Крым сообщение кратко 5 класс родная литература

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аннотация. Учитель рассказывает о разнообразных формах работы на уроках, на которых используется краеведческий материал.

Ключевые слова: урок литературы, краеведение, народы Крыма, фольк- лор, поэзия В.Н.Орлова, легенды Крыма, осмысление прочитанного, соз- дание текста, игра, семейное чтение.

Abstract. Various forms of work in the classroom using local history material. Keywords: literature lesson, local history, peoples of the Crimea, folklore, V.N. Orlov’s poetry, legends of Crimea, reading comprehension, writing text, game, family reading.

Трудно найти в России область или край, где живут представители одного этноса. Не исключение и Республика Крым.

Малая родина! Для нас, крымчан, она на- чинается с лёгкой волны, плещущей под ноги, с белых облаков, плывущих над Демерджи и Чатырдагом, с цветущих каштанов и запаха смолистой крымской сосны. Нам дороги род- ные просторы, дорога память о тех, кто жил до нас, обустраивал эту землю с мечтой о цветущем крае, где в согласии и единстве бу- дут жить народы разных наций, вероиспове- даний и культуры. Как научить детей уважи- тельному отношению к традициям и обрядам наших народов? Лучший воспитатель и по- мощник учителя — краеведение.

На уроках литературы в пятом классе мы знакомим детей с устным народным творче- ством не только русского, но и крымско-та- тарского, украинского и других народов Кры- ма. Сказки, поговорки, пословицы способ- ствуют формированию личности рёбенка.

38 Литература в школе. 2015. № 6.

В школах других регионов России можно также предварительно познакомить учащих- ся с крымским краеведческим материалом для расширения эрудиции и пробуждения любознательности детей к вопросам лите- ратуры.

Класс делится на команды, капитан выби- рает номинацию и вопрос определённой

Учитель или ведущий задаёт вопрос.

8 баллов. Что приказал сшить себе же- стокий царь, потому что без него человек что конь без седла? (Одеяло.)

6 баллов. Какое животное бедный человек Насыр-Эддин-оджа представил богачам как своего слугу в крымско-татарской сказке? (Зайца.)

4 балла. Назовите героя украинской сказ- ки, которому услужил волк. (Серко.)

2 балла. В русских сказках она и прекрас- ная, и премудрая. (Василиса.)

8 баллов. Закончи армянскую пословицу:

нет. Назовите её. (Родина.)

4 баллов. Что, по мнению греков, ценнее храбрости? (Знания.)

10 баллов. Какую загадку сфинкса разга- дал царь Фив Эдип? (Кто ходит утром на че- тырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх?)

8 баллов. Стоит дом без всякой опоры. Висит потолок — весь в заплатках. (Небо.)

6 баллов. Семь братьев есть. Возраст их один, имена разные. (Неделя.)

4 балла. Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Игла.)

2 балла. Куда ползёт — свой дом везёт.

лова, стихи которого детям хорошо знакомы, предваряется изучение лирики.

Назовите имя поэта.

1. Родной город Орлова. (Симферополь.)

2. Для каких театров Орлов писал пьесы? (Для кукольных.)

4. Какая библиотека носит имя В.Н.Ор- лова? (Детская республиканская в Сим- ферополе.)

Воробьи развеселились В эти тёплые часы.

А сосyльки прослезились

Назовите лирических героев стихо- творений В.Н.Орлова:

1. Мы бежим за дождиком вдогонку, Только он остался у ворот. (Клён.)

2. Она вечером сказала:

— Я нисколько не устала, Так сегодня мало дела!

Просто я помолодела. (Мама.)

3. У неё украли Карандаш! Картонку! Пробку!

И красивую коробку! (Ворона.)

Бились тучи целый час, Искры сыпались из глаз. Подрались они всерьёз — (Довели себя до слёз.)

III раунд. Конкурс чтецов

Встречи в республиканской библиотеке имени В.Н.Орлова с крымскими поэтами за- ставляют детей вслушиваться в каждое сло- во, побуждают к тому, чтобы самому взять перо и записать робкие строки первого сти- хотворения:

Я на гору поднимусь — Высоты я не боюсь.

Ну а с горушки огромной Видно всё, как на ладони: Видно поле, виден луг

И пшеницы жёлтый круг, Видно озеро и речку, Камыши вокруг колечком. Здесь и лес весь круглый, Круглые дома —

Вот какая круглая Детская страна.

Тёмная Анастасия, 5 класс

Крым. Демержди. Фото Т.Соловей. 2014

Всестороннему развитию личности спо- собствуют уроки внеклассного чтения. Чте- ние заставляет детей задуматься над прочи- танным, сопереживать героям, размышлять над тем, как поступили бы они в той или иной ситуации.

После урока по рассказу А.И.Куприна

1. «Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии,

с их твёрдыми и блестящими, точно лакиро-

Что восхищает вас в природе Крыма?

Опишите свой любимый уголок природы.

Есть ли у вас какая-нибудь вещь, которой вы дорожите, к которой относитесь так, как Мартын Лодыжкин к своей шарманке?

Согласны ли вы с ней? Почему?

К сожалению, дети сегодня мало читают. Несомненно, их привлечёт литература род- ного края, потому что события, о которых рассказывают писатели, происходят в ме- стах, хорошо им известных, даны описания природы, с которой ребята знакомы с дет- ства. Это интригует: как писатель рассказал о том, что я видел собственными глазами? С чем я соглашусь? Чему не поверю?

Привить ребёнку любовь к чтению мож- но только тогда, когда читают родители. Для семейного чтения рекомендуем книгу

Можно провести вместе с родителями замечательный вечер, на котором прозвучат в исполнении детей, их родителей, бабушек и дедушек легенды Крыма, песни о нём, будут показаны презентации, подготовленные се- мейными коллективами, выставлены рисунки взрослых и школьников, посвящённые малой родине.

1. Наложница Крым-Гирея. 3. Один из братьев-близнецов, живших на вершине Аюдага. 6. Дворец султана. 8. Ароматный порошок, брошенный в кладку мечети Мюск-Джами.9. Птица, в которую превратилась дивчина, пытавшаяся спасти казаков из морской пучины. 12. Профессия джанкойского бедняка Салэ. 13. Сугдейская царица. 14. Правитель древнегреческого полиса.

16. Хижина бедняка. 17. Источник в Мисхоре. 18. Животное, принесённое в жертву вместо Ифи- гении. 19. Героиня Херсонеса.

1. Гора-кузнец. 2. Обращение к знатному господину. 4. Были времена, когда этот народ владел Судаком. 5. Город, возникший на том месте, где схватились в смертельной битве две змеи. 7. Гора, в мрачной пещере которой хранится золотая колыбель. 8. Собиратель крымских легенд. 10. Она превратилась в причудливый камень. 11. Древнее название Алушты.14. Сын Митридата.15. Красавица, поразившая в глаз великана ядовитой каменной стрелой.

По горизонтали: 1. Диляра. 3. Георгий. 6. Сераль. 8. Мускус. 9. Чайка. 12. Пастух. 13. Фео-

дора. 14. Архонт. 16. Сакля. 17. Фонтан. 18. Лань. 19. Гикия.

По вертикали: 1. Демерджи. 2. Ага. 4. Греки. 5. Бахчисарай. 7. Исар. 8. Маркс.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

17.01.2019. № 18 Родная (русская) литература,5 класс.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Предметные: создать условия для полного восприятия текса и понимания его основной мысли: смысл жизни человека.

Метапредметные: регулятивные : овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;. познавательные: ориентироваться в справочной литературе;отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике .коммуникативные : владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции .

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: хрестоматия, портрет писателя, тематические плакаты с иллюстрациями.

Основные понятия и термины: антитеза

«Есть только две формы жизни: гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую,

1.Организационный момент. ( 1мин.)

2.Актуализация опорных знаний. ( 3 мин.)

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.Определение темы и планируемых результатов урока. ( 3 мин.)

- Максим Горький… Певец жизни, Человека, красоты. Его необыкновенный

художественный мир – мир легендарных героев, человеческих мыслей и чувств,

романтических устремлений. Сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомиться с

4. Восприятие учащимися учебного материала. (10 мин.)

Детство Горького прошло в жестких, тяжелых условиях. С ранних лет будущий писатель был вынужден заниматься подработками, зарабатывая на жизнь чем только придется.

Впервые напечатано в "Самарской газете", 1895, номер 50, 5 марта под названием "В Черноморье", с подзаголовком "Песня", в серии "Теневые картинки". Рассказ старого Рагима имел подзаголовок: "О соколе и уже". В первое издание (Дороватовского и Чарушникова) "Очерков и рассказов", 1898 года, произведение вошло под названием "Песня о Соколе", подзаголовок "О соколе и уже" был снят.

hello_html_15ad9331.jpg

5.Физминутка. (2 мин.)

Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

6 .Первичная проверка понимания усвоенного. (20 мин.)

2) Вопросы после прочтения:

В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? ( вступле-ние, песня, заключение );

Г) Что объединяет начало и конец произведения? ( пейзаж );

Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? ( природа одухотворена ) .

Слово учителя : этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы

- О чем спорят Уж и Сокол? (о смысле жизни).

- Можно ли противопоставить этих героев? Почему? ( можно, потому что у них несовместимые представления о правде жизни - на этом и строится диалог между Ужом и Соколом ).

- Дать определение антитезы ( частого приема в произведениях Горького ) - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь - я раб, я червь - я бог! ( ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ )

Устное задание : обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы ( трусливые - мужественные, жадные - щедрые, гниение - горение) .

Письменн ое задание: выделить и подчеркнуть ключевые слова :

Его стихия – … небо

Он пожил … славно

Он бился … храбро

Он познал … счастье

Стремление (куда?) … вверх

И поэтому главное

для него (что?) … взлет

Его стихия - ущелье,

где (как?) … темно, тепло и сыро, душно где пахнет (чем?) … гнилью

Для него небо - … пустое место

Стремление (куда?) … вниз

И поэтому главное

для него (что?) … падение

Р ассказ учителя о символике в произведении.

Сокол – символ смелости, страсти к свободе, небо - символ счастья.

Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.
- Через символику произведения мы приходим к выводу о том, что писатель показал в произведении животных, но наделил их человеческими качествами.

- Д ля чего делает это автор, что хотел этим сказать?

- Вывод: основной идеей произведения является смысл человеческой жизни . (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ)

7. Итоги урока. ( 2 мин.)

- Итак, давайте подведем итог нашего занятия:

2) Показал две формы жизни человека ( обращение к эпиграфу урока : гниение и горение ).

-Сегодня на уроке Я….

-Узнал, открыл для себя…

Моей мечтой с тех пор напоены

Предгорий героические сны

И Коктебеля каменная грива;

Его полынь хмельна моей тоской,

Мой стих поет в волнах его прилива,

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

(Коктебель, М. Волошин)

Крым в литературе

Крым глазами русских писателей начала ХХ века.

О Крыме написано много произведений. Все гении русской литературы, связавшие на какой-то момент часть своей жизни с Крымом, оставили заметки и рассказы об этом крае. Но наиболее интересно для нас видение Крымского феномена глазами классиков русской литературы рубежа прошлого и позапрошлого столетий. Они искусно подмечают все стороны жизни крымского курорта в начале его зарождения. Вчитываясь в строки мастеров русской литературы, получаешь не только эстетическое удовольствие, но и узнаешь многие факты о нравах курортного Крыма того времени.
Михаил Булгаков. "Путешествие по Крыму"

Александр Куприн. "Винная бочка"

Иван Бунин. "Алупка"

Александр Куприн. "В Крыму"

Антон Чехов. "Дама с собачкой"

Крым занимает важное место в русской литературе 19-20 веков: это и место кровопролитных сражений и военных подвигов (Крымская война и Великая Отечественная война), и последний оплот Белой армии в Гражданской войне, и в то же время прекрасный экзотический край с богатой историей, вдохновляющий мечтателей и поэтов, теплое южное море и курортные города с их особой атмосферой.

В 1820 году в Крым приехал Пушкин для поправки здоровья. Он побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, где посетил ханский дворец. Здесь у Пушкина

Известный русский сатирик начала 20 века А.Т. Аверченко родился в Севастополе и провел там первые шестнадцать лет своей жизни. Побывав в нескольких городах, Аверченко осел в Петербурге, но после революции 1917 года вернулся в Севастополь, преодолев множество препятствий. В 1920 году, за несколько дней до того, как в Севастополь вступили красные, писатель эмигрировал в Константинополь. В своих рассказах Аверченко пишет о мирном, сонном, жарком городе своего детства, его купальнях и бульварах, и об этом же городе, охваченном лихорадкой войны и смуты.

Моей мечтой с тех пор напоены

Предгорий героические сны

И Коктебеля каменная грива;

Его полынь хмельна моей тоской,

Мой стих поет в волнах его прилива,

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

(Коктебель, М. Волошин)

Тема Крыма в творчестве многих русских писателей и поэтов значима и иногда является точкой отсчета для большого вдохновения. Красота и неповторимость природы Крыма, драматичность исторических событий, которые происходили на берегу полуострова еще в древние и средние века, героические битвы, бушевавшие на берегу и Чёрном море, нашли своё отражение в стихах, рассказах, поэмах известных русских писателей.

И.И. Левитан, написавший в Крыму немало картин. Знаменитая поэтесса Марина Цветаева в Коктебеле познакомилась со своим мужем Сергеем Эфроном на даче, где в начале ХХ столетия поселился поэт Максимилиан Волошин.

Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я поселил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

Постараюсь разобраться в том, что вдохновило поэта на написание этой поэмы. Есть замечательное произведение поэта Александра Пушкина "Бахчисарайский фонтан". Есть легенда о женщине, вдохновившей поэта. В одном из первых стихотворений "Платонизм",

посвящённых Софье Киселёвой (Потоцкой) , Пушкин посвящает следующие строки:

Восторги нежные к тебе
Нашли пустынную дорогу.
Я понял слабый жар очей,
Я понял взор полузакрытый,
И побледневшие ланиты,
И томность поступи твоей.
Пушкин знал Софью Станиславовну еще по Петербургу. Гроссман указывает, что именно Софья Станиславовна была вдохновительницей „Южной поэмы " Пушкина „Бахчисарайский фонтан".

Совершив двухмесячное путешествие по Кавказу с семьей генерала

Таким образом, мы убедились в том, что этот полуостров вдохновлял великого Пушкина на создание легендарных произведений.

И.А. Бунина крымская тема тоже не оставила равнодушным. Авторская позиция относительно пейзажей полуострова просматривается во многих его произведениях. Для меня было интересно узнать тот факт, что же вдохновило Бунина на отражение крымской темы в своих произведениях?

Именно Иван Алексеевич Бунин является наиболее значительным преемником А.С. Пушкина в развитии крымской темы в поэзии.

Мы видим, что посещение полуострова не оставило И.А. Бунина равнодушным. Ему хотелось донести до читателя красоты Крыма, передать ощущения, которое он испытал, глядя на море.

Туман встает на дне стремнин,

Среди полуночной прохлады

Сильнее пахнет дикий тмин,

Гремят слышнее водопады.

Как ослепительна луна…

Вопросы для самоконтроля.

1. Что означает понятие литературное краеведение?

2. Почему Крым для многих писателей и поэтов стал источником вдохновения?

Преподаватели:О.В. Лисунова, Н.Н. Савинчукова, О.В. Маркина.

Чевардина Наталья Францевна

Очерк "Крым - моя малая Родина" был представлен на муниципальный этап Всероссийского конкурса сочинений. Материал занял второе призовое место среди учащихся начальных классов.

ВложениеРазмер
krym_sochinenie_1.docx 16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Крым – моя малая Родина.

Крым как магнит притягивал к себе многие племена и народы. В разное время полуостров обживали: тавры, греки, гунны, скифы, сарматы, половцы, хазары – это не полный перечень народов населявших Крым. Крым они считали своей Родиной с озёрами, воды которых напоминали горько-солёные слёзы. Одни приходили с миром, а другие с огнём и мечом. Одни строили, а другие разрушали. Звон оружия и взрывы снарядов сотрясали полуостров и в годы Крымской и Великой Отечественной войн. Земли нашего благословенного края вырастили героев войны и труда. Мы – подрастающее поколение с интересом изучаем историю Крыма. Гордимся и помним защитников нашей земли. Учимся ценить то, что щедро подарила нам природа.

Наш город активно растёт и развивается. Недавно началось строительство набережной вблизи солёного озера. Это будет современная прогулочная зона для горожан и наших гостей. Количество гостей, которые приезжают сюда за здоровьем, постоянно растёт. И озеро помогает всем, кто приходит к нему за помощью. А помощь оказывают подготовленные специалисты медицинских центров. Санатории города имеют мировую известность. Это современные корпуса, новейшая медицинская аппаратура. Созданы условия для лечения больных с ограниченными возможностями. Такие люди в нашем городе чувствуют себя на равне со всеми.

Наша школа расположена, можно сказать, рядом с озером. Экскурсии к водоёму всегда оставляют яркие впечатления: повествование учителя, голубая гладь озера, почти воздушная пена на берегу. Камни, пропитанные солью. Розовые облака крымского кустарника тамарикс. Словно в сказке сама природа колдует в своей гигантской лаборатории – Сакском солёном озере. Порой с гордостью шагаем с составе экологического патруля. Мы – школьники учимся ценить, любить и беречь богатство, подаренное людям природой, чтобы запасы лечебной грязи несли здоровье людям ещё многие столетия. Я живу на замечательной земле!


Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

В доме в Старом Крыму, где в 1950-х гг. жил Паустовский, с 2006 г. открыт его мемориальный музей. В мае 2007 года открыта мемориальная доска на доме станции мониторинга окружающей среды Карадагской биостанции, где в начале 1950-х годов жил К. Г. Паустовский.

Читайте также: