Коммуникативный акт включает в себя коммуникатора сообщение канал реципиент

Обновлено: 05.07.2024

1. Знаковая сущность коммуникации. Структура коммуникативного процесса.

2.Понятие знака. Языковой знак. Функции языка. Язык как знаковая система и общественное явление.

4. Язык и речь. Виды речи.

5. Документный текст и его особенности.

Знаковая сущность коммуникации

Термин коммуникация (от лат. соттипịсо — сообщать, давать, соединять, общаться) широко используетсявсамых разных об­ластях человеческой деятельности. В лингвистике коммуникациюопределяюткак целенаправленный и организованный про­цесс обмена информацией между людьми с помощью общей для них зна­ковой системы или группы знаковых систем (С.П. Кушнерук). В качестве знаковой систе­мыиспользуют естественный язык – средство человеческого общения, возникшее в результате естественного исторического развития для осуществления коммуникации между людьми.

Большое значение имеет коммуникация в связи с административно-деловым развитием общества. Во многом именно управленческие, дело­вые, правовые виды деятельности изменяют технологии и содержание со­временной коммуникации.

Терминкоммуникацияконкретизируетсяи дополняется другими терминами. Коммуникативный процесс – система действий по установленным правилам, обеспечивающих обмен информацией в формах, приемлемых для участников этого процесса. Например, в документном коммуникативном процессе необходимые правила, ограничения и средства последовательно осваиваются его участниками. Коммуникативный акт– завершенное целенаправленное действие, в процессе которого между субъектами происходит обмен информацией.

Структура коммуникативного акта

Все коммуникативные акты могут быть представлены несколь­кими обязательными элементами-составляющими, отраженными на Рис. 1.


Коммуникатор, принимающий информацию, называется либо приемником,либо адресатом,либо получателем.

Иногда барьеры имеют комплексный характер, что ос­ложняет методы их устранения.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Коммуникативный акт – это одно из ключевых явлений прагматической лингвистики. Он демонстрирует зависимость функций языка от внешних условий. В связи с этим важно понять, какой является структура коммуникативного акта.

Что такое коммуникативный акт?

Понятие коммуникативного акта формулируется как сегмент процесса коммуникации, в ходе которого происходит обмен информацией посредством языковых средств, знаков и символов. Это наиболее обобщенное определение понятия. Также различные лингвисты дают такие определения:

  • это речевое взаимодействие между двумя или более носителями языка;
  • взаимодействие между отправителем и получателем информации;
  • единица общения, состоящая из речевого аспекта, аудитивного акта (слушания), а также коммуникативной ситуации, определяющей взаимоотношения между ораторами;
  • двусторонний процесс общения, в ходе которого говорящий передает информацию, а адресат реагирует на нее определенным образом.

структура коммуникативного акта

Структура коммуникативного акта

Независимо от того, в каких условиях и по какому вопросу происходит общение, оно включает в себя ряд компонентов. Структура коммуникативного акта может быть описана следующим образом:

функции языка

Кто принимает участие в коммуникативном акте?

Участники коммуникативного акта могут отличаться в зависимости от моделей, которых выделяют несколько. Особое внимание стоит обратить на такие концепции:

Основные функции языка

Язык – это основное средство передачи информации, которое непрерывно развивается. В вербальной или невербальной форме люди обмениваются огромным количеством данных. Стоит выделить такие основные функции языка:

формы общения

В каких формах происходит общение?

Формы общения между людьми могут различаться, в зависимости от условий, социального уровня, целей и прочих факторов. Можно выделить следующие:

  1. Контакт масок. Это формальные коммуникации, в которых принято соблюдать строгость, вежливость, участие или же безразличие по отношению к собеседнику. Такие формы общения применяются в официальной обстановке, когда нужно лишь донести или получить информацию, а не понять оппонента и проникнуться его личностью.
  2. Примитивное общение. Ему предшествует оценка собеседника с точки зрения "полезности". Если ответ будет положительным, то с ним завязывают общение. В противном случае он может быть отвергнут.
  3. Формально-ролевое общение. Ситуация, когда и содержание речи и средства ее донесения строго регламентированы. При этом важна не личность собеседника, а его социальный статус.
  4. Неформальное общение. Любые контакты между людьми за пределами официальных рамок. Такое общение не регламентировано и может проходить с использованием любых средств передачи информации.
  5. Деловое общение. Происходит с учетом личностных особенностей собеседника. Тем не менее на первое место выходят именно официальные взаимоотношения.
  6. Духовное общение. Доверительно-неформальная форма, которая может использоваться между близкими знакомыми, родственниками и так далее. Может быть поднята абсолютно любая тема, а также использованы любые методы донесения информации. При этом каждый участник беседы хорошо знаком с особенностями личности собеседника.
  7. Манипулятивное общение. Подразумевает извлечение личной выгоды путем воздействия на собеседника.
  8. Ритуальное общение. Происходит в соответствии со сценариями или нормами, принятыми в определенных условиях.
  9. Светское общение. Отличается беспредметностью и формализованностью. Собеседники говорят не о том, что думают, а о том, что вписывается в рамки, созданные обществом.

компоненты коммуникативного акта

Виды общения по содержанию

Структура коммуникативного акта во многом определяется содержательной стороной. В зависимости от этого факторы можно выделить такие виды общения:

  1. Материальное. Преследует своей целью обмен какими-либо предметами.
  2. Когнитивное. Подразумевает обмен данными знаниями и фактами.
  3. Кондиционное. В процессе такого общения происходит передача сведений о физиологическом или психическом состоянии собеседников.
  4. Мотивационное. Происходит с целью стимулирования побуждения формирования интересов и целей.
  5. Деятельностное. Происходит в процессе выполнения каких-либо действий и операций с целью демонстрации умений и навыков.

Основные цели общения

Многие исследователи занимаются изучением такого вопроса, как структура коммуникативного акта. В психологии уделяется особое внимание целям общения. Можно выделить восемь основных:

  1. Контактная. Передача и восприятие информации при обоюдной готовности к данному процессу.
  2. Информационная. Прием и передача сведений любого характера.
  3. Стимулирующая. Побуждение человека к каким-либо действиям в интересах говорящего адресата или третьих лиц.
  4. Координационная. Помогает организовать слаженную совместную деятельность.
  5. Понимание. Устранение разногласий договорным путем.
  6. Эмотивное возбуждение. Обмен чувствами и эмоциями.
  7. Установление отношений. Налаживание необходимых в работе и прочих сферах жизни человека контактов.
  8. Оказание влияния. Демонстрация власти с целью самоутверждения или для достижения каких-либо интересов.

речевой коммуникативный акт

Языковые инструменты и средства общения

Языковые средства общения составляют основу любого коммуникационного акта. К ним можно отнести следующие:

  • говорение – использование языкового навыка чтобы сообщить кому-то определенную информацию;
  • слушание – способность к восприятию звучащей речи и извлечению из нее необходимых сведений;
  • письмо – фиксация информации на бумажных или электронных носителях для личного пользования или передачи третьим лицам;
  • чтение – восприятие данных, зафиксированных в письменной или печатной форме.

Причины неудачных коммуникаций

Недостаточно изучить компоненты коммуникативного акта. Важно научиться правильно манипулировать ими. Неумелое общение часто приводит к коммуникативным неудачам. Можно выделить такие основные причины этого негативного явления:

  1. Неподходящая коммуникативная среда, которая сводит на нет все усилия собеседников наладить контакт и качественно воспринимать информацию. Обычно такое случается, когда в коммуникативном акте вольно или невольно принимают участие посторонние лица. Также причиной может послужить недостаточная "степень знакомства" собеседников, что мешает установлению контакта.
  2. Нарушение паритетности в общении, а также пренебрежение правилами кооперации или солидарности собеседников. Чаще всего причиной является стремление одного из участников к доминированию над остальными. Это начинается с выбора темы, продолжается постоянными перебивающими вопросами. В конечном счете диалог превращается в монолог. При этом не последнюю роль в поведении "лидера" играет его социальный статус, чрезмерная эмоциональность или низкие культурные навыки.
  3. Ритуализация живого речевого общения. Это значит, что все реплики прагматичны и строго соответствуют шаблонам и этическим нормам. При таком общении трудно донести свои мысли и понять собеседника. Вполне естественно, что возникает атмосфера недопонимания и недосказанности.
  4. Неуместные замечания личного характера. Нередко неумение говорящего вызвать симпатию и понимание со стороны собеседника побуждает его к тому, чтобы затрагивать недопустимые темы, критиковать личные качества оппонентов.
  5. Неоправданные ожидания слушателя. В силу социокультурных стереотипов, определенных убеждений, психологических барьеров и прочих факторов, слушатель может не понять того, что хочет донести оратор. Также причиной может быть неумение говорящего правильно оформить и донести свою мысль.

языковые средства общения

Коммуникативное поведение представителей различных национальностей

В деловых и межличностных отношениях важно учитывать национальные особенности коммуникативного акта. Это особенно важно, если вам нужно установить контакты с представителями других государств и культур. Стоит отметить такие интересные моменты:

  1. Американцы больше всего ценят индивидуальность и права личности. Внешне это может показаться проявлением эгоизма. Тем не менее, уважая себя, американцы аналогичным образом относятся к собеседникам. Они предпочтут неофициальное общение чопорному деловому этикету. При этом в разговоре они любят мериться материальными успехами, а также обсуждать свои хобби.
  2. Французы отличаются галантностью. Они любят демонстрировать красноречие и с недоверием относятся к "молчунам". Система образования направлена на то, чтобы воспитывать независимых людей, умеющих критически мыслить. Это сказывается и на общении. Деловые связи стараются устанавливать через общие знакомства.
  3. Англичане сдержанны и даже замкнуты в общении. Они не склонны к откровенным разговорам, а потому может возникнуть ощущение недосказанности и недоверия. Многословность считается признаком дурного тона.
  4. Арабы с трепетным уважением относятся к своим традициям. Речевой коммуникативный акт нередко сопровождается рассказами об особенностях и победах своей страны. При этом абсолютно неприемлемо, чтобы деловые вопросы решались с женщинами. При общении с иностранцами арабы радушны, учтивы и вежливы, но держатся на некотором расстоянии.
  5. Австралийцы очень говорливы и любят спорить в процессе беседы. Представители этой нации не любят суеты, а также чрезмерной педантичности. С ними себя нужно вести спокойно и естественно.

коммуникативный акт и его составляющие

Заключение

Коммуникативный акт и его составляющие – это неотъемлемая часть жизни современного человека. Развитые навыки общения определяют успех в работе и всех остальных сферах жизнедеятельности человека. Он должен постоянно совершенствоваться в данном направлении.

0. Умение влиять на точку зрения или поведение других людей ценилось еще в глубокой древности. Война всех против всех разрушает общество. Для нейтрального сосуществования с окружающими требуется хоть иногда в чем-то с ними соглашаться. Языки, храмы, литература, искусство, деньги и т.д. – результаты такого согласия. Достигается оно коммуникацией.

В общем плане коммуникацию можно представить как передачу того или иного содержания от одного сознания (массового или индивидуального) к другому. Коммуникация — это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания.

Коммуникация ориентирована на достижение, сохранение или обновление консенсуса как основного фактора солидарности и стабильности общества. Коммуникация является неотъемлемой частью системы действий: лишь достигая понимания относительно ситуации действия, субъекты могут адекватно действовать. Понимание представляет собой механизм координации действий, в значительной степени опирающийся на многоуровневую систему знаний.

Консенсус (лат. consensus – согласие) – согласованное мнение.

Дискурс — логически целостная, опосредованная, социально обусловленная единица коммуникации. В теории коммуникации дискурс — это социальный процесс, в который включен текст.



Адресант (коммуникатор) — инициатор коммуникации, осуществляет определенные, запланированные коммуникативные подходы.

Цель и задачи коммуникации / предмет коммуникации / контекст коммуникации / функции коммуникации.

Канал коммуникации (личный, опосредованный).

Обратная связь / эффективность коммуникации.

В задачи специалиста по связям с общественностью входит:

- определять цели коммуникации,

- заботиться о преодолении информационных барьеров с целью повышения эффективности коммуникации (в частности, решить эту проблему помогает знание основ журналистики),

Предмет коммуникации — это та часть внутреннего или внешнего мира реципиента, на которую коммуникатор воздействует.

а) сначала воспринимается,

б) затем интерпретируется, осмысливается

в) и только после этого оно может быть принято или нет,

то предметом любого коммуникативного воздействия является, в первую очередь, духовно-психологическая сфера человека, а затем – его поведение, состояние или отношение. Духовно-психологическая сфера человека наиболее подвержена изменениям и уязвима. Она чаще всего используется в коммуникации как посредник для изменения его эмоционального, познавательного, поведенческого аспектов. Это означает, что одной и той же коммуникативной цели можно добиться, воздействуя на разные духовно-психологические стороны человека, а одни и те же формы воздействия на разных людей приводят иногда к противоположным результатам. Исходя из этого, коммуникативное воздействие на человека должно быть индивидуальным и адекватным той части его психологического мира, через которую коммуникатор стремится достигнуть своей цели. Процесс коммуникации требует от его инициатора знания своей целевой аудитории. Это позволяет прогнозировать степень достижения поставленных перед конкретным коммуникативным актом целей.

2. Технология коммуникации

1) отбор информации; бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным;

3. Проблема понимания

Коммуникационное понимание, по Л.Н. Фе­ дотовой, имеет три формы:

4. Формы коммуникационного действия по А.В. Соколову

Подражание - одна из древнейших форм восприятия информации, используемая высшими животными и птицами; некоторые ученые считают источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуникатора. При подражании активную роль играет реципиент, а ком­муникатор – пассивный объект для подражания.

Подражание может быть:

- произвольным (имитацией) – используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством;

- непроизвольным (бессознательным); это главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством подражания про­исходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Благодаря подражанию, из по­коления к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения.

Управление – коммуникационное действие, при котором коммуникатор рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. Между коммуникатором и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуника­тором, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи, а тот при желании может ее учитывать. Управленческий монолог может быть:

- в форме приказа (коммуникатор имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом);

- в форме внушения, когда используется принудительная сила слова за счёт многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь);

- в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

(Особой формой внушения является психоз, который стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, при этом типе коммуникации большую роль играют бессознательные побуждения.)

Формы коммуника­ционных действий могут включать различное содержание, и вместе с тем, один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем диалогического объяснения.


Человеческое бытие трудно представить без общения, которое выполняет огромное количество функций в социуме. Ключевые - это коммуникация и контроль. Коммуникативное значение позволяет совершать информационную передачу среди групп индивидов. Именно об этом мы сегодня поговорим.

Что это и зачем?

Коммуникативные акты стоит изучать в разрезе общения. Оно совершает много функций, но есть две основные. Первая - регулятивная, суть которой в том, что в процессе взаимосвязей мы способны самостоятельно менять свое видение и влиять на нашего партнера. Вторая функция называется перцептивная. Она объясняет, что связь между людьми зависит от того, воспринимают ли они друг друга. Если да, то общение эффективно.

коммуникативный акт включает в себя

Прежде чем подробно исследовать коммуникативные акты, стоит разобраться в разнице терминов общение и коммуникации. Коммуникация — это некая связь с результирующим показателем - обмен данными. Коммуникативный акт включает в себя обязательную передачу информации. Также под этим термином понимается возможность пользоваться символами, буквами и цифрами, чтобы получать и декодировать информацию. Неподготовленному человеку может показаться, что два обсуждаемых понятия синонимичны, но это не так. Слово коммуникация очень распространилось в последнее время в связи с бурным скачком в сфере информационных технологий и связи. Но поскольку коммуникация являет собой именно обмен данными, то она создает некие ограничительные рамки, которые слишком узкие для общения. В научном разрезе при этом мы фиксируем только фактические аспекты дела, тогда как натуральное общение ставит целью не саму передачу данных. Оно видоизменяется и формируется в процессе самого себя.

Общение

Общение – более глубокое и труднопознаваемое явление. Оно означает не сухое движение данных от точки А к точке Б, а подразумевает внимание партнеров друг к другу, их заинтересованность. Другими словами, он в общении мы учитываем не только свои желания и цели, но и приоритеты нашего партнера, благодаря чему у разговора появляется много функций. Интересно, что Иммануил Кант считал , что в процессе общения люди публично используют свой разум. Также интересна мысль о том, что для свершения факта общения должен быть субъективный взгляд. Это значит, что у человека должна быть своя личная точка зрения, аргументы, мысли и предпочтения.

Понятие коммуникативного акта

понятие коммуникативного акта

Элементы

Элементы коммуникативного акта - это:

Все эти составляющие очень тесто коррелируют и влияют друг на друга. Так, непонимание цели общения хотя бы одним из двух собеседников влечет за собой разрыв этой связи, так как будет нарушено взаимопонимание. В то же время, если мы не понимаем код или неверно его трактуем, то о каком эффективном обмене данными может идти речь? Такая ситуация по своей нелепости и неэффективности будет напоминать попытки глухого человека понять говорящего.

компоненты коммуникативного акта

Схема

Точность понимания

социальный коммуникативный акт

Все это позволяет нам показывать нашу заинтересованность. Так, когда нам очень надо или мы действительно хотим чего-то, то будем добиваться этого любой ценой, уточняя и переспрашивая нашего собеседника сотни раз. Но когда мы не заинтересованы, то можем отказаться от всей затеи после первой же неудачной попытки.

Структура

Структура коммуникативного акта включает пять ступенек. Первый этап – это отправная точка взаимосвязи , когда адресанту необходимо четко осознать, что конкретно и в каком виде он желает транслировать , и какой ответ и реакцию желает заполучить. Второй этап — это кодировка данных и перевод в определенные символы. На третьем этапе происходит отбор и движение запроса по определенному каналу связи. Это могут быть компьютерные сети, электронная почта и т. д. На четвертом этапе происходит декодирование и прием. Адресат принимает сигналы и расшифровывает их, другими словами, он интерпретирует полученную информацию. Отметим, что чем полнее взаимопонимание, тем эффективнее взаимосвязь. На пятом этапе происходит получение ответной реакции.

Надо понимать, что на всех перечисленных этапах могут возникать различные помехи, искажающие исходный смысл. Обратная связь обеспечивает возможность реакции для того, чтобы понять, был получен ли и распознан сигнал. Если модель коммуникативного акта правильно функционирует, взаимосвязь достигает своего назначения.

модель коммуникативного акта

Условия

Существует несколько важных условий. Первое гласит, что адресат должен обладать вниманием. Другими словами, если запрос был получен, но адресат не услышал его, то есть не обратил никакого внимания, то важность взаимосвязи падает. Второе условие заключается в умении понимать. Если адресат получил запрос и внимательно его изучил, но не уразумел, то до конечной цели добраться будет труднее. Последнее условие заключается в готовности принять запрос. То есть, если даже запрос принят внимательно и и правильно понят, но человек не хочет его принимать, считая неправильным, искаженным или неполным, то результативность взаимосвязи будет равняться нулю. Только при наличии этих трех условий – внимать, понимать и принимать, - конечный результат связи будет максимально реализован.

Разновидности

Рассмотрим виды коммуникативных актов.

  • Обыденные.
  • Личные.
  • Научные.
  • Рабочие.

По виду контактов:

По уровню взаимной работы:

  • Высокие.
  • Достаточные.
  • Несущественные.
  • Низкие.

По конечной цели:

  • Отрицательные, когда информация была полностью искажена.
  • Бесполезные, когда индивиды не смогли найти общий язык.
  • Положительные, когда было найдено взаимопонимание.

коммуникативно речевой акт

Теоретическая основа

Теория коммуникативных актов Ньюкома – это теория, которая разработала социологом и психологом из Америки Теодором Ньюкомом. Основная мысль состоит в том, что если два индивида положительно друг друга актуализируют и формируют какие-то связи по отношению к третьему человеку, то у них проявляется желание в развитии похожих связей. Это мысль хорошо объясняет принцип появления антипатии и харизмы, и показывает, как зарождается сплоченность и ощущение целого в коллективе. На данный момент идея Ньюкома активно используется в изучении массовых СМИ. Она не получила как полного приятия всеми исследователями, так и полного отрицания. Тем не менее в большинстве случаев она действительно эффективна. Но всегда остается элемент неопределенности, ведь очень сложно оценить насколько люди нашли общий язык, и как они будут относиться к третьему лицу.

Особенности социального коммуникативного акта

теория коммуникативных актов

Дополнительные инструменты

Но особое внимание уделяется невербальным средствам. Качество полученного запроса варьируется в зависимости от интонации, тембра, особенностей и темпа речи. Что касается невербальных техник, то они прекрасно демонстрируют настроение и переживания индивида. Это положение тела, движения, мимические особенности и касания. Таким образом, среди невербальных средств мы можем выделить такие основные системы: оптико-кинетическая, паралингвистическая экстралингвистическая, проксемическая, визуальная.

Первая из списка заключается в том, что используется тело для передачи любого рода данных. Вторая и третья системы - это просто дополнительные инструменты. Паралингвистические состоят из звучания голосовых связок, тона и диапазона. Экстралингвистические — это слезы, смех, паузы. Проксемическая система относится к пространственным факторам, которые изучал Э. Холл. Это довольно специфическая отрасль, которая оценивает качество акт на базе пространственных показателей. К примеру, проксемика рассматривает ситуации, когда возникает ситуация резкой откровенности к незнакомому человеку. Визуальная система заключается в контакте глаз, который представляет собой один из способов интимного общения. Как и остальные невербальные средства, контакт глаз является еще одним инструментом к вербальной коммуникации.

Читайте также: