Методическое сообщение по флейте

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Ларина Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель по классу флейта.
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" г.Шимановска
Населённый пункт: город Шимановск, Амурской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над звуком в классе флейты
Раздел: дополнительное образование

Доклад на тему:

«Не бывает выразительная игра фальшивой,

История исполнительства на духовых инструментах начинает многовековую

историю. Люди пытались извлечь звук из раковин, травинок, зажатых между

звучании камыша, кости или рога. Так появились отдельные виды духовых

инструментов. В отличии от клавишных, смычковых и ударных, где в роли

звукообразователя выступают твердые тела (струны, особые пластинки, кожа и

т.д.),все духовые принадлежат к музыкальным инструментам с газообразным

воздушного столба, заключенного в канале инструмента, вызванные особыми

газообразным возбудителем звука. В нем звук образуется от трения выдыхаемой

струи воздуха о край лабиума, в результате чего возникают завихрения внутри

заключенный в канале инструмента. Координация между движением языка и

контролем за давлением воздуха в полости рта в процессе звукоизвлечения и

звучания ноты очень важна для правильного и точного их исполнения. При

резком движении языка или при слишком быстром наращивании давления,

воздух в буквальном смысле будет врываться в ваш инструмент, давая резкий

неприятный звук. А флейту в первую очередь ценят за мягкое, теплое звучание.

Имеют значение конструкция и материал, из которого он изготовлен. Кроме

является одним из необходимых условий хорошего звукоизвлечения; амбушур;

окончание. Итак, первый элемент звука-его начало, атака.В исполнительской

практике духовиков применяются два основных вида атака: твердая и мягкая.

Умение своевременно прекращать звучание в особенности ценится в оркестре и

ансамбле. Поэтому, готовя себя к работе в ансамбле, в оркестре, исполнитель

должен всегда уделять внимание моменту окончания звука. У исполнителей на

духовых инструментах существуют два способа окончания звука. Во-первых,

воздуха в инструмент; при этом звук как бы затухает: Часто тому или иному

прекращения звука языком ,как правило, предшествует твердая атака, способу

прекращения звука дыханием-мягкая атака.

опираясь на диафрагму должна контролироваться прессом, для этого делаем

становится ярким, опорным, содержательным;

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Отдельно хочется обратить внимание на обязательную ежедневную работу над

длинными звуками. Я считаю, что ничего лучшего для работы над качеством

звучания, над интонацией пока не придумано. Поколения флейтистов по всему

докучливое упражнение на терпение и выносливость.

Во время игры длинных звуков музыкант работает над:

• широтой и управляемостью дыхания,

• различными типами артикуляции,

Нужно учить детей ежедневно начинать свои занятия именно с игры длинных

звуков. Впрочем, некоторые знаменитые учителя, например Мишель Дебост

Играть длинные звуки, начиная с ноты СИ первой октавы. По хроматизму

спускайтесь вниз до ноты ДО первой октавы или СИ малой (если она есть на

флейте). Затем от ноты До второй октавы по хроматизму поднимайтесь вверх.

д о б и в а й т е с ь

х о р о ш е г о

и н т о н а ц и и .

Попробую на него ответить, но обратите внимание - я буду говорить не о

красоте звука, т. к. это вещь абсолютно субъективная, а только о свойствах звука

воспринимаемых более или менее объективно.

ХОРОШИМ СЧИТАЕТСЯ ЗВУК, когда он:

• появляется немедленно в момент атаки звука,

• мягкий и открытый,

• не содержит шипа и посторонних призвуков,

• не меняет тембровой окраски,

• не меняет высоты,

• не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков.

КАК ЖЕ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ЗВУКА?

Ответ на этот вопрос требует написания книги (и вероятно не одной). Для

н е ко т о р ы е

р е ко м е н д а ц и и

п о с т а н о в к и .

Прежде всего, надо стоять, опираясь на две ноги спокойно и свободно, без

всякого напряжения. (Необходимо заметить, что в прежние времена считалось

прижимать к туловищу - это мешает свободному дыханию. Во время игры

желательно не раскачиваться т.к. это мешает ровному непрерывному потоку

воздуха. Губы должны сохранять естественное положение и не испытывать

излишнего напряжения (даже при исполнении нижних и особенно верхних нот).

При формировании амбушюра не следует растягивать губы наподобие улыбки

или вытягивать их трубочкой. Голова не должна быть опущена вниз. Откройте

горло. Опустите нижнюю челюсть. Во время игры длинных звуков попробуйте

зевнуть - это даст правильное расстояние между верхней и нижней челюстью и

правильное положение языка. В нижнем регистре (до первой октавы или си

малой - до-диез второй октавы) это положение должно быть, как при пении

ВложениеРазмер
metodicheskoe_soobshchenie_vliyanie_igry_na_duhovyh_instrumentah_fleyty_na_organizm_cheloveka.docx 25.07 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

по классу флейты

  1. Вступление.
  2. Лечебное воздействие музыки и музыкальных инструментов на психику и здоровье человека.
  3. Благотворное влияние игры на духовых инструментах на дыхательную систему человека.
  4. Оздоровительные секреты флейты.
  5. Список литературы.

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.

Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях.

Музыкальное образование – одно из непременных условий всесторонне развитой личности, и все родители мечтают отдать своего ребенка в музыкальную школу.

Выбор музыкального инструмента, на котором ваш ребенок будет учиться играть, очень важен. От правильно принятого решения зависит многое. И влияние музыкальных занятий на здоровье ребенка, и его успехи в обучении, и его будущая карьера.

Сначала стоит поговорить с малышом, предложить ему послушать звучание разных музыкальных инструментов и показать, как на них играют музыканты. Ребенок наверняка проявит интерес к чему-то определенному. Но чтобы убедиться в правильности выбора, одного желания недостаточно. Следует оценить, как тот или иной музыкальный инструмент может сказаться на здоровье вашего ребенка.

Лечебное воздействие музыки и музыкальных инструментов на психику и здоровье человека.

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Наверное, все знают то, что музыка хоть как-то, но влияет на человека. Некоторых она бодрит, некоторым она способна поднять настроение, а некоторых она может и вовсе усыпить. Но учёные доказали, что музыка влияет на человека ещё больше, чем можно себе представить.

Скорее всего, у каждого человека есть в жизни мелодия, которая нужна ему в разные моменты жизни. Например, многие любят засыпать под классику. Учёные установили различные закономерности влияния разновидностей музыки на физическое, а также психическое состояние.

Любой стиль музыки способен оказывать влияние на физическое и эмоциональное состояние человека. Если музыка, которую слушает человек, гармонирует с его психоэмоциональным состоянием, то она оказывает на него только положительное влияние. Но если гармонии нет, то музыка положительно не повлияет на человека, а даже может усугубить его состояние.

Несмотря на это, было доказано, что музыка может оказывать благоприятное влияние на человеческий организм. Всё зависит не только от стиля музыки и ритма, но ещё и от музыкального инструмента, на котором исполняется то или иное произведение. Каждый инструмент по-своему влияет на человеческий организм.

Струнные музыкальные инструменты, такие как гитара, арфа, скрипка и другие, нормализуют работу всей сердечно-сосудистой системы. Также звучание этих инструментов способно вызывать у человека чувство сострадания.

А фортепиано способно гармонизировать у человека психику, игра на этом инструменте может стабилизировать работу мочевого пузыря, работу почек, также может нормализовать работу щитовидной железы. Звуки такого клавишного инструмента, как орган, способны стимулировать деятельность головного мозга, а также могут стабилизировать энергетические потоки, протекающие по позвоночнику.

Духовые музыкальные инструменты нормализуют работу дыхательной системы, способны произвести очистку бронхов и лёгких. В лучшую сторону изменяют и кровообращение. Многие ударные инструменты лечат печень, восстанавливают ритм сердца, помогают кровеносной системе.

Почти любая музыка способна снять мышечное напряжение, а также повысить активность. Более того, музыка способствует тому, что человек быстрее и лучше воспринимает информацию.

Когда учёные провели исследования, они выяснили, что музыка великих гениев, творивших в классическом жанре, таких как Моцарт, Вивальди, Бетховен, Григ и других, оказывает чудодейственное влияние 0на человека. Музыка Моцарта способна актвизировать мозговую деятельность человека.

Ещё надо сказать, что классическая музыка помогает при ревматизме. Это было доказано в результате проведения следующего эксперимента: некоторые больные ревматизмом слушали классическую музыку, и они выздоравливали почти в два раза быстрее, чем те больные, которые классику не слушали.

Каждый орган человека вибрирует по-своему, и его вибрации могут совпадать с ритмами и энергией определенных звуков и музыкальных инструментов.

Фортепиано обладает успокаивающим эффектом и нормализует работу щитовидной железы.

Скрипка и виолончель тонизирует сердечно - сосудистую систему; кроме того виолончель благотворно влияет на почки.

Звучание деревянных духовых инструментов – гобоя, кларнета, флейты полезно для печени, а флейта ещё очищает легкие.

Барабаны и арфа незаменимы в кардиологии: они восстанавливают ритм сердца и нормализуют работу кровеносной системы.

Благотворное влияние игры на духовых инструментах на дыхательную систему человека.

Духовые инструменты - инструменты универсальных возможностей. Они используются везде: в симфонических, джазовых, духовых оркестрах, в коллективах авангардных направлений современной музыки.

По медицинским показаниям. Если у Вашего ребенка астма или проблемы с дыханием, то нет ничего лучше духового отделения – флейта, саксофон, труба, кларнет, валторна – все что угодно! Тут Вашему ребенку поначалу предложат начать учиться на небольшой деревянной или пластмассовой блок-флейте. Этот этап един для всех духовых. Здесь постигаются азы нотной грамоты, мелодии и что самое главное – развивается дыхание!

Оздоровительные секреты флейты.

Секрет флейты в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.

Хорошо известно, что врачи Древней Греции лечили своих пациентов при помощи звуков духовых инструментов, а философ Демокрит говорил о пользе флейт. Игра на любом духовом деревянном инструменте рекомендуется детям (и взрослым), страдающим заболеваниями дыхательных путей.

Директор НИИ пульмонологии, главный пульмонолог России, академик Александр Чучалин считает, что игра на флейте лечит нарушения дыхания.
Дело в том, что во время лечения астмы необходимо обеспечить интенсивную аэрацию лёгких. Поможет здесь, прежде всего, флейта с ее большим расходом воздуха – глубокий вдох и медленный выдох до конца. На гобое никогда не выдохнуть воздух до конца, на нем вообще расход воздуха, как справедливо замечено, очень небольшой по сравнению с флейтой. Так что астму с его помощью лечить бесполезно. Кажется, эффективнее взять трубочку, опустить в стакан с водой и дуть, пуская шикарные пузыри. А в принципе астму помогает лечить любая дыхательная гимнастика - надувание воздушных шаров и мыльных пузырей тоже помогут лучше игры на гобое.
Вообще занятия флейтой рекомендуются при бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни, аллергических поражениях верхних дыхательных путей, аллергических заболеваниях кожи, остеохондрозе и функциональных нарушениях ЦНС, психастении, алкоголизме, наркомании, нарушении иммунитета и гормонального баланса, нейроэндокринных синдромах климактерического периода, нарушении потенции, расстройств менструального цикла и многих других. Кроме того, игра на флейте положительно воздействует на головной мозг и нервную систему, помогает преодолеть апатию, депрессию, лечит координационные нарушения, нарушения слуха, гипер- и гиподинамию.
Ещё ни от одного врача я не слышал, что гобой помогает лечению астмы. Не допускаю что врачи люди малообразованные и не знакомы с этим дивным инструментом.
Естественно это не означает, что игра на музыкальном инструменте единственное средство лечения. К сожалению.
Действительно, в мире уже давно можно получить диплом музыкального терапевта. И это образование дают не в медицинских ВУЗах, а в консерваториях. Бывает так - человек играет на флейте, и консерваторию закончил, но только не как флейтист, а как терапевт.

Красивый звук при ирге на духовом инструменте, в частности на флейте, зависит от многих факторов. Приведём наиболее важные из них:

1. Исполнительское дыхание.

2. Правильная постановка амбушюра.

3. правильная постановка рук и корпуса исполнителя.

Цель методической работы: Выявить наиболее действенные упражнения, для достижения красивого звука на флейте у учащихся.

1. Основные упражнения работы над звуком для начинающих флейтистов.

2. Роль исполнительского дыхания при работе над звуком.

3. Другие способы работы над звуком.

1. Основные упражнения работы над звуком для начинающих флейтистов.

1. Общепризнанным и самым главным упражнением при игре на любом духовом инструменте, является упражнение – длинные звуки или выдержанные ноты. При отработки длинных звуков тренируется и развивается не только дыхание исполнителя.

На протяжении длинных звуком ученик имеет возможность искать и корректировать свой звук, не отвлекаясь на сложный нотный текст. Так же учащийся имеет возможность контролировать правильную постановку корпуса и рук на инструменте.

2. Упражнение по октавно-квинтовым интервалам, например: соль-до1-до2-соль, ля-ре1-ре2-ля и т. д. (где 1 - первая октава, 2 - вторая октава.) Очень важно играть это упражнение в штрихе legato.

3. Упражнение на crescendo и diminuendo. Это упражнение исполнятся на длинных нотах.

2. Роль исполнительского дыхания при работе над звуком.

Звук на флейте во многом зависит от постановки правильного исполнительского дыхания.

В исполнительской практике флейтисты, как и остальные исполнители на духовых инструментах, а так же вокалисты, должны пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного глубокого вдоха, и управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в ведении звука.

При исполнительском вдохе, все дыхательные мышцы должны работать интенсивно и целенаправленно, заполняя лёгкие большим объёмом воздуха. При исполнительском вдохе используются наружные межрёберные мышцы грудной клетки и диафрагмы.

В педагогической практике этот вдох называют грудобрюшным, но Должиков, в своей методической работе, дал этому вдоху, более точное определение, а именно грудо-диафрагмально-брюшное или рёберно-диафрагмально-брюшное.

3. Другие способы работы над звуком.

В этом разделе мы будем говорить о других упражнениях и способах работы над звуком, которые хоть и не стоят на первом месте, но не смотря на это, являются далеко не последними по значимости, в процессе работы над звуком у флейтистов.

2. Упражнение для нот нижнего регистра: движение половинными длительностями по хроматизму.

3. Большое множество разнообразных упражнений собрано в сборники Таффанель-Гобер.

Необходимо помнить, что лучший способ достигнуть желаемого результат, это иметь перед собой пример, к которому стоит стремиться. Речь идёт о восприятии на слух. Для того, чтобы ученик лучше представлял флейтовый звук, к которому он должен стремиться, преподаватель должен постоянно демонстрировать такой звук своему ученику. Также будет полезным для учащегося слушать аудио запись известных исполнителей, таких как Жан Пьер Рампаль, Дж. Гэллуэй, Э. Паю и др. А также регулярно посещать концерты флейтовой музыки и мастер-классы.

Список используемой литературы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

«Формирование технических навыков в период

Автор – Ибраимов Т.Д.,

преподаватель по классу флейта.

Заслушано на заседании

г.Байконур 2019

Ибраимов Т.Д. преподаватель по классу флейта .

г. Байконур 2019

Методическая разработка адресована преподавателям ДМШ.

Заслушано на заседании фортепианного отдела 2019

1. Пояснительная записка …………………………………………………………3

2. Методические рекомендации …………………………………………………..3

- 1.1.Отбор учащихся для занятий…………………………………………………..5

Пояснительная записка

Начальное обучение – основа, которая во многом определяет ход дальнейшего развития ученика, его музыкальные способности. Данная работа посвящена проблемам начального обучения игре на флейте. В ней раскрываются принципы работы с детьми над основными этапами: постановка, извлечение звука, работа рук и пальцев. Помогает систематизировать знания основных принципов и приёмов работы с учениками.

Дать разностороннее представление о методах и приёмах начального этапа обучения игре на флейте.

1. Образовательная:

- обучить грамотному владению игровым аппаратом, техническим навыкам, приёмам.

- развивать музыкальные способности

- развивать эмоциональную сферу воспитанников.

3. Воспитательные:

-воспитывать исполнительскую культуру

- формировать волевые качества: выдержку, трудолюбие, доводить начатое до конца.

Ожидаемый результат:

Педагог получит необходимую информацию по начальному этапу обучения игре на флейте. Узнает о новых теоретических понятиях и приёмах работы с начинающими.

«Формирование технических навыков в период

Для эффективной работы с детьми в возрасте от 6,5 – 13 лет педагог должен обладать вполне ясными представлениями о физическом и психологическом развитии ученика. В методических приёмах начального обучения игре на флейте, направлены на уменьшение нерациональных мышечных нагрузок. Так получили определённое признание предварительные занятия на блокфлейте. Начало занятий на музыкальном инструменте — очень важный процесс.

Усвоение принципиально новых понятий, приобретение сложных навыков координации слуховых, мышечных, зрительных ощущений требует от ученика на этом этапе обучения максимальных умственных и физических возможностей. Одновременно осуществляется формирование основ музыкально-эстетических представлений начинающего музыканта.

На первом этапе обучения следует воспитывать в ребёнке и начальные понятия дисциплины труда, ответственности за самостоятельные занятия, активность восприятия учебных заданий. Всё это даётся большинству детей отнюдь нелегко и не приходит само по себе. Поэтому так важно обращать внимание не только на степень музыкальной одарённости ребёнка, но и на его подготовленность к обучению.

Успешность обучения определяется, по меньшей мере тремя факторами: физической и психической подготовленностью, а также предварительными знаниями, умениями и навыками. Конечно, значительную роль играет и наличие музыкальных способностей.

В младшем школьном возрасте обучение на духовом инструменте тесно связано с состоянием здоровья ученика. Недостаточное физическое развитие может тормозить занятия на духовом инструменте, которые требуют значительных мышечных нагрузок.

Поэтому главной задачей педагога будет не столько обучение ученика, сколько изучение его характера и реальных возможностей обучаться на избранном инструменте. Необходимо познакомиться с его домашней средой, с отношением родителей к обучению на избранном инструменте, а также со степенью их возможности стать соучастниками процесса обучения. Особенно это требуется в период первых лет обучения.

Можно выделить 4 начальных этапов обучения: 1. отбор учащихся для занятий

3.первые уроки

4.первые звуки

Отбор учащихся для занятий

Для успешных занятий, так и для решения тех или иных технических задач необходимо активное состояние игрового аппарата, и все его функции должны выполняться свободно и беспрепятственно. Но активность при этом не должна быть чрезмерной, а у начинающих как раз именно это часто и наблюдается. И выражается она, то в излишне высоко поднимающихся пальцах, то в утрированно активном вдохе, что может быть заметно внешне. С другой стороны несобранность, вялость и расслабленность корпуса имеет тенденцию распространяться на состояние рук, пальцев и характер дыхания.

Поэтому при работе над постановкой нельзя ограничиться только состоянием и работой пальцев, амбушюра и дыхания. В активном состоянии должно находиться всё тело. Музыка требует участия всего исполнителя в целом, должного состояния игрового аппарата и поддержки его со стороны всего организма, а потому любое расслабление или зажатость будут ограничивать технические возможности исполнителя, а вместе с тем и яркость звучания. Поэтому в понятие постановки следует вносить не только работу пальцев и овладение техникой амбушюра, но и работу всего тела. Без этого нельзя будет добиться выразительности исполнения музыки.

Постановкой необходимо заниматься с самого первого урока. Под постановкой понимается положение пальцев на клапанах, положение рук, но ещё более важную роль играет постановка корпуса. Так постановку можно разделить на активную часть, которая включает в себя пальцы, амбушюр, механизм дыхания, и статическую часть, которая помогает сохранить необходимый тонус, но не должна затруднять работу активной части. Постановку правильнее начинать не с рук, а с ног, так как если начать постановку с рук, то внимание сосредоточивается только на руках, а корпус расслабляется.

Корпус ученика является базой для всех деталей игрового аппарата. Уже поэтому он не может быть расслабленным, но не должен быть и излишне напряжённым. Точкой его опоры должна быть ступня левой ноги. При этом центр тяжести корпуса как бы переносится от центра в левую сторону, уравновешивая длинное плечо инструмента, устремлённого вправо. Правая нога при этом слегка отступает вправо и назад, лишь дополнительно поддерживая равновесие. Основной же опорой остаётся левая нога, которая обеспечивает вертикальное положение корпуса и не позволяет ему расслабляться.

Затем внимание ученика следует перенести на правую руку. Она должна быть приподнята к уровню плеча и образовывать с ним полукольцо, не вызывая при этом излишнего мускульного напряжения. Флейта в таком случае будет находиться в положении, близком горизонтальному. Такое положение руки даст полную свободу движениям пальцев и позволит корректировать в процессе игры интонацию. Левая рука, слегка прогибаясь в запястье, прикладываясь к флейте (но не локтем к груди) а голова слегка поворачивается влево, обеспечивая удобное касание губами амбушюрной накладки. Амбушю́р это HYPERLINK " http :// ru . wikipedia . org / wiki /Французский_язык" способ сложения губ музыканта при игре на некоторых духовых инструментах с определенным устройством мундштука. Положение головы при этом должно быть естественным, то есть не опущенным и излишне не приподнятым. В первом случае это будет мешать глубокому и быстрому вдоху, а также явится серьёзным препятствием качественному звукоизвлечению в 3-ей октаве и будет затруднять коррекцию интонации отдельных нот; во- втором - может вызывать излишнее напряжение мышц шеи и гортани что будет препятствовать свободному вдоху. А любой очаг напряжения, как известно всегда имеет тенденцию распространяться на соседние области. Прямая осанка корпуса оказывает сильное влияние на характер дыхания: на скорость вдоха и рациональное расходование воздуха, а также не допускает расслабленность и поддерживает активный тонус всего организма в той или иной степени.

Первые уроки

На первых занятиях ученика нужно подготовить к извлечению первого звука, научить пользоваться дыханием и амбушюром, научить снимать излишнее напряжение.

Ознакомление с исполнительским дыханием. Подготовка амбушюра. Постановочный период. Для выработки навыка контроля направления выдоха полезно упражнение с ладошкой, ладошка ставится на уровне губ и ученик выполняет упражнение, направляя струю воздуха то наверх, то вниз, так мы будем отрабатывать подвижность нижней челюсти, что уже вскоре может потребоваться для расширения используемого диапазона флейты и исполнения больших интервалов. Эти упражнения следует выполнять регулярно, вплоть до овладения навыком уверенного извлечения звука.

1) Начальный постановочный период, определяющий и формирующий губные игровые навыки ученика, он в свою очередь делится на два направления:

А)постановка губ, дыхания без инструмента

Б)постановка губ, дыхания с инструментом

Для того чтобы ученик мог тренироваться дома, необходимо привлечь к участию и родителей, показав присутствующему из них на уроке внешнюю сторону действия. Добившись уверенного извлечения звука с закрытой рукой головкой, следует перейти к упражнению с открытой головкой.

Упражнение с закрытой и открытой головкой большие изменения будут происходить в характере дыхания. Вдох потребуется более полный, а выдох более активный. Струя выдыхаемого воздуха должна стать более упругой. Параллельно с занятиями на головке следует начать знакомиться с инструментом в целом. И в первую очередь научить ученика правильно собирать флейту.

Набрав по возможности полное дыхание, ученик должен сделать движение языком, указанное в подготовительном уроке. Совокупность движения языка, струи воздуха, и закрытые клапана будут способствовать извлечению нот.

Первые звуки

Познакомившись с основами исполнительского дыхания, научившись извлекать на головке звуки и собирать инструмент, можно приступать к занятиям на флейте.

В первую очередь знакомимся с расположением пальцев на клапанах. Если флейта с резонаторами, то лучше закрыть их заглушками, чтобы на начальном этапе ученику не осложнять работу дополнительно. Главное запомнить, на каком клапане, какой палец работает. Исключение составляет лишь 1-й палец левой руки, обслуживающий два клапана.

На занятиях по флейте открывается новая область познания — аппликатура. Она должна быть выучена, как таблица умножения.

Не следует забывать, что дыхание во время игры на духовом инструменте остаётся физиологическим процессом, нарушение режима которого может вызывать головокружение.

Исполняя ноты звукоряда, после каждой ноты следует брать дыхание. Таким образом, мы будем одновременно тренировать и этот механизм. Затем целесообразно перейти к исполнению тех же упражнений по две ноты на одно дыхание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие музыкальной интонации одно из важнейших в музыке. Правильное понимание интонации и умение с ней работать, необходимое условие для достижения профессионализма в любой сфере музыкальной деятельности. Композиторы учатся работать над развитием интонации, ее содержанием и индивидуальностью. Исполнители учатся передавать и интерпретировать заложенную в интонации мысль.

Методическая работа на тему:

Методическая работа на тему:

«Не бывает выразительная игра фальшивой,

Понятие музыкальной интонации одно из важнейших в музыке. Правильное понимание интонации и умение с ней работать, необходимое условие для достижения профессионализма в любой сфере музыкальной деятельности. Композиторы учатся работать над развитием интонации, ее содержанием и индивидуальностью. Исполнители учатся передавать и интерпретировать заложенную в интонации мысль.

Мы говорим об интонации с первого урока, как только ребенок начинает извлекать на флейте первый звук. Взять звук - это не технология, это уже музицирование. Первое прикосновение к флейте, к клапанам, первая атака. Вот взяли звук и слушаем его, слушаем, сколько он длится, льется.

Верная интонация вырабатывается в результате внимания и обострения музыкального слуха, болезненно воспринимающего фальшь, т.е. отклонения от точной высоты звука. Работе над интонацией должно уделяться большое количество времени также как и работе над техникой, дыханием, постановкой.
Рассмотрим основные дефекты интонирования, которые наблюдаются при обучении на духовых инструментах, в частности, при игре на флейте:

Техника исполнительского дыхания

Техника исполнительского дыхания

Исполнение пьес кантиленного характера

Положение пальцев на инструменте

Координация слуха с дыханием и артикуляцией

Большое значение в процессе обучения игре на духовых

инструментах следует уделять развитию техники дыхания, требующая систематической тренировки. От правильного дыхания зависят чистота интонации, устойчивость и выразительность звука.

преимущественно в нюансе пиано, чтобы иметь возможность лучше вслушиваться в качество звука и точность интонации, мы склонны вначале придерживаться этого правила, но, по мере многократных повторений и исправлений разучиваемого отрывка нот, постепенно и незаметно для себя увеличиваем силу звука, доводя ее до форте или фортиссимо. Это форсирование звука изменяет его качество и высоту.

9. Нередко в учебной практике приходится наблюдать, что интонирование учащегося находится в прямой зависимости от степени заинтересованности его в исполняемом материале. Например, гаммы и упражнения учащегося склонен рассматривать как принудительный, скучный, раздел. Однако, указание педагога на то, что в величайших образцах флейтовой литературы гамма и гаммообразные последования нот, так же как и трезвучия, служили композитору материалом для создания бессмертных мелодий, может вызвать у учащегося иное отношение к гаммам и упражнениям, как к материалу музыкальному, подкрепляющему художественное направление в его работе.
10. Чрезмерное поднимание пальцев и высокое расположение их над клапанами нарушает связь их с флейтой, благодаря чему отпускание пальцев на клапана становятся неподготовленными, напряженными, даже до некоторой степени судорожным, что затрудняет точность и чистоту интонирования.

11. Недостатки в интонировании чаще всего связаны с неумением флейтиста не только предслышать будущий звук во всех его особенностях, но и точно скоординировать слух с дыхательным и артикуляционным аппаратом.

Такой недостаток в интонировании как понижение (детонация), чаще всего связан с вялым дыханием и артикуляцией.

Упражнения для преодоления:

Дыхательные упражнения (без звука и со звуком) для активизации

Вл. Чернушенко рекомендует прививать любовь к красивому звуку, связанному с конкретным образом и эмоциональным состоянием.

Большое значение имеет подбор репертуара. Полезно изучение разных по стилю и сложности произведений.

Для выработки устойчивых навыков сохранения чистого интонирования и строя во всех элементах, в процессе занятий следует пользоваться приемом проигрывания произведений в разных тональностях с повышением или понижением на полтона или тон. Такое проигрывание способствует развитию и укреплению интонационно-слуховых ощущений у флейтистов и сохранению относительно верного чистого ладово -гармонического и интонационно-мелодического соотношения и взаимосвязи, в иной новой тональности.

Пользуясь таким приемом, в зависимости от обстоятельств – нервно-психологического состояния учащихся, акустических условий помещения и др. во время выступления настраиваю инструмент либо немного выше, а иногда и ниже фортепиано. Повышенная тональность в данном случае поднимает тонус, исполнительское состояние солиста, и произведение звучит светло, возвышенно и чисто.

Наоборот, при нервно-возбужденном состоянии учащегося, форсированном характере исполнения, настрой инструмента чуть-чуть ниже способствует сохранению чистого интонирования и строя.

П. Г. Чесноков формулирует главнейшие правила, которыми педагогу надлежит руководствоваться в отношении интонации так:

1. Преподаватель не должен допускать ни малейшей фальши в исполнении учащегося. Всякая неточность в строе немедленно должна быть указана, разъяснена и исправлена, т.к. фальшивая интонация разрушает восприятие произведения и не способствует развитию правильной интонации.

3. Помимо сделанных в нотах обозначений, педагог в этих местах, при необходимости, может помогать учащимся жестами: если нужно напряжение к повышению – таким жестом будет медленное движение кисти вытянутой руки снизу вверх; при напряжении к понижению потребуется то же движение руки, но сверху вниз. Движения эти должны быть медленны и напряжены. Но педагог не может все же с полной точностью указать, насколько именно надо повысить или понизить звук. Изменяя высоту звука учащиеся должны приучаться строго контролировать это изменение, прислушиваясь к общему строю.

4. Желательно, чтобы учащиеся имели самое широкое теоретическое знание интервалов, безошибочно узнавали их содержание и умели исполнять их соответствующим этому содержанию способом.

Отдельно хочется обратить внимание на обязательную ежедневную работу над длинными звуками. Я считаю, что ничего лучшего для работы над качеством звучания, над интонацией пока не придумано. Поколения флейтистов по всему свету считали их необходимыми. Не обойтись без длинных звуков и современным музыкантам. Не следует воспринимать их исполнение как докучливое упражнение на терпение и выносливость.

Во время игры длинных звуков музыкант работает над:
• широтой и управляемостью дыхания,
• стабильностью постановки,
• тембром,
• динамикой,
• интонацией,
• различными типами артикуляции,
• выразительностью.

Итак;
ХОРОШИМ СЧИТАЕТСЯ ЗВУК, когда он:
• появляется немедленно в момент атаки звука,
• мягкий и открытый,
• не содержит шипа и посторонних призвуков,
• не меняет тембровой окраски,
• не меняет высоты,
• не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков.
КАК ЖЕ ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ЗВУКА?

Попробуйте записать свою игру на аудиокассету (а ещё лучше используя хороший микрофон - на компьютер) – это очень хорошо помогает понять собственные недостатки.

Другим важным элементом, влияющим на интонацию, является динамика. Играя в разных нюансах, приходится корректировать настройку инструмента. Особенно это заметно при игре с фортепиано: солируя с фортепиано, учащийся начинает играть громче, свободнее - строй понижается. Ключом является именно эта свобода, которую при большей опоре на диафрагму, на больший поток воздуха получают губные мышцы, в первую очередь контролирующие высоту звука. Завышенный строй при этом компенсируется свободным амбушюром, понижающим это завышение. Рекомендации здесь диктует многолетняя практика: при игре forte необходимо строй повышать (свободные губы скорректируют его вниз), при игре pianissimo — понижать (зажатые губы поднимут строй выше). В этом можно легко убедиться на простом примере: стандартное упражнение духовика — долгий выдержанный звук, взятый в pianissimo, постепенное и максимальное crescendo и вновь постепенное diminuendo до morendo.

Прежде чем извлечь ноту на инструменте, нужно ее услышать внутренним слухом. Для этого совершенно не обязательно иметь абсолютный слух, который у духовиков встречается реже, чем у пианистов и струнников. Опытные музыканты называют это эффектом предслышания. Для этого нужно не только обладать природной музыкальностью, но и всерьез заниматься сольфеджио.

При подготовке профессионального музыканта в школе теоретически все понимают важность предмета сольфеджио. Практически же отношение к нему весьма небрежное у многих учащихся, и особенно у духовиков. Редкий педагог по специальности обращает внимание на низкий уровень подготовки духовиков в этой области.

Если навык предслышания не привит в детстве, получить его позднее будет трудно, а то и вовсе невозможно: построить интервал, не услышанный в детстве, не поможет никакой, даже самый совершенный аппарат.

Еще один исполнительский прием, влияющий на интонацию — VIBRATO, которому посвящено много методических работ. В одном из первых сборников, составленных Ю. А.Усовым, приведены слова известной английской гобоистки ROTHWELL E., что духовик должен всю жизнь останавливать вибрацию, к старости она появится сама. Запустить вибрацию значительно легче, чем остановить ее. Конечно, как художественный прием она необходима, но… в зависимости от характера музыки и даже моды.

Вряд ли возможно исчерпывающе осветить все проблемы, касающиеся работы над музыкальной интонацией, встречающиеся в практической работе. Повторюсь, необходима ежедневная работа над строем и интонацией. Чем чище интонация, тем выше качество игры. Здесь заложена важнейшая составляющая доля мастерства.

Читайте также: