Командные взаимодействия в нападении при игре в баскетбол сообщение

Обновлено: 02.07.2024

К командным действиям относятся взаимодействия всех игроков команды для выполнения поставленной задачи в борьбе с противником.

Организуются командные действия с помощью различных систем. Поскольку организация командных действий происходит в защите и нападении, то команда должна владеть различными системами защиты и нападения. В командных способах ведения игры — системах — выражается организация деятельности команды, чему должны быть подчинены групповые и индивидуальные действия.

Системой игры называется совокупность, действий игроков, в которой обусловлены функции каждого игрока и соответственно этим функциям определена расстановка игроков на площадке.

Все системы отличаются друг от друга функциями, выполняемыми игроками, а следовательно, и схемой расстановки игроков. Применяя определенные системы, команда облегчает себе борьбу с противником. Рациональная расстановка игроков должна сочетаться с целесообразными коллективными действиями, широко используются индивидуальные качества игроков.

Поскольку расстановка игроков в каждой системе более или менее постоянна, действия одного или взаимодействие нескольких игроков можно изучать на тренировке и уже изученное и прочно освоенное применять в обстановке игры, в соревнованиях.

Общие знакомые и заранее изученные положения, встречающиеся и в тренировке и игре, позволяют игрокам свободнее и быстрее действовать на площадке, не затрачивая времени на то, чтобы дополнительно обдумывать обстановку или согласовать свои действия с партнером. Этим самым сокращается время для перехода к активным действиям.

Каждую систему игры, не изменяя ее принципиального содержания, можно применять в нескольких формах. Та или другая форма применяется в зависимости от обстановки игры и конкретных возможностей команды.

1. Нападающая команда применяет систему игры центром против команды, где все игроки небольшого роста. Наиболее выгодно для этой системы в данной обстановке будет максимально использовать высокий рост играющего в центре для проведения атаки.

Если в команде противника имеется игрок, способный успешно противостоять высокому центральному игроку, тогда нападающая команда может применить другую форму системы игры центром, в которой центральный игрок должен не только постоянно угрожать корзине, но и создавать условия для атаки остальным своим партнерам.

2. Команда А, имеющая в своем составе рослых, но малоподвижных игроков, применяет против команды Б зонную защиту в форме 3—2 (три игрока под щитом, два игрока впереди). В команде Б игроки невысокого роста, но отличающиеся меткими бросками с дальней дистанций.

Встретив такую форму зонной защиты, команда Б, оттянув трех игроков вглубь площадки, полностью использует меткость своих игроков и добивается перевеса. В данном случае команда А правильно применила систему зонной защиты, но неверно выбрала ее форму. Поставив трех игроков под щит, она освободила метких игроков противника для дальних бросков. Обстановка требует от команды А изменить форму зонной защиты и применить ее в виде 2—3 или даже в виде 1—4.

Система — не догма. Иногда, судя по обстановке, каждый игрок должен отступать от системы и смело использовать отдельные выгодные положения, создающиеся в ходе игры.

Творческие отступления, приводящие к положительным результатам, дополняют и видоизменяют систему, делая ее более совершенной. Новая система или форма системы приносит большой успех только, пока она нова и не знакома противнику.

Как только система будет распознана, можно предположить, что противник найдет средства и способы борьбы против нее. Поэтому нужно все время искать новые формы в любой системе, неожиданные для противника, или такие, против которых противник не в силах бороться. Постоянными поисками новых форм и проверкой их на практике и совершенствуются известные системы и в конце концов создаются новые. Творческие искания должны стать особенностью, характеризующей советских баскетболистов и тренеров.

Разрабатывая новую форму системы, нужно внимательно наблюдать за действием игроков, выполняющих ее. Часто совершенно неожиданное действие игрока натолкнет тренера на новую мысль, если он увидит, что действие игрока вызвано обстановкой и вполне целесообразно. Только наблюдая за тем, как разработанная форма практически выполняется в игре, можно правильно ее корректировать. Поправки часто могут быть настолько существенными, что совершенно изменят систему, создадут новую ее форму.

Давно известные всем системы можно с успехом применять, используя неожиданность.

Характерным примером может служить зонная защита, которая может быть с успехом применена в небольшом зале, где маневренность команды противника сведена к минимуму, а возможность делать дальние броски в корзину легко ликвидируется даже зонной защитой.

Команда, владеющая несколькими системами и смело оперирующая ими, показывает свою тактическую зрелость и всегда будет опасной противнику.

Знание различных систем и способов борьбы против каждой из них повышает общую тактическую подготовленность баскетболиста. Такой игрок не окажется в тупике перед новинкой, примененной противником, и быстро найдет приемы, помогающие выйти из трудного положения. Применяя в одной игре несколько систем, команда запутывает противника и делает его игру мало эффективной.

Обычно в практике игра в нападении против команды, полностью занявшей оборону, идет в быстром темпе, но возможность бросить мяч в корзину достигается относительно медленнее из-за организованной защиты противника. Нападение, для того чтобы атаковать корзину маневренными действиями всех игроков, как бы постепенно взламывает организованную защиту противника.

Действия игроков с момента перехода команды в нападение до атаки корзины называются подготовкой к атаке.

Действия против команды, полностью организовавшей защиту, требующие более длительной подготовки атаки корзины, называются позиционным нападением, а способы борьбы, позволяющие организовать действия нападения,— системами позиционного нападения.

Но противник не всегда имеет возможность и необходимое время, чтобы полностью организовать защиту. Это бывает в случае, если его команда неожиданно потеряла мяч из-за неточности или технической ошибки или забросит мяч в корзину. Здесь создается некоторое временное преимущество для команды, овладевшей мячом. Такое преимущество длится ровно столько, сколько противнику необходимо времени, чтобы организовать свою оборону. Это первоначальное небольшое преимущество нападающая команда быстрыми решительными действиями (не дав противнику организовать защиту) может развить в подавляющее численное превосходство игроков под корзиной противника и, используя свое численное превосходство после небольшой и быстрой подготовки, сделать бросок.

Нападение против команды, не полностью занявшей оборону, не требующее длительной подготовки для броска в корзину, называется быстрым, или стремительным.

Командные действия в нападении предполагают согласование усилий всех игроков, подчинённых одной задачи-организации атаки корзины противника. Реализуется она в двух системах игры: быстром прорыве и позиционном нападении.

Быстрый прорыв. Это оружие нападения, приносящее успех против любой системы защиты. Сущность его состоит в том, что организация и завершение атаки осуществляется при безостановочном продвижении нападающих к щиту противника. Овладев мячом, игроки, максимально быстро продвигаясь, выполняя скоростные передачи и стремительное ведение, стараются в кратчайший срок(3-6 с) преодолеть расстояние от места овладения мячом до корзины противника, опередив организацию защиты или преодолев её.

Быстрый прорыв может быть применён после перехватов, вырываний и выбиваний мяча, после неудачного броска противника, при вбрасывании из-за линий площадки, в момент розыгрыша спорных и начальных бросков, после пробития штрафных бросков. Взаимодействия осуществляются против меньшего, равного и превосходящего числа защитников. В быстром прорыве различают три фазы развития атаки: начальную, фазы развития и завершения.

В начальной фазе усилия игроков направлены на то, чтобы, овладев мячом, обеспечить максимально быстрый и рациональный переход к атаке. Для этого игроки без мяча устремляются вперёд, занимая свободные позиции и стремясь опередить защитников. Игроки, овладев мячом, мгновенно передают его свободному партнёру или начинают быстрое ведение к щиту противника, если бегущие впереди закрыты защитниками.

Фазы развития прорыва включает действия нападающих во время передвижения в средней зоне площадки. В зависимости от расположения и активности защитников игроки выбирают наиболее эффективные пути передвижения - прямолинейно или с изменением позиций и применяют рациональные в данной ситуации взаимодействия. Наибольшие усилия для обыгрывания противников и создания условий для завершения атаки чаще всего прилагают игроки, двигающиеся в первом эшелоне, независимо от того, действуют они с мячом или без мяча.

В фазе завершения действия партнёров развёртываются у щита противника. Они направлены на реализацию благоприятных условий для точного броска в корзину, на овладение мячом в случае промаха и сведения до минимума возможностей для контратаки противника. Используют броски после прохода к щиту, в прыжке со средних дистанций и добивания.

При быстром прорыве используют два варианта командных действий – прорыв игроками первого эшелона и эшелонированный прорыв.

При прорыве игроками первого эшелона активно действуют с мячом партнёры, находившиеся в защите на дальних подступах от своего щита – первая линия защиты. Они сами отбирают мяч у противника, ловят мяч после дальнего отскока от щита или получают передачу от партнёров, овладевших мячом под щитом. Игроки второй линии обороны не участвуют во взаимодействиях бегущих в прорыв, а пассивно поддерживают атаку, смещаясь к щиту противника на случай неудачного её завершения.

При эшелонированном прорыве все игроки действуют активно, одновременно перемещаясь вперед. Передвигаются с мячом и завершают атаку игроки как первого, так и второго эшелонов. Игроки первого эшелона в том случае часто отвлекают на себя защитников, создавая благоприятные условия для завершающих прорыв.

В зависимости от конкретной ситуации при начале быстрого прорыва он развивается по центру площадки или вдоль боковых линий. Варианты взаимодействий партнеров различны. Выбор того или иного пути развертывания атаки обуславливается расположением защитников – их наибольшей концентрации в центре площадки или по флангам в момент начала прорыва.

Атака по центру площадки – кратчайший путь достижения цели. Она рациональна при равномерном рассредоточении защитников по разным участкам площадки, а так же при их концентрации на флангах. Атака вдоль боковых линий обоснована, когда защитники сосредоточены в области штрафного броска.

Выбор тех или иных взаимодействии определяется соотношением количества атакующих и защищающихся и характером противодействия защитников. При прорыве по центру площадке используют следующие разновидности взаимодействий.

Прорыв с длинной передачей мяча рационален, когда один игрок к моменту овладения мячом убежал вперед, определив возвращающихся защитников. Чтобы осуществить такой выход, он начинает рывок в тот момент, когда мяч еще в воздухе, но явно видно, что им овладеют партнеры по команде. Длинную передачу мяча выполняют по центру или по диагонали. Передачу по центру осуществляет преимущественно игрок, овладевший мячом. Мяч направляют с небольшой навесной траекторией с таким расчетом, чтобы он опускался впереди бегущего. Передачу по диагонали чаще осуществляет партнер игрока, овладевшего мячом, получая его на одном из флангов площадки.

Прорыв с короткими передачами без смены позиции эффективен при противодействии меньшего числа защитников в начале атаки, оказавшихся впереди нападающих на стороне игрока с мячом. Эти взаимодействия построены на коротких передачах. При прорыве двух нападающих, перемещающихся параллельно против одного защитника, передачи выполняют по диагонали вперед, точно в руки игрока, ловящего мяч. К моменту ловли, игрок, которому направлена передача, должен опережать передающего. При прорыве трех партеров против одного или двух защитников наиболее рационально передвижение нападающих в построении треугольником с вершиной назад. Передачи осуществляют преимущественно через игрока, двигающегося в середине (рисунок 1).

Баскетбол. Командные действия в нападении

Рисунок 1 Быстрый прорыв с передачами между тремя партнерами

Прорыв с короткими передачами со сменой позиций целесообразен при сопротивлении равного или превосходящего числа защитников. Суть взаимодействия здесь состоит в том, что нападающие, чтобы освободиться от защитников, меняются позициями во время передвижения к щиту противника. При взаимодействиях трех игроков смена позиции осуществляется после каждой передачи. Их выполняют по диагоналям вперед – вправо или вперед – влево поочередно выбегающие с флангов на середину площадки партнеры. Игрок, находившийся в центре и передавший мяч, перемещается вслед за передачей, обегая сзади партнера, получившего мяч, и занимая его позицию на фланге.

Прорыв с ведением мяча обоснован при взаимодействии меньшего числа защитников, расположенных на стороне игроков без мяча, а также при равном и превосходящем числе плотно опекающих игроков, бегущих в прорыв. Суть взаимодействий состоит в том, что нападающий с мячом, оказавшийся незакрытым защитниками, немедленно начинает ведение к щиту противника. Одновременно в прорыв устремляются один или два партнера. Главная цель действий ведущего мяч – создать реальную угрозу проходу к щиту. Это заставляет защищающихся переключиться на ведущего и позволяет получить мяч освободившемуся партнеру (рисунок 2).

Баскетбол. Командные действия в нападении

Рисунок 2 Быстрый прорыв с использованием ведения

Если защитники сосредоточены в области штрафного броска, быстрый прорыв целесообразно осуществлять не по центру площадке, а вдоль её боковых линий. В этом случае игрок, овладевший мячом, выполняет передачу партнеру, вышедшему к боковой линии, или, ведя мяч, смещается к ней сам. Одновременно на этот же фланг устремляется еще один или два партнера. Передвижение осуществляют последовательно друг за другом в непосредственной близости от боковой линии. В зависимости от числа защитников и характера их сопротивления используют ведение, короткие или длинные передачи. Передачи при этом выполняют между боковой линией и бегущими лицом к ней игроками. Освободившуюся в ходе развития атаки центральную часть площадки используют в заключительной фазе. Сюда выходят игроки, продвигавшиеся вдоль боковых линий, или партнеры, поддерживающие их сзади.

Позиционное нападение. Сущность его состоит в том, что атакующая команда организует свои действия с определенных позиций, занимаемых игроками в зоне противника. Осуществляется оно при равном соотношении числа нападающих и защитников, а также при использовании передач и передвижений не только к корзине, но и от неё. Атаку завершают с разных дистанций, но чаще – с дальних бросков. При позиционном нападении широко используют заслоны и заранее разученные комбинации, а также организованную групповую борьбу за владение мячом, отскочившим от щита. Расстановка нападающих применяется в две или три линии: три игрока впереди, два сзади (3-2); два впереди, три сзади (2-3); два впереди, один в середине и два сзади (2-1-2) и т.д. Однако в ходе игры они маневрируют, постоянно меняясь позициями.

В позиционном нападении также различают три фазы организации атаки: передвижение в зону противника и расстановка игроков на определенных позициях; организация взаимодействий для создания благоприятных моментов атаки; завершение атаки, организации борьбы за отскочивший мяч и переход к защите.

Передвижение и занятие позиций осуществляют в замедленном темпе или после неудавшегося быстрого прорыва. Во второй фазе атаку готовят с помощью одного взаимодействия, серии групповых или командных комбинаций. Завершают атаку тремя путями: броском в корзину со средней или дальней дистанции; выходом игрока под щит без мяча и получением его в этой позиции; проходом к щиту игрока с мячом. Особенно важны при этом согласованные действия партнёров, выходящих к щиту для участия в борьбе за отскочивший мяч и смещающихся назад для обеспечения защиты в случае потери его. Различают два варианта позиционного нападения – нападение через центровых игроков и комбинационное нападение.

Нападение через центровых игроков – это основной вариант позиционного нападения в современном баскетболе, базирующийся на ростовых и атлетических данных высокорослых игроков. Чаще всего центровые располагаются в области штрафного броска на различном удалении, систематически входя внутрь неё. Действуют центровые лицом и спиной к щиту, завершая атаки сами или создавая условия для броска партнёрам. Первоочерёдная обязанность центровых – борьба за овладение мячом, не попавшим в корзину.

Нападение через центровых игроков различается количеством одновременно используемых центровых и разнообразием их исходных позиций.

Нападение с одним центровым игроком. В этом случае центровой действует с двух позиций: сбоку от области штрафного броска - на ближнем и среднем расстоянии от щита и передней линией штрафного броска – на дальнем расстоянии от нее.

Перед линией штрафного броска чаще действуют центровые менее высокого роста но более универсально подготовленные. Здесь особенно важны их манёвренность, владение передачами, проходами, бросками в прыжке со средних и дальних дистанций, умение овладевать отскочившим мячом, выходя к щиту, действовать комбинационно. В этой позиции центровые взаимодействуют с партнёрами, расположившись в полукруге области штрафного броска и выходя к щиту. Расположение партнёров при этом следующее: нападающие впереди у боковых линий, разыгрывающие за другой области штрафного броска, с разных сторон её. Эти позиции обеспечивают оперативный простор для взаимодействий, основанных на заслонах и скрестных выходах мимо центрового игрока.

Данный урок посвящён изучению тактики игры в баскетбол – командному нападению.

Баскетбол – командная игра с мячом, в которой целью является забросить как можно больше мячей в корзину противника.

Заслон – блокирующее движение, которое осуществляет игрок нападения с целью создания свободного пространства для прохода своего партнера.

Нападение – наступательные действия одной команды по отношению к другой.

Рывок – тактический приём освобождения от защитника.

Скрестный проход – комбинация при атаке, при которой два нападающих проходят вперёд с разных сторон мимо партнера, который владеет мячом.

Спортивные игры – вид подвижных игр, в которых для победы применяются тактические и технические приёмы. Популярными спортивными играми являются футбол, баскетбол и волейбол.

Тактические действия – выполнение приёма или комбинации, основанного на закономерностях игры, возможностях своей команды и команды противника.

Технический приём – наиболее эффективный, изученный приём, работающий на практике.

Основная литература:

  • Лях В. И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Баскетбол – командная игра. Одним из тактических приёмов, используемых в баскетболе является командное нападение.

Основная задача нападения – выполнить точный и надёжный бросок после разыгрывания игровой комбинации, одновременно уделяя внимание защите.

Рассмотрим индивидуальные тактические действия игрока с мячом.

Основные действия, которые может выполнить игрок с мячом без помощи команды – это вышагивание, скрестный шаг и поворот.

Вышагивание – один из видов поворота в баскетболе для сложных ситуаций в районе корзины. Такой прием применяют не только при ведении, но и при овладении мячом после его отскока от кольца или щита. Если игрока, который собирается бросить мяч в корзину, атакует защитник, то игрок выполняет шаг назад, таким образом уворачиваясь от атаки и занимая более удобное положение для броска.

Поворот в баскетболе – это приём, при котором игрок, не отрывая одну ногу от площадки, поворачивается на другой. Повороты удобно применять, когда на игрока с мячом нападает соперник. Поворачиваться можно в любом направлении, угол поворота иногда превышает 180 градусов.

Скрестный шаг используется для оперативного передвижения по площадке. Игрок с мячом делает шаг в направлении вперёд и в сторону, чтобы соперник подумал, что игрок совершит проход. Таким образом, игрок заставляет соперника закрыть проход, а в этот момент игрок резко отталкивается опорной ногой от пола и выполняет скрестный шаг в выбранном направлении, уходя от соперника. Скрестный шаг позволяет игроку быстро сместиться в другую сторону не только при совершении ведения, но и при игре без мяча.

Защитник будет пытаться заблокировать игрока другой команды, которому могут передать пас. Поэтому нападающий должен уметь в любой момент освободиться и принять пас. Самый простой приём для этого – это рывок. Используйте отвлекающие маневры, после чего делайте резкий рывок в любую сторону от защитника. Также изменяйте скорость бега, можно также менять направление, выполняя два рывка.

Защитник всегда будет пытаться остановить игрока с мячом, совершающего нападение. Суть заслона в данном случае состоит в том, что игрок мешает защитнику преследовать нападающего из другой команды.

Рассмотрим самые простые взаимодействия нападающих в игре.

Одним из них является взаимодействие двух нападающих. Такое взаимодействие хорошо иллюстрируется передачей и рывком к корзине: игрок передаёт мяч партнеру по команде, перебегает в более удобное место, где его не будут окружать соперники и получает мяч обратно.

В некоторых ситуациях применяют рывок, выполняя его за спиной защитника. В то время как защитник смещается на линию передачи и затрудняет получение мяча, нападающий делает рывок за его спиной к корзине. Партнер с мячом должен быть готов сразу же передать мяч.

Тактическим приёмом также является взаимодействие трёх нападающих.

Выполняются разные сочетания игроков в зависимости от роли, которую они выполняют в игре.

Рассмотрим приём взаимодействия двух игроков задней линии и крайнего нападающего. Средний игрок передает мяч партнеру и выполняет рывок в противоположном направлении, выполняя заслон для партнера без мяча. Последний выходит из-за заслона к корзине для получения мяча и совершения атаки.

Часто используются взаимодействия двух игроков задней линии и центрового игрока. Игрок задней линии должен передать мяч центровому игроку и пройти мимо него, стараясь навести на центрового своего защитника. Второй игрок задней линии выполняет скрестный проход с другой стороны. Мяч получает игрок, который сумел освободиться. Если защитник мешает проходящему игроку, то проходящий заранее смещается в сторону центрового и меняет направление движения, а затем делает рывок к корзине.

Еще одно возможное сочетание – это взаимодействие центрового игрока, игрока задней линии и крайнего нападающего игрока. Игрок задней линии или крайний нападающий игрок передаёт мяч центровому игроку. После этого он устанавливает заслон для партнера без мяча. Партнер без мяча выходит из-за заслона и проходит мимо центрового игрока, выполняя заслон наведением. Центровой может передать партнеру, проходящему мимо или сам пройти к корзине с ведением.

Также, хорошим командным нападением является взаимодействие центрового игрока и двух нападающих игроков. Эта атака выполняется с дальней от мяча стороны площадки. Крайний нападающий игрок выполняет наведение своего защитника на центрового игрока, а затем прорывается навстречу передаче мяча. Если защитник переключился, центровой должен открыться для получения мяча.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Главная задача нападения

Выберите правильный вариант ответа.

Что из этого является главной задачей нападения?

  • Выполнить удачный бросок в корзину
  • Задержать соперника
  • Заполучить мяч

Основная задача нападения – выполнить точный и надежный бросок после разыгрывания игровой комбинации, одновременно уделяя внимание защите. Поэтому правильный ответ – выполнить удачный бросок в корзину.

Найдите 5 слов по теме урока.



Слова: взаимодействие, нападение, рывок, бросок, команда.

Слова по теме урока, обозначающие действия команды, цель нападения и что происходит во время нападения.

Основа успеха нападения в баскетболе — в командных, коллективных действиях, направленных на то, чтобы рациональными путями и как можно быстрее создать одному из игроков удобное положение для атаки корзины. Без командных действий, требующих четких организационных форм, взаимопонимания, сыгранности, подчинения индивидуальных стремлений интересам всего коллектива, не может быть полноценной игры в нападении. Нападающая команда, состоящая из очень сильных в отдельности игроков, но не умеющих грамотно взаимодействовать с остальными партнерами, редко может достичь победы над квалифицированным противником.

В ходе тактических действий команда старается обеспечить:

б) беспрепятственный (или с минимальным сопротивлением) бросок со средней дистанции;

в) кратковременное численное превосходство нападающих над защитниками на определенном участке поля;

г) благоприятные условия для единоборства нападающего с за щитником, куда входят:

исключение подстраховки защитниками друг друга;

временное увеличение дистанции между нападающим и опекающим его защитником, позволяющее провести подготовительные действия к атаке;

вынужденное быстрое сближение защитника с нападающим;

действия нападающего, успевшего набрать скорость, против защитника, находящегося в статическом положении;

превосходство нападающего над защитником в росте;

превосходство нападающего над защитником в атлетизме, быстроте, координации;

превосходство нападающего над защитником в психологических качествах;

д) страховку тыла против возможной контратаки.

Как уже говорилось, нападение в баскетболе по тактической направленности разделяется на два вида: стремительное и позиционное. Когда команда овладевает мячом путем перехвата или из нейтрального положения (при розыгрыше спорного мяча, при борьбе за отскок), она стремительно переходит в нападение против соперников, не успевших вернуться назад и организовать командную защиту. Когда же команда овладевает мячом в ситуациях, которые вызывают некоторую паузу в игре, то ей приходится бороться с соперниками, успевшими организовать командную оборону, с определенных исходных позиций.

Б ы с т р ы й п р о р ы в. Это весьма эффективная система нападения, позволяющая кратчайшим путем использовать преимущество над противником в физической и технической подготовленности. Сущность системы заключается в том, что игроки, овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита противника, побиться численного преимущества и, используя его, атаковать корзину с близкой дистанции.

Чаще всего быстрый прорыв удается, если команда перехватит мяч у противника или овладеет им при отскоке у своего щита. Однако можно создать численное преимущество и сразу после введения мяча в игру из-за боковых или лицевой линий, а также при розыгрыше спорного и начального мяча, если соперники не смогут активно противодействовать резкой передаче игрокам, уходящим в контратаку. Нужно также учитывать, что и при численном равенстве (1х1 или 2х2) есть возможность для смелого и решительного единоборства.

Быстрый прорыв можно разделить на три фазы: начало, развитие и завершение. Успех первой фазы определяется быстротой про ведения первоначального отрыва, скоростью рынка каждого участника и главным образом своевременностью первой передачи без каких-либо лишних движений. Игроки отрываются от соперников, начиная движение вперед в момент, когда партнер еще готовится овладеть мячом, если, конечно, есть уверенность в том, что он мячом овладеет. Обычно в прорыве активное участие принимают 2— З игрока, находящиеся в первой линии защиты при поддержке четвертого; пятый игрок обеспечивает страховку тыла. Направление передвижения этих игроков зависит от их расположения на площадке и места, где команда сумела овладеть мячом. В то время как игроки без мяча делают рынок, их партнер, владеющий мячом, должен немедленно отдать его игроку, оказавшемуся впереди противника.

Рис.1. Первый вариант завершения быстрого прорыва 2х1



Позиционное нападение

В процессе игры стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Случается, что противник успевает полностью организовать командную оборону и прикрыть всех нападающих. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставить систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков. В позиционном нападении баскетболисты последовательно взламывают защиту противника, подготавливая завершающий бросок. По правилам игры на такую подготовку дается до 30 сек. игрового времени.

сделать попытку сразу бросить мяч в корзину;

обыграть опекающего его защитника в единоборстве, пройти к щиту и забросить мяч в корзину;

передать мяч кому-либо из выходящих мимо него партнеров.

Центровой без мяча широко взаимодействует с крайними нападающими и защитниками, используя заслоны и наведение и всегда стремясь войти в область штрафного броска для продолжения атаки или борьбы за отскок.

Основные задачи защитников: розыгрыш мяча в глубине поля, взаимодействия с крайними нападающими, затем передача мяча центровому и выход мимо него для атаки корзины как с правой, так и с левой стороны. Почти всегда игроку, который отдал мяч центровому, стоит выходить к щиту, отвлекая противника, чтобы центровой не оказался изолированным от своих партнеров. Иначе против него будут сосредоточены главные усилия соперников.

Основные варианты системы нападения через центрового игрока — нападение через одного центрового и нападение через двух центровых. Нападение через трех центровых в современной спортивной практике применяется весьма редко.

В зависимости от индивидуальных возможностей центровых и их партнеров, а также от общих тактических замыслов команды применяют в состязаниях различные схемы исходных расстановок (позиций). Так, если команда располагает одним или двумя высоко. рослыми центровыми таранного типа и стремится лучше использовать их сильные стороны в борьбе у щита противника, то есть все основания использовать расстановки 3—2 с одним центровым (рис. 84), 2—3 с двумя центровыми (рис. 85) 3—2 со сдвоенным центром.

Кроме прямолинейных выходов к щиту после передачи мяча центровому нападающей команде следует использовать заранее изученные тактические комбинации, основанные на последователь ,м сочетании известных типовых взаимодействий двух или трех игроков в органической связи с главной исходной расстановкой команды для позиционного нападения

Бабанев Юрий Прохорович

В реферате даётся полный перечень действий команды в защите и нападении в игре в баскетбол.

ВложениеРазмер
Зырянова Светлана Баскетбол 18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по теме “Баскетбол. Тактические действия в нападении и защите”.

Выполнила: Ученица 9 “A” Зырянова Светлана

Основные варианты тактики игры в баскетбол Тактику баскетбола разделяют на две большие группы: нападения и защиты. Каждая из них подразделяется ещё на несколько типов по принципу организации действий: индивидуальные, групповые, командные. В свою очередь, каждый из типов в зависимости от формы ведения игры делится на виды, к которым относятся, к примеру, действия в нападении игроков с мячом и без мяча.

Нападение — основная часть баскетбола, успешное проведение которой позволяет команде набирать очки и получать, таким образом, преимущество над соперником.

Действия отдельного баскетболиста, направленные на решение возникающих в ходе матча задач, подчинённые общей тактической схеме команды. Под индивидуальную тактику нападения может быть использован баскетболист на любой позиции, будь то центровой, крайний нападающий или защитник. К трём основным вариантам индивидуальных действий относятся: действия игрока с мячом или без мяча в борьбе с защитником, отвлекающие действия при атаке кольца оппонента. Индивидуальные действия нападающего, владеющего мячом, максимально просты, ему необходимо приблизиться к кольцу команды противников и сделать бросок. При этом может мешать один или два защитника оппонентов.

Схема 1: Борьба с одним защитником. Нападающий перемещается в точку А, чтобы по прямой атаковать кольцо. Наперерез к нему движется защитник из точки Б. Действия нападающего заключаются в дальнейшем продвижении к корзине, при этом ему необходимо блокировать защитнику доступ к мячу с помощью своего тела.

Схема 2: Борьба с двумя защитниками. Нападающему нужно сделать попытку прорыва со стороны защитника, который находится ближе к нему. При этом, если нападающий не успел или не смог пробежать мимо защитников, то для сохранения мяча и продолжения атаки необходимо сделать передачу партнёру из своей команды.

Индивидуальные действия игрока без мяча в борьбе с защитником часто имеют определяющее значение для развития атаки команды. Успешное освобождение от опеки защитника противников позволяет нарастить тактическое преимущество за счёт активного включения игрока в процесс атаки.

Схема 3: Уход от защитника с помощью рывка. Освободиться от опеки на время, достаточное для приёма передачи, нападающему позволяет рывок — резкое движение в сторону от защитника, при условии готовности партнёра сделать передачу с высокой вероятностью позволит форварду развить атаку через бросок в кольцо или пас партнёру. Схожим с рывком действием обладает приём изменения направления движения. Вместо одного рывка, делаются два в противоположные стороны с целью запутать защитника и освободиться в итоге от опеки.

Схема 4: Уход от защитника с помощью изменения направления движения. Отвлекающие действия при атаке кольца оппонента позволяют нападающему, находясь в положении активной опеки со стороны защитника, продолжать ведение или сделать бросок мяча в корзину. С целью отвлечения используются различные обманные движения (финты), например, ложный бросок или уход ложным шагом.

Игра в защите — важнейший элемент баскетбола. Тактика обороны напрямую зависит от действий, предпринимаемых атакой противника.

Действия защитника, направленные на предотвращение получения противниками очков. К ним относятся опека нападающих оппонента, создание помех для игры противников в передачу, борьба за мяч и его отскок от щита в случае броска.

К трём основным вариантам индивидуальных действий в обороне относят: действия против игрока с мячом или без мяча, борьба с нападающими противника в меньшинстве (два на одного).

1)Действия обороняющегося в меньшинстве: Главная задача защитника Препятствование попыткам игрока, владеющего мячом, забросить снаряд в корзину. Вытекающей из этого второй задачей становится оттеснение опекаемого нападающего противника из опасных зон. Для выполнения указанных задач защитнику необходимо перехватывать, выбивать или вырывать мяч из рук нападающих соперника, мешать его дриблингу и передаче. Защитник всегда находится между своим кольцом и противником.

2)Действия защитника против игрока, не владеющего мячом, сводятся к усложнению для противников передачи. При этом необходимо занять такую позицию, чтобы он, опекаемый игрок без мяча и нападающий, владеющий мячом, составили треугольник. Так, защитник сможет наблюдать сразу за ними обоими, что увеличит шансы на прерывание передачи или отбор мяча.

3)Оказавшись в меньшинстве против двух игроков противника, защитник должен сосредоточиться на том нападающем, кто владеет мячом. Не вступая в контакт ни с кем из оппонентов, обороняющийся отступает к штрафной площадке. Этим действием он выигрывает время на возвращение для своих партнёров. При этом обороняющемуся крайне важно следить за тем, чтобы второй нападающий, не владеющий мячом, не зашёл ему за спину. В противном случае возможен итог с передачей мяча этому форварду с последующим броском в кольцо.

Читайте также: