Коммуникатор сообщение канал аудитория результат
Обновлено: 07.07.2024
1) средства связи любых объектов материального и духовного мира;
2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).
Таким образом, движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве понимается как социальная коммуникация. Примерами такой коммуникации могут выступать и дружеская беседа, и школьный урок, и театральное представление, и деловое общение, и телепередача, и компьютерный поиск информации.
Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:
1). Общение – диалог равноправных партнеров.
2). Управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации.
3). Подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения.
Различают два вида коммуникации – синхроническая и диахроническая. Синхроническая (горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечивается единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени.
В диахронической (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.
Коммуникация тесно связана с информацией.
Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах:
1) монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации.
2) диалогической – в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений.
3) полилогическая – организация многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией.
Если целями общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации являются:
обмен и передача информации;
формирование умений и навыков,
развитие профессиональных качеств;
формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
изменение ценностных установок и мотивации поведения;
Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие функции:
информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией);
интерактивную (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения);
аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями);
нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании);
социально-практическая (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками).
Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
В современной литературе существуют различные модели коммуникативного процесса.
По данным журнала PR Reporter (1991. August 26.) каналы коммуникации располагаются в следующей иерархии:
Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.
Выступления перед большой аудиторией.
Текст, напечатанный на машинке (компьютере).
Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой.
Статья в виде информационного письма компании.
Наружная реклама. Щиты.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Коммуникатор – тот, кто передает информацию.
Выделяют три позиции коммуникатора: 1) когда коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение; 2) отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально); 3) закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения).
Кодирование – процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде образов, символов, текстов. Расшифровка – процесс получения идеи коммуникации. Получатель – целевая аудитория, которой предназначено послание. Ответная реакция – набор откликов получателя, которые возникают в результате контакта с обращением. Помехи – незапланированные искажения или барьеры при вмешательстве в процесс коммуникации факторов внешней среды.
Канал коммуникации – средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация.
Аудитория (реципиент) – те, кто воспринимает информацию. Они должны обладать такими коммуникативными навыками, как нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание – применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего – эмоциональная разрядка.
Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем.
К настоящему времени предложены следующие объяснения этого эффекта. Люди, играющие роль, меньше сопротивляются убеждению, потому что:
· они слишком заняты исполнением роли, чтобы уделять внимание защите своих аттитюдов;
· источником убеждающего воздействия выступает человек, которому они доверяют - они сами;
· те, кто играет роль, прикладывают немалые усилия для этого, и им необходимо оправдать эти усилия;
· люди заостряют внимание на определенных аспектах проблемы.
2.3.4. Сходство особенностей коммуникатора и аудитории. Большее влияние оказывает коммуникатор, которого аудитория считает похожим на себя. Например, студенты, которые думали, что родились с коммуникатором в один день, имеют одинаковое имя и подобные отпечатки пальцев, чаще соглашались выполнить его просьбу, чем те, кто не знал о подобии. Однако этого не происходило, когда о сходстве студентам сообщал посторонний человек, или когда им говорили, что все перечисленные особенности широко распространены.
Кроме того, люди начинали более позитивно относиться к музыке, когда наблюдали за человеком, которому она нравилась, если его мнение совпадало с их собственным, и более негативно, если не совпадало. Этот эффект усиливался, если реципиент не был похож на коммуникатора.
Выводы по теоретической главе:
Интерес к особенностям аудитории характерен в первую очередь для сторонников когнитивного направления. К настоящему времени выделено большое количество характеристик реципиентов, оказывающих влияние на эффективность убеждающего воздействия. Эти особенности подразделяются на:
· когнитивные характеристики (уровень интеллекта, знания, когнитивные ресурсы, интенсивность рефлексии, опыт контр-аргументации, оценка возможности вынести правильное решение, доступность и воспринимаемая надежность эвристик, непосредственный опыт взаимодействия);
· личностные черты (степень самомониторинга, локус контроля);
· эмоциональные характеристики (эмоциональное состояние);
· социодемографические и ролевые особенности (возраст, пол, профессия, социальная роль).
Соотношение особенностей коммуникатора и аудитории отражается в следующих характеристиках:
· Сходство особенностей коммуникатора и аудитории. Большее влияние оказывает коммуникатор, которого аудитория считает похожим на себя.
Коммуникации в современной литературе определяются или как действие (в качестве одностороннего процесса передачи сигналов без обратной связи), или как процесс взаимодействия (двусторонний процесс обмена информацией), или как коммуникативный процесс, коммуникаторы в котором непрерывно и поочередно выступают в качестве получателя и источника информации.
В соответствии с точками зрения, представленными в научной литературе, разные модели коммуникации появляются на основании различных задач, стоящих перед исследователем. Исследователи разделяют их по разным параметрам:
- социологическим;
- психологическим;
- семиотическим.
Модели коммуникации по Г. Г. Почепцову
В соответствии с подходом Г. Г. Почепцова выделяют модели коммуникации:
- психологические и социологические модели коммуникации;
- модель коммуникации с точки зрения PR, пропаганды и рекламы;
- семиотические модели коммуникации - в социологии и психологии были разнообразные модели коммуникации. Анализ коммуникации осуществляется активно на основании их современных подходов;
- модели имиджевой коммуникации;
- модели мифологической коммуникации;
- модели психотерапевтической коммуникации;
- модели пропагандистской коммуникации;
- модели аргументирующей коммуникации.
Модель коммуникации по Ф. И. Шаркову
Подход основывается на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций. Данная модель представлена концепциями системного подхода, структурного функционализма, компьютерной футурологии, технологического детерминизма, информационного общества и др. Социальные коммуникации в этом подходе базируются на системных функциях и связях. Коммуникативные технологии ставят перед собой задачу сконструировать необходимый образ субъекта и определенных социальных связей в системе. Данную модель можно сравнивать с принципами классической кибернетики, предполагающими жесткий контроль над деятельностью системы, одновременно исключая все ненужные элементы и взаимосвязи.
Современные модели коммуникаций
Все модели коммуникаций можно классифицировать по форме, содержанию, функциям, задачам и целям. На сегодняшний день практическое применение в интегративных системах имеют несколько моделей коммуникации.
Авторитарная модель – данная модель базируется на жестком административно-управленческом контроле над деятельностью СМИ и максимальном ограничении свободы информации. Эта модель описана исследователями Д. Маккуэйлом и У. Шраммом.
Двусторонняя асимметричная модель - в данную модель включают обратную связь, при этом сохраняя власть коммуникатора над коммуникацией, что и формирует асимметрию определенного рода. Двусторонняя асимметричная модель - одна из четырех моделей, которые были предложены Т. Хантом и Дж. Груингом, появившаяся в 20-е гг. XX в.
Неклассическая методология - базируется на когнитивной модели субъектно-объектных отношений касательно объекта. Ю. Хабермас, немецкий философ, автор данной методологии, предпочитал постулаты позитивной науки в изучении и анализе социальных субъектов. Инструментом осуществления практических интересов человека он называл межличностные коммуникации ("интеракции") как способ высвобождения, эмансипации от различного рода влияний (политики, экономики и т.п.) и принуждений. Ю. Хабермас различает "истинные" коммуникации и "ложные" коммуникации, обосновывает "техническую рациональность" транспозиции технических методов и средств на межличностные коммуникации.
Постнеклассический подход природу социального сводит к субъектно-субъектным отношениям, при этом объектность исключая. Общество в соответствии с данным подходом рассматривается в качестве сети коммуникаций, а коммуникациям свойственна возможность самоописания общества и его самовоспроизводства (принципы аутопоэзиса и самореферентности Н. Лумана). Коммуникация в этом случае выступает в качестве активной самоорганизующаяся среда, где самые простые социально-коммуникативные системы устанавливаются посредством взаимного согласования переживаний и действий присутствующих участников коммуникации. Общество охватывает все действия, достигаемые для соотнесения друг с другом в процессе коммуникации. Действие воспринимается в качестве подлинного элемента социальной системы, которое воспринимается и производится в ней в соотнесении (коммуникации) с иными действиями-событиями.
Не останавливаясь детально на всех моделях, рассмотрим самые известные модели.
Модель Аристотеля
В своем труде "Риторика" древнегреческий философ писал:
"Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)".
На первый план в устной речи ставится ораторское искусство. Однако необходимо отметить, что во времена Аристотеля речь ораторов предназначалась не только для произнесения, а и для прочтения. Об этом Аристотель упоминает в произведении "Риторика" (кн. 3, гл. 12), подчеркивая самодостаточность письменной речи.
Таким образом, представленная модель является универсальной: она описывает коммуникативный акт в устной и письменной формах.
Модель Лассуэлла
В 1948 г. Г. Лассуэлл, американский ученый, предложил свою модель коммуникации, которая стала классической моделью в социологии массовой коммуникации. Формула Г. Лассуэлла – не только модель, отражающая структуру коммуникационного процесса, но и модель исследования данного процесса, его отдельных элементов и структуры.
Таблица 1 – Формула Г. Лассуэлла
Согласно данной структуре Г. Лассуэлл определял ряд разделов исследования коммуникации, каждый из которых дает ответ на соответствующий поставленный вопрос:
анализ управления процессами массовой коммуникации – ответ на вопрос "кто?" рассматривает факторы, открывающие и направляющие сам акт коммуникации (это сам коммуникатор в первую очередь);
анализ аудитории (специализированной, массовой), которая является жизненно важной для результативной коммуникации; к решению этой задачи привлекают социологические службы, результаты анализа которых используют профессиональные вещательные корпорации, рекламодатели и т.д.;
Модель Г. Лассуэлла как одна из ведущих парадигм теоретического осмысления коммуникации получила широкое признание. Это обусловлено ее удачной формулировкой, которая дает возможность включать не только теоретические положения, но и большое количество эмпирических данных.
- "кто?";
- "в какой ситуации?";
- "с каким намерением?";
- "используя какую стратегию?";
- "с какими ресурсами?";
- "с каким результатом?";
- "оказывает влияние на какую аудиторию?".
Эта модель отражает бихевиористский подход к коммуникации, заключающийся в простом воздействии коммуникатора на реципиента, который является объектом, так либо иначе реагирующим на принятую информацию.
Таблица 2 - Модель коммуникации Г. Лассуэлла
Формула коммуникативного процесса Г. Лассуэлла является одновременно и моделью исследования коммуникативного процесса, и развернутым планом коммуникативного действия. Одновременно, данной модели присущ существенный недостаток - она монологична, в состав модели не входит обратная связь, благодаря которой коммуникация рассматривается не однонаправленно и не "сама по себе", а в качестве двустороннего процесса и в ее отношении к политическому, экономическому, культурному, социальному и другому контексту. Это важно для массовой коммуникации, в первую очередь, в кризисных ситуациях жизни общества, актуализирующих результаты деятельности СМИ и ее трактовку в массовом сознании общественности.
Модель бихевиоризма
Модель Шеннона - Уивера
Избыточность в коммуникации, согласно К. Шеннону, можно достичь при многократным повторении информации, или ее дублировании с применением иных каналов связи. Таким образом, появляется модель двух - или многоканальной коммуникации. Достоинством данной модели является то, что с ее возникновением появилось представление о количестве и скорости передаваемой информации. Модель Шеннона – Уивера, вместе с этим имеет и ряд ограничений:
- абстрагированность от сущности передаваемой информации (все внимание обращено лишь на ее количество);
- механистичность (в основном отражает технические способы коммуникации, а индивид в нее включается лишь как "источник" или "приемник" информации);
- отсутствие обратной связи, однонаправленный линейный характер коммуникативного процесса.
Циркулярная (циклическая) модель коммуникации
Была предложена в работах Ч. Осгуда и У. Шрамма.
Двухканальная модель речевой коммуникации
Разработана В. П. Морозовым, отечественным психологом, в которой коммуникация показана в виде двухканальной системы, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В. П. Морозовым коммуникация представлена как двухканальный процесс, который состоит из речевого лингвистического, вербального и экстралингвистического невербального каналов.
Данная теория базируется на схеме Шеннона, в соответствии с которой каждая система коммуникации является взаимодействием ряда основных частей:
- источника информации - человека, который передает информацию;
- сигнала – транслирует информацию в закодированном виде;
- слушателя или приемника – обладает навыком декодировать информацию.
В этой модели была учтена роль функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной.
Двухступенчатая модель коммуникации
Теория "Спираль тишины/молчания"
"Спираль тишины/молчания" была разработана Э. Ноэль-Нойман. В соответствии с данной теорией средства массовой коммуникации могут производить манипуляции общественного мнения за счет передачи слова меньшинству вместо большинства.
В соответствии с ее гипотезой человек, который ощущает себя в меньшинстве, не высказывает свое мнение, тем самым становясь частью большинства. Когда же масс-медиа производят коррекцию картинки реального распределения, делая большинство меньшинством, оно замолкает. В массовой коммуникации, таким образом, представленной оказывается лишь одна сторона. Иная сторона замыкается в себе.
Э. Ноэль-Нойман пишет: "Дважды мне приходилось наблюдать "сдвиг последней минуты", давление общественного мнения, что приносило кандидату дополнительные 3-4% голосов. Лазарсфельд, будучи свидетелем этого явления, еще в 1940 г. во время выборов американского президента назвал его "эффектом оркестрового вагона", за которым следуют другие. Согласно же общепринятому объяснению, каждому как бы хочется быть с победителем, считаться тоже победителем".
Основой данного явления считают страх человека, который является по своей природе, существом социальным, и оказаться в изоляции одиночества не хочет.
Читайте также: