Коррекционная работа с детьми имеющими трудности в обучении математике сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста.

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

- низкий уровень познавательной активности;

- незрелость мотивации к учебной деятельности;

- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

- недостаточная сформированность умственных операций;

- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения

У дошкольников с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета. Они передвигают предметы манипулируют ими, произносят вслух числительные.

У значительной части детей с задержкой психического развития вызывают затруднения задания на порядковый счет.

Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза к началу школьного обучения без затруднений ориентируются лишь о пределах пяти. Только некоторым из них доступен отвлеченный счет. В большинстве случаев они считают лишь с опорой на наглядный материал.

Дошкольники с задержкой психического развития выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера, большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и узкий. Самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих из них отсутствует. Дошкольники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников ориентируются на листе бумаги, не могут сразу показать верх, низ, найти левую и правую стороны тетради. Они часто сомневаются, действуют робко, неуверенно,

Существенные проблемы возникают у дошкольников с задержкой психического развития при решении арифметических задач.

Процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками является сложной деятельностью для старших дошкольников с ЗПР. С целью успешного усвоения математической деятельности необходимы определённые интеллектуальные и речевые предпосылки, а при обследовании таких детей очень часто выявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированностью умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений о себе и об окружающем, недоразвитии коммуникативной сферы. Не соответствует возрасту развитие внимания, восприятия, памяти. Отставание происходит и в речевом развитии. Это - низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи, недостатки произношения, аграмматизмы, затруднения в словообразовании, бедный словарный запас. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, импульсивности действий, гиперактивности, несформированности произвольной регуляции поведения, несформированности способов самоконтроля, планирования, недостаточной выраженности ориентировочного этапа, целенаправленности, низкой продуктивности деятельности, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Для этой группы детей характерными также являются недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений.

Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятий у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания (картинный материал) для определения предметов во времени и пространстве.

Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования детям даются:

б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы, сравнивать и анализировать:

- найти предмет, как на образце (по форме, узору, составным деталям и т. д.);

-найти предмет, отличающийся от других, или определить, чем похожи эти предметы (группировка предметов);

- найти лишний предмет (развитие понятийного аппарата ребенка);

- найти закономерность и подобрать недостающий предмет, либо продолжить ряд;

в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы : круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник - дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал - озеро, огурец и т. д.).

Содержание коррекционно-развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи. Например: пройти по лабиринту от взрослого животного к его детенышу, найти закономерность в парных изображениях.

При диагностических занятиях с детьми с ЗПР по обучению счету необходимо установить предел знаний у ребенка последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного, соотношение количества и числа, владение способами вычисления (конкретно на наглядном материале, отвлеченно, знание состава числа, знание вычислительных приемов, умение устанавливать логические связи при решении простых задач.

В целях выявления обучаемости (зоны ближайшего развития) каждого конкретного ребенка на диагностических занятиях используются задания для выявления у ребенка

1) способности к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки) :

- соотнесение числа и количества;

- знание цифр и математических знаков;

- сравнение и уравнивание количеств;

- знание числового ряда;

- знание величины, формы;

- знание геометрических фигур;

- ориентировка во времени и пространстве.

2) способности к обратимости мыслительных процессов:

- прямой и обратный счет;

- счет от заданного до заданного числа прямой и обратный;

- сложение и вычитание;

- деление геометрических фигур на более мелкие составные части;

- сравнение предметов по величине от наименьшего к наибольшему и наоборот.

3) способности к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме) :

- сложение и вычитание;

- определение математических знаков в математических выражениях;

- нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания;

- решение логических задач.

Коррекционные задания должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.

Для удобства планирования дефектолог ориентируется на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.

1) Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственной ориентации, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.

2) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).

Основной целью работы является создание для детей с ЗПР оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. При исследовании познавательной деятельности учитель дефектолог определяет характеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка:

-способность к пониманию инструкции;

-сформированность знаний, практических умений навыков, необходимых для решения задач;

-особенности самоконтроля и самооценки.

Занимаясь с детьми с задержкой психического развития нужно понимать, что ЗПР - это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). ЗПР - это временный диагноз. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте выявить у ребенка отставание в развитии, определить его зону ближайшего развития и начать с ним коррекционную работу, чтобы подготовить к обучению в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста В этот материал входят 19 дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей разного дошкольного возраста,.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений у детей второй группы раннего возраста Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по формированию элементарных математических.

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста Дошкольникам должны быть отведены важные места в математике. Это объясняется, в частности, тем, что в наше время повышенная степень ребенка.

Литературный материал для работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений СТИХИ. 1 Это - цифра единица, Первой быть она стремится. Всех прямее и ровней, Остальные все - за ней. В правый верхний уголок Карандаш.

Лэпбук по формированию элементарных математических представлений для детей раннего возраста

Лэпбук по формированию элементарных математических представлений для детей раннего возраста Лэпбук изготовлен для детей раннего возраста. Данный лэпбук, может быть использован воспитателями, как пособие для индивидуальной работы.

Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен,.

Семинар по формированию элементарных математических представлений для старшего дошкольного возраста В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_5bc5c5e9.jpg

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение

Ярославский педагогический колледж

Выполнила: студентка ЯрПК 22 группы

Специальность:44.02.02 Преподавание в начальных классах

Преподаватель: Блажнова Ю.И.

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса с детьми с трудностями в обучении – это принцип коррекционной направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Система коррекционного развития обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Занятия включены в Типовой базисный учебный план обще образовательного учреждения с классами коррекционного развития обучения, для которых предусмотрено от3-5 часов в неделю за счет школьного компонента. Не допускается использование школьного компонента для занятий со всеми классами по новым предметам, не предусмотренным Типовым базисным учебным планом для классов данного типа, или перераспределение этих часов между параллелями.

Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Вовремя индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значительны для детей, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителем, соревнование и др.). При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значительной для ребенка.

В.П.Кащенко определяет следующие основные направления коррекционной работы:

1.Совешенствование движений и сенсорного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие основных мыслительных операций:

- формирование навыков соотносительного анализа;

- развитие навыков группировки и классификации;

-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-формирование умения планировать свою деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления(умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.)

6. Развитие речи, владение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста, по мнению Н.М.Кумариной, должна проводиться в два этапа.

На первом, начальном, этапе главное внимание уделяется обучению таким важным мыслительным операциям, как обобщение и ограничение, анализ и сравнение понятий. Начинать такую работу необходимо уже со второго класса. Однако не позднее. Это делать и в последующие годы обучения вплоть до пятого класса. Важно, чтобы при переходе из начальной школы в среднюю эти логические приемы были уже сформированы.

На втором этапе все внимание должно быть направлено на развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, а именно таких интеллектуальных умений, как понимание общего и переносного смысла текста, выделение главных мыслей, развитие активного и пассивного словаря. Эту работу следует начинать с третьего класса и только после того, как освоен первый этап.

Коррекционно-развивающие упражнения расположены в порядке возрастающей сложности и ряде случаев логически связаны друг с другом, так как последующий мыслительный прием строятся с опорой на предыдущий. Таким образом, существует строго определенная последовательность введения приемов. Начинать работу с любого типа заданий нельзя; предлагать их необходимо именно в том порядке, который приведен авторами. Не рекомендуются задания, предназначенные к применению с третьего класса, предлагать второклассникам, особенно если они еще не прошли свой коррекционно-развивающий этап. Однако задания, рассчитанные на 2-3 классы, можно предлагать, если это необходимо, более старшим ученикам.

Первоначально новые для ребенка формы и способы мышления осуществляются им только с помощью взрослых и только постепенно. Этими взрослыми могут быть и школьный психолог, и учитель, и родители. Функции, которые выполняет взрослый при проведении коррекционно-развивающей работы, сводятся к следующему:

Кроме того, взрослый стимулирует активную умственную деятельность ребенка.

Разработанные коррекционно-развивающие упражнения несут в себе две функции: они могут быть отнесены к программам, как развивающего характера, так и коррекционного. Для второклассников упражнения выступают как профилактические, развивающие, поскольку используемые в них способы и приемы мышления находятся в зоне ближайшего развития этих детей. Актуализируя и приводя в действие с помощью взрослого ряд внутренних процессов, функций и форм мышления, которые станут, необходимы в скором времени, мы, таким образом, предупреждаем возникновение возможного неблагополучия в умственном развитии детей.

Для учащихся же пятых классов те же самые упражнения уже могут выступать как коррекционные, так как заложенные в них приемы мышления ориентированы на актуальный уровень развития детей данного возраста. Не сформированность этих приемов указывает на наличие пробелов в умственном развитии.

Таким образом, форма взаимодействия взрослого с детьми (коллективная, групповая, индивидуальная) будет зависеть от того, какой работой – развивающей или коррекционной – он будет заниматься. Например, для развивающей работы может больше подойти коллективная, фронтальная форма, для коррекции – микрогрупповая или индивидуальная.

Общим правилом проведения любой коррекционно-развивающей работы является доброжелательность. От эмоциональной обстановки, в которой проводится работа, зависит ее эффективность. Особенно это важно на начальных этапах занятий.

Занятие следует проводить в виде свободного общения, включать в них игровые моменты, следить за тем, чтобы реакции детей на ошибки соучеников не были обидными.

Во время занятий вовсе не обязательно требовать, чтобы никто ни с кем не переговаривался: пусть спрашивают, пусть советуются, делятся своими соображениями. Некоторым детям необходима помощь, подсказка, подтверждение, что они правильно думают, и, если они за этим обращаются к своим соседям, не следует делать им замечания. Как уже отмечалось, источником развития может быть не только совместная деятельность ребенка и взрослого, но и совместная деятельность нескольких детей. Ситуации, в которых возникают сотрудничество, взаимопомощь, соревнование ровесников, облегчают усвоение новых мыслительных операций и форм, повышают мотивацию к занятиям, активизируют учащиеся.

Коррекционно-развивающие занятия следует проводить в отдельном классе или кабинете, где учителю и детям никто не мешает. Занятия могут проходить в рамках урока и во внеурочное время, в группах продленного дня. Как уже говорилось, возможны разные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Можно их и сочетать друг с другом. Форма работы зависит от того, какую задачу ставит перед собой учитель (просто развивающую или сугубо коррекционную). Кроме того, форма занятий может меняться в зависимости от содержания того или иного задания. Одни задания желательно выполнять всем классом и в письменном виде, другие – индивидуально и устно, третьи – после обсуждения в группе и т.д.

Максимальное время проведения каждого занятия – 40 минут. Удлинение занятий нецелесообразно, так как начинает сказываться усталость, и эффективность работы падает, это же может привести и к снижению мотивации.

Начало коррекционно-развивающей работы всегда предваряется ознакомительной беседой, в которой детям сообщается в самом общем виде цели проводимых занятий. При этом взрослый старается вызвать интерес к предстоящей работе примерное содержание беседы может быть таким: «Сегодня мы с вами начнем цикл занятий, необычных для школы. Скорее всего, вам не встречались задания, похожие на те, которые я вам предложу. Успех в их выполнении зависит не от того, как вы учитесь в школе, не от ваших оценок по учебным предметам, а от того, насколько вы наблюдательны, сообразительны, как вы умеете рассуждать, подмечать общее в разных вещах и различное в сходных. Эти качества часто бывают необходимы человеку в повседневной жизни. Этим качествам я и буду вас обучать на наших занятиях. Единственное условие, которое вы должны соблюдать, - быть максимально собранными, внимательными к моим объяснениям и при первых признаках непонимания сообщать мне, чтобы мы вместе преодолели наметившиеся трудности.

Далее следует рассказать детям о том, как будут проходить занятия (периодичность, время проведения, способы работы, формы поощрения). Если работа проводится не индивидуально, а в группах или с целым классом, нужно рассказать о том, как будет организована совместная деятельность детей.

Таким образом, обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка. В школе коррекционно-развивающая работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал. Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по выполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).

Целостное развитие ребенка-дошкольника представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

На современном этапе проблема математического развития дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовки дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей.

Коррекционно-развивающая работа (КРР) с детьми дошкольного возраста выделяется рядом исследователей в качестве необходимого условия преодоления отставания в учении и отклонений в поведении.

Проблема коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, рассматривалась отечественными педагогами и психологами (А.В. Белошистая, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Г.Ф. Кумарина, П.О. Эфрусси и др.). В настоящее время психологами доказано, что для детей группы педагогического риска необходимы специальные условия обучения и воспитания в образовательных учреждениях, включающие организацию коррекционно-развивающей работы.

Математика является мощным средством коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. С этой точки зрения организация КРР с детьми самого разного уровня подготовки и способностей в процессе формирования математических представлений является актуальной.

Коррекционно-развивающая работа - это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития. Основная задача данной работы - систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, развитие в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала [3, 143]. Эта работа содействует не только исправлению отдельных направлений, но и формированию личности в целом. А.В. Белошистая выделяет следующие основные цели коррекционно-развивающей работы:

Проблема состоит в том, чтобы реализовать достижение поставленных целей коррекционно-развивающей работы средствами математики.
Основная задача данной работы - систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, познавательной сферы ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

При построении КРР с дошкольниками группы риска необходимо учитывать закономерности психического развития и возрастные особенности детей, зону их ближайшего развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности.

Наряду с включением КРР в само фронтальное занятие, предусматриваются групповая и индивидуальная формы коррекционно-развивающей работы. Групповые и индивидуальные занятия проводятся вне занятий, они носят временный характер (до достижения необходимого уровня развития) и являются дополнением к обучению. С методико-математической точки зрения содержание КРР определяется не столько подбором какого-то необычного содержания, сколько психологическим осмыслением и методически изящной организацией его. Иными словами, содержание будет работать на развитие только при условии его методически грамотной разработки.

Существует необходимое требование к подбору материала и построению системы соответствующих заданий: для успешности такой системы в КРР должно быть значительное преобладание заданий продуктивного характера над репродуктивными. Они должны способствовать развитию умственной деятельности, давать детям возможность самостоятельно в соответствии с целью построить весь цикл деятельности и выбрать для этого подходящие средства (усвоенные знания, личный предметно-практический и жизненный опыт, адекватные приемы и методы работы).

Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста группы риска. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.

Важным и ценным моментом коррекционно-развивающей работы является продуманная мера помощи (стимулирующей, направляющей или обучающей). Она необходима, когда дети не справляются с заданием самостоятельно. Под необходимой помощью подразумевается минимальная помощь, позволяющая ребенку начать действовать. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее являются прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей (обучаемости).

Стимулирующая помощь нужна, когда ребенок не может включиться в работу (не решается сам начать действовать) или когда работа завершена, но выполнена неверно. Направляющая помощь необходима, когда ребенок не может определить способ или выбрать средства деятельности, выделить первый шаг и спланировать деятельность. Обучающая помощь требуется в тех случаях, когда первых двух видов помощи недостаточно. В этом случае педагог непосредственно показывает ребенку, что и как делать. Следует отметить, что дозированная помощь занимает особое место и является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и ее необходимо использовать в коррекционно-развивающей работе.

3-я мера помощи (обучающая). Выполняем задание вместе, рассуждаем, как это делаем. Вместе с ребенком достаем из мешочка геометрическую фигуру и называем ее, затем выделяем существенные признаки (углы, стороны, вершины), тем самым подтверждаем сказанное.

Обосновывая необходимость введения в учебно-воспитательную работу с детьми, особенно испытывающими трудности в обучении, регулярно оказываемой им помощи, Г.Ф. Кумарина подчеркивает, что активное, заинтересованное, комфортное состояние ребенка в процессе учебных занятий поддерживается в том случае, если трудности, возникающие в процессе деятельности, оказываются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнута.

Немаловажным фактором КРР является при этом эмоциональный фон ребенка. Любая деятельность должна быть привлекательной для ребенка, ему должно нравиться то, что у него в руках, и то, что у него получается в результате его собственной деятельности. Положительный эмоциональный фонэтой деятельности вызовет познавательный интерес, создаст благоприятные условия, как для запоминания, так и для усвоения.

Таким образом, мы еще раз убедились, что успех коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по математике и вне определяется не столько подбором какого-то необычного содержания, сколько психологическим осмыслением и методически изящной организацией этого содержания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В образовательном процессе особое внимание уделяется коррекционно — развивающей работе, предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебе.

У детей с задержкой в развитии наблюдаются трудности в формировании таких процессов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Кроме того, у этих детей наблюдаются инертность мышления, поверхность ума, застревание на привычных действиях. Затруднено осознание собственной мыслительной деятельности. Память у таких детей характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Для них невозможным, оказывается, длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Через обучение математики повышается уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно можно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

В своей работе я использую следующие направления коррекционной работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавание;

- развитие пространственных представлении и ориентировки;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций;

- формирование навыков соотносительного анализа;

- развитие навыков группировки и классификации;

- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)

4. Развитие речи, владение техникой речи.

5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

6. Совершенствование движений и сенсорного развития.

- развитие мелкой моторики кисти

7. Развитие различных видов мышления;

- развитие наглядно-образного мышления

- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

На уроках математики коррекционная деятельность осуществляется через методы обучения учащихся: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная работа, применение технических средств обучения, проблемное обучение.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.

Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

В своей педагогической практике использую следующие личностно-развивающие ситуации:

– проблемная – поиск новых знаний для решения проблемы;

– прогностическая – развитие умений предвидения последствий

поступка (своего или чужого);

– конструктивная – проектирование поведения в заданных условиях;

– оценочная – формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – анализ верных и ошибочных действий участников;

– репродуктивная – возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Один из самых эффективных приемов коррекционной работы на уроке является –дидактическая игра или игровой момент. Такие задания учитель предлагает постепенно, не оказывая давления на детей. Соблюдается принцип от простого к сложному.

Введение игровых моментов оживляет урок, делая его занимательным, и дети, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.

Прививать и поддерживать интерес к своему предмету происходит по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

Разнообразные методы и формы работы на уроках математики с учащимися, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности. Через использование занимательного материала активизируются и развиваются познавательные интересы.

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на уроке использую следующие коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.

Устные задания предъявляются учащимися в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, работе с разрезными цифрами.

Упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций:

Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по порядку.

Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.

Чем двузначные числа отличаются от однозначных?

примеры на карточках 25-20; 14+9; 46-26; 50+12;

Ученик записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом:

-назвать только однозначные;

-назвать только двузначные;

-прочитать числа в прямом порядке;

-число, которое стоит третьим по счету;

-прочитать числа в обратном порядке;

-записать по памяти.

г) число потерялось

1 . 2 …4 … .6. 7 ..8 9 …

д)Вставить нужный знак действия (х, :).

е)45…5 = 9 7…10 = 70 36…6 = 6 8…8 = 64 80…10 = 8 25…5 = 5

По чертежу определи:

- Сколько всего треугольников?

- Сколько всего четырехугольников?

-Каких фигур больше? На сколько?

В каких числах 3 единицы?

а) 30; б) 23; в) 3; г) 53; д) 12

2. Произведение, каких чисел равны 24?

а) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4

б) подумай, по какому правилу составлен ряд и продолжи его

100, 105, 110, 115, …

Задачи на развитие памяти.

Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 8, 9, 2, 3, 5.

Решение арифметических задач, как известно, является одним из самых трудных разделов программы по математике. От ребёнка требуется осуществление довольно сложной аналитико – синтетической деятельности. Младшие школьники часто не знают, в какой последовательности нужно работать над задачей. Их приходится учить, с чего начинать, как анализировать текст задачи, как устанавливать решение, как формулировать ответ, т.е. формировать умение мысленно составлять план работы над любой задачей. Для этого приучает детей пользоваться памяткой следующего типа:

1. Прочитай задачу.

2. Подумай, что в задаче известно.

3. Что спрашивается в задаче?

4. Запиши задачу кратко.

5. Рассмотри краткую запись задачи и подумай, как найти неизвестное.

6. Реши задачу. Объясни решение.

При организации индивидуальной деятельности соблюдает следующие условия:

- подробная инструкция к выполнению задач;

- направляющая помощь учителя;

Таким образом, усвоение математических знаний детьми с ЗПР происходит наиболее эффективно при использовании разнообразных приемов коррекционной работы, которые способствуют повышению памяти, внимания, коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений общей и мелкой моторики. Ценным в таких приемах является развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться, успеха в своей деятельности и проявлять отношение к ее результатам.

Читайте также: