Компьютер помощник инвалидов сообщение 4 класс

Обновлено: 01.06.2024

Для большинства из нас, людей вполне здоровых и независимых, проблемы инвалидов зачастую кажутся слишком далекими и чуждыми, недостаточно актуальными. Происходит это потому, что те возможности и блага, которые человеку со специфическими потребностями даются с огромным трудом, порою недоступны, в жизни полноценная личность воспринимает как должное, не придает им особого значения. Мы привыкли видеть, слышать, ходить, заниматься любимыми делами, совсем не осознавая того, что рядом существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей с физическими, сенсорными отклонениями, а ведь они многого попросту лишены.

Сегодня около 10% всего населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами. Три миллиона из них проживают на территории Украины, в России - от 10 млн до 15 млн. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран приходится 80 процентов людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, встретить сегодня человека на коляске или с палочкой в метро, на улице можно нечасто. Причина - неприспособленность окружения к специфическим требованиям таких людей. Это обязывает инвалидов искать и находить решение возникающих проблем самостоятельно, с помощью всевозможных средств, одним из которых является компьютер. В последнее время во всем мире произошло осознание роли информационных технологий в общественном развитии, поэтому проблема формирования информационной культуры личности человека с ограниченными возможностями приобрела особое значение. Однако насколько готов принять цифровой мир инвалида, какие возможности в вопросах развития и самореализации предоставляет ему технический и технологический прогресс?

Роль IТ в образовании и трудоустройстве инвалидов

Технологии для инвалидов: сделать жизнь интереснее и проще

Владельцу нужно лишь навести камеру телефона на объект (письмо, меню в ресторане, страница книги или газеты, документ, надпись на улице, пометка) и щелкнуть на кнопку спуска. Далее комплекс действует по принципу распознавания текста обычным сканером и сразу же его озвучивает.

Интересно отметить, что Reader Mobile позволяет слепому человеку также определять валюту, сохранять тысячи страниц текста или картинок. К недостаткам Reader Mobile можно отнести совместимость только с телефоном Nokia N82 и высокую стоимость (около $2000). Очевидно, для стабильной работы системы необходима мощная аппаратная база мобильного аппарата и 5-Мп камера с ксеноновой вспышкой. Остается надеяться, что подобные комплексы вскоре станут доступны и нашим пользователям, получат поддержку большего количества моделей смартфонов и телефонов. Если инвалид-колясочник может использовать для работы, учебы, развлечений обычный настольный ПК или ноутбук, то слепые люди этой возможности лишены. Для того, чтобы удовлетворить потребности слабовидящих людей, инженерам-разработчикам приходится создавать специфические устройства. По внешнему виду такие компьютеры во многом отличаются от привычных для обычного пользователя систем - здесь нет ни монитора, ни мыши. Совсем недавно дизайнер Джонатан Лукас представил общественности прототип полноценного ПК Siafu для слепых. Модель выполнена в форм-факторе планшета с несколькими кнопками и поверхностью из специального материала, именуемого "magneclay".

Magneclay представляет собой намагниченную субстанцию, которая под воздействием электромагнитного поля способна менять свою форму, генерировать объемные изображения, преобразовывать текст на дисплее в шрифт Брайля. Отметим, что Magneclay не имеет стабильной молекулярной структуры, поэтому этот материал можно безо всякого риска подвергать деформации бесчисленное количество раз.

В то же время, во время воздействия на субстанцию электромагнитного поля, Magneclay сохраняет достаточную для прикосновения жесткость, поэтому её можно не стесняясь ощупывать, сколько потребуется.

Siafu также оснащен микрофоном для общения или ввода информации. Будем надеяться, что новинка все же поступит в продажу по доступной цене.

Вслед за Siafu надежду людям с ограниченными возможностями зрительного восприятия дала корпорация Sony, представив прототип телевизора-компьютера SandBox PC. Так же, как и разработка Джонатана Лукаса, SandBox PC представляет собой планшет со специальной поверхностью.

Особенностью устройства является операционная система Zen, которая позволяет выводить на активную поверхность компьютера информацию шрифтом Брайля и объемные изображения. Нужно сказать, что SandBox PC все еще находится на стадии концепта, и пока неизвестно, суждено ему попасть на рынок или нет. Сегодня на помощь людям с ограниченными возможностями приходят не только компьютеры, телефоны, но и беспроводные технологии. К примеру, технология беспроводной связи Bluetooth, с помощью которой мы каждый день передаем с телефона на телефон музыку, картинки, недавно позволила инвалиду войны в Ираке Джошуа Блейллу (Joshua Bleill) снова встать на ноги. Американец стал участником эксперимента, в ходе которого тестировались оснащенные двигателями и датчиками протезы.

Bluetooth дает возможность координировать состояние моторов, делает движения при ходьбе более слаженными и плавными. Использование технических средств, реализованных в таких протезах, снижает нагрузку на мышцы и позволяет инвалиду чувствовать себя комфортнее во время пеших прогулок.

Настоящим сюрпризом для американских инвалидов-путешественников стал анонс компанией BarZ оригинального GPS-навигатора GPS Ranger, отличающегося от большинства представленных на рынке моделей поддержкой функции сурдоперевода. Новинка будет призвана заменить электронные путеводители для прогулок по территории национальных парков и заповедников США.

Помимо определения маршрута и предоставления информации о местонахождении пользователя, электронные путеводители позволяют получить доступ к интересной аудиоинформации о местности. С GPS Ranger у слабослышащих или глухих людей теперь появится возможность узнать о том или ином месте с помощью языка жестов или же посредством субтитров. Особенностью новинки также является поддержка большого количества языков.

По словам представителей компании-изготовителя, обновление баз данных производится ежедневно. Что же, такое решение не мешало бы взять на заметку разработчикам автомобильных устройств навигации и ПО. Будем надеяться, что вскоре GPS-устройства с функцией сурдоперевода появятся и на отечественном рынке.

Жизнь и реабилитация силой мысли

Как ни странно это звучит, но еще в конце прошлого века, лет 50 назад, мечтать об этом на страницах романов могли себе позволить лишь писатели-фантасты. Сегодня же уровень развития технологий предоставил человеку возможность с помощью одних лишь мыслей заставить механизм или целую систему выполнять определенное количество действий, пусть пока совсем простых, но действий. Речь идет об интеллектуально-компьютерном интерфейсе (brain-computer interface, BCI). Данная технология открывает перед пользователями, разработчиками высокотехнологичных периферийных устройств и протезов целый ряд возможностей. Среди них - управление компьютером не с помощью манипуляторов (мышь, клавиатура), а напрямую - через мозг; управление протезами (инвалидной коляской). На данный момент существует множество прототипов полезных и не очень устройств, в которых реализована BCI. К примеру, в конце прошлого года журналисты 3DNews писали о концепте робота-руки для больных людей, управляемом силой мысли. Также нашим корреспондентам, побывавшим на выставках CeBIT 2007 и CeBIT 2008 удалось познакомиться с разработкой компании OCZ - Neural Impulse Actuator (NIA).

Конечно, назвать NIA первым устройством на рынке, позволяющим управлять компьютером без помощи рук, нельзя, однако новинка имеет все шансы первой попасть на прилавки магазинов.

Принцип действия Neural Impulse Actuator прост - прибор собирает информацию об активности мозговых волн пользователя, а также мышц лица, находящихся вокруг глаз. Следующим этапом работы NIA является обработка этой информации и интерпретация ее специальным ПО. Программа превращает полученные сигналы в команды для ПК - в игровых приложениях это может быть управление оружием, передвижение персонажа.

По словам разработчиков, перед началом работы NIA необходимо откалибровать и назначить соответствующие комбинации клавиш мыши или клавиатуры для тех или иных сигналов.

К слову, Neural Impulse Actuator вот-вот должен появиться в продаже. Стоимость новинки будет колебаться в пределах $300, вот только для стабильной работы комплекса необходимо иметь довольно мощный компьютер.

Наблюдая за успехом инженеров OCZ, можно предположить, что создание устройств типа Neural Impulse Actuator для людей с ограниченными возможностями - задача вполне выполнимая. Но есть несколько "подводных камней", ставящих универсальность таких комплексов под вопрос. Первый из них - разработка ПО и его адаптация, вопросы совместимости, соответствие программ требованиям инвалидов. Много нареканий также вызывает техническая сторона BCI. Дело в том, что для организации полнофункциональной системы на базе интеллектуально-компьютерного интерфейса необходим контроль десятков тысяч нейронов, то есть обойтись здесь парой элементов на лбу (как в Neural Impulse Actuator) не удастся. Еще одна актуальная проблема - обучение пользователей "контролю" самой мозговой деятельности, управлению с помощью нее протезами или ПК.

Искусственное зрение: концепция или реальность

Затронем еще одну проблему, решение которой до недавнего времени многие относили к категории фантастики, - искусственное зрение для слепых людей. Неужели прогресс и уровень технологий сегодня позволяет незрячим снова увидеть? Оказывается, работы над созданием бионических глазных имплантов ведутся уже несколько десятков лет, однако существенных результатов ученым удалось достичь только сейчас. По данным статистики, наибольшее количество потерявших зрение людей, в основном, преклонного возраста, страдают дегенеративной глазной болезнью (дегенерация или разрушение верхнего слоя сетчатки). В наше время разработке средств, которые бы позволили многим инвалидам по зрению снова видеть, посвящены 22 международных проекта. Представители одного из них, Boston Retinal Implant Project, совсем недавно представили общественности прототип биоэлектронного глазного импланта.

Реагирующий на свет миниатюрный прибор размещается на задней стороне глазного яблока позади сетчатки. Сигналы в мозг передаются с помощью тончайших проводов, соединенных с нервами. В ходе разработки устройства ученым и инженерам пришлось столкнуться не только с проблемой миниатюризации импланта, еще его нужно было сделать надежным и долговечным. К высокотехнологичному элементу предъявляются серьезные требования - он должен быть устойчив к воздействию влаги, солей и стабильно функционировать в течение 10 лет.

По словам разработчиков, имплант пока не способен вернуть инвалиду полноценное зрение, однако позволяет видеть очертания предметов, в черно-белом цвете, по всей видимости. Конечно, назвать разработку Boston Retinal Implant Project идеальной во всех пониманиях сегодня вряд ли получится. Причины - узкая направленность устройства, то есть больные глаукомой применять имплант уже не смогут; прибор не способен дать шанс увидеть мир родившимся незрячими людям. Кстати, совсем недавно журналисты 3DNews писали об успешном завершении инженерами Brother разработки прототипа "искуственного" глаза. Прочитать об этом можно здесь. Сейчас в кругах медиков, ученых и психологов ведутся оживленные дискуссии о целесообразности создания биоэлектронных имплантов для слепых от рождения. По мнению некоторых, "возвращение" зрения таким людям зачастую ни к чему хорошему не приводит. Согласно аналитическим данным, большинству больных операции такого рода только вредят.

Программное обеспечение для инвалидов

  • экранные лупы или системы экранного увеличения;
  • ПО для чтения;
  • навигационное программное обеспечение;
  • программы для распознавания речи;
  • виртуальные манипуляторы и устройства ввода;
  • системы считывания экранной информации;
  • ПО для сканирования и распознавания текста;
  • программные комплексы для средств коммуникации.

JAWS представляет собой систему, преобразовывающую информацию на экране ПК в речь (text-to-speech). Решение имеет поддержку таких программных пакетов и комплексов, как Microsoft Office, MSN Messenger, Corel WordPerfect, Adobe Acrobat Reader, Internet Explorer 7, Firefox. Стоимость JAWS на рынке США составляет $900-1100. Демоверсию программы можно скачать отсюда. Еще одной интересной разработкой программистов Freedom Scientific является приложение SARA (Scanning and Reading Appliance). Комплекс работает по принципу ПО для оптического распознавания текста с последующим его озвучиванием, предоставляет слепым людям возможность чтения книг, журналов, писем, документов. Особенностью SARA является поддержка 12 языков, 19 языковых диалектов. У пользователя есть возможность выбрать один из 29 разных голосов. Стоимость лицензии на использование SARA в течение года в США составляет 250 долларов. Приобрести полную версию программы можно за $2795.

Программный продукт StreetTalk относится к группе средств для персональной навигации. По словам разработчиков, вместе с GPS-навигатором и PAC Mate (портативный компьютер для слепых людей) StreetTalk позволяет инвалиду превратить посещение магазинов, путешествия или просто прогулки в удовольствие. Информация о месторасположении и маршруте в режиме реального времени доступна в виде голосовых подсказок. Влиятельным игроком рынка ПО для инвалидов также считается Dolphin Computer Access. К числу наиболее интересных разработок компании можно отнести программные комплексы Lunar, Hal, Supernova, Dolphin Publisher, Dolphin Pen, Smart Hal. Программа Supernova представляет собой набор универсальных инструментов и объединяет в себе возможности системы экранного увеличения Lunar и программы считывания экранной информации Hal. Supernova также позволяет комбинировать эти инструменты, использовать их по очереди, в зависимости от потребности. Также как и iZoom, продукт Dolphin Computer Access может похвастаться гибкостью настройки "экранной лупы", различными режимами отображения информации. Система имеет поддержку ОС Windows Vista.

По большому счету, Smart Hal относится к системам считывания экранной информации, только для мобильных телефонов. Программный продукт поддерживается большинством недорогих моделей аппаратов, поэтому проблем с совместимостью и поиском подходящего устройства не возникнет.

Вдобавок ко всему, программисты Dolphin Computer Access решили сделать все свои продукты мобильными с помощью решения Dolphin Pen - портативного флэш-накопителя, на который по желанию можно установить приложения Lunar, Hal, Supernova, Dolphin Publisher. Портативное устройство избавляет пользователя необходимости заниматься установкой ПО на разных компьютерах. Разработчики акцентируют внимание на актуальности Dolphin Pen для посетителей компьютерных центров, библиотек, студентов, которым часто приходится работать за чужими компьютерами.

Помимо компаний-гигантов, на зарубежном рынке ПО для людей с ограниченными возможностями работают также менее крупные организации, готовые похвастаться оригинальными разработками. Мы решили выбрать наиболее интересные из них. Основные критерии отбора - актуальность, доступность, регулярность обновления. Начнем с продукта Camera Mouse 2008, разработанного учеными Маргрит Бетке (Margrit Betke) и Джеймсом Гипсом (James Gips) из Бостонского Университета.

  • восемь различных режимов увеличения (как всего дисплея, так и отдельных его участков), возможность увеличения изображения в 32 раза;
  • iZoom автоматически фокусируется на активном объекте, модуле и увеличивает его;
  • поддержка приложений офисного пакета MS Office;
  • озвучивание всех происходящих процессов. К примеру, если пользователь выбирает пункт меню или делает щелчок, система уведомляет об этом пользователя с помощью голосовых команд;
  • настройка параметров яркости, контрастности дисплея, подбор подходящей палитры цветов.

Более того, iZoom2Go можно использовать на любом компьютере, не беспокоясь о лицензионных соглашениях и авторских правах. Так же, как и Dolphin Pen, комплекс будет полезен для тех, кому часто приходится работать за разными компьютерами. К сожалению, стоит такое удовольствие недешево - $300. Рассмотрим продукты infovox Desktop для ОС Windows и infovox iVox для операционной системы Mac OSX, предлагаемые разработчиком Acapela Group.

Infovox Desktop - еще один пример системы считывания экранной информации с некоторыми особенностями. В комплекте с Infovox Desktop поставляется модуль KeySpeaker Application, позволяющий прослушивать набираемый пользователем текст практически в любом приложении. Infovox Desktop Lexicon Manager предоставляет возможность настройки голоса (мужского или женского), произношения, редактирования отдельных слов, названий или имен. Infovox Desktop поддерживает более 20 языков (русского, к сожалению, среди них не оказалось). К другим особенностям программы можно отнести полный контроль над параметрами голоса - скорость, громкость, разные варианты режима озвучивания - по предложениям, по словам, по буквам; Демо-версию infovox Desktop for Windows можно скачать отсюда. Комплекс infovox iVox предназначен для инвалидов-пользователей ОС Mac OSX. Так же, как и Infovox Desktop, iVox используется в роли системы считывания экранной информации. Программисты Acapela Group акцентируют внимание на поддержке множества приложений, широком выборе языков. Демо-версия продукта доступна по этой ссылке. Помимо систем чтения экранной информации и ПО для увеличения изображения на экране монитора, большим спросом пользуются программные средства для работы с брайлевскими текстами. Среди вариантов, доступных на отечественном рынке, хотелось бы обратить внимание пользователей на программу Braille Reader Lite 3.20. К слову, в отличие от латинских, брайлевские символы представляют собой совокупность точек, то есть имеют незамкнутый контур. Геометрическое положение этих точек и определяет значение того или иного символа. Согласно имеющимся данным, Braille Reader Lite 3.20 совместима с большинством моделей офисных сканеров и позволяет распознавать брайлевские тексты на бумаге или пластиковых носителях (написанные от руки или напечатанные). Среди других особенностей продукта можно назвать функцию проверки орфографии, как для русского, так и для английского языков, возможность подключения дополнительных библиотек перевода. Стоимость программы на рынке России составляет примерно 2500 рублей.

Итого

Исследуя рынок образования, программного обеспечения, аппаратных средств для людей с ограниченными возможностями, приходится признать, что состояние сегмента далеко от совершенства. Невероятно высокие цены на ПО, оборудование для инвалидов заставляют этих людей отказываться от многих благ, доступных сегодня для каждого. В то же время, судя по опыту зарубежных организаций и разработчиков, создать благоприятные условия для реабилитации инвалидов совсем несложно. Как видим, уровень развития информационных технологий сегодня в определенной мере позволяет упростить жизнь миллионам инвалидов. Теперь осталось сделать все эти средства доступнее, ведь жить и радоваться жизни хочется каждому.

В нашем мире
компьютеры играют главенствующую роль, поэтому для большинства новых профессий
требуется умение пользоваться компьютером и Интернетом. Но что, если человек
слепой, глухой или физически ограничен? Таким людям не стоит волноваться.
Создаются новые вспомогательные технологии, способные помочь им в использовании
компьютеров: выполнении своей работы в офисе, учёбы в школе, или
взаимодействии со своей семьей дома. Кроме того, новые законы обязуют
работодателей оборудовать рабочие места для людей с ограниченными физическими
способностями. Например, компании в США являются рассматриваемым предметов в
акте "Американцы с физическими ограничениями". Этот акт запрещает
работодателям отказывать в приеме на работу в связи с физическими ограничениями
претендента.

Первым шагом
для использования вспомогательных технологий является определение потребностей
каждого в отдельности работника с физическими ограничениями. Для эффективной
работы большинству слепых пользователей необходима рабочая станция, снабженная
технологиями шрифта Брайля, увеличения отображаемого на экране, генератора речи
и системы оптического распознавания текста. "

Напиши заключение, что в наше время фиг найдёшь адекватные программы, адаптированные для слепых, а те, что есть, хоть и могут звуком передать то, что происходит на компьютере, но весьма так себе. А про сайты и говорить нечего. Кто ж будет заморачиваться созданием отдельного сайта для слепых и с семантикой, когда тэг strong давно уже используется не для выделения важного текста, а для стилизации, хотя можно было бы обойтись span с нужным классом? К тому же, создание отдельной версии сайта — это расходы, да и разработчику лишний напряг, так как проверить всё равно не на чем, сроки сжатые, а по сути нужно сделать ещё один сайт, да ещё и со строгим соблюдением требований браузеров/плагинов для слепых.
Хотя чтение книг более-менее возможно, но, само собой, без передачи интонаций и нюансов, только голая информация.
Короче, расти есть куда, но не ясно, надо ли это. Особенно бизнесу, который ради мизерного процента инвалидов должен тратить деньги на поддержку отдельной ветки софта/сайта/услуги. Про приём на работу — вообще история двоякая. С моральной точки зрения это хорошо, но какова будет скорость работы такого работника? Какая у него скорость чтения и набора текста? Или он рисовать на компьютере собрался? Один здоровый работник сможет заменить десятерых таких больных. И да, они больные (не все, а те, кто болеет) , почему больных нельзя называть больными? Или неизлечимость/непредотвратимость болезни выводит её из разряда болезней? Может тогда и наркоманов называть имеющими труднопреодолимую тягу к сложным органическим веществам? Ну чтобы грань не проводить между здоровыми и наркоманами.
Да, у меня есть почти полностью слепой приятель и я разрабатываю сайты. И передо мной ни разу не стояла задача адаптировать сайт под браузер для слепых. Я даже не очень уверен, что он есть под линукс. Может быть есть какой-нибудь плагин под firefox, я не уточнял, но заказчикам это, как я вижу, не нужно. Им обычно даже не нужен IE. Если сайт работает в IE, то и хорошо. А нет — значит IE старый, потому что на современных моя вёрстка обычно адекватно себя ведёт.

В жизни инвалидов компьютер помогает решить очень многие проблемы, начиная с работы и учебы, общения и развлечений, и заканчивая покупкой продуктов. Ведь это маломобильные люди: даже живя в крупном городе, зачастую они не могут выходить из квартиры вообще или хотя бы регулярно для посещения занятий в школе или ВУЗе.

Компьютер помогает, прежде всего, получать образование - cейчас интенсивно развивается дистанционное обучение. Именно благодаря компьютеру и интернету такое образование может получить любой, необязательно инвалид, находясь в любом уголке страны .

Когда я учился в институте (на очно-заочном отделении Финансово-гуманитарной академии), я сканировал все необходимые учебники и потом их прослушивал через компьютер. Что-то я скачивал из интернета, находил учебники в электронной форме. Сейчас при подготовке кандидатской диссертации я тоже много пользуюсь компьютером и интернетом: провожу анализ литературы, социологические опросы.

Интернет и компьютер дают доступ к всевозможной информации. Особенно это касается незрячих. Обычный человек купил себе газету (или книгу) и прочитал, а инвалид не всегда и сходить за ней может. А с помощью особых компьютерных программ можно услышать любой текст, если он в цифровом виде. Интернет – неиссякаемый источник бесплатных музыки, видео, текстов, программ, в том числе и специальных реабилитационных. Моя супруга, например, находит много всякой информации по поводу малышей. Как обращаться с детьми, чем кормить, как лечить. Это ей очень помогает.

Для слепых людей существуют так называемые программы экранного доступа, screenreaderы. Они позволяют прослушивать практически любые тексты и веб-страницы в интернете, а также все элементы управления сайтом: ссылки, кнопки. Кроме того, сейчас получило распространение следующее новшество: графический элемент на сайте имеет скрытое текстовое описание, которое можно прослушать и понять, что изображено.

Конечно, если человек слепорожденный, решать проблемы с помощью компьютера он вряд ли сможет, но если он видел в прошлом, а потом ослеп, ему гораздо проще: человек може найти для себя варианты возвращения к прошлой жизни, только с новыми подходами.

Компьютер и интернет дают возможность заработка: можно использовать компьютер для надомной работы, делать за ним то, что здоровые люди делают в офисе, а результат отправлять по электронной почте. Например, работать с бухгалтерией, с текстами – писать, печатать, редактировать, верстать, заниматься графическим дизайном.

Компьютер позволяет расширить общение. Правда, здесь как и везде, не все просто: интернет-общение часто выливается в распространение недостоверной информаци - всевозможных слухов, сплетен, сомнительных мнений в форумах и блогах. Большая опасность также состоит в подмене личности выдуманным виртуальным образом.

Помимо общения на форумах, где ты не видишь своего собеседника и общаешься через текст, более продуктивно общение по скайпу. Это особый вид интернет-связи, который позволяет каждому участнику беседы видеть и слышать друг друга в реальном времени. Это более живое общение. Мы частенько устраиваем такие конференции человек на 10: общаются между собой люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижневартовска, Омска, Таллинна, Алма-Аты, Украины, Белоруссии, США. Как бы мы могли еще встретиться, как не через интернет, даже будь все здоровы? Я считаю, что это к тому же хороший способ объединения русскоязычных людей, оказавшихся разделенными политическими границами. Когда мы общаемся между собой, кажется, что и не было никакого разделения Советского Союза и Российской Империи.

О своей будущей жене я узнал от своей интернет-знакомой, она рассказала мне о Лене. Спустя некоторое время мы созвонились, а через 10 дней встретились. Так что период виртуального общения был очень коротким.

Я могу сказать за себя и за всех моих собратьев-инвалидов, причем совершенно различных категорий: благодаря развитию современных технологий компьютер является некоторым окном и мостом в окружающий мир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальная необходимость обучения детей с ОВЗ с применением компьютерных технологий.

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. Если подобная тенденция будет сохраняться, то прогноз будущего для населения нашей страны не утешителен.

Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества .

Если общество оставляет инвалида без внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, которые определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.

Формируя определенный уровень терпимости к детям с ограниченными возможностями, в последнее время создаются и функционируют множество реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, эта проблема остается актуальной.

Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

В связи с этим необходимость использования ИКТ при обучении в специализированных коррекционных школах очень велика. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из важных способов социализации.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Благодаря использованию ИКТ на уроках, учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Спектр использования компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем многогранное средство преподавания.
Обучая детей с ОВЗ, мы сталкиваемся с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников. Компьютер в классе, это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения. Он средство позволяющее:

- развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;
- повысить уровень мотивации учащихся;
- расширить зону индивидуальной активности ребенка;
- находить источники дополнительной информации по предметам;
- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
- проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкости и оперативности;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;
- проводить словарную работу, как способ осознания учебного материала;
- систематизировать новые для учащихся знания;
- активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

Применение интерактивных технологий в обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми на каждом этапе урока. Так в подготовительную часть урока включаются коррекционные упражнения, которые демонстрируются с использованием мультимедиа. В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов учащимся предлагаются ребусы, кроссворды, анаграммы, которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам предметов. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания.
При проведении уроков, таким образом, практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний. При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме. С использованием компьютерных презентаций улучшается качество преподавания теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и креативные учительские задумки.

Современные средства обучения, снимают напряжение, усталость, утомляемость и вызывают у детей интерес. Электронные учебные пособия, используются:

- в виде презентаций;
- как учебник и рабочая тетрадь;

- как толковый словарь;
- как справочник с учебными видеофильмами;
- как практическое пособие.

Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов для учеников с ограниченными возможностями здоровья учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.

Из первой главы можно сделать вывод, что компьютер в руках наших учеников это не только механический тренажер, но инструмент многообразной деятельности, который отвечает любым возрастным интересам и уровням развития обучающихся, развивает их творческое мышление, формирует целостное отношение к информационным знаниям и навыкам компьютерной деятельности. Применение в коррекционно-развивающей и обучающей деятельности современных образовательных технологий, компьютерных программ позволяет эффективнее использовать труд учителя, обеспечивает гибкость образовательного процесса, и дает положительную динамику в обучении детей, что способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Компьютерные технологии позволяют людям с ограниченными возможностями легче находить возможности для трудоустройства. Различные аппаратные и программные средства позволили добиться равноправия в трудоустройстве, одновременно решив проблему недостатка в специалистах.

ПО для инвалидов

Для удобства работы в сети, а также общения и обучения люди с ограничениями нуждаются в особых условиях, а именно аппаратных средствах и специальном программном обеспечении. Решения создаются для слабовидящих, полностью слепых, плохо слышащих и глухих людей, для шейников и т.д. К каждой категории продуктов предъявляются отдельные требования.

Среди таких продуктов существуют следующие системы:

  • для чтения;
  • экранного увеличения (лупы и пр.);
  • распознавания речи и текста;
  • считывания информации с экрана;
  • ввода;
  • коммуникации.

Также есть виртуальные манипуляторы и навигационное ПО. Рассмотрим подробнее ряд вспомогательных технологий, помогающих в работе за компьютером.

Стандарты разработки программного обеспечения стараются обеспечить максимально возможную степень доступности

Стандарты разработки программного обеспечения стараются обеспечить максимально возможную степень доступности

Системы считывания и синтезаторы

Увеличение экрана

Технология помогает людям со слабым зрением увеличить шрифт текста, картинки и многое другое.

Устройства для ввода

Люди, имеющие физические недостатки, для введения текста могут использовать специальные устройства. Это световые перья, педали, которые заменяют основные клавиши. Мышка может быть в виде ручки работать по тому же принципу. Существуют также плоские клавиатуры, пользователям достаточно дотронуться до нарисованных на них обозначений. Есть переключатели с ограниченным числом клавиш, которые возможно запрограммировать на определенные действия. Различные модели трекболов, в том числе и позволяющие управлять головой, имитирующих движение компьютерной мыши незаменимы для особенных детей.

Средства для людей с проблемами слуха

Выпускаются специальные карманные устройства, они записывают речь, которая в текстовом формате выводится на принтер. Для компьютера встроенные программы могут преобразовывать звуки в экранные индикаторы.

Благодаря передовым вспомогательным технологиям люди с ограниченными возможностями могут выполнять различные работы не хуже, чем все остальные. Сегодня остро встает вопрос о выпуске универсальных продуктов, которые в самых разных сферах применения отличались бы высокой доступностью. Многие IT-гиганты стали активно внедрять принцип доступности в свои программы и устройства, выступая маяком для всех остальных.

Читайте также: