Метод сообщение по аккордеону и баяну

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Хрупина Олеся Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО Детская школа Искусств
Населённый пункт: г. Белоярский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специфика звукоизвлечения на аккордеоне и баяне
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования в

области культуры Белоярского района

Детская школа искусств г. Белоярский

Специфика звукоизвлечения на

аккордеоне и баяне

Выполнил: преподаватель по классу аккордеона

Хрупина Олеся Александровна

г. Белоярский

Звук должен быть закутан в тишину,

звук должен покоиться в тишине,

как драгоценный камень в бархатной шкатулке.

Как известно, искусство отображает реальную жизнь художественными

средствами в художественных формах. Каждому виду искусства присущи

свои выразительные средства. Так, например, в живописи одним из основных

арсенала выразительных средств мы, несомненно, в качестве важнейшего

(Нейгауз), её первооснова. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия

музыканта-исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой

деятельности обязан знать специфические особенности своего инструмента.

характеризуют художественный облик инструмента. Говоря о положительных

качествах А , мы, конечно же, в первую очередь будем говорить об его

радость, веселье и волшебство. Динамические градации звука Аккордеона

простираются от тончайшего pianissimo до fortissimo, причём очень ценно то,

что исполнитель может активно управлять гибкостью динамики с помощью

пластичных движений меха. Можно напомнить, что при игре на некоторых

музыкальных инструментах исполнитель лишён возможности влиять на звук

этим Аккордеон

достаточно большой протяжённостью звучания в пределах разжима и сжима.

Средства артикуляции

Процесс звучания каждого извлекаемого звука можно условно разделить на

три основных этапа: атака звука, процесс внутри звучащего тона (ведение

звука), окончание звука. Взаимодействие пальцев и меха, направленное на

достижение определённой атаки звука и его окончания, подробным образом

усилием мех. Прекращение звучания достигается остановкой движения меха,

после чего палец отпускает клавишу.

2. Повести мех с нужным усилием, после чего нажать клавишу. Звучание

прекращается снятием пальца с клавиши и последующей остановкой меха

достигаем резкой атаки и окончания звука.

3. При мехопальцевой артикуляции атака и окончание звука достигаются в

результате одновременной работы меха и пальца.

толчок, удар, скольжение (glissando).

Нажим применяется аккордеонистами обычно в медленных разделах

произведения для получения связного звучания. Пальцы при этом

располагаются очень близко к клавишам и могут даже к ним прикасаться.

Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя её плавно погружаться

до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причём

одновременно с нажатием очередной клавиши предыдущая мягко

возвращаются в исходную позицию.

Толчок, как и нажим не требует замаха пальцев, однако, в отличие от нажима,

«палец быстро погружает клавишу до упора и быстрым кистевым движением

Удар предваряется замахом пальца, кисти или того и другого вместе. Этот

вид туше применяется в раздельных штрихах (от non legato до staccatissimo).

Скольжение (glissando) – ещё одна разновидность туше. Glissando вверх

среднего пальца, подушечки которых рекомендуется сомкнуть с подушечкой

Иногда glissando вверх удобно взять ногтём большого пальца. Glissando

сверху вниз играется большим пальцем.

Нетемперированное glissando исполняется следующим образом: нажимается

нужная клавиша (как правило, в диапазоне большой или малой октавы при

одноголосном регистре), затем с одновременным натяжением меха клавиша

понижение прямо зависит от интенсивности ведения меха и постепенности

напротив, ослабить натяжение меха с одновременным плавным нажатием

Приёмы игры мехом. Основными приёмами игры мехом являются разжим и

сжим. Все остальные в своей основе построены на различных сочетаниях

Одним из важнейших качественных показателей исполнительской культуры

аккордеониста является умелая смена направления движения или, как сейчас

музыкальная мысль во время смены меха не должна прерываться. Лучше

всего производить смену меха в момент синтаксической цезуры. Однако на

практике далеко не всегда удаётся сменить мех в наиболее удобные моменты.

В полифонических пьесах иногда приходится менять мех даже на тянущемся

тоне. В таких случаях необходимо: а) дослушивать длительность ноты перед

сменой меха до конца; б) мех менять быстро, не допуская появления цезуры;

в) следить за тем, чтобы динамика после смены меха не оказалась меньше

или, что случается чаще, больше, чем необходимо по логике развития музыки

Тремоло. Этот приём встречается наиболее часто. Исполняется быстрым

равномерным чередованием разжима и сжима.

ощущение свободы, раскованности левой руки и сбрасывать статистическое

Инструмент должен прочно стоять мехом на левом бедре и грифом упираться

в правое бедро. Для этого плечевые ремни надо соответственно подогнать.

Триоли мехом. Этот приём исполняется чередованием разжима и сжима,

исполнение триолей не протяжении длительного отрезка, то мех постепенно

начинает расходиться, поскольку на разжим получается две доли, а на сжим

одна. Чтобы как можно дольше сохранить мех в собранном виде, нельзя с

одинаковой силой играть все три доли в этом меховом приёме. Наиболее

сильно звучит первая доля (разжим). Вторая доля в сжим звучит почти с

положение. Третья доля должна исполняться наименее сильно (разжим).

равномерное чередование ударов верхней частью меха и нижней. В качестве

исходной позиции для освоения рикошета следует слегка развести мех и, не

нажимая клавиш, попеременно смыкать верхнюю и нижнюю его части. Если

рикошет требуется исполнить несколько раз подряд, то после четвёртой доли

рука снимается, аккорд берётся заново и начинается новый цикл. Получается,

что четвёртая доля предыдущего цикла и первая последующего исполняются

разжимом верхней частью меха, который делится снятием руки.

Вибрато – приём игры, в большей степени распространенный на струнных

смычковых инструментах. Необыкновенная экспрессия и красочность ставят

его в ряд важнейших выразительных средств на таких инструментах, как

1. Вибрато предплечьем и кистью правой руки, мелкие движения которых

придают ведению меха пульсирующий характер. Игровой аппарат в данном

случае должен быть свободен, что даёт возможность регулировать мелкое и

крупное вибрато.Мелкое дрожание правой руки, достигаемое напряжением в

локтевой части. Этим способом достигается разновидность мелкого вибрато,

однако долго его обычно не применяют, так как слишком быстро утомляется

2. Вибрато открытой кистью левой руки. Основание кисти становится у края

грифа, руку ни в коем случае не напрягать, но запястье должно быть упругим.

Этим способом также можно регулировать частоту вибрато.

Динамика - это изменение силы звука. Исполнителю крайне необходимо

выработать умение ощущать как постепенную, так и резкую смену силы

звука. Работая над динамикой, параллельно следует вырабатывать привычку с

одинаковой силой нажимать клавиши, как на форте, так и на пиано. Многие

баянисты и аккордеонисты, играя форте, инстинктивно нажимают клавишу с

большой силой, чем этого требует сопротивление пружины, а это сковывает

свободу движения руки и препятствует беглости пальцев.

Прежде чем начать работу над упражнениями в динамике, нужно тщательно

изучить объем динамических возможностей (динамическую шкалу) своего

максимального фортиссимо. Важно, чтобы на протяжении всей динамической

необходимо, чтобы учащийся знал максимальное для своего инструмента

пианиссимо, при котором инструмент отвечал бы.

Одновременно с развитием слухового ощущения надо развивать ощущение

силы, с какой левая рука должна работать мехом. Точно рассчитывать, с какой

детонацией и чистым звучанием фортиссимо, а также в момент нежнейшего

пианиссимо, невозможно. Поэтому нужно оставлять динамический запас,

иначе говоря, запасной динамический оттенок со стороны минимального и со

стороны максимального звучания. Рабочая динамическая шкала инструмента

должна начинаться с небольшим отступлением от предельного пианиссимо и

заканчивается, немного не доходя до предельного фортиссимо.

Обозначим условно предельное для данного инструмента пианиссимо знаком

ррр, а предельное фортиссимо, при котором инструмент не детонирует, - fff.

Эти крайние запасные в динамической шкале оттенки (ррр и fff) как бы

предостерегают от применения такого пианиссимо, когда инструмент звучать

не может, и такого фортиссимо, когда инструмент начинает детонировать.

основных динамических оттенков - пиано, меццо-форте, форте. Делать это

рекомендуется вначале на отдельном звуке, затем на аккорде. Как только

учащийся овладеет этим навыком, надо закреплять его, играя гаммы обеими

руками в унисон либо двойными нотами отдельно вначале пиано, затем

меццо-форте и, наконец, форте.

Этот навык может быть еще лучше закреплен, если после таких упражнений

играть гаммы на смешанной силе. Делать это можно, например, так: играть

пиано четыре звука на разжим и четыре на сжим, последующие четыре звука

на разжим и четыре на сжим исполнять меццо-форте, затем на сжим и

разжим-форте. В дальнейшем во время упражнений следует стараться как

можно больше варьировать сопоставление динамики в одной гамме, чтобы

приобрести навык слухового ощущения динамических оттенков и силового

ощущения их в левой руке.

помнить, что нельзя, к примеру, играть на разжим четыре звука пиано, а на

сжим - четыре звука форте. При дальнейшем чередовании такой динамики

Произойдет это потому, что звуки, сыгранные пиано на разжим, забирают

значительно меньшую часть меха, чем столько же звуков на форте. Если же

первые четыре звука играть форте, а последующие пиано, то мех очень скоро

Упражнения на смешанную динамику очень помогают приобретению навыка

равномерного нажима пальцев правой руки на клавиатуру при изменении

динамики. Исполняя их, необходимо контролировать силу нажима пальцев.

Кроме основных динамических оттенков, динамическая шкала имеет еще и

промежуточные: пианиссимо, меццо - пиано, фортиссимо.

Итак, вся динамическая шкала, включая запасные оттенки, состоит из восьми

ступеней: ррр, пианиссимо, пиано, меццо - пиано, меццо - форте, форте,

фортиссимо, fff. Нижней ступенью будет запас пианиссимо (ррр), верхней -

запас фортиссимо (fff). Каждая из этих ступеней должна быть тщательно

отработана в слуховом восприятии учащегося.

Чтобы приобрести навык ощущения силы, с какой рука тянет мех на каждой

последовательно в восходящем порядке - от пианиссимо до фортиссимо, а

затем в нисходящем - от фортиссимо до пианиссимо, а также в различных

вариантах. Ощущение динамических ступеней закрепляется лучше, если в

и fff (динамический

задано сыграть меццо - форте, меццо - пиано и пиано, нужно проверить,

остались ли в инструменте пианиссимо и ррр (запас). Если задано сыграть

фортиссимо и пиано, следует проверить, поместятся ли в этом динамическом

промежутке меццо - пиано, меццо - форте и форте.

филировкой отдельных звуков, двойных нот и аккордов. Филировка - это

соединение крещендо с диминуэндо на одной ноте или группе нот. На баяне

и аккордеоне этот прием не представляет трудностей, так как большой запас

изменяя направление меха. Учиться филировке надо вначале на отдельном

длительности в умеренном темпе. Первую четверть исполнять крещендо от

пиано до меццо-форте, вторую четверть - диминуэндо от меццо-форте до

пиано. Таким же путем производится филировка от меццо-форте до форте и

Следующее упражнение - филировать от пиано до форте целую ноту. В этом

случае ее разбивают на четыре слигованные четверти. На первой четверти

делают крещендо от пиано да меццо - форте, на второй - от меццо - форте до

форте, на третьей и на четвертой четвертях - диминуэндо от форте до меццо-

форте и от меццо-форте до пиано.

Научившись филировать длинную ноту и аккорд, переходят к филировке

гамм. Группу нот, заданную в гамме, можно филировать как при движении

меха в одну сторону, так и на комбинации сжима и разжима.

Допустим, надо сыграть шесть нот на мех с филировкой от пиано до форте.

Это задание можно выполнить так: первую ноту играть пиано, вторую -

шестую - пиано. Крещендо идет от первой ноты к третьей, на третьей и

диминуэндо, которое заканчивается на последней, шестой ноте.

Если заданную фразу из шести нот нужно сфилировать от пиано до форте на

сжим и разжим меха, смену меха делают после третьей ноты.

Научившись филировать на основных динамических оттенках, переходят к

соседними динамическими ступенями, например между пианиссимо и пиано,

между пиано и меццо-пиано и т. д.

Педагог должен также научить учащегося исполнять крещендо и диминуэндо

крещендо и диминуэндо крайними ступенями пианиссимо и фортиссимо.

Штрихи и способы их исполнения. Штрих - обусловленный конкретным

опускаются максимально плавно. В нотах обозначается словом legatissimo,

Legato – при игре легато пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их

высоко нет никакой необходимости, не следует с излишней силой давить на

клавишу. Исполнитель должен запомнить с первых шагов обучения, что сила

звука не зависит от силы нажатия клавиши. Играя кантилену, очень важно

«Кончик пальца должен как бы срастись с клавишей, ибо только так может

Колотить жесткими твердыми пальцами не нужно. Свободная мягкая кисть

вместе с предплечьем должна как бы дышать, пластично следуя за изгибами

мелодической линии и помогая тем самым работе пальцев. При этом важно

равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке и окончании

звука, а также следить за плавным ведением меха:

Portato – связная игра, при которой звуки как бы отделяются друг от друга

Tenuto – выдерживая звуки точно в соответствии с указанной длительностью

и силой динамики; относится к категории раздельных штрихов. Начало звука

и его окончание имеют одинаковую форму.

отдельным движением меха в разжим (V) или сжим (Г). Пальцы при этом

могут оставаться на клавишах или отрываться от них.

Это извлечение каждого звука отдельным движением меха на разжим или

сжим. Пальцы при этом могут оставаться на клавишах или отрываться от

Marcato – подчёркивая, выделяя. Исполняется активным ударом пальца и

заметно значение штриха маркато при исполнении аккордовой фактуры в

произведениях мужественного, оптимистического характера.

Non legato – не связно. Исполняется одним из трёх основных видов туше при

ровном движении меха.

Martele – акцентированное стаккато. Способ извлечения данного штриха

сходен с извлечением marcato, однако характер звучания более острый. Рывки

мехом выполняются коротким волевым движением левой руки:

Staccato – острое, отрывистое звучание.

Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении

меха. В зависимости от музыкального содержаения этот штрих может быть

более острым, но в любом случае реальная длительность звучания не должна

превышать половины ноты, указанной в тексте. Пальцы легкие и собранные.

Staccatissimo – высшая степень остроты в звучании. Достигается лёгкими

ударами пальцев или кисти. При этом необходимо следить за собранностью

Задача педагога - научить ребенка относиться к музыке как к выразительному

Автор: Пискунов Игорь Викторович
Должность: Преподаватель по классу баяна и гитары
Учебное заведение: МБОУДО(БДШИ)
Населённый пункт: Бугульма
Наименование материала: Доклад
Тема: Развитие технических навыков на баяне и аккордеоне
Раздел: дополнительное образование

Развитие технических навыков на баяне и

Игра на любом музыкальном инструменте является одним из сложнейших видов

деятельности, так как занятия на музыкальных инструментах требует огромного

труда, времени, сил и терпения, а также и работу психических процессов - воли,

внимания, восприятия, ощущений, мышления, памяти, воображения. Но

учащийся не сможет достичь высоких результатов, если не будет владеть

техникой игры на инструменте, при помощи которых он раскрывает свои мысли

и чувства. Поэтому развитие технических навыков у учащихся актуален на

разных ступенях обучения, ведь игра на аккордеоне и любых других

музыкальных инструментах – требуют определённых технических навыков.

Техника аккордеониста разнообразна – это и мелкая (пальцевая) и крупная

моторика, а также это и техника игры мехом и техника звукоизвлечения. Многие

её виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть

ею невозможно. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 7-

летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения

технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к

наиболее важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне.

Виды техники

В музыкально-исполнительском искусстве развитию технике отводится

достаточно значительное место.

Но техника является не только развитием

беглости пальцев, а также средством воплощения художественного содержания

Техника - совокупность средств и приёмов игры, при помощи которых

исполнитель передает музыкальный смысл произведения. Работу по развитию

технических навыков следует проводить систематически и целенаправленно.

Техника аккордеониста можно разделить на мелкую (пальцевую) и крупную

моторику, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения. То есть

это и ведение меха, и прикосновения к клавишам и кнопкам, и звуковедение и

Элементами развития технических навыков на аккордеоне и любых других

инструментах являются гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения,

этюды. На упражнениях и этюдах отрабатываются двигательно-игровые навыки,

взаимодействие всех частей рук, координация движений. Они развивают

физическую выносливость, освоение двигательного аппарата и использование

его на инструменте.

Но мы не должны забывать и о природных способностях музыканта. Не

зависимо от природных данных учащегося, ребёнок со средними

исполнительскими данными может достичь высоких результатов. Это зависит от

его усердия, терпения и воли.

Гаммы и арпеджио являются важнейшим материалом для работы

аккордеонистов над развитием и совершенствованием исполнительской

техники. Для успешного развития техники (гаммы, арпеджио, аккорды,

упражнения) нужно играть при полном внимании, слуховом контроле, над

соблюдением динамических оттенков, ритма, штрихов, а также систематическая

и последовательная работа.

Систематическая и последовательная работа над гаммами и арпеджио помогает

преодолеть многие технические трудности:

позволяет лучше сделать выбор аппликатуры (пальцев);

создает легкую и свободную пальцевую беглость;

способствует координации движений обеих рук;

способствует плавности ведения меха и смены направления его

помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов;

развивает ладовый, мелодический и гармонический слух;

развивает хорошую ориентацию на клавиатуре.

После того, как та или иная гамма, арпеджио будут выучены в ровном

движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных

метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках, темпах. Но

быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио.

Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и

двигательного контроля - ровным звуком, плавной сменой направления

движений меха, за строгим соблюдением указанной аппликатуры, за

естественностью и экономностью движений пальцев, кисти, за четкостью удара,

за точностью выполнения метроритмического рисунка и штрихов, за

точностью координации движений.

Работу над арпеджио и аккордов можно начинать после того, как учащиеся

освоили гамму. В начале осваиваются арпеджио короткие, позже - длинные. При

игре аккордов следует обращать внимание ученика на одновременность

действий всех играющих пальцев.

Конечным результатом изучения гамм и арпеджио является умение свободно и

легко в любых темпах исполнить гамму и арпеджио, а также в различных

метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками

Гаммы и упражнения - не просто ежедневное занятие, а необходимое условие

для успешного технического продвижения вперед.

Разучивание мажорных и минорных гамм.

Техника игры на аккордеоне и на других инструментах в действительности

очень разнообразна, но и однообразно, поскольку всегда можно найти сходные

элементы. И как говорилось выше работа над гаммами, арпеджио и аккордами

должна быть регулярным процессом. Не регулярное и не систематическое

ознакомление приведёт к необходимости каждый раз учить заново. Регулярная

работа над гаммами, арпеджио и аккордами способствует развитию моторики,

восприятию длиной мелодической линии, закрепить опорные навыки, а также

смены аппликатурных позиций и т.д.

При работе над любой мажорной или минорной гаммой в правой руке на

аккордеоне невозможно избежать обрабатывания техники подкладывания

первого пальца, т. к. при смене игровых позиций 1 - 3, 1 - 4 она является

главной. Подкладывание исполняют плавно, без толчков.

Для того, чтобы лучше запомнить аппликатуру на мажорных и минорных

гаммах, то можно запомнить ноты на которых стоит 1-ый палец. Например, в

гамме C-dur первый палец ставится на нотах "до" и "фа". Но это не очень

удобно, так как каждую гамму придётся учить заново. Лучше всего применять

схемы для запоминания аппликатуры 3+5 (в одну октаву) или 3+4+3+5 (в две

Но всё же на аккордеоне и баяне большой сложностью является левая рука в

разучивании мажорных и минорных гамм, так как мы её не видим и учащийся

не может её проконтролировать, а также для левой руки существует свой

Для разучивания гамм в левой руке существует несколько способов игры,

которые помогут быстро и правильно разучить гаммы.

Можно разучить гамму "кусочками" по три и четыре звука. Например, гамма C-

dur - "до", "ре", "ми", а затем "фа", "соль", "ля", "си".

Можно нарисовать ноты и кнопки левой клавиатуры и обозначить стрелками

движение мелодии гаммы:

Но опять же эти способы не удобны в применении, так как любую другую гамму

придётся учить заново и схему рисовать к каждой гамме.

Удобнее всего гамму записать схематично, то есть выстроить все звуки по

порядку - слева направо и убрать названия нот, оставив лишь аппликатуру.

Таким образом мы можем использовать эту схему в любой тональности:

Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые

нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В" -

вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Минорные гаммы ученику труднее запомнить и выучить, так как используется

пятый палец, большие скачки и большая часть играется на основном ряду. Но

если использовать схемы и к минорным гаммам, то можно добиться у ученика

Минор гармонический

Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые

нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В"-

вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Минор мелодический

Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые

нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В"-

вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки,

кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством

длительностей на каждое движение меха.

Для арпеджио и аккордов тоже существует более простые способы запоминания

аппликатуры и игры. Для того, чтобы не запоминать аппликатуру в правой руке -

1, 2, 3, 5; 1,2,4,5; 1,2,4,5; 1, 2, 3, 5 и обратно 5, 3, 2, 1; 5, 4, 2, 1; 5, 4, 2, 1; 5, 3, 2, 1.

Можно запомнить что 1, 2, и 5 пальцы неизменны, а для 3 и 4 пальца запомнить:

вверх 344, а в обратную сторону 443.

Для аккордов - 1 и 5 пальцы неизменны, а для 2 и 3-го пальца нужно запомнить

такую комбинацию цифр 323 в верх и обратно.

Сложность заключается в том, что аккорды нужно играть с помощью кистевых

движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе.

При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они

должны быть в собранном состоянии. А также в процессе исполнения

аккордовой последовательности необходимо:

одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя

подготовить положение пальцев для последующего взятия аккордов;

сделать соответствующее перемещение кисти;

путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.

Использование данных схем и комбинации цифр в разучивании гамм,

арпеджио и аккордов помогут при помощи зрительной памяти быстрее

запомнить направление движения мелодии, аппликатуру, а также вносит

разнообразие в работу над таким "скучным", но необходимым направлением,

как изучение гамм.

В данной докладе мы рассмотрели несколько способов наилучшего

разучивания мажорных и минорных гамм, арпеджио и аккордов на аккордеоне

при помощи которых можно быстрее и эффективнее запомнить направление

движения мелодии, аппликатуру, а также вносит разнообразие в работу над

И исходя из этого можно сделать вывод, что работа над гаммами,

арпеджио и аккордами должна быть систематической и последовательной. Так

как гаммы, арпеджио и аккорды позволяют выбрать аппликатуру (пальцев);

создать лёгкую и свободную пальцевую беглость; способствовать координации

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Значение басов и аккордов в аккомпанементе Исполнение аккомпанемента 2 3. Фактура аккомпанемента Связь мелодии и аккомпанемента.5

5 Поэтому баянисты пользуются другим способом. Этот способ подчеркивания баса заключается в более полном выдерживание длительности басовых нот по сравнению с аккордами. В зависимости от характера пьесы к басам и аккордам могут применяться различные штрихи. В нотах штрихи для басов и аккордов указываются не всегда. Исполнителю часто предоставляется право самому выбирать наиболее подходящий способ ведения аккомпанемента. Правильный выбор штрихов в ведении сопровождения, имеет большое значение для дальнейшей работы над произведением. Само собой разумеется, что в каждом аккомпанементе будут иметь место и более тонкие штрихи оттенки, характерные только для данного произведения или определенной его части. Исполнение аккомпанемента левой рукой тесно связано с ведением меха. Нельзя забывать о том, что левая рука одновременно выполняет две задачи: 1) исполнение своей партии 2) ведение меха. Такая двойная нагрузка обязывает очень серьезно и осторожно подходить к исполнению партии левой руки. Нужно одновременно научиться двигать мех, менять направления его движения и исполнять басы с аккордами, причем в разных комбинациях, различными штрихами, с различной силой звучания, разнообразными длительностями в зависимости от ритмического рисунка аккомпанемента и вообще от характера пьесы. Наиболее часто встречаются: грубое исполнение сопровождения, заглушающее мелодию и исполнение аккомпанемента одним излюбленным приемом, без учета содержания музыки. Чтобы не допускать таких ошибок нужно научиться плавно разводить и сводить мех, то есть не толкать его при исполнении басов и аккордов Начинающие баянисты часто не придают должного значения плавному движению меха; нажимая кнопки левой клавиатуры, они невольно толкают мех, как бы выжимают каждый звук в отдельности. Такие толчки особенно заметны там, где в правой клавиатуре выдерживаются сравнительно большие длительности, а в левой в это время исполняются бас и аккорды. Толчки мехом допускаются только тогда, когда требуется акцент. 3.

6 Баянисты, которые привыкли извлекать звук при помощи толчка мехом, могут не замечать в своей игре этого недостатка. Поэтому рекомендуется проверять своѐ исполнение, вслушиваясь в звучание мелодии и сопровождения. Подход к аккомпанементу как к чему-то неизменному может стать причиной исполнения одинакового аккомпанемента в пьесах различного содержания и характера. Аккомпанемент, как и мелодия, имеет свой ритмический рисунок. Этот рисунок часто отличается от ритмического рисунка мелодии. Выполнение сложного ритма аккомпанемента требует большой тренировки, умение облегчить свою работу путем правильного выбора аппликатуры, использования вспомогательного ряда басов, верного движения меха. Фактура аккомпанемента Фактура аккомпанемента эта форма изложения сопровождения. Одна и та же мелодия при различном по фактуре сопровождении может быть с интересом прослушана несколько раз; разнообразие аккомпанемента освежает мелодию, придает ей новые оттенки звучания. Мелодия часто проходит на фоне гармонической фигурации. Суметь выделить мелодию при одновременном исполнении правой рукой гармонической фигурации нелегко. Иногда это достигается более громким исполнением основных нот мелодии, при помощи небольших акцентов на этих нотах. Нельзя при этом забывать об общем плане развития силы звука в пьесе. Можно отделить мелодию от гармонической фигурации и путем применения различных штрихов. При выборе различных способов выявления мелодии нельзя забывать о главном содержании музыки. Удачно найденный метод подчеркивания мелодии в одном произведении может оказаться негодным в другом. 4.

7 Связь мелодии и аккомпанемента Специфическая особенность баяна заключается в том, что поступление воздуха происходит с одинаковой силой к голосам правой и левой клавиатур, затрудняет более яркое исполнение мелодии, чем аккомпанемент. Одним из наиболее распространѐнных и удобных способов приглушения аккомпанемента является укорачивание длительностей басов и особенно аккордов. Это укорачивание, если оно не идѐт вразрез с характером музыки, позволяет лучше слышать мелодическую линию. Иногда укорачивание аккордов бывает нецелесообразным. Выдержанные аккорды представляют характерную особенность аккомпанемента, и их укорачивание может исказить художественное произведение. Для более яркого выделения мелодии баянистамиаккордеонистами используется не только прием укорачивания длительностей аккомпанирующих нот. Часто применяется способ неполного нажатия аккордовых кнопок. Если аккордовую клавишу нажать неглубоко, то можно достичь при интенсивном движении меха сравнительно тихого звучания. Для овладения этим приемом искусственного заглушения сопровождения нужно выработать мягкие движения пальцев левой руки и научиться рассчитывать силу нажатия клавиш. Тому, кто привык отбрасывать пальцы во время игры, труднее рассчитывать силу нажатия клавиш. Поэтому пальцы высоко поднимать не рекомендуется. В практической работе баяниста огромное значение имеет улучшение качества исполнения аккомпанемента, учитывая его особенности в раскрытии характера произведения. 5.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У Б. В. Астафьева есть замечательное высказывание о том, что музыка - это "и искусство, и наука, и язык, и игра". Если мы позволим себе дополнить это высказывание, то обнаружим, что элементы музыки присутствуют во многих видах человеческой деятельности.

Пояснительная записка

Методическая рекомендация может оказать помочь начинающим педагогам преодолеть трудности, встретившиеся ученикам в этот период обучения и помочь в их преодолении.

Педагог обязан помнить, что главная цель воспитании интереса у учащихся музыкальных школ – так ввести в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.

Анализ причин негативного отношения некоторых детей к музыкальным занятиям………………………………………4-6 стр.

Индивидуальный подход педагога к учащимся…………… 6-9 стр.

Об активизации интереса учащихся на уроке……………. 9-10 стр.

О работе с родителями……………………………………. 10-13 стр.

Список используемой литературы…………………………. 14 стр.

«Ученик – это не сосуд, который

нужно наполнить, а светильник,

Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.

Анализ причин негативного

отношения некоторых детей к музыкальным занятиям.

А как обстоит дело с теми, кто выбирает музыку своей профессией? Бывает так, что и здесь не все благополучно. Есть немало профессиональных музыкантов, вообще не воспринимающих музыку как художественное явление. Как это ни парадоксально, музыка не вызывает у них никаких эмоций, не является источником внутреннего удовлетворения. Они не посещают филармонических концертов, редко или вообще не ходят в театры, инструмент используют как средство для заработка, а не для повышения своего культурного уровня.

Естественно, узко понимаемая цель рождает самые примитивные средства, такие как: скудность репертуара учащегося, однообразно сформулированные, непродуманные домашние задания, скучная, сухая атмосфера на уроке, формальное общение с родителями, минимум внеклассной работы.

Кроме личности педагога существует еще множество стимулирующих и дестимулирующих факторов обучения, например: отношение к музыкальным занятиям ребенка и к музыке вообще членов семьи, эмоциональная атмосфера в музыкальной школе, условия занятий и пр. Порой самые незначительные, неважные на взгляд моменты играют для детей решающую роль.

Индивидуальный подход педагога к учащимся.

Подобный подход учитывает и такие психологические моменты, как особый тон общения: для одного более требовательный, строгий, для другого менее. Очень важен даже темп произнесения слов: одному более подвижно, другому – совсем медленный. Контролирующий момент здесь – успешность восприятия ребенком замечаний учителя.

Об активизации интереса учащихся на уроке.

Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение учащихся. Наиболее полно самовыжение ребенка происходит в игре. В игре он свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые формы использовать в донотном периоде. Здесь минимум теории, минимум технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, по возможности подбор по слуху простейших мелодий и попевок, ритмические считалки и т.д. Естественно, что при всем этом присутствуют не только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд воспитательных задач. Творческое самовыражение учащихся неразрывно связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать самостоятельные поиски ребенка.

Существуют способы стимулирования интереса учащихся на уроке. Например, возможно активизировать слух ребенка непосредственно через музыку. Педагог методом показа( играя какое-либо произведение) обращает его внимание на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм, литературное содержание и т.д.).

Дети активно себя ведут на уроках при игре в ансамбле. Коллективизм сам по себе очень стимулирует музыкальные занятия учеников, как на уроке непосредственно, так и дома. Возможно также проигрывание одной и той же пьесы разными детьми (т.е. активизация ребенка за счет конкурентности).

Присутствие в классе других детей и родителей создает благоприятные психологические предпосылки – ведь каждый ребенок в той или иной степени артист.

О работе с родителями.

Во-первых, в семье, если не была, то должна создаваться атмосфера благоговейности, или хотя бы интереса к музыкальным занятиям детей. Это возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями, разъясняет им значение занятий музыкой для развития их ребенка. Конкретно же можно говорить следующее:

Мы вводим детей в сферу духовного. Никакое другое искусство не может так развивать ребенка эмоционально (ведь музыка искусство чувств, эмоций);

Целый ряд навыков ученика связан с умением ориентироваться в пространстве;

Совершенствуются координация движений, вплоть до самых мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;

развитие тактильных ощущений (прикосновение к клавиатуре, напряжение мышц, например, при игре мехом);

Воспитывается концентрация внимания;

Развитие интеллектуальных способностей;

Неоспоримое преимущество в индивидуальном общении педагога с учащимся в музыкальной школе по сравнению с общеобразовательной (ведь в первом случае педагог развивает ребенка исходя из особенностей его личности);

Педагог должен сообщить родителям о достоинствах баяна; этот инструмент наиболее успешно позволяет приобщить ученика к самым разнообразным стилям и жанрам;

Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.

Хочется особенно заострить внимание на последнем пункте. Родители должны знать, что занятие музыкой – это не постоянное удовольствие, удовлетворение и самовыражение; здесь ребенок приучается к труду. Это всегда требует от него немало усилий и времени. При этом малышу особенно нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует результат.

Во-вторых, родители вместе с педагогом должны продумать и установить режим домашних заданий ребенка. Главное условие – ежедневность и результативность.

Сколько времени дома заниматься ученику? Этот вопрос очень индивидуален. Он зависит от возраста и психических особенностей учащегося. Что касается результативности, то родители (а позже и ученик) должны научиться каждый раз ставить небольшие реальные задачи и выполнять их. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не занимался усталым, после обильной еды. Нельзя заниматься много времени подряд.

Невозможно переоценить важность задачи приобщения ребенка к миру музыки. Однако, антидуховная атмосфера в общеобразовательной школе и в обществе в целом не способствуют занятиям музыкой и особенно на баяне. Педагог – баянист находится сегодня в иных условиях, чем лет 15 назад. Это, во-первых, недостаточная материальная база; во-вторых, отсутствие конкурса у поступающих на баян; в-третьих, низкий общественный престиж инструмента.

Психологические трудности педагога в современных условиях усугубляются и потому, что общество лишь декларирует значение культуры, а на самом же деле педагог музыкальной школы находится на самой низкой ступени социальной лестницы.

Учитывая все это, для успешной работы учителя музыки необходим не только поиск новых прогрессивных методик, поиск репертуара, но и новые формы работы. Каждый педагог сам должен найти эти формы и способы.

Коллективное музицирование (желательно объединить детей не по учебному плану, а втягивать всех, независимо от классов);

Каждый должен иметь возможность оценивать другого (для этого хорошо устраивать коллективное прослушивания со всеобщим обсуждением и общей оценкой);

Коллективное посещение концертов и прослушивание музыки с последующими дискуссиями;

Выступления класса (особенно хорошо с выездами).

При коллективных обсуждениях атмосферу в классе регулирует педагог – необходимо воспитывать у детей доброжелательность и объективность.

Все вышесказанное должно быть направленно на то, чтобы создать в классе особый микроклимат для поддержания интереса учащихся к занятиям музыкой и конкретно на баяне.

Читайте также: