Культура и искусство башкортостана сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Республика Башкортостан - уникальный уголок России, который славится своими богатствами. И самое главное его богатство - люди, среди которых видные деятели науки, культуры, искусства, литературы, прославившие наш Башкортостан на весь мир. В 2012 году было широко отмечено 150-летие со дня рождения выдающегося художника М.В. Нестерова. Его имя в Уфе носит один из старейших музеев России — Башкирский государственный художественный музей, начало коллекции и основание которого напрямую связано с Нестеровым. Ежегодно в республике широко отмечаются дни памяти Федора Шаляпина, Рудольфа Нуреева, жизнь и творчество которых также связаны с Башкортостаном, проводятся концерты современных российских знаменитостей, уроженцев Уфы — Юрия Шевчука, Земфиры.

Навсегда в историю отечественной культуры вошли имена башкирского поэта и национального героя Салавата Юлаева, просветителя Мифтахетдина Акмуллы, писателей Сергея Аксакова, Мажита Гафури, Мустая Карима, художников Касима Давлеткильдеева, Федора Домашникова, Ахмата Лутфуллина и многих других выдающихся деятелей. Особое место среди композиторов занимает Загир Гарипович Исмагилов – выдающийся башкирский композитор, педагог, государственный и общественный деятель, народный артист СССР.

Большой вклад в развитие искусства Башкортостана внес знаменитый башкирский хореограф Файзи Гаскаров — основатель Башкирского академического ансамбля народного танца.

Башкортостан гордится именами и других выдающихся деятелей культуры и искусства. Среди них Рудольф Нуреев - легендарный танцовщик современности, Газиз Альмухаметов – певец и композитор, основоположник башкирского профессионального искусства. Благодаря музыкантам Юмабаю Исянбаеву и Ишмулле Дильмухаметову звучание башкирского курая узнал весь мир. В культурную летопись Башкортостана вошли имена Амира Абдразакова — актера и режиссера; братьев Аскара и Ильдара Абдразаковых - оперных певцов международного класса; Радика Гареева – одного из самых популярных оперных певцов Башкортостана.

Культура Башкортостана – это визитная карточка нашей республики на международной арене. Башкортостан - многонациональная, многоконфессиональная, богатая культурными традициями республика, где в мире и согласии проживает огромное количество национальностей. И огромная заслуга в этом принадлежит деятелям культуры и искусства.

Башкирская культура формировалась с начала формирования башкирского этногенеза в XII – XIV вв. и по настоящее время. На культуру оказывало внимание кочевой образ жизни, воззрения тенрианства, ислама. Своеобразие башкирской культуры заключалось языке, особенностях ведения хозяйства (полукочевое скотоводство и постепенные переход к оседлости), одежде ( длинные платья, украшения из кораллов и монет, тюбитейки, меховые шапки, сапоги, ичиги), жилищах (юрты, летние, жимние), пище (преобладание молочных и мясных блюд, малое количество овощей, каши, густые супы), социальной организации (объединение родственных семей – потомков одного предка по мужской линии в аймаки), семейных традициях и др.

Параллельно с башкирской культурой на территории РБ развивалась культура населяющих ее народов: русских, татар, украинцев, чувашей и др. С течением времени происходило взаимопроникновение культур, их влияние друг на друга.

До Великой Октябрьской социалистической революции в республике в основном развивалось самодеятельное искусство в виде народного творчества. После революции получила большое развитие профессиональная культура - музыкальная, театральная, живопись, хореография и др.

В 80-е годы в Башкирской АССР, как и во всем СССР сформировалась единая национальная общность - Советский народ. Соответственно, сформировались единые интернациональные культурные элементы, традиции. Единая культурная общность развивалась и после развала СССР.

В 90-е годы ХХ века в республике произошел уход от идеологии Марксизма-Ленинизма, нацеливание населения на строительство в республике капитализма без официальной идеологии. Культура мировоззрения населения сместилась в сторону религиозной культуры. Этому способствовало множество построенных в конце ХХ - начале ХХI века мечетей, синагог, православных и католическая церквей.

Современное состояние [ ]

Культура в ХХI веке в РБ развивается, как целостная система, как продукт художественной деятельности людей. Основным звеном художественной культуры является искусство. Искусство в Республике Башкирия существует и развивается в конкретных многочисленных видах: литература, театр, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, музыка, хореография, кино, цирк, соответственно многообразию типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира. Все виды искусства находят поддержку и финансирование.

Развитие и поддержка культуры в республике оказывается созданными в республике творческими союзами: Союз кинематографистов Башкирии , Союз композиторов Республики Башкирия и др.

В республике работают театры: Башкирский государственный театр оперы и балета ; [1] .

Учебные заведения [ ]

В РБ работают учебные заведения культуры Уфимское училище искусств , Салаватский музыкальный колледж.

Наука [ ]

Всестороннее изучение культуры народов Башкирии началось с конца XIX — начала XX века учеными Н. А. Аристов, В. И. Даль, Р. Г. Игнатьев, М. В. Лоссиевский, П. И. Небольсин, Д. П. Никольский, С. И. Руденко, С. Г. Рыбаков, И. С. Попов, В. И. Филоненко и др.

Вопросами развития, функционирования культуры народов Башкирии занимались ученые РБ В.Л.Бенин, Д.Ж.Валеев, А.М.Кадыров, Ф.Т.Кузбеков, Л.Н.Попова, З.Г.Ураксин, К.А.Фёдоров, С.А.Халфин, Ф.Г.Хисамитдинова и др.

В Башкирском государственном университете на факультетах башкирской филологии и журналистики, философии и социологии, филологическом факультете, в Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой изучают национальную словесность народов РБ.

Создается реестр памятников культурного наследия Республики Башкирия.

Выдающиеся представители [ ]

Большой вклад в культуру народов Башкирии внесли поэты и писатели Салават Юлаев, Ш. Бабич, Мустай Карим, [2] , Интересные факты [ ]

Изобразительное искусство Башкортостана — статья об изобразительном искусстве Республики Башкортоcтана - живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.



Живопись Башкортостана может по праву претендовать на особое место в искусстве: она намного раньше, чем другие виды профессионального художественного творчества, утвердила себя на российской и мировой арене и в своей эволюции особенно наглядно отразила своеобразие национального мировосприятия на разных исторических этапах. Творцами башкирской живописи стали несколько поколений художников, не только башкир по национальности.

Содержание

Доисторическое искусство

Дореволюционный период

До революции изобразительные виды искусств на территории Башкортостана имели ограниченное распространение. В Уфе имелись художественные и граверные мастерские, работающие на потребу дня, занимающиеся изготовлением вывесок, рекламы, печатей. В гимназиях, училищах и в семинарии преподавались графические искусства и черчение. Существовали частные изостудии художника П.М.Лебедева и Н.А.Протопопова. При семейно-педагогическом обществе существовали курсы по педагогическому и художественному образованию. Для получения высшего художественного образования люди уезжали учиться в Москву или Санкт-Петербург, как поступил М.В. Нестеров.

Выдающийся живописец Михаил Васи́льевич Не́стеров (1862—1942) родился в Уфе, учился в Москве. Многие великие полотна созданы им в Уфе, где жили его родители и родные. Заботясь о художественном просвещении своих земляков, он в 1913 году подарил городу Уфе уникальную коллекцию работ русских живописцев второй половины 19 – начала 20 столетия, а также около тридцати собственных картин. Подаренная им коллекция живописных полотен, включала работы таких известных мастеров как Шишкин, Левитан, Ярошенко, Коровин, Бенуа, Поленов, Архипов и многих других, которые и в наши дни составляют славу русской живописи.

В 1913 году художественная жизнь Уфы ознаменовалась созданием Общества любителей живописи, членами которого стали художники Ю.Ю. Блюменталь, П.М.Лебедев, Б.А.Васильев. В число членов кружка входили также люди, интересующиеся искусством, и художники-любители. В 1916 году общество было переименовано в Уфимский художественный кружок. В его ряды влились художники А.Э.Тюлькин, М.Н.Елгаштина, Д.Д. Бурлюк. К ним же примкнул приехавший в 1917 году К.С. Девлеткильдеев.

Таким образом, в Уфе сплотился круг художников, которым суждено было встать у истоков изобразительного искусства Башкортостана. Сложилась обстановка, позволяющая говорить о зарождении изобразительного искусства в крае.

Эпоха строительства социализма

После революции культурная жизнь города затихла, Разруха и голод захлестнули Уфу. После освобождения Уфы от правительств Коммуча, Колчака, белочехов и установления в ней Советской власти художники, сплотившиеся еще в Уфимском художественном кружке, приложили все свои силы и умения для восстановления в Уфе культурной жизни.

В 1919—1921 гг. в Уфе организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В.И.Ленина, а при нем художественная студия. Ее создателем и педагогом был Касим Салиаскарович Девлеткильдеев. В 1921 году он как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока Советской республики. Позже идея создания музея Народов Востока позднее была упразднена, и вместо него организовали Центральный Башкирский краевой музей.



Монумент дружбы народов в Уфе. Авторы – скульпторы М. Ф. Бабурин, Г. П. Левицкая, архитекторы Е. И. Кутырев, Г. И. Гаврилов. Открыт 7 августа 1965г.

Много и плодотворно работал Касим Салиаскарович в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Впервые за всю историю города у его жителей появилась возможность общения с изобразительным искусством, с шедеврами великих мастеров.

Благодаря творческой группе Ю.Ю.Блюменталя, К.С.Девлеткильдеева, В.С.Сыромятникова при художественном музее организуется раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Разъезжая по деревням и селам, по крупицам собирали они предметы быта башкир, украшенные затейливым орнаментом. Первая экспедиция состоялась в 1928 году в Белорецкий и Тальяно-Катайский кантоны, туда едут Девлеткильдеев и Блюменталь. В следующем году Касим Салиаскарович едет с Сыромятниковым в Аргаяшский кантон (ныне Челябинская обл.). Были экспедиции и в последующие годы.

Шестидесятники – ученики А. Тюлькина: Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Позднов, Г. Пронин, А. Ситдикова а также жудожники Б. Палеха, Н. Русских, П. Лебедев, И. Урядов, В.П. Андреев, Н.Н. Анисифорова, З. Р. Басыров , В.Б. Домашников, Р.Г. Гумеров, А.П. Шутов , Э. М. Саитов, А.Г. Королевский , И.И. Гаянов , В.П. Пустарнаков , Л.Я. Круль , А.Т. Платонов, В.И. Плекунов, А.В. Храмов, А.А. Штабель, А.С. Арсланов, В.Н. Пегов, Р.У. Ишбулатов, Л.З. Рахматуллина и др. развивали возможности пейзажной живописи на материале богатства, красоты и мощи природы башкирского края. А в 1970-80 годы московские искусствоведы (Ю. Нехорошев, Г. Кушнеровская, О. Воронова, А. Пистунова) живописную традицию в башкирском искусстве стали именовать “уфимской школой пейзажной живописи”, называя ее также “школой А.Э. Тюлькина”. Вслед за шестидесятниками, эту традицию подхватили и стали развивать в дальнейшем художники следующего, нового поколения 1970-90-х, конкретно воплотившись в пейзажных полотнах: Анвара Кашаева, Михаила Кузнецова, Михаила Спиридонова, Евгения Винокурова, Владимира Панченко, Рафаэля Бураканова, в акварельных листах Василия Лесина, Виктора Суздальцева, Ильдуса Валитова (1947-2000).

Изобразительное искусство Башкортостана 80-90 годов (художники Еникеев Тан [2] , Гаянов Зуфар, Фарит Ергалиев [3] , Саитов Эрнст) можно объединить общим понятием “авангард”, “модернизм”, “неформальные течения”. Картины молодых художников порой поражают своей непривычностью, неожиданностью. Здесь в картинах можно только узнать силуэты юрт, фрагменты предметов. Концептуальное направление в живописи развивает художник Игнатенко С.Н.

Фотогалерея художников







Девлеткильдеев, Касим Салиаскарович







Фотогалерея



А. Платонов Уральские горы. 1989


Памятник первооткрывателям башкирской нефти в Ишимбае


Мозаичные полотна на стенах домов в Салавате


Эпоха строительства капитализма

В конце 20-начале 21 века в республике сложились условия, когда при переизбытке капиталов у успешных менеджеров появилась потребность в их вложении в предметы изобразительного искусство. Появились крупные частные и корпоративные коллекционеры живописи, декоративно-прикладного искусства. Примером может служить банк Восток, Уральский лизинговый центр [4] .

Живопись

Славу самобытному башкирскому изобразительному искусству принесли корифеи, чье творчество традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями – А.Ф. Лутфуллин, Б.Ф. Домашников, Р.М. Нурмухаметов, Кузнецов А.А., Т.П. Нечаева, М.Н. Арсланов, А.Д. Бурзянцев, А.Х. Ситдикова, Б.Д. Фузеев, Э.М. Саитов, З.Р. Басыров, В.П. Пустарнаков, В.И. Плекунов, С.А. Литвинов, Н.А. Калинушкин, К.А. Головченко, А.И. Платонов, Ф.А. Кащеев, В.А. Позднов, П.П. Салмасов, М.А. Назаров, В.Н. Пегов и др.

Графика

В Башкортостане искусство графики получило развнтпе с середины 191О-х гг. 20 века и связано с именами Ю.Ю.Блюментоля, К. С . Девлеткильдеева, М. Н. Елгашиной, в творчесве которых традиции русской классической акварели получило новую трактовку. Лирические работы Елгаштиной посвящены природе Башкортостана (“Весенние сумерки”, 1826), произведения Девлеткильдеева обладают глубоко национальной образной системой (“Башкир-охотник на медведя”; оба — бум., акв.)‚ Блюменталь известен как мастер портрета (“ Старик-башкир", бум., карандаш; оба — 1928). В этот период были созданы рисунки Г.П.Черкашенинова‚ Лежнева, акварельные пейзажи и портреты П.М.Лебедева.

Примером уникальной графики вспомогательного характера являются зарисовки интерьера традиционного, предметов традиционного декоративно-прикладного искусства башкир ( С.Сьромятников в 30-е гг., Г.И. Мухаметшин, М.Д. Кузнецов и др. во 2-й пол. 20 в). Самостоятельный характер уникальной графики проявился в работе М. Пискунова “Переход башкирских войск на сторону Красной Армии”, ставшей редким опытом исторической композиции, выполненной в технике акварели.

В 1974 и 1984 годах в Уфе состоялись выставки эстампа, в 1995 и 1998 годах - 1 и 2-я Уральская триеннале печатной графики. На выставках были представлены работы художников графиков Башкортостана Р.Р. Маглиева (Старая Уфа, литография, 1996), Саитова ("Домой", офорт), Королевского ("Салават Юлаев", линогравюра) и др. С конца ХХ века башкирские графики постоянно участвуют в международных выставках графики. С 2001 года в Уфе проводится международная выставка "URAL PRINT TRIENNIAL".

Скульптура





Памятник Салавату Юлаеву (1967) скульптора Сосланбека Дафаевича Тавасиева, Монумент дружбы народов (1965) скульпторов М. Ф. Бабурина и Г. П. Левицкой в Уфе стали визитной карточкой Уфы, национальным достоянием.

Шесть метафорических фигур, вписанные в созданные для них арочные проемы в музее Салавата Юлаева в селе Малоязе созданы уфимским скульптором Хабибрахмановым Ханифом Мирзагитовичем

Декоративно-прикладное искусство

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов - ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. Изделия из дерева изготавливались с использованием минимума инструментов - только топора и ножа.

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.

В народном искусстве башкир основным видом искусства является орнамент, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав - тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S –образные завитки, криволинейные узоры, спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны.

В декоративно-прикладном искусстве много работали художники: Ямалетдинов, Ильис Миниахметович, Березин Геннадий Николаевич (Белебей), Лебедев Станислав Александрович (Уфа) и др.

Искусствоведение

Систематизированным изучением произведений искусства Республики Башкортостан и творчеством башкирских художников занимались искусствоведы: Казанская Людмила Васильевна (1905–1985) – первый профессиональный искусствовед и музеевед Уфы, Янбухтина, Альмира Гайнулловна — российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС), Фенина, Эвелина Павловна - искусствовед, Заслуженный деятель искусств БАССР, Пикунова-Уждавини, Габриэль Раймондовна - искусствовед, бывший директор Башкирского Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, Сорокина Валентина Мефодьевна - искусствовед, Заслуженный работник культуры РБ и др [8] .

Миннигулова Фарида Муслимовна занимается изучением скульптуры Башкортостана, проблемами ее становления и развития [9] .

Музеи, выставочные залы

В столице Республики остро не хватает современных выставочных залов [10] . В Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова выставлен только 1% экспонатов.



Организации

Как и у каждого народа, у башкир есть музыкальный инструмент, вбирающий в себя его образ и душу. Для Башкортостана — это курай. Его волшебное звучание веками очаровывает сердца людей. Современные кураисты-виртуозы довели до совершенства игру на этом древнем музыкальном инструменте, расширили диапазон его возможности.

Традиции и обычаи

Сегодня курай — не только национальный музыкальный инструмент, но и своеобразная визитная карточка Башкортостана. Символ цветка одноименного растения изображен на государственном гербе и флаге республики. Лепестки стилизованного курая обозначают семь древних башкирских родов, заключивших договор о добровольном вхождении Башкирии в состав Российского государства.

Башкирский мед

Башкортостан – это родина башкирского меда, ценнейшего и полезного природного продукта. Башкирский мед многие годы является визитной карточкой республики. По мнению ученых, настоящий башкирский мед по своим вкусовым качествам и целебным свойствам, а также составу микроэлементов не имеет аналогов в мире. Ценность и неповторимость башкирского мёда обусловлены уникальностью самой природы Башкортостана. Башкирский мёд имеет низкую кислотность, что положительно влияет на ферментативные процессы, протекающие в мёде, и увеличивает его бактерицидные свойства. В особенность башкирского меда свой вклад внесла и бурзянская (башкирская) пчела. Сегодня башкирский мед поставляется во многие европейские страны, США, Японию, страны Ближнего Востока, в частности, в Кувейт.

Башкирский мед

Бортничество

Бортничество

Кумыс

Башкортостан – родина кумыса. Кумыс является национальным напитком башкир, традиция производства которого уходит корнями в далекое прошлое. Умение делать вкусный кумыс издавна ценилось и передавалось от поколения к поколению. Башкирским кумысом лечились в Российской империи как простолюдины, так и именитые ханы.

Кумыс

Сабантуй

Ежегодно в Башкортостане с широким размахом отмечается национальный праздник Сабантуй - праздник плуга. Он возник еще в языческие времена, тогда его смысл заключался в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела жизнь людей. Традиционно Сабантуй отмечается в начале лета. На большой поляне располагаются торговые ряды и концертные площадки, устанавливаются юрты, телеги и другие атрибуты давней кочевой жизни. Готовятся традиционные блюда, сабантуй – один из лучших поводов познакомиться с национальной кухней республики. Кроме того, проводятся всевозможные конкурсы: разбить палкой кувшин с закрытыми глазами, пройтись по скользкому бревну, вздыбленному над землей, поучаствовать в перетягивании каната, подраться мешками, сидя на бревне. Есть среди конкурсов и исконно народные развлечения – например, влезть на высокий голый столб, смазанный жиром. Сабантуй – это повод для джигитов померятся силой в борьбе куреш. Одной из самых зрелищных частей праздника являются скачки на лошадях.

Сабантуй

Куреш

Национальная борьба куреш в Башкортостане известна и любима издревле. Захватывающие поединки батыров всегда отличались своей привлекательностью и борцовским духом. Истоки зарождения куреша или борьбы на поясах, как это принято говорить в международном пространстве, уходят в глубину веков. В старину многие тюркские народы во время гуляний и праздников проводили подобные состязания. Теперь борьба на поясах переживает новое рождение – уже как вид спорта. Периодически по борьбе на поясах проходят чемпионаты Европы, мира и национальные первенства.

Куреш

Коневодство

История башкирского народа исстари тесно связана с коневодством. Башкирская лошадь кормила, одевала, обувала и защищала свой народ в трудные времена. Поэтому и на гербе республики изображен герой Салават Юлаев на своем башкирском коне. В Республике Башкортостан к коневодству всегда относились как к любимому делу и, соответственно, добивались высоких производственных показателей. Поголовье лошадей в республике доходило до двухсот тысяч, ежегодно реализовывалось до двух тысяч тонн кумыса.

Коневодство

Башкирская юрта

Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, древним и универсальным видом которых была решетчатая юрта. Из-за её легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. – она была идеальным жилищем. Величина юрты и цвет её войлоков, покрывавших её крышу, говорили о достатке её владельца.

Башкирская юрта

Башкирский костюм

Башкирский костюм чрезвычайно многообразен и богат. В основе этого лежат культурно-этнические особенности влившихся в состав башкир древних и средневековых племен и народов. В народном костюме нашли претворение многие искусные умения: узорное тканье, вязание, всевозможная вышивка, аппликация, составление украшений из нанизанных на нити кораллов, из монет, ювелирное ремесло, орнаментация кожи. При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Башкирские женщины украшали костюмы самоцветами, серебряными и другими монетами. Блестящие монеты являлись символом солнца, звезд и, кроме того, считалось, что звон монет отгоняет злых духов.

Читайте также: