Крестьянская тема в творчестве художников второй половины 18 века сообщение

Обновлено: 04.05.2024

Для России XVIII век был периодом контрастов, так как в после петровской России светские приемы и роскошь дворянства стояла рядом с голодным и тяжелым положением крестьян. Быт и образ жизни русского народа, человек полностью зависел от того какую нишу, он занимает. К сожалению, это не вызывало дискомфорт со стороны дворянства. Дворянство тем временем беззаботно проживало, их работу выполняли крестьяне.

Крестьяне в первой половине 18 столетии все прочнее прикреплялись к личности владельца. Издавалось множество указов и реформ для закрепощения крестьян и для увеличения привилегий и прав дворянства. Из множества указов императоров и императриц видно, что в России идет европеизация. Европеизация коснулась жизни дворянства, образования и искусства, несмотря на то, что в России во многом поменялся уклад жизни, однако в Европе крепостничество оставалось позади, а в России оно только укреплялось и ужесточалось, а жизнь крестьян становилась невыносима. Орлов А.С. писал о том, что со стороны царей шла череда реформ, так называемая социальная политика. Социальная политика состояла в расширении прав и привилегий дворянства, что достигалось за счет ограничения прав и регламентации жизни крестьян. Дворяне могли владеть землей и крестьянами, а также контролировать денежные операции крестьян [52].

Из исследований автора ясно видно, что крестьяне, уже в первой половине XVIII века, становились, практически, безвольны и несвободны. Угнетение крестьян для дворян не было чем-то неправильным, а являлось частью их роскошной жизни, которая состояла из большого количества балов и празднеств. В дальнейшем состояние крестьянской общины только стало ухудшаться, что повлекло множество волнений среди крестьян, и привлекло к крестьянским восстаниям, которые только сделали тягостнее жизнь крестьян.

Никто не может не согласиться, что при таком количестве великих царей – Российскую Империю в XVIII веке можно считать менее великой, чем Европа. И хотя из-за закрепощения мы отставали в промышленности и других сферах, но сельское хозяйство процветало, были реформаторы, которые вели страну вперед, и конечно Россия и русский народ даже, справившись, со многими тяготами, всегда был велик и сила его непоколебима.

В XVIII веке историки говорят о том, что оформилось несколько категорий крестьянства. Ефимов А.В. выделил 5 категорий крестьянства: частновладельческие (помещичьи) крестьяне, а также холопы и крепостные, монастырские крестьяне (с 1786 года стали государственными), дворцовые крестьяне (собственность царской семьи), черносошные крестьяне, посессионные крестьяне (собственностью заводов и фабрик) [28]. Когда мы говорим о разделении любого понятие всегда есть определенная иерархия, так и в этом случае каждая категория несла свою ношу, и к сожалению некоторым приходилось совсем туго.

Государственные или дворцовые крестьяне – наиболее защищенная категория крестьян из всех. Согласно исследованию И. Курукина, можно определить какие крестьянские категории в эту входили: казённые сибирские, ямщики, однодворцы, пахотные солдаты, служилые старых служб, адмиралтейские, приписные, ясачные и другие. Их всех определили в одну категорию – государственные. Кроме того, автор выделяет, что данным крестьянам выделялся большой участок земли, и большинство государственных крестьян было грамотным, имели хорошую общинную организацию, для них создавались специальные суды, и они несли присягу перед царем. Они также имели свободу, но работали везде, так как налоги были больше в связи с их более выносимым состоянием [34].

Исходя из замечаний автора, стоит заметить, что государственные крестьяне были на неплохом счету, так как причислялись не к крепостным, а к служителям царской семьи. Крестьяне были образованы и имели земли, а также имели некоторое административное влияние, но, тем не менее работы в городе было очень много и дополнительные налоги они также платили, так как их считали особыми, но у них была свобода, что в то время стоило очень дорого и получить было сложно.

Следующая категория, посессионные или приписные крестьяне. Этим крестьянам приходилось гораздо хуже, чем дворцовым. Курукин пишет о том, что они выполняли тяжелую работу, но не были рабочими. Они появлялись на предприятиях периодически, но занимались только самым тяжелым трудом. Когда крестьяне отрабатывали подать, то дополнительный доход им оплачивался меньше, чем рабочим. Также дворяне имели право купить или продать крестьянина. От крепостных крестьяне мало отличались, их могли посадить на цепь и наказать за непорядочную жизнь в семействе [34].

Посессионные крестьяне были наиболее несчастны, чем дворцовые. Судя по исследованиям и по историческим документам, крестьяне действительно мало отличались от закрепощенных крестьян, к тому же работы на заводах были тяжелы и мало оплачиваемы, эти крестьяне привязывались к заводам и уже не могли распрощаться с ним, их могли выкупить, но они всё равно не могли избавится от работ на предприятии и их, как правило, отправляли на самые ужасные работы.

В особую группу принято выделять монастырских крестьян. Курукин говорит о том, что крестьяне монастырские принадлежали церковным учреждениям, но продавать их они не имели права. Кроме того, монастырские крестьяне платили намного выше налог, чем государственные, поэтому среди этих крестьян было большое количество волнений и восстаний. Позже государство в стремлении отобрать земли у церкви перевело крестьян в другой экономический ранг и они стали государственными [34].

Монастырские крестьяне имели свои плюсы, по сравнению с приписными, и минусы, по сравнению с государственными. Но так как работать, они могли только на земле, и только на церковь приходилось им нелегко, и когда они уже не могли вынести тягот, то с их стороны появлялся негатив, который выливался в восстания.

И последняя категория помещичьи крестьяне, которые находились в особенно тяжелом положении. Количество помещичьих или крепостных крестьян в 18 веке постоянно росло и вширь и глубь. По словам, Курукина таких крестьян могли отсылать в Сибирь на каторгу. Крестьяне мало отличались от рабов и практически полностью принадлежали помещику, также дворяне могли продать крестьян, только не имели право убить или осудить за убийство[34].

Помещичьи крестьяне несли рабскую долю. У них не было практически прав и они практически полностью были в воле своих хозяев. У них был тяжелый труд и тяжелая доля, которая не оставляла им практически ничего в связи с чем, в истории было немало крестьянских восстаний, которые были практически успешны.

Несмотря на то, что крестьяне были практически бесправны, все же они не были лишены жизни. Конечно, жизнь крестьян связана с их работой, но здесь можно выделить некоторые особенности.

Основой любой крестьянской семьи является земля. Земля – богатство крестьянства. До XVIII века земля кормила крестьянский народ, но с наступлением XVIII века земля уже принадлежала высшим сословиям. Согласно исследованиям Игоря Курукина, крестьяне с XVIII века прикреплены к земле и не могут уходить самостоятельно с земли, поскольку зависят от церкви, дворянства или царской семьи[34]. Все крестьянство относилось к тяглому населению. Те кого, призывали в армию могли избавиться от крепостной зависимости, поэтому несмотря на тяжбы крестьяне не сторонились уходить в рекруты.

Крестьяне имели много тяжб, но всё же они друг друга поддерживали. В деревнях крестьяне образовали общины. Общины распоряжались землей. И земли каждому доставалось поровну, но качество земли разное, поэтому происходил и передел. Леса и пастбища были общими и не делились между собой. Крестьяне в общине обладали круговой порукой, поскольку за все преступления или неподобающее поведение наказывали всех. И. Курукин обратил внимание, что община сама решала споры между крестьянами и следила за тем, чтобы крестьяне не разделялись по имущественному признаку[34].

Центром повседневных интересов крестьян – это его личное хозяйство: двор с избой, хозяйственные постройки и надел. Многие историки обращают внимание, что семьи могли состоять или из 4-6 человек, или из 10-12 человек. Мужской пол в семьях из 10-12 человек могли отрабатывать барщину, управлять своим наделом и уходить на заработки или промыслы.

И. Курукин писал о крестьянском хозяйстве. Он писал, что у крестьян имелось 2 лошади, 2 коровы, несколько овец, свиней, кур, гусей [34]. Согласно статистике 20% крестьянских семей не имели всего этого, но 1 лошадь была у большого количества семей. Но, как и полагается, поскольку земля была неодинакового качества и присутствовали неурожаи ржи, крестьянам иногда угрожал голод, они обращались в общину или к помещику. Помещики им помогали, так как обнищание крестьян было не выгодно помещикам.

Если у крестьян не было плодородной земли, то они раздумывали идти на промыслы. И. Курукин выделяет следующие промыслы – лесозаготовка, рыбные промыслы, кожевенные заводы[34].

Исходя из исследований И. Курукина, можно сделать вывод, что семьи крестьян были многочисленны, многодетны и естественно их нужно было прокормить, поэтому быт крестьян был простой: простая еда и одежда, деревянные избы и грубый интерьер. Конечно, кроме работы у крестьян были праздники рядом с повседневной жизнью. К праздникам можно отнести свадьбы и обрядовые торжества.

В России до XVIII века во всех слоях общества носили традиционный русский костюм, а иностранные люди отвергали. Шангина пишет в энциклопедии о том, что до этого времени русский костюм был своеобразным непохожим на другие и подходил всем сословиям[59]. Реформы Петра I принесли изменения в одежде всех сословий, кроме крестьян.

Крестьяне носили традиционный костюм. Шангина говорила об одежде мужчин и женщин. Одежду женщин она разделяла на 4 комплекта: платье с понёвой, платье сарафан, платье с юбкой-андаролом, платье с кубельком. Девушки носили длинные волосы, которые являлись признаком красоты. Также носили головные уборы или ленты, а также украшение в празники [59]. Девушки не носили нетрадиционные одежды, но они следили за модой и стали сарафан подпоясывать под грудью.

На мужской костюм реформы Петра не повлияли. Милевич Т. П. писал, что мужчины носили рубаху, кафтан и портки [59]. Обувь у крестьян – лапти или валенки, иногда валенки расшитые. Очень редко девушки носили душегрейки. Крестьяне носили праздничную одежду только в воскресенье или в праздники. Крестьянство – хранило традиции народного костюма.

- прямая одежда с простым силуэтом;

- массивность нарастает книзу, это подчеркивается обувью, сапоги и лапти;

- талия не подчернута;

Цвета костюмов: белый и красный. В Сибири: черный, коричневый, темно-желтый, серый, синий [59]. Одежда крестьян шилась на дому из льна, конопляной и шерстяной ткани.

В это время появляются крестьяне в сфере искусства, которые посвящали теме крестьянства большое внимание. Прежде всего, они появились в живописи и считались часто придворными художниками. Многие крестьяне не имели огромного успеха, но их вклад имел огромное значение для крестьян.

В ходе работы мы узнали, что на жизнь крестьян повлияло много факторов в XVIII веке. В первую очередь, на положение крестьян повлияли реформы, проводимые в социальной сфере при правлении Петра I. Реформы были курсом на европеизацию, но в Европе не было крепостных крестьян, а петровские реформы были ориентированы только на дворянство и продвижение искусства, а крестьян только больше закабаляло. Павел пытался как-то повлиять на положение крестьян, но так ничего глобального и в реформах не смог сделать.

Обратим внимание и на то, что крестьян делили на разные категории, и к тому же у каждой категории были разные права и тяжбы. Одни жили хуже, другие немного лучше.

Быт крестьян зависел целиком от их работы и был очень скуден. Многочисленные работы крестьян не позволяли им много. Тем не менее, они имели семью, умели гулять в праздники, имели хозяйство и занимались промыслами, а также стали известны в искусстве, благодаря, немногочисленным представителям крестьян в искусстве.

2.2. Образ крестьянства в живописи

В XVIII веке в русском искусстве на первый план русской живописи выдвигается светское искусство. В развитие русской живописи XVIII века можно выделить несколько этапов. Первый этап - первая треть XVIII века живописцы тогда изображали главным образом людей высокопоставленных чинов. В это время крестьян практически не изображают. Популярным жанром является портрет, пейзаж. Следующие два этапа - середина XVIII века и вторая половина XVIII века. Эти два этапа нас и интересуют, так как они отмечены дальнейшим расцветом русской национальной живописи, которая развивалась по пути реализма, но наша тема прослеживается больше во второй половине XVIII века, поэтому мы будем говорить об этой половине.

XVIII век богат русскими художниками портретистами, но среди них есть и те которых заинтересовала тема крестьянства. К таким можно отнести Вишнякова А.И., Шибанова М., Ерменёва И.А., Аргунова И.П. Через картины этих художников мы можем увидеть быт, праздники и жизнь в общем крестьян.

Образ крестьянки на этой картине Аргунов передан с правдивостью, искренностью и уважением. Поскольку автор девушку обрядил в праздничный наряд, многие считают, что это была актриса. С этнографической точки зрения, мы видим, насколько точно, передан костюм (форма костюма: сарафан, подпоясанный под грудью, что позволяет говорить о тенденциях конца XVIII века; цвет костюма: белый с красным; головной убор, который носили крестьяне) крестьянки Московской губернии. Также принадлежность к крестьянскому сословию легко определить у этой девушки по отсутствию манерности и бесхитростности. Мягкие черты девушки, легкая улыбка, спокойная поза указывают на скромность, открытость, доброту девушки из народа.

Многие исследователи считают, что эта картина отражает грозную силу обычных людей при такой тяжелой судьбе и жизни. Картины Ерменёва, особенно картины на тему крестьянства имеют трагический смысл, показывают безысходность и мрачность, что мы видим даже по цветам, выбранным для картины. Данная картина в черно-белых тонах, передает дух этого времени и быт крестьянской семьи. На картине большое семейство трапезничает, еда очень скудна, интерьер довольно грубый и скромный, а одежда проста по покрою и по тканям. Автор передал не только дух времени, но и их настроения.

2.3. Образ крестьянства в литературе

Литература XVIII века подготовила благодатную почву для развития литературы XIX века, поэтому нельзя говорить, что XVIII столетие забыто. Писатели этого времени пытались решить острые проблемы своей современности. Конечно, здесь многие из них не обошли крестьянский вопрос. Как и в живописи можно выделить ряд авторов интересующихся этой проблемой, к таким можно отнести Бахтина И. И., Ломоносова М. В., Радищева А. Н., Фонвизина Д. И., Карамзин Н. М. .

«– Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

– Нет, барин, я прямым крестом крещусь, – сказал он. – в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину.

– Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?

Путешественник на это грозит крепостникам. Кроме того автор говорит о том, что путешественник видит не только терпение и тяжелую жизнь угнетаемого крестьянства, но и спящую силу народа, которая в любой момент может проснуться. За это произведение писатель и был сослан.

Не смотря на то, что все авторы внесли разный вклад в рассмотрении этой темы. Мы видим, насколько важной темой уже в то время был образ крестьянства. В живописи XVIII века эта тема представлена Аргуновым, Шибаевым и другими живописцами, правда они изображают крестьянскую жизнь, смягчая их образ и тяготы. В литературе XVIII века Фонвизин, Радищев и другие говорят о крестьянском вопросе, в отличие от художников намного острее рассматривая проблему крестьянского закрепощения, показывают угнетение крестьян помещиками и народные волнения, которые уже тогда проскакивали в обществе. В произведениях авторов русской литературы этого времени прослеживается образ крестьян достойных тружеников, но вместе с тем показано их рабское положение, которое показывает на их безвыходность и вечную нужду.







Сельский крестный ход на Пасхе. Картина Василия Перова. 1861 год Государственная Третьяковская галерея


Полдень в деревне. Картина Петра Суходольского. 1864 год Государственный Русский музей

От красоч­ных гоголевских описаний жаркого сельского дня этот вид отличает объектив­ный, лишенный видимой эмоции взгляд живописца. В определенном смыс­ле это изображение русской деревни даже более безотрадно, чем демон­стра­тив­но тенденциозная картина Перова. Между тем общество той поры с оче­­­вид­ностью было готово к подобному зрелищу: в 1864 году Суходольский получил за это полотно Большую золотую медаль Академии художеств, а в 1867-м оно было показано в русском отделе Всемирной выставки в Париже. Впрочем, надо отметить, что в более поздние годы русские живописцы писали деревню как таковую относительно редко, предпочитая представлять крестьян в ином окружении.

Тема крестьянского труда ,отдыха и обрядовости в картинах русских живописцев.

Тема крестьянского детства.

ВложениеРазмер
krestyanskiy_byt.pptx 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Крестьянский быт в творчестве русских художников.

Тема крестьянства и крестьянского быта привлекала и волновала многих русских художников. Они обращались к народной жизни и трудовой деятельности простых людей и видели в этом особую значимость т.к. полагали что крестьянство- это опора русского государства, а крестьяне- главные хранители русских традиций и культуры страны , ведь именно крестьянство на протяжении многих веков сумело сохранить исконно-русский образ жизни и самоорганизации.

Жизни крестьянина сильно зависела от смены времен года. В период с весны по осень они работали на поле, занимались сбором грибов и ягод для зимы, пасли скот и заготавливали сено и дрова на холода.

Основную часть времени в летнюю пору крестьяне от мала до велика проводили в поле. Поэтому масса обрядов и праздников была связана с именно с земледелием и сменой сезонов. У крестьян даже существовал свой особый календарь, который фиксировал важнейшие этапы сельскохозяйственных работ и праздники, связанные с их завершением.

Крестьяне проводили на поле целый день. Они трудились с весны ,все лето и начало осени выращивая урожай. Они уходили в поле всей семьей, там же они обедали и отдыхали. В поле брали даже грудных детей, за которыми должны были присматривать старшие ребята.

Жатва Завершающим этапом земледелия была уборка урожая или “ жатва ” . Крестьяне очень серьезно относились к этому времени ведь они собирали долгожданный урожай-результат каждодневного труда. Они говорили: “Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь”. “Первый сноп — первый осенний праздник” На Успение (28 августа - по новому стилю) отмечался праздник окончания жатвы (дожинки). В эти дни раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки .

Зимой крестьяне в основном занимались домашними хлопотами. Женщины сидели за рукоделием. Они пряли, ткали, вязали, шили новую одежду. Мужчины ездили на охоту, заготавливали дрова, ловили рыбу, изготавливали орудия труда для летних работ. В некоторых селах занимались народными промыслами, например плетением корзин или гончарным делом.

В большинстве крестьянских семей было много детей. Детям с ранних лет прививалась любовь к свое семье, уважение к старшим, к односельчанам, почтение к родителям. Они росли в условиях взаимопомощи, старшие дети всегда помогали и ухаживали за младшими, а младшие слушались старших. Трудились крестьянские дети вместе со взрослыми, со временем выполняя все более и более тяжелую и ответственную работу, нередко выполняя тот же труд, что и их родители.

В русской деревне прошлого важную сторону общественной и семейной жизни составлял праздник . Праздники перебивали монотонность будней, задавали жизни определенный ритм. Праздник был настоящим ритуалом, где всему было свое время, свое место. Воскресенье после рабочей недели — день не просто свободный, а день праздничный, к которому готовятся .

Одним из ярчайших моментов жизни были у крестьян молодые годы до вступления в брак. Это время совместных игрищ девок и парней, посиделок, хороводов, колядования на святках.

Особое место в жизни крестьянской молодежи занимал хоровод. Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест становились посреди улицы и начинали “играть песни”. К ним присоединялись многие молодые женщины и девушки ,затем подходили молодые мужчины и парни, нередко с гармониками, трещотками, бубнами. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня… Хоровод

Свадьба Свадьба являлась основным ритуалом в жизни крестьянина. Вступление в брак означало обретение статуса полноценного и полноправного члена сообщества. В ритуале участвовало все поселение, причем у каждого из участников имелась роль, освященная традицией. Женились и выходили замуж обязательно с согласия родителей и по их благословению.

Длинные зимние вечерами, особенно в канун рождества, крестьянские девушки гадали, пытаясь проникнуть в тайны своей судьбы и разгадать кем будет их суженый. Гадание

Презентацию подготовила педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 245 Приморского района г.Санкт-Петербурга Орешкина Наталья Николаевна. 2014 г.

Презентация на тему: " Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века." — Транскрипт:

1 Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века

2 Известны имена художников 18 века, которые в своих произведениях изображали жизнь простых людей. Это Венецианов А. Г., Тропинин В. А. и другие

4 Именно там А. Венецианов увлекался написанием жанровых картин, главными героями которых стали его собственные крестьяне. В композициях художника большую роль играли пейзажи, интерьер, но важнейшим отличием был дух деревенской простоты и естественности, близости к земле. Его картины оказали огромное влияние на формирование творческих взглядов целого поколения талантливых художников.

7 В.А. Тропинин Василий Тропинин родился 30 марта в 1780 году в селе Карповка Новгородской губернии. Он был крепостным графа А. С. Миниха. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Василий Тропинин родился 30 марта в 1780 году в селе Карповка Новгородской губернии. Он был крепостным графа А. С. Миниха. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей.

8 Тропинин ещё мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге. Учился он блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медаль. Будучи учеником Академии, он оказался в центре художественной жизни Петербуга.

9 Кружевница Его Кружевница" написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова. Это шедевр. Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной. Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт- Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его.

Читайте также: