Культура оренбургского края сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Составитель: Муфазалова Рамиля Мазитовна
Воспитатель 1кв. категории
МБДОУ №112 г. Оренбург

Рос сияВид проекта: Творческий , позновательно-исследовательский Продолжител.

Рос
сия
Вид проекта:
Творческий , позновательно-исследовательский
Продолжительность проекта:
Долгосрочный (1год)
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Проект охватывает все образовательные области: Социально-коммуникативное р.

Проект охватывает все образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие

Гипотеза: Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольног.

Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, интегративности, сотворчества детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, ориентацией на эмоционально чувственную сферу ребенка, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый город, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.

Актуальность проекта: Оренбургская область многонациональна, на е.

Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравс.

Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей

Задачи проекта: -Расширить знания о жизни людей, живущих в Оренбургской обла.

-Расширить знания о жизни людей, живущих в Оренбургской области, их обычаях, традициях, фольклоре.
-Познакомить с национальной одеждой народов живущих в Оренбургской области;
-Дать представление о национальных жилищах татар, казахов, русских;
-Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
-Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей в своей группе и в общем, чувство гордости за свой народ и его культуру

Новизна и оригинальность:-Заключается в интеграции образовательных областей и.

Практическая значимость для ДОУ: Создание этнического мини-музея в группе ;.

Практическая значимость для ДОУ:

Создание этнического мини-музея в группе ;
Пополнение музея предметами быта, утвари, национальной одежды народов Оренбуржья
Пополнение картотеки подвижных игр играми народов Оренбуржья(русских, татар, казахов);
Создание коллекции кукол в национальной одежде;
Пополнение библиотеки книгами народных сказок, потешек, пословиц и поговорок.

Идея проекта: Через разные виды деятельности формировать представления о мно.

Через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Оренбуржья, национальных традиций и обычаев, гостеприимство, вежливость в общении друг с другом.

Средства реализации проекта:- устное народное творчество; - музыкальное народ.

Средства реализации проекта:
- устное народное творчество;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- игра, народная игрушка и национальная кукла;
- этнические мини-музеи.
- художественная литература;

Виды деятельности:Педагог- родители: .Организация работы над проектом Составл.

Педагог-дети:1.Участие в играх ,занятиях, экскурсиях, организованных педагого.

Дети-родители:1.Просвещение : через родительский уголок, через папки-передвиж.

Этапы проектаПодготовительный Основный Заключительный

Подготовительный этапОрганизация работы над проектом Составление плана Подбор.

Подготовительный этап
Организация работы над проектом
Составление плана
Подбор программно-методического обеспечения-литературы, иллюстраций, игр.

Основной этап Расширение и углубление.

Основной этап
Расширение и углубление знании детей о народных традициях и праздниках родного края проходило через :

Беседы;
Театрализацию;
Продуктивную деятельность;
Музыкальное народное творчество:
Народные подвижные игры;
Создание в группе этнического мини-музея;
Экскурсии в музеи и театры;
Рассматривание альбомов, иллюстраций и презентаций;
Изготовление и игры с куклами в национальных одеждах;
Совместную деятельность педагогов и родителей;
Чтение художественной и энциклопедической литературы

Как повезло тебе и мне На Оренбургской мы земле! Где люди все – одна семья, К.

Как повезло тебе и мне
На Оренбургской мы земле!
Где люди все – одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья!
Книжка –малышка
своими руками
Книжный уголок

План мероприятий на год.

Историю народов нельзя рассматривать в отрыве от природного окружения. По выражению В.О. Ключевского, "это сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа".

Для оренбургского края как этноландшафтного региона, расположенного между Волгой и Тургаем, между уральской тайгой и арало-каспийскими пустынями, коренными народами являются казахи, башкиры, татары, русские, мордва и чуваши. Каждый из этих народов и в историческое время, и сейчас занимает свою этноэкологическую нишу в этой части срединной Евразии. Формирование этнического состава проходило на протяжении нескольких тысячелетий под влиянием как природных, так и социально-политических факторов. Оренбургский край выполнял в то время роль своеобразных урало-каспийских ворот (между Уральским хребтом и Каспийским морем): волны народов — савроматы, сарматы, угры, аланы, гунны, печенеги, половцы, ногаи, хазары и др. — ненадолго задерживались здесь, ассимилируя местное население, оставляя следы своего пребывания в археологических памятниках и географических названиях. Находясь в постоянном развитии, на стыке разных, но взаимосвязанных культур, эти народы, сливаясь, давали начало новым народам и вместе противостояли экспансии в степную Евразию романо-германцев с Запада и китайцев с Востока.



Основными природными стихиями, определяющими жизненный уклад народов Оренбургского края, являются степи, леса, горы и реки. После ухода скотоводов-калмыков в XVII—XVIII вв. урало-каспийские степи стали заселять казахи. Степи же — родной ландшафт для уроженцев юга Украины и земледельческих районов средней полосы России (марийцы, удмурты и др.), — которые еще в конце XVIII в. стали переселяться на плодородные земли Заволжья, Зауралья. Леса и холмогорья лесостепной зоны Оренбуржья — родные ландшафты для башкир, русских, татар, мордвы, чувашей и других народов, заселивших в XVIII в. Оренбургское лесостепье, — это северо-запад области (Аксаковское лесосте-пье), лесистый Тюльганский район и горно-лесное Присакмарье в Кувандыкском районе. Реки, особенно наиболее крупные из них Урал, Сакмара, Илек, Самара, — колыбель яицкого и оренбургского казачества, расселявшегося издавна в Илек-ском, Оренбургском и Сакмарском районах. В судьбе и истории народов Оренбургского края река Урал сыграла объединяющую роль. Даже название ее — Даикс, Жаик, Яик — передавалось от ираноязычных савроматов к тюркоязычным казахам, а от последних — русским, пока в 1775 г. по велению императрицы Екатерины II знаменитую реку не переименовали в Урал. По данным последней переписи, доля русских составила 75,9% населения. Второй по численности народ — татары. Основная их часть проживает на северо-западе области и вдоль среднего течения реки Урал. Казахи по численности занимают третье место и заселяют в основном приграничные территории с Казахстаном: Акбулакский, Соль-Илецкий, Беляевский, Домбаровский и Ясненский районы. Украинцы — четвертый по численности народ, проживают в основном на востоке области: Новотроицк, Гай, Орск.

Немцы на территории области заселяются компактно. Одно из первых упоминаний о немцах Оренбуржья встречается у доктора философии Теодора Базинера, издавшего в 1848 г. книгу "К изучению Российской империи и пограничных стран Азии". "Первые колонисты, — писал он, — переселились сюда около 1777 года из Саратова, теперь их 14 семей, около 60 человек". Колонисты строго придерживались религиозных обрядов. В 1869 г. в крае насчитывалось уже 650 немцев. Массовая эмиграция их в Оренбургскую губернию началась в конце XIX в. Переселенцы из Екатеринославской, Саратовской, Таврической губерний образовали на территории края компактные поселения. Немецкие поселения находятся в Александровском, Красногвардейском, Переволоцком, Соль-Илецком, Беляевском районах.



Сегодня в Оренбургской области проживают представители 216 национальностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Образование и культура Оренбургской губернии в XIX веке" содержит конспект урока, презентацию и приложение "Карта Оренбургской губернии".

Тема: Образование и культура Оренбургской губернии в XIX веке.

Образовательная – познакомить учащихся с культурой и системой образования Оренбургской губернии XIX века.

Развивающая – развить умение анализировать материал, обобщать, делать вывод.

Воспитывающая – воспитать духовно-нравственные ценности у учащихся и гордость за историю Оренбургского края.

Основные даты: 1830 г.,1869 г., 1887г.

Основные имена: А.С. Пушкин; Л.Н. Толстой; В.И. Даль; С.Т.Аксаков; Т.Г.Шевченко

Межпредметные связи: литература; география

Проблемный вопрос: Как история Оренбургского края XIX века связана с историей России.

Чем краше и надежнее малая родина, тем мощнее и прекраснее Россия.

1. Орг.момент

2. Вводное слово учителя

На протяжении XIX века на территории Оренбургской губернии возникло множество новых поселений, пролегло несколько укрепленных линий, вырос Оренбург, были основаны города Оренбургской области, которые и посей день и процветают. Распахивалась вековая целина, прокладывались дороги, строились мосты. Именно тогда был проложен почтовый тракт, связавший Оренбург с Москвой и другими городами центральной части России.Особое внимание уделялось налаживанию торговли, которая получила бурное развитие. За счет пошлин в торговле покрывались все расходы по управлению краем, хотя они здесь были значительно ниже, чем по всей России.

Рассмотрим карту Оренбургской губернии.

Из чего состояла Оренбургская губерния


Чем отличается карта Оренбургской губернии от карты Оренбургской области.

3. Изложение нового материала

Мы ознакомились с основными моментами истории Оренбургской губернии XIX века и поняли, что наш край являлся огромной территорией, с проживающими на ней различными народами. Они имели свои традиции, обычаи, особенности и мирно уживались на такой огромной территории. Каждый народ внес свою лепту в развитие культуры Оренбургского края.

А теперь непосредственно рассмотрим тему нашего урока.

Вы знаете, что 2015 год объявлен годом культуры в России.

Что такое культура? (Ответы учеников)

Записывают определение в тетрадь

Культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

Из чего состоит культура? (ответы учеников)

1. просвещение и образование

Вот по этому плану, мы будем с вами работать на уроке. Вы разбиты на микрогруппы со своими презентациями. Итак, начнем:

1 группа. Просвещение и образование (выступление ученика, используя заранее приготовленную презентацию)

Ликвидация крепостничества способствовала развитию просвещения. В Оренбурге в 60-х гг. были открыты мужская гимназия, женское училище, казачье юнкерское училище, военное училище, в 70-х — ремесленное училище, учительский институт, в 80-х гг.— духовная семинария и женское епархиальное училище. К концу XIX в. Оренбург имел уже 32 учебных заведения. В крае было открыто 925 начальных школ. Однако и в 1897 г. грамотные составляли 20% населения губернии. Медленно развивалось просвещение среди нерусских народов, хотя и возникли мусульманские, русско-башкирские, русско-татарские и русско-чувашские школы.



2группа. Наука (выступление ученика, используя заранее приготовленную презентацию)

Развитию научной деятельности в крае способствовали возникшие во второй половине XIX в. научные общества врачей, Оренбургский отдел Русского географического общества (1868).

3 группа. Литература (выступление ученика, используя заранее приготовленную презентацию)

Оренбургский край посетили и описали в своих произведениях писатели-классики. В Оренбурге с 1833 года по 1841год жил и работал прозаик, ученый, естествоиспытатель, лексикограф Даль Владимир Иванович. Здесь им были написаны сказки и повести, в которых ощущается налет местного колорита и есть факты из истории Оренбурга и Оренбургской губернии.
Детство поэта Г.Р. Державина, баснописца И.А. Крылова, историка Н.М. Карамзина прошло в Оренбургской губернии. Оренбургские впечатления Гавриила Державина отразились в оде "Фелица".
Поэт и прозаик Аксаков Сергей Тимофеевич детские и отроческие годы провел в Ново-Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургского края. Воспоминания о детских и юношеских годах, радость общения с природой Оренбургского края нашли отражение в его произведениях. С определенными творческими планами Оренбургский край посетили Пушкин Александр Сергеевич, Г.И. Успенский, В.Г. Короленко, Л.Н. Толстой. Посещение Л.Н. Толстым Оренбургского края было предположительно связано с именем Оренбургского военного губернатора В.А. Перовского. Поэт, переводчик, критик В.А. Жуковский в Оренбургском крае побывал в 1837 году. Он сопровождал как воспитатель царского наследника, будущего царя Александра II в его поездке по России. Поэт не создал произведений об Оренбургском крае, но оставил краткие записи в дневнике и зарисовки Орской крепости и Оренбурга.
Поэт, драматург, прозаик, переводчик А.К. Толстой был в Оренбурге летом 1841 года. Впечатление от этой поездки нашли отражение в очерке "Два дня в киргизской степи".
В оренбургском крае отбывали ссылку поэты Шевченко Тарас Григорьевич и А.Н. Плещеев.
Поэт, прозаик, художник, украинский кобзарь Шевченко Тарас Григорьевич был сослан в Орскую крепость, где он не только писал произведения, но и сделал множество рисунков, зарисовок Оренбуржья.
Девять лет, с 1850 по 1859 год провел в оренбургском крае известный русский поэт А.Н. Плещеев.


4 группа. Искусство (выступление ученика, используя заранее приготовленную презентацию)

Вопросы архитектурного наследия дореволюционного Оренбурга до сих пор изучены крайне недостаточно. А между тем. Оренбург, особенно его исторический центр, представляет значительный интерес. А.В.Луначарский в 1929 году писал:

“Оренбург - типичный город для меновой торговли, которых в нашей стране немного, а в других европейских странах и того меньше”.

В 1856 г. в Оренбурге был открыт первый профессиональный театр. Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького. Впервые спектакли в городском театре Оренбурга начали идти в 1869 году, до этого в городе выступали лишь заезжие труппы. На его сцене зритель увидел пьесы Шекспира, Гоголя, Островского, Горького. Здесь играли выдающиеся русские артисты П. А. Стрепетова, М. И. Писарев, В. Ф. Комиссаржевская.


Современный вид

Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей основан 24 ноября 1830 года по указу оренбургского военного губернатора графа Павла Петровича Сухтелена. Современное здание музея построено в 1830-х годах по проекту архитектора Г. Гопиуса и первоначально принадлежало купцу А. И. Еникуцеву, затем в нём располагалась канцелярия генерал-губернатора. С 1897 года музей функционировал как Историко-археологический музей, а в 1934 году переименован в Оренбургский областной краеведческий музей.

Оренбургский областной краеведческий музей является центром культуры и науки края. В настоящее время музей имеет около 90 тыс. ед. хранения. Стационарная экспозиция "История Оренбургского края в XVIII - XIX в.в." располагается в 16 залах музея.


Казанский кафедральный собор


В 1888 году начались строительные работы, продолжавшиеся до 1894 года. Поскольку деньги в бюджете закончились, дополнительные 30 тысяч рублей на устройство иконостаса, писание икон и отливку колоколов пожертвовала купчиха Мария Львовна Иванова. Колокола отливал московский мастер, трудившийся над колоколами для Храма Христа Спасителя. Главный колокол весил около 11,6 тонн. В 1891 году по возвращении из путешествия по Китаю и Японии строящийся храм посетил цесаревич Николай Александрович. В начале 1930-х годов, на всесоюзной волне сноса культовых сооружений, было принято решение об уничтожении храма. Первые взрывы были произведены в 1932 году, но храм не сразу поддался разрушению и снос был окончательно завершён лишь в 1936 году. Сейчас на этом месте находится сквер с фонтаном перед зданием областной администрации.

4. Закрепление нового материала

Какие новые учебные заведения появились в Оренбургской губернии?

С какой целью создавались музеи?

Какое значение для развития Оренбуржья имела деятельность научных обществ.

А теперь, ответите на проблемный вопрос: Как история Оренбургского края XIX века связана с историей России. (Примерный ответ ученика: История этого удивительного Оренбургского края богата событиями, а люди, связавшие с краем свою судьбу, несут славу об Оренбурге по всей России. Ведь многие выдающиеся деятели русской культуры XIX века (Пушкин, Даль, Жуковский, Шевченко и др.) брали идеи для создания своих произведений изучая историю Оренбургского края или находясь какое-то время в нашей губернии.)

5. Подведение итогов урока (Подобно тому, как Петербург долгое время служил “окном в Европу”, Оренбург являлся “ключом и вратами в Азию”.)

Читайте также: