Локомотив сообщение о гибели

Обновлено: 16.05.2024

К годовщине трагедии мы собрали все факты о катастрофе. Воссоздали крушение через воспоминания очевидцев. Почему родные погибших до сих пор не верят в официальную версию крушения самолета? И как живут сейчас? Мы поговорили с семьями погибших хоккеистов и с теми, кто в вечер трагедии разбирал завалы.

Фото: Александра Мамонтова

Могли улететь в другой день

В августе 2011 года Ярославль активно готовился к международному политическому форуму. К 7 сентября в Ярославль приехали несколько сотен известных политиков и полтысячи журналистов из разных стран мира. Форум транслировали онлайн на нескольких языках. На следующий день, 8 сентября, на мероприятие должен был прилететь Дмитрий Медведев, который тогда был президентом.

Вылет из Туношны команда планировала на 16 часов.

— Спортсмены прибыли примерно за час до вылета. Мы в тот момент находились на аэровокзале. Видели их, они прошли мимо нас и сели в самолет, — вспоминает бывший заместитель начальника полиции на транспорте Александр Трудоношин.

Каждый год после трагедии ярославцы приходят 7 сентября к хоккейной арене, чтобы почтить память погибших

Фото: Александра Мамонтова

В тот день Александр дежурил в Туношне и одним из первых увидел, что при взлете Як-42 что-то пошло не так.

— В начале пятого раздался телефонный звонок, который резко разделил весь этот день, да и жизнь, на до и после, — вспомнил бывший пресс-секретарь УМВД по Ярославской области Александр Шиханов.

Через пять минут после авиакатастрофы дежурившие в аэропорту полицейские уже были на месте падения самолета. Як-42 рухнул в реку Туношонку в нескольких километрах от аэропорта.

Информация о крушении самолета облетела Ярославль за считаные минуты

Фото: архив УМВД России по Ярославской области

В это время в городе подняли по тревоге силовые и спасательные службы. Десятки машин с сиренами мчались в сторону Туношны. По Волге к месту крушения продвигались спасательные лодки и катера. В воздух над Ярославлем поднялся вертолет МВД России.

— Среди обломков сновали спасатели и сотрудники органов внутренних дел. Обнаруженные тела погибших относили в ложбинку чуть в стороне от места падения. Там лежало около десяти человек. Тела были почти не повреждены, на них было только белье и носки — вся остальная одежда (видимо, сделанная из синтетики) сгорела. Смотреть на них было почти физически больно. Больно еще и оттого, что без одежды явно видно, что все погибшие — молодые мужчины, высокие, прекрасно развитые, спортивные. Лица не узнавались под слоем копоти, — рассказал бывший пресс-секретарь УМВД Александр Шиханов.

Накрыли хоккейными свитерами тела

Шиханов вспоминает, что на земле среди обломков валялось много свитеров с логотипом хоккейного клуба. Казалось, что они выпали из сумок спортсменов.

— Немного походив по месту аварии, я понял, что это спасатели накрыли свитерами останки погибших. Были сильно покалеченные, обгоревшие, — добавил Александр Шиханов.

Через час после крушения, в 17:00, о случившемся доложили начальнику МВД России. В Туношне стало собираться все больше людей — зевак, родных хоккеистов и журналистов. Очевидцы вспоминают, что тогда в Туношне было слышно, кажется, все языки мира — иностранные журналисты, приехавшие на политический форум, рванули к месту авиакатастрофы.

Из-за прибывающих людей в Туношне усилили оцепление. В тот день на месте авиакатастрофы работало более 600 полицейских.

На улицы города начали выходить люди

Спустя полтора часа после крушения самолета с первым официальным заявлением выступил работавший тогда губернатором Ярославской области Сергей Вахруков. На тот момент нашли тела 22 погибших. Спасатели продолжали разбирать обломки.

Оцепили морг

Пока люди выходили на улицы города, силовики оцепили морг, в который должны были привезти тела. Через четыре часа после катастрофы, в восемь вечера, появилась предварительная информация о 45 людях, которые находились в самолете Як-42.

Александр Галимов выжил во время крушения самолета, но через пять дней скончался в больнице

Фото: Александра Мамонтова

В 20:45 с места крушения самолета начали вывозить тела. У морга стали собираться родные хоккеистов.

За несколько часов количество людей на улицах города возросло до пяти тысяч. Город не мог успокоиться всю ночь.

Президент у обломков самолета

Под утро 8 сентября спасатели сообщили об окончании поисков. Тела 43 погибших были найдены.

Днем 8 сентября из ярославской Соловьевской больницы в московский НИИ имени Вишневского увезли выжившего хоккеиста Александра Галимова. Второго выжившего — Александра Сизова — отправили в НИИ имени Склифосовского.

— Это, конечно, шок для всей страны, как обычно случается в ситуациях подобных катастроф, но здесь еще и дополнительный момент — на борту самолета находился основной состав любимой в Ярославле, да и во всей стране, команды, одного из наиболее сильных, успешных клубов нашей страны. Это, конечно, большая потеря не только для всех близких, но и для всего нашего государства — для всех болельщиков. Трудно, конечно, выступать после таких событий, но я это сделаю, — сказал Дмитрий Медведев.

Форум завершился выступлением декана МГУ Вячеслава Никонова. Он заявил, что несмотря на трудности, возникшие во время проведения мероприятия, всё прошло на высоком уровне.

После окончания форума, 9 сентября, в городе официально был объявлен траур по хоккеистам.

Прощание. Путин. 100 тысяч человек

— Более 100 тысяч человек часами стояли под дождем, чтобы пройти мимо гробов любимых игроков и положить цветы к их портретам. До сих пор помню море зонтов перед центральным входом комплекса. Это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни, — вспоминает Александр Шиханов.

На прощание с хоккеистами пришли Владимир Путин, работавший тогда председателем правительства, и министр внутренних дел Рашид Нургалиев.

Утром 12 сентября, спустя пять дней после крушения самолета, в больнице умер Александр Галимов. За дни после катастрофы нападающий так и не пришел в сознание. Его похоронили на следующий день на Чурилковском кладбище в Ярославле.

Через несколько недель после авиакатастрофы стало известно, что Иван Ткаченко — один из погибших хоккеистов — жертвовал деньги на благотворительность. Последний взнос для больной раком девочки он отправил накануне вылета.

Начало расследования. Черные ящики

В день авиакатастрофы за штурвалами Як-42 находились опытные летчики — командир Андрей Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов. Запись с черных ящиков, опубликованная Международным авиакомитетом через несколько недель после катастрофы, пролила свет на то, что происходило в самолете за несколько минут до крушения. Точнее, некоторые ее отрывки.

В начале записи пилоты обсуждают взлетное положение стабилизатора:

11:51:32. Второй пилот (2П): Сколько тебе? Девять?

11:51:35. Командир (К): Восьмерку, наверное.

11:51:36. 2П: Восемь с половиной.

Делают они это на глаз, не рассчитывая точную массу самолета. Далее пилоты обсуждают взлетную скорость. На 190 км/час Як-42 должен был оторваться от земли. Если же во время разгона до 190 км/час что-то пойдет не так — самолет должен отменить взлет и начать торможение.

В кабине пилотов обсуждают параметры. Бортмеханик сообщает о растущей скорости:

11:58:59. Б (бортмеханик): Скорость растет. Параметры в норме. 130, 150, 170, 190.

Через несколько секунд на записи слышится стук. Его издает передняя стойка шасси. Она подпрыгивает, но не отрывается от земли. Специалисты объясняют это тем, что кто-то из пилотов неосознанно начал жать на тормоз.

Самолет достигает скорости в 210 км/ч, пилоты с силой тянут штурвал на себя, но самолет все равно не отрывается от земли. Один из пилотов по-прежнему давит на тормоз. До края взлетной полосы меньше километра.

Бортмеханик сообщает о наборе скорости:

11:59:31. Б: 220. 230.

11:59:37. 2П: Мы мало, наверное, стабилизатор развернули.

11:59:41. К: Взлетный! Взлетный!

11:59:41. Б: 250.

11:59:42. К: Взлетный! Стабилизатор!

11:59:45. Самолет выкатывается со взлетной полосы на грунт.

Командир резко бросает штурвал, прижимая нос самолета к земле. Вероятно, в этот момент он решает прекратить взлет. Бортмеханик, заметив это, без команды переводит двигатели на малый газ. Скорость начинает падать.

Второй пилот не понимает, что происходит и начинает кричать (по версии специалистов МАКа, пилот осознал, что прекращение взлета приведет к повреждению самолета, а в случае взлета этого можно избежать).

Пилоты вновь тянут штурвал на себя, стабилизатор и рули высоты выведены на максимум. Пилоты упираются ногами в пол, чтобы сильнее тянуть штурвал. Возможно, в этот момент кто-то из них вновь случайно нажимает на тормоз.

Бортмеханик бросает газ. Пилот кричит на него. Бортмеханик вновь дает максимальный газ на все три двигателя. В салоне начинается паника.

11:59:48. К: Взлетный.

11:59:49. 2П: На х*** ты!

Самолет отрывается от земли спустя полкилометра от окончания взлетной полосы. На записи слышен сигнал тревоги. Тормоза не сдерживают самолет. Он, задрав нос, резко взмывает вверх.

Достигнув высоты в несколько метров, Як-42 начинает заваливаться на бок:

11:59:56. 2П: Андрюха!

11:59:57. К: Всё! П***ц!

11:59:59. Обрыв записи.

Позже в крови пилота Игоря Жевелова найдут следы успокоительного, запрещенного для приема пилотам. Родные Игоря будут опровергать эту информацию, заявляя, что он подобных препаратов никогда не пил.

Осудили и отпустили

По версии следствия, командир и второй пилот воздушного судна не имели необходимой подготовки для управления Як-42. Вадим Тимофеев не организовал пилотам квалификационные проверки. Именно это не позволило своевременно выявить ошибки в технике пилотирования. При этом в летной книжке имелись фиктивные записи о прохождении пилотом таких проверок.

Согласно выводам Международного авиационного комитета, озвученным в суде, ошибкой пилотов стало непроизвольное нажатие на тормозные педали. Все остальные версии причин крушения Як-42, по мнению суда, не нашли своего подтверждения.

Сразу после оглашения приговора судья сделал паузу и заявил, что в связи с амнистией к 70-летию Победы Вадим Тимофеев освобожден от наказания, судимость с него снята. Единственный подозреваемый покинул зал суда свободным человеком.

В дальнейшем его адвокаты подавали апелляции. Ходатайства подали и родственники погибших хоккеистов.

— Мы подали ходатайства о проведении ряда дополнительных экспертиз, в том числе экспертизы стойки шасси. Есть сомнения и по аудиозаписи разговоров пилотов в кабине, там отсутствует около 16 секунд, — говорили в зале суда родственники погибших хоккеистов Татьяна Ткаченко, Анжелика Ярчук и Любовь Васюнова.

Единственный выживший

Выживший в авиакатастрофе Александр Сизов все 10 лет после трагедии избегает публичности

Иллюстрация: Первый канал, Полина Авдошина / Сеть городских порталов

В день нашего приезда дверь никто не открыл. Мы отправились гулять по округе.

Поговорив с пенсионером, мы снова направились к подъезду Александра Сизова. За 15 минут нашего отсутствия окна в его квартире оказались закрыты. Его машина пропала с парковки.

За 10 лет Александр Сизов так и не смог открыто поговорить о случившемся. Он сбегал из дома, на недели пропадал из соцсетей после вопросов. И каждый год уезжал из Жуковского, как только близилась очередная годовщина катастрофы.

— Они постоянно в это время уезжают, — рассказывал в 2020 году сосед Александра.

Несмотря на все произошедшее, выживший бортинженер не ушел из авиаотрасли. Не покинул родной город, где с самолетами связано, кажется, всё.

— Я его понимаю. Ситуация такая, что ее никогда не забыть, но лучше и не вспоминать, — сказал Александр Трудоношин, когда-то вытащивший Сизова из горящей воды.

Как живут родные погибших хоккеистов

Первые годы после крушения Як-42 родные погибших хоккеистов тесно общались. Однако со временем эта связь пропала — каждый живет своей болью. Девушки многих погибших хоккеистов вышли замуж и воспитывают детей. Время от времени вспоминают о катастрофе — публикуют посты в память о погибших любимых.

Спустя 10 лет не многие из родных погибших идут на контакт. Мы поговорили с теми, кто готов на это.

— Его не стало — и мир стал другим, жизнь поменялась. У нас ночь в сердце, тоска. Она как была, так и есть, только вглубь ушла. Мы просыпаемся и засыпаем с мыслью о сыне. Что из этой трагедии можно вынести? Самое главное — отношение к людям. В некоторых городах, где родились или тренировались погибшие ребята, уже забыли о них. Человеческая память такая, что если не говорить об этом, не напоминать, то ничего и не остается — пустое место, — сказал отец Ивана Ткаченко Леонид Владимирович.

Главная мечта Леонида Ткаченко — увековечить память сына, построив хоккейную школу, названную его именем. Идею создания школы он обсуждал с Иваном и старшим сыном Сергеем давно. А когда Вани не стало, Леонид Владимирович задался целью — воплотить эту задумку в жизнь. Получилось это только отчасти. Первым капиталом стали деньги, которые остались после смерти Ивана — на них сделали проект здания, взяли в аренду землю на пустыре в Дзержинском районе, недалеко от дома, где живет семья Ткаченко. Но средств на всё не хватило.

Отец хоккеиста сначала надеялся на помощь, чтобы реализовать проект как государственно-частное партнерство, но пока не нашел отклика.

Несмотря на то, что сейчас крушение самолета расписано буквально по секундам, у мамы хоккеиста до сих пор остались вопросы о том, что же все-таки стало причиной трагедии.

— Кто виноват в трагедии, я не знаю — политика, обстоятельства, халатность? Мы это узнаем лет через 40–50, думаю, — говорит она.

— Они нас поддерживают и помогают, я им очень благодарна, — говорит мама погибшего хоккеиста.

— Саша очень хотел в Ярославль приехать на год, чтобы поднабраться сил, — рассказала его мама.

Как и у других родителей, у Любови Николаевны горечь утраты никуда не ушла.

— Он у меня в душе. Наши семейные фотографии я стараюсь не смотреть, это тяжеловато все равно, — говорит она.

Выжить после произошедшего, по словам мамы Александра, ей помогла поддержка родителей других погибших ребят.

— С родителями мы до сих пор общаемся, поддерживаем друг друга. То, что мы не остались один на один со своим горем — это важно. Даже на кладбище когда приходишь, один раз одну маму или супругу встретишь, в другой раз другую. Сегодня с одним пообщаешься, поплачешь, завтра с другим. Было время, когда мы могли в любое время дня и ночи позвонить друг другу. Сейчас уже такого нет. Но время не лечит, — призналась Любовь Николаевна.

Самолет оторвался от земли, но не смог набрать высоту. Спустя несколько секунд Як задел крылом мачту радиомаяка, деревья и рухнул на берег реки Туношонка. Позднее было установлено, что авария произошла из-за ошибки экипажа. Все, кто был на борту, за исключением хоккеиста Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова, погибли на месте. Галимов был в сознании, когда его забирала скорая помощь, однако он получил ожоги 80 процентов тела и на пятый день умер в больнице. Сизов перенес сложную операцию, провел несколько дней в реанимации и выжил. Вскоре после выздоровления он дал несколько коротких комментариев и с тех пор избегает общения с прессой.









Выходишь на улицу — и видишь взрослых мужчин, которые просто плачут. Люди стали собираться вместе, но никто ничего не говорил

Мне кажется, осознание случившегося пришло ближе к 10 сентября, когда более 100 тысяч человек (при населении менее 600 тысяч) пришли попрощаться с командой. Многие воспринимали гибель команды как потерю части города или самих себя.

Ровно восемь лет назад не стало ребят ярославского

По официальной версии следствия, причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа. Считается, что командир воздушного судна Андрей Соломенцев и второй пилот Игорь Жевелов начали разгон самолета не с начала взлетной полосы. В итоге им не хватило расстояния для разгона. Самолет выкатился в поле, резко пошел вверх, но из-за слишком большого угла взлета накренился и рухнул.

Вспомним вместе, как все было, и постараемся никогда не допустить повторения подобных трагедий!

Самолет ЯК-42 с хоккейной командой

Самолет ЯК-42 с хоккейной командой "Локомоттив" рухнул, вылетая из аэропорта "Туношна" 7 сентября 2011 года около 16 часов.

7.09.11

7.09.11

Ярославль скорбит по погибшему

8.09.11

- Не уносите меня, поговорите со мной, - умолял тех, кто был рядом Александр Галимов. К хоккеисту пустили жену, родителей и тещу, после чего ему дали сильное успокоительное. Подробнее>>>

10.09.11

Провожали ребят всем городом.

13.09.11

Саша Галимов всегда уходил со льда последним…

Саша Галимов уходил с поля последним. Последним из своей команды он ушел и в этот раз.

- Еще одна глубокая рана. Саша был любимцем, заводилой. Всегда говорил о своей семье; хотел, чтобы в его семейном гнездышке все было хорошо. Саш, мы поможем семье, спи спокойно…

23.09.11

Иван Ткаченко (на фото в центре) сделал свой последний перевод для больной девочки буквально перед тем, как сесть в злополучный лайнер.

Иван Ткаченко (на фото в центре) сделал свой последний перевод для больной девочки буквально перед тем, как сесть в злополучный лайнер.

- Он никогда не отказывал в помощи, если она кому-то требовалась. Если болельщики или еще кто-то что-нибудь у него просили, он всегда шел навстречу. Билеты ли нужны были или еще что-то, он говорил: да, сейчас я сделаю, я постараюсь. Очень хороший человек был и, я думаю, никогда ничего плохого никому не сделал, - рассказал друг Ивана Александр Гуськов. Подробнее>>>

2.11.11

Официальные итоги расследования катастрофы под Ярославлем: в крови пилота разбившегося Як-42 обнаружен препарат, замедляющий реакцию

По версии следователей, причиной крушения лайнера стали ошибки пилотов.

6.11.13

Нынешний глава Кировского и Ленинского районов Ярославля одним из первых оказался на месте трагедии и спас единственного выжившего в катастрофе.

Нынешний глава Кировского и Ленинского районов Ярославля одним из первых оказался на месте трагедии и спас единственного выжившего в катастрофе.

- Когда, произошла катастрофа, мы находились на взлетной полосе. Тут же кинулись к месту падения авиалайнера. Там уже были несколько омоновцев, которые вытаскивали из воды хоккеиста Александра Галимова, а мы бросились на помощь другому выжившему – бортинженеру Александру Сизову, который тоже находился в воде и держал на руках тело своего погибшего коллеги, - вспоминает Александр Трудоношин. Подробнее>>>

10.02.15

Доля секунды - и борттехник понял по наклонившейся линии горизонта, просматривавшейся в окно, что воздушное судно кренится влево.

- Тогда у меня душа ушла в пятки, - признался Сизов. - Все начало перемещаться: перегородки, панели. И все. Дальше столкновение. Подробнее>>>

10.02.15

Генеральный директор центра Евгений Лобачев является международным экспертом, который сам не раз привлекался для расследования авиакатастроф. Он признался, что не верит в выводы МАК о том, что одним из условий, приведших к катастрофе, стало то, что кто-то из летчиков нажимал на тормоз.

- Это просто неудобно: тянуть штурвал на себя и при этом носками нажимать на педаль от себя. Ноги просто проскочат с педалей дальше, - рассудил он. – Это также неестественно, как если бы водитель автомобиля положил ноги на руль.

27.08.15

Из живых виновным в катастрофе признали заместителя директора компании

- Я еще раз прошу понять ребят, которые сидели за штурвалом. За свою ошибку они заплатили жизнью. Я приношу большие соболезнования вам, - обратился Вадим Тимофеев к родственникам погибших спортсменов в своем последнем слове. - Что было бы в моих силах сделать, я бы сделал. И если бы, после того, что я прошел за эти четыре года, передо мной встал выбор, я выбрал бы оказаться в составе того экипажа, а не сидеть здесь.

29.11.17

- Дело прекратили в связи со смертью главных подозреваемых. Их родственники дали согласие на прекращение дела по нереабилитирующим обстоятельствам - прокомментировал адвокат Александр Захарьин, представляющий интересы хоккейного клуба.

- Трагедия произошла либо случайно, либо не случайно. Мы считаем, что не случайно. Но правду, видимо, нам так и не скажут, - прокомментировал нам Леонид Ткаченко, отец погибшего хоккеиста Ивана Ткаченко. - Наших детей все равно не вернешь. Если остались люди, виновные в трагедии, но избежавшие наказания, я считаю, бог их накажет!

В память о погибшей команде у

НА ЗАМЕТКУ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Наверное, пять лет – это срок для того, чтобы посмотреть на тот день как бы со стороны. Чему он нас научил? Что изменил? Кого-то заставил задуматься о вечном, кого-то – позвонить близким, а кому-то – перевернул всю жизнь (читайте далее).

Возрастная категория сайта 18 +

РАЗБОР ПОЛЕТА


Самое интересное – реакция президента Медведева на серию катастроф. В июле 2011 года он приказал вывести из эксплуатации все машины тех типов, которые потерпели крушение. Но компании заявили, что невозможно поставить на прикол десятки Ан и Ту, находящихся в составе их парков. После 7 сентября – он снова приказал прекратить полеты самолетов тех марок, которые упали, а также отобрать лицензии у ряда авиакомпаний. Отсюда политическая версия – катастрофа была подарком для лоббистов иностранных авиастроителей. Что это, как не большая политика?

На месте погибли 43 человека — игроки, тренеры, персонал клуба, экипаж. Через пять дней в больнице от полученных ожогов умер хоккеист Александр Галимов. Выжил только инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. По словам многочисленных людей из мира хоккея, игравших, работавших или просто друживших с погибшими, та катастрофа до сих пор накладывает отпечаток на многих из них.

Гробовая тишина




Команда мечты



— Они с моей мамой были хорошими друзьями, — говорил Чинахов. — Он мне обещал привезти чемпионскую клюшку, постоянно давал поиграть в блин с ловушкой. А в итоге так получилось, что я ему привез Кубок. Думаю, ему было бы приятно.


В хоккейном сообществе не раз отмечали, что после 2011 года КХЛ и клубы стали жестче контролировать выбор самолетов и авиакомпаний, с помощью которых перемещались во время выездных серий.

Читайте также: