Любовные песни сообщение по литературе

Обновлено: 02.07.2024

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения.

Содержание

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения. Лирическая песня - это словесно-музыкальное произведение, в котором раскрывается эмоциональное отношение человека к явлениям окружающего мира.

В лирической песне слово соединяется с музыкой, мелодией. Они существуют неразрывно. Лирическая песня выражают чувства, мысли и переживания человека. Они могли быть веселыми и грустными..

Отличаются от обрядовой поэзии по функциям. Лирические песни не связаны с обрядами. Они могли исполняться в любое время и при любых занятиях.

Особенность лирических песен заключается в том, что в них создан красочный условный мир.

История

По мнению музыковедов, основной состав лирических песен сформировался в 16-17 вв. Их предыстория неизвестна. Жанр лирической песни сложнее и разнообразнее, чем остальные жанры народной песни. Это объясняется тем, что обрядовые песни возникли на более ранних этапах развития общества. Обрядовые песни употреблялись при определенных действиях , поэтому сохранилась устойчивость образов, содержания, поэтических приемов.

Лирическая песня в отличие от обрядовых более подвижна, открыта для нового. Историческое развитие жанра лирической песни документально зафиксировано на протяжение трех столетий. Лирическая песня принимала новые сюжеты, образы, использовала новые поэтические средства.

В народе лирические песни назывались по способу или месту исполнения. Лирические псни возникают в разное время, они неоднородны, их внутренний состав разнообразен.

При анализе лирических песен ученые пользуются принципами классификации:

Во-первых, используется тематический принцип: любовные, семейные, разбойничьи, тюремные..

Кроме тематической классификации используется этнографическая классификация (географическая).

По характеру исполнения – частые и протяжные.

Частые песни – веселые, шуточные, сатирические. По происхождению древнее протяжных. Они связаны с творчеством скоморохов. Герои – молодые люди, их родители, друзья, соседи, муж и жена. В частых песнях изображены забавные бытовые эпизоды, в них высмеиваются пороки, трагедия превращается в фарс. Основным приемом частых песен являются ирония.

Протяжные песни. Герои – подруга – соперница, родители, молодая жена , старый муж, молодые любовники и наоборот свекор и свекровь. За пределами семейного быта героями были рекрут, солдат, разбойник, узник, ямщик, бурлак купец. Общий эпизодический тон – грусть, тоска обида.

Делятся на 2 группы:

    1. Песни-повествования. Имеют четко выраженный сюжет, однако в отличие от эпических произведений сюжет в них менее развит. В них изображаются конкретные жизненные ситуации. Это своего рода энциклопедия старого уклада жизни.

Композиция

Композиция лирической песни достаточно проста. Они могут представлять собой, монолог, диалог или монолог +диалог. В песнях используется параллелизм (символический и не символический). Символический предполагает двучастное строение песни ( 1 часть – картина из мира природы, 2 часть – картина переносится на мир людей). Ступенчатое сужение образа ( как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое).

В лирической песне используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание лирической песни

В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем. В л.п. богато представлена символика. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные.

В песнях присутствует богатая цветовая гамма , причем в одном тексте встречается до 10 цветовых сочетаний. Цвет не имеет символический характер, он носит оценочный характрер


03.09.2016, 54061 просмотр.

Исследования: Н. И. Костомаров. Об историческом значении русской народной песни. Харьков. 1843. А. А. Потебня. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Т. I и II. Варшава. 1883—87. А. Н. Веселовский. Историческая поэтика (сочинения. Т. I). Я. Автономов. Символика растений в великорусских песнях. Ж. М. Н. Пр. 1902, № 11—12. Е. В. Аничков. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Спб. Отд. Русск. Яз. и Словесн. А Наук. Т. 74 и 78 (1903 и 1905 г.г.).

Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Многие любовные песни трагичны по содержанию. В них затрагиваются темы измены, разлуки, невозможности быть вместе с любимой или любимым.

Так, в песне "Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь" передаются переживания доброго молодца. Он тоскует по девушке, которую отдали замуж, "просватали" за другого. Песня полна грусти, переживаний. Это песня-диалог, рассказывающая о событиях в жизни героя. Она построена на вопросах и ответах, раскрывает душевное состояние героя, отвечающего на вопрос, почему он сидит не весел и не радостен. Его грусть передается в народной песне иносказательно. В первой части песни девушка, которую он теряет, сравнивается с подстрелянной голубкой. Песня передает грусть, тоску доброго молодца.

В песне "Ну, Господь же с тобой, батюшка" оплакивается несчастная судьба невесты в семье жениха. Эта песня воссоздает бытовой уклад крестьянской семьи. В ней выражаются чувства женщины-крестьянки, покидающей родной дом и выданной в чужую семью. Песня напоминает причитание, обращенное к кормильцу-батюшке, выражает печаль-тоску красной девицы. В ней рисуется невеселая женская доля:

Песня вызывает у слушателей горькое сочувствие к судьбе русской женщины.

Печаль, тревога, скорбные предчувствия выражены в песне "Ай вы, ветры, ветры буйные". В ней образ буйной осенней непогоды соотнесен с переживаниями девушки-младешеньки, предчувствующей несчастье – расставание с милым. При помощи образов-символов в песне воспроизводятся символические картины – привидившийся девушке сон, в котором появляются образы распаявшегося золотого перстня – подарка милого друга, расплетенной русой косы. Образы символизируют несчастье, тревожные предчувствия:

Обращение к ветрам буйным напоминает причитание:

В песне "Мимо садику, мимо виноградного…" картины природы соотносятся с житейскими событиями. Для нее характерны повторы, картины природы сопоставляются с бытовыми, повторяются во второй части с изменением художественного образа (мимо терема да высокого, да высокого проезжал тут мил сердечный друг). Они передают чувства девушки – красной девицы, умаляющей "миленького сердечного друга" воротиться в терем. В песне представлены параллельные образы: как без соловья в саду не весело, так и без доброго молодца в тереме не весело. Передача чувств девушки дана на фоне природы: садик-виноградик, молодой соловей, канареечка, пташечка-касаточка. Рассказ ведется как бы невидимым рассказчиком.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. Согласно с исследованиями ученых, главным образом, А. Веселовского и Потебни, лирика лишь постепенно, в длинном процессе эволюции, обособилась от обряда. В т. н. обрядовых песнях (см. это слово) — праздничных (особенно весенних) , семейных — лирика является одним из основных элементов. Также лирикой окрашены т. н. хороводные и игровые песни, наконец, плясовые. В чистом виде лирика представлена в песнях беседных, посиделочных, т. -е. исполняемых на вечерних собраниях деревенской молодежи. По содержанию лирические песни можно разделить на песни любовные и песни семейные, обрисовывающие преимущественно положение замужней женщины. По характеру своему народная русская лирика отличается большего частью грустным тоном,

Песни о любви

В жизни каждого человека песня играет яркую, видную роль. Она усиливает духовный настрой, помогает вылиться эмоциям, создает такие биоритмы, которые необходимы при каждой, определенной ситуации. И, конечно же, человек, испытывающий такое сильное чувство, как любовь, просто не может обойтись без песни.

Гармония музыки и слов – основа успеха песни о любви.

Огромной управляющей силой является музыка. Еще в древние времена человек сообразил, что долгие, протяжные звуки намного ярче короткого, резкого и отрывистого. Мало того, именно продолжительные, мелодичные звуки позволяли дольше приковывать к себе внимание. Поэтому все ритуалы, заклинания духов проходили под протяжные, певучие звуки, на которые уже накладывали заклинания, молитвы, просьбы. Так же наши прародители – мужчины привлекали внимание красавиц — девушек, а те околдовывали мужчин своими мелодичными голосами. Мужчина или женщина, обладающие наиболее приятным голосом, умеющие создать звуки, способные найти отклик в душах соплеменников, пользовались особой популярностью. Эти звуки сложно назвать песней, но именно так песня и зарождалась.

Слово же имеет огромное значение во всей человеческой деятельности. Оно может убить и воскресить. Его мощь переоценить невозможно.

Поэтому слияние двух могущественных сил — слова и музыки, то есть , песня, имеет такое потрясающее воздействие на любого человека.

В Древней Руси музыка тоже жила и в бедных слоях населения, и в богатых. Пели вместе и поодиночке. В дневное или вечернее время часы работы скрашивала песня. Песни были разные — о погоде, о природе, о труде и, конечно, о любви. Под эти пения молодые женщины вышивали, шили, выполняли любую другую работу. А на отдыхе девушки собирались на полянах в хороводы и снова заводили песни, привлекая к себе внимание молодых парней. Русский человек всегда жил больше душой, нежели велением разума, душа страдала, печалилась и радовалась, а выразить эти переживания можно было только в песне.

И в наше время душа не перестает любить, радоваться ответному чувству, мучиться от неразделенных страданий, а значит, и сейчас мы постоянно находимся во власти песни.

Читайте также: