Летописи 12 14 веков сообщение

Обновлено: 18.04.2024

Главным направлением в древнерусской письменности стало летописание . М.И. Сухомлинов считал, что перво летописями на Руси стали краткие заметки на церковных пасхальных таблицах и календарях. [1] Бумага и пергамент на Руси были дорогой редкостью. Со временем в церквях и монастырях скапливались старые календари, на полях которых делались заметки памятного и личного характера, ставших основой перво летописей. Летописание на церковной бумаге обретало статус святости и правды . Летописец Сильвестр в приписке говорит, что пишет свой труд, надеясь принять милость от Бога, [2] т.е. написание летописи было подвигом религиозного благочестия.

С.М. Соловьев выделяет два стиля древнерусского летописания – северо-новгородский и южный, киевский. Образцом Новгородского летописания считаются известные поучения епископа Луки Жидяты характерных своей простотой, краткостью, сжатостью, отсутствием всяких украшений. Другой, южнорусский характер носят поучения Кирилла Туровского – здесь мы видим образное красноречие, метафорическое иносказание, любовь к притчам. [10] Галицко-волынская летопись своим оживленным, местами поэтическим рассказом, напоминает в некоторых чертах Слово о Полку Игореве .

Обычный тип древнерусского летописца сочетал в себе почтительность и угодливость к князьям с приторно навязчивым христианским благочести-ем. Так, лояльные Андрею Боголюбскому летописцы оправдывали его жестокость божественным, царским предназначением князя. По их мне-нию, Андрей Боголюбский был красив лицом, с черными и кудрявыми волосами, высок челом и светел очами. [21] Антропологическая реконструкция советским ученым М.М. Герасимовым останков князя Андрея дала нам его реальный облик, как человека азиатского типа с низким лбом.

В 1196 году Киевское летописание попадает в руки придворного летописца игумена Моисея , мало интересовавшегося делами Руси. Его интересы замкнулись на княжескую хронику похорон, рождений, пиров, монашеских постригов, где самым крупным событием стало строитель-ство небольшой подпорной стены церковного храма. Подобострастно льстивый Моисей угодливо сравнивает монастырского благодетеля князя Рюрика с библейскими пророками Моисеем и Соломоном . [22]

К XII веку удельного распада Руси, общерусское летописание заменяется княжеским придворным – узким по содержанию, несложным по форме. Одним из немногих исключений церковного летописания тех лет стали исторические экскурсы боярского летописца Петра Бориславовича , имевшие яркий литературно политический характер описаний важнейших событий Руси XII века. Они поражают широтой кругозора, касаясь не только Руси, но и Востока, Византии и ряда европейских стран.

[3] Рождение Христа 3-6 до р.х.; 376 год – все отцы церкви были согласны

с датой Рождества 25 декабря, до этого справлялось 6 января. Клемент

и Александрия склонялись к 20 апреля, другие к 20 мая; 525 год - Anno

Domini - введено летоисчислениеот года Господня (Рождества Христова

римским монахом Дионисием Малым; VII век - в Греции принято лето-

исчисление от сотворения мира (5508 лет до C.М. ); 1492 год - 1 марта

7000 г. От С.М. - в России вводится летоисчисление от сотворения мира

(от сотворения Адама в пятницу). Новый год стали праздновать 1 марта.

1582 год - Григорианский календарь. Разработан календарь по указанию

римского папы Григория XIII в связи с уходом Рождества в лето. 1700 год

- 1 января - Пётр I вводит летоисчисление от Рождества Христова (7208 г.

С.Петербург, 1898, с. 431.

[13] Ключевский В.О. Собр. соч. в 9-и тт., М., 1989, т. VII, с. 473.

[14] У скандинавских скальдов (норманнских стихотворных летописцев) переписка саги слово в слово считалась непреклонным законом. В XVIII‑XIX веках многие историки считали мифами саги о походах конунгов в Исландию, Гренландию и Северную Америку. Но в XX веке археологи-ческие раскопки неопровержимо доказали истинность этих‑саг – Авт.

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов . Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ 12-14 ВЕКОВ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Образовательные : познакомить учащихся с культурой Древней Руси 12-14 веков, используя тексты летописей, исторический и иллюстративный материалы

Практические : совершенствовать умение анализировать предложенные тексты, развивать устную речь.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к её истории и культуре, развивать чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус.

Развивающие: развивать навыки работы в группах; обогащать словарный запас учащихся; обучать анализу текста, умению выделять в нём главное, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание эстетической ценности произведений русской литературы, стремление к совершенствованию устной речи, любовь к Родине, её историческому прошлому и её культурному наследию.

Метапредметные: умение извлекать нужную информацию, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую, а также структурировать её, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные: адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений древнерусской литературы; знание изученных текстов; овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, ответить ан вопросы);

Средства обучения: выставка книг по культуре Древней Руси, раздаточный материал – тексты летописей, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Эпиграф к уроку .

Древняя русская литература наполняет нас

гордостью за наших далёких предшественников,

учит нас с уважением относиться к их труду, борь-

бе, их заботам о благе родины.

I . Организация начала урока.

II . Мотивация к учебной деятельности.

"Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть".

-Ребята, из какого произведения этот отрывок?

-Как вы это поняли?

-К какому периоду русской литературы относится это произведение?

-О чём же мы будем говорить на уроке?

-Да, ребята, сегодня на уроке мы вспомним, что такое древнерусская литература, её основные жанры и совершим экскурсию в то далёкое интересное время с помощью рассказов русских летописей 12, 13,14 веков.

III . Беседа.

1) Итак, к какому времени относится древнерусская литература?

2) Назовите основные жанры литературы того времени.

3) Какие произведения древнерусской литературы мы изучали?

Но сначала вспомним, что такое летопись?

IV . Слово учителя литературы.

12-14 века богаты событиями, о которых рассказывают летописи: смерть Владимира Мономаха, княжеские распри и борьба за киевский престол, жизнь в Новгороде и Владимире, житие Александра Невского, монголо-татарское нашествие, победа Дмитрия Донского над Ордою и многое другое. Рассказы эти среди многих других находятся в древних рукописях, которыми по праву гордятся наши библиотеки.

Самый древний список русской летописи сделан на пергаменте в 14 веке. Это Синодальный список Новгородской Первой летописи. Его можно увидеть в Историческом музее в Москве. Он принадлежал Московской синодальной библиотеке, отсюда его название.

Таковы самые древние списки русских летописей. Они называются списками потому, что переписаны с более древних, не дошедших до нас летописей.

Дошедшие до нас летописи – очень сложные произведения по русской истории. Летописцы были публицистами и историками. Их волновали не только современные им события, но и судьба родины в прошлом.

Летописцы всегда находились в самой гуще событий. Они сидели в боярском совете, присутствовали на вече, сопровождали князей в походах, были очевидцами и участниками осад городов. Они всегда жили общественной жизнью своего времени и чаще всего занимали высокое положение в обществе.

В летописании принимали участие князья и даже княгини, княжеские дружинники, бояре, епископы, игумены. Но были среди них простые монахи и священники городских церквей.

Летописание было вызвано общественной необходимостью и отвечало общественным требованиям. В нём отразились политические интересы разных центров-княжеств, городов. В них запечатлелась острая борьба разных социальных групп. Летопись никогда не была беспристрастна. Она свидетельствовала о заслугах и добродетелях, она обвиняла в нарушении прав и законности. Летописям придавалось огромное значение, поэтому составление каждого нового свода было связано с важным событием в общественной жизни того времени: со вступлением на престол князя, освящением собора, учреждением епископской кафедры.

Летописцы вставляли в свои своды произведения самых разных жанров – поучения, проповеди, жития святых, исторические повести. Благодаря привлечению разнообразного материала летопись стала огромной энциклопедией, включающей сведения о жизни и культуре Руси того времени.

Для нас летопись – неисчерпаемый источник сведений по истории нашей страны, подлинная сокровищница знаний. Особенно трогает, когда со страниц летописи до нас доносится голос летописца. Но он не только рассказчик, но и судья. Он судит по нормам очень высокой морали. Его постоянно волнуют вопросы добра и зла. Он то радуется, то негодует, восхваляет одних и порицает других. И в нашем сознании вырастает эпический образ летописца – мудрого старца, который бесстрастно зрит на суету мира.

-Кто трудился над летописями?

VI . Слово учителя литературы.

Чтобы узнать основные темы русских летописей 12-14 веков, необходимо совершить экскурс в историю того далёкого времени. А поможет нам в этом учитель истории.

Основная тема русских летописей 12 века – ужасы монголо-татарского нашествия и последующего ига. На фоне довольно скупых записей выделяется повесть об Александре Невском, написанная южнорусским летописцем в традициях киевского летописания (с ней мы сегодня познакомимся).

В конце 13-начале 14 века развивается летописание в городах, которые, выдвинувшись в это время, оспаривают друг у друга великое княжение. Такими городами были Нижний Новгород, Тверь и Москва. Их своды отличаются широтой. Они соединяют летописный материал разных областей и стремятся стать общерусскими.

Тверская летопись в историю русской литературы вошла благодаря ярким повестям об убиении тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича а Орде, а также красочным рассказам о восстании в Твери против татар.

Первоначальное летописание Москвы велось при Успенском соборе. Записи были краткими, они касались постройки и росписи церквей, так как в Москве в то время велось большое строительство. Но после Куликовской битвы летописание Москвы выходит из узких рамок своего княжества. В 1409 году в Москве был создан 1-й общерусский свод, который осветил историю всего русского народа ещё до объединения русских земель вокруг Москвы. Свод послужил идейной подготовкой для этого объединения.

А)Сюжет повести (излагают учащиеся).

Б) Исторический комментарий - выступление подготовленного учащегося.

-О каких трёх подвигах Александра поведал летописец?

-Какой из этих подвигов – подвиг самопожертвования?

-Какова основная историческая заслуга Александра Невского перед Родиной?

X . Работа в группах - чтение и анализ летописей.

Каждая группа читает предложенную летопись, даёт краткий исторический комментарий и готовит ответы на вопросы.

А) Чтение текста учащимся (на партах тексты).

-Кто такой Владимир Мономах?

-Что мы узнали о нём из летописи?

-С кем летописец сравнивает князя?

-Как народ относился к своему князю?

А) Чтение текста учащимися.

Б) Исторический комментарий.

-Почему в рассказе летописца звучат ужас и растерянность?

-Кто же такие татары? Как названы они в летописи?

А) Чтение текста.

Б) Исторический комментарий.

-Сразу ли пал Киев?

-Как горожане бились с врагом?

-Как пал Десятинный храм?

-Что ослабило натиск татарских орд в Европе?

А) Чтение текста.

Б) Исторический комментарий.

-Кто в 1325 году сел на московский престол?

Почему летописец называет его дальновидным политиком?

-Что связано в истории с именем Ивана Калиты?

XII . Слово учителя литературы.

Наряду с литературой на Руси развивались и другие виды искусства: архитектура, живопись, скульптура. Об этом нам расскажет учитель МХК.

XIII . Слово учителя МХК.

XI . Рефлексия деятельности.

Итак, на сегодняшнем уроке мы совершили экскурсию в Древнюю Русь, немного прикоснувшись к её культуре. Мы услышали голоса летописцев, познакомились с их произведениями.

-Что же интересного вы почерпнули для себя? Что нового узнали?

Я открыл для себя…

-Ребята, что даёт нам знание истории Древней Руси, знание летописей?

-А теперь объясните мне слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку.

XII . Домашнее задание.

1. Продолжить знакомство с культурой Древней Руси по книгам, представленным на выставке.


Лицевой летописный свод. Хронограф. Относится ко второй половине XVI века. Создан в Москве. Материалы: бумага, чернила, киноварь, темпера; переплет – кожа 44,2x31,5 Поступил в 1827 году. Манускрипт представляет собой часть Лицевого летописного свода, который был создан по заказу царя Ивана Грозного во второй половине XVI века. Долгое время находился в царском книгохранилище, а в 1683 году был передан в Мастерскую палату и вскоре разделен на части, каждая из которых имела свою судьбу. Сведения о Лицевом Хронографе прослеживаются в каталогах библиотеки Печатного двора (1727 и около 1775). В 1786 году этот же том фигурировал в описи книг Типографской библиотеки, предназначенных для передачи в Синодальную библиотеку. В начале XIX века том принадлежал греческому дворянину Зою Павловичу Зосиме, крупному коммерсанту и благотворителю. РНБ инв. ОСРК. F. IV.151

Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна…
А.С. Пушкин. Борис Годунов.

Начнем с летописей, поскольку эти письменные источники содержат главный объем информации о нашем прошлом, который никакие артефакты не заменят. Так вот, что же такое эти самые летописи, сколько их и что они собой представляют? А то ведь некоторые из тех, кто ничтоже сумняшеся пишет здесь об этом, ведут речь о двух-трех (!) документах, да вдобавок еще и подделанных.

Источники и история: русские летописи



Лаврентьевская летопись, оборот 81-го листа. Часть поучения Владимира Мономаха с описанием его военных походов. Сайт Российской национальной библиотеки

Интересно, что у большинства известных нам русских летописей их названия носят условный характер, и не соответствуют их собственным названиям. Почему так получилось? Ну, конечно, не из-за происков каких-то мифических заговорщиков, а в ранний период их изучения, когда названия давались им в зависимости от их происхождения, мест хранения, и даже принадлежности какому-то лицу. Также условна и нумерация в наименовании некоторых летописей. Например, Новгородские первая — пятая, Софийские первая и вторая, Псковские первая — третья. Она никак не связана со временем их написания, увы, это так, а исключительно с порядком публикации или иными привходящими обстоятельствами. Да ведь если подумать, то при наличии 5000 документов по-другому просто не могло быть. Ввести все эти тонные документов в научный оборот это настоящий подвиг служения науке, который, кстати говоря, все еще продолжается.

Интересно, что большая часть современных исследователей, связывает цели написания летописей с… борьбой за власть. Ведь в силу своей уникальности никакого влияния на общество они оказать не могли. Но это был документ, который могли читать князья и тем самым получать информационное преимущество над теми, кто… их не читал! В частности, об этом писали М. Д. Присёлков, а Д. С. Лихачёв, В. Г. Мирзоев и А. Ф. Килунов в свою очередь писали о том, что русское летописания имело образовательные задачи, что это своего рода публицистика, оформленная в виде исторического сочинения. Но этому взгляду противоречат погодные записи, так что существует и такое мнение, что летопись могла иметь функцию еще и юридического документа, поскольку фиксировала те правовые прецеденты, на которые затем ссылались, да-да, представители правящей династии. То есть ориентировались они уже тогда не столько на настоящее, но и на будущее.

Очень важно подчеркнуть, что в основе всех летописей древнерусского периода лежит древнерусский извод церковнославянского языка, включающий, однако, множество заимствований из древнерусского разговорного языка и делового. Этим он отличаются от сугубо религиозных текстов. Но кроме этих двух стилистических особенностей в летописях имеются и значительные диалектические отличия. То есть характерные языковые особенности в лексике, фонетике, указывают нам на регион написания тех или иных летописных сочинений. Грамматика и синтаксис труднее поддаются локализации, но, тем не менее, и эти особенности речи фиксируются и помогают в атрибуции сочинений. А вот белорусско-литовские летописи написаны на западнорусском письменном языке, который тоже надо было знать, но который в центральных районах России был малоизвестен.


Как здесь уже отмечалось, летописей много. Например, есть множество местных летописей XII—XIV веков, содержащие… события в самых различных мелких княжествах и отдельных землях. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, а также Ростов, Тверь и Москва. Рождение и смерти князей, выборы посадников и тысяцких, битвы и походы, церковные уставления и смерти епископов, игуменов, строительство церквей и монастырей, недород, мор, удивительные явления природы – все попало в эти списки.

Теперь давайте поближе познакомимся с летописным материалом отдельных регионов. Начнем с киевских и галицко-волынских летописей. В Киеве летописи вели монахи Печерского и Выдубицкого монастырей, и при дворе правящего князя.

Именно в Выдубецком монастыре была написана и Киевская летопись, которая датируется 1198 годом. По мнению историка В. Т. Пашуто, киевское летописание продолжалось до 1238 года.

В Галиче и Владимире-Волынском летописание велось с XIII века велось дворах князей и местном епископате. В 1198 году они были объединены с Киевской летописью. Известны они и в составе Ипатьевской летописи.



Новгородская первая летопись. Одна часть рукописи — XIII в., другая — XIV в. Материалы: пергамент, чернила; почерк — устав, переплет (конец XVIII в.) — картон, кожа. Открыта на рассказе о Батыевом нашествии на Русь в 1237 г. ГИМ

Далее известны Карамзинская летопись, не только с новгородскими местными, но и общерусскими известиями, конца XV — начала XVI веков. Затем идет Новгородская четвертая летопись в двух редакциях, а также Новгородская пятая летопись, известная в списке конца XV века, и посвященная большей частью местным событиям.

Содержание

Основные летописи

Несторовский список

Лаврентьевский список

Ипатьевский список

Ипатьевская летопись получила свое название по месту нахождения — историк Н. М. Карамзин обнаружил список XV века в Ипатьевском монастыре под Костромой.

Радзивилловский список

Первыми по времени считаются дошедший до нас в многочисленных списках (самые древние — XIV века) свод Лаврентьевский, названный так по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из его приписки, в 1377 году, и Ипатьевский. Этот последний учёные относят к концу XIV или началу XV века. Оба эти списка сопровождаются различными продолжениями: Лаврентьевский — сводом суздальским, Ипатьевский — киевским и волынско-галицким. Составление первоначального свода относят к началу XII века, на основании приписки (в Лаврентьевском списке и в Никоновском) после 1110 года, в которой читаем:

Новгородские летописи

Псковские летописи

Киевские летописи

Галицко-волынские летописи

Летописи северо-восточной Руси

Летописи велись во многих городах земли Суздальской (Владимире, Ростове, Переяславле); но по многим признакам следует признать, что большинство известий записано в Ростове, долго бывшем центром просвещения северо-восточной Руси. После нашествия татар Троицкий список делается почти исключительно ростовским. После татар вообще следы местных летописей становятся яснее: в Лаврентьевском списке встречаем много тверских известий, в так называемой Тверской Летописи — тверских и рязанских, в Софийском Временнике и Воскресенской летописи — новгородских и тверских, в Никоновской — тверских, рязанских, нижегородских и т. д. Все эти сборники — московского происхождения (или, по крайней мере, большей частью); оригинальные источники — местные летописи — не сохранились. Относительно перехода известий в татарскую эпоху из одной местности в другую И. И. Срезневский сделал любопытную находку: в рукописи Ефрема Сирина 1377 г. он встретил приписку писца, который рассказывает о нападении Арапши (Араб-шаха), бывшем в год написания. Рассказ не окончен, но начало его буквально сходно с началом летописного рассказа, из чего И. И. Срезневский правильно заключает, что перед писцом было то же сказание, которое послужило материалом для летописца. По отрывкам, частично сохранившимся в русских и белорусских летописных сводах XV—XVI вв., известна Смоленская летопись.

Московские летописи

Эволюционирование летописей

Степенная книга

Лицевой летописный свод

Лицевой летописный свод — летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40—60-х гг. 16 в. (вероятно, в 1568—1576 гг.) специально для царской библиотеки Ивана Грозного в единственном экземпляре.

Сибирские летописи

Начало летописания сибирского приписывается Киприану, митрополиту Тобольскому. До нас дошло несколько сибирских летописей, более или менее отклоняющихся одна от другой:

Белорусско-литовские летописи

Украинские летописи

Читайте также: