Личность учителя логопеда сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Каждый человек счастлив по – своему. Для меня счастье – иметь любимую работу и дружную, крепкую семью. И я счастлива, имея самые важные для меня жизненные богатства.

Самое главное в педагогической деятельности – личность учителя, его человеческие качества. Добрый взгляд, ласковая речь, обаяние педагога, вселяют в ребенка уверенность в том, что всё получится. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребенка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.

Делая развивающую среду уютной, яркой, насыщенной, самое большое внимание уделяю здоровьесберегающим образовательным технологиям, которые наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на детей.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Они помогают мне на разных этапах коррекционно - речевой работы и являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Для реализации этой цели в кабинете имеется большое количество дидактических, развивающих игр, пособий, картотек артикуляционных, пальчиковых гимнастик, игр на развитие правильного дыхания, общей моторики.

Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка. Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.

В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Интенсивное техническое развитие привело к тому, что в современном обществе речевое творчество постепенно утрачивает свое значение. Люди меньше общаются, меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное межличностное общение общением, опосредованным техническими средствами.

Мощным стимулом для речевого творчества детей является привитый с самого раннего возраста интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народному творчеству. Именно впечатления действительности, переплетаясь с воспринятыми ребенком образами

искусства, вызывают желание самому придумать, сочинить и рассказать другим свою собственное стихотворение, рассказ или сказку.

Фактор, связывающий воедино восприятие художественного произведения и речевое творчество – развитый поэтический слух, который включает в себя осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т. е. способность воспринимать художественное слово и использовать в собственной речевой деятельности.

На логопедических занятиях такую способность у детей можно сформировать упражняясь в придумывании: как непоэтический языковой материал превращается в поэтический в подборе антонимов и синонимов. Задача педагога – помочь ребенку почувствовать разнообразие значений слов, их оттенки, различение рифмы и ритма поэтической речи.

Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Видя результат своей работы, эмоции детей, я поняла, что учитель-логопед - профессия самая лучшая для меня и любимая!

Осознание того, что дети пришли ко мне с речевыми дефектами, а ушли с грамотной и красивой речью, приобрели новые знания, умения, коммуникативные навыки, наполняет моё сердце радостью, гордостью за то, что я не зря выбрала свой профессиональный путь. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье!

Индивидуальный подход к каждому ребенку. Эссе учителя-логопеда Эссе учителя-логопеда Сколько я себя помню, я все время была в детском саду. Сначала – воспитанником, затем помощником (помогала маме-воспитателю,.

Тема: Характеристика личных качеств учителя – логопеда.

В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования, возрастают требования и к учителям – логопедам. За основу профессионализма учителя – логопеда авторы Коломинский, Кузьмина, Маркова, Мудрик, Сластёнин, рекомендуют такие черты личности человека, как:

К личным качествам относят:

1. Гуманистическая направленность и человеколюбие. Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных.

2. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность.

3. Увлеченность профессией, терпение. "Терпение - дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

4. Целеустремленность, выдержка и самообладание.

5. Социальная активность, решительность, настойчивость.

6. Развитое самосознание и адекватная самооценка.

Исследователь Р. Бернс выделяет личностные качества учителя – логопеда:

  • стремление к максимальной гибкости;
  • умение придать личную окраску воспитательно – образовательному процессу;
  • владение стилем неформального общения с детьми, теплые, эмоциональные отношения с воспитанниками, проявление симпатии к ним, умение принимать во внимание их нужды. Детскому саду противопоказаны равнодушные, язвительные люди. Они подрывают познавательную активность, сковывают творческие силы детей и их потенциальные возможности, отрицательно влияют на самоуважение воспитанников.

В заключении хотелось бы отметить, что профессия учителя – логопеда требует постоянной работы в совершенствовании личных качеств.

Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентоспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе.

психолого - педагогическая характеристика детей, посещающих занятия логопеда

Психолого - педагогическая характеристика воспитанников, посещающих занятия логопеда (материал для аттестации).


Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей.


Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.

ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из типов предложений, указанных в теме; о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о.


Проверочная работа по теме "Определённо-личные и неопределённо личные предложения" 8 класс

Проверочная работа проводится после изучения тем "Определённо-личные" и "неопределённо-личные предложения".


Бланк характеристики на учащегося (Учебная и внеурочная деятельность), (в личные дела, на ПМПК, в военкомат и т.д.)

Развёрнутый бланк характеристики на учащегося с нарушениями интеллекта (Учебная и внеурочная деятельность), (в личные дела, на ПМПК, в военкомат и т.д.).


14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек.

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:

гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.

Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.

Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний.

Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом.

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.

Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет первостепенное значение в повышении эффективности коррекционной логопедической работы.

SHAPE \* MERGEFORMAT Чистая, правильная речь – один из важнейших условий нормального психического развития человека. Дефекты речи негативно влияют на психическое состояние ребенка. Дети стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, плохо идут на контакт с окружающими. Кроме того, дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка.

Работать с детьми мне очень интересно: каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Приходя на работу, общаясь с детьми, я расспрашиваю как у них дела, чем они занимались на выходных, куда ходили? Ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями, рассказывают интересные истории. Мое желание помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Я вижу в глазах ребёнка живой интерес, узнать нечто новое, пока неизведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал.

Думаю, что самое главное в профессиональной деятельности учителей-логопедов не только профессиональные, но и их человеческие качества, потому что к доброму и заботливому человеку тянутся дети, и только таким путем педагог может добиться хороших результатов.

Учитель-логопед – это педагог, в котором сочетаются артист, музыкант, дизайнер, психолог…

Почему артист? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво. Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово.

А еще учителю-логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм – кто как не музыкант, а значит, и учитель-логопед может это сделать!

Дизайнер. Отчего же учитель-логопед еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, экономичность, т.е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу.

Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Как приятно видеть, когда у ребёнка совершенствуется речь. И он радуется своим успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку. И, как здорово, что именно я помогла ему в этом. Вот за это я и люблю свою профессию. С одной стороны, за те трудности, преодоление которых помогает двигаться вперед, мыслить, совершенствоваться, с другой стороны, за радость и счастье в глазах ребенка впервые правильно произнесшего, звук или сложную фразу.

Повезло ли мне с выбором профессии? Я уверена: если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни и им обязательно пригодится красивая грамотная речь.

Учитель-логопед – прекрасная профессия, которой я горжусь! С одной стороны - это ежедневный кропотливый труд, с другой стороны - радость от результатов этого труда. Счастье понимать, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

v Воспитывай волю – это броня, сохраняющая разум. (Абай Кунанбаев)

v Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. (Константин Дмитриевич Ушинский);

v Личностью не родятся, личностью становятся. (Алексей Николаевич Леонтьев);

v Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. (Фридрих Энгельс);

v Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник. (Уильям Шекспир);

v Личность – субъект общественного поведения и коммуникации. (Борис Герасимович Ананьев);

v Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (Антон Семёнович Макаренко)

C труктура личности (разработал Константин Константинович Платонов)


ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ


(потребности, интересы, идеалы, убеждения, отношения, характер)


(знания, умения, навыки)



Индивидуальные особенности психических процессов, способностей



Биологически обусловленная подструктура

(темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела)

Обобщив сказанное, отметим, что личность есть понятие социальное, она выражает всё, что есть в человеке природного, исторического. Личность не врождённа, но возникает в результате культурного и социального развития. Быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом.

  1. Раскройте основные факторы, влияющие на формирование личности.

В связи с тем, что личностные качества человека развиваются и формируются в процессе всего жизненного цикла, то рассмотрим факторы, влияющие на формирование личности человека. Надо отметить, что для педагогики огромное значение имеют факторы развития и формирования личности. Развитие личности – это движение от простого к сложному, от низшего к высшему, процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, а также управляемых и неуправляемых факторов. Надо сказать, что развитие является общим свойством, присущим природе, обществу, поэтому здесь действуют все существующие философские законы: изменение, переход количества в качество, одного качества в другое и при этом что-то снимается. Данные изменения происходят благодаря борьбе противоречий – движущей силе развития личности. Таким образом, под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят во всех процессах: в совершенствовании нервной системы и психики, в познавательной и творческой жизни, в обогащении мировоззрения человека. Даже если учесть тот факт, что развитие происходит под влиянием внутренних и внешних факторов, в том числе, управляемых и неуправляемых, ведущую роль всё же играет целенаправленное воспитание и обучение.

Развитие личности невозможно рассматривать без формирующих её факторов. В педагогике и психологии формирование личности означает её становление, приобретение устойчивых свойств и качеств. Сам процесс формирования означает становление личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активной личности. Отметим, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов, которые действуют не порознь, а все вместе. Представим эти факторы: наследственность, среда (социальная, биогенная, абиогенная), воспитание (подразумевается воздействия общества на формирование личности), практическая деятельность человека. Надо сказать, что важным значением при формировании личности играет наследственность. У человека наследственность можно подразделять на два вида: общечеловеческую (задатки для прямохождения, для развития сознания, ума, органов чувств) и индивидуальную (тип нервной системы, анатомо – физиологические задатки). Рассмотрим компоненты, которые включает в себя наследственная основа организма или его генотип:

НАСЛЕДСТВЕННАЯ ОСНОВА ГЕНОТИПА ИНДИВИДА

Какие же ещё факторы влияют на формирование личности человека? Здесь необходимо упомянуть о среде, которая отражает социально-экономические, исторически сложившиеся условия общества. Также различают макросреду, которая отражает комплекс социально-экономических воздействий на человека и микросреду, которая рассматривает ближайшее контактное окружение ребёнка. Безусловно, на развитие и формирование личности влияют естественная или географическая среда, а именно климат и природные условия. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния: она может сдерживать развитие ребёнка, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может. Определяющим фактором на формирование личности является воспитание и самовоспитание в зрелости. С помощью воспитания происходит передача накопленного социального опыта из поколения в поколение. Также воспитание является основным пластом формирования личности, отвечающий за адаптацию ребёнка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Конечно же, воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной системы, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред, но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений, например, спортивные упражнения, укрепление здоровья и таким образом внести корректив в устойчивость природных наследственных особенностей. Также, порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Данные противоречия являются движущей силой развития личности и возникают между возрастными физическими и духовными возможностями, старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями.

Рассмотрим следующий фактор формирования личности - практическая деятельность человека. Мы понимаем, что во много человек является творцом самого себя. По этому поводу в педагогике эту мысль высказал К.Д.Ушинский, он пришёл к убеждению, что человек сам принимает участие в образовании своего характера, преодолевает ограничения свободы и тем самым формирует свою личность. Таким образом, можно утверждать, что четвертым фактором формирования личности является собственная преобразующая деятельность человека. Рассмотрим схематически факторы, воздействующие на развитие человека:

Читайте также: