Краеведческий музей дзержинск сообщение

Обновлено: 02.07.2024

История

Улицы

Люди

Экономика

Образование

Культура

Культура

Николай Иванович Раевский - первый директор музея

Лучший музей России

Краеведческий музей в годы Великой Отечественной войны

Страшная сила война шла к своему победному завершению. Город, находившийся в глубоком тылу, на пределе своих сил и возможностей: делал все, чтобы приблизить приход победы. Дзержинский музей свою деятельность сверял с дыханием того сурового времени, внося свою ощутимую лепту в духовную жизнь родного города.

Дзержинский краеведческий: как начинался музей

Исполнительный комитет Дзержинского горисполкома поддержал нашу идею о создании музея и предложил подыскать для него помещение. В это время освободилось вдвое на улице Просвещенской. На первом этаже решили открыть краеведческий музей. Второй этаж занял детский сад. В августе 1932 roдa исполком вынес официальное решение об открытии в нашем городе краеведческого музея в ведении РОНО. Экспонаты, собранные Сафоновым перевезли из Горбатова в Дзержинск: и разместили в доме на улице Просвещенской. Так я стал первым заведующим музея. Большой вклад в его деятельность внесли Иван Иванович Дмитриев - учитель биологии Решетихинской школы, позже - Андрей Александрович Сафонов, его сын Борис Андреевич Сафонов.

Дзержинский краеведческий музей, одно из старейших учреждений культуры города, официально открыл свои двери для первых посетителей 30 ноября 1932 года. В то время музей размещался в нескольких комнатах бывшей школы на ул.Просвещенской, но уже в 1934г.
Показать полностью. ему было предоставлено отдельное деревянное здание на ул. Вокзальной . Первым директором музея был педагог Н.И. Раевский.
Основой музейной коллекции стало собрание исторических раритетов коллекционера и краеведа А.А.Сафонова, впоследствии многие годы возглавлявшего музей.
В 1956 г. музей переехал в центр города и до настоящего времени размещается на первом этаже жилого дома на пр. Дзержинского, д. 8/5 .

Дзержинский краеведческий музей

Дзержинский краеведческий музей запись закреплена

В минувшее воскресенье в "Музейной гостиной" состоялась поэтическая программа Ларисы Мазур "Есть время для вдохновенья".
В исполнении автора прозвучали стихи о любви, о природе, о путешествиях, философская лирика и стихи на военную тему.
В концерте принимали участие два известных дзержинских музыканта - Александр Виноградов и Алексей Бабурин, которые исполнили несколько песен.
Со стихотворениями выступил и дзержинский поэт Шамиль Малеков.
Публика чутко внимала каждому стихотворению и песне, автору были подарены аплодисменты, цветы и тёплые слова.

Дзержинский краеведческий музей

Дзержинский краеведческий музей запись закреплена

Дзержинский краеведческий музей

Дзержинский краеведческий музей запись закреплена

Фоторепортаж с "Харитоновских чтений", посвящённых памяти архитектора, дважды лауреата Государственной премии РФ Харитонова Александра Евгеньевича.

Дзержинский краеведческий музей

Дзержинский краеведческий музей запись закреплена

Дзержинский краеведческий музей

Дзержинский краеведческий музей запись закреплена

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РУБРИКА "КРАЕВЕДЧЕСКОЕ КАФЕ"

КУКЛА-ГРЕЛКА НА ЧАЙНИК

С возрождением культуры чаепития в современной России, наблюдается и повышение интереса к исконно русским чайным традициям. Это не удивительно: напряженный ритм жизни диктует свои скоростные правила, когда везде нужно успеть. Отсюда возникает большое желание после напряженного рабочего дня окунуться в спокойную и расслабленную домашнюю атмосферу.
Показать полностью.
Все это приводит к тому, что в нашу жизнь постепенно возвращается главный символ русских чайных традиций — его величество самовар, а параллельно с ним и чайные куклы-грелки.
Начало эпохи самовара было положено в 17 в. Жили крестьяне тогда довольно бедно и не могли позволить себе какие-либо излишества. Соответственно все вещи в доме выбирались и делались исходя из их функционального назначения и необходимости. Так было и с куклой на чайник. Поскольку чаепитие могло длиться несколько часов, а возможности всё время топить самовар не было, то нужно было что-то, что выполняло бы роль современного термоса и помогало удерживать тепло длительное время. Таким приспособлением стала чайная бабка, история которой с начала 18 в. прошла смысловое преобразование: от мистического оберега до утилитарно-декоративного атрибута.
Наследие древних славян, поклоняющихся идолам, наложило отпечаток на этот предмет чайной церемонии – первоначально кукла являлась олицетворением мощного семейного оберега — Берегини, хранительницы домашнего очага. Считалось, что Берегиня хранит покой, уют и тепло в доме во всех смыслах этого слова, и оберегает своих домочадцев.
Самоварную бабу всегда старались держать на самом почетном и видном месте. Каждая хозяйка мастерила ее самостоятельно и вкладывала всю душу в свой семейный оберег, стремясь сделать его как можно наряднее и красивее.
Изначально головы таких кукол выполнялись из ткани и набивались соломой или другими подручными материалами, лицо не вырисовывали.
По способу изготовления грелки на чайник делились на сшитые из ткани и вязанные крючком. Последние считались особым достижением рукоделья.
Помимо Берегини, образ куклы мог воплощать животных и птиц, что тоже тесно связано с язычеством. Каждая интерпретация олицетворяла определенную сферу процветания – плодородие, трудолюбие, богатство.
За всё время существования данного аксессуара были созданы самые разнообразные формы и персонажи. Но особо лидируют три вида: уже рассмотренная кукла Берегиня (чайная бабка), кукла в форме курочки и, наконец, довольно современная вариация под названием кукла Тильда.
Кукла Тильда это западное новшество, тепло принятое в наших краях. Задумка такой куклы пришла в голову и была реализована в Норвегии дизайнером Тони Финангер. При создании нарядов для данных кукол используются ткани самых разнообразных расцветок, но объединяет их одно правило - они должны быть приятны для глаз и создавать атмосферу уюта в жилище. Внешнюю сторону кукол декорируют хлопком и льном, без яркой и вычурной отделки. Для шевелюры используются нитки из толстой пряжи, которые обязательно заплетаются в косички. Они являются отличительной чертой куклы Тильды.
На сегодняшний день кукла - грелка на чайник по-прежнему является символом домашнего уюта и семейного спокойствия. И пусть современный человек уже не наделяет ее таким большим сакральным смыслом, как это было раньше, он всё ещё способен по достоинству оценить практическое применение грелки и ту особую атмосферу душевного тепла, которую она создает за столом.
В фондах нашего музея хранится кукла – грелка 60-70 гг. 20 в., переданная Подоваленко А.Ю. в 2009 г.

Авторы рубрики: методист МБУК "ДКМ" Л.А.Мотова, главный хранитель фондов МБУК "ДКМ" И.В.Тылечкина

Современное общество полностью поглощено громким шумом социальных сетей, каждую минуту всё больше увязая в бесконечном потоке новой информации. Поэтому особенно ценными становятся редкие места, где звучит тишина. Она появляется только там, где останавливается само время – в предметах, картинах и книгах. В городе Дзержинске есть такое место – это краеведческий музей.


Музей, как рачительный хозяин, бережно хранит в своих кладовых сокровища времени. Учреждение было открыто 30 ноября 1932 года людьми из отдела народного образования, которые искренне хотели уберечь край от потери своей истории. Размещался музей в двух комнатах на ул. Просвещенской (ныне Окская набережная). Основу первой экспозиции составили предметы из личной коллекции краеведа и собирателя – Андрея Сафонова.

В те годы жители города встретили открытие музея с радостью, залы постоянно заполнялись посетителями. Всех интересовала история края, ведь большинство дзержинцев были приезжими и ничего не знали о местности. В музее проводились активные познавательные лекции для взрослых и детей, велась исследовательская работа.

В 1934 году совпало одновременно два события: назначение директором музея Андрея Сафонова и переезд музея в деревянный одноэтажный дом на улице Вокзальной (сейчас улица Попова). Под началом нового руководителя работа по собиранию фондов для музея продолжилась. Удивительно, но процесс раскопок и поиска новых экспонатов не прервался даже в годы Великой Отечественной войны. Тогда музей не только не прекращал свою деятельность, но и постоянно устраивались выставки, организовывались клубы и красные уголки.

В 1955 году Краеведческий музей переехал в самый центр города – на проспект Дзержинского, где он и находится по сей день. Новое здание уже значительно больше по размеру, с девятью выставочными залами.

В последующие годы в музее открывались новые отделы: истории дореволюционного прошлого и советского периода.

Даже в 90-е годы этот музей играл одну из ключевых ролей в культурной жизни города. Благодаря грамотной работе коллектива с 1989 по 2010 годы активно налаживались новые связи с предприятиями и учебными заведениями, а также с другими музеями. И такая работа дала закономерный результат – ни тогда, не сейчас музей не пустует.

Самыми активными и частыми посетителями музея являются школьники, но и взрослые заглядывают, чтобы пройти по тихим выставочным залам – вспомнить былое.

Следующие два зала – отдел природы. Вся выставка тематически распределена по временам года. Этот зал особенный для жителей Дзержинска, здесь наглядно отражена флора и фауна их родного края. В экспозиции большая коллекция водоплавающих птиц и диких животных. Жемчужиной, несомненно, является внушительная фигура оленя, знакомого каждому жителю города с самого детства. Выставка организована так, что каждый посетитель сразу знакомится с животными края в их естественной среде обитания: волк на охоте, барсук у свой норы.

Видное место среди выставок музея занимает коллекция, посвященная Дзержинску. Четыре зала, повествующие о жизни города от 30-х годов. Здесь легко представить, как выглядел город в прошлом. Помогают в этом масштабный макет предвоенного Дзержинска, архивные фотографии, предметы быта людей, одежда и мебель.

Хорошо вписывается в музейную историю и художественная галерея, расположившаяся в пяти выставочных залах. Тут часто проводятся тематические и художественные выставки из фондов самого Краеведческого музея, фондов других музеев и частных коллекций. Это выставки декоративно-прикладного творчества, живописи и графики, фотографии. Можно надолго забыть о времени, переходя от стены к стене, от портрета к природному пейзажу.

За столько лет у Краеведческого музея было много людей-хранителей, активных и целеустремленных. Начал это дело еще Андрей Сафонов, и пусть в те сложные послереволюционные годы ему было трудно поднять Музей на достойную высоту, он все же сделал немало для того, чтобы никто о нем не забыл. И ему это удалось. Эту эстафету подхватил его сын – Борис Сафонов. Именно благодаря ему музей не прекращал работы ни на день. Каждый последующий директор не только успешно сохранял накопленное, но и активно собирал новое.

Сейчас Краеведческий музей города Дзержинска – прочный оплот, который хранит историю и культуру целого края. Место, в которое приходили, приходят и будут приходить тысячи людей, которым небезразлична родная земля.

Как найти

Адрес: Нижегородская обл., г. Дзержинск, пр. Дзержинского, д. 8/5.


Более 20 ежегодных выставок, 60 тысяч единиц хранения, музейные образовательные программы, концерты, встречи, сотни доброжелательных отзывов. Что можно делать в музее? Ходить, смотреть, слушать. Если смотреть внимательно, то можно узнать много нового, интересного, полезного для ума и сердца. Подлинные свидетельства прошлого - материальные экспонаты - составляют сущность музея. Именно они рождают незримую связь с прошлым. Среди них - уникальные коллекции и экспонаты, которыми стоит гордиться городу.

Из коллекции зажигалок Н.С. Патоличева


Особый раздел - археология. Это благодаря исследованиям в 1940 - 1953 гг. под руководством директора музея Б.А. Софонова - большого любителя и знатока древнейшей истории человечества - была собрана значимая коллекция древних экспонатов. Археологический фонд нашего музея в 22 тысячи единиц хранения - один из крупнейших среди музеев Нижегородской области. Поражают размерами бивни мамонта, его окаменевшие останки, найденные рыбаками в 1950-х годах на берегу Оки близ Дзержинска.

Быт чернореченцев XIX в. в экспозиции музея

Из коллекции старопечатных книг


История каждого города по-своему особенна и примечательна. О жизни старого Черноречья поведают посетителям музейные экспонаты: коллекция фарфора, фотографии, предметы быта. К ценным относят музейщики подлинные предметы самородка-умельца Кузьмы Бочкарева из деревни Бабино.

Создан людьми и для людей

В выставочном зале


Но все же главное богатство города - люди. Жизнь и деятельность многих широко представлены в музее: личный фонд бывшего директора Чернореченского химкомбината А.М. Климахина, выдающегося химика Рудольфа Удриса, архитектора А.Ф. Кусакина, других замечательных дзержинцев. Личные коллекции хранят дух и атмосферу давно ушедшего времени. К таковым относится коллекция советской киноактрисы Изольды Извицкой. Более сотни черно-белых и цветных фотографий, 35 уникальных документов, 10 подлинных предметов из личных вещей актрисы. Лишь малая часть экспонатов попадает в экспозицию, и это нормально для музея. Так, например, всякий раз происходит при организации выставки из уникальнейшей коллекции зажигалок министра внешней торговли СССР Н.С. Патоличева. Из 183-х ее предметов, собранных министром за 40 лет, начиная с 1939 года, на выставку обычно попадает не более 50.

Проспект Дзержинского, дом 8/5

Читайте также: