Марийский край в 18 веке сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Каждому человеку свой родной край кажется самым дорогими родным,потому что это его Родина. Данный материал может быть использован учителями ИКН в 7 классе при обобщении раздела "Марийский край в 18 веке"

ВложениеРазмер
povtoritelno.docx 21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе по теме

Цели и задачи урока:

1.Систематизация и контроль качества знаний обучающихся о Марийском крае 18 века

2. Продолжение формирования умений логически мыслить, рассуждать, делать правильные выводы

3. Воспитание уважения и интереса к истории марийского народа и к его культуре

Гордиться славной историей своих предков не

только можно, но и должно,

не уважать оной есть постыдное малодушие…

Поро эр, дорогие ребята! Я пожелала вам доброго утра! Пожелайте и вы друг другу, мне и нашим гостям доброго утра. А как можно это сделать? Посмотрите друг другу в глаза, посмотрите на наших гостей и улыбнитесь. От вашей улыбки и в классе стало теплей и я ,надеюсь, что урок у нас пройдет успешно.

–И мы отправляемся в путешествие в прошлое (можете закрыть глаза и представить картины прошлого). (2 слайд)

Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского поэта А.С.Пушкина .(Зачитывается эпиграф учителем и дети записывают тему урока и эпиграф к нему.)

II. Работа по теме.

Вступительное слово учителя.

Восемнадцатое столетие во многих отношениях оказалось сложным для марийского народа. Оно наполнено многими фактами и событиями, затронувшими важнейшие стороны жизни (петровские реформы, принудительное крещение народа, массовое переселение, оформление этнической группы восточных марийцев, открытие первых новокрещенских приходов с церквями и школ, участие крестьян в восстании Е.Пугачева, изменения в управлении марийской деревней и многие другие). И все это мы с вами знаем.

Вопросы и задания для повторения:

Задание 1. По карте расскажите о расселении марийцев в 18 веке (3 слайд).

Учитель: Вы знаете, что в 1781 году в Среднем Поволжье проведена новая губернская реформа. В это же время были учреждены гербы городов Марийского края.

Задание 2. Что вы можете сказать об этих гербах ?(4 слайд)

Учитель. Мы знаем, что 97 процентов марийского населения входили в разряд государственных крестьян.

Задание 3. Назовите основные хозяйственные занятия крестьян .(5 слайд)

Вопросы к 3-му слайду :

1.Какие сельскохозяйственные культуры выращивали на своих полях марийцы?

2. Каких домашних животных держали марийцы в 18 веке?

4.Марийцы славились как искусные охотники. Они уходили в дальние леса на всю зиму. Что давала марийцам охота?

5.У кого переняли марийцы садоводство?

Учитель. Ребята, скажите, сколько городов имеется в настоящее время в Республике Марий Эл?

Задание 4. - Перечислите города Марийского края в 18 веке? (6 слайд).

- Какой из перечисленных городов сегодня не является городом? По указу какого русского царя и почему он был переведен в разряд сел?

Задание 5. Заполните таблицу( самостоятельная работа обучающихся с таблицей ).(7 слайд).

- Взаимопроверка (8 слайд)

Учитель. С начала 18 века началось массовое переселение марийцев. Так и произошло оформление этнической группы восточных марийцев.

Задание 6.- Назовите, на какие группы сегодня делятся марийцы .(9 слайд)

- Определите, к каким группам относятся эти марийцы ?(10 слайд)

- По карте расскажите о расселении восточных марийцев (11 слайд)

Задание 7. Посмотрите, ребята, на следующий слайд( 12слайд) и скажите, Какая связь между этими фотографиями и темой нашего урока .

Учитель. XVIII век – время появления большого количества этнографического и языкового материала о марийцах в трудах многих ученых.

В XVIII веке появилось немало различных словарей марийского языка.

XVIII век – время появления первых текстов на марийском языке.

XVIII век – это время выхода первой марийской грамматики.

Задание 8. Викторина. Что ты знаешь о марийской письменности

«Каждому человеку свой родной край кажется дорогим и родным, потому что это его Родина. Я тоже очень люблю свою Родину и поэтому изучаю ее историю. И я знаю: соприкосновение со страничками нашего прошлого, изучение истории родного края – это пути воспитания любви к Родине, ее многовековой истории и культуре.

Учитель. Я сегодня с гордостью могу сказать, что вы любите свой край.

– Сегодня наиболее проявили свои знания, эрудицию, активность? (самооценка).

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Предки марийцев – племена финно-угорской языковой группы – появились в Марийском Поволжье в VI веке. Затем, двигаясь на север, они в основном расселились между Ветлугой и Вяткой, вытеснив и частично ассимилировав местное население. К VII-VIII столетиям прекращается тесное взаимодействие марийцев с другими финно-угорскими племенами, за исключением мордвы и удмуртов, а новыми соседями мари стали: на юге и востоке тюрки – хазары, волжские болгары, а позднее монголо-татары, на западе – восточные славяне.

Карта

Между тюрками и славянами

Оказавшись на стыке двух экспансий – болгаро-тюркской и славяно-русской, – марийцы были вынуждены приспосабливаться, сотрудничать то с одними, то с другими. Такое положение позволяло сохранять собственную социальную верхушку и столь чтимое ими язычество. Это же отчасти способствовало формированию двух групп марийцев – горных, живших в основном на правом берегу Волги, и луговых – занимавших Волго-Вятское междуречье, ориентировавшихся сначала на Волжскую Болгарию, а позднее вошедших в состав Казанского ханства.

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Марийская традиционная религия по-марийски называется Марий Юмын йÿла.

В Золотой Орде не так уж плохо

В середине XIII века марийцы, как и другие народы Среднего Поволжья, были включены в состав Золотой Орды. Но здесь марийцам повезло больше, чем другим. Во-первых, письменные источники не сообщают о разорительном вторжении монголо-татар на ту территорию, где жили марийцы. Во-вторых, жившие в лесной полосе и вдалеке от степной зоны, марийцы имели естественную защиту от монгольской конницы. Хуже пришлось тем марийцам, которые жили на Правобережье Волги и примыкавших к Болгарии левобережных землях. Их монголы не пощадили.

Марийцы. Часть 1: жизнь меж двух огней

Настойчивость русских князей встречала отпор со стороны некоторой части марийской элиты. Дело в том, что зависимость марийцев от Золотой Орды ограничивалась формальной уплатой дани, которую собирала марийская знать, и выполнением ряда повинностей. Монголы не претендовали на контроль над населением и территорией. Фактически власть находились в руках марийской знати. Кто готов добровольно отказаться от этого? Марийцам серьёзно досаждали новгородские ушкуйники (вольные люди, занимавшиеся торговлей и набегами), грабившие и разорявшие марийские селения вдоль Вятки, Камы, Волги и Ветлуги. В этот же период начинаются попытки христианизации марийского населения.

На обломках империи

Подчинение Казанскому хану никак не изменило положения марийцев, которым было всё равно, кому платить дань, булгарским, золотоордынским представителям власти, или Казани. Помня о желании Москвы двигаться дальше на восток, марийцы поддерживали Казань в её противостоянии с Русским государством, за что в итоге поплатились.

Для поддержки русской экспансии на восток ещё в 1523 г. в устье реки Суры был построен Васильсурск, а близлежащие марийцы стали подданными России. Однако уже на следующий год черемисы выступили против русских войск, осадивших Казань, опустошили все окрестности и перекрыли все дороги, не давая возможности войскам пополнить свои продовольственные запасы. Кроме того, возвращаясь назад, русские войска попали в засаду марийцев и чувашей. Так закончился первый короткий период марийского подданства.

Лишь спустя почти четверть века, устрашённые и измученные походами Ивана IV, марийцы вновь обратились к Москве. В декабре 1546 года было направлено посольство горных черемисов во главе с сотником Тугаем с просьбой принять их в русское подданство. По мнению ряда историков, фактором, подтолкнувшим горных марийцев принять подданство русского царя, стало обещание крымского ставленника на казанском престоле Сафа-Гирея передать ногайцам Горную сторону, если те поддержат Казань в борьбе с Москвой.

Свияжск

Продолжение следует

Литература

Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству. Йошкар-Ола; Казань, 2014.

Сануков К.Н. Этно-политическое развитие марийцев между тюрками и славянами // Запад-Восток. 2009. № 2.

Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

Название


Где живут

Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

  1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
  2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
  3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
  4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

Численность


Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
Наиболее крупные диаспоры:

  • Кировская область — 29,5 тыс. чел.
  • Татарстан — 18,8 тыс. чел.
  • Удмуртия — 8 тыс. чел.
  • Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
  • Пермский край — 4,1 тыс. чел.
  • Казахстан — 4 тыс. чел.
  • Украина — 4 тыс. чел.
  • Узбекистан — 3 тыс. чел.

Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

История

Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.


Внешность

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.


Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.


Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Мужчины

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.


Женщины

Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.


Семейный уклад

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Жилище

Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.


Жизнь

Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.


Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Религия


Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

  • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
  • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
  • Мланде Ава — богиня земли
  • Пурышо — бог судьбы
  • Азырен — сама смерть

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.


Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

Традиции

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.


Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

Известные марийцы



Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

Слайды и текст этой презентации

Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов Урок ИКН в 7 классеУчитель Л.Ш.Санникова

Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов

Урок ИКН в 7 классе
Учитель Л.Ш.Санникова

По губернской реформе Петра I была учреждена Казанская губерния в 1708 году

По губернской реформе Петра I была учреждена Казанская губерния в 1708 году

Административное делениеВ 1781 году Казанская губерния преобразована в наместничество (с 1796 года — вновь губерния), в которое

В 1781 году Казанская губерния преобразована в наместничество (с 1796 года — вновь губерния), в которое в вошли 13 уездов. В том же году был утверждены гербы губернии и уездных городов.

В конце XVIII века в губернии насчитывалось 13 городов: Казань, Арск, Козьмодемьянск, Лаишево, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевококшайск (Йошкар-Ола), Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин, всего 7272 населенных пунктов

Карта – схема Марийского края VIII века

Карта – схема Марийского края VIII века

Герб Казанской губернииУтверждён 8 декабря 1856 года.Описание герба: «В серебряном щите черный коронованный дракон, крылья и хвост

Герб Казанской губернии

Утверждён 8 декабря 1856 года.

Герб уездного города Козмодемьянска.Построен в 1583 г. как крепость. Герб имеет форму щита, который делится на две

Герб уездного города Козмодемьянска.

Построен в 1583 г. как крепость.
Герб имеет форму щита, который делится на две части. В верхней части изображался герб губернского города. В нижней части помещался герб уездного города:
на красном поле золотой лук со скрещенными на нем того же металла тремя стрелами.

Герб уездного города Царевококшайска.Основан в 1584 г. Герб имеет на голубом фоне серебренного лося.

Герб уездного города Царевококшайска.

Основан в 1584 г.
Герб имеет на голубом фоне серебренного лося.

Вя́тская губе́рния — губерния в Российской империи, Российской республике и Советском Союзе с центром в городе Вятке

Вя́тская губе́рния — губерния в Российской империи, Российской республике и Советском Союзе с центром в городе Вятке (современном Кирове). Образована в 1796 году из Вятского наместничества Казанской губернии.

Герб Вятской губернии Киров (Вятка). Утвержден 28 мая 1781 г. Описание герба:

Герб Вятской губернии

Киров (Вятка). Утвержден 28 мая 1781 г.
Описание герба: "В золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелою, а над ней в верхней части щита крест красны

Яранск (старый герб).Утвержден 28 мая 1781 г. Описание герба

Яранск (старый герб).

Утвержден 28 мая 1781 г.
Описание герба
"В верхней части щита герб Вятский
В нижней - в голубом поле две дикие утки, в знак того, что в окрестностях сего города сей птицею изобильна".

Уржум Утвержден 28 мая 1781 г. Описание герба:

Утвержден 28 мая 1781 г.
Описание герба:
"В верхней части щита герб Вятский.
В нижней - в голубом поле дикий гусь, которых в окрестностях сего города весьма много".

Санчурск (Царевосанчурск).Утвержден 28 мая 1781 г. Описание герба:

Утвержден 28 мая 1781 г.
Описание герба:
"В верхней части щита герб Вятский.
В нижней - в серебряном поле на лугу ходящая птица, называемая конюк, каковых в окрестностях оного города весьма много".

Нижегородская Губерния — административно-территориальное формирование в составе Российской Империи с центром в Нижнем Новгороде

Нижегородская Губерния — административно-территориальное формирование в составе Российской Империи с центром в Нижнем Новгороде

Герб Нижегородской губернииГерб Нижегородской губернии утвержден 8 декабря 1856 г. Описание герба:

Герб Нижегородской губернии

Герб Нижегородской губернии утвержден 8 декабря 1856 г. Описание герба: "В серебряном поле червленый идущий олень; рога о шести отростках, копыта черные. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою".

ВасильсурскГерб Василя утвержден 16 августа 1781 года, когда он был уездным городом Нижегородского наместничества.В верхнем поле нижегородский

Герб Василя утвержден 16 августа 1781 года, когда он был уездным городом Нижегородского наместничества.

В верхнем поле нижегородский герб; в нижнем "основание корабельной кормы в золотом поле в знак того, что в окрестностях сего города лучшие корабельные леса заготовляются"

Читайте также: