Легенды и мифы древнего мира в доу сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Несмотря на более чем вековое существование детской литературы, по вопросу о задачах детского чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти древних классиков. Из русских писателей Белинский говорит, что страсть к чтению в детях не должна радовать нас: она развивает фантазию на счет других способностей духа, а это может сделать из ребенка бесполезного мечтателя. Сказки в особенности не могут быть терпимы, кроме тех, сущность которых в здоровой идее. Писарев считает детскую литературу ложной и ненужной. Большинство педагогов, однако, правильно организованному чтению книг детьми придают высокое значение.

Файлы: 1 файл

миф в детском чтении.docx

Несмотря на более чем вековое существование детской литературы, по вопросу о задачах детского чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти древних классиков.

Из русских писателей Белинский говорит, что страсть к чтению в детях не должна радовать нас: она развивает фантазию на счет других способностей духа, а это может сделать из ребенка бесполезного мечтателя. Сказки в особенности не могут быть терпимы, кроме тех, сущность которых в здоровой идее. Писарев считает детскую литературу ложной и ненужной. Большинство педагогов, однако, правильно организованному чтению книг детьми придают высокое значение. Гербарт считает чтение необходимым и почти незаменимым вспомогательным средством воспитания. Того же мнения держатся Бенеке, Шмидт и мн. Др.Необходимыми качествами детской литературы они считают ясность изложения, точность, правдивость и логичность выводов и строгую соразменость научного материала.

Значение мифов и сказок более всего подвергалось обсуждению. Против них были и некоторые из защитников детской литературы, находя их если не вредными, то по крайней мере бесполезными (Бенеке, Бен ). Гербарт, Розенкранц и др. советуют обращаться прежде всего к сказкам и народным сказаниям или произведениям, возникшим во времена младенчества цивилизации. Первобытность изображаемой в них жизни и простодушие изображения совершенно соответствуют чувствам ребенка. Поэтому следует признать воспитательное значение, по крайней мере, за народными сказками.

1.Миф и народная сказка: жанровая преемственность

Современные исследователи, как правило, говорят о разрыве фольклорной сказки с мифом, аргументируя этот вывод свободной интерпретации в авторских текстах мифологических элементов и традиций. С кризисом мифологического мировоззрения связывали становление сказки и классики отечественной фольклористики (Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп).

Фольклорная сказка, возникнув в момент кризиса мифологического мышления (точнее, его определенных исторических форм), стала новой формой бытования того вневременного содержания, хранилищем которого до неё был миф. В этой же логике сказка, явившись в момент кризиса мифологизированного фольклорного жанра (вызванного, очевидно , также исторической недостаточностью его формы), наследует ему в аспекте сохранения все того же вечного начала- некой метафизической константы мифа. Благодаря этому, при всем богатстве культурных, исторических и национальных изводов, жанр сказки на протяжении длительного развития являет свою неизбывную универсальность.

Жанр народной волшебной сказки, как и миф, по наблюдениям В.Я. Проппа, связан с обрядом инициации. Именно к инициальному обряду в конечном итоге сводится содержание основных групп сказок, выделенных учёным на основе анализа русского и европейского материала: сказок с комплексом посвящения и сказок, отражающих представления о смерти. За занимательно- фантастическим, на первый взгляд, сюжетом читатель должен открыть тайный метафизический смысл посвящения.

Сверхзадача жанра- манифестация инициального обряда в иносказательной форме- определяет морфологию и синтаксис фольклорной сказки. Поэтому решение проблемы художественного кодирования метафизики мифа в фольклорно сказочном каноне связано с уяснением семантических, морфологических и синтетических изменений в наследуемом народной сказкой мифологическом типе Мира- Лабиринта.

Сходство структур Мира- Лабиринта фольклорной сказки и мифа заключается в использовании модели двоемирия. Фольклорно- сказачное двоемирие предполагает существование двух сфер бытия: своего царства(Лабиринта Жизни) и иного царства (Лабиринта Смерти). В большинстве случаев фольклорная сказка сохраняет принцип линейности, характерный для мифологического Лабиринта. Граница между мирами, которую предстоит пересечь проходящему посвящение герою, отмечена дремучим лесом, избушкой Бабы- Яги, огненной рекой и т.п. Функция границы не только разграничить царства, но и скрепить их, обозначив переправу и направление пути. Сюжет сказочного героя в этом случае оказывается Лабиринтом с одним коридором, артикулирующим переживание (внутреннее, символическое происхождение) обряда инициации: этот тип Лабиринта отмечен ожиданием, предсказанностью и неизбежностью развязки и лишает находящегося в нем героя какой бы то ни было вариативности поведения.

Однако Мир фольклорной сказки может быть построен и как линейная структура. В этом случае перед героем не один, а несколько вариантов движения, из которых необходимо выбрать единственно правильный путь. Сюжет при этом, как правило, усложняется за счет использования принципа троичности: троичности персонажей, когда три исходно равных героя идут разными путями, реализуя в условно сказачном сюжете разные версии бытия; троичности событий, когда герой трижды проходит один и тот же путь. Фольклористические сказки ёще сохраняют принцип линейности в силу особенностей жанра, сюжетно- образных и эстетических ориентиров, однако и здесь можно обнаружить ветвящиеся структуры.

2.Миф в детском чтении

Обыкновенно начало детской литературы относят ко второй половине XVIII в. и родоначальниками ее считают Рохова, Кампе и Вейссе. Но еще в глубокой древности сознавалась потребность чтения для детей. Еще до времен Сократа стали запрещать юношам читать некоторые места из Гомера. Платон дал обширные наставления относительно выбора литературного материала для беседы с детьми. В его идеальном государстве нянькам предписываются известные рассказы и сказки. Мифы о богах и героях допускаются лишь настолько, насколько они могут служить нравственными образцами. Даже Гомера и Гесиода Платон подверг цензуре и придавал большее значение басням.

1) Древний миф, т.е миф в собственном смысле этого слова;

2) новый миф, являющийся конкретно- исторической формой существования этого явления в новое время вплоть до наших дней;

Впервые маленький читатель на Руси, а потом в России знакомился с мифом христианским через участие в церковных службах, общих чтениях Евангелия и Ветхого завета, знакомился с христианской мифологией как с сакральным знанием. Тогда, может быть, он и не был читателем, он только внимал, слушал, запоминал, а затем вместе с остальными в храме заново переживал слышанной о давнопрошедшем, проживал и пропевал в литургическом богослужении. Христианский миф не воспринимался в достопамятные времена, и не воспринимается верующими и сегодня как архаический сюжет, так как существует с реальной светской жизнью и речью, параллелен ей, более того, всепроникающ : отражен в церковном календаре, праздничной обрядности, идиоматике устной речи.

Миф античный входил в художественную речь и художественное сознание ребенка в России через изучение древнегреческого языка и латыни.

Миф в детском чтении сегодня представлен в дошкольных и школьных программах со следующих позиций: Миф языческий (славянский), античный. Миф христианский. Миф и фразеологизм. Миф и литературный сюжет. Христианский миф в литературных жанрах. Христианский миф в русской поэзии для детей и в юношеском чтении от Г. Державина до Б. Пастернака. (Круг детского и юношеского чтения.)

Курс мифологии в школе призван:

  1. Знакомить детей с происхождением, особенностями, развитием мифа;
  2. На простых ярких примерах показывать трансформацию мифа в более поздние фольклорные формы, иллюстрируя таким образом поступательное социальное, религиозное, философское , научное развитие общества.

Ученики изучают народную русскую сказку с позиции происхождения ее из древних мифов, обрядов, обычаев. Изучают подробное систематизированное знакомство с античной греческой мифологией. Рассматривают истоки славянских языческих верований, развитие славянской мифологии и влияние ее на русскую народную культуру и т.д.

Напротив, мифопоэтическое, удивленное в кажущейся незамысловатой сказке, позволяет нам лучше представить тех далеких людей, их художественное видение мира. Когда яичко закатилось- яичко разбилось; а вот обещанное курочкой простое яичко имеет лунную природу. Выходит ,сказка, которую едва ли не первой рассказывают младенцу, насыщена универсальными символами, которые в дальнейшем в разных контекстах будут явлены детскому сознанию.

В учебных целях преподаватель может воспользоваться классификацией, приведенной в качестве примера выше. Однако без сомнения, педагогическая целесообразность линейно- концентрического чтения античных мифов, славянских, христианских и др. велика. Это способствует и формированию речевой культуры ребенка, представляющего живой источник того или иного мифа.

3. Народная сказка в круге детского чтения

О. Кабачек, исходя из того, что в каждой возрастной группе имеются свои жанровые предпочтения ( этот факт установлен исследователями из разных стран), предполагает свою систему литературных жанров. Следование этой системе; по ее убеждению, -есть серьезная предпосылка для формирования способности ориентироваться в структуре и содержании художественного текста. Кроме этого, типология жанров, предположенная О.Кабачек, способствует становлению не только читательской культуры учащихся, но и их личностному развитию. Первый тип – народная волшебная сказка. Она знакомит своего читателя не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, но и с самой художественной структурой сказки, что имеет большое значение для читательского развития.

В волшебной сказке четко выделен предмет искусства – герой, а также такие существенные элементы художественной формы, как простая композиция, одногеройность, динамичность действия, хронологическая несовместимость действий, простые изображения.


Образование детей дошкольного возраста

Приступать к изучению культуры человечества ребенку следует с мифов и легенд разных народов мира. ⚔️ Люди создали многочисленные эпосы, в которых упоминаются могучие небожители и подлинные герои прошлого. Произведения древности будут весьма интересными для малышей. ⚜️В этих повествованиях можно найти не только захватывающие деяния представителей божественных пантеонов, но и ряд реально произошедших событий.

Различия мифов и легенд

В устном фольклоре каждого народа имеются увлекательные истории, рассказывающие о приключениях вымышленных персонажей. Многочисленные мифы и легенды древних народов передавали знания о высших существах, которым следовало поклоняться. Они повествовали о сотворении Вселенной, рождении богов и создании первых людей. Через события жизни небожителей показывались их характеры и личные качества, а также отношение к окружающему миру.

Религиозные предпочтения предков накладывали на людей ряд обязательств по отношению к могущественным божествам.

Потомки должны были уважать покровителей своих профессий и приносить им дары. За это бессмертные создания благословляли собственных почитателей. ⚜️Через мифы можно узнать, какие деяния они поощряли, а что считали недопустимым. Почитав подобные истории, дети заинтересуются культурой других народов.

Мифы и легенды для детей - знакомство с историей древних веков

Легенды являются отдельным жанром литературного творчества. Главные герои этих произведений существовали в реальности, хотя события их жизни стали частью национального фольклора. ⭐️В качестве примера можно упомянуть короля Артура, прославившегося созданием ордена рыцарей Круглого Стола, разбойника Робина Гуда, противостоявшего богачам Британии, древнегреческого воителя Одиссея, известного своим длительным путешествием на родину.

Вводимые в легенды персонажи часто не соответствовали изначальным прототипам. Сказители нередко добавляли в истории вымышленные детали ради усиления влияния на слушателей. Подчас подлинные события прошлого трудно отделить от фантазий, привнесенных извне. ⚔️ Приключения отважных героев кажутся нереальными из-за необычных подробностей их славных деяний, поэтому приукрашенные повествования почти неотличимы от настоящих мифов.

Мировые эпосы и восприятие ребенка

У некоторых родителей возникнет закономерный вопрос о том, в каком возрасте следует знакомить детей с мифами и легендами. Упрощенные варианты этих произведений доступны для понимания малышей. Необходимо лишь заранее разъяснить ребенку, в чем состоит различие историй с выдуманной и реальной основой. Сходство со сказками также привлечет внимание юных читателей к народным эпосам.

⭐️Дети постарше могут знакомиться с полными текстами мифов и легенд. Через них мальчики и девочки получат сведения о национальных традициях и обычаях стран всех регионов мира.⚜️ Наиболее известными произведениями этого жанра принято считать древнегреческие и скандинавские предания. Не менее интересны индийские эпосы, чьи корни уходят вглубь веков. Многие сказания того периода подтверждаются историческими исследованиями.

Благодаря существованию подобных текстов ребенок сможет ⚔️прочувствовать колорит государств, жители которых создали редкие по красоте литературные жемчужины. Экзотические божества, фантастические животные и волшебные страны, упоминающиеся во множестве мифов, покорят детские сердца, жаждущие чудесных приключений. Отважные герои старых легенд продемонстрируют малышам такие понятия как мужество, честь и верность.

Мифы и легенды для детей - знакомство с историей древних веков

Используя возможности интернета, родители без труда найдут большое количество древних историй. Обработанные для лучшего восприятия юным сознанием произведения собраны на одном сайте. Мифы и легенды можно читать онлайн или же скопировать на свой домашний компьютер. Взрослые и дети сумеют скачать бесплатно свои самые любимые эпосы.

Очень часто творческие люди при создании великих шедевров ⚔️ обращаются за вдохновением к преданиям древности. Познакомившись заранее с мифами и легендами различных народов, ребенок с легкостью будет ориентироваться в культуре не только собственной страны, но и других государств. Выдуманные и реальные истории расширят кругозор малыша, способствуя увеличению его интеллекта, а также языкового запаса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

· Познакомить детей с древнегреческой культурой, обобщая полученные знания.

· Воспитывать интерес к истории, мифам и легендам древних народов.

· Желание творчески и осознанно передать образ героев мифов через художественное слово, музыку, движение, пение, театральную игру.

Предварительная работа :

• Знакомство детей с легендами.

• Просмотр мультфильмов о героях легенд.

• Изготовление декораций, костюмов, рисунков.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки. № 1

1слайд: горы, дом с колоннами, растительность.

1вед.: Давным-давно была такая страна Древняя Греция. В ней были высокие горы, зелёные леса, тёплое море и много-много солнца. Жители называли свою чудесную страну Элладой, a себя - эллинами. Они строили красивые дома с колоннами, из мрамора вырезали скульптуры. Эти скульптуры были так красивы, что их впоследствии покупали в других странах. Из глины греческие мастера делали очень красивые амфоры с рисунками.

2вед.: Обратите внимание на работы наших детей.

Выставка детских работ

1вед.: Людям хорошо было там жить потому, что в Древней Греции всегда

было лето. Сейчас мы покажем, какую лёгкую одежду носили в то

Фонограмма греческой народной музыки. № 2.

2слайд: одежда

Демонстрация одежды

Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки № 3

3слайд: г. Олимп, боги.

2вед.: Древние греки сочиняли удивительные истории о богах и героях. Эти история называются мифами. Жители древней Греции верили, что на самой высокой горе, которая называется Олимп, жили главные боги. А в лесах, прудах, горных пещерах, водились боги попроще - нимфы, сатиры, наяды. Боги жили и на земле, среди людей. Главные боги поглядывали со своего Олимпа вниз и следили за тем, чтобы люди вели себя хорошо: не обижали друг друга, не ссорились, не обманывали, любили своих детей. А нимфы, сатиры, наяды следили, чтобы в лесах пели птицы, прыгали зайцы, чтобы ручейки не пересыхали, чтобы море не топило корабли. Вообщем, боги следили за тем, чтобы всё было красиво.

4слайд: Геракл

Любимым героем Древней Греции был Геракл.

1вед.: - Кто такой Геракл и чем он прославился?

3 ребёнок : «Однажды, злая богиня Гера решила его погубить и послала двух

ядовитых змей к мальчику в спальню. Но маленький Геракл не

4 ребёнок: Он схватил этих змей руками и сдавил с такой силой, что задушил

их. С тех пор жители городов обращались за помощью к Гераклу.

5ребёнок: Афина - богиня мудрости, сказала маленькому Гераклу: «Боги

дали и тебе могучую силу, чтобы ты был защитником слабых,

освобождал свою землю от чудовищ и врагов.

2вед.: Сейчас дети расскажут миф о Немейском Льве.

1Ребёнок: В окрестностях города Немея жил огромный ЛЕВ. Его боялись

люди и звери. Даже стрелы не могли пробить толстую шкуру льва.

Геракл не побоялся льва, а набросился на него и повалил на

2 Ребёнок: Грозный лев пытался высвободиться из рук Геракла, но ему не

помогли ни огромные клыки, ни острые когти. Отважный Геракл

победил чудовище и спас город.

1Ребёнок: Геракл решил помочь жителям города Стимфаль избавиться от

жестоких птиц, которые терзали людей и животных. Он

отправился в лес и увидел целые тучи птиц. У птиц были медные

когти и клювы, а перья из бронзы.

2Ребёнок: Они кружились в воздухе, прыгали по земле, сидели на деревьях и

кричали так громко, что у Геракла зазвенело в ушах.

Геракл стал стрелять в птиц золотыми стрелами, птицы падали, но

на их место прилетало ещё больше птиц.

3Ребёнок: Уставший Геракл прекратил охоту и уснул. Ему во сне явилась

богиня Афина и подсказала ему, что нужно сделать.

4Ребенок: Геракл смастерил много деревянных трещоток и расставил их

около гнездовий медных птиц. Когда поднялся ветер, трещотки

закрутились и загрохотали. Перепуганные птицы поднялись со

своих гнёзд и улетели навсегда.

Муз. рук.: Ребята, посмотрите, у меня на столе разложены предметы:

камешки, дудочки, деревянные палочки, колокольчики,

свистульки из глины. Как вы думаете, для чего они мне здесь

(- Можно, с помощью этих предметов, сыграть красивую музыку).

Муз. рук.: А мы сыграем не только красивую, но и греческую музыку!.

Звучит фонограмма греческой народной музыки № 4.

(Дети играют на различных инструментах, музыкальный руководитель играет на…………) .

7слайд: древнегреческий театр

2вед.: А теперь мы оказались в древнегреческом театре. В то время в Греции

театры строили под открытым небом. Наш театр находится на 6epeгу

моря. Видите, здесь песочек, камни. Давайте представим, что мы

находимся в древнем театре.

1вед.: Сейчас ребята покажут небольшую сценку из греческого мифа

2вед.: Земля родилась из хаоса сама собой. Земля по-гречески называется

Гея. Раз есть земля, появилось и небо - Уран. От Урана и Геи родились

и остальные боги. От них пошли звёзды, солнце, луна, реки, моря,

1вед: Шло время, царём всех богов стал Зевс. Он был хорошим царём:

справедливым, любил порядок и красоту, всем богам он нравился. Боги

жили на Олимпе весело и спокойно. На земле тогда было красиво, но

как-то пусто. И Зевс придумал населить землю разной живностью. Он

приказал двум братьям-богам Прометею и Эпиметею вылепить из

глины людей и животных. Зевс дал братьям глину, а в придачу шерсть,

зубы, когти, pога, волосы. Прометей был умный, он стал лепить

человека. Лепил не спеша, аккуратно, осторожно и с любовью. А когда

оставил фигурки сохнуть на солнышке, увидел, что Эпиметей уже

вылепил целый зоопарк. Звери у него были с рогами, клыками, в

косматых шкурах, с хвостами. Они говорить не умели, но зато, быстро

бегали, кусались, царапали и не мёрзли от холода.

Они ожили и зашевелились.

2вед: Прометею и Эпиметею было поручено распределить способности

между уже созданными богами людьми и животными; люди остались

беззащитными, так как Эпиметей расходовал все способности к жизни

на земле на животных. Выяснив это, Прометею жалко было на это

смотреть, ведь такие красивые люди получились, и он придумал дать

людям то, что заменит и хобот, и клыки, и шерсть. Такого у зверей

1вед: Он пробрался в кузницу бога Гефеста, вынес оттуда горящую

головешку и отдал её людям. Это была не простая головешка, а

божественный огонь разума. Люди сразу же поумнели: они стати

греться у костра, варить пищу, шить одежду, строить дома. Они

научились пахать, сеять, читать, писать.

2вед: Рассердился Зевс на Прометея и приковал к высокой скале. А людей, за

то, что они гордились тем какими они стати умными, решил наказать

хитрым способом. Он приказал вылепить из глины самую красивую

девушку, оживил её, назвал Пандорой и отдал Эпиметею в жены.

Пандора была лживая и коварная. Она и накажет людей!

1вед: Вот как это было.

Пандора : – Откуда появился этот сундук и что в нём?

Эпиметей : – Милая, мне не хотелось бы говорить о сундуке. Пойдём лучше

Пандора : - Мне надоело веселиться. Гадкий сундук! Я всё время о нём

думаю. Ты скажешь мне, что в нём?

Эпиметей – Я пятьдесят раз говорил, что мне ничего не известно. Как я могу

Пандора - Ты мог бы открыть его. Хотя бы скажи, как он здесь очутился?

Э . - Незадолго до твоего появления его оставил у двери

улыбчивый мальчик. Он был одет в странный плащ и шапочку

П. - О, я знаю кто это. Это Ртуть, он привёл меня сюда. Значит этот

сундук для меня. В нём, наверно, красивые платья или

Э. - Очень может быть. Но, без его позволения нам нельзя

П. - Глупый мальчишка, хотела бы я, чтобы ты был более

Голос (девочка) - Ну, что дурного, если ты откроешь его! Не обращай

внимание на глупого Эпиметея. Ведь ты в десять раз

разумнее его. Открой и увидишь: в нём спрятано что-то

П. - Что за интересный шнур с хитрым узлом. У него нет ни начала

ни конца. Но мне, кажется, я сумею развязать и снова завязать

его. Я, конечно, открою сундук без согласия глупого

П. - Что за чудный день сегодня, не лучше бросить этот проклятый

узел и пойти повеселиться.

П. - Я, конечно, не скажу, что я его развязала, но он, наверняка,

подумает на меня.

Голоса из сундука: Выпусти нас, милая Пандора, выпусти нас. Мы будем

тебе друзьями в играх, только выпусти нас.

П.: - Значит в сундуке сидит кто-то живой. Я загляну туда один только раз, и

снова захлопну крышку. Что тут дурного, только раз.

Э. – Я ужален, я ужален! Гадкая Пандора, зачем ты открыла его?

П. - Что это?

П. - Кто стучит в этом гадком сундуке?

Э. - Открой крышку и увидишь.

П. -Нет, нет, хватит с меня. Ты так и останешься там, гадкое существо.

Н. -Я не похожа на эти безобразные создания. Ну же, моя славная Пандора, я

уверена, что ты выпустишь меня.

П.- Ты слышишь этот нежный голос? Я собираюсь поднять крышку.

Э . - Как хочешь. Ты уже причинила людям столько зла, из-за тебя на землю

выпущено столько бед.

П.- Кто ты, красавица?

Н .– Я –НАДЕЖДА! Я была заключена в сундуке, чтобы смягчить зло, но

вы не бойтесь, нам будет хорошо вместе.

П .- И ты останешься с нами?

Н.– Да, до тех пор, пока вы будете нуждаться во мне. А так, как это будет

продолжаться всю жизнь, я обещаю никогда не покидать вас. Не

отчаивайтесь, вас ждёт много радостного и счастливого.

П и Э . – Мы верим тебе, НАДЕЖДА.

1вед . – С тех пор все живущие на земле люди верили и верят НАДЕЖДЕ.

Что бы люди стали делать без неё?!

2вед: В ящике хранились болезни, обманы, тяжкий труд, голод, зло,

страдания. Теперь они снова стали жить среди людей. А под

захлопнутой крышкой осталась на донышке одна надежда .

А надежда – последнее, что умирает в человеке. Человек

надеется, значит он живет.

2вед: Из Древней Греции мы перенесёмся в наши дни. Греческую

музыку любят во всех странах. А вы знаете, какая самая

популярная музыка в современной Греции? СИРТАКИ. Когда в

Грецию приезжают гости, из других стран, греки приглашают гостей в

большой круг. Таким образом, они выражают любовь, заботу,

гостеприимство к своим гостям.

Звучит фонограмма греческой народной музыки № 5

2вед: Ребята, а теперь приглашайте всех наших гостей в круг, мы станцуем

Танец

1вед: Мы с вами познакомились с некоторыми Древнегреческими мифами,

узнали много нового, послушали греческую музыку, надевали

греческую одежду. Теперь вы знаете, что богов в Элладе было много –

главных и не главных.

2вед: Мы надеемся, что нашим гостям было интересно и уютно у нас!

Дети в костюмах разносят угощение.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

  • Сейчас обучается 2328 человек из 83 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 298 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Чем интересны мифы для жителей XXI века. Памятники древней литературы в изданиях для детей. Понятие мифов, их группы. Миф и сказка: сходство и различие. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла, качества Персея. Обзор статей по мифам.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.12.2011
Размер файла 29,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент общего образования Томской области

по дисциплине Детская литература

Тулупова Светлана Анатольевна

миф ребенок литература сказка

1. Чем интересны мифы для жителей XXI века

2. Памятники древней литературы в изданиях для детей

3. Понятие мифа. Группы мифов

4. Миф и сказка. Сходство и различие

5. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла

6. Качества героя Персея

7. Обзор статей по мифам

1.Чем интересны мифы для жителей XXI века

На заре развития цивилизации, первым вопросом человека было -- кто меня создал? Вслед за этим возникли и другие, немаловажные, экзистенциальные вопросы: кто создал землю, животных; что такое смерть; что наступает после смерти и т.д.

Будучи не в силах объяснить явления природы, человечество поверило в существование богов. У каждого народа были свои боги, и легенды, связанные с ними. Каждый бог имел свой характер, достоинства, недостатки, и у каждого были свои стихии во владении.

И, несомненно, каждая мифология является отражением культуры, основой мировоззрения каждого конкретного народа.

Мифы -- величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. Не утратился интерес к ним и в наше время. И не только потому, что они сами по себе -- шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание мифов дает ключ к пониманию поэзии Гете и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.

В XXI веке ученые всего мира обращаются к этим источникам с целью не только изучить древние культуры, но и выяснить историческое влияние названных художественных памятников на развитие культуры последующих веков.

Мифы продолжают сопровождать человека в современное нам время. Например, используются в рекламе, для разработки эффективного воздействия на потенциального покупателя.

Чтение мифов представляет огромный интерес для детей. Увлекательные предания тысячелетий помогают детям лучше понять культуру и историю минувших эпох.

2. Памятники древней литературы в изданиях для детей

Мифы и легенды народов мира, а также библейские сказания и другие памятники древней литературы во многих странах издаются для детей в пересказах. Необходимость отбора и пересказа древних литературных памятников вызвана тем, что тексты подлинников архаичны и сложны для восприятия, в них существуют сцены жестокости, страшные фантастические образы, которые могут поразить воображение детей, еще не умеющих рационально отнестись к исторически обусловленным фантастическим картинам, созданным народами.

С сюжетами библейских сказаний дети могут познакомиться, например, по книге польского ученого и писателя З. Косидовского. Как уже говорилось, юный читатель знакомится с памятниками древней литературы не в подлиннике, а в пересказе. Автор этой книги не приводит самих текстов библейских легенд, а пересказывает их содержание в той последовательности, в которой они существуют в Библии. С таким же приемом мы встретимся и в пересказах греческих мифов. Поэтому древние литературные памятники в изданиях для детей не рассматриваются как оригинальные произведения; например, нельзя анализировать язык и стиль библейских сказаний, рассматривать их жанровое разнообразие. В пересказах не сохраняются жанровые особенности притчи, легенды или пророчества.

3. Понятие мифа. Группы мифов

Таким образом, следует считать, что мифология является историческим типом мировоззрения.

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира при чрезвычайном их многообразии целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, мифы о животных. Самые элементарные из них отражают, по всей видимости, тип мировоззрения людей на начальном уровне развития, и представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Представления о зооантропоморфных предках распространены у тех же австралийцев, они окрашены тотемическими чертами. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др. Очень древни мифы о происхождении солнца, месяца, звезд. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле, и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других создание солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.

Центральную группу мифов, по крайней мере, у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека.

Обычно в космогонические мифы вплетаются и теогонические сюжеты мифы о происхождении богов и антропогонические мифы о происхождении людей. В числе широко распространенных мифологических мотивов мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе.

На ранних стадиях развития человеческого общества мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы, что в полной мере отражает тип мировоззрения общества создавшего их. Позднее, на пороге более сложного, развитого классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

Любимым для меня является миф о прикованном Прометее.

Этот поистине увлекательнейший миф сможет заинтересовать любого читателя своей неповторимостью и легкостью чтения.

Главным героем мифа является отважный и справедливый Прометей, который отказался подчиняться жестоким и могущественным богам. Все боялись гнева Зевса, и лишь один Прометей смог бросить вызов его могуществу.

Прометей обладал невиданной силой, сравниться с которой могло лишь его великодушие. Он смог научить людей делать целебные мази, смешивать лекарства, понимать и создавать искусство, добывать железо, серебро, золото и медь, он растолковал пророческие сны, определил смысл вещих голосов, дорожных примет, объяснил полет хищных птиц, и что вещают - счастье иль беду, их образ жизни, ссоры и любовь. Прометей даровал людям огонь.

Это все говорит о том, что его любовь была велика, и смыслом своей жизни он считал помощь людям. По-моему, в основе подвига Прометея было стремление делать добро.

4. Миф и сказка. Сходство и отличие

Для начала, рассмотрим понятие и основные особенности сказки.

Впрочем, дидактичность сказки бывает достаточно очевидной. В развитой сказке присутствует подспудная мораль (в архаической сказке, близкой к быличке, это не столь заметно): идентифицировать себя с главным героем может любой слушатель, а, следовательно, и пройти с ним все испытания и невзгоды к счастливому, или наоборот отвращающему и неудачному, концу. В первом случае, обучающим является положительный пример, во втором - точно также обучающим - отрицательный (можно тут вспомнить страшные сказки о мертвецах в собрании А. Афанасьева). Общим целевым назначение сказки полагают сознательное (прямое и очевидное) или символическое (на языке образов и метафор) обучение ребенка или подростка неким социальным правилам, в которые в традиционном обществе входят правила отношений не только с людьми, но также и с животным и сверхъестественным миром. Последние, впрочем, могут быть вновь выявлены как метафоры. Хорошо разработанные сюжеты сказок могут быть ориентированы на человеческое развитие личности, обретение определенных душевных качеств и соблюдение внутренних правил. Потому неудивительно, что в сказках современная психология и аналитическая психология замечает сюжеты индивидуации, пути к максимально полному и возможному развитию и совершенству души. Именно поэтому сказка анонимна и безлична. Это история, которая может случиться на символическом уровне или случается с каждым.

В то же время, сказка и миф соединяются в обще-символическом, легендарном и архетипическом.

Традиционный миф изображает уникальное событие, которое не может быть повторено, которое, повторенное другими персонажами, будет уже не идентично, а лишь уподоблено первоначальному акту действия. Так отвергнутый муж будет уподоблен Гефесту, чувствовать родство с ним, но не будет им же. Миф буквален, он говорит на языке символов, а не метафор. Также он представляет узнаваемое, но далеко не обязательное событие в жизни человека.

Сказка же метафорична, потому вновь и вновь отец будет требовать от сыновей выполнения невозможных заданий, а мы будем узнавать здесь как бытовые ситуации, так и метафорические социальные вызовы.

5. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать такие мифы как: легенда о Персее и Андромеде; легенда об Афродите и Адонисе; легенда о Гефесте; легенда о Гермесе, легенда о Дедале и Икаре, мифы, рассказывающие о подвигах Геракла и др.

Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

1. Удушение Немейского льва

2. Убийство Лернейской гидры. Не засчитан.

3. Истребление Стимфалийских птиц

4. Поимка Керинейской лани

5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами

6. Очистка авгиевых конюшен. Не засчитан.

7. Укрощение критского быка

8. Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)

9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок

10. Похищение коров трехголового великана Гериона

11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид

12. Укрощение стража Аида -- пса Цербера

Детям дошкольного возраста я бы хотела рассказать о поимке Гераклом Керинейской лани.

У лани, принадлежавшей богине Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Геракл преследовал ее целый год, дойдя до земли гипербореев, и поймал, ранив ее стрелой.

На мой взгляд, этот миф очень интересен, а пример Геракла может научить стойкости, терпению, отваге, т. е. способствовать развитию этих качеств у детей.

6. Качества героя Персея

Персей, в греческой мифологии предок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Золотым дождем Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная ее отцом Акрисием, знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с Персеем были в ящике брошены в море разгневанным царем, но выловлены рыбаком Диктисом у острова Сериф.

Персей был воспитан в доме Диктиса, а затем отправлен царем острова Полидектом, влюбившимся в Данаю, на розыски горгоны Медузы.

Персею помогли Афина и Гермес. По совету богов Персей достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали граи, имевшие на трех сестер один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вернул их граям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и заплечной сумкой. Персей получил от нимф эти дары и вооружился острым кривым ножом, подарком Гермеса. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, Персей отрубил голову смертной Медузе, одной из трех сестер-горгон, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы, превращавшими все живое в камень. От других горгон Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав голову Медузы в заплечную сумку.

Мне симпатичны следующие качества героя Персея: смелость, отвага, хитрость, сноровка, сила, выносливость.

7. Обзор статей по мифам

Совершим обзор статей, в которых исследуется рассматриваемая в данной работе тема.

В детских садах Томска и области проводятся занятия, посвященные мифам и легендам народов мира. Так в детском саду № 3 в число дополнительных предметов входит мифология (античная лирика, философия, театр).

Литература

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М.: Академия, 2000. - 576 с.

2. Гулыга А.В. Миф как философская проблема. - М.: Наука, 1985. - 275с.

Читайте также: