Люди которые выросли среди животных сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Животные почти всегда играли одну из ключевых ролей в становлении цивилизаций. Рабочий скот помогал нам выращивать и собирать урожай, кроме того животные позволяли нам выживать посредством охоты, а также служили средством передвижения. С другой стороны, человек с древнейших времен стремился превратить диких животных в компаньонов, начиная с таких привычных нам видов, как кошки и собаки, и заканчивая тиграми, попугаями и даже медведями. Так или иначе, но вот уже тысячи лет животные существуют бок о бок с людьми, время от времени становясь не только помощниками и друзьями человека, но и принимая его в свою стаю.

Обычно такие ситуации происходят по разным причинам. Иногда ученые и исследователи просто хотят изучить поведение определенного вида животных в естественной среде, и единственный способ осуществить это – провести некоторое время среди них. Кроме того, таким образом некоторые люди стремятся привлечь внимание к серьезным проблемам, нависающим над природой. Также не стоит исключать и ситуации, когда брошенные или потерявшиеся дети просто пытаются выжить в дикой природе (вспоминаем рассказ о Маугли).

Все подобные истории объединяет одна черта – каждая из них по-своему удивительна. Сегодня вы прочтете десять самых интересных и трогательных историй о людях, которые успели прожить среди животных определенное время.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

10. Тимоти Тредуэлл

Тимоти Тредуэлл провел всю жизнь, изучая медведей, более того, он прожил целых 13 лет бок о бок с бурыми медведями в национальном парке Катмай. Широкую известность Тимоти обрел после того, как в СМИ начали появляться ролики, в которых он контактирует с медведями гризли. Несмотря на то, что это было рискованное занятие, Тимоти бесстрашно гладил медведей и даже играл с их детенышами. За время своего пребывания в национальных парках Аляски, Тредуэлл постоянно находился в состоянии конфликта с местными рейнджерами, которые обвиняли его в том, что он тревожил животных и нарушал множество правил заповедника. К сожалению, Тредуэлл погиб от лап медведя вместе со своей подругой Эми. Он задержался на определенной территории куда дольше обычного и случайно наткнулся на более агрессивного зверя.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

9. Типпи Дегре

Родившаяся в Намибии, в семье фотографов-французов, Типпи большую часть своего детства провела в путешествиях по странам Африки. За это время она успела сдружиться со многими животными, среди которых были слон и леопард. Более того, девочка даже осмеливалась играть с львятами, жирафами, зебрами и даже змеями. Помимо диких животных, девочка сдружилась с некоторыми представителями местных племен, обучилась их языку и переняла их навыки выживания в дикой природе. Благодаря тому, что Типпи с ранних лет контактировала с дикими животными, ей удается лучше понимать их, поэтому нет ничего удивительного, что теперь она путешествует по разным странам, снимает документальные фильмы и принимает активное участие в акциях по усилению охраны дикой природы.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

8. Шон Эллис

Почти всю свою взрослую жизнь Шон Эллис провел бок о бок с волками. Он жил и с волками, попавшими в неволю, и с дикими волками, иногда проводя от 2 до 4 лет со стаей, пытаясь лучше понять и изучить этих животных. Более того, даже в те небольшие промежутки времени, когда Шон возвращается цивилизации, он старается не забывать о своих диких приятелях. Одно время у него даже был дом на окраине заповедника Комб Мартин Парк, который позволял ему проводить столько времени с волками, сколько ему заблагорассудится. При помощи своих навыков общения с волками и понимания их поведения, он пытался оградить их от контактов с людьми, тем самым обезопасив их друг от друга.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

7. Джейн Гудолл

Джейн Гудолл, пожалуй, одна из самых известных исследователей планеты, которая, начиная с 1960-х годов, работала в национальном парке Гомбе Стрим в Танзании. За тридцать лет ей удалось установить крепкие дружеские отношения с некоторыми шимпанзе этого региона, и более того, она стала первым и единственным человеком, известным истории, которого шимпанзе официально приняли в свою стаю. Исследовательница долгое время жила в их обществе, работая и изучая поведение обезьян, благодаря чему смогла обнаружить ряд ранее неизвестных фактов об этих приматах. Ей удалось доказать, что шимпанзе обладают куда более развитым интеллектом, чем считалось ранее, к тому же, они с легкостью пользовались подручными средствами в качестве инструментов, и могли модифицировать их для более качественной работы. Кроме того, она также обнаружила, что шимпанзе не были вегетарианцами, каковыми их считали до этого: на самом деле обезьяны предпочитали охотиться на мелких животных.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

6. Джон Ссебуниа

Джону Ссебуниа было около трех лет, когда его отец убил его мать и сбежал, бросив маленького ребенка на произвол судьбы. Джону повезло, он попал в стаю обезьян, которые позаботились о мальчике, предоставив ему пищу и заботу. Его обнаружили в джунглях лишь три года спустя. Как рассказывал сам мальчик, сначала к нему подошло несколько небольших обезьян, не побоявшихся его, поскольку мальчик был маленьким и безобидным. За две недели они успели подружиться, и начали приносить мальчику орехи и коренья. Некоторое время спустя он уже смог обучиться искусству лазания по деревьям и мог самостоятельно отыскать пищу. Джона нашла пара крестьян, которые и помогли мальчику вернуться обратно в человеческое общество.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

5. Джеймс Джоблон

В 2011 году основатель реабилитационного центра для животных в Эрнандо провел целый месяц среди львов. Таким образом он пытался повысить осведомленность о своем центре и собрать средства на его дальнейшее функционирование. Бывший брокер устроил настоящую онлайн-трансляцию своей жизни среди львов. Он ел, спал и даже боролся с дикими кошками. По некоторым данным, Джоблону удалось собрать около 75 000 долларов за четыре недели. На эту сумму его центр смог функционировать еще полгода.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

3. Траян Калдарар

Траян Калдарар – это мальчик из Румынии, который в возрасте трех лет сбежал из дома из-за жестокости своего отца. Его обнаружили в 2002 году, когда мальчику уже было 7 лет. Он оказался крайне истощен и был невероятно маленьким сравнительно с другими детьми его возраста. По заключению врачей, мальчику приходилось не сладко. Он выжил лишь благодаря помощи бродячих собак, которые достаточно часто встречаются в этой местности. После стольких лет, проведенных наедине с дикими животными, мальчик мог лишь рычать и хрюкать.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

2. Маркос Родригес Пантоха

В отличие от большинства других людей, Маркос Родригес Пантоха во время своей жизни в горах сумел подружиться не с одним каким-то видом животных, а сразу с несколькими. Все началось тогда, когда фермер, купивший мальчика у его семьи, умер, а Маркос остался один в незнакомой местности. Чтобы выжить, он охотился на кроликов и доил коз, оставшихся на ферме. Он жил в окружении самых разных животных, но особо сильно сдружился со змеей, которую обнаружил в пещере, а также с семейством волков, которые защищали его и помогали справляться с одиночеством. Спустя 12 лет такой жизни, его обнаружили полицейские и вернули в общество людей. Сейчас он живет в небольшой деревушке под названием Ранте.

Топ-10: Удивительные истории о людях, которые жили среди диких зверей

1. Марина Чапман

В возрасте пяти лет, Марину Чапман похитили из дома и унесли вглубь колумбийских джунглей, где позднее ее и оставили. Девочка не смогла выбраться к людям, и была вынуждена примкнуть к стае обезьян-капуцинов, которые приняли ее в свой круг. Благодаря ним, Марина смогла выжить в суровых условиях, но проведя пять лет с ними, она напрочь забыла большую часть родного языка и стала передвигаться на четвереньках. Позднее она была обнаружена местным охотником, который продал ее в публичный дом. Некоторое время спустя, девочке удалось сбежать оттуда и перебраться в Брэдфорд, Великобритания, где она на данный момент и пытается вернуться к нормальной человеческой жизни.

Человек становится человеком только в обществе себе равных, так как любому из нас необходимо пройти процессы социализации. Однако история знает немало случаев, когда дети по тем или иным причинам оказывались в окружении животных. Они постепенно теряли человеческий облик, перенимали повадки зверей и утрачивали способность к речи и прямохождению. Таких детей принято называть Маугли. В этой статье предлагаем рассмотреть, как сложилась жизнь детей, воспитанных среди животных, после возвращения их в общество людей.

Стоит отметить, что ученые работавшие с одичавшими детьми пришли к следующему выводу: если ребенок прошел первичную социализацию и оказался среди животных в возрасте старше 3-6 лет, то есть шанс на его реабилитацию. Это заключение показывает, насколько важным является развитие ребенка в первые годы жизни.

При разговоре о детях, выросших среди животных, сразу вспоминаются Ромул и Рем. Если верить легенде, то их вскормила волчица, а позже они были найдены и воспитаны людьми. В жизни финал подобных историй бывает не таким счастливым.

Первый случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в Германии в 1341 году. Охотники нашли восьмилетнего мальчика в стае волков. Ребенок не умел прямо ходить, вместо этого, подражая волкам, ползал на четвереньках, выл, рычал, ел сырую пищу. Мальчика забрали к людям, но очень скоро он умер.

Одним из самых известных случаев стала история Виктора из Аверона. Этот французский мальчик был найден в лесу, когда ему было 12 лет. Его поведение мало отличалось от животного. Виктор, так его назвали позже, несколько раз убегал от людей, пытавшихся ему помочь. После очередной поимки он был передан молодому врачу Жану Марку Гаспару Итару, который 6 лет пытался социализировать ребенка. Несмотря на все усилия, говорить мальчик так и не научился, но дожил до 40 лет.

В 1920 году в Бенгалии обнаружили двух девочек, живших среди волков. Это, пожалуй, самый известный случай, связанный с одичавшими детьми. За время нахождения в логове волков, суставы девочек сильно деформировались, конечности больше напоминали лапы. Дети были очень агрессивными, рычали на людей и не проявляли никакого интереса в общении. Вместо этих навыков у девочек развилось обоняние, усилился слух и зрение. После обнаружения их поместили в приют и назвали Амалой и Камалой. Амала, которой был 2 года, скончалась через год. А восьмилетняя Камала, которая научилась ходить на двух ногах и выучила несколько слов, умерла через 9 лет. Правда сейчас ученые говорят об этой истории как об очередной фальсификации.

В 1988 году 4-летний Джон Ссебунья из Уганды убежал в джунгли, после того, как его отец застрелил свою жену. Спустя три года, мальчик был найден одной из жительниц ближайшей деревни, в которой мальчик проживал раннее. По её словам, поведение Джона ничем не отличалось от обезьян. Он ходил на четвереньках и общался с животными на равных. Обеспокоенные жители забрали мальчика, который спустя время научился ходить, говорить и даже петь.

Похожих случаев было очень много, на данный момент истории известно около сотни. Детей находили среди кур, леопардов, волков и медведей. Все они не умели говорить, ходить на двух ногах и боялись людей. Но это компенсировалось отменным слухом, обонянием и зрением, что помогало выживать им среди зверей в диких условиях. К сожалению, дети, выросшие в таких условиях, непохожи на персонажа Редьярда Киплинга. Многим так и не удалось пройти социализацию и вернуться к человеческой жизни. Поэтому вопрос о том, что делать с такими детьми, оставлять в найденной среде или пытаться вернуть к жизни, является очень спорным и до сих пор решается методом проб и ошибок.


Вашему вниманию — современные человеческие детёныши, у которых среди друзей не было ни мудрого Каа, ни добродушного Балу, ни отважного Акелы, однако их приключения не оставят вас равнодушными, ведь проза жизни гораздо интереснее и куда страшнее творчества даже гениальных писателей.

1. Мальчик из Уганды, усыновлённый мартышками

2. Читинская девочка, росшая среди собак…

Пять лет назад эта история оказалась на первых полосах российских и зарубежных газет — в Чите обнаружили 5-летнюю девочку Наташу, которая передвигалась по-собачьи, лакала воду из миски и вместо членораздельной речи издавала только лай, что неудивительно, ведь, как потом выяснилось, девочка практически всю жизнь провела в запертой комнате, в компании кошек и собак.

Родители ребёнка не жили вместе и излагали разные версии случившегося — мать (так и хочется заключить это слово в кавычки), 25-летняя Яна Михайлова утверждала, что девочку у неё давно выкрал отец, после чего она не занималась её воспитанием. Отец, 27-летний Виктор Ложкин, в свою очередь, заявлял, что мать не уделяла Наташе должного внимания и до того, как он забрал малышку к себе по просьбе тёщи.

Позже установили, что семью никак нельзя было назвать благополучной, в квартире, где помимо девочки, жили её отец, бабушка и дедушка, наблюдалась ужасающая антисанитария, не было воды, тепла и газа.

3. Волгоградский узник птичьей клетки

Комната, где он жил, была заставлена птичьими клетками и просто переполнена помётом. Как сообщали очевидцы, мать мальчугана явно страдала психическим расстройством — она прикармливала уличных пернатых, брала птиц домой и целыми днями напролёт лежала на кровати, слушая их чириканье. На сына она совсем не обращала внимания, видимо считая его одним из домашних питомцев.

4. Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками

Чуть позже удалось выйти на отца мальчика, который вёл бродяжнический образ жизни — он рассказал полицейским, что несколько дней назад потерял сына, когда занимался сбором макулатуры. Папаша заявил офицерам, что дикие кошки всегда защищали его сына.

Удивлению врачей не было предела — обследовав мальчика, они заключили, что хотя он выглядел как 10-летний, на деле ему должно было быть примерно 20 лет. От жизни в волчьей стае ногти на ногах парня превратились практически в когти, зубы напоминали клыки, его поведение во всём копировало повадки волков.

6. Воспитанник ростовских коз

В 2012-м году сотрудники органов опеки Ростовской области, придя с проверкой в одну из семей, увидели жуткую картину — 40-летняя Марина Т. держала своего 2-годовалого сына Сашу в загоне для коз, практически не заботясь о нём, при этом, когда ребёнка нашли, матери не было дома.

7. Приёмный сын сибирского пса

В одном из провинциальных районов Алтайского края в 2004-м году был обнаружен 7-летний мальчуган, которого вырастила собака. Родная мать бросила маленького Андрея через три месяца после его рождения, доверив заботу о сыне отцу-алкоголику. Вскоре после этого родитель также покинул дом, где они жили, по всей видимости, даже не вспомнив о ребёнке.

Папой и мамой для мальчика стал сторожевой пёс, который кормил Андрея и по-своему воспитывал. Когда его нашли работники социальной службы, мальчик не умел говорить, передвигался только по-собачьи и с опаской относился к людям. Он кусался и тщательно обнюхивал пищу, которую ему предлагали.

Долгое время ребёнка не могли отучить от собачьих повадок — в детском доме он продолжал вести себя агрессивно, бросаясь на сверстников. Однако постепенно специалистам удалось привить ему навыки общения жестами, Андрей научился ходить по-человечески и пользоваться столовыми приборами во время еды.

Воспитанник сторожевой собаки также привык спать в кровати и играть с мячом, приступы агрессии случались у него всё реже и постепенно сошли на нет.

Материалы по теме

Сегодня отовсюду только и слышен призыв к раннему развитию. Еще бы, ведь после трех уже поздно! И математикой лучше заниматься прямо в колыбели, чтобы не проработать всю жизнь дворником.

Наш мир создан искусственно. Все люди и животные являются само воспроизводящимися биологическими машинами.

Можем ли мы чувствовать север и юг, как перелетные птицы? Конечно, нет; но, кажется, что наш мозг все-таки реагирует на колебания магнитного поля.

А вот ещё:

Что животным известно о смерти?


Из-за интеллекта человек разучился жить просто и умирать спокойно. Как та самая сороконожка, которая задумалась над тем, что в данный момент делает ее тридцать пятая нога, и забыла, как передвигаться. Свободное существование в природе и естественная принадлежность ее грубым силам — то, что есть у животных и традиционно вызывает зависть человека. Мы решили разобраться в том, как животные покидают этот мир и осознают ли они смысл этого события.


Медуза Turritopsis nutricula

Благодаря трансдифференциации, умению обновлять клеточный состав, Turritopsis nutricula может двигаться вспять своему развитию, то есть вместо старости к детству. Когда это необходимо, она запускает процесс омоложения: сперва выворачивается наизнанку, поджимает щупальца, а затем постепенно абсорбирует жидкий скелет, принимая состояние бесполого полипа, обычного для начала жизненного цикла большинства представителей своего вида. После обнуления жизненных часов движение снова становится поступательным, заново включается механизм роста и Turritopsis nutricula возвращается к взрослому состоянию. И так до бесконечности.

Помимо Turritopsis nutricula в мире есть еще одно существо, чей жизненный потенциал приближается к бесконечному. Это гидра из типа стрекающих, которая обладает уникальной способностью к регенерации. Этот крошечный полип (не больше 20 мм) умеет восстанавливать организм из частей плоти.


Гидра обыкновенная Hydra vulgaris

Если его разорвать пополам, каждый из кусков скоро окажется полноценным, хватит и меньше половины — регенерация возможна от 1/200 изначального объема гидры. Теперь легко представить, как размножается полип и почему ассоциируется с древнегреческим мифологическим чудовищем.

Гидра в отличие от Turritopsis nutricula обитает в пресноводных водоемах и малоподвижна. В естественной среде эти два бессмертия не пересекаются, и, кажется, благодаря своим суперсилам уже давно должны были захватить весь мир. К счастью, океан не превратился в мезогельную жижу из медуз, а реки свободны от бесконтрольно почкующегося полипа по одной простой причине — их очень легко убить. Голод, погода и хищники берут на себя работу Геракла и возвращает справедливое распределение смерти даже туда, где эволюция, казалось бы, нашла необходимые для вечного существования лазейки.

На земле обитают и такие животные, чья жизнь продолжается по-настоящему долго.

Возраст выловленного в 2007 году у исландского побережья двустворчатого моллюска Arctica islandica составил 410 лет. Среднестатистическому жителю России этого времени хватило бы на 6,3 жизни.


Моллюск Arctica islandica

Гигантская черепаха Адвайта умерла в 2006 году, когда ей исполнилось 255 лет. К этому моменту она была практически ровесницей США, только на два года старше. Гренландский кит — рекордсмен-долгожитель среди млекопитающих, способен продержаться на плаву до двух веков. Достаточно для того, чтобы на свет появились ваши прапрапраправнуки. Американский лобстер способен дожить до 140 лет. Если, конечно, не будет подан к обеду, что чаще всего и случается. Более инертные животные — вроде определенных видов коралловых и губчатых — при идеальных условиях высиживают под водой тысячелетия. Достижение, с которым могут сравниться лишь человеческая глупость и дубы в долине Джуруба.

Поденки, маленькие крылатые насекомые, в идеальных условиях живут один день, в среднем несколько часов, минимально полчаса. Тридцать минут полета, спаривание, смерть — мимолетная и функциональная участь.


И хотя личиночная фаза у поденки длится несколько лет, полноценная особь существует в рамках своего семантического кода. Впрочем, результат у всех один. Бесповоротная остановка жизнедеятельности организма, известная как смерть, настигает мушку так же, как и гренландского кита, и Turritopsis nutricula.

Конечность физического бытия — биологический факт, универсальный для всего, что принято называть живым. В случае человека идея смерти представляется одним из базовых элементов познания мира. Она формирует сознание, поведение, искусство, экономику, религию, политику. С начала времен человек придумал свой, особый механизм смирения, спрятанный в ритуале, выработал систему чувств к неизбежному концу и до сих мечтает преодолеть его. Он максимально погружен в культуру смерти или по крайне мере хорошо о ней информирован.

Но существует ли идея смерти вне человека, что знают о ней, как различают и переживают ее другие животные?

Наблюдать смерть в дикой природе не так просто. Обычно она спрятана за убийством ради еды или борьбой за выживание. Смерть здесь навязана инстинктом самосохранения, который животные чувствует лучше, чем мы — по крайней мере, до тех пор, пока сами не перейдем от мысли к опыту. Поэтому первый очевидный уровень восприятия смерти у животных — рефлексивный, направленный на то, чтобы избежать угрозы и выжить — во чтобы то ни стало.

Его легко спутать с осознанным переживанием, особенно когда человек, подверженный иллюзии антропоморфизма, интерпретирует боль и стремление ее преодолеть как понимание смерти животным. Кошка уходит умирать в одиночестве не потому, что видит приближающийся конец — просто это слабость подсказывает ей укрыться от внешних угроз для своего здоровья. Собака воет на луну не из-за тоски по бренному — это обозначение территории или момент социального взаимодействия. Сиротливый взгляд овцы перед забоем — это не эмоция, а проекция человеческого беспокойства.

Следующий уровень переживаний находится в отношениях животного к смерти другого. Может ли животное почувствовать утрату, обратить на нее внимание, прочувствовать ее до конца и отдать моменту необходимые символические почести?

Приматы будут первыми, кто способен претендовать на эмоциональную зрелость в этом вопросе. Например, гориллы живут в группах с развитой социальной структурой, поэтому способны испытывать сложные и направленные чувства к членам своих семей. Самый яркий пример — нежелание матери расставаться с мертвым ребенком. В декабре 2011 года в национальном парке Вирунга Демократической республики Конго в семье горных горилл одна из молодых матерей никак не могла смириться со смертью своего новорожденного ребенка. В течение недели она не выпускала из рук мертвое тельце, ухаживая за ним и проявляя очевидные признаки депрессии. Такое поведение встречается и у горилл в неволе. Посетители мюнстерского зоопарка могли наблюдать в 2008 году, как горилла Гана на протяжении нескольких недель таскала с собой умершего от болезни сердца детеныша.


Горилла с мёртвым детёнышем

Подробно задокументирована смерть шимпанзе Пэнси в шотландском сафари-парке. Дряхлеющая пятидесятилетняя особь в течение нескольких дней умирала от старости, а ее семейство, несмотря на свой буйный нрав, тихо собиралось вокруг тела.

В итоге смерть была зафиксирована одним из самцов группы. Он поднял ее руки, несколько раз пнул, после чего остальные шимпанзе нашли в себе силы отойти от мертвой Пэнси. Единственной, кто остался рядом, была ее дочь Роузи. Она провела с трупом всю ночь, а на следующий день уже с помощью вернувшихся обезьян ухаживала за телом, счищая с него солому и грязь.

Потом шимпанзе забрали сотрудники парка, а семейство еще несколько дней не возвращалась на свое излюбленное место ночлежки. Более того, в течение следующей недели они вели себя неожиданно тихо и съели значительно меньше еды, чем обычно. Похожая реакция была запечатлена в 2009 году в Камеруне на уже ставшей знаменитой фотографии, где скончавшаяся от старости шимпанзе вызывает у своих соплеменников вид, близкий к поминальному.

Кроме приматов чутким отношением к смерти отличаются и слоны. До XX века существовал миф, что эти огромные травоядные животные чувствуют приближение своей гибели и уходят умирать в места, еще раньше облюбованные их предками. Кладбища слонов мечтали найти и ученые, и меркантильно мотивированные продавцы бивней, но поиски оказались либо не верифицируемы, либо безрезультатны.

Главным достижением этого мифа стал большой массив данных о предсмертных повадках животного. Больной, умирающий слон испытывает огромную жажду и в последние часы своей жизни идет по проторенному пути к водопою. Там, вдоволь напившись, он погружается в воду, где и встречает смерть. Когда такие водоемы высыхают, то в них обнаруживают останки слонов, но к масштабам, напоминающим кладбища, они все-таки не приближаются.


Слоны собрались около погибшего собрата

В миланском исследовательском институте Tethys также считают, что на смерть могут реагировать и дельфины. Ученые не раз наблюдали у самок сильную привязанность к умершим детенышам. Последний такой случай был зафиксирован в Южно-Китайском море с самкой афалина. Подобные модели поведения в разной степени выделяются у жирафов, гусей, собак и других животных с зачатками социального поведения. Они фиксируют появления чувства утраты, определенного ощущением родовой принадлежности и групповой привязанности.

Конечно, лучшим доказательством осознанных отношений к смерти у животных был бы самый глубокий уровень ее понимания — самоубийство. Но никаких серьезных исследований или примеров суицидального поведения среди животных на сегодняшний момент нет. Выбросившиеся на берег киты сбиваются с пути. Лемминги срываются с обрыва по глупой случайности. Стерильная пчела умирает, потеряв жало — не от большой смелости, а потому что не может иначе. Собаки прыгают с моста, почуяв что-то съестное.

Восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций.

Интенсивный график съемок и существование в неволе все хуже и хуже сказывались на состоянии умелой актрисы, пока наконец она не впала в депрессию. Подавленное состояние прогрессировало и привело к тому, что Кэтти свела счеты с жизнью прямо на руках О’Бэрри. Смерть наступила от асфиксии. Она попросту перестала дышать. Для того чтобы полностью прочувствовать историю Кэтти, следует понимать, что дельфины дышат сознательно, а каждый новый вздох для них — это осмысленный акт.

Есть ли у трагедии, кардинально изменивший жизнь О’Бэрри, какой-либо значимый научный фундамент, покажут лишь будущие исследования. Но всего вышеперечисленного о взаимодействиях животных со смертью уже хватит для того, чтобы засвидетельствовать — восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций. Антропоцентризм в данном случае оказывается еще обманчивее антропоморфизма, а на вопрос, переживают ли животные смерть, находится свой короткий ответ: некоторые — да, и это надо учитывать.

Человеческие детёныши, выросшие среди зверей, чаще встречаются в сказках, чем в истории. Большинство реальных Маугли так и не смогли стать нормальными людьми.

Питер. Фрагмент картины Уильяма Кента.

В конце лета 1751 года Питер внезапно исчез с фермы, где жил. Все поиски оказались безуспешными. Пошли слухи, что королевский дикарь откликнулся на зов природы и сбежал в лес. Нашли пропажу только 22 октября. В тюрьме соседнего городка случился пожар, и по этому случаю всех заключенных вывели на площадь. Один из узников отличался от остальных повышенной волосатостью, бросавшейся в глаза физической силой и тем, что не говорил, а мычал.

Маленький дикарь, опровергший Руссо

Через несколько лет после смерти Питера, крестьяне французской провинции Тарн заметили в лесу мальчика 9−10 лет. В 1795 году его поймали, но спустя несколько дней он сбежал. Через четыре года он сам вышел на окраину деревни в соседней провинции Аверон. Местные охотники устроили облаву, от которой дикарь спрятался в доме красильщика. Там его и поймали. Мальчик отказывался от горячей пищи, ел только сырые овощи и с удовольствием голышом купался в снегу. При этом он был сгорблен и чрезвычайно грязен.

Крестьяне решили, что он глухой и немой, так как ребенок лишь мычал и жестикулировал. О пленнике узнали в Париже, и министр Люсьен Бонапарт приказал привезти мальчика в столицу. Здесь ребенком, получившим имя Виктор, всерьез занялись ученые. Они были весьма недовольны: найденыш опровергал распространенные тогда идеи просвещения о естественном человеке. Согласно трудам Жан-Жака Руссо цивилизация только портит человеческое естество. А дикарь, выросший в полном единении с природой вдали от других людей, должен быть полностью гармоничным, добрым, умным человеком, образцом для подражания. Виктор этот идеал нисколько не напоминал. Он был неопрятен, ходил под себя, готов был есть любые отбросы и на речи о гуманизме реагировал приблизительно никак.

2.2.jpg

За изучение Виктора взялся студент-медик Жан Итар. Он поселил дикаря в своем загородном доме и принялся его воспитывать. Выяснилось, что подросток хорошо слышит, но не может повторить человеческую речь. Судя по наблюдениям, Виктор вряд ли жил в лесу с совсем юного возраста: он не боялся огня и с удовольствием грелся у камина. Ел сырые овощи, но не умел отличать съедобные коренья. Хотя мальчик сильно горбился, он явно никогда не ходил, опираясь на руки — его ладони не были мозолистыми. Внимательно осмотрев своего воспитанника, Итар обнаружил на его шее следы от заживших глубоких порезов. Он предположил, что кто-то пытался убить ребенка и нанес ему несколько ран, повредивших гортань. Именно из-за этого Виктор не мог овладеть человеческой речью. Кроме того, он явно был слабоумным. Возможно, его родители, обнищавшие во время революции, выгнали шестилетнего сына, ставшего обузой, в лес, где он жил, совершая набеги на огороды.

За пять лет занятий Итару так и не удалось почти ничему научить Виктора. Дикарь не понимал человеческой речи и даже не распознавал интонаций. Попытка обучения его языку жестов тоже провалилась. В 1811 году бестолкового воспитанника отняли у Итара и отдали некой вдове, которая за 500 франков в год заботилась о нём. Виктор дожил примерно до сорока лет и умер в 1828 году.

Случай Виктора часто сравнивали с историей Мари-Анжелики ле Блан, девушки, якобы найденной в 1731 году в Шампани. Однако, если биография Виктора четко задокументирована, то жизнь ле Блан больше напоминает легенду. Рассказывали, что она была индианкой, в детстве увезенной из Канады во Францию, что она сама сбежала в лес, что десять лет прожила в чаще, отбиваясь от диких зверей. Источники сильно расходятся в её возрасте, утверждая, что на момент поимки ей было или 10, или 19 лет. Кроме того, ле Блан подозрительно быстро вернула себе человеческий облик, научилась говорить, читать и писать. Никто из серьезных современных ученых не сомневается, что история Мари-Анжелики по большей части выдумана.

Человек-волк, проданный в рабство

Маркос Родригез Пантоха родился в 1946 году в Испании. Мать умерла, мачеха била мальчика. Когда опостылевшему ребенку исполнилось семь лет, его продали какому-то богачу. Тот определил мальчика в помощники старику, пасшему большое стадо коз в горах. Несколько месяцев продолжалась скотоводческая идиллия, но затем старик исчез. Маркос остался один и подался в лес. Как рассказывал он сам много позже, он нашел волчью нору и уснул между волчатами. Явившаяся волчица не тронула новенького. Мальчик научился рычать и выть, и утверждал, что издаваемые им звуки понимали животные. Сначала он питался тем, что ему оставляли четвероногие соплеменники, а затем сам научился охотиться на оленей и теперь отдавал часть добычи своей стае. В лесу он боялся только кабанов, с которыми ему договориться никак не удавалось. Так продолжалось двенадцать лет.

Маугли 4.jpg

В 1965 году в горах Сьерра-Морена нашли юношу, жившего в стае волков. Его привезли в город, полиция занялась выяснением личности здоровенного найденыша. Удалось найти его родственников, и папаша, 12 лет назад продавший мальчика в рабство, подтвердил его личность. Никакого интереса к сыну он не выказал. Обвинения в работорговле отцу не предъявили: подобные нелицеприятные факты во франкистской Испании тщательно умалчивались.

После долгих злоключений Маркос оказался в одном из мадридских монастырей. Благодаря тому, что в лес Пантоха попал не младенцем, связно объясняться он научился довольно быстро. Он начал подрабатывать на стройке. Ему удалось скопить немного денег, но какой-то жулик сманил легковерного дикаря на Майорку, и там ограбил его. На курортном острове Пантоха провел лет десять, работая каменщиком, помощником повара, барменом. Случайно он познакомился с ученым-антропологом, который занялся изучением истории испанского Маугли, и написал книгу. Маркос стал знаменитым. Про его историю сняли фильмы, в одном из которых Пантоха появился сам в маленькой роли. Он жив до сих пор, но в последние годы в интервью всё чаще говорит, что разочаровался в человеческом обществе, и хочет вернуться назад к волкам.

Жизнь собачья, или Маугли в Подмосковье

История Вити Козловцева из Подольска ещё ужаснее потому, что на воспитание собаки его отдала родная мать. Мальчик мешал маме и бабушке смотреть телевизор, поэтому они его заперли в соседней комнате наедине с ротвейлером. Собака взяла двухлетнего ребенка под свою опеку. Они спали вместе на подстилке, еду им кидали в одну миску на полу. Так продолжалось больше четырех лет.

Маугли 5.jpg

В XXI веке истории о детях, выращенных животными, чаще приходили не из африканских джунглей или сибирской Тайги, а из больших городов. Современные Маугли становятся жертвами социальных болезней и безразличия к ним родителей и ближайших родственников. Человеческая природа меняется крайне медленно, а значит и в будущем появление одичавших детей неизбежно.

Читайте также: