Кушак сообщение 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтение, работа с иллюстрациями, выполнение заданий на сравнение, установление взаимосвязей.

ВложениеРазмер
nochnoe_proisshestvie_e.kushak.docx 31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Юхтанова Елена Алексеевна

Учитель начальных классов

  1. Научить детей правильно и осознанно читать стихотворный текст.
  1. Воспитание внимательного отношения к окружающей природе;
  2. Развитие познавательного интереса.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения: репродуктивный, практический, проблемное изложение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, математика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Познакомить детей с элементом русской одежды - кушак, с народными традициями.

Обучающие: обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.

Развивающие: развивать творческие способности, эстетический вкус, звуковое восприятие русской музыки.

Воспитывающие: уважительное отношение к традициям предков, культуру общения и поведения на сцене.

Откуда мы знаем, как наряжались много лет назад наши далёкие прапра бабушки и дедушки?

Конечно, нам об этом расскажут книги, фильмы, бабушкин сундук

А ёщё экспонаты музея.

Сегодня мы вам расскажем и покажем один из элементов мужской одежды наших предков, а поможет нам в этом экспонат нашего музея. Про него есть загадка: "Днем как обруч, ночью как уж; кто отгадает, будет мой муж?

А я знаю что это, пояс, ведь мне его сейчас так не хватает. Мне вот только непонятно почему он такой широкий и длинный?

И почему такая странная загадка?

Это кушак. Пользуясь словарям Даля мы узнали, что кушак - это широкая тесьма или просто длинное полотно ткани, которыми люди обвязывали туловище поверх одежды еще с древних времен. Кушак это пояс, а пояс это кушак. На Руси он появился примерно в 13 веке, и позаимствовали мы его от татаро-монгол. Неслучайно слово кушак имеет татарские корни.

Кушак - ткали шириной 6-25 см, а длина должна была соответствовать двум обхватам талии и запасу на низко спускающиеся концы, от 1,5 до 6 метров.. Собираясь в дорогу или на работу, мужчина туго опоясывал верхнюю одежду кушаком, затыкая за него или подвешивая к нему всевозможные рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Узкие пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины - поверх рубашки, а женщины - по сарафану.

Сегодня кушак, а проще говоря, пояс воспринимается нами как одна из самых обыденных, дополнительных деталей одежды. А когда-то все было иначе. "Пояс верный, друг сердечный" — так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков.

А теперь вернёмся к загадке.

Сообразно старинным представлениям, сохранившимся до первой четверти XX века, бродить без пояса было "греховно", как и в отсутствии креста. Считалось особенно большим грехом быть без пояса на молитве, а еще обедать и спать неподпоясанным. Многие по обычаю снимали пояса лишь в бане. Пояс считался талисманом, непрерывно защищающим человека от нечистой силы, в особенности от лешего и домового. Поэтому загадка и звучит.:

"Днем как обруч, ночью как уж; кто отгадает, будет мой муж?

А я вспомнил один старинный обряд.

Растянув пояс во всю длину на земле, девушки трижды кланялись ему, приговаривая:

"Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженного, пояс!"

После этого девушка клала пояс под подушку и во сне должна была узреть собственного будущего жениха.

Перед отправлением к венцу белорусская невеста вешала пояса в тех местах либо над теми вещами, от каких ждала благоденствия. Хотят хлебного довольства, вешала пояс в амбаре, скота - в хлеву, имущества - над сундуком.

Кушак по традиционным представлениям, надетый на одежду, дает человеку физические силы. В связи с этим обращает на себя внимание, широко употребляемое и сегодня в разговорной речи и в языке художественной литературы старинное русское поговорка "заткнуть за пояс", что значит значительно превзойти кого-либо в чем-либо. Абсолютные соответствия данному фразеологизму имеются в бело русском - "затыкать за пояс".

А как правильно одеть кушак?

Кушаком подпоясывалась только верхняя одежда. Женщины завязывали его только на левой стороне, мужчины на любой. Молодые парни обертывались кушаком два раза, начиная спереди, и не завязывали, а подтыкали под него концы

Кушаки очень дорого ценились и завещались в завещаниях как фамильные реликвии.

Кушак обязательно был в каждой русской семье, неслучайно он упоминается в стихах великих поэтов.

Зима. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Как я сяду поеду на лихом коне

За Москву-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шелковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Черным соболем отороченную.

И ГАРУС вновь цветет, смеется,

Ведь в нем - народная душа,

Ведь в нем - живое сердце бьется,

Мне ДОРОГ гарусный кушак!

А мне больше нравятся русские народные песни.

Как со вечера пороша,
За полуночи метель.
Ой, по этой по метели
Трое саночек летели.

Подлетели эти сани
К Катеринину двору.
Катеринушка бежит,
Вся душа ее дрожит.
Катеринушка-душа,
Да отворяет ворота.

Катеринин-то муж
Он догадливый был.
Во широкий двор вошел,
Коня-ворона нашел.
Катерина, это что?
А тебе, сударь, по что?

Он во горенку вошел,
Кушак с шапкою нашел.
Катерина, это что?
А тебе, сударь, по что?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована в 5-6 классах на уроках русского языка при изучении темы "Лексика" или при проведении факультативных занятий.

«Музей одного слова:

Выполнил учащийся

7в класса Бочкарев Илья

Учитель Лютикас Н.П.

Цель проекта: создать музей слова, то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке, литературе.

Цель проекта: создать музей слова, то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке, литературе.

 Задачи: 1. Познакомиться с разными словарями. 2. Найти в словарях информацию о выбранном слове. 3.Исследовать слово с научной точки зрения (с точки зрения разделов науки о языке). 4.Найти примеры использования слова в русском языке, поэтических текстах.

1. Познакомиться с разными словарями. 2. Найти в словарях информацию о выбранном слове. 3.Исследовать слово с научной точки зрения (с точки зрения разделов науки о языке). 4.Найти примеры использования слова в русском языке, поэтических текстах.

КУШАК – пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по кон ц ам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одежде.

С.И.Ожегова КУШАК – пояс, обычно широкий, матерчатый.

КУШАК – пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура.

Целью этимологического анализа слова является определение того, когда, в каком языке, в какой форме и с каким значением возникло слово. Как же трактуется слово КУШАК в этимологическом словаре?

История слова кушак. Производство поясов на Руси исследователи прослеживают с 13 века. Помимо поясов местного производства, бытовали привозные восточные (иранские, персидские) пояса-кушаки. Кушаки и местного изготовления, и привозные были шелковые, дорогие. Верхнюю одежду подпоясывали ременным поясом или матерчатым кушаком. Кушаки, надеваемые поверх кафтана, бывали из тканей ярких цветов – кумачные, бумажные, а у богатых – из дорогих привозных материй, с особо украшенными концами, которые свисали книзу. Среди царского платья в музеях Московского кремля сохранился дорогой, вытканный золотом и серебром кушак из числа 12 кушаков, подаренных в 1621г. Царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом.

История слова кушак.

Производство поясов на Руси исследователи прослеживают с 13 века. Помимо поясов местного производства, бытовали привозные восточные (иранские, персидские) пояса-кушаки. Кушаки и местного изготовления, и привозные были шелковые, дорогие. Верхнюю одежду подпоясывали ременным поясом или матерчатым кушаком. Кушаки, надеваемые поверх кафтана, бывали из тканей ярких цветов – кумачные, бумажные, а у богатых – из дорогих привозных материй, с особо украшенными концами, которые свисали книзу. Среди царского платья в музеях Московского кремля сохранился дорогой, вытканный золотом и серебром кушак из числа 12 кушаков, подаренных в 1621г. Царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом.

К 1872 году кушак становится элементом парадной формы Русской армии. В 1874-1876г. пояс-шарф образца 1837 г. носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии. Кушак гусарский у офицеров из тонких серебряных шнуров с примесью черного и оранжевого шелка с тремя тройными и двумя двойными малыми варворками, кистями на передней части кушака и с костыльком на задней. Бахрома кистей толстая у генералов и штаб-офицеров, тонкая у обер-офицеров.

К 1872 году кушак становится элементом парадной формы Русской армии. В 1874-1876г. пояс-шарф образца 1837 г. носят генералы, офицеры в должности командира полка и начальника штаба дивизии.

Кушак гусарский у офицеров из тонких серебряных шнуров с примесью черного и оранжевого шелка с тремя тройными и двумя двойными малыми варворками, кистями на передней части кушака и с костыльком на задней. Бахрома кистей толстая у генералов и штаб-офицеров, тонкая у обер-офицеров.

 Также известно, что кушак издревле был важной частью крещенских гаданий. Девушки самостоятельно расшивали его драгоценными камнями и украшали вышивкой, тратя немало времени и терпения. В середине 20 века этот дамский аксессуар практически исчез.

Также известно, что кушак издревле был важной частью крещенских гаданий. Девушки самостоятельно расшивали его драгоценными камнями и украшали вышивкой, тратя немало времени и терпения. В середине 20 века этот дамский аксессуар практически исчез.

Фразеология. Пословицы. Слово кушак редко употребляется в речи, оно вышло из употребления. Сейчас мы практически не употребляем это слово: кушак исчез из одежды. Вот некоторые фразеологизмы со словом кушак-пояс: ◊ Распоясаться – означает, что человек забыл о приличиях и попросту обнаглел.

Фразеология. Пословицы.

Слово кушак редко употребляется в речи, оно вышло из употребления. Сейчас мы практически не употребляем это слово: кушак исчез из одежды. Вот некоторые фразеологизмы со словом кушак-пояс:

◊ Распоясаться – означает, что человек забыл о приличиях и попросту обнаглел.


КУША́К, -а́, м. Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура). Как завьет он кудри черные, Как наденет кафтан бархатный; Подпояшет кушак шелковый. Кольцов, Русская песня. — Видишь, как она носит шаровары, это мода татар, и она перетягивает свою талию кушаком. Первенцев, Честь смолоду.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

КУША'К, а́, м. [тур. kuşak]. Пояс из широкого длинного куска материи, шнура или ремня. Схватил в охапку к. и шапку. Крлв. Ямщик сидит на облучке, в тулупе, в красном кушаке. Пшкн. Подпоясаться кушаком.

куша́к

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: воздавать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «кушак»

Синонимы к слову «кушак»

Предложения со словом «кушак»

  • И он опоясал ей талию широким красным кушаком, какие носят южане, преимущественно испанцы.
  • Сидим мы раз с тетушкой, на святках, после обеда у окошечка, толкуем что-то от Божества и едим в поспе моченые яблоки, и вдруг замечаем — у наших ворот на улице, на снегу, стоит тройка ямских коней. Смотрим — из-под кибитки из-за кошмы вылезает высокий человек в калмыцком тулупе, темным сукном крыт, алым кушаком подпоясан, зеленым гарусным шарфом во весь поднятый воротник обверчен, и длинные концы на груди жгутом свиты и за пазуху сунуты, на голове яломок, а на ногах телячьи сапоги мехом вверх.

Сочетаемость слова «кушак»

Кафта́н (др.-рус. кавтанъ, кофтанъ, тур. kaftan, араб. قفطان‎ , перс. خفتان‎, по́волочень) — верхняя, преимущественно мужская одежда.

Бешме́т — верхняя одежда у тюркских народностей, в виде кафтана со стоячим воротником. Распашной, обычно стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно облегающий грудь и талию, доходящий, как правило, до колен, с невысоким воротником-стойкой и рукавами из парчи, бархата. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Иногда сближается с архалуком (отождествляется с ним или считается закавказской разновидностью). Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а легкий.

Народный костюм Московской губернии очень медленно менялся и сохранялся в одном и том же виде на протяжении нескольких веков.

Камзо́л (фр. camisole — кофта) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов, надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян). Камзол делался из сукна, шёлка, бархата, украшался вышивкой, галуном, пуговицами. Камзолом в национальном костюме башкир, татар (тат. камзул), казахов (каз. қамзол) и киргизов (кирг. кемсел.

Читайте также: