Кустарные и полукустарные промыслы в горных районах россии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАВКАЗА. ШИРОКОЕ РАЗВИТИЕ РЕМЕСЕЛ ДАВНО ВЫДВИНУЛО КАВКАЗ В ЧИСЛО НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ЦЕНТРОВ ДОМАШНИХ И КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ. МОНГОЛЬСКОЕ." — Транскрипт:

1 НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАВКАЗА

2 ШИРОКОЕ РАЗВИТИЕ РЕМЕСЕЛ ДАВНО ВЫДВИНУЛО КАВКАЗ В ЧИСЛО НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ЦЕНТРОВ ДОМАШНИХ И КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ. МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ НАДОЛГО УХУДШИЛО СОСТОЯНИЕ РЕМЕСЕЛ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ, НО НЕ РАЗРУШИЛО ПРОМЫСЛОВ ДАГЕСТАНА И ЮЖНОГО КАВКАЗА И ОБЩЕКАВКАЗСКОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА. ПЕРВЫМ ПО ВАЖНОСТИ И ДРЕВНОСТИ СЛЕДУЕТ НАЗВАТЬ ЮВЕЛИРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ, ТОЧНЕЕ ОБРАБОТКУ СЕРЕБРА. ЛЕГЕНДЫ СВЯЗЫВАЮТ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ С ДРЕВНИМИ МАСТЕРАМИ ХАЛЕБАМИ. ЕСТЬ ВЕРСИЯ, ЧТО ВСЕ НАЗВАНИЯ СЕРЕБРА В МИРЕ ВОСХОДЯТ К ДВУМ КОРНЯМ, СУЩЕСТВУЮЩИМ В АДЫГО - АБХАЗСКИХ И КАРТВЕЛЬСКИХ ЯЗЫКАХ. ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО СУЩЕСТВОВАЛО КАК ИСКУССТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ И ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ И КАК СОЗДАНИЕ ОРУЖЕЙНОГО УБОРА. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЮВЕЛИРНОГО ДЕЛА ИМЕЛИ БОЛЬШУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ, ОДНАКО, К КОНЦУ XIX ВЕКА СЛОЖИЛОСЬ ДОМИНИРОВАНИЕ ДАГЕСТАНСКОЙ ( КУБАЧИНСКО - ЛАКСКОЙ ), ТБИЛИССКОЙ, ВЛАДИКАВКАЗСКОЙ ШКОЛ И РЯДА ЦЕНТРОВ АРМЯНСКОГО ЗЛАТОКУЗНЕЧЕСТВА. В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ПРОЦВЕТАЛИ ОБРАБОТКА ЗОЛОТА И ЭМАЛЬЕРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Традиции ювелирного ремесла

3 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ХОЛОДНОГО ОРУЖИЯ Любой свободный мужчина был вооружен кинжалом, типичным был кинжал - меч с прямым лезвием. В Средние века распространилась сабля иранского образца, имевшая местные подражания, в XVIIXIX веках в среде адыгских народов была изобретена шашка, ее специфически кавказский облик пленил воинов многих народов вплоть до российского офицерства. Благодаря этому в конце XIX века выжили оружейные центры Дагестана, Тбилиси и других мест. Примечательной чертой кавказского оружия было использование форм и клейм оружия иранского, турецкого, европейского происхождения в сочетании с собственными изобретениями. Их переплетение создавало уникальные образцы, созданные оружейниками глухих ущелий северных и южных склонов Большого Кавказа.

4 ПОСЕЛОК КУБАЧИ В древние времена аул Кубачи называли страной кольчужников. Искусство кубачинских мастеров было известно не только в Дагестане, но и далеко за его пределами. Здесь ковали мечи, кольчуги, сабли, кинжалы, стремена, изготавливали очень красивые украшения и посуду Дорога в Кубачи.

5 Сабля с двумя клинками. Аул златокузнецов расположен на крутом склоне высоких гор Дагестана. Местное название аула - Угбуг, а жителей - угбуган (губители людей). Это название произошло от занятия местных жителей - изготовления оружия. Упоминание о "царстве Зерихгеран" (с персидского - "царство кольчужников") встречается в 10 веке у арабского историка аль-Масуди. Название Кубачи дали турки, что значит "оружейники".

6 В музее действительно есть на что посмотреть: от кувшинов до украшений и оружия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации содержится материал о курстарных промыслах Центральной России. Краткая информация промысла и изображение.

Кустарные промыслы Центральной России

Кустарные промыслы Центральной России

Гжель Гжель-Композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Гжель-Композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Хохлома Хохлома старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные орнаменты Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Хохлома старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные орнаменты Хохломы красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Финифть Финифть славится своими особенностями, она признана номером один в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. Миниатюра на эмали всегда имела место быть как самостоятельная единица искусства. У эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре. Она долговечнее и сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеск с течением времени. Финифть не поддается воздействию воздуха и света. Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.

Финифть славится своими особенностями, она признана номером один в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. Миниатюра на эмали всегда имела место быть как самостоятельная единица искусства. У эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре.

Она долговечнее и сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеск с течением времени. Финифть не поддается воздействию воздуха и света. Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.

Федоскинская миниатюра Это один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Роспись ведется масляными красками на изделиях, выполненных из папье - маше. Этот промысел сложился в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Это искусство возникло из - за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье - маше ). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Такие табакерки стали популярными и в России, и в самом конце 18 века их производство организовал купец Коробов.

Федоскинская миниатюра

Это один из видов традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Роспись ведется масляными красками на изделиях, выполненных из папье - маше. Этот промысел сложился в конце 18 века в подмосковном селе Федоскино. Это искусство возникло из - за популярности в Европе табакерок, изготовленных из прессованного картона ( то есть из папье - маше ). Табакерки покрывались черным грунтом, черным лаком, затем расписывались классическими сюжетами. Такие табакерки стали популярными и в России, и в самом конце 18 века их производство организовал купец Коробов.

ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ Палехская роспись зародилась в деревне Палех Ивановской области, откуда и получила свое название. Этот вид декоративно прикладного творчества поистине уникален, ведь, несмотря на то, что существует он не одно столетие, технологии и приемы создания композиций не меняются – мастер сам от начала и до конца подготавливает предмет, который будет расписывать. Поэтому невозможно отыскать два одинаковых изделия, разрисованных в палехском стиле. Особенностями палехской росписи является изящность фигур, четкость, тонкость и вычерченость рисунков, темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом.

ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ

Палехская роспись зародилась в деревне Палех Ивановской области, откуда и получила свое название. Этот вид декоративно прикладного творчества поистине уникален, ведь, несмотря на то, что существует он не одно столетие, технологии и приемы создания композиций не меняются – мастер сам от начала и до конца подготавливает предмет, который будет расписывать. Поэтому невозможно отыскать два одинаковых изделия, разрисованных в палехском стиле. Особенностями палехской росписи является изящность фигур, четкость, тонкость и вычерченость рисунков, темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом.

Народы Северного Кавказа обрабатывали все виды местного сырья, причем в первой половине XIX в. увеличилось не только количество изготавливаемых изделий, но и их ассортимент. Намного углубился процесс специализации кустарных промыслов по отдельным селениям.

Как по охвату населения кустарным промыслом, так и по разнообразию производимых изделий Дагестан занимал первое место на Северном Кавказе. Ювелирное производство было развито в Кубачах, Кумухе, Гоцатле и других селах; кузнечное - в Амузгах, Харбуке, Казанище, Унчукатле; гончарное - в Балхаре, Сулевкенте; по обработке дерева - в Унцукуле; наплечных бурок - в Анди; ковров, паласов - в аулах Южного Дагестана.

Важное место среди домашних промыслов жителей Чечено-Ингушетии, Осетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии занимали ткачество, изготовление сукна. Почти все народы Северного Кавказа занимались производством войлока и полотняно-ковровых изделии. Карачаевские, балкарские п ногайские войлоки, сделанные методом вкатывания узора, инкрустации и аппликации, были настоящими произведениями искусства. Их стелили на пол и на постели, в люльку и под седло, вешали на полки и употребляли для молитвы как намазлик. Из войлока же валяли шляпы, бурочники и прочие принадлежности одежды. Прекрасные войлоки и арбабаши вырабатывались в Северном Дагестане и Чечено-Ингушетии. Центром коврового производства являлся Южный Дагестан, где изготовляли высокохудожественные ворсовые и безворсовые ковры и сумахи.

Обработкой шерсти и выделкой всевозможных шерстяных изделий занимались женщины. Они занимались плетением, золотым и серебряным шитьем, выделкой хлопчатобумажных и шелковых материй. С 30-х годов XIX в. выделка бумажных и шелковых тканей на месте начала, однако, сокращаться. Спад этот объясняется тем, что привозные шелковые изделия и русские хлопчатобумажные ткани вытесняли шелковые и хлопчатобумажные ткани, изготовленные в Дагестане. В то же время значительно возрос спрос на высокохудожественные ковровые изделия и различного рода предметы рукоделия женщин. Женщины же занимались обработкой шкур овец и коз, шитьем легкой обуви, шапок и всей одежды для мужчин, женщин и детей.

Домашние промыслы и промышленность


Рис. 3. Бытовая утварь горцев Северного Кавказа. XIX в.

Изготовление посуды и утвари. Женщины занимались также обработкой глины, гончарным делом. Наибольших успехов в изготовлении гончарных изделий достигли в аулах Балхар, Сулевкент, Испик и Джули. Мужским занятием была обработка воловьих кож, изготовление ремней для хозяйственных нужд, мужской рабочей обуви и др. Так же как каждая женщина-крестьянка умела обрабатывать шерсть, мужчина-крестьянин владел искусством обработки дерева, кости, камня. Из дерева изготовлялись орудия труда и средства передвижения: арба и сани для перевозки грузов, мебель и посуда, различная утварь. Для каждого вида изделии применялись своп сорта дерева: арбу делали из дуба, карагача и ясеня, деревянные части плуга — из клена и березы, утварь -из липы, посуду -- из груши, и т. д. Одним из основных методов изготовления посуды было выдалбливание. Готовый предмет подвергали кипячению, смазывали жиром и сушили. Несмотря на примитивность орудий деревоотделочного производства, изделия получались прочные, удобные и по-своему красивые. Распространена была для украшения и резьба по дереву. Применялся геометрический и растительный орнамент. Узоры наносились также на опорные столбы и фасад шкафа-ларя (Цагура). Высокого уровня художественной обработки дерева достигли мастера Унцукуля. Они стали вытачивать из дерева изделия и инкрустировать их серебром.

Домашние промыслы и промышленность


Рис. 4. Украшения костюма горских женщин (серебро, чернь, бирюза, стекло). XIX в.

Зарождение горнодобывающей промышленности. В первой половине XIX в. на Северном Кавказе развивается горнодобывающая промышленность. Русское правительство, заинтересованное в разработке горных богатств Северного Кавказа, в 1829 г. предприняло большую экспедицию в район Приэльбрусья для выявления горных богатств края. В результате были обнаружены серебряно-свинцовые руды, каменный уголь и другие рудные богатства. В начале 30-х годов XIX в. началась разведка, а с 40-х годов - разработка угля в верховьях р. Кубань около Хумаринского укрепления. В примитивных, плохо оборудованных шахтах трудилось около 60 рабочих. Клиньями и молотками отбивали они пласты, па тачках вывозили, а порой выносили в корзинах. Добыча угля была небольшой: первые годы по 90 тыс. пудов в год и только к 60-м годам поднялась до 200 тыс. пудов32. Подневольный труд солдат, отсутствие дорог, дороговизна перевозки угля на лошадях от шахт до ближайших городов тормозили развитие угольной промышленности Кубани. Попытка сдать шахты в откупное содержание тоже не принесла успеха.

В первой половине XIX в. возросла в Дагестане добыча соли, серы, нефти, строительного камня. Соль добывали из соляных озер плоскостного Дагестана, а в селении Нижнее Энхело и Кванхидытль соль вываривали из воды. Селитру добывали в селениях Марага, Карчаг и Нижрас. Серу - в селениях Гоцо, Могох, Гоцатль и др. Горцы Дагестана, Осетии, Карачая, Адыгеи производили порох.

Отходничество. Малоземелье и связанная с этим экономическая необеспеченность вынуждали горцев искать средства к жизни на стороне. Особенно развито было отходничество в Дагестане. Ежегодно большое количество горцев уходило в экономически более обеспеченные районы в поисках заработка. Здесь они выполняли всевозможные сельскохозяйственные и другие работы. А знавшие ремесло переходили со своими инструментами из селения в селение или устраивали небольшие ремесленные мастерские в городах и торгово-ремесленных центрах края.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Народные промыслы Центральной России

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Народные промыслы Центральной России

Народные промыслы Центральной России

Русские люди еще издавна украшали свои жилища разн.

Русские люди еще издавна украшали свои жилища разными поделками и самодельными вещами. Мастера изготавливали свои изделия чаще всего не просто для красоты, все вещи имели свое практическое назначение. Из природных материалов - дерева, глины и камня - делали настоящие произведения искусства. Умения, технологии изготовления и секретные приемы передавались по наследству.


История возникновения Промыслы и р.

Промыслы и ремесла получили свое распространение в 15 – 16 веках. На рубеже 17 – 18 века в России сложились промыслы для производства продукции на рынок. На вторую половину 19 века приходиться наиболее активное развитие художественных промыслов. К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжало существовать и развиваться домашнее производство. Наряду с ним продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов.

Промыслы в начале ХХ века Перечислим наиболее известные виды промысла( к.

Промыслы в начале
ХХ века

Перечислим наиболее известные виды промысла( к началу ХХ века). В лесных районах, в Заволжье главный поделочный материал было дерево. Из него изготавливали- колеса, дешевую мебель, например:
( ложкарный промысел, ныне Хохломская роспись); игрушки( Сергиев Посад); суда и баржи( на реках Унже в Ветлуге).
Natalia_Kirsanova

В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, к.

В более южных районах преобладали изделия из железа, глины, кожи: в селах Павлово и Ворсма- замки, ножи; вблизи Осташкова-серпы и косы; в районе г. Кимры - кожаная обувь; в Гжельском районе- глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда.

Хохлома Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII ве.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках.

Палех Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-1.

Палех
Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-14-го веков. В это время и образовался современный центр русской культуры - село Палех. Тогда оно принадлежало князю Палецкому, позже его владельцем стал Иван Бутурлин. В деревне было создано большое количество мастерских по иконописи. миниатюра с использованием черного лака и папье-маше.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседн.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.

Богородская игрушка Сергиев Посад и его окрестнос.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабави.

Русская матрешка русская деревянная игрушка в виде расписной куклы.

русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Для изготовления матрешек в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Матрешка появилась около 100 лет назад

Городецкая роспись Этот народный художественный про.

Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце Нижегородской области. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла

Шемогодская резная береста Шемогодская резьба — традицио.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, круг.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Гжель фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не толь.

Гжель
фарфоровая посуда сине-белого цвета. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

Дымковская игрушка Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной г.

Слобода Дымково Вятской губернии стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы.

Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участн.

Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

Скопинская керамика Примерно с середины XIX в. в пр.

Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и прикладного искусства.

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное масте.

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты.

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка — русская глиняная игр.

Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими а.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Павловопосадские платки Павловский Посад известен многим.

Павловопосадские платки
Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название.

Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть.

Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин.

Оренбургские пуховые платки Вязаный плато.

Оренбургские пуховые платки
Вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.

Вологодское кружево Вологодское кружево - русское кружево.

Вологодское кружево
Вологодское кружево - русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

Елецкое кружево Елецкое кружево - вид русского кружева, которое плетётся н.

Елецкое кружево
Елецкое кружево - вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Считается, что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.

Жостовские подносы Расписные подносы из Жостово знакомы мног.

Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.

Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатул.

Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки. В середине 19-го века начали производить металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства в Жостове - это овальный поднос, расписанный по периметру. Каждая мастерская ставит на своем изделии клеймо, по которому можно определить мастера, изготовившего эту красоту.

Ростовская финифть Центры народных промыслов Централь.

В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с укра.

В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти. Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков.

Скань Ажурный или напаянный на металлический фон узор из т.

Скань
Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали.

Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета.

Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.

Каслинское литьё Художественные изделия (скульптура, решётки.

Художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.

Гусевской хрусталь Изделия, изготовленные на хрустальном заводе г.

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Тульский пряник Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душис.

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом

Русь издавна славилась своими мастерами и рукодельницами. Многие народные промыслы России стали визитной карточкой страны. Предлагаем окунуться в дивный мир старинных глиняных игрушек, резного дерева, пестрой росписи и дивного кружева. Взрослые и дети узнают больше о традициях своих предков. Школьникам информация поможет написать сочинение в 3 классе или научный доклад по географии.

Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?

Промысел – это форма народного творчества, зародившаяся много веков назад. Изделия русского промысла отражают русскую культуру и традиции.

Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Для создания использовались природные материалы: дерево, глина, кость и другие. Приемы и способы художественной обработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особый стиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, его представление добре и зле, связанные с историей народа.

Видео презентация для дошкольников:

Картинки:

Народные промыслы России 1
Народные промыслы России 2
Народные промыслы России 3
Народные промыслы России 4
Народные промыслы России 5
Народные промыслы России 6
Народные промыслы России 7

Различно происхождение промыслов. Зарождение одних связано с бытом крестьян, изготовлением праздничных и повседневных предметов: вышивка, узорное ткачество. Другие промыслы берут начало от деревенских ремесел: плотничество, гончарство. Некоторые появлялись благодаря заказам: великоустюжская чернь, холмогорская резьба.

Многие промыслы стали визитной карточкой России, а кустарное производство перешло на промышленную основу. Мастера получают поддержку от государства и продолжают развивать свое дело.

Виды народных промыслов в России

К изделиям народного промысла относятся посуда и фигурки из глины, особая роспись, кружево, ковроткачество, резьба по дереву и кости.

Промыслы возникали и развивались вблизи природных источников сырья.

Художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство – в местах залежей глин. Производство металлических изделий характерно для районов с месторождениями руд черных и цветных металлов. Эскимосы, ненцы, чукчи издавна занимались обработкой кости морских животных, а жители гор обрабатывали камень.

Виды народных промыслов в России

Народные промыслы с использованием древесины

Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины. Вот самые известные из них:

  • Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году.
  • Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву.
  • Хохломская посуда.
  • Волховская роспись по дереву.
  • Богородская игрушка.
  • Капокорешковый промысел

Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году. Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву. Хохломская посуда. Волховская роспись по дереву. Богородская игрушка. Капокорешковый промысел

Художественные промыслы: роспись

Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Примеры:

  • Мезенская роспись.
  • Федоскинская миниатюра.
  • Палехская миниатюра.
  • Городецкая роспись.
  • Борецкая роспись.

Художественные промыслы: роспись

Русские народные игрушки из глины

Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном детскими руками из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками:

  • Старооскольская глиняная игрушка.
  • Абашевская игрушка.
  • Дымковская игрушка.
  • Филимоновская игрушка.
  • Каргопольская игрушка.
  • Романовская игрушка.

Русские народные игрушки из глины

Промыслы с использованием ткани

Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани:

  • Вологодское кружево.
  • Елецкое кружево.
  • Оренбургский пуховый платок.
  • Павлопосадский платок.
  • Древнерусское лицевое шитье.
  • Крестецкая вышивка.

Вологодское кружево

Промыслы с использованием металла

Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла:

  • Каслинское литье.
  • Тагильский поднос.
  • Жостовский поднос.
  • Великоустюжское чернение по серебру.
  • Мороз по жести.

Каслинское литье

Где можно увидеть процесс создания изделий?

Многие народные промыслы России живы по сей день. Старинными ремеслами продолжают заниматься дети мастеров и рукодельниц. В таких местах особая аура, которая переносит на десятки и сотни лет назад. В них стекаются туристы, проводятся экскурсии для взрослых и детей.

Слобода Дымково.

Центры народных промыслов центральной России – таблица

География центральной Россия разнообразна. Поэтому здесь сосредоточились самые различные народные промыслы. Таблица:

Название промысла Центр Изделия
Гжельская керамика Московская обл., с. Гжель Керамическая посуда с синей росписью по белому фону
Богородская резьба Московская обл., п. Богородское Резные деревянные игрушки на темы сказок
Дымковская игрушка Кировская обл., г. Киров Расписная глиняная игрушка-свистулька
Торжокское золотое шитье Тверская обл., г. Торжок Вышивка золотыми и серебряными нитями предметов одежды
Жостовская роспись Московская обл., с. Жостово Металлические подносы с росписью (цветы, фрукты)
Палехская миниатюра Ивановская обл., с. Палех Лаковая миниатюра из папье-маше
Хохломская роспись Нижегородская обл., с. Семино Деревянная посуда с золотой росписью на черном и красном фоне
Городецкая роспись Нижегородская обл., г. Городец Декоративные панно, детская мебель, игрушки, деревянная посуда
Ростовская финифть Ярославская обл., г. Ростов Медальоны, ювелирные украшения, столовая посуда с художественной эмалью
Павлопосадский платок Московская обл., г. Павловский Посад Шерстяные шали и платки с объемным цветочным рисунком

Музеи народных промыслов России

В каждом центре народного промысла России действуют музеи с удивительными экспонатами. Некоторые из них располагаются на базе старинных фабрик.

Музеи народных промыслов России
Музеи народных промыслов России

Самые известные промыслы России

Многие народные художественные промыслы России снискали мировую известность. Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами. Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции.

Павлопосадские платки

Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове (в наши дни Павловский Посад) в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей.

Павлопосадские платки

Выглядели они точно так же, как сейчас:

Традиционный павлопосадский платок представляет собой набивную шерстяную шаль черного или красного цвета, с объемным цветочным узором.

Хохломская посуда

В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии.

Хохломская посуда

Особенностью хохломской деревянной посуды является пестрый черно-красно-золотой узор растительных мотивов.

Жостовские подносы

Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень.

Жостовские подносы

Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней.

Дымковская игрушка

Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково (ныне окрестность г. Кирова) имеет многовековую историю.

Народ изготавливал игрушки из местной глины к празднику Свистопляски. Петухи, бараны, птички и коровы имели полость внутри и могли издавать свист. Позднее появились образы барынь, крестьянских мужиков, офицеров, всадников, водоносок.

Дымковская игрушка

Вологодское кружево

Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей – достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века.

Кружево плели на деревянных палочках – коклюшках. Его особенностью есть то, что основные изображения выполняются плотной, равномерной и непрерывной тесьмой. Они четко вырисовываются на фоне узорчатых решеток со звездочками и розетками.

Вопросы и ответы

О каких народных промыслах России мало кто вспоминает?

Россия невероятно богата промыслами, но многие из них, несмотря на былую популярность, незаслуженно ушли в тень. Это абашевская игрушка, финифть, томская береста, костромская скань, шемогодская резьба. На грани вымирания находятся буткинское ковроткачество, туринская игрушка, богдановичский фарфор.

Сколько видов народных промыслов существует в России?

На сегодняшний день в России работает около 300 организаций промыслов. Но их количество стремительно сокращается. По оценке минпромторга, за последние 30 лет страна лишилась более 200 промыслов.

Народные художественные промыслы России – часть национального наследия и самобытной культуры русского народа. В разных городах действуют музеи и выставочные центры. Особенно интересно посещать их детям. Можно открыть неожиданные таланты и почувствовать себя народным мастером.

Читайте также: