Меры профилактики стрессовых состояний у медработников сообщение

Обновлено: 01.06.2024

В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д.

Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей Однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности.

Та или иная степень переживания стресса характерна для любых критических жизненных ситуаций человека, вследствие чего все они часто именуются стрессами.

С психологической точки зрения, однако, целесообразно различать стрессы, вызванные физическими или иными кратковременными воздействиями (например, травма, полученная во время гололеда, или перебранка в транспорте), и относительно длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами.

Итак, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово.

По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему. После соответствующей обработки раздражителя реакция ответа идет двумя путями. Один идет по нервной системе, второй — гуморальным путем. Нервный сигнал в течение долей секунды достигает органов исполнителей, обеспечивая таким образом быстрый ответ. Гуморальный ответ более медленный, но зато более мощный и продолжительный. Рождается гуморальный импульс в одной из глубинных структур мозга — гипоталамусе, откуда по кровеносной системе в виде гормона поступает в гипофиз. Гипофиз находится в относительной близости от гипоталамуса, на основании мозга. Под воздействием гипоталамического фактора гипофиз выделяет в кровеносную систему гормоны, которые, в свою очередь, побуждают периферические эндокринные железы выделять собственные гормоны. Роль как нервного, так и гормонального фактора сводится к подготовке организма к работе более интенсивного характера, чем в исходном состоянии. Для этого требуется выработка дополнительно достаточного количества питательных веществ. Мобилизация энергии идет как за счет перераспределения ее в организме, так и путем мобилизации запасов и ускоренного синтеза глюкозы. Глюкоза является особенно емким субстратом аэробного окисления, потребляющим наименьшее количество кислорода в расчете на единицу энергии.

В процессе адаптации участвуют все периферические железы организма. В этой связи стимулируется выделение катехоламинов и кортикостероидов надпочечными железами, повышается секреция глюкагона поджелудочной железой, увеличивается в крови содержание тиреоидных и паратиреоидных гормонов. Растет концентрация соматотропного гормона, а также вазопрессина и тиреокальцотонина. Одновременно угнетается секреция инсулина и половых гормонов, тормозится работа вилочковой железы — центрального органа иммунной системы. Результатом такой деятельности нервной и эндокринной систем является перераспределение кровотока. Увеличивается кровоток в мышечной системе, в сердце, легких и мозге. Кровоснабжение пищеварительного тракта уменьшается. Таким образом, органы, участвующие в борьбе, обеспечиваются необходимыми ресурсами, а пищеварительная система, репродуктивная функция и иммунная функция тормозятся .

Профессиональный стресс у медицинских работников

Предупреждение профессионального стресса

Среди характеристик коммуникативных профессий, существенно влияющих на развитие стресса, отмечают: ограничение возможности использования имеющегося личностного потенциала; монотонность работы; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом. И только после этого в качестве стрессогенных факторов рассматривают низкий уровень оплаты и неудовлетворительные условия труда, считая их важными, но не ведущими, как это часто кажется, источниками профессионального стресса у медицинских работников.

Профилактика стрессовых состояний - системное воздействие на эмоциональную, мотивационную, волевую, поведенческую составляющие личности, на снижение негативных воздействий внешних стресс- факторов, целью чего является предупреждение стрессовых состояний и формирование высокого качества жизни.

В соответствии с классификацией, предложенной Всемирной организацией здравоохранения, различают первичную, вторичную и третичную профилактику стрессовых состояний человека.

При первичной профилактике реализуются меры по снижению или удалению стрессовых факторов, чаще связанных с внешними условиями. Первичной профилактикой считается комплекс социальных, медицинских и психологических мероприятий, направленных на усиление защитных факторов и уменьшение воздействия стрессов на человека. Традиционно считается, что первичная профилактика носит массовый характер, направлена на поддержание психологической устойчивости и реализуется в работе с условно здоровыми людьми.

Например, организация рабочего места работника или обучающегося, изменения условий жизни, учебы или труда, внедрение здоровьесберегающих технологий, забота о конструктивных стилях взаимодействия и т.п. - все это критерии первичной профилактики.

Под вторичной профилактикой стрессов подразумевается система мероприятий, направленная на изменение уже возникшего стрессового состояния с акцентом на развитие личностных ресурсов человека. Целью вторичной профилактики является предотвращение перехода стрессового состояния в хроническую форму, изменение неконструктивных паттернов поведения на конструктивные и предупреждение стрессовых расстройств.

Третичная профилактика стрессов чаще всего направлена уже на серьезную психотерапию и реабилитацию людей, находящихся в хроническом стрессовом состоянии.

Третичная профилактика - это система мероприятий, направленных на снижение риска возобновления стрессовых расстройств, посттравматических стрессовых состояний и связанных с этим поведенческих нарушений и на активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к новым условиям среды и формированию эффективных преодолевающих стратегий поведения.

Целью такой профилактики является восстановление личностного, профессионального и социального статуса человека.

Симптомы стресса

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

-беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;

-вялость, слабость, депрессия, пассивное отношение и не желание общаться с людьми, даже с родными и близкими, быстрая утомляемость, нежелание что-либо делать;

-бессонница, беспокойный сон;

-невозможность расслабиться, постоянное напряжение нервное системы, физического тела;

-приступы страха, паники;

-плохая концентрация внимания, заторможенность, сложность в понимании обычных вещей, снижение интеллектуальных возможностей, проблемы с памятью, заикание;

-недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;

-частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;

-отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;

-нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;

-повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы (диарея, тошнота, рвота), кожный зуд, головная боль, головокружения, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое повышение температуры тела, озноб, онемение или покалывание в конечностях;

- повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Фазы стресса

Развитие стресса происходит в три фазы:

-Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

-Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

-Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Принципы лечение стресса

Лечение стресса включает в себя следующие пункты: удаление стрессора (фактора стресса); физиологические процедуры; принятие успокаивающих (седативных) препаратов; психологическую коррекцию.

Профилактика стресса

Чтобы минимизировать развитие стресса, следует обратить внимание на следующие рекомендации:

-вести активный образ жизни;

-употреблять пищу, обогащенную витаминами;

-старайться найти работу по душе;

-отказаться от алкогольных напитков, не употреблять наркотические средства;

-больше времени проводить на свежем воздухе, отдыхать на природе;

-ограничить себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);

-следить за своим ребенком - что он читает и смотрит, ограничить его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;

-делиться своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;

Важно помнить: если появилось чувство, что невозможно преодолевать стрессовые ситуации, следует обратиться за консультацией к специалисту -психологу, либо к неврологу или психотерапевту.

Сущность синдрома эмоционального "выгорания". Факторы, способствующих развитию профессионального стресса у медицинских работников. Основные методы психопрофилактики стресса. Взаимосвязь между профессиональным "выгоранием" и мотивацией деятельности.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.03.2014
Размер файла 23,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: "Психологическая профилактика стрессовых состояний медработника"

  • Введение
  • 1. Профессиональный стресс у медицинских работников
  • 2. Методы психопрофилактики стрессовых состояний у медицинских работников
  • Заключение
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Синдром эмоционального выгорания является серьезной проблемой. И медработники, как никто другой постоянно испытывают на себе последствия стресса.

Для уточнения причин и последствий, которые могут оказать влияние на профессиональное выгорание и профессиональный стресс, было проведено множество исследований, в результате которых было выяснено, что самыми главными причинами развития синдрома эмоционального выгорания являются материальные проблемы, плохая организация труда, напряженные отношения с администрацией.

Однако существует и множество других факторов, способствующих развитию стресса. И это необходимо учитывать, чтобы проводить его своевременную профилактику.

Цель работы - изучить факторы, приводящие к профессиональному стрессу и рассмотреть основные методы психопрофилактики стрессовых состояний у медицинских работников.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Проблема психологического стресса, изучение которого началось приблизительно с 30-х годов прошлого века, в последние три-четыре десятилетия приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность. Об этом свидетельствует рост научных публикаций, проведение новых исследований, разработка методик прикладного характера, посвященных борьбе со стрессом.

Стресс рассматривается как главный источник "неблагополучия в труде", приводящий к нарушению трудоспособности, потере квалифицированной рабочей силы, развитию различных форм личностного неблагополучия. Особенно отчетливо это проявляется в деятельности специалистов, занятых в медицинских профессиях. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Гедеон Рихтер в СНГ. - 2001. - № 4. .

Довольно часто в литературе можно встретить термин "психическое выгорание". Под данным термином подразумевают синдром, который возникает из-за длительных профессиональных стрессов. Сравнивая особенности формирования и протекания синдрома "выгорания" в различных профессиональных группах показало, что данное явление чаще всего встречается у представителей профессий системы "человек - человек". Это в полной мере относится к медицинским специальностям. Данные английских исследователей показывают, что у лиц коммуникативных профессий, в частности медицинских работников, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия - в 26 % случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень.

На основании исследований доказано, что в качестве одного из факторов синдрома "выгорания" выступает продолжительность стрессовой ситуации, а также ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

- ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;

- высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

- неудовлетворенность социальным статусом Гайдук Ф.М. Медицинская психология, Мн., "Вышейшая школа", 2001. .

Профессиональное "выгорание" сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий. В качестве основных характеристик синдрома "выгорания" отмечают:

- неадекватный уровень требований к специалисту;

- недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);

- Редукция профессиональных достижений - проявляются в снижении чувства компетентности в своей работе, недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном самовосприятии в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе. В профессиональной деятельности редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002 г. .

- Эмоциональное истощение представляют собой утрату работником позитивных чувств, какого-либо сочувствия и уважения к пациентам. Проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение "приглушенности", "притупленности" эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы. Дальнейшее развитие синдрома переходит в циничное и антигуманное восприятие клиентов, которое характеризует их негативным образом.

- Деперсонализация - циничное и антигуманное восприятие пациентов, которое характеризует их негативным образом. Понятие деперсонализации имеет отношение не только к пациентам, но и к труду и его предмету в целом.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным "выгоранием" и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко "трудоголизм" и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженнее работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним "выгоранием".

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно Гайдук Ф.М. Медицинская психология, Мн., "Вышейшая школа", 2001. .

Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Например, через внедрение концептуального подхода к проблеме психопрофилактики профессионального выгорания. Начиная с образовательных учреждений с момента получения специализации молодым человеком, вооружить необходимыми знаниями и навыками предупреждения.

Очевидно, что возможности психопрофилактики выше, чем психокоррекции.

2. МЕТОДЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Первым условием профилактики является информированность о проблеме. Ведь рядом с профессионально выгоревшим сотрудником работать непросто, конфликтно, а в специфических условиях службы может быть небезопасно. Гораздо эффективнее обнаружив субъективные признаки профессионального выгорания, обратиться за консультацией и помощью к специалисту. профессиональный стресс психопрофилактика медицинский

К средствам первичной психопрофилактики можно отнести целый комплекс мероприятий, целью которых является предупреждение негативных воздействий на человеческую психику. На данном этапе система психопрофилактики включает в себя изучение выносливости психики к негативному воздействию всевозможных факторов окружающей среды, а также различных способов повышения этой выносливости и предупреждении психогенных заболеваний. Наблюдается тесная взаимосвязь между первичной психопрофилактикой и общей профилактикой. Такое взаимодействие предполагает комплексное участие в ней большого круга специалистов: психологов, социологов, гигиенистов, физиологов и врачей Косенко В.Г. и др. Медицинская психология (для медсестер и фельдшеров), Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002 г. .

Что касается профессиональной помощи при "выгорании", то она может быть осуществлена с помощью нескольких видов терапии: в работе с людьми, которые подвержены "выгоранию", а также смягчение действия организационного фактора.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома "выгорания" является соблюдение требований психогигиены самим работником.

К основной задаче психогигиены профессиональной деятельности относится организация комплекса мероприятий, способных обеспечить сохранение и укрепление психического здоровья профессионала.

В связи с этим на практике, чтобы поддерживать и укреплять здоровье медицинского персонала, применяются как индивидуальные, так и групповые, коллективные системы. К примеру, психологические приемы самозащиты в ситуациях "негативного общения"; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др. Косенко В.Г. и др. Медицинская психология (для медсестер и фельдшеров), Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002 г. .

Главными направлениями, предотвращающими "выгорание" специалистов по социальной работе, являются:

- развития знаний, навыков и умений;

- изменения оплаты труда;

- улучшения условий труда и отдыха;

- развития содержания труда;

- развития средств труда;

- социальная защита самих работников;

- система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;

- система улучшения психологического климата в коллективе.

Важным моментом является повышение профессиональной культуры и проведение психологические тренинги, консультации. Медицинские работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии. - Мн., 1998 г. .

В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения.

Методами, используемыми при этом, могут быть рационализация задач в беседах или лекциях, консультации психолога, психотренировка, социально-психологический тренинг, деловые игры, физические упражнения, применение длительных психолого-педагогических рекомендации по организации учебного и рабочего процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

В русле исследований проблемы отрицательного влияния профессиональной деятельности на личность был введен термин "выгорание". Это понятие раскрыто как синдром, включающий в себя симптомы общей физической утомленности и разочарованности в профессиях альтруистического содержания. Процесс выгорания начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, идеалами индивида и противоречиями повседневной реальности. Результатами такого дисбаланса являются стрессы, которые постепенно развиваются и могут осознаваться или не осознаваться индивидом. Поскольку психопрофилактика стресса дает больший результат, чем его коррекция, ее необходимо своевременно осуществлять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биомедицинская этика (учебное пособие) под ред. Мишаткиной Т.В. и др., Мн., Тетра Системс, 2003 г.

2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология, Мн., 1999.

3. Гайдук Ф.М. Медицинская психология, Мн., "Вышейшая школа", 2001.

4. Косенко В.Г. и др. Медицинская психология (для медсестер и фельдшеров), Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002 г.

5. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии. Мн., 1998 г.

6. Матвеев В.Ф., Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М., 1989 г.

7. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений, Ростов-на-Дону "Феникс", 2004 г.

8. Столяренко Л.Д. Психология, Ростов-на-Дону, "Феникс", 2003 г.

9. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002 г.

Подобные документы

Личностные особенности медицинских работников. Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания. Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания, эмпирическое изучение взаимосвязи.

дипломная работа [209,0 K], добавлен 04.03.2011

Основные причины и симптомы синдрома профессионального выгорания. Проявление синдрома профессионального выгорания у медицинских работников, влияние специфики деятельности на формирование симптомов. Мероприятия по профилактике и методы саморегуляции.

дипломная работа [118,1 K], добавлен 08.02.2013

Изучение понятия стресса. Причины профессионального стресса - феномена, выражающегося в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Отличительные черты профессионального стресса у медицинских работников.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 25.10.2010

Факторы, определяющие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность медицинских работников как источник стресса и формирования тревожности. Психологическая помощь в преодолении проблемы деформации личности у медработников.

дипломная работа [245,2 K], добавлен 08.03.2015

Понятие и причины возникновения стрессов. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.

дипломная работа [71,6 K], добавлен 07.11.2005

Изучение понятия профессионального стресса и его основных причин. Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников. Экстренные способы для ослабления стрессового воздействия. Приемы, снимающие стресс автоматически.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 29.11.2014

Выявление стрессовых состояний и изучение способов оптимизации психологического стресса посредством шариатских методов. Особенности проявления психологической защиты во время эмоционального стресса. Шариатские средства излечения от беспокойства и грусти.


Наиболее частой формой проявления профессионального стресса у врачей является так называемый синдром эмоционального (или психического) выгорания — состояние физического, эмоционального и умственного истощения, характеризующееся рядом феноменов.

Деперсонализация (пер. с англ. depersonalization) — дегуманизация (обесценивание), представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к людям, к их чувствам и переживаниям. Контакты становятся обезличенными и формальными: потеря чувства к близким людям, снижение эмпатии — отзывчивости, соучастия. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редукция персональных достижений (пер. с англ. reducel personal accomplishment) — уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью. Проявляется как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, снижение значимости достигнутых результатов собственного труда.

Профилактика стресса

Выход — разорвать замкнутый круг, четко определить зону своей ответственности, развивать ответственность пациентов. И конечно, отслеживать свою Родительскую позицию, вовремя переходить с нее на Взрослую и Детскую.

Это — профилактическая мера. Если же вы уже переживаете стресс, можно применить экспресс-методики управления профессиональным стрессом.

Тест для врача

Инструкция

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, бывают ли у вас такие мысли или чувства.

Утверждения

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой).
  2. К концу рабочей недели я чувствую себя как выжатый лимон.
  3. Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.
  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты, и использую это для более успешного лечения.
  5. Я общаюсь с моими пациентами (больными) только формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
  6. Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой)*.
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками.
  8. Я чувствую угнетенность и апатию.
  9. Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов).
  10. В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным.
  11. Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
  13. У меня все больше жизненных разочарований.
  14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
  15. Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и с моими больными.
  18. Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера.
  19. Я многое успеваю сделать за день.
  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
  21. Я смогу еще много сделать в своей жизни.
  22. Больные, как правило, неблагодарные люди.
Номер вопроса Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Ежедневно
1 0 1 2 3 4 5 6
2 0 1 2 3 4 5 6
3 0 1 2 3 4 5 6
4 0 1 2 3 4 5 6
5 0 1 2 3 4 5 6
6 0 1 2 3 4 5 6
7 0 1 2 3 4 5 6
8 0 1 2 3 4 5 6
9 0 1 2 3 4 5 6
10 0 1 2 3 4 5 6
11 0 1 2 3 4 5 6
12 0 1 2 3 4 5 6
13 0 1 2 3 4 5 6
14 0 1 2 3 4 5 6
15 0 1 2 3 4 5 6
16 0 1 2 3 4 5 6
17 0 1 2 3 4 5 6
18 0 1 2 3 4 5 6
19 0 1 2 3 4 5 6
20 0 1 2 3 4 5 6
21 0 1 2 3 4 5 6
22 0 1 2 3 4 5 6

Подсчет результатов

Чтобы подсчитать результаты, вам необходимо сложить все отмеченные баллы. По субшкалам они распределены так:

Субшкала Номер утверждения Кол-во баллов
Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22
Редукция профессиональных достижений 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

Оценка результатов

Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональное истощение 0–15 16–24 ≥ 25
Деперсонализация 0–5 6–10 ≥ 11
Редукция профессиональных достижений ≥ 37 36–31 ≤ 30

Если в процессе тестирования вы получили высокий уровень хотя бы по одной из субшкал, это повод начать регулярно заниматься собой. Врачи зачастую к собственному здоровью относятся недостаточно внимательно, к тому же у них не хватает времени на длительные занятия. Поэтому мы предлагаем достаточно простые и в то же время эффективные шаги управления стрессом.

Экспресс-методики

Давайте рассмотрим несколько упражнений, или техник, которыми можно пользоваться по факту. Эти упражнения позволят управлять своим состоянием — расслабляться, чувствовать себя спокойно в моменты стресса.

Нервно-мышечная релаксация

Возникновение нервно-мышечной релаксации (НМР) связано с именем Э. Джекобсона (E. Jacobson), установившего существование прямой зависимости между повышенным мышечным напряжением и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения. Суть предложенного метода состоит в уменьшении степени напряжения и последующем расслаблении основных мышечных групп тела, в результате чего уменьшается эмоциональное напряжение. Иными словами, мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую.

Данный метод представляет собой систему упражнений по произвольному расслаблению различных групп поперечно-полосатых мышц. Принцип построения упражнений весьма прост и заключается в достижении и переживании контрастных ощущений напряжения и расслабления мышц. Непосредственным эффектом выполнения упражнений является снятие напряжения в задействованной мышечной группе, усиление кровенаполнения сосудов данной области и, как результат, возникновение ощущения тепла и тяжести.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было легко противостоять раздражению и психической усталости. При регулярном выполнении занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями.

Релаксационные упражнения

Целью упражнений является постепенное полное расслабление мышц. Порядок выполнения упражнений можно найти в таблице 1.

Таблица 1. Порядок выполнения упражнений для релаксации отдельных групп мышц

Ступни упираются в пол:

  • Поднять пятки как можно выше
  • Поднять носки как можно выше

Вытянуть обе ноги перед собой

Вдавить ступни ног в пол

Сжать руки в кулаки

Широко расставить пальцы

Улыбнуться как можно шире

Сжать губы вместе

Расслабление отдельных мышечных групп

Часто длительная работа в статической позе приводит к перенапряжению мышц, что негативно сказывается на общем самочувствии и настроении.

Упражнение 1

Например, вы находитесь за рабочим столом и замечаете, что мышцы вашего плечевого пояса напряжены. Чтобы их расслабить, вы можете еще сильнее их напрячь: поднять плечи как можно выше и затем расслабить их. Сосредоточьтесь на ощущениях в расслабленных плечах, особо обращая внимание на ощущения тепла и покалывания.

Упражнение 2

Еще одно маленькое упражнение — напряжение мышц живота. Напрягите мышцы так, чтобы живот стал плоским и плотным. Обратите внимание на то, как вы сейчас дышите — только с помощью груди. Запомните такое дыхание и никогда так не дышите. Теперь расслабьте мышцы живота. Дышите с помощью мышц живота, а не груди. Чтобы помочь себе дышать таким образом, положите руку на живот. Она должна подниматься, когда вы вдыхаете, и опускаться, когда вы выдыхаете.

Дыхательные упражнения

Прием создания конкурирующей доминанты

С выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе слегка отклонитесь назад, поднимите подбородок, немного откиньте голову. Обратите внимание на то, каким образом отстраненное положение тела начинает изменять вашу перспективу видения обстановки.

Диафрагмальная дыхательная гимнастика

Ее можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы. Главное, чтобы туловище было выпрямленным.

Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.

После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.

Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.

Техники концентрации

Может возникнуть такое состояние, когда вам (в силу каких-то причин) станет трудно сосредоточиться и вы почувствуете необходимость что-нибудь предпринять для положительного эффекта. В этом случае вы можете использовать следующие концентрирующие упражнения.

Предлагаемые концентрирующие упражнения вы можете выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу, или вечером, перед сном, или — еще лучше — сразу же после работы. Никаких настоятельных рекомендаций здесь быть не может — каждый выбирает для занятий наиболее удобное время.

Концентрирующие упражнения

Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

Сядьте на табуретку или обычный стул — только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. И еще одно условие — стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Итак, сядьте как можно удобнее, в любой позе — главное, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до конца упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы, — никакой визуальной информации!).

Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

Выполняйте релаксационно-концентрирующие упражнения в течение нескольких минут. Время неограниченно: упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вам удовольствие.

Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь.

Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле. Отметьте, что вам удалось победить рассеянность.

Управление стрессом

Эти несколько упражнений помогают снижать интенсивность стресса. Эти техники просты в использовании. Помните, что, освоив методики релаксации, можно научиться регулировать это напряжение, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Если вы будете практиковать их не только по факту возникновения стресса, но и регулярно, то через полтора месяца заметите, насколько стали гибко и спокойно реагировать на внешние стрессоры. Это касается сложных ситуаций с пациентами, их родственниками, а также с коллегами по работе.

// ПД

Читайте также: