Культура башкирии в 16 веке сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Больше трети населения республики на сегодня – русские, дальше в перечне народов республики идут собственно башкиры, татары, чуваши и удмурты, украинцы, марийцы и мордвины.

Природа Башкирии

Башкортостан богат природными ресурсами: солью, нефтью, газом, железной рудой. Это важный регион горнодобывающий промышленности России. И очень знаменит Башкирский регион своей красивой горной природой: множеством рек и озер, очень богатых рыбой. Горы в Башкирии будто созданы для туризма, и совсем не экстремального: поросшие зеленью, с относительно мягким для России климатом и очень живописные.

Культура Башкирии

Башкортостан вошел в состав России еще в 16 веке, народы смешались между собой, и на сегодня башкир в республике всего четверть населения. Но башкиры в составе России не забывают свои родные культуру и язык. Национальные костюмы, язык, сказки и песни, народная мясная кухня, ковроделие – все эти культурные элементы очень похожи в Башкирии и в соседних с ней республиках Татарстане, Удмуртии, в соседней стране Казахстан. Кухня башкир основана на традиционной привычке питания народов- кочевников, основа которой мясо и молоко. Национальные костюмы – очень стильные даже по современным меркам моды, красочные и одновременно не крикливые, а сдержанные по –северному, украшенные мехами и орнаментами, очень похожи на костюмы ближайших соседей, татар. Впрочем, татар в Башкирии очень много – их 17 процентов населения.

Символика Башкортостана

В целом культура Башкортостана и Уфы не отличается от культуры любой республики России и любого крупного краевого центра: тот же театр оперы и балета, музеи, государственный театр кукол – гордость республики. Как и все национальные республики России, Башкирия имеет свой гимн на музыку Фарита Идрисова, государственный флаг, на котором изображен цветок курая. На флаге наряду с сине-белыми российскими полосами проведена зеленая черта, которая символизирует ислам, который исторически исповедовали башкиры. А герб Башкортостана – это изображение памятника национальному герою Башкирии, поэту Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца. Башкиры – мирный и дружелюбный народ, потому не зря на гербе республики изображен не автомат Калашникова, не воин с винтовкой, а именно поэт. И этот факт – тоже немаловажный элемент культуры Башкирии.

Я сам – на четверть башкир по происхождению и проживаю в городе Уфа, на той самой его окраине, где выросла знаменитая уфимчанка, музыкант Земфира Рамазанова. Но по собственному желанию я изучал в школе башкирский язык. Во-первых, почетно знать язык своих предков, а во-вторых – этот язык имеет много общего с тюркскими языками, потому полезен при освоении культуры тюрков в целом.

Башкирская культура формировалась с начала формирования башкирского этногенеза в XII – XIV вв. и по настоящее время. На культуру оказывало внимание кочевой образ жизни, воззрения тенрианства, ислама. Своеобразие башкирской культуры заключалось языке, особенностях ведения хозяйства (полукочевое скотоводство и постепенные переход к оседлости), одежде ( длинные платья, украшения из кораллов и монет, тюбитейки, меховые шапки, сапоги, ичиги), жилищах (юрты, летние, жимние), пище (преобладание молочных и мясных блюд, малое количество овощей, каши, густые супы), социальной организации (объединение родственных семей – потомков одного предка по мужской линии в аймаки), семейных традициях и др.

Параллельно с башкирской культурой на территории РБ развивалась культура населяющих ее народов: русских, татар, украинцев, чувашей и др. С течением времени происходило взаимопроникновение культур, их влияние друг на друга.

До Великой Октябрьской социалистической революции в республике в основном развивалось самодеятельное искусство в виде народного творчества. После революции получила большое развитие профессиональная культура - музыкальная, театральная, живопись, хореография и др.

В 80-е годы в Башкирской АССР, как и во всем СССР сформировалась единая национальная общность - Советский народ. Соответственно, сформировались единые интернациональные культурные элементы, традиции. Единая культурная общность развивалась и после развала СССР.

В 90-е годы ХХ века в республике произошел уход от идеологии Марксизма-Ленинизма, нацеливание населения на строительство в республике капитализма без официальной идеологии. Культура мировоззрения населения сместилась в сторону религиозной культуры. Этому способствовало множество построенных в конце ХХ - начале ХХI века мечетей, синагог, православных и католическая церквей.

Современное состояние [ ]

Культура в ХХI веке в РБ развивается, как целостная система, как продукт художественной деятельности людей. Основным звеном художественной культуры является искусство. Искусство в Республике Башкирия существует и развивается в конкретных многочисленных видах: литература, театр, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография, музыка, хореография, кино, цирк, соответственно многообразию типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира. Все виды искусства находят поддержку и финансирование.

Развитие и поддержка культуры в республике оказывается созданными в республике творческими союзами: Союз кинематографистов Башкирии , Союз композиторов Республики Башкирия и др.

В республике работают театры: Башкирский государственный театр оперы и балета ; [1] .

Учебные заведения [ ]

В РБ работают учебные заведения культуры Уфимское училище искусств , Салаватский музыкальный колледж.

Наука [ ]

Всестороннее изучение культуры народов Башкирии началось с конца XIX — начала XX века учеными Н. А. Аристов, В. И. Даль, Р. Г. Игнатьев, М. В. Лоссиевский, П. И. Небольсин, Д. П. Никольский, С. И. Руденко, С. Г. Рыбаков, И. С. Попов, В. И. Филоненко и др.

Вопросами развития, функционирования культуры народов Башкирии занимались ученые РБ В.Л.Бенин, Д.Ж.Валеев, А.М.Кадыров, Ф.Т.Кузбеков, Л.Н.Попова, З.Г.Ураксин, К.А.Фёдоров, С.А.Халфин, Ф.Г.Хисамитдинова и др.

В Башкирском государственном университете на факультетах башкирской филологии и журналистики, философии и социологии, филологическом факультете, в Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой изучают национальную словесность народов РБ.

Создается реестр памятников культурного наследия Республики Башкирия.

Выдающиеся представители [ ]

Большой вклад в культуру народов Башкирии внесли поэты и писатели Салават Юлаев, Ш. Бабич, Мустай Карим, [2] , Интересные факты [ ]

Башкирия присоединилась к России в 16 веке. После битвы 1552 года, когда русским удалось захватить Казань, Иван Грозный обратился к народам, находящимся под покровительством Казанского ханства. В письмах, разосланных вместе с послами, содержалось обращение ко всем народам, находящимся к востоку от разбитого Казанского ханства. Царь призвал всех желающих сохранить свои земли, скот и жизнь под его патронажем при условии выплаты ясака. Принятие русского подданства башкирами происходило в течение нескольких лет. Сначала северные и западные башкиры получили русское подданство в 1554-1555 годах. А уже в 1556 году племена юго-восточных башкир послали своих послов. В 1557 г. башкирские послы получили грамоту Ивана Грозного. В грамотах говорилось, что башкирские земли являются их собственностью и вотчиной. Послы получили тарханские грамоты. Царским указом башкиры получили русское подданство.

Этому предшествовало несколько причин. Во-первых, среди башкирского народа существовало представление о том, что в случае присоединения к Русскому государству народ будет жить в мире и процветании.

Во-вторых, после переговоров с царской властью башкирам было обещано сохранить местное самоуправление. Башкирам были гарантированы мир и свобода вероисповедания. Им также была предложена защита от внешней агрессии. Взамен башкиры признали себя подданными Русского государства, подчинились единым законам государства и обязались платить налоги и проходить военную службу.

Этот взаимовыгодный союз имел ряд преимуществ. В результате такой аннексии Башкирия значительно расширила территорию Русского государства, а также его население.

Башкиры получили сильного покровителя. Также этот союз способствовал развитию сельского хозяйства и торговых отношений. Значительная часть башкирского населения перешла к оседлому образу жизни.

В то же время башкиры потеряли право на самостоятельное государство. Имущественные права башкир не всегда соблюдались царской властью. Такие случаи часто становились причиной национальных войн, восстаний.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В конце 14 — начале 15 вв. Золотая Орда быстро и неудержимо шла к полному политич. распаду. 11а её развалинах вырастали но­вые государственные образования. В связи с этим политич. и экономнч. положение Б. ещё больше ухудшилось. Она очутилась в окружении разных ханств и была расчленена: западные башкиры под­чинялись Казанскому ханству, северо-восточные — Сибирскому ханству.

Большая часть территории и населения страны была подвластна Ногайской Орде. Весь 15 в. и 1-я половина 16 в. в истории Б. называются ногайским периодом.

В экономическом отношении Б. в 13—15 вв. и в 1-й половине 16 в. оставалась страной кочевого ско­товодческого хозяйства и коллективной охоты. С ростом феодальных отношений выделяется экс­плуататорская верхушка — бии, мурзы, тарханы, военная аристократия. Они пользовались осо­бым влиянием на родовых джиинах и в социально- экономической жизни башкир. Положение тру­довых масс башкир особенно ухудшилось в ногай­ский период. Башкиры привлекались феодалами к участию в беспрерывных войнах, должны были поставлять боевых коней и продовольствие. Лучшие места кочёвок были заняты ногайскими и татар­скими мурзами, башкирскими биями и тарханами. Страна пришла в экономический упадок, народ вымирал.

В 1552, после разгрома казанского ханства Ива­ном IV (Грозным) башкиры, экономически и полити­чески тяготевшие к России, начали отправлять по­сольства в Московское государство с просьбой при­нять их в русское подданство. Послы были приняты царём Иваном IV. Он согласился принять башкир в русское подданство, пожаловал их землями и подтвердил права башкир на владение землями, принадлежавшими ранее ногайцам, но обложил их ясаком. Так, к 1557 совершилось присоединение казанских и ногайских башкир к Московскому государству. Остальная небольшая часть Б. при­соединилась в конце 16 — начале 17 вв.

Русское покровительство обеспечило башкирам возможность экономического развития. В 1573 башкиры обратились к русскому правительству с просьбой построить на их земле город. Постройка крепости Уфы началась в 1574; с 1586 она пре­вращается в город и становится центром сбора ясака, а в дальнейшем — административным центром. Па­раллельно с Уфой строилась и Самара (город Куйбышев). В дальнейшем в башкирском крае воз­никли крепости и города: Бирск, Мензелпнск, Челябинск, Табынск, Стерлитамак, Оренбург (Чка­лов) и др.

С присоединением к Русскому государству управ­ление Б. осуществлялось приказом Казанского дворца, а на месте — русскими воеводами, находив­шимися в г. Уфе. В административном отношении страна была разделена на четыре дороги (области): центральная и южная части Б. составляли Ногай­скую дорогу, западная часть —Казанскую, горно-лес­ная часть и земли, лежавшие к В. и С.-В. от Ураль­ского хребта,— Сибирскую дорогу. Четвёртая — Осинская дорога тянулась узкой полосой к С. от Уфы между Казанской и Сибирской дорогами. По­явление в Б. русских и нерусских народностей По­волжья — татар, чувашей, мари, удмуртов — ока­зало положительное влияние на развитие экономики страны. По примеру русских крестьян и других зем­ледельцев башкиры начали заниматься хлебопа­шеством и постепенно переходили от кочевого обра­за жизни к полуоседлому.

В 17 в. формируются феодальные отношения у башкир, растёт имущественная и социальная диф­ференциация. Бии, мурзы, баи, тарханы — в большинстве сво­ём потомки родовой знати,— становятся господству­ющим феодальным классом. Непосредственными производителями были рядовые общинники, ко­торые платили ясак государству и несли много­численные повинности, и туснаки, лишённые сво­боды и находившиеся на положении полурабов; наи­более угнетёнными были пленники (ясыри).

Размеры ясака и других многочисленных пода­тей были непосильны для угнетённого населения Б. При сборе податей, царские чиновники творили беззакония. Колониальная администрация края способствовала расхищению русскими помещи­ками и татарскими феодалами обширных плодо­родных полей и богатых недр Южного Урала. В 1662—64 и 1675—83 башкиры восставали против фискального гнёта царских властей. Башкирские феодалы, подстрекаемые наследниками сибирского хана Кучума и калмыками, использовали народные восстания для разбойничьих набегов на русские поселения.

Российская Федерация – многонациональная страна. Государство населяют различные народы, у которых свои верования, культура, традиции. В Приволжском Федеральном округе есть такой субъект РФ – Республика Башкортостан. Она входит в Уральский экономический район. Этот субъект Российской Федерации граничит с Оренбургской, Челябинской и Свердловской областями, Пермским краем, Республиками в составе РФ - Удмуртией и Татарстаном. Столицей Башкортостана является город Уфа. Республика является первой автономией по национальному признаку. Она была образована еще в 1917 году. По численности населения (более четырех миллионов человек) она также занимает первое место среди автономий. Республику населяют преимущественно башкиры. Культура, религия, традиции этого народа будут темой нашей статьи. Следует сказать, что башкиры проживают не только в Республике Башкортостан. Представителей этого народа можно встретить в других уголках Российской Федерации, а также на Украине и в Венгрии.

Башкиры религия

Что за народ – башкиры?

История народа

Какую религию исповедуют башкиры

Большой исход к Дунаю

В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена – кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.

Какая религия у башкир

Тенгрианство

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри – по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о вертикали власти. Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Религия башкир по культурологии

Соединение с исламом

Принятие ислама

Религия у татаров и башкир

Присоединение к России

В 1552 году, после падения Казанского ханства, Башкирия вошла в состав Московского царства. Но местные старейшины оговорили права на некоторую автономию. Так, башкиры могли и дальше владеть своими землями, исповедовать свою религию и жить прежним укладом. Местная конница участвовала в сражениях русской армии против Ливонского ордена. Религия у татаров и башкир имела несколько разное значение. Вторые приняли ислам намного раньше. И религия стала фактором самоидентификации народа. С присоединением Башкирии к России, в край стали проникать догматические мусульманские культы. Государство, желающее держать под контролем всех верующих страны, учредило в 1782 году в Уфе муфтиат. Такое духовное засилье привело к тому, что в девятнадцатом столетии верующие края раскололись. Возникли традиционалистское крыло (кадимизм), реформаторское (джадидизм) и ишанизм (утративший сакральную основу суфизм).

Башкиры культура религия традиции

Какая религия у башкир сейчас?

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Религия большинство верующих башкир

Религия башкир по культурологии

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами – злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Другие религии в Башкортостане

Учитывая, что из всего населения Республики этнические башкиры составляют всего четверть, следует упомянуть и о других вероисповеданиях. Прежде всего, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец XVI в.). Позже здесь прижились и старообрядцы. В XIX столетии в край приехали немецкие и еврейские мастера. Появились лютеранские кирхи и синагоги. Когда Польша и Литва стали частью Российской империи, в краю стали селиться военные и ссыльные католики. В начале ХХ века в Уфу переехала колония баптистов из Харьковской области. Многонациональность населения Республики послужила причиной и разнообразия верований, к которым очень толерантны коренные башкиры. Религия этого народа, с присущим ей синкретизмом, до сих пор остается элементом самоидентификации этноса.

Читайте также: