Методика чтения рассказов сказок басен стихотворений сообщение

Обновлено: 02.07.2024

При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования.

ВложениеРазмер
metodika_raboty_s_proizvedeniyami_raznyh_zhanrov.docx 19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы с произведениями разных жанров

При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования .

1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения .

2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).

3. Обязательным условием является анализ художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.

В отличие от художественной литературы, требующей от читателя восприятия и оценки художественного образа, существует научно-познавательная литература , которая имеет четко определенную предметность нового для детей знания и целенаправленно излагает тему. Научно-познавательная литература не только описывает явление и его признаки, излагает суть исторического события, но и показывает его связь с другими фактами и явлениями, дает им научное обоснование.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

Методика чтения сказок. Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои — смелые, сильные, находчивые люди.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т.д.

В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора . Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка).

По литературоведческой традиции различаются сказки о животных, волшебные и новеллистические (бытовые) сказки.

Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и наоборот и т.д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т.п.).

Методика чтения басен . Басня — одна из форм эпического жанра, или вид эпической поэзии, появилась задолго до нашей эры.

Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Учитываются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (например, басни Л.Н. Толстого написаны в прозе).

Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.

При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.

Методика чтения стихотворений. Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений — образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. С учетом жизненных обстоятельств, вызвавших те или иные переживания у поэта, в литературоведении лирика подразделяется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой.

Условия , влияющие на полноценность восприятия учащимися пейзажной лирики см. в 1, с.150.

При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет прежде всего место и время проведения экскурсии, тщательно отбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам, а также фильмы (диафильмы, диапозитивы), просмотр которых обогатит жизненные впечатления школьников. Особенно внимательно отбирается биографический материал о писателе, так как дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в данном лирическом стихотворении.

Прослушивание музыки является очень эффективным приемом подготовки, так как создает настроение, адекватное авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.

Использование произведений живописи перед чтением стихотворения о природе не всегда целесообразно; это может затруднить восприятие стихотворения, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения стихотворения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу, что встречается довольно редко.

Стихотворение обычно читается учителем наизусть.

Работа над пейзажным стихотворением проводится по той же схеме, что и над любым художественным произведением: первичный синтез, анализ и через него переход к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Но предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

После первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа — его взаимосвязанные компоненты. Для этого детям предлагают вопросы:

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- Какой вы представили себе березку (черемуху, травинку и т.п.)?

Социально-политическая лирика также передает авторское отношение к окружающему его миру. В процессе анализа таких стихотворений выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или иное событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.

Чтение научно-познавательной литературы. Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи. Научно-популярная литература прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев.

Научно-популярным статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование специальных терминов.

В научно-познавательной статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к его восприятию. На этапе подготовки решаются параллельно две задачи:

- возбудить интерес к предмету чтения, облегч'ить первичное восприятие статьи;

- дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

Основными приемами подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, показ кино- или диафильма, экскурсия.

Первичное чтение научно-познавательной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.

На этапе анализа научно-познавательной статьи используются такие приемы работы:

- деление текста на части;

- чтение по частям;

- выделение основной мысли в каждой части;

- сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;

- формулировка вывода, решение проблемы.

Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по.


Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс

Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс.


материал для подготовки к урокам литературы в 5- 11 классах.


Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров

Алгоритм работы над итоговым сочинением разных жанров.


Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров

Алгоритм работы над итоговми сочинениями разных жанров.



Цель: с помощью разных методов и приемов звукоизвлечения создать образы двух разнохарактерных музыкальных произведений.Задача: продолжить работу с учеником над особым прикосновением при игре штрихами .

При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования.

1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения.

2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).

3. Обязательным условием является анализ художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.

Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания.

Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.

В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

Методика чтения сказок. Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои — смелые, сильные, находчивые люди.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т.д.

В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка).

По литературоведческой традиции различаются сказки о животных, волшебные и новеллистические (бытовые) сказки.

Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и наоборот и т.д. Герои в этих сказках прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих необычной, волшебной силой. Методика работы над такими сказками остается такой же, как и при анализе реалистического рассказа. Но специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки и т.п.).

Методика чтения басен. Басня — одна из форм эпического жанра, или вид эпической поэзии, появилась задолго до нашей эры.

Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. Учитываются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (например, басни Л.Н. Толстого написаны в прозе).

Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.

При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказов. Но особое место занимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий творческого характера, чтение в лицах.

Методика чтения стихотворений. Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений — образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность

методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте и т.п. С учетом жизненных обстоятельств, вызвавших те или иные переживания у поэта, в литературоведении лирика подразделяется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой.

При подготовке к чтению стихов о природе учитель определяет прежде всего место и время проведения экскурсии, тщательно отбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам, а также фильмы (диафильмы, диапозитивы), просмотр которых обогатит жизненные впечатления школьников. Особенно внимательно отбирается биографический материал о писателе, так как дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в данном лирическом стихотворении.

Прослушивание музыки является очень эффективным приемом подготовки, так как создает настроение, адекватное авторскому, и способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения.

Использование произведений живописи перед чтением стихотворения о природе не всегда целесообразно; это может затруднить восприятие стихотворения, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный. Показ картины до чтения стихотворения используется лишь в том случае, если они полностью соответствуют друг другу, что встречается довольно редко.

Стихотворение обычно читается учителем наизусть.

Работа над пейзажным стихотворением проводится по той же схеме, что и над любым художественным произведением: первичный синтез, анализ и через него переход к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Но предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц.

После первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа — его взаимосвязанные компоненты. Для этого детям предлагают вопросы:

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

- Какой вы представили себе березку (черемуху, травинку и т.п.)?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Существуют следующие рекомендации при чтении сказок. 1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

6. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Учащиеся I – II классов охотно рисуют картинный план.

7.Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

Методика чтения сказок При чтении сказок применяются следующие виды работ: - подготовка к восприятию сказки; - чтение сказки; - обмен мнением о прочитанном; - чтение сказки по частям и их разбор; - подготовка к рассказыванию; - обобщающая беседа; - подведение итогов; - задание детям на дом.

Методика чтения стихотворений

Методика чтения лирических произведений в начальной школе должна формировать первоначальные навыки филологического анализа произведений. Можно выделить следующие моменты в работе над пейзажем в лирическом стихотворении. Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению, здесь могут помочь "живые" впечатления детей от прогулки по осеннему и весеннему лесу, парку, скверу, от наблюдений за поведением птиц и зверей в холодное время года, от прошлого лета и так далее. Все это обеспечивает необходимую "внутреннюю наглядность", помогающую читателю принять тот художественный образ, который создан прозаиком или поэтом.

Важной составной частью знакомства со стихотворениями является умение попытаться понять, почувствовать настроение поэта. Поэтому после первоначального произведения о природе можно предложить учащимся ответить на вопросы: - С каким настроением автор рисует (описывает) осень (зиму, лето, весну)? Найдите в стихотворении слова и выражения, которые помогут подтвердить это. Учитель может спросить у учеников, что нового они открыли для себя, прочитав то или иное произведение, что необычного увидел автор в природе, что помог увидеть, а может, и понять в окружающем нас мире. Возможно и сравнение нескольких произведений, ведь одна и та же тема у разных авторов находит непохожие друг на друга художественные решения.

Методика чтения басен

Методика чтения былин

Методика работы с былинами в оригинале в начальной школе пока не разработана, а необходимость этого с каждым годом возрастает, т.к. в настоящее время на уроках чтения в начальной школе былина читается как рассказ или сказка без соблюдения специфики жанра. В былинных текстах, дошедших до нас, много энергии, ее надо лишь научиться воспринимать и передавать. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал уважение к слову, ощутил каждое созвучие, понял, почувствовал, что слово — это вершина человеческой мысли, человеческого духа, материально воплощенный опыт многих поколений его предков. Психологами замечено, что эстетические критерии детей младшего школьного возраста в области словесного искусства существенно не отличаются от критериев взрослых: у маленьких детей исключительно большую роль играют ритм и звучание слов, поэтому при знакомстве с былинами очень важно показать детям ритмико-мелодическую организацию былинного стиха, связанную с напевной речью (речитативом). Если за основу методики обучения младших школьников взять ритмико-мелодическую организацию былинного стиха и развитие у детей поэтического слуха при соблюдении звучания былинной фразы, а в процессе чтения былин и отработки собственно читательских умений использовать работу с детской книгой и установку на воссоздание образа, то у детей сформируется интерес к былинам, желание читать их.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика чтения сказок , басен , стихотворений , произведений устного народно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методика чтения сказок , басен , стихотворений , произведений устного народно.

Методика чтения сказок , басен , стихотворений , произведений устного народного творчества Подготовила учитель начальных классов Бербенёва Н.В.

1.Методика чтения сказок Сказка занимает большое место в чтении младших школь.

Методика чтения сказок 4. Сказку можно использовать для составления характери.

Методика чтения сказок 7. Сказка используется и для обучающих работ по состав.

Методика чтения сказок 7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Учащиеся I – II классов охотно рисуют картинный план. 8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт. 9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра. 10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I – II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.

Методика чтения сказок При чтении сказок применяются следующие виды работ: -.

Методика чтения сказок При чтении сказок применяются следующие виды работ: - подготовка к восприятию сказки; - чтение сказки; - обмен мнением о прочитанном; - чтение сказки по частям и их разбор; - подготовка к рассказыванию; - обобщающая беседа; - подведение итогов; - задание детям на дом.

Методика чтения сказок Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесн.

2.Методика чтения стихотворений Методика чтения лирических произведений в нач.

Методика чтения стихотворений Перед чтением лирических стихотворений, описани.

Методика чтения стихотворений Все лирические произведения первоначально читаю.

Методика чтения стихотворений Важной составной частью знакомства со стихотвор.

Методика чтения стихотворений Важной составной частью знакомства со стихотворениями является умение попытаться понять, почувствовать настроение поэта. Поэтому после первоначального произведения о природе можно предложить учащимся ответить на вопросы: - С каким настроением автор рисует (описывает) осень (зиму, лето, весну)? Найдите в стихотворении слова и выражения, которые помогут подтвердить это. Учитель может спросить у учеников, что нового они открыли для себя, прочитав то или иное произведение, что необычного увидел автор в природе, что помог увидеть, а может, и понять в окружающем нас мире. Возможно и сравнение нескольких произведений, ведь одна и та же тема у разных авторов находит непохожие друг на друга художественные решения.

Методика чтения басен Методика работы в школе над басней обусловлена ее специ.

Методика чтения басен Методика работы в школе над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе). Один из центральных вопросов анализа басни в I—III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?

Методика чтения басен В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щерб.

Методика чтения басен Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По м.

Методика чтения басен Рассмотрим высказанные положения на примере басни И. А.

Методика чтения былин Методика работы с былинами в оригинале в начальной школ.

Методика чтения былин Методика работы с былинами в оригинале в начальной школе пока не разработана, а необходимость этого с каждым годом возрастает, т.к. в настоящее время на уроках чтения в начальной школе былина читается как рассказ или сказка без соблюдения специфики жанра. В былинных текстах, дошедших до нас, много энергии, ее надо лишь научиться воспринимать и передавать. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал уважение к слову, ощутил каждое созвучие, понял, почувствовал, что слово — это вершина человеческой мысли, человеческого духа, материально воплощенный опыт многих поколений его предков.

Методика чтения былин Психологами замечено, что эстетические критерии детей м.

Методика чтения былин Психологами замечено, что эстетические критерии детей младшего школьного возраста в области словесного искусства существенно не отличаются от критериев взрослых: у маленьких детей исключительно большую роль играют ритм и звучание слов, поэтому при знакомстве с былинами очень важно показать детям ритмико-мелодическую организацию былинного стиха, связанную с напевной речью (речитативом). Если за основу методики обучения младших школьников взять ритмико-мелодическую организацию былинного стиха и развитие у детей поэтического слуха при соблюдении звучания былинной фразы, а в процессе чтения былин и отработки собственно читательских умений использовать работу с детской книгой и установку на воссоздание образа, то у детей сформируется интерес к былинам, желание читать их.

Следует также отметить, что методика чтения произведений различного жанра несколько различается. Работа над рассказами, стихотворениями, баснями, сказками имеет свои особенности. Методика чтения и анализа художественных произведений отличается от работы над статьями научно-популярного и делового характера.

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Кроме общих методических позиций, которые характерны для изучения любого художественного произведения, методика располагает специальными рекомендациями, относящимися к каждому из жанров литературного творчества.

Чтение сказок

Сказка — наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, четкость и определенность характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися специальной школы.

В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребенка. Пожалуй, ни к одному из других жанров в большей степени не относятся слова К.Д. Ушинского о том, что чтение — это упражнение в нравственном чувстве.

Сказка становится благодатным материалом и для развития у детей связной устной речи. Ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания.

Читайте также: