Методическое сообщение концертмейстер баян

Обновлено: 18.05.2024

Управление культуры, спорта и молодежной политики

администрации Петропавловск-Камчатского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Методический доклад на тему:

«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским

по классу народного вокала

В настоящий период, когда наше российское современное общество переживет

необходимость национального воспитания и образования, которые станут одной из

основ самосохранения этноса. Сегодня необходимо найти формы приобщения детей

и молодёжи к фольклору, при которых традиционная национальная культура стала

бы составной частью общего духовного потенциала современного человека. Если

практически везде должно быть результатом планомерной и целеустремлённой

деятельности. Вот почему песенный фольклор сегодня остаётся одним из наиболее

важных направлений в детском музыкальном образовании и воспитании.

Русская народная песня – песня, слова и музыка которой сложились

определённого автора, или автор неизвестен. То, что нами воспринимается сегодня

как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься

совершенно по-разному. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо

действием. Дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна

быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для

народном ансамбле специфична. Эта сложная организация представляет собой

решения. В нем содержится выразительность гармонической опоры, её ритмической

пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д. Поэтому работа

исполнительских умений, владения ансамблевой техникой исполнения, знания

основ вокального искусства и конечно же отличного музыкального слуха,

специальных навыков по импровизации и аранжировке на народном инструменте.

Особенности подбора аккомпанемента народной песни.

музыкальных инструментах. По природе звукоизвлечения (баян) аккордеон имеет

свои особенности. Нужно добавлять больше звуков, вариаций, создавать иллюзию

других музыкальных инструментов посредством различных приёмов игры на

При подборе аккомпанемента в детском народном вокальном ансамбле

используется возрастное разделение и год обучения учащихся. Самым маленьким

участникам ансамбля (6-8 лет) развитый вариационный аккомпанемент не подходит.

Он будет скорее мешать сосредоточиться юным исполнителям, отвлекать их от

исполнения песни в общем, а также от точного и чистого проведения мелодии. Для

воспроизведение мелодии на (баяне) аккордеоне в унисон с исполнителем с

относительно простой гармонизацией. Второй и третий года обучения (9-11 лет) уже

позволяют опираться на использование интервальной фактуры проведения основной

мелодии (терция, секста, квинта), аккордового сопровождения, а также можно

использовать вариационный аккомпанемент. В старших группах ансамбля нормой

исполнения является двух и трёхголосие в вокальной партии песен. Здесь можно

использовать все виды фактуры аккомпанемента. Не смотря на кажущуюся свободу,

необходимо все-таки проявлять некоторую осторожность. Аккомпанемент нельзя

аккомпанемента будет отвлекать и исполнителей, и слушателей от самой мелодии

песни. Иногда может происходить наложение на главную тему. В таком случае

можно сменить регистр исполнения, либо использовать иную динамическую

филировку звука, либо упростить фактуру аккомпанемента.

Проявить свой профессионализм и мастерство как исполнитель концертмейстер

может в инструментальном вступлении к песне. Буквально за несколько тактов

вступления концертмейстер должен создать конкретный художественный образ,

настроение песни, нужный эмоциональный настрой участников ансамбля, а также

подготовить их к точному, нужному темпу и динамике исполняемой песни. Очень

часто так случается, что дети в исполнении песни именно под (баян) аккордеон

после вступления начинают петь в более медленном темпе, чем было задано

восприятием не всегда понимают баянное вступление в отличии, например, от

вступления фортепианного. В этот момент на первых словах песни концертмейстеру

важно удержать их в темпе, в котором он сыграл вступление. Здесь можно более

акцентированно исполнить несколько тактов начала.

Работа над ансамблевым звучанием.

концертмейстером, можно рассматривать как вокально–инструментальный дуэт.

Игра в дуэте имеет свои специфические сложности: каждая партия всегда на виду, и

каждая хорошо прослушивается. Совершенствовать ансамблевую технику нужно в

процессе углубления работы над песней. Артикуляция (произношение) должна быть

идентичной, синхронность в темпе, налажен динамический и тембровый баланс

между партией (баяна) аккордеона и партией голоса. Единое понимание темпа – это

важная предпосылка общего ощущения метра и ритма. В песнях со стабильным

темпом легче добиться синхронности звучания, так как здесь требуется умение

выдерживать установленный темп. А вот в песнях, которые предполагают свободу

метроритма и темпа, задача усложняется. Обычно если мелодия к кульминации

сопровождается усилением звучания и динамики, здесь необходимо оживление

темпа. Также достижению ансамблевого единства способствует визуальный контакт

между баянистом и ансамблем. Здесь концертмейстер может воздействовать на

ансамбль взглядом, мимикой, движением головы и корпуса. Например, при

необходимости вместе начать исполнение песни, необходимо показать едва

заметным, но чётким движением головы, и точно в том темпе, в котором будет

звучать песня. Такой же приём может быть использован в момент завершения, при

необходимости одновременного снятия последнего звука или аккорда. Визуальный

контакт между баянистом и ансамблем должен быть налажен на протяжении всего

исполнения песни и выступления на сцене.

Одним из средств выразительности исполнения песни является динамика.

Она помогает полнее раскрыть характер песни, передать её содержание,

подчеркнуть конструктивные особенности формы. Концертмейстеру необходимо

следить за динамическим балансом партий в ансамбле. Также концертмейстер

должен стремиться к максимальной согласованности артикуляции в звучании.

Существенным средством передачи образа и характера песни является выбор

тембровой палитры. Правильным подбором тембров в аккомпанементе можно

выразить характер песни: лирический, драматический, воинственный, весёлый,

заводной и т.д. Эту функцию тембра принято считать колористической. Таким

образом, концертмейстер должен владеть целым комплексом средств выражения:

свободное владение инструментом, координация темпа, метроритма, динамики,

артикуляции, тембров. Исходным ориентиром в выборе исполнительских приёмов

всегда должно быть эмоционально-образное содержание песни. Концертмейстер

Необходимо помнить, что музыкальная мысль во время смены меха не должна

прерываться. Однако не всегда удаётся сменить мех в наиболее удобные моменты. В

даже на тянущемся звуке. В таких случаях необходимо дослушать ноту до конца и

затем сменить мех. Динамика после смены меха должна остаться логичной по

развитию музыки; лучше всего менять мех перед сильной долей, тогда смена будет

не такой заметно.

Баян обладает множеством природных достоинств.

Баян обладает красивым, певучим тоном, с помощью которого баянист может

выразительности. И грусть, и печаль, и радость, и безудержное веселье. Задушевная

лирическая мелодия может звучать также убедительно, как и лихая пляска. На баяне

можно использовать любые динамические оттенки от тончайшего пианиссимо до

фортиссимо. Также баянист может активно управлять гибкостью динамики с

помощью пластичных движений меха. Баян обладает большой протяжённостью

звучания в пределах разжима и сжима. Инструмент имеет довольно большую

звуковую протяжённость. Баянист имеет возможность управлять звучащим тоном

по своему усмотрению. Его воля может распределяться на всю протяженность звука

– от нажатия клавиши до закрытия резонаторного отверстия инструмента. Особое

значение это имеет при исполнении медленных, лирических песен. Здесь каждый

звук нужно вести, развивать, ощущать его глубину мехом. Именно ощущение

сопротивления меха помогает извлекать звуки с нужной филировкой. Важным

моментом является умение распределить крещендо и диминуэндо на необходимый

отрезок музыкального материала.

Концертмейстер является главным помощником руководителя ансамбля.

Владея в полной мере большинством технических аспектов аккомпанемента

народной песни, используя средства музыкальной выразительности, проникаясь

концертмейстер помогает ему добиваться решения той или иной поставленной

творческой задачи. В данном методическом докладе рассмотрены ряд особенностей

работы концертмейстера аккордеониста в детском фольклорном ансамбле. Такой

методический анализ проблем и специфики концертмейстерства полезен во

множестве отношений. Каждый аккомпаниатор должен анализировать свою

деятельность и работу других концертмейстеров, можно заимствовать для себя что-

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

государственного автономного профессионального

образовательного учреждения Новосибирской области

Специальность Сольное и хоровое народное пение

(по виду: Хоровое народное пение)

Основы работы концертмейстера-баяниста

Методические рекомендации для преподавателей.

Составитель: Каменев Д.В., преподаватель

ГАПОУ НСО НОККиИ

г. Барабинск 2020г.

3.Основные особенности работы концертмейстера-баяниста

4. Специфика работы в хореографическом классе……………………. 14

Введение.

Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. Аккомпанемент в данном случае – это особо важный организм, который должен воплотить соединение всех перечисленных компонентов воедино. Именно он углубляет художественное содержание любого произведения.

Работа концертмейстера занимает довольно значительное место в повседневной профессиональной деятельности музыканта. Концертмейстер является универсальным человеком, который должен владеть обширным объёмом знаний в области музыки.

В настоящее время актуальна проблема баянного концертмейстерства. Если концертмейстерство у пианистов развито, и есть различные курсы и многообразные методические работы и рекомендации, то для баяниста-аккомпаниатора или концертмейстера практически ничего нет.

Вследствие повышения качества подготовки концертмейстеров-баянистов, их профессионального исполнительства, назрела необходимость создания методических работ по данному направлению.

В связи с этим, целью написания данной работы явилась необходимость обобщения опыта работы и расширения знаний и представлений об особенностях работы концертмейстера-баяниста.

Данные методические рекомендации посвящены работе концертмейстера-баяниста как с солистами-вокалистами и инструменталистами, и как аккомпаниатора в танцевальных (хореографических) классах.

Аккомпаниатор – это музыкант, исполняющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Ритм и гармония – это важные компоненты исполняемой музыки, который должен был соблюдать аккомпаниатор для полного воплощения художественного образа.

Концертмейстер – изначально, это пианист, помогающий вокалистам или инструменталистам, артистам балета, разучивать партии, а также человек аккомпанирующий вокалистам или инструменталистам на репетициях и на концертах.

Концертмейстер – это, прежде всего человек, должен обладать и творческим подходом к решению трудных вопросов в исполнительской практике, и быть педагогом и психологом одновременно.

Несмотря на то, что понятие концертмейстер долгое время обозначало человека, который руководит оркестром или группой оркестра, концертмейстерская практика возникла гораздо раньше.

Здесь можно обратиться к истории Древнего Китая, где в VIII веке до н.э. солист–вокалист (тунец(у)), не мог обойтись без музыкального сопровождения. Аккомпаниатор должен был четко знать темп исполняемого произведения и устойчиво его держать с соблюдением динамики, агогики, ритма. При этом он должен был знать весь репертуар солистов и быть готовым всегда сопровождать их пение, в любое время.

- исполняли с листа хоровые и симфонические партитуры;

- умели читать нотный текст в разных ключах;

- быстро транспонировали фортепианные партии на различные интервалы и многое другое.

Постепенно эти особенности были утрачены в ходе развития музыкальной культуры и повышения уровня исполнительства в общем. Поэтому работа концертмейстера стала сводиться к работе с определенными исполнителями.

Только к XX веку появилась профессия концертмейстера. В 1932 году впервые в мире в Ростове - на - Дону возник класса аккомпанемента, который находиться в процессе формирования

Если снова вернуться к двум понятиям – концертмейстер и аккомпаниатор, то первое, как правило, относят к пианистам, а второе – к баянистам. Это несколько принижает исполнительское искусство баянистов-концертмейстеров, хотя работа у них может быть и посложнее, чем у пианистов. В последнее время повысился уровень к народному вокально- инструментальному жанру, где главную роль в сопровождении играет именно концертмейстер-баянист. Да и специфика инструмента баяна более широко применима на концертных площадках. Фортепиано не всегда и не везде бывает на них, его специально не привезут на площадь или в глубокую деревушку для исполнения, а вот баянисту выйти с солистом на эстраду – это гораздо проще. Инструмент небольшой по сравнению с фортепиано или роялем, компактный и проще воспринимаемый публикой.

А по исполнению, тембру, динамике, баян звучит, возможно, и даже лучше исполнения под академическое фортепиано.

2.Роль концертмейстера.

Мастерство и роль концертмейстера глубоко специфичны. Они требуют от баяниста не только артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских талантов:

- владения ансамблевой техникой,

- знания основ певческого искусства,

- знания особенностей игры на различных инструментах,

- отличного музыкального слуха,

- специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партий,

- владение общими музыкальными умениями и навыками,

- иметь развитый гармоническим слухом,

- обладать способностью интонационного мышления,

- иметь способности чувствовать форму и ритм.

Концертмейстер должен уметь охватывать все произведение в целом, осознавать особенности стиля и жанра, которые характерны определенному этапу в музыке или определенному композитору. Обязательным для данной профессии является владение информацией по интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкальных произведений и осмысленного произнесения словесного текста, процесса дыхания, цезур. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна и интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

Взаимодействие концертмейстера-баяниста с детьми остаётся актуальным вопросом. Концертмейстеру необходимо знать возрастные особенности детей, так как часто они работают с детьми-дошкольниками и младшего, среднего и старшего школьного возраста, их психологию и быть в постоянном контакте с учеником или целым коллективом.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур и по импровизационной аранжировке.

Деятельность концертмейстера требует от баяниста применения многосторонних знаний и умений по различным дисциплинам (гармония, сольфеджио, полифония, история музыки, анализ музыкальных произведений, знание вокальной и хоровой литературы, педагогика) – в их тесных и неразрывных связях.

Для преподавателя по специальному классу концертмейстер – это правая рука и первый помощник. Для солиста (певца или инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер содействует развитию у воспитанников эмоционального и эстетического понимания музыки, наряду с преподавателем участвует в решении образовательных и воспитательных задач.

Вообще, работа концертмейстера в любом творческом заведении (Дом культуры, музыкальная школа или Дом творчества) заключает в себе и творческую или художественную деятельность, и педагогическую. Педагогическая сторона деятельности концертмейстера-баяниста особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися народного-вокального и хореографического классов.

3.Основные особенности работы концертмейстера-баяниста

с солистами (ансамблем).

Концертмейстерское искусство игры под солиста или коллектив доступно далеко не всем баянистам. Оно требует музыкального мастерства, достаточно большой практики, художественной культуры и особого призвания.

В данном случае, баянист должен обладать качеством, которым обладают лишь немногие концертмейстеры – это быстрая способность транспонировать произведение в ту тональность, которое будет удобна солисту или коллективу. Бывают такие случаи, что перед концертным выступлением солист простудился и в тональности, в которой было выучена песня, он петь не может. Тогда не преподаватель, а именно концертмейстер-баянист (который обладает такими навыками) подбирает удобную на данный момент тональность, порой даже не задумываясь о количестве знаков в ней, что связано со спецификой расположения кнопок (клавиш) на баяне. Для пианиста такое сделать было бы сложнее, при этом концертмейстер должен владеть в совершенстве всеми тональностями без исключения.

Ко всему прочему аккомпанемент на баяне должен различаться с аккомпанементом на других музыкальных инструментах. Нужно добавлять больше звуков, вариаций, создавать иллюзию других музыкальных инструментов посредством различных приёмов игры. На фортепиано, порой, достаточно играть бас с аккордами, использовать педаль, и аккомпанемент уже звучит красиво. На баяне же снова приходится применять больше приёмов игры и импровизации, что украшает исполнение солиста или ансамбля. Специфика работы концертмейстера предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д.

Таким образом, баян, являющийся почти универсальным музыкальным инструментом в репертуарном аспекте, имеет существенный тембральный изъян, который концертмейстеру-баянисту нужно уметь сглаживать за счет какой-либо неповторимой творческой жилки, богатого арсенала техники и приёмов игры, музыкальности, поэтичности, терпения.

Чтобы помочь точно воспроизвести ту или иную ноту или целое предложение, баянист исполняет данную мелодию в заполнении в правой руке, что конечно помогает услышать мелодическую линию солисту или ансамблю и вовремя подкорректировать звучание произведения.

В обязанности баяниста-концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Разучивая с учеником программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.

При исполнении вокалистами музыкального произведения на сцене, баянист-концертмейстер должен обладать хорошей выносливостью, так как очень часто приходиться играть на баяне стоя, иногда несколько песен сразу.

Если при работе с вокалистами или ансамблями можно исполнять произведения на слух, выполнять различные импровизационные моменты, то с солистами-инструменталистами, как правило, играется произведение концертмейстером-баянистом по нотам, в связи именно с письменной традицией инструментальной музыки. Но самое главное, что при работе с вокалистами, что при работе с инструменталистами – это одновременно снимать звук на окончаниях фраз, предложений и целого произведения. Вся особенность – это ансамблевое исполнение с его слаженностью, градациями динамики, показа главной мелодической линии и.т.д. Только тогда любое музыкальное произведение будет художественно раскрытым и понятным слушателю.

4.Специфика работы в хореографическом классе.

Быть концертмейстером хореографии народного танца – это еще одна ипостась концертмейстерской практики баяниста. Хореографическое искусство свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике. Работа концертмейстера-баяниста, прежде всего, заключается в подборе и освоении музыкального материала, который связан с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей.

Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.

Самое важное, что должен знать концертмейстер на уроках хореографии – это основную танцевальную терминологию, для того, чтобы ориентироваться о каком конкретном упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.

Баянисту-концертмейстеру необходимо иметь и представление, как то или иное упражнение исполняется. При накладывая на данное упражнение какой-то музыкальный материал, баянист должен сделать акцент на основное движение. Главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным текстом – уметь ориентироваться в нем, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Хореограф-преподаватель может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно, и концертмейстеру нужно быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения при разучивании нового элемента.

Концертмейстер-баянист, как и при работе с вокалистами и инструменталистами, сотрудничает в ансамбле с танцорами. Слаженная работа в ансамбле – важное в концертмейстерской практике качество. Если концертмейстер четко осознает, что он не самостоятельный исполнитель, а только аккомпаниатор, то через свое исполнение он может помочь танцорам более глубоко проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

Внимание концертмейстера-баяниста – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, переключением регистров, движением и сменой меха, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, какое туше, как работает мех, что в данный момент делают дети, что требует педагог-хореограф, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.

Работа концертмейстера-баяниста требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения нового репертуара, подходящего под определенные движения в классе хореографии.

Так как музыкальное сопровождение напрямую связано с движениями тела и должно помогать постепенному развитию навыков правильной постановки рук, ног и исполнению определенных последовательностей движений под счет, то никакая аудио запись не сможет заменить живой звук с его тонкими градациями агогики, что очень часто применяется на уроках. Не зря говорят, чтобы танцор прочувствовал свой танец - он, прежде всего, должен услышать и понять музыку, которая сопровождает его танец. Поэтому концертмейстер на самых ранних этапах обучения помогает юным танцовщикам понять неразрывную связь музыки и танца.

Вся педагогическая деятельность концертмейстера строится на том, что, пребывая на вторых ролях, он музыкальным сопровождением может решать определенные педагогические задачи. Очень важно для танцовщика умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике, сравнивать фразы по сходству и контрасту.

Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров, которые подбирает заранее и исполняет на уроке, приобщая детей к образцам классической и современной музыки.

Помимо всего этого, баянист должен обладать трудоспособностью и усидчивостью, так как в хореографических классах порой приходиться играть очень много и долго.

Особенностью профессиональной деятельности концертмейстера – баяниста является его многофункциональность. По роду своей деятельности баянист выполняет обязанности концертмейстера хорового коллектива, вокального ансамбля, солистов и хореографического коллектива. Уровень подготовки концертмейстера в современном образовательном процессе требует высокой профессиональной подготовки. Учитывая современные требования, концертмейстер – баянист должен уметь:

- аккомпанировать хору, вокалисту, инструменталисту, хореографическому коллективу;

- разучивать с солистом и хором их репертуар;

- делать переложения для своего инструмента произведений, написанных для других инструментов;

- выполнять собственные творческие обработки народных мелодий;

- аккомпанировать с листа и уметь транспонировать несложные произведения;

- подбирать по слуху, гармонизовать и транспонировать знакомые мелодии.

Прежде чем начинать работу в классе хореографии: надо овладеть терминологией и начальными навыками выполнения хореографических движений, надо учитывать физическое развитие детского организма, метроритмические особенности. Концертмейстер на протяжении всего занятия должен уметь поддержать музыкальный интерес у обучающихся, вовремя сменить музыкальный материал, соответствующий определённому движению. Всем известно, что в классе хореографии с обучающимися работают два преподавателя – хореограф и музыкант (концертмейстер). Они непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал урока. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что роль концертмейстера на данном этапе закончилась. Вместе с преподавателем концертмейстер проходит путь от создания образа до выступления на сцене. И финальная точка – подготовка учащихся к выступлению.

Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывать на него музыкальное произведение, правильно делать акценты, динамическими оттенками помогать движению, концертмейстеру - баянисту необходимо знать, как, то или иное упражнение исполняется. Поэтому концертмейстеру желательно знать все рабочие комбинации, которые преподаватель - хореограф разучивает с обучающимися. Знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми воспитанники овладевают на уроках нужно еще и для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие преподавателя, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.

В соответствии с требованиями, создаваемая концертмейстером
импровизация, должна быть:

1) в определенных и отчетливо ощущаемых метроритмических формулах с
регулярной акцентуацией заданного ритма и темпа, и воспроизводить те или иные виды движения (поклон, приседание, шаг, бег, прыжок, скольжение, вращение, кружение, и т. д.);

2) сугубо квадратной структуры (например, в пределах восьми или шестнадцатитактного периода повторного строения) с четким делением на два
симметричных предложения и симметричные фразы: 4 (2+2) + 4 (2+2), 8 (4+4) + 8 (4+4) и т. д.;

3) с доходчивой и в тоже время выразительной мелодией, явно ощущаемой
фразировкой, разнообразным, но хорошо понимаемым голосоведением;

4) с достаточно ярко выраженными жанровыми свойствами;

5) с гомофонно-гармоническим типом фактуры, несложным тональным
планом, благозвучной гармонией в рамках хорошего музыкального вкуса.
Логика оформляющей хореографические движения импровизации должна быть
такой: в левой руке – аккомпанемент, отражающий темпоритм, в правой
руке – мелодия, соответствующая его ритмическому рисунку.

Потому концертмейстер может взять за основу одно простое правило: одна нота в музыке – одно движение в экзерсисе.

Музыкальная импровизация прикладного назначения должна включать в себя:

1) вступление – préparasion, исполняющееся в характере упражнения и заканчивающееся половинным кадансом, которому требуется музыкальное продолжение;

2) музыкальный фрагмент для оформления экзерсиса строго указанного количества тактов в заданном ритме, характере, темпе;

3) заключение, оканчивающееся полным кадансом.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть стилем какого-либо композитора изнутри, нужно играть подряд много его произведений. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически, соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Любой опыт не пропадет даром; даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров.

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а стать одним из участников музыкального действия, причем участником второплановым. Солисту - инструменталисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик. При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество – это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей; активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя.

Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Для постановки интересных задач в музыкально-творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии). Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая осведомленность в смежных областях знаний - все это поможет концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств:

  1. Внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.
  2. Мобильность, быстрота и активность реакции. Он обязан в случае, если солист на концерте внёс корректировки в своё выступление (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу;
  3. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру и аккомпаниатору. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом. Работа концертмейстера предполагает наличие ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств. А вследствие того, что концертмейстер очень часто осуществляет разбор с учащимися нового учебного репертуара, то помимо всех перечисленных знаний требуется еще педагогический такт и интуиция.

К сожалению, современные требования в хореографических конкурсах вытеснили работу концертмейстера, и отвели его деятельность на второй план. Использование фонограммы на выступлениях позволяет забыть о трудной и продолжительной работе в классе, которая предшествовала яркому и красочному выступлению, и часть этой работы принадлежит профессиональному умению игры концертмейстера. В детских образовательных учреждениях появился дефицит в подготовленных концертмейстерах, работающих в хореографии, поскольку в музыкальных учебных заведениях отсутствует такая специализация, и успешность в работе концертмейстера зависит от творческого потенциала и интереса к работе. Подчас это сложный не только физический труд, но также интеллектуальный. Несмотря на то, что проблемой музыкального оформления уроков в классе хореографии занимались выдающиеся педагоги-хореографы, на сегодняшний день концертмейстерская деятельность – одна из граней музыкального искусства, недостаточно освещена в профессиональной литературе. Роль концертмейстера достаточно большая и разносторонняя, однако этой специфике уделяется мало внимания в специальной литературе, сказывается отсутствие репертуара, большое количество времени приходиться уделять подбору музыкального оформлению.

Статья "Особенности работы и специфика деятельности концертмейстера с исполнителями народной песни и детским фольклорным ансамблем" в учреждениях дополнительного образования.
Концертмейстер должен также в совершенстве владеть навыком дублирования вокальной мелодии баянной партией. Концертмейстер должен осознать, что он является посредником между педагогом-вокалистом и певцом

Оценить 121 0

Муниципальное бюджетное учреждение

Дом детского творчества № 3

«Специфика деятельности

Концертмейстера (баяниста) в

концертмейстер Куляскин А.М.

Специфика деятельности концертмейстера (баяниста) в фольклорном ансамбле.

Это глубоко ошибочная позиция. Солист и баянист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания

Специфика работы концертмейстера - баяниста в детском фольклорном ансамбле состоит в следующем:

3) умение транспонировать текст средней трудности по слуху и по нотам;
4) владение навыками игры в ансамбле;
5) владение навыками импровизации;

6) владение навыками элементарного варьирования;
7) знание правил оркестровки, наличие тембрального слуха, умение перекладывать фортепианные и оркестровые аккомпанементы для баяна, не нарушая замысла композитора;
8) знание основных дирижёрских жестов и приёмов;
9) невербальный контакт между концертмейстером и солистом (проявляется в работе концертмейстера постоянно);
10) знание русского фольклора, основных обрядов;

11) знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции,
нюансировки;

12) знание основ хореографии и сценического движения, чтобы верно
организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у певцов; осведомленность об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знание основ поведения актеров на сцене; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение вести за собой целый ансамбль танцоров; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии.

Навыки игры по слуху, чтения с листа и транспонирования крайне необходимы баянистам и аккордеонистам для творческой деятельности, так как концертмейстерская работа является одной из самых демократичных форм музицирования и имеет широкую сферу применения в повседневной работе с самодеятельными и профессиональными хорами, оркестрами, ансамблями и солистами.

Концертмейстер-баянист должен глубоко понимать, что игра по слуху необходима ему для совершенствования профессионального мастерства. Под игрой по слуху мы понимаем исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого на основе музыкально слуховых представлений без помощи нот. Воспитываются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкального материала по слуху. Подбор имеет две формы: усвоение музыки в первоначальной тональности, усвоение музыки в новой тональности, т.е. в виде транспонирования.

Широко применяют транспонирование вокалисты и хоровые коллективы, особенно самодеятельные (детские, фольклорные). Это требует от руководителей и концертмейстеров умения транспонировать музыкальный материал.

Транспонирование является важным элементом исполнительского мастерства и концертмейстера хореографического коллектива: всякий, даже небольшой музыкальный отрывок, служащий сопровождением хореографии, будет звучать более ярко и свежо, если концертмейстер своевременно и умело произведёт смену тональности. В данном случае транспонирование можно рассматривать как простейший элемент импровизации.

Баянистам часто приходится иметь дело с транспонированием музыкальных произведений в работе с фольклорными коллективами, в процессе сопровождения народных гуляний и других массовых мероприятий.

Не всегда репертуар, исполняемый концертмейстером, бывает ему технически доступен или, по крайней мере, не всегда баянист имеет достаточно времени, чтобы овладеть технической стороной исполнения в совершенстве. В таких случаях следует предпочесть целесообразные упрощения, не способствующие нарушению основного содержания произведения. Часто подобные изменения полезны не только в целях упрощения фактуры, но и для достижения лучшей звучности.

Для того чтобы понять художественную сущность произведения, нужно уметь быстро осваивать музыкальный текст, охватывая его комплексно. Научиться зрительно охватывать музыкальный текст, умение сразу понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно, его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение - цель данного навыка.

Концертмейстер, как правило, участвует в многочисленных культурно-воспитательных мероприятиях учреждения (праздничные огоньки, вечера, юбилеи и т.п.), где ему приходится аккомпанировать на слух мелодиям неклассического репертуара, играть импровизации. Эта деятельность составляет часть профессиональных обязанностей концертмейстера и вписывается в план воспитательной работы учебного заведения.

Особенности работы концертмейстера с исполнителями народной песни и фольклорным ансамблем

Народная бытовая традиция всегда была связана с пением без сопровождения. Другим важнейшим её признаком является импровизация и вариационность. Сохранение этих особенностей народной песни является предметом особой заботы фольклористов. Пение без сопровождения сохраняет природный натуральный строй песни. Баян и другие инструменты, как правило, темперированы. Использовать баянное сопровождение, где левая рука имеет готовые мажорные и минорные трезвучия, практически невозможно при работе с песнями различного вида подголосочной полифонии, ладовой переменности, мелизматики и т.д., так как в народной гармонизации могут иметь место аккорды иного строения. Таков музыкальный язык крестьянских песен.

Вместе с тем необходимо признать, что для исполнения без сопровождения требуется хорошая подготовка учащихся, которые не всегда хорошо владеют безупречным знанием стилистики музыкального языка, поскольку вариационность и импровизация тесно связаны со стилем. Поэтому на сцене сложился стереотип исполнения народных песен в сопровождении баяна. В условиях сценической деятельности не учитывать мнение и вкус слушателя практически невозможно или очень трудно. Поэтому баянист вынужденно идёт на компромисс, сочиняя аккомпанемент песням крестьянского стиля. Что же касается песен городского стиля, то здесь особых проблем нет, поскольку они укладываются в рамки школьно-европейской гармонии.

Народная песня - величайшее музыкально-поэтическое создание народного гения. Она отображает духовную красоту, богатство, щедрость души, думы и ожидания человека. Большая часть массовых песен тесно связана с традициями национальной песенной культуры и отличается глубоким содержанием, стройностью форм и свежестью музыкального языка. Мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков – всё это делает песни ценнейшим материалом для развития навыка, каким является игра по слуху.

Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на 4 этапа:

1) - работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух, музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее.

2) - индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание баянной партии, отработку трудностей, применение различных приёмов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.

3) - работа с солистом - предполагает безупречное владение баянной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

4) - рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.

Проводя занятие, концертмейстер не только готовит певца к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент выступления на эстраде (или экзамене) он является творческим партнёром солиста. В период подготовки произведения певец и баянист совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов, анализ характера произведения, координация динамики.

Ещё более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда, когда ему приходится работать над разучиванием вокального ансамбля. Хорошее знание партий каждого голоса, создание ясного слухового представления общего звучания всех голосов требуют от баяниста тщательной тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений.

В работе с певцом на концертмейстере лежит обязанность не только установления ансамбля, но и помощи певцу в изучении им своей партии, в достижении точной интонации, в правильном формировании фразы, в наиболее выразительной передаче слов текста через интонации композитора.

Создавая при изучении нотного произведения вместе с певцом исполнительскую форму, концертмейстер наравне с вокалистом должен проникать в драматургию поэтического текста, находить его певческое выражение, а для этого ему следует как можно чаще слушать талантливых певцов.

Основной художественной целью аккомпанирования является достижение общего ансамбля. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных намерений обоих партнёров - солиста и баяниста - и одновременно пониманием каждым из них своих функций в воплощении содержания произведения.

Творческое участие концертмейстера особенно ярко проявляется в местах, в которых партиях баяна выступает самостоятельно, - в основном во вступлениях и заключениях произведения, а также в связующих частях внутри произведения. Здесь концертмейстер наравне с солистом участвует в развитии музыкального содержания произведения.

Концертное исполнение - итог и кульминационный момент всей проделанной работы баяниста и вокалиста над музыкальным произведением. Его главная цель - совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения. Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции со стороны публики аккомпаниатор сможет беспрепятственно осуществить свои художественные замыслы, а это в свою очередь даст возможность вокалисту достигнуть нужной цели. Во время концертных выступлений концертмейстер берёт на себя роль ведущего и, следуя выработанной концепции, помогает партнёру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять солиста, а сохранять его индивидуальность.

Для певца концертмейстер должен быть равноценным партнёром, разделяющим радость, печаль, страсть, восторг, умиротворение, ярость в музыкальном произведении. Баянист должен быть источником вдохновения для певца, и его игра должна сверкать в прекрасных вступлениях и заключениях. Вообще, деятельность концертмейстера предполагает наличие таких качеств, как чуткость к партнёру, психологическая поддержка перед выступлением и музыкальная непосредственно на выступлении, так как поющий, от волнения, может забыть слова, выйти из тональности. И тогда концертмейстер оказывает помощь: шёпотом подсказывает слова, не переставая играть; наигрывает мелодию вокальной партии, повторяет или растягивает своё вступление, если певец запаздывает, но эту помощь оказывает так, чтобы это было незаметно для слушателей. Поэтому во время выступления баянист должен быть предельно внимателен к вокалисту.

Деятельность концертмейстера требует от баяниста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики - в их взаимосвязях. Для педагога по направлению сольного народного пения и фольклорного ансамбля концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Часто концертмейстер практически наравне с педагогом участвует в создании сценариев календарных праздников, обрядов, отчётных концертов фольклорного ансамбля или отделения. Для солиста концертмейстер - наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромиссностью художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.

Егоров Б., Левкодимов Г. Хрестоматия по аккомпаниаторской практике

Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. М,1997

Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне, 3-е изд. М, 2004

Акимов Ю.Т., Гвоздев П.А. Прогрессивная школа игры на баяне 1970

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию Л.-М. 1973

Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988

Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961

Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность Музыка в школе – 2001 - №

Читайте также: