Литература италии 20 века сообщение

Обновлено: 15.04.2024

Новая книга — это тайна для читателя. Загадочная и привлекательная. Но как узнать, что скрыто под обложкой, и есть ли смысл тратить своё время, да и деньги на книгу, которая может разочаровать?

Сейчас много талантливых писателей, но также хватает пустышек, штампующих тексты ради хайпа. Чтобы не ошибиться в выборе, читайте наш сборник обзоров книг. Возможно, вы найдете новые шедевры, о которых ещё не слышали, или узнаете содержание книг, давно привлекших ваше внимание. Будьте в курсе того, что создают писатели и пользуйтесь инструментом, созданным специально для вас.

Обзор книг — это путеводитель в загадочном лабиринте печатных изданий.

Русский язык, а также многие другие иностранные наречия могут стать целым уникальным миром. Достаточно окунуться в историю произношения слов, разгадать таинственные загадки правил речи, а также узнать, как появлялись те или иные названия.

Это огромное количество интересного творчества, уникальные правила, отдельная история каждой буквы, множество поговорок и былин. Русский по всему миру считается уникальным, сложным, но вместе с тем чарующим и завораживающим.

Носители языка обязательно должны уделить ему больше внимания, чтобы понять всю глубину, смысл и оценить скрытую красоту. Родной язык не может быть скучным.

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге "Обратная сторона картины" вы узнаете самые интересные факты про картины величайших художников, услышите уже знакомые имена - Малевич, Пикассо, Рублёв, Васнецов, Леонардо да Винчи, откроете для себя кое-что новое об их творчестве.

В книге рассказывается про искусство, начиная с фактов о самих художниках, заканчивая тайным смыслом картин и их секретном воздействии на смотрящего. Немногим людям удаётся увидеть за краской на холсте настоящую силу и душу картины.

Эта книга перевернёт ваше виденье в искусстве.

Рубрика посвящена как начинающим художникам, так и прославленным мастерам, внёсшим огромный вклад в мировое искусство. На её страничках можно найти истории написания известных шедевров и тех полотен, которые прославили своих создателей уже после их смерти.

Жизнеописания охватывают огромный период, начиная с эпохи Возрождения и продолжаясь до нынешнего времени.

Итальянская литература в XX веке

В общеевропейском литературном процессе XX столетия итальянская литература играет заметную роль. Особенно весом вклад передовой литературы и искусства Италии за последние четверть века: итальянский художественный гений представлен в современной мировой культуре такими именами, как писатели Альберто Моравиа и Васко Пратолини, драматург Эдуардо де Филиппо, художник Ренато Гуттузо, скульптор Джакомо Манцу, кинорежиссеры Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Федерико Феллини и другие.

Однако на протяжении XX в. место итальянской литературы в общей панораме западноевропейских литератур не раз существенно менялось. Спады и взлеты итальянского литературного процесса находились в теснейшей связи с теми социальными историческими событиями, которые определяли общие судьбы Италии.

Пути передовой итальянской литературы в первой половине XX в. были сложными. Еще задолго до первой мировой войны итальянская проза и поэзия начинают испытывать симптомы кризиса. С начала века постепенно затухает традиция социального романа; нарастает влияние западноевропейского декаданса; рождается литература империалистической реакции в лице Габриеле Д’Аннунцио и его подражателей. Итальянские авангардисты, шумно заявившие о себе в конце 900-х годов как об обновителях обветшалых литературных канонов, оказались глашатаями культа машины, грубой силы, милитаристских идей, провозвестниками фашизма.

Бессмысленность жизни, всего человеческого существования звучит лейтмотивом в романе Пиранделло «Вертится* (1916). В тягостной обстановке фашизма трагичность мироощущения Пиранделло усиливается: писатель приходит

к концепции непознаваемости жизни, неуловимости всякой истины. Человек не может постичь даже самого себя, потому что его внутренний мир — вместилище противоречивых страстей и побуждений. Этот агностицизм в сочетании с ненавистью писателя к затхлому, ханжескому буржуазному укладу жизни раскрыт с огромной напряженностью в оригинальных пьесах Пиранделло, созданных в период ' 1917— 1929 гг. Слава Пиранделло-драматурга затмила известность Пиранделло-прозаика.

Таким образом, героем Пиранделло по-прежнему остается страдающий, мечущийся человек, глубоко вплетенный в обыденность социального существования. Но для писателя-идеалиста эта исторически определенная реальность превращается в вечную философскую категорию.

Пиранделло кардинально обновил итальянский театр, ввел туда глубокую общечеловеческую проблематику. Лучшие драмы Пиранделло — не философско-абстрактные схемы, а глубокие трагедии страдающих людей.

Встреченные на пути простые люди становятся символическими образами, сопровождающими писателя в его раздумьях. Заброшенная .голодающая сицилийская деревушка превращается в олицетворение родины, поруганной, оскорбленной, таящей подспудный гнев. С впечатляющей силой выписан в книге образ Матери, также заключающий в себе символи ческое обобщение: страдающая крестьянка — живой протест против фашизма, который посылает крестьянских сыновей на гибель в несправедливой захватнической войне в Абиссинии.

Значение идей Грамши для развития современной итальянской культуры огромно; их возрастающее воздействие сказывается во всей интеллектуальной жизни страны в послевоенный период.

Истинность идей Грамши подтвердила сама история. Антифашистское Сопротивление, развернувшееся в 1943—1945 гг., завершилось 25 апреля 1945 г. всенародным восстанием против фашистов и гитлеровских оккупантов. Крах режима Муссолини, еоздание широкого народного' фронта Сопротивления помогли лучшим силам итальянской культуры выйти из духовного туника, найти в народе и его борьбе источник вдохновения. В антифашистской борьбе разрушались барьеры между народом и интеллигенцией, которая в подавляющем большинстве евоем приняла участие в Сопротивлении.

Итальянский неореализм 40—50-х годов можно охарактеризовать как направление антифашистское, демократическое, ставящее социальные проблемы в их национальном, итальянском обличье, проникнутое гуманистическим настроением, верой в силу народной солидарности, в высокие душевные качества простого человека. Писатели-неореалисты стремились освободить итальянскую литературу от клерикального обскурантизма, от провинциальности и подражательности, от затемненности поэтического языка.

Большим завоеванием неореализма явились простота и ясность языка, широкое использование народной речи как в прозе, так и в поэзии. Именно неореалистические произведения со всеми их достоинствами и недостатками определили лицо итальянской литературы во второй половине 40-х и в 50-е годы XX в.

Одним из наиболее выдающихся представителей неореалистической прозы является писатель Васко Пратолини (род. в 1913 г.).

Пратолини родился во Флоренции, в бедной семье, рано начал трудовую жизнь, учился урывками. Начал Пратолини писать в конце 30-х годов, но при фашизме почти не печатался. Талант писателя, активного участника Сопротивления, раскрылся уже после окончания второй мировой войны.

Прогрессивная итальянская критика справедливо указывала, что реалистическое видение мира уже не укладывалось в рамки неореализма, что литература подошла к поискам новых средств отражения усложнившейся действительности.

Шестидесятые годы XX в. показали, что неореализм, безусловно сыгравший огромную роль в литературном развитии Италии, уже не определяет собой основного потока литературы.

Так же важна для итальянской литературы 60-х годов проблема моральной ответственности человека перед обществом, перед своей эпохой. Эту этическую нагрузку можно ощутить во всех жанрах современной итальянской литературы — будь то репортаж, философско-аллегОрический роман или публицистическая поэзия. Происходит процесс интеллектуализации итальянского реализма, изыскивающего новые художественные средства для. воплощения этой сложной нравственной и общественной проблематики.

Можно в общих чертах наметить несколько тематических и проблемных узлов итальянской прозы последнего десятилетия.

С особой резкостью встали морально-этические проблемы современности в послевоенном творчестве Альберто Моравиа.

Гост

ГОСТ

История возникновения итальянской литературы

На протяжении длительного времени, вплоть до 13 века, в качестве литературного языка использовался латинский, который продолжал сохранять свое значение до 16 века. Укрепление своих позиций разговорным итальянским языком шло медленно. Этим объясняется позднее появление на европейской арене итальянской литературы.

Традиции придворной любовной лирики, которые были заложены Сицилийской школой в подражание провансальским образцам, являются истоками итальянской литературы. Эта поэзия была популярна и процветала в начале 13 века при дворе Фридриха Второго в Палермо.

Приблизительно в это же время под воздействием произведений св. Франциска Ассизского активно создавались стихотворения на религиозную тематику. Однако, основы литературного итальянского языка были заложены только в Тоскане.

Наиболее известным тосканским поэтом является Данте Алигьери, уроженец Флоренции. Ему принадлежит одно из величайших произведений мировой литературы – "Божественная комедия". Данте Алигьери сыграл большую роль в развитии литературы позднего Средневековья. Во многом благодаря ему тосканский диалект превратился в общеитальянский литературный язык.

Вслед за Данте Алигьери появились и другие выдающиеся литераторы периода раннего Ренессанса:

  • Франческо Петрарка, который является автором лирических произведений и сонетов,
  • Джованни Боккаччо, который завоевал всемирную известность сборником новелл "Декамерон".

Благодаря Данте Алигьери, Франческо Петрарке и Джованни Боккаччо происходит дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, однако в 15 веке интерес к латинскому языку вновь возродился.

Величайшими поэтами 16 века являются Лудовико Ариосто, который написал героическую рыцарскую поэму "Неистовый Роланд", и Торквато Тассо, которому принадлежит поэма "Освобожденный Иерусалим", пропитанный духом воинствующего католицизма. Поэма "Неистовый Роланд" является примером литературы Высокого Возрождения.

Готовые работы на аналогичную тему

18 век для итальянской литературы характерен возрождением классической комедии (выдающимся автором этого жанра является Карло Гольдони), трагедии (Витторио Альфьери) и поэзии (Джузеппе Парини).

Развитие итальянкой литературы в 19 веке происходило под влиянием движения за независимость и реформы.

Джозуэ Кардуччи, который стал ключевой фигурой в итальянской литературы после объединения страны, является первым итальянцем, удостоившимся Нобелевской премии. Награду он получил в 1906 году за свои поэмы, стихотворения и исследования истории итальянской литературы.

В 1926 году Нобелевскую премию получила Грация Деледда, которая написала несколько сборников рассказов и более 30 романов о том, как живется народу в родной для нее Сардинии.

Итальянская литература 20 века

В этот же период творили и писатели старшего поколения, такие как:

Главным направлением в итальянской литературе послевоенного времени был неореализм.

Это направление сыграло ключевую роль в возрождении романа в итальянкой литературе.

В литературе 1960-х годов направление неореализма сменяется неоавангардизмом. В произведениях писателе этого направления рассматриваются преимущественно проблемы личности.

Итальянская поэзия, как и итальянское искусство, развивалась под влиянием футуризма, движения, которое стремилось отразить реалии современной жизни. Несмотря на то, что футуризм привлек относительно немного поэтов, он оказал огромное влияние на духовную жизнь общества.


Итальянская литература занимает важное место в культуре Европы. Это произошло несмотря на то, что сам итальянский язык приобрел литературные очертания достаточно поздно, примерно в 1250-х годах. Это произошло из-за сильного влияния латыни в Италии, где она имела самое широкое применение. Школы, которые носили преимущественно светский характер, повсеместно обучали латыни. Только когда от этого влияния удалось освободиться, начала формироваться аутентичная литература.

Эпоха Возрождения

Данте Алигьери

Первые знаменитые произведения итальянской литературы относятся к эпохе Возрождения. Когда во всей Италии расцветают искусства, литература пытается не отстать. К этому периоду относятся сразу несколько всемирно известных имен - Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Данте Алигьери. В то время итальянская и французская литература эпохи Возрождения задают тон всей Европе. И это неудивительно.

Данте по праву считается основателем итальянского литературного языка. Он жил и творил на рубеже XIII-XIV веков. Его самым известным произведением стала "Божественная комедия", в которой был дан полноценный анализ поздней средневековой культуры.

В итальянской литературе Данте остался поэтом и мыслителем, который постоянно искал что-то принципиально новое и отличное от повседневного. У него была муза, которой он поклонялся, по имени Беатриче. Эта любовь, в конце концов, получила таинственный и даже какой-то мистический смысл. Ведь он наполнял ею каждое свое произведение. Идеализированный образ этой женщины является одним из ключевых в произведениях Данте.

Известность к нему пришла после выхода повести "Новая жизнь", в которой рассказывалось о любви, обновившей главного героя, заставившей его по-другому взглянуть на все вокруг. Составлена она была из канцон, сонетов и прозаических рассказов.

Много времени Данте уделял и политическим трактатам. Но его главное произведение - это все же "Божественная комедия". Это загробное видение, весьма популярный в то время жанр в итальянской литературе. Поэма представляет собой аллегорическое здание, в котором дремучий лес, где теряется главный герой, представляет человеческие грехи и заблуждения, а самые сильные страсти - это гордыня, сладострастие и корыстолюбие.

Персонаж "Божественной комедии" вместе с проводником отправляется в путешествие по Аду, Чистилищу и Раю.

Наиболее полное представление о писателях и произведениях этой страны можно составить по энциклопедии Мокульского. Итальянская литература на основе этого исследования предстает во всей красе.

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка

Один из самых известных лирических поэтов Италии - Франческо Петрарка. Он жил в XIV веке, был ярким представителем поколения гуманистов. Интересно, что писал не только на итальянском языке, но и на латыни. Причем мировую славу он приобрел именно благодаря итальянским стихам, к которым при жизни относился с известной долей пренебрежения.

В этих произведениях он регулярно обращается к своей возлюбленной по имени Лаура. Читатель из сонетов Петрарки узнает, что впервые они встретились в церкви в 1327 году, а ровно через 21 год ее не стало. Даже после этого Петрарка продолжил ее воспевать на протяжении десяти лет.

Кроме стихов, посвященных любви к Лауре, в этих итальянских циклах содержатся произведения религиозного и политического толка. Итальянская литература эпохи Возрождения многими воспринимается именно через призму поэзии Петрарки.

Джованни Боккаччо

Джованни Боккаччо

Еще один яркий представитель периода итальянского Возрождения в литературе - Джованни Боккаччо. Он оказал существенное влияние на развитие всей европейской культуры своими произведениями. Боккаччо написал большое количество поэм на сюжеты из античной мифологии, активно использовал в своем творчестве жанр психологической повести.

Его главным произведением стал сборник новелл "Декамерон", одно из самых ярких произведений итальянской литературы эпохи Возрождения. Новеллы в этой книги, как отмечают критики, проникнуты гуманистическими идеями, духом свободомыслия, юмором и жизнерадостностью, отражают полную палитру итальянского общества, современного автору.

"Декамерон" представляет собой собрание из ста повестей, которые рассказывают друг другу семь дам и 13 мужчин. Они бегут во время чумы, охватившей страну, в отдаленное поместье в деревне, в котором рассчитывают переждать эпидемию.

Все рассказы изложены легким и изящным языком, повествование дышит разнообразием и жизненной правдой. Боккаччо использует в этих новеллах большое количество художественных приемов, изображая людей всевозможных характеров, возрастов и состояний.

Любовь, которую рисует Боккаччо, кардинально отличается от представлений о романтических отношениях у Петрарки и Данте. У Джованни это жгучая страсть, граничащая с эротикой, отвергающая устоявшиеся семейные ценности. Литература итальянского Возрождения во многом как раз основана на "Декамероне".

Большое влияние играли и писатели других государств. Итальянская и французская литература эпохи Возрождения развивалась очень быстро и динамично, также представлена такими именами, как Франсуа Рабле, Пьер де Ронсар и многие другие.

XVII век

Следующий важный этап - развитие итальянской литературы 17 века. В то время в стране существуют две школы - пиндаристов и маринистов. Маринистов возглавляет Джамбаттиста Марино. Его самое известное произведение - поэма "Адонис".

Вторую школу литературы на итальянском языке основал Габриэлло Кьябрера. Он был весьма плодовитым автором, из-под пера которого вышло большое количество пасторальных пьес, эпических поэм и од. В этом же ряду обязательно необходимо упомянуть поэта Винченцо Филикайя.

Интересно, что принципиальное различие между этими школами состоит в технических ухищрениях и вопросах, относящихся к форме произведения.

Примерно в то же время в Неаполе появляется кружок, из которого выходит Аркадианская академия, к которому принадлежат многие известные поэты и сатирики того периода.

Карло Гольдони

Карло Гольдони

В XVIII веке после периода определенного застоя на свет появляется яркий представитель итальянской классической литературы Карло Гольдони. Он драматург и либреттист. На его счету более 250 пьес.

Мировую славу Гольдони приносит комедия "Слуга двух господ", которая до сих пор включена в репертуар многих театров мира. События этого произведения разворачиваются в Венеции. Главный герой - Труффальдино, плут и обманщик, которому удалось бежать из бедного городка Бергамо в богатую и успешную Венецию. Там он нанимается слугой к синьору Распони, который в действительности является переодетой девушкой Беатриче. Под видом своего покойного брата она стремится разыскать своего возлюбленного, который по ошибке и из-за несправедливости обвинен в убийстве и вынужден бежать из Венеции.

Труффальдино же, желающий заработать как можно больше, служит одновременно двум господам и по началу это ему успешно удается.

Джакомо Леопарди

В XIX веке итальянская художественная литературы продолжает развиваться, но таких громких имен, как Данте или Гольдони, не встречается. Можно отметить поэта-романтика Джакомо Леопарди.

Его стихи были очень лиричны, хоть он и оставил после себя совсем немного - несколько десятков стихотворений. Впервые они увидели свет в 1831 году под единым заголовком "Песни". Стихи эти были напрочь проникнуты пессимизмом, который окрашивал и всю жизнь самого автора.

Есть у Леопарди не только поэтические, но и прозаические работы. Например, "Нравственные очерки". Так называется его философское эссе, также свое мировоззрение он формулирует в "Дневнике размышлений".

Всю свою жизнь он был в поиске и неизменно испытывал разочарование. Он утверждал, что ему необходимы любовь, желание, огонь и жизнь, но по всем позициям терпел крушение. Большую часть своей жизни поэт был инвалидом, поэтому не мог полноценно сотрудничать с зарубежными университетами, хоть они это регулярно и предлагали. Также его угнетала мысль, что христианство - всего лишь иллюзия. А так как Леопарди по своей натуре был натурой мистической, то часто оказывался перед мучительной пустотой.

В стихах он изображал чувство истинной и естественной красоты, будучи приверженцем идей Руссо.

Леопарди часто называли воплощенным поэтом мировой скорби.

Рафаэлло Джованьоли

Классика итальянской литературы начинает формироваться к концу XIX века. Итальянский историк и романист пишет роман "Спартак", посвященный одноименному гладиатору, который возглавляет восстание рабов, произошедшее в Древнем Риме. Примечательно, что персонаж этот весьма реален.

К тому же в само повествование Джованьоли, помимо исторической правды и фактов, вплетаются лирические сюжеты, которых в действительности не было. Например, у итальянского писателя Спартак влюбляется в патрицианку Валерию, которая благосклонно к нему относится.

В это же время, в самого Спартака влюблена куртизанка из Греции Эвтибида, любовь которой главный герой категорически отвергает. В результате именно оскорбленная Эвтибида играет одну из решающих ролей в поражении войска Спартака и в его дальнейшей гибели.

Концовка при этом весьма правдоподобна. Восстание рабов действительно было жестоко подавлено, а Спартак был убит.

Карло Коллоди

Карло Коллоди

Писатели с юга страны внесли большой вклад в развитие итальянской детской литературы. Например, журналист Карло Коллоди пишет знаменитую сказку "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы". В России она, конечно, больше известна в интерпретации Алексея Николаевича Толстого, написавшего "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Сам Коллоди родом из Флоренции, когда в Италии велась война за независимость (1848 и 1860 годов) отправлялся добровольцем воевать в армию Тосканы.

Коллоди известен не только как детский автор. В 1856 году свет увидел его роман-эссе под названием "Роман в паровозе". Среди других его знаковых произведений можно отметить видеороман-фельетон "Газеты для детей".

Луиджи Пиранделло

Луиджи Пиранделло

В итальянской литературе 20 века ярко выделяется на фоне остальных Луиджи Пиранделло. Это - итальянский драматург и писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе в 1934 году. Современная итальянская литература в лице Пиранделло представляет собой увлекательное и изобретательное повествование, с помощью которого автор параллельно возрождает сценическое и драматургическое искусство.

"Шесть персонажей в поисках автора" - одно из самых загадочных произведений в истории итальянской литературы. В либретто к пьесе герои разделены на персонажей еще не написанной комедии, а также на актеров и служащих театра.

Абсурд оказывает большое влияние на автора. В этой постановке демонстрируются противоречия, которые возникают между обыденной жизнью и искусством, на этом примере демонстрируется социальная трагедия людей, которые бессильны противостоять маскам, навязанным им обществом. Сами же только и требуют от автора, чтобы он написал для них пьесу.

Пьеса делится на реальный и фантастический план. В первой действуют персонажи еще не написанной пьесы, а уже во второй зритель узнает о трагедии, которая их постигает.

В литературную деятельность Пиранделло вошел как автор популярного в 1889 году сборника "Радостная боль". Во многих его ранних стихах сочетается стремление продемонстрировать окружающим свой внутренний мир, а также духовный бунт, который противостоит беспросветности окружающей жизни. В 1894 году писатель выпустил собрание новелл "Любовь без любви", а затем сборник "Новеллы на год", в которых стремился сочетать демонстрацию внутреннего мира маленького человека с его духовным внутренним бунтом против беспросветной жизни. Некоторые произведения в результате стали основой для нескольких пьес Пиранделло.

В литературу писатель вошел как автор, рассказывающий о быте небольших городов и деревень в Сицилии, изображая социальные слои проживающих там людей. Например, в знаменитых новеллах "Благословение" и "Счастливцы" он высмеивает представителей духовенства, которые скрывают за показным милосердием свою жадность.

В некоторых своих произведениях он намеренно отходит от итальянского традиционализма. Так, в новелле "Черная шаль" фокусируется на психологическом портрете и поступках главной героини, которой является старая дева, решившая устроить свою жизнь, не взирая на осуждение окружающих. При этом автор, порой, жестко критикует общественные порядки, когда люди готовы пойти на все, что угодно, ради наживы. Такой критике общественные институты подвергаются в новелле "Тесный фрак", в которой профессор приглашен на свадьбу своей ученицы. Он становится свидетелем того, как будущая личная жизнь девушки едва не оказывается разрушенной из-за общественных предрассудков.

Подобный бунт описывается и в произведении "Свисток поезда". В центре повествования оказывается счетовод, который ощущает неудовлетворенность своей жизнью под влиянием минутного импульса. Мечтая о путешествиях и странствиях, он понимает, насколько неважна окружающая его жизнь, его уносит в иллюзорный мир, в котором он окончательно теряет рассудок.

Появляются в творчестве Пиранделло и политические мотивы. Так, в новеллах "Дурак" и "Его величество" демонстрируются тонкие политические интриги, при этом показывается, насколько мелочными они часто бывают.

Часто объектом критики становятся социальные противоречия. В новелле "Веер" главная героиня - бедная крестьянка, которую бросил любимый человек, а хозяйка просто ограбила. Она размышляет о том, что самоубийство является единственным способом решить все свои проблемы.

При этом Пиранделло остается гуманистом, главное место в своем творчестве уделяя реальности человеческих чувств. В новелле "Все как у порядочных людей" рассказывается, как герой покоряет свою возлюбленную своей самоотверженной любовью, прощая даже совершенную ею измену.

Сам Пиранделло часто предпочитает углубляться в психологию своих героев, критикуя социальную действительность и используя такой прием, как гротеск. Герои изображаются с социальными масками, которые они по ходу действия должны сбросить. Например, в новелле "Некоторые обязательства" главному персонажу изменяет жена. Ее любовник - чиновник из муниципалитета, к которому он приходит жаловаться на неверность своей супруги. А когда он узнает всю правду, то не только прощает жену, но и помогает ее любовнику. В действительности, как понимает читатель, он никогда не ревновал свою жену, лишь надевая на себя социальную маску оскорбленного и обманутого мужа. Любовник тоже носил маску, но уже добропорядочного чиновника.

Пиранделло очень ненавязчиво в своих произведениях использует гротеск. Например, в новелле "В молчании" раскрывает трагедию молодого человека, который познал всю жестокость мира, что приводит его к печальному и даже трагическому финалу. Он вынужден покончить собой и убить младшего брата.

Всего за свою литературную карьеру Пиранделло написал шесть романов. В произведении "Отверженные" он критикует социальную предрассудки и общество, изображая женщину, которая сама пытается стать объектом для критики со стороны окружающих.

А в его самом известном романе "Покойный Маттиа Паскаль" он демонстрирует наметившееся противоречие между истинным лицом человека, живущего в современном обществе, и его социальной маской. Его герой решает начать жизнь с чистого листа, устроив все так, что окружающие считают его умершим. Но в результате только принимает на себя новую оболочку, понимая, что жизнь вне общества невозможна. Он начинает просто разрываться между собой реальным и вымышленным, что символизирует разрыв между реальной действительностью и восприятием человека.

Никколо Амманити

Никколо Амманити

Итальянская литература 21 века представлена известным писателем, нашим современником Никколо Амманити. Он родился в Риме, учился на биологическом факультете, но так его и не окончил. Рассказывают, что его дипломная работа легла в основу его первого романа, который назывался "Жабры". Ро ман вышел в свет в 1994 году. В нем рассказывается про мальчика родом из Рима, у которого обнаруживают опухоль. Практически против своей воли он оказывается в Индии, где постоянно попадает во всевозможные, часто неприятные ситуации. В 1999 году роман был экранизирован, но фильм большого успеха не имел.

В 1996 году вышел сборник рассказов писателя под общим названием "Грязь", среди которых были такие известные произведения, как "Последний год человечества", "Жить и умереть в Пренестино". По рассказу "Праздника не будет" также сняли фильм, главную роль в котором исполнила Моника Беллуччи. Вообще, многие работы Амманити неоднократно экранизировались.

В 1999 году современный итальянский писатель выпускает еще один свой роман "Я заберу тебя и увезу". Его действия разворачиваются в вымышленном городе, расположенном в центральной Италии. Но настоящая слава к нему приходит в 2001-м. Прогремел его роман "Я не боюсь". Через два года режиссер Габриэле Сальваторес его экранизировал.

События этого произведения разворачиваются в 70-е годы XX века. В глухой итальянской провинции живет 10-летний Микеле, который все лето проводит в играх с друзьями.

Однажды они оказываются возле заброшенного дома, где находится загадочная яма, прикрытая сверху крышкой. Не говоря никому о ней, на следующий день Микеле возвращается к своей находке, обнаруживая там сидящего на цепи мальчика. Он снабжает таинственного узника хлебом и водой. Дети знакомятся. Оказывается, что мальчика зовут Филиппо, его похитили с целью получить выкуп. Микеле выясняет, что преступление организовала группа взрослых, среди которых и его собственный отец.

Многократно Амманити покоряет читателей подобными захватывающими сюжетами, иллюстрируя, какой может быть современная итальянская литература. Пишет он не только книги, но и сценарии. Так, в 2004 году выходит фильм "Сыворотка тщеславия", снятый по его истории. В 2006 году критики противоречиво воспринимает его новый роман "Как велит Бог". Но при этом произведение получает одобрение читательского сообщества и даже премию "Стрега". В 2008 году выходит одноименный фильм, который снова снимает Сальваторес.

В 2010 году Амманити пишет роман "Я и ты", его на экране уже воплощает в жизнь Бернардо Бертолуччи. Причем к съемкам кино маэстро возвращается после 7-летнего перерыва, заинтересовавшись именно сюжетом Амманити.

Среди его последних произведений необходимо выделить популярный сборник рассказов "Деликатный момент" и роман "Анна", ставший седьмым в его творческой биографии.

Читайте также: