Кондуйский дворец сообщение кратко

Обновлено: 15.05.2024

Наконец, осмыслены собранные, разрозненные сведения по Кондуйскому дворцу и пора бы завершить труд. Но многочисленные вопросы не дают покоя. Например, как объяснить читателю, почему автор делает упор на подробное описание деталей дворца, почему применяет в тексте данные с указанием точного количества и размера, отчего текст изобилует цифрами. Моя задача как автора этой статьи, состоит в том, чтобы связать в одно целое, собранную информацию о дворце и немного коснуться тайны, насколько мне позволяет моя информированность по этой теме. А уж как получилось судить вам.


Объяснить это трудно, почти невозможно. Разве, что можно намекнуть, именно в этой информации заключается разгадка тайны по данному дворцу. И разгадка будет сделана истинным любителем русского языка. Почему любителем русского языка? Потому, что только увлечённый исследователь, потративший много лет на изучение языкотворчества, может отследить всю цепочку связей между мифическими драконами, грифонами, петроглифами и речью.

Только такой человек может предположить и даже быть уверенным, в том, что Кондуйский дворец, возможно, является не чем иным как храмом – университетом, где готовили древние кадры. Исследователь Горохов Сергей (автор литературного сайта проза.ру) ещё пять лет назад предположил, что где- то в Сибири должен находиться храм науки, представляющий из себя речеучебник в наглядном виде, в натуральную величину, где обучали древних преподавателей.

С материалами по его исследованиям вы можете ознакомиться в комментариях к этой статье, а также на его странице в Проза.ру. Мне его удивительные доводы представляются достаточно аргументированными и интересными. Дело в том, что увлечённый языковед- самородок изучает самостоятельно все требующиеся ему науки и делает соответствующие выводы, которые трудно опровергнуть. Так пожелаем ему успехов на этом поприще.

Перед тем как я начну описывать дворец, мне хотелось бы ознакомить вас с сутью исследования. О событиях давно минувших дней мы можем судить по находкам археологов. В Кондуйском дворце найдено более сотни гранитных изваяний драконов. Дракон (Змей) один из древнейших уважаемых символов всех народов (кроме христиан).

В славянской мифологии это Змей Горыныч, многоголовый змей (3, 6, 9, 12 голов) с динным хвостом, когтями. По исполняемой должности Змей Горыныч сторожил Калинов Мост через горящую реку Смородину, которая разделяла мир живых и мертвых. При расследовании выше означенной темы по дворцу, предстояло выяснить, какому народу принадлежал дворец.

Представим себе, что мы находимся в древнее время, среди степных просторов Даурии, и вдруг неожиданно, как мираж, перед нами вырастает великолепный Кондуйский дворец… Даже сейчас, когда человека трудно чем удивить, дворец, затерявшийся на задворках страны, в глухомани, далёкой от цивилизации, вызвал бы у него шквал эмоций.

Дворец находился на высокой двухметровой платформе,выполненной из прослоек суглинка и мелко колотого камня. В платформу были врыты массивные гранитные блоки с цилиндрическими выступами сверху, они служили базами, опорами для колонн. Всех колонн было более пятидесяти и они поддерживали парусную двухярусную крышу. Крыша дворца была покрыта зелёной черепицей.

По краям крыши располагались сливы для отвода дождевой воды. Сливы были узорчатыми и украшены дисками, сверкающими изображением рельефных фигур золотистых драконов, облаков, растительных элементов, птиц и зверей. Эта зелёная, красная и золотистая полива кровли четырёхскатной крыши дворца переливалась в лучах солнца всеми цветами радуги.

Правда, на дисках рельефные фигурки дракончиков, скорее всего, напоминали сильно извивающуюся змейку. Крышу дворца украшала скульптура. Коньки по обоим концам завершались изваяниями голов драконов с крыльями. Головы двенадцати драконов с крыльями были обращены друг к другу; они как бы держали в пасти брус конька с покрывающей его узорчатой черепицей. Головы драконов меньших размеров завершали стыки скатов крыши.

По углам крыша была украшена человеческими фигурами, фениксами и химерами. Ниже всего этого великолепия, у самой крыши находились окна, встроенные в деревянные щиты. Ниже окон находились стены, высотой около двух метров. Стены состояли из каменной забутовки, местами скреплённой известью и из облицовки с обеих сторон кладкой в один кирпич, в перевязь, на извести. Всю нагрузку несли не стены, а скрытые в толще деревянные столбы, поставленные на гранитные основания, а также ряд деревянных колонн на аналогичных основаниях- базах.

Дворец был окружён со всех сторон террасами (открытыми верандами) двух уровней. Верхняя терраса, покрытая красным лаком, состояла из ряда фигурных столбиков, соединенных сверху перилами. Столбики крепились в опорных гранитных плитах. Нижняя терраса, покрытая красным лаком, состояла из таких же фигурных столбиков и возвышалась над уровнем двора на 1 - 1.3 м.

В нижнюю террасу, личинами наружу, на расстоянии двух метров друг от друга, были вмонтированы горизонтально уложенные гранитные изваяния, изображающие головы драконов, кабановидных и с рогами лани. У каждого такой головы имелось три части шеи, которые также были встроены в террасу. То есть каждое такое изваяние дракона состояло из четырёх частей, размером в полметра и в целом весило около ста кг.

Также в углы нижней террасы были вставлены изваяния драконов другого вида. Это драконо- черепаховидные чудовища, приподнявшиеся на передних лапах из угла массивной гранитной квадратной плиты, на плечах которых был изображен пластинчатый панцирь. Массивные тяжеловесные гранитные изваяния драконов напоминали, скорее всего, то бегемотов, то черепах, а то и вовсе каких – то других мифических животных. В конструкции нижней веранды было использовано сто двадцать четыре изваяния.

С разных сторон,(одна с юга, две с востока, две с запада) во дворец, на верхнюю и нижнюю террасы вели пять дорожек (пандусов), мощённых красным кирпичом и состоявших из двух маршей. Дорожки(пандусы) не пристраивались к нижней террасе, а врезались в неё так, что угол образуемый подпорной стенкой, был выдвинут на один метр.Террасы были выложены кирпичом размером 30 х 30 см.

Своеобразие дворца заключалось в том,что стены главных частей здания построены не по простому четырёхугольнику, а крестообразно. Западная и восточная стороны главного зала несколько сужены,северная и южная стены образовывали изгибы, им следовали и изгибы террас. Всё вместе это создавало впечатление большой динамичности и лёгкости постройки.

Дворец занимал в длину более 100 м. и в ширину 50 м. и состоял из четырёх залов общей площадью около 500 м2. Дворец открывался аванзалом, вытянутым с юга на север на 16,5 м. Два ряда колонн делили аванзал на три части. Пол аванзала был вымощен хорошо отполированными серыми квадратными кирпичами. Аванзал переходил в центральный дворцовый зал.

Центральный дворцовый зал с площадью около 131 кв.м, делился двадцатью колоннами на шесть частей. Центральный зал переходил в узкий проходной зал с выходами к дорожкам (пандусам). Северная часть дворца состояла из обширного зала с глухой стенкой. Колонны, обернутые материей и покрытые красным лаком, находились внутри залов с интервалом в 2,5 м.

Внутри зал был расписан, о чем свидетельствует найденная расписная штукатурка. Стены были покрыты штукатуркой красного цвета, и расписаны причудливым орнаментом (росписью и лепниной), который сменялся рельефными изображениями сказочных чудовищ: драконов, грифонов, полуптиц-полузверей.

Рядом с дворцом находились канал и сад (или роща) из декоративных деревьев, павильоны, беседки, был и выложенный камнем, проточный бассейн. К дворцовому комплексу с южной стороны вели парадные ворота, состоящие из двух больших боковых помещений и средней проходной части.

Впервые, остатки памятника, были обнаружены в Забайкалье первой экспедицией императорской Академии наук во главе с Д.Г. Мессершмидтом, посланной для изучения края в августе 1724 года. Это были уже развалины.

Из энциклопедии Забайкалья известно, что архитектуру дворца и Кондуйской церкви изучал Н.П. Крадин , учёный из Владивостока в 1979 г. Графическая реконструкция проведена известным историком архитектуры Л.К. Минертом. По его мнению Кондуйский дворец является повторением дворцового комплекса Кара - корума – столицы Великой Монгольской империи на реке Орхон.

По данным Паспорта,составленным на памятник истории и культуры "Кондуйский городок" в 1984 году,территория комплекса занимала площадь более двадцати гектар (участок 700 м х 350 м).

Николай Крадин, учёный из Владивостока, в течение многих лет возглавляет научные экспедиции на археологическом памятнике – Кондуйском дворце, где работают преподаватели и студенты Забайкальского государственного и Дальневосточного федерального университетов.

Они выяснили, что за территорией дворца находится большое количество зданий и уверены, что всё было построено в соответствии с чёткими канонами китайской архитектуры, что это был дворец хана высокого статуса, что на этой территории проживали потомки Джочи Хасара, брата Чингисхана.

Также было выяснено, что посёлок древних ремесленников находится в стороне от дворца. Там найдено большое количество остатков печей, где производился кирпич и черепица для дворца.

Учёные предполагают, что весь этот сверкающий красками ансамбль, сгорел в огне, следы которого они встречали на раскопках постоянно - то в виде обугленных конструкций, то в виде отшлаковавшихся от большой температуры обломков кирпича и черепицы.

Из всех просмотренных материалов по исследованию дворца, понятно, что во дворце не было отопительной системы. Учитывая, что зима в Забайкалье продолжительна ( почти шесть месяцев), можно сделать вывод, что дворец был выстроен не для жилья, а тем более не для проживания в нём хана или его семьи.
Тогда для чего использовался дворец?
Возможно, в других помещениях жили люди, которые охраняли этот великолепный ансамбль.
Но если дворец построен не для проживания в нём, то для чего тогда?
Причём ранее считалось, что дворец сделан из заморского материала.

Оказалось, что рядом были заводы по производству кирпича, черепицы, всё было местное своё… Кондуйский дворец скрывает в себе много тайн, которые так и просятся, чтобы люди, наконец, их открыли…


Дворец состоял из трех залов. Аванзал примерно длинной в пятнадцать метров переходил во второй зал с колоннами где скорее всего ожидали высокой аудиенции. В третьем зале располагался трон с правителем и приближенными. Дворец был скорее всего административной постройкой. Общая его площадь была около пятисот квадратных метров. При постройке дворца использовался бутовый камень. Из кирпича пленными китайскими строителями была построена двухметровая стена. Верхняя ее часть оканчивалась деревянными коробками с вмонтированными в них окнами. Кондуйский дворец был несколько уменьшенной копией дворца Хубилая в Даду и принадлежал хану Исунке, сыну прославленного Джочи-Касара (брат Чингисхана). Косвенно принадлежность дворца хану Исунке подтверждает один из нескольких существующих переводов, так называемого Чингисова камня. Окружающие Кондуйский дворец постройки были усадьбами придворной знати и жилищами мастеровых, так же вероятно были и казематы.

С Кондуйским дворцом связано множество легенд, повествующих о его происхождение. Наиболее интересной и, пожалуй, самой распространенной в различных интерпретациях является легенда о красавице Бальжит -Кутум и хане Контое, любивших друг друга. Против светлых чувств молодой княжны и молодого хана была злая мачеха молодого хана, по совместительству ведьма, отравившая его отца. Ханша возжелала пасынка, но Контой ей не ответил взаимностью. Узнав о том, что он имеет любовную связь с Бальджит, она пришла в ярость, ревность и чувство того, что власть может ускользнуть из ее рук заставили действовать ведьму. Она заточила красавицу в темнице, но ей с помощью доброй богини удалось бежать, но посланные войны в погоню, убили ее одной из выпущенных стрел. Стрела попала в любящее сердце девушки и кровь из него превратилась в озеро. (прим. озеро Бальзино, Забайкальский край). По другой версии легенды противником брака Контоя и бурятской княжны был его отец. Еще одна версия легенды гласит, что хан Контой был дряхлым стариком, охочим до молодых девиц. Он пожелал жениться на молодой красавице Бальджит, но она полюбила менее знатного лидера нескольких родов. Они вместе бежали от гнева хана, но посланная погоня убила красавицу. А лидер увел свои племена на Запад, подальше с земель жестокого хана, тем самым создав бурятский народ. (прим. Хоринцы, Хори-буряты проживающие в Бурятии).

Руи­ны из­вест­ны с конца XVIII века.

Кондуйский дворец рас­ко­пан С.В. Ки­се­лё­вым в 1957-1958 годы.

На­хо­дил­ся по­се­ре­ди­не об­шир­но­го дво­ра (около 450×240 м), ог­ра­ни­чен­но­го на юге во­ро­та­ми, а с трёх других сто­рон - па­виль­о­на­ми, имев­ши­ми че­ре­пич­ные кры­ши. Ис­кусственная плат­фор­ма (около 94×48 м) под­ни­ма­ла ан­самбль на 2 м и име­ла 2 тер­ра­сы с ба­лю­ст­ра­да­ми: верх­нюю де­ре­вян­ную, кры­тую крас­ным китайским ла­ком, и ниж­нюю, ук­ра­шен­ную 125 гра­нит­ны­ми из­вая­ния­ми го­лов дра­ко­нов. Пять пан­ду­сов в 2 мар­ша каж­дый ве­ли к тер­ра­сам (один с юга и по 2 - с вос­тока и за­па­да).

Ан­самбль был об­ра­щён на юг, со­сто­ял из 4 зда­ний, вы­стро­ен­ных по ме­ри­дио­наль­ной оси: глав­ной - Двор­ца приё­мов (130 м2) с при­мы­каю­щим с юга аван­за­лом и 2 зда­ний апар­та­мен­тов, рас­по­ло­жен­ных к се­ве­ру. Пе­ре­кры­тия зда­ний опи­ра­лись на ко­лон­на­ды за­лов и стол­бы, вма­зан­ные в тол­щу за­бу­то­ван­ных кам­нем стен, об­ли­цо­ван­ных обож­жён­ным кир­пи­чом. Кир­пич­ны­ми бы­ли и по­лы. Че­ты­рёх­скат­ные кры­ши Кондуйского дворца бы­ли кры­ты че­ре­пи­цей с зе­лё­ной, зо­ло­той и крас­ной по­ли­вой, ук­ра­шен­ной фи­гу­ра­ми дра­ко­нов и ор­на­мен­та­ми. Та­кие цве­та и ук­ра­ше­ния кры­ши от­ли­ча­ли по­ст­рой­ки, пред­наз­на­чен­ные для китайской императорской се­мьи. Кры­ши за­вер­ша­ли тер­ра­ко­то­вые фе­ник­сы и хи­ме­ры, а вы­нос кро­вель - про­то­мы кры­ла­тых дра­ко­нов и тор­сы лю­дей в буд­дий­ских одея­ни­ях. Двой­ная вы­со­кая тер­ра­са и кре­сто­вид­ный план - нов­ше­ст­ва, вне­сён­ные в даль­не­во­сточ­ную двор­цо­вую ар­хи­тек­ту­ру в прав­ле­ние в Ки­тае монголькой ди­на­стии Юань.

Сре­ди на­хо­док в Кондуйском дворце - фраг­мен­ты ок­ра­шен­ной шту­ка­тур­ки, крас­но­го ла­ка, гли­ня­ные фи­гур­ки зве­рей с гла­зу­рью - ос­тат­ки ук­ра­ше­ний ин­терь­е­ра, рас­пис­ной па­рад­ной по­су­ды и др. Ве­ро­ят­но, Кондуйский дворец по­вто­рял план двор­ца Ху­би­лая в Да­ду и при­над­ле­жал пра­ви­те­лю (су­дя по все­му, Чин­ги­си­ду) го­ро­да, рас­по­ло­жен­но­го во­круг двор­ца, и ок­ру­ги. Ок­ру­жаю­щие Кондуйский дворец городские по­ст­рой­ки бы­ли усадь­ба­ми род­ст­вен­ни­ков и при­двор­ных его хо­зяи­на, ре­мес­лен­ни­ков.

Иллюстрации:

Кон­дуй­ский дво­рец. По­лив­ная че­ре­пи­ца (по С.В. Ки­се­лё­ву). Архив БРЭ.


Территория Забайкалья богата уникальными памятниками природы и историко-культурного наследия. Однако не всегда добросовестное отношение к изучению и сохранению, популяризации этих объектов приводит к тому, что мы можем и не знать об их существовании, а со временем и утрачивать безвозвратно.

Одним из сосредоточений памятников историко-культурного наследия в Борзинском районе является Кондуйская земля. Кондуй – это одно из старейших сёл Забайкалья, основанное в 1773 году. Об отдельных страницах его истории написаны работы М. Голорбуевой, О. Линды и др.

В 1957–1958 годах на Кондуйском городище работала экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством члена-корреспондента С.В. Киселёва. Результатом этих масштабных исследований стало присвоение городку статуса археологического памятника республиканского значения Постановлением СМ РСФСР №1327 от 30.08.1960. Каменные изваяния в виде головы дракона, привезённые с Кондуйского городища, сегодня хранятся в экспозициях Эрмитажа (г. Санкт-Петербург) и Государственного исторического музея на Красной площади (г. Москва).

Позднее археологические разведки в пади Барун-Кондуй были проведены А.И. Мазиным в 1983, 1986 годах. Исследователю удалось открыть два новых пункта с рисунками, а также жертвенники с фрагментами триподов и каменных орудий. Современные исследования проводятся силами ДВФУ и ЗабГУ под руководством члена-корреспондента РАН Н.Н. Крадина и к.и.н., профессора кафедры истории Е.В. Ковычева. В результате новейших исследований учёным удалось изучить большой замок, павильон летнего типа. Здание было раскопано полностью на площади более 400 м2.

Руководство и жители села прилагают немалые усилия для сохранения памятников истории и культуры. В 2015 году на средства, собранные кондуйцами, была частично отремонтирована крыша, сооружены ограждения вокруг Кондуйской церкви.

Окрестности села Кондуй – это территория с большим рекреационным потенциалом. Сосредоточение памятников каменного века, эпохи бронзы, петроглифов, нескольких комплексов плиточных могил, средневекового городища, церкви, совместившей в своём декоративном оформлении христианские и буддистские символы, село почти с 250-летней историей и традициями, всё это открывает уникальные возможности для привлечения туристов.

Сегодня в селе проживает 448 жителей. Они трудятся, надеются на будущее и ждут интересующихся гостей.

Наталья Викулова,

выпускница Кондуйской школы, научный сотрудник Института археологии РАН, ведущий инженер географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,

Кондуйский городок

Кондуйское городище — поселение, памятник археологии республиканского значения (Постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.8.1960).

Располагается в Борзинском районе Забайкальского края, в 89 км от города Борзя, в 62 км к западу от Хирхиринского городища, в 9 км от села Кондуй, в долине между рек Кондуй и Барун-Кондуй (притоками реки Урулюнгуй [1] ).

Читайте также: