Концепции интеллекта спирмена и терстоуна краткое сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Факторные модели интеллекта

Основным критерием выделения интеллекта как психологического конструкта является его функция в регуляции поведения. Говоря об интеллекте как о некоторой способности, имеют в виду его адаптивное значение для приспособления живого организма к новым жизненным условиям. Как отмечает В.Н. Дружинин, критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней.

Определение интеллекта как некоторой способности, обуславливающей успешность адаптации индивида к новым условиям, является наиболее общим. Любой психологический конструкт, описывающий свойства, процесс, состояние, имеет теоретический смысл лишь в сочетании с описанием процедуры исследования, диагностики, измерения поведенческих проявлений этого конструкта [В.Н. Дружинин, 1999]. Определяя интеллект через процедуру его измерения, данный психологический конструкт можно рассматривать как способность индивида решать определенным образом сконструированные тестовые задания.

В рамках операционального подхода наиболее разработаны факторные модели интеллекта, основывающиеся на следующих положениях:


- интеллект является латентным свойством некоторой психической структуры, которое может быть измерено;


- интеллект как психологический конструкт дан исследователю только через различные косвенные проявления при решении задач разного уровня сложности;


- множество поведенческих проявлений интеллекта всегда больше, чем множество свойств;


- решение задачи может быть правильным или неправильным;


- любую задачу можно решить правильно за бесконечно большое время.

Следствием этих положений является принцип, согласно которому трудность задачи определяет уровень интеллекта, необходимый для ее правильного решения. Таким образом, суть измерительного подхода заключается в процедуре и содержании тестовых заданий [В.Н. Дружинин, 1999].

Модель Ч. Спирмена.

В результате своих исследований Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной деятельности определяют:

  • некий общий фактор, общая способность;
  • фактор, специфический для данной деятельности.

Успешность выполнения тестов испытуемыми зависит от уровня развития у них общей способности (генерального G - фактора) и соответствующей специальной способности (S - фактора). G - фактор определялся Спирменом как общая "умственная энергия", однако он не предложил процедуры для его измерения. G - фактор влияет на успешность выполнения любой деятельности. По Спирмену, роль G - фактора максимальна при решении сложных математических задач и задач на понятийное мышление и минимальна при выполнении сенсомоторных действий.

В дальнейшем Спирменом выделил также уровень групповых факторов (арифметический, механический, лингвистический (вербальный)).

Рис. 1 Модель интеллекта Ч. Спирмена

Модель Л. Терстоуна

В отличие от Спирмена Терстоун отрицал наличие единственного фактора, обеспечивающего продуктивность интеллектуальных действий. По его предположениям, каждый интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных факторов. Наиболее часто в исследованиях Терстоуна воспроизводились 7 факторов. Это:

"V. Словесное понимание - тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, понятийное мышление, интерпретацию пословиц и т.д..

W. Речевая беглость - измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов, принадлежащих к определенной категории.

N. Числовой фактор - тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.

S. Пространственный фактор - делится на два подфактора. Первый определяет успешность и скорость восприятия пространственных отношений (узнавание плоских геометрических фигур), а второй - связан с мысленным манипулированием зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

М. Ассоциативная память - измеряется тестами на механическое запоминание словесных ассоциативных пар.

Р. Скорость восприятия - определяется по быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях. Разделяют вербальный и образный под факторы.

I. Индуктивный фактор тестируется заданиями на нахождение правила и на завершение последовательности (по типу теста Д. Равена). Наименее точно установлен". [10 с. 27-28]

Однако, как показали дальнейшие исследования, факторы Терстоуна оказались зависимыми, т.е. коррелировали между собой, что подтверждает предположение Ч. Спирмена о существовании единого G- фактора.

Модель Дж. Гилфорда

Гилфорд в результате систематизации своих исследований, предложил модель "структуры интеллекта (SI)". Модель является трехмерной, по схеме: содержание (заданий) - умственный процесс (операции) - результат.

Содержанием задачи являются особенности материала или информации (изображение, символы (числа и буквы), семантика (слова), поведение).

Операция, по Гилфорду, это психический процесс. Им может быть познание, память, дивергентное и конвергентное мышление, оценивание.

Результатами является та форма, в которой испытуемый дает ответ. Ими может быть: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Факторы в этой модели, независимы и каждый из них, образуется сочетанием категорий трех измерений интеллекта, названия факторов условны. Всего факторов

По мнению Гилфорда, в настоящее время идентифицировано более 100 факторов.

Модель Р. Б. Кеттелла

Кеттеллом в результате анализа результатов большого количества тестов, были предложены два фактора: фактор "связанного интеллекта" и фактор "текучего интеллекта". "Связанный интеллект" определяет меру овладения культурой общества, к которому принадлежит индивид. Текучий интеллект" определяет возможности нервной системы быстро и точно перерабатывать информацию.

Фактор "связанного интеллекта" диагностируется тестами на запас слов, чтение, учет социальных нормативов, а фактор "текучего интеллекта" - тестами на выявление закономерности в ряду фигур и цифр, объем оперативной памяти, пространственные операции. Эти факторы, по Кеттеллу, являются базовыми. Кроме них, он выделил три дополнительных парциальных факторов: "визуализация" - как способность манипулировать образами, "память" - как способность сохранять и воспроизводить информацию и "скорость" - как способность поддерживать высокий темп реагирования.

Уровень развития парциальных факторов определяется опытом взаимодействия индивида с окружающей его средой.

В дальнейшем было показано, что фактор "связанного" и фактор "текучего" интеллекта коррелируют и в ходе исследования невозможно отделить "текучий интеллект" от "связанного интеллекта", так как они сливаются в единый общий фактор (G - фактор по Спирмену).

Иерархические модели интеллекта Ф. Вернона и Д. Векслера.

Факторы в модели Вернона располагаются на четырех уровнях. Первый уровень занимает G - фактор (Спирмена), на втором - расположены два основных фактора: вербально -образовательный (V : ED) и практико-технический (K :M). На третьем находятся специальные способности (техническое мышление, арифметическая способность и др.) и на последнем расположены более частные субфакторы.

Модель Вернона, отличается наличием только трех уровней. На первом находится общий интеллект (по Спирмену), на втором - "групповые" факторы" (невербальный и вербальный интеллекты) и на третьем - специфические факторы, определяющиеся успешностью выполнения отдельных субтестов.

Концепции интеллекта Г. Ю. Айзенка и Л. Т. Ямпольского

Айзенк является представителем одномерного подхода к интеллекту. По Айзенку, можно выделить три типа концепций интеллекта: биологическую, психометрическую и социальную. Эти концепции соответствуют трем структурным уровням интеллекта.

"Биологический интеллект" связан со структурами головного мозга обеспечивающих осмысленное поведение. Методами его измерения могут являться: электроэнцелография (ЭЭГ), измерение усредненных вызванных потенциалов (УВП), кожно-гальваническая реакция (КГР), измерение времени реакции (ВР).

"Психометрический интеллект" определяется успешностью выполнения тестов IQ. Эта успешность зависит как от биологического интеллекта, так и от культурных факторов

"Социальный интеллект" определяется успешностью адаптации в социуме.

По мнению Айзенка, биологический уровень является фундаментальным для остальных.

Решая проблему соотношения скорости переработки информации и когнитивной дифференцированности, Айзенк объединяет фактор сложности (зависящий от успешности выполнения сложных задач за ограниченное время) и фактор скорости (зависящий от скорости выполнения простых заданий), так как существует корреляция результатов простых тестов, выполненных с ограничением времени и таких же тестов без ограничения времени, близкая к единице.

Делая выводы из результатов своих исследований, Айзенк предполагает наличие трех основных параметров характеризующих IQ. Это - скорость, настойчивость (зависит от числа попыток решения задачи) и число ошибок.

Главным параметром, характеризующим уровень интеллекта по Айзенку, является скорость переработки информации. Айзенк предлагает использовать в качестве ее показателя время реакции выбора из множества альтернатив. Как видно, Айзенку не удается выйти из измерений скорость-трудность. Таким образом, уровень интеллекта характеризуется не только скоростью работы мыслительных процессов, но и способностью человека работать с множеством альтернатив. Фактор, обеспечивающий переработку сложной информации и детерминирующий индивидуальную продуктивность, В.Н. Дружинин называет "индивидуальным когнитивным ресурсом".

Ямпольским была сделана попытка, разрешить дилемму "сложности" и "скорости". Так в результате обработки результатов созданного им теста на логико-комбинаторное мышление, было выявлено три фактора. Эти факторы характеризуют продуктивность выполнения испытуемым данного теста. Первый фактор - фактор времени решения; второй - правильности решения простых задач; третий - фактор правильности решения сложных задач. Факторы не являются ортогональными, а связаны друг с другом. Корреляция первого фактора со вторым составляет 0,202, второго с третьим - 0,832, третьего с первым - 0,389.

Ямпольским была предложена следующая модель интеллекта:

i - уровень сложности;

Ii - успешность решения задач i-го уровня сложности

Fi - правильность решения задач i-той трудности;

F1 - идеомоторная скорость". [10 с. 39]

Таким образом, выявилось два фактора сложности, по числу сложностей тестовых задач.

Подводя итог, можно сказать, что выявлено два главных фактора, от которых зависит успешность выполнения задач. Это: фактор "скоростного интеллекта" и фактор "когнитивной сложности" (предельных когнитивных возможностей).

Есть много теории интеллекта развился из-за большого противоречия, которое генерируется вокруг него, из-за его возможных объяснений и разграничений.

Интеллект состоит из способности извлекать уроки из опыта, решать проблемы, адаптироваться к нашей среде, использовать знания, понимать идеи и обращаться с абстрактными понятиями и рассуждать. Другое определение объясняет это как способность приобретать и применять знания.


Бине и первые подходы

Альфред Бине был одним из первопроходцев в исследовании интеллекта. В его подходе сходятся разные формы обучения: лабораторные, клинические, психометрические и эволюционные. Он подготовил свою первую версию шкалы измерения интеллекта вместе с Саймоном в 1905 году.

Тест состоял из тридцати элементов, которые были отмечены как успех или ошибка. Для правильного разрешения тестов требовались как физические, так и интеллектуальные способности..

Эти тесты варьировались от сенсомоторных тестов (зрение, координация движений и т. Д.) До когнитивных тестов (память, распознавание информации, дивергентное мышление и т. Д.).

Шкала рассчитана на детей от трех до двенадцати лет и сопровождалась инструкциями по ее реализации. Его элементы были расположены в порядке возрастания сложности.

Позже, Терман пересмотрит шкалу измерений, чтобы проверить некоторые недостатки, особенно в стандартизации оценок. Также будет введен термин CI, IQ, действительный индекс для измерения интеллекта у детей и взрослых..

Двухфакторная теория Спирмена

Исследование Спирмена следовало первоначальному руководству Гальтона, в котором считалось, что основой интеллекта является функционирование простых базовых психологических процессов, таких как сенсорные и перцептивные процессы, с интересом к отношениям между общим интеллектом и дискриминационный сенсорный.

Спирмен утверждал, что все интеллектуальные способности человека имеют общий или общий фактор, который является наследственным и который сохраняется с течением времени, который называется фактором G. А также наличие другого фактора специфических интеллектуальных способностей, который каждый субъект предоставляет определенному навыку, называется фактор S, и это может быть изменено путем обучения.

Общий интеллект оказал влияние на тесты, определенные на основе G-фактора, а S-фактор был определен конкретными требованиями конкретной задачи..

Для него интеллект - это способность, которая создает новую информацию из уже известных, и причины, по которым индивидуальные различия внутри фактора G связаны с различиями в умственной энергии субъектов при выполнении интеллектуальных задач и / или различий в навыках людей.

Теория первичных способностей Терстоуна

Эта теория выступает в качестве контрапункта двухфакторной теории Спирмена с появлением теста первичной когнитивной способности. Его автор рассматривал интеллект как элемент, состоящий из нескольких независимых факторов, являясь одной из первых многофакторных теорий..

Терстон был американским психологом, признанным за его вклад в факторный анализ и создание его шкалы для измерения навыков, идентифицируя с его анализом семь основных умственных способностей:

  1. Устное понимание: способность понимать идеи и значения, выраженные словами.
  2. Свободное владение речью: навыки письма и речи с легкостью.
  3. Числовой: способность быстро решать проблемы.
  4. Пространственный: способность визуализировать объекты двух или трех измерений, пространственные отношения и изменения положения.
  5. Память: запоминать и распознавать ранее представленную информацию.
  6. Скорость восприятия: различать детали сложных конфигураций.
  7. Рассуждение: способность решать логические задачи, прогнозировать и планировать ситуации.

Благодаря их вкладу стало возможным улучшить тесты интеллекта, личностные и психологические интересы, а также помочь понять внутриличностные различия, наблюдаемые в сравнении с общими тестами интеллекта..

Теория интеллекта Кэттелла

Кэттелл разработал эту теорию об интеллекте, на которую повлияли такие люди, как Спирмен, Терстоун и Хебб.

Его основным вкладом было создание двух типов интеллекта, а именно:

Текучий интеллект

Который имеет наследственный и биологический компонент, с физиологическим происхождением, способный действовать в любой ситуации, и который отражает способность, которую мы должны приспособиться к различным ситуациям или проблемам, которые возникают без необходимости иметь предыдущий опыт.

Он отражает основные способности человека в рассуждениях и высших психических процессах. Текучий интеллект может быть измерен с помощью тестов, чтобы получить способность человека к приобретению знаний.

Кристаллизованный интеллект

Завершите предыдущее с помощью полученных знаний, которые берут свое начало в опыте человека и охватывают когнитивные способности, в которых выкристаллизовалось предыдущее обучение. Этот интеллект оценивается с помощью школьных тестов и знаний, полученных в результате взаимодействия с социокультурной средой.

Он также связывает в своем нейропсихологическом аспекте различные отношения между полушариями головного мозга и типами способностей..

Иерархическая модель Вернона

Иерархическая модель интеллекта, в которой устанавливается существование ряда специфических способностей, которые, как правило, группируются под различными факторами. Вернон представил факторы трех типов:

-Основные групповые факторы. Он назвал эти факторы v: ed (словесный: образовательный) и k: m (пространственный: механический).

-Незначительные групповые факторы, которые делали ссылку на факторы, гораздо более непосредственно связанные со способностями или навыками, характерными для выполнения в определенных задачах.

Вклад Вернона в психологию был многочислен и разнообразен, его работа в области интеллекта была очень замечательной. Он был защитником теории интеллекта Хебба, которая делит интеллектуальные способности человека на две категории.

Теория интеллектуальной структуры Гилфорда

Это рассматривается как непрерывность модели Терстоуна и начальных подходов Бине. Интеллект по Гилфорду приближается к когнитивным концепциям интеллектуального функционирования, хочет знать и описывать когнитивные процессы, а также их функции, которые влияют на интеллектуальные способности, подразумеваемые в работе людей..

Хотя эти факторы независимы, будучи взаимосвязанными, они могут стать психологически зависимыми.

Триархическая теория Стенберга

Разработанный Стенбергом, психологом, известным своими исследованиями интеллекта и творчества, среди других тем. Его теория одна из первых применила более когнитивный подход.

Его теория делится на три части: компонентный или аналитический интеллект, опытный или творческий интеллект и контекстный или практический интеллект.

Субкомпонентный компонент

Он связывал функционирование ума с рядом компонентов. Эти компоненты помечают их как метакомпоненты, компоненты производительности или исполнения и компоненты получения знаний. (Sternberg, 1985). И это связывает эту под теорию с аналитическим потенциалом, способностью отделять проблемы и видеть решения, которые не очевидны.

Экспериментальная под-теория

Это относится к правильному выполнению задач по отношению к предыдущему опыту работы с ним, разделяя роль опыта в автоматизации и новизне. Это связано с творчеством и интуицией, очень полезно для решения новых проблем и создания новых идей.

Контекстная или практическая под-теория

Это относится к умственной деятельности, которая позволяет нам адаптироваться к нашей среде. Даны три процесса, такие как адаптация, конформация или трансформация и отбор, производящие корректировку между ними и их окружением. Эффективность, с которой они это делают, определяет их интеллект.

Кроме того, он признает, что человек может достичь интеграции трех интеллектов, а не только показывая один из них.

Теория множественного интеллекта по Гарднеру

Гарднер - психолог, известный своими исследованиями когнитивных способностей и разработкой этой теории..

Он определил интеллект как способность, с которой люди должны решать повседневные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, будучи генетически отмеченным навыком, который можно развивать и совершенствовать с помощью обучения, нашей окружающей среды, нашего образования и нашего опыта..

Своей теорией он объясняет, что у нас есть не только умственные способности, но и восемь:

  1. Логико-математический интеллект
  2. Лингвистический интеллект
  3. Визуально-пространственный интеллект
  4. Кинестетический или телесно-кинетический интеллект
  5. Музыкальный интеллект
  6. Межличностный интеллект
  7. Интраперсональный интеллект
  8. Натуралистическая разведка

Предполагается, что у каждого человека нет конкретного разума в конкретном случае, но мы обладаем в определенной степени и в разном количестве каждым из них, порождая индивидуализированные формы поведения..

Эмоциональный интеллект

Даниэль Големан - психолог, известный своей книгой Эмоциональный интеллект. Он является соучредителем Коллаборации по академическому, социальному и эмоциональному обучению (Общество академического, социального и эмоционального обучения), чья миссия состоит в том, чтобы помочь школам ввести эмоциональные образовательные курсы.

Он описывает пять компонентов эмоционального интеллекта.

  • Знание самого себя или эмоциональное самопознание. Осознание себя, своих эмоций, своего состояния ума и того, как оно влияет на наше поведение.
  • Способность к саморегуляции или эмоциональному самоконтролю. Позволяя нам не увлекаться чувствами момента, контролируя наши импульсы.
  • Внутренняя мотивация: направьте эмоции к цели, сосредоточьтесь на целях, которые нужно достичь, а не на препятствиях, с которыми мы сталкиваемся.
  • Сочувствие Как способность понимать и понимать эмоции других, интерпретировать не только вербальное общение, но и невербальное.
  • Социальные навыки или межличностные отношения, насколько они важны как в нашей жизни, так и в нашей работе.

Интеллект имеет унитарный или множественный характер?

Этот вопрос вызывает много споров, и вышеупомянутые теории могут быть классифицированы на основе этого критерия.

С одной стороны, мы были группой, которая защищала унитарный характер интеллекта, такой как Гальтон, Бине, Спирман и другие. Последний ввел понятие фактора G, который лежит в основе выполнения любой задачи интеллектуального порядка, получаемой с помощью статистических процедур..

Утверждение о существовании этого фактора породило множество критических замечаний и противоречий в этом отношении. Некоторые из его защитников утверждают, что его природа является биологической, имеет наследственный характер и является мерой не только статистической, но и мерой нейронной эффективности, понимаемой как свойство SNC, которое выражает скорость и точность ответа, а также большую эффективность и производительность людей.

В новых моделях интеллекта когнитивной психологии утверждается, что они не способны продемонстрировать, что упомянутый фактор в действительности не существует, но они не делают вывод, что это единственный центральный фактор, который ограничивает интеллект. Они говорят о различных "процессах управления", которые представляют исполнительные функции, вовлеченные в другие существующие процессы.

Защитниками этой позиции понимания интеллекта как множественного понятия были Терстон, Гилдфорд, Штернберг, Гарднер и другие..

В дифференциальной психологии существуют различные теории интеллекта (также называемые моделями интеллекта ), которые пытаются описать причины и следствия интеллекта .

содержание

Факториальные теории

Факториальные теории человеческого интеллекта основаны на методе факторного анализа . Эта процедура позволяет объединить результаты большого количества элементов тестирования в структуру данных, которую можно описать несколькими факторами.

Двухфакторная теория Спирмена

Чарльз Спирмен обнаружил положительную корреляцию между различными интеллектуальными достижениями; если у человека были интеллектуальные достижения выше среднего (например, в школе по немецкому языку), было более вероятно, что дальнейшие достижения выше среднего (например, по математике) могли быть записаны. Спирмен определил этот факт как положительное многообразие . Наблюдение этих положительных (если не полностью идеальных) соотношений задач, требующих интеллектуальных способностей, легло в основу дальнейших исследований Спирмена. Взаимосвязь различных интеллектуальных достижений должна, согласно Спирмену, создаваться общим измерением; на коэффициент общего интеллекта g (g = общий). Следовательно, G должен представлять собой общую основу или универсальную связь между различными задачами и ситуациями.

Поскольку корреляция различных интеллектуальных достижений с g оставалась только средне-высокой даже после исправления ошибки измерения, Спирмен предположил, что должно быть другое явление, которое соответствует каждому индивидуальному достижению. Итак, Спирмен установил удельный коэффициент s (s = специфический). Если теперь принять во внимание оба фактора, уравнение для измерения измеренного значения мощности будет выглядеть следующим образом: x i = g i + s i

Эти специфические факторы интеллекта иерархически подчинены фактору g и зависящим от области, независимым факторам. Они определяют (но в значительной степени зависят от фактора g ) производительность человека в определенных областях - например, Б. в математических задачах, вербальных или пространственных задачах.

Чем более ярко проявился талант в определенных интеллектуальных способностях, тем больше фактор g терял значение в пользу конкретных факторов. Спирмен основал это наблюдение на гипотезе дифференциации талантов . Кроме того, фактор g оказался очень устойчивым в дальнейших исследованиях того же набора данных, несмотря на разные операционализации и методы. Спирмен определил этот факт как безразличие показателей .

Согласно Спирмену, фактор g характеризуется тремя основными операциями:

  • Получение опыта
  • Открытие / установление отношений
  • Обнаружение / получение связей

Модель первичного фактора Терстона

Луи Леон Терстон отверг идею общего, высшего фактора интеллекта. Он подчеркнул специфическую для данной области организацию интеллекта и рассматривал ее как комбинацию различных индивидуальных навыков. Благодаря своему факторно-аналитическому подходу он извлек семь основных умственных способностей интеллекта:

  • S (пробел): пространственно-визуальные задачи, такие как Б. Мысленное вращение предметов
  • P (скорость восприятия): восприятие объектов и отношения между ними, например. Б. Продолжение серии объектов
  • N (числовые способности): числовые и математические навыки
  • M (память): производительность памяти, например Б. Ответьте на вопросы о сцене, которая показывается в течение короткого времени.
  • R (рассуждение): логическое рассуждение
  • W (беглость слов): беглость речи, например Б. Поиск синонимов
  • V (вербальные отношения): правильно понимать и интерпретировать вербальные отношения

Одна критика, часто высказываемая против Терстона, связана с его методическим подходом: для извлечения факторов он использует то, что известно как наклонное преобразование. Следствием этого является то, что извлеченные факторы не являются полностью независимыми друг от друга, то есть они слабо коррелируют друг с другом. На самом деле между семью основными факторами существует слабая положительная корреляция. Согласно своей теории, представители общей факторной модели интеллекта видят причину этой корреляции в вышестоящем, общем факторе интеллекта (для методической интерпретации корреляции см. Частичную корреляцию ).

Двухфакторная модель Кеттелла

Другая иерархическая факторная модель была разработана Кеттеллом (1943, 1963, 1971, 1987) и его коллегой Хорном (1968). Он выделил два фактора интеллекта : жидкий (или жидкий ) и кристаллический (также кристаллизованный ) интеллект. Жидкости разведки является врожденной или по наследству и не может влиять на окружающую среду. Он включает, например, умственные способности, понимание, общий уровень обработки.

Кристаллический интеллект (также: кристаллизованный интеллект ) включает в себя все навыки, которые выучили в течение жизни или определяемые окружающей средой. Кристаллический интеллект зависит от подвижного интеллекта. Он включает как явные знания (семантические и эпизодические, например, фактические), так и неявно полученные знания (определенные формы поведения, цикличность, арифметика и т. Д.). Интеллект - это способность применять полученные знания .

Для понимания следует упомянуть, что кристаллический интеллект не следует приравнивать к производительности; потому что она связана со сложными контекстами, в то время как успеваемость охватывает все академические знания человека. Таким образом, можно сказать, что проведенные до сих пор тесты теряют свою достоверность, если модель будет принята, поскольку кристаллический и жидкий интеллект никогда не регистрировались отдельно друг от друга.

Модель CHC

В своем анализе сотен исследований интеллекта Джон Б. Кэрролл (1993) смог показать, что многие из упомянутых здесь факторных моделей можно интегрировать. Его исследование привело к созданию многоуровневой иерархической модели. На самом низком уровне (Stratum I) есть очень специфические задачи. Средний уровень (Stratum II) содержит более сложные навыки, например текучий интеллект Gf или кристаллический интеллект Gc . Наконец, на высшем уровне (Stratum III) находится общая когнитивная способность g , с которой более или менее сильно связаны все подчиненные свойства.

Многомерные модели

Модель куба Гилфорда

Факторный подход к изучению интеллекта исходит от Джоя Пола Гилфорда . Это различает три измерения интеллекта.

  • С одной стороны, содержание мышления . Здесь он выделяет четыре классификации - например, абстрактное или образное содержание мысли.
  • Второе измерение представлено мыслительными операциями . Они разделены на пять уровней, например Б. конвергентный подход (концентрация на подходе к конкретному решению и его последовательное дальнейшее развитие) или дивергентный подход (поиск как можно большего количества различных возможных решений и, в конечном итоге, выбор лучшего).
  • Третье измерение определяется результатами мышления . Они разделены на шесть категорий, например Б. Поиск нового уникального решения, поиск категорий или классов или перенос решения из одной ситуации в другую.

Эти три измерения, представленные графически, охватывают трехмерную систему координат. Теперь можно представить себе кубоид, на трех видимых поверхностях которого все возможные комбинации трех измерений показаны в небольших прямоугольниках (следовательно, модель тетраэдра, поскольку эти три поверхности кубоида важны). По словам Гилфорда, (4 × 5 × 6 =) 120 комбинаций каждая представляет отдельные области интеллекта.Представители этого подхода еще не полностью преуспели в поиске подходящих задач для каждой комбинации (около 20 из них все еще ожидают рассмотрения).

Модель структуры разведки Берлина Йегера (BIS)


  • Скорость обработки (B; темп работы, легкость понимания и сила концентрации при решении просто структурированных задач с низким уровнем сложности),
  • Запоминание (M; активное запоминание и краткосрочное или среднесрочное распознавание или воспроизведение словесного, числового и образно-изобразительного материала),
  • Изобретательность (E; подвижное, гибкое, а также оригинальное производство идей, которое требует наличия разнообразной информации, богатства идей и видения множества разных сторон, вариантов, причин возможностей объектов и проблем, при этом речь идет о проблемно-ориентированных решениях, а не о бесконтрольных фантазиях) и
  • Способность к обработке (K; обработка сложной информации в задачах, требующих разнообразных взаимосвязей, формально-логического точного мышления и соответствующей оценки информации).
  • мышление, связанное с языком (V; вербальный; набор навыков соответствует степени его усвоения и доступности и, по-видимому, является определяющим фактором во всех операциях, связанных с языком),
  • числовое мышление (N; числовое; набор навыков соответствует степени его приобретения и доступности и, по-видимому, участвует во всех числовых операциях) и
  • мышление, связанное с восприятием (F; образно-образное).

Модель структуры берлинской разведки можно было воспроизвести на различных международных выборках, с разными задачами и разными методами оценки. Еще одна особенность модели BIS заключается в том, что тест BIS представляет собой достоверный по содержанию тест интеллекта, который соответствует модели и охватывает все аспекты и аспекты модели BIS (в отличие , например, от теории CHC ).

Модель Radex

Гутман (1954) постулировал, что задачи проверки интеллекта различаются по своей сложности. С помощью процесса многомерного масштабирования эту взаимосвязь можно проиллюстрировать графически. Более сложные типы задач ближе к центру Radex. Гутман далее различил три области содержания (фигуральный, вербальный и числовой интеллект), которые расположены в виде секторов вокруг g. Следовательно, математические задачи с текстом должны располагаться в зоне пересечения числового и вербального секторов. Это различие между различными областями содержания было подтверждено в Берлинской модели структуры разведки (BIS).

Маршалек и др. Предложили интегративный подход между иерархическим подходом и подходом Radex. (1983). Они смогли доказать, что общий интеллект (g), который находится выше в иерархии, должен быть приравнен к сложности Гуттмана. Соответственно, близко к центру находятся задачи с высоким g-зарядом (например, матричные задачи Рэйвена).

Основные когнитивные процессы: скорость обработки и рабочая память

По сравнению с более сложными навыками, такими как логическое мышление, скорость обработки и рабочая память представляют собой более фундаментальные умственные навыки, важность которых для интеллекта обсуждалась с самого начала исследований интеллекта и не потеряла своей актуальности по сей день. Зигфрид Лерл, например, защищает теорию, согласно которой интеллект основан на скорости обработки информации и объеме памяти . Рабочая память расположена в префронтальном мозге. Он также разработал короткий тест для общих основных величин в обработке информации .

Скорость обработки

Фрэнсис Гальтон (1883) рано высказал мнение, что различные показатели скорости познания, такие как время реакции, позволяют делать выводы об интеллекте человека. Более поздние эмпирические данные о развитии интеллекта в течение жизни показывают, что снижение умственной скорости сопровождается снижением подвижного интеллекта (в смысле Кеттелла), в то время как кристаллический интеллект остается неизменным (Finkel et al., 2007) и таким образом подтверждают важность скоростной составляющей. Однако окончательно вопрос еще не решен; Еще одним усложняющим фактором является то, что скорость мышления также является значительно более сложной конструкцией, чем предполагалось ранее (см. Nettelbeck, 2011).

Рабочая память

Киллонен и Кристал (1990) постулировали, что рабочая память и рассуждения (как центральный компонент интеллекта; см. Модель Радекса Гуттмана) по существу представляют собой одну и ту же конструкцию. Это подтвердили данные Suss et al. (2002), которые специально исследовали объем рабочей памяти. Мета-анализ с помощью Ackerman и соавт. (2005) опровергли предположение, что интеллект и рабочая память идентичны; в корреляции с поправкой на ошибки измерения только в среднем диапазоне вокруг г = .48. Однако эти результаты также не остались без ответа (например, Oberauer et al., 2005; Kane et al., 2005).

Теория обработки информации

Теория обработки информации отвергает идею фундаментальных факторов интеллекта. Скорее, он имеет дело с когнитивными процессами, происходящими во время обработки информации . По сути, здесь представляют интерес три вопроса:

  • Какой вид познавательного процесса происходит?
  • Насколько точно выполняется этот процесс (т.е. насколько быстро, насколько сложно и т. Д.)?
  • На каком мысленном представлении основан этот процесс (т.е. думает ли кто-то картинками, абстрактными числами и т. Д.)?

Триархическая модель Штернберга (компонентная модель)

Одним из важнейших представителей подхода к обработке информации является Роберт Штернберг . В своей триархической модели он постулирует три теории:

  • Теория контекста: у каждого человека свой интеллект, свойственный культуре или окружающей среде. Это позволяет ему интегрироваться в свое окружение, устанавливать и поддерживать социальные контакты и более или менее следовать культурным нормам.
  • Двусторонняя теория: для изучения интеллекта необходимо не только регистрировать основные процессы решения, реализацию и результаты. Кроме того, важно записывать рутинную процедуру или автоматизацию процессов, так как это оказывает важное влияние на точность и результат стратегии решения.
  • Теория компонентов: Штернберг выделяет пять компонентов когнитивных процессов.

Множественный интеллект по Гарднеру

Другая классификация интеллекта Гарднера включает две области: Внутриличностный интеллект - это знание о себе, интерпретация собственных чувств и поведения, предсказание собственного поведения и т. Д. Межличностный интеллект включает в себя межличностные части знаний и навыков. Например, прогнозирование поведения других людей, навыки сопереживания, способность вести себя в соответствии с ожиданиями других и т. Д.

Однако многие исследователи разведки критикуют работу Гарднера как не подкрепленную результатами научных исследований.

Дженсен и Айзенк: два основных процесса интеллекта

Артур Йенсен и Ганс Юрген Айзенк предполагают, что существует два основных процесса интеллекта. Они называют их способностями уровня I и способностями уровня II (на немецком языке: навыки уровня I и навыки уровня II). Уровень I (ассоциативная способность) получает нейронную регистрацию и консолидацию входных стимулов и формирование ассоциаций. Уровень II (когнитивные, концептуальные навыки) включает оценку стимулов. Концептуальное обучение и решение проблем - хорошие примеры. Тесты на интеллект , особенно языковые, используются для оценки навыков уровня II. Так называемый тест на соединение чисел (тест на построение следа ; числа или буквы, которые случайным образом распределены по листу бумаги, должны быть соединены линией в правильном порядке) подходит для оценки навыков уровня I. Между навыками Уровня I и Уровня II существует небольшая корреляция .

Введение
Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. Интеллект – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблемы. Взгляды на его структуру и составляющие его части различны. Существует множество теории и моделей структуры интеллекта. Знания в этой области пополняются и по настоящий момент.
Проблема определения структуры интеллекта, входящих в него факторов и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Все большую популярность приобретают IQ-тесты - тесты для измерения уровня интеллекта. В настоящее время тестирование уровня интеллекта проводится при приеме детей в сады и школы, в процессе их обучения, а также, широко применяется при профориентации и профотборе.
Задачи, поставленные в данной работе:
1. Рассмотреть понятие интеллекта;
2. Изучить развитие взглядов на структуру интеллекта.

Подходы к пониманию интеллекта, его структуры. Развитие взглядов на проблему изучения интеллекта.
Существуют различные подходы к пониманию интеллекта, перечислим основные из них и кратко обозначим их содержание:
• Структурно-генетический подход (Ж. Пиаже)– интеллект рассматривается как некий способ поддержания гомеостаза (равновесия) между субъектом и средой, т.о. интеллект – как адаптационная способность.
• Когнитивистский подход (Р. Стернберг) – представители данного направления представляли интеллект как набор когнитивных операций, полагали, что интеллект не является свойством психики, а представляет собой некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач.
• Факторно – аналитический подход (Ч. Спирмен, Р. Кетелл, Л. Терстоун) – выделялись устойчивые факторы, на основании множества тестовых показателей, которые характеризуют интеллект.
• Дифференциальный подход – представители данного подхода говорили о вариабельности внутри одного вида – различия людей по типу и уровню интеллекта.

Иерархическая модель Р. Стернберга – связь между интеллектом и ментальными процессами, личным опытом, адаптивным поведением. Выделялось три компонента интеллекта:
1) Метакомпоненты – процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации:
• признание проблемы;
• осознание проблемы и выбор средств (процессов), необходимых(пригодных) для решения;
• выбор стратегии;
• выбор ментальной репрезентации;
• распределение умственных ресурсов;

• контроль за ходом решения;
• оценка эффективности решения.
2) Исполнительные компоненты – то, как решается задача. Наблюдается сходство с G-фактором Ч. Спирмена:
• кодирование;
• выявление отношений;
• приведение в соответствие;
• сравнение;
• обоснование.
3) Компоненты приобретения – самый низкий уровень иерархии. Позволяют существовать метакомпонентам: избирательное кодирование, комбинирование, сравнение.

Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена – выделялось 2 главных фактора в структуре интеллекта, которые в совокупности определяют успех любой деятельности:
• G-фактор (общий) – отвечает за основу успешности умственных действий. В равной степени наделены все люди. Влияет на успех выполнения любой деятельности, наиболее сильно – при решении сложных математических задач, задач на понятийное мышление, минимально задействован при сенсомоторных действиях;
• S-фактор – специфические способности для данной деятельности – данным фактором определяется индивидуальность.

Модель Р. Кетелло – выделял 2 фактора, в дальнейшем было показано, что данные факторы находятся в тесной взаимосвязи, т.е. сливаются в G-фактор:
o фактор текучего интеллекта – возможности НС быстро и точно перерабатывать информацию
o фактор связанного интеллекта - определяет уровень овладения культурой общества.

Факторно-аналитическая модель Л. Терстоуна. В основе – работы Ч.Спирмена и Р Кетелло. Л.Терстоун старался опровергнуть G-фактор, т.к. полагал, что одного фактора быть не может, а существует лишь их совокупность.
• пространственный фактор – способность оперирует пространственными объектами.
1) успешность и скорость восприятия пространственных отношений – узнавание плоских геометрических фигур;
2) мысленное манипулирование зрительными представлениями в трёхмерном пространстве.
• вербальный – способность оперировать смысловыми вербальными категориями (толкование пословиц, понимание текста, решение словесных аналогий).
• цифровой – операции с числовыми категориями, скорость и точность арифметических вычислений.
• перцептивный – скорость восприятия (быстрота и точность восприятия деталей), восприятие сходств и различий:
1) вербальный;
2) образный.
• память - операции мнемического характера.
• индуктивный – операции индуктивного характера (нахождение закономерностей, последовательностей). От частного к общему.
• Беглость речи – скорость продуцирования речи – нахождение рифмы, определить к какой категории относится слово.
Позже Л. Терстоун разработал мультифакторную модель интеллекта, согласно которой существует ряд относительно независимых умственных способностей. Однако исследования Г. Айзенка др. показали, что между ними существуют тесные связи и при обработке данных, полученных самим Л. Терстоуном, выделяется общий фактор (G-фактор). Таким образом, несмотря на создание отдельной, принципиально новой модели интеллекта, Л.Терстоуну так и не удалось опровергнуть наличие общего фактора в структуре интеллекта. Также и модель интеллекта Р Кетелло, содержащая два связанных между собой фактора, по сути также выделяет наличие общего – G-фактора в структуре интеллекта.

Концепция Г.Айзенка
Г. Айзенк интерпретирует "G-фактор" как скорость переработки информации центральной нервной системой. Г. Айзенк является представителем одномерного подхода к интеллекту, выделяет три типа концепций интеллекта:
• биологическую;
• психометрическую;
• социальную.
Эти концепции соответствуют трем структурным уровням интеллекта:
1. Биологический интеллект – связан со структурами головного мозга обеспечивающих осмысленное поведение, данный уровень интеллекта является фундаментальным для остальных;
2. Психометрический интеллект – определяется успешностью выполнения тестов IQ. Эта успешность зависит как от биологического интеллекта, так и от культурных факторов
3. Социальный интеллект – определяется успешностью адаптации в социуме.

Заключение
История исследования интеллекта насчитывает много лет, и по сей день этот вопрос остается актуальным. Понятие интеллекта прочно укоренилось в современном мире. Измерение коэффициента интеллекта становится всё более частой процедурой во многих сферах нашей жизни, появляется множество новых тестов и их различных интерпретаций.
В данной работе были рассмотрены понятие интеллекта, а также развитие взглядов на его структуру.

Читайте также: