Космос в творчестве э артемьева сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мы поговорим о пластинке Эдуарда Артемьева , которая является сборником саундтреков к потрясающим фильмам культового советского режиссёра Андрея Тарковского . В основу альбома легла электронная музыка из таких значимых картин Тарковского , как “ Солярис ", 1972, “ Зеркало ", 1974 и " Сталкер ", в 1979 года выпуска.

К сожалению, эти фильмы не имели коммерческого успеха в Советском Союзе и до сих пор считаются элитарными киноработами. Но зато в США эти шедевры изучают в киношколах, а саундтрек Эдуарда Артемьева уже давно считается классикой советской электронной музыки.

Данная компиляция наилучшим образом отражает всю чарующую глубину музыкального ландшафта и рисует в воображении слушателя какие-то невероятные фантастические пейзажи.

Вообще-то у музыки есть интересное свойство, переносить человека в то место и в те моменты жизни, когда была впервые услышана та или иная композиция. Многие современные саундтреки лишены этой особенности и большей частью представляют из себя фоновую музыку к кинофильму, без какой-либо концепции и запоминающихся мелодий.

Музыка, созданная Эдуардом Артемьевым имеет обыкновение вращаться вокруг ключевой мелодии, то есть, другими словами - специально создавалась главная тема для фильма и на протяжении всей картины она обыгрывалась в различных вариациях.

Особенность этого сборника заключается в порядке песен, здесь композиции чередуются, и классический эмбиент сменяется более хитовым произведением. Создается резонанс, где более мелодичные фрагменты из фильма " Сталкер " сменяются космическим звуковым маревом из " Соляриса ".

Кстати, музыка из этих двух картин является основой всего альбома. Также на альбоме присутствует одна тема из драмы " Зеркало ", а апофеозом пластинки является композиция " Океан ", которую Эдуард Артемьев записал в 1989 году и посвятил своему другу, гениальному режиссёру Андрею Арсеньевичу Тарковскому.

Эдуард Артемьев известный советский и российский композитор, обладатель звания народного артиста России. Он создавал музыку для звездных кинолент, получивших всемирную известность. Артемьев работал с такими режиссерами, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Никита Михалков и многими другими.

Содержание статьи

Эдуард Артемьев: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Эдуард Артемьев: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Олег Артемьев: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Сергей Артемьев: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография Эдуарда Артемьева

Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске, где его родители-москвичи оказались проездом по работе. Отец и мать композитора, Артемьев Николай Васильевич и Артемьева Нина Алексеевна, из-за особенностей работы были вынуждены очень часто переезжать. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в Москву к дяде, Николаю Демьянову – известному профессору Московской консерватории и талантливому дирижеру хора.

Именно в исполнении Николая Демьянова маленький Эдуард услышал сочинения Скрябина и начал восторгаться музыкальными произведениями. В доме дяди была огромнейшая библиотека с популярной мировой музыкой, именно она и воспитала талантливого композитора. С самого детства Эдуард предпочитал произведения Стравинского, Беллини, Дебюсси, Доницетти, Пуччини.

Свои первые музыкальные шедевры юноша сочинил в период обучения в Московском хоровом училище под руководством Мераба Парцхаладзе. В 1955 году молодой композитор закончил обучение и поступил в консерваторию им. Чайковского в Москве. В консерватории Артемьев проучился 5 лет на композиторском факультете, именно эти годы оставили незабываемый отпечаток в музыкальном развитии талантливого композитора.


Карьера. Период электронно-инструментальной музыки

Параллельно он работал программистом в НИИ, а экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина в период с 1961 года по 1963 год. В тот период композитор часто писал статьи, в которых описывал преимущества электромузыки. Его заметки об электронной музыке отличаются глубоким познанием и пониманием нового музыкального направления.

До 1970 года Артемьев работал в стиле авангарда. В этот период творчества композитора были созданы следующие произведения:


Параллельно с творчеством, с 1964 по 1985 год Эдуард Артемьев преподавал инструментальную музыку в Институте культуры. Эдуард Николаевич был заинтересован в музыкальном просвещении молодежи и проводил многочисленные мастер-классы, читал познавательные лекции.

Музыка Артемьева в кино

Личная жизнь Эдуарда Артемьева

Эдуард Артемьев женат на Изольде Артемьевой, преподавателе Училища при МГК имени П.И. Чайковского, также талантливейшем музыканте. По словам Артемьева, он счастлив в браке. У супругов есть сын, также композитор и медиа-художник, работающий сегодня в жанре экспериментальной электромузыки.


Эдуард Артемьев — популярный отечественный композитор. Писал музыку к картинам Михалкова, Тарковского, Кончаловского. В 1999 году получил звание Народного артиста РФ. Четыре раза ему вручали Государственную премию РСФСР.

Этот композитор смело стирает грани стилей и жанров, он пишет симфонические, камерные, электронные произведения, которые пользуются популярностью не только у профессиональных музыкантов, но и у широких масс зрителей. Эдуард Артемьев стал основоположником электронного направления в российской музыке, он был первым, кто в далеком 1963 году использовал жанр электронной музыки в кино. Трудно представить отечественный кинематограф без музыки Артемьева, это тоже самое, что полотна художников лишились бы роскошных драпировок и изысканных форм, передающих всю полноту картины.

Детство и юность

Родился Эдуард Артемьев Новосибирске 30 ноября 1937 года. Отца звали Николай Артемьев, он работал химиком-технологом, и часто менял место жительства. Мама — Нина Артемьева, не работала. Родители будущего композитора — москвичи, находились в Сибири из-за работы отца семейства.

Эдуарду исполнилось два месяца, когда он серьезно заболел. Вызванный доктор сказал, что в трудных сибирских условиях мальчик может умереть. Перепуганные родители немедленно собрались в столицу, отцу даже пришлось пожертвовать свое командировкой. Это похоже на сказку, но двухмесячный малыш отлично запомнил путешествие на поезде, хотя в таком возрасте дети себя еще не идентифицируют. Однако спустя годы мальчик в подробностях описал родителям их поездку, он помнил, что мама всю дорогу вязала кружевную салфетку, которая потом долгие годы лежала у них дома на комоде. Доктора сказали, что такой феномен можно объяснить только серьезностью заболевания Эдуарда.

Эдуард Николаевич Артемьев

В Москве мальчика быстро поставили на ноги. Все детские годы он провел в бесконечных разъездах, работа отца предполагала постоянные командировки. В 1953-м родители отправили сына к родному дяде, который работал в консерватории. На протяжении трех лет Эдуард посещал хоровое училище, там же и родились его первые хиты.

В 1960 году Артемьев получил диплом консерватории и встретил создателя совершенно нового музыкального инструмента — синтезатора. Он и предложил Эдуарду провести исследования нового инструмента в лабораторных условиях. Так в жизнь Артемьева вошла электронная музыка. С этого времени стартовала творческая биография будущего известного композитора.

Музыка

Эдуард Николаевич Артемьев

После того, как фамилия композитора впервые появилась в титрах художественного кино, к нему буквально выстроилась очередь из режиссеров. Эдуард встретил молодого режиссера Никиту Михалкова, и эта первая встреча стала началом крепкой дружбы и тесного сотрудничества на долгие годы. Во всех лентах Михалкова звучит музыка Эдуарда Артемьева.

Именно с помощью Кончаловского композитор сумел перебраться в Штаты, и там писал саундтреки к его лентам. Попав в Голливуд, Артемьев начал сотрудничать и с зарубежными режиссерами. В Россию он вернулся только в 1995-м, когда его попросил об этом Никита Михалков.

Эдуард Николаевич Артемьев

Композитор обрел счастье в личной жизни, но однажды чуть не потерял семью. Изольда и Артемий стояли на остановке, и в них врезался автомобиль, мчавшийся на бешеной скорости. Они выжили, но лечение растянулось на долгие месяцы. Артемьев решил, что это небеса дали ему своеобразный намек, и он понял, что нужно проводить с семьей как можно больше времени.

Артемий продолжил отцовское дело, он тоже пишет электронную музыку. Помимо этого, у него есть собственная студия Electroshock Records, где вместе с отцом записывает новые диски. У Эдуарда Артемьева есть внуки — Екатерина и Артемий.

Эдуард Артемьев сейчас

Композитор и не думает об окончании творческой карьеры, он все также разъезжает по российским городам с концертами. Его график расписан на несколько лет вперед. Инструментальные мелодии Артемьева звучат под сводами Кафедрального собора святых Павла и Петра.

Весной 2019-го музыка Эдуарда Артемьева прозвучала в рамках фестиваля SOUND UP. Ее исполнил симфонический оркестр, которым руководит Сергей Скрипка.

Эдуард Николаевич Артемьев

У композитора есть свой официальный сайт, где он выкладывает отчеты о выступлениях, знакомит поклонников с расписанием своих концертов, и еще масса другой полезной информации.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .


Если спутник, собаку, а потом и человека в космос впервые запустили в СССР, то родиной космической музыки с той же определенностью можно считать ФРГ. И для, того чтобы обратить свои взоры в чёрную бездну, у немецких музыкантов были свои причины. Космическая музыка, или kosmische music, зародилась в краутроковой среде в конце шестидесятых. И одной из причин, почему немцы взялись за синтезаторы, было то, что компания немецких авангардистов решительно не хотела следовать какой бы то ни было традиции. В послевоенной Германии с традициями вообще было непросто. Музыкальное пространство оказалось зажатым между доморощенными поп-шлягерами с одной стороны и рок- и поп-хитами, импортированными из Англии и США с другой. Всё это здорово раздражало молодых и радикально настроенных немецких артистов. Им хотелось писать историю с чистого листа.

Выбор синтезаторов и самодельных генераторов шума в качестве основного инструмента позволял не злоупотреблять гитарами, а значит не засорять сознание рок-клише. А космос в качестве эстетики давал возможность подальше уйти от депрессивной реальности. Промышленный Дюссельдорф конца шестидесятых, как и Детройт начала восьмидесятых, где родилась другая волна футуристической электроники, был довольно унылым местом.

К середине семидесятых пути краутрока и космической электроники пошли врозь. Для краутрокеров главным всегда был эксперимент и нонконформизм, а электроника в исполнении Клауса Шульца и Tangerine Dream звучала всё более чисто, стройно и гармонично, выстраиваясь вокруг геометрически правильных секвенций и арпеджио. В противовес дюссельдорфской школе появляется берлинская, которая концентрируется вокруг Шульца, Tangerine Dream и Ash Ra Tempel.

Девяностые были временем еще более противоречивым. С одной стороны, не заметить влияние берлинской электронной школы в набравшей ход немецкой транс-сцене было просто невозможно. Артисты вроде Оливера Либа (Oliver Lieb),Effective Force, Influx или Cosmic Baby не только публично признавались в любви к Клаусу Шульцу и Tangerine Dream, но и время от времени записывали просто восхитительные альбомы, строго выдержанные в эстетике берлинской школы.

Особенно много такой музыки появлялось на лейбле FAX, где заправлял большой друг Клауса Шульца Пит Намлук (Pete Namlook), а сам герр Клаус регулярно издавал там собственные пластинки. Там же появлялись питомцы Innovative Communication Томас Фангер и Ян Зиберт (Thomas Fanger & Jan Siebert), они же Mind~Flux, а также кумир рейверов Оливер Либ. Но самой неожиданной персоной, приложившей руку у возрождению kosmische music оказался суперзвездный ди-джей Ричи Хоутин (Richie Hawtin). Послушайте, как звучит его коллаборация с Намлуком, датированная 1995-м.

Не тут-то было. Музыка, находившаяся на социальном дне, естественно, привлекла внимание гиков-аутсайдеров. Одним из первых протагонистов космической электроники стал голландец Дэнни Волферс (Danny Wolfers), более известный какLegowelt. Сначала Дэнни ставил много космической музыки в эфире своей программы на радио Intergalactic.FM, затем создал DIY-лейбл Strange Life Records, где добрую половину релизов составляла музыка юных последователей Шульца, Жарра и Ash Ra Tempel. И хотя за частью этих проектов стоял сам Волферс, сцена стала возрождаться там, где этого совсем не ждали.

Когда Strange Life, по сути, замолчал в 2011-м, дело уже было кому продолжить. Космическая ретро-электроника стала появляться на лейбле Digitalis, а затем подключился и влиятельный австрийский Editions Mego, который вскоре открыл для такого саунда отдельный саблейбл Spectrum Spools. Но важнейшим результатом этого возрождения стало то, что ретроградов-космофилов наконец признала пресса, еще недавно воротившая от космической музыки нос как от чумы. Самыми успешным в молодой плеяде стали участники американских групп Emeralds и Zombi.

Стив Мур из Zombi не только прошагал с соло-релизами по многим топовым лейблам самой разной направленности от Cuneiform и Temporary Residence Limited до Kompakt, но и получил немало хвалебных слов от Pitcfork, FACT и Resident Advisor. При этом Мур не просто стал успешен сам, но и продолжил дело Волферса, открыв лейбл VCO, также почти целиком посвященной новой космической музыке. И хотя известных имен там пока не слишком много (сам Мур, его коллега по Zombi с соло проектом Majeure и засветившийся на Digitalis проект Panabrite), а продукция VCO издается в основном на кассетах, внимания ему уделяется немало. Кто знает, возможно из кассетного подполья нам скоро явится новый Жан-Мишель Жарр, Клаус Шульц или Вангелис.

Спустя почти 50 лет, космическая музыка снова в моде. И что особенно приятно, до этого момента большая часть отцов-основателей дожила в добром здравии. Tangerine Dream снова в почёте, и не просто записывают отличные пластинки (по несколько в год), но и озвучивают популярнейшую игру GTA. Жарр расчехлил аналоговые синтезаторы и гастролирует по миру с программой альбома "Oxygene". Ну а бескомпромиссные краут-рокеры считаются едва ли не главными трендсеттерами в музыкальной истории.

Читайте также: