  8. В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены следующие методы: указать используемые методы.
  9. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как указать используемые методы.
  10. Методологическая основа исследования состояла в применении указать используемые методы.
  11. Цели и задачи настоящей работы предопределили выбор следующих методов исследования перечислить используемые методы.
  12. При проведении исследования применялись следующие методы: указать используемые методы.

Методы исследования могут быть перечислены как в строчку, так и каждый метод на отдельной строке в виде нумерованного или маркированного списка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИУП (индивидуальный учебный проект) ГБОУ СОШ № 956 Пина.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИУП (индивидуальный учебный проект) ГБОУ СОШ № 956 Пина.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИУП (индивидуальный учебный проект) ГБОУ СОШ № 956 Пинаева Н.А.

Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира. Применение цел.

Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Метод или методология? Метод – совокупность шагов, действий, которые нацелен.

Метод или методология? Метод – совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели. Интересно, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли. Методология – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Методы исследования в ИУП: Наблюдение Опрос (анкетирование) Эксперимент Описа.

Методы исследования в ИУП: Наблюдение Опрос (анкетирование) Эксперимент Описание Сравнение Историческая сводка

Наблюдение Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в пр.

Наблюдение Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той г.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включённое — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение — это очень доступный метод. Однако, имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Опрос (анкетирование) Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа.

Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследо.

Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Беседу и интервью называют очным опросом "лицом к лицу", анкетирование — заоч.

Беседу и интервью называют очным опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Эксперимент Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально орган.

Эксперимент Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений; Сравнение - с.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Проводится наблюдение над объектом или явлением На основ.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Проводится наблюдение над объектом или явлением На основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение) Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом) Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом

Порядок проведения исследовательского опыта: Этап работы Осуществление 1. Пос.

На этом всё! На сегодня материала больше нет! Ищите презентацию в электронном.

На этом всё! На сегодня материала больше нет! Ищите презентацию в электронном журнале!

Читайте также: