Китайская пейзажная живопись сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Традиционный пейзажный жанр за более чем тысячелетнюю историю испытал массу влияний и претерпел не одну модификацию. Однако он жив до сих пор и может сам по себе служить прекрасным материалом для наблюдения пертурбаций китайского искусства в новейшую эпоху и иллюстрацией китайской предусмотрительности, избегающей окончательных решений.

Обращаясь к китайскому искусству, мы сталкиваемся с двумя различными видами живописи шаньшуй — с её классическим изводом, в числе немногих материальных носителей на протяжении веков сохранявшим инвариантный код китайской культуры, и с её современной версией, откликнувшейся на стимулы глобальной мировой культуры в ХХ веке.

Янь Лэй. Гора Хуан (Хуаншань), 2002 Холст, акрил Изображение предоставлено Художественным музеем Люцерна (Швейцария) Права на изображение принадлежат художнику

Янь Лэй. Гора Хуан (Хуаншань), 2002 Холст, акрил Изображение предоставлено Художественным музеем Люцерна (Швейцария) Права на изображение принадлежат художнику

В новое время искусство шаньшуй оказывается вовлечённым в процесс модернизации и начинает претворяться в различных жанрах и медиа, обретая новые контуры. Классические ценности, которые интеллектуальная элита транслировала в течение последнего тысячелетия в пространстве пейзажного свитка, были либо видоизменены, либо деконструированы, и в итоге заменены на идеалы индивидуализма и национализма.

С XI века живопись шаньшуй получила развитие в качестве художественной концепции чрезвычайной важности в Китае — в её рамках был создан классический китайский пейзаж, который, с одной стороны, мог существовать лишь благодаря передаче традиции от одного классического мастера к другому, а с другой стороны, смысл его существования и был в том, чтобы предоставлять традиции некое пространство для развития.

Одновременно с живописью шаньшуй в XI веке стали появляться и труды по истории живописи, трактаты по отдельным жанрам и тексты по теории живописи, написанные художниками и учёными.

Ай Вэйвэй. Временный пейзаж № 17, 2002—2005 Цветная печать Права на изображение принадлежат художнику

Ай Вэйвэй. Временный пейзаж № 17, 2002—2005 Цветная печать Права на изображение принадлежат художнику

Несмотря на использование традиционной китайской туши и иероглифов, работы Гу Веньда 1980-х выполнены в западном стиле и по природе своей являются модернистскими. Гу Веньда не оживлял традиционные ценности или техники интеллектуальной живописи; наоборот, он пытался отрицать саму эту систему живописи. В то время критики начали утверждать, что происходит оскудение классической традиции и что она близка к своему завершению. Хуан Юнпин щедро наполнял свои произведения ссылками на китайскую культуру, однако присвоение идей чань-буддизма в его живописи воспринималось в духе дадаизма. В начале 1980-х, когда центральное правительство объявило о конце классовой борьбы, концепция классового сознания начала терять былую идеологическую силу. Популярная китайская литература и критика перестали ассоциировать классическую живописную традицию с идеологией класса землевладельцев. Таким образом, теперь с классической живописью ассоциировались только понятия изысканности и досуга, а также свободного незаинтересованного творчества, далёкого от политики и светской жизни. Именно эти ценности были заявлены современными художниками, видевшими себя продолжателями традиции литерати в завершении длительного периода политического хаоса.

С начала 1990-х китайское искусство стало выходить за пределы страны, утверждая тем самым национальную идентичность, что, несомненно, подхлёстывало рост интереса к собственной культурной традиции среди художников. Неизменный успех таких художников, как Сю Бин, Хуан Юнпин и Цай Гоцян, оказавшихся за рубежом, был очевидным образом связан с включением традиции в экспериментальную художественную практику. Эта стратегия остаётся наиболее эффективной для привлечения международного внимания — и для углубления интереса к традиционалистским культурным ценностям. Исторический анализ в постструктуралистском ключе также стал популярным в кругах современного искусства в 1990-е. Этому предшествовало критическое осмысление опасности, которая скрывается в примитивном подражательстве западному современному искусству. В результате именно использование ресурсов национальной культуры стало основным трендом в художественной практике.

Подобные «постшаньшуй"-образы не имеют прямого отношения ни к ценностям литерати, ни к идеологии марксизма. Современные художники трансформировали образность классического шаньшуй в игровой набор готовых образов. Превратившись в источник культурных референций, и традиционная живопись шаньшуй, и реалистическая пейзажная живопись, и фотография неизбежно становятся объектом пародии и апроприации со стороны современных художников.

Ян Юнлян. Вид волны, 2008 Фрагмент. Струйная печать на рисовой бумаге Права на изображение принадлежат художнику. Изображение предоставлено Художественным музеем Люцерна (Швейцария)­

Ян Юнлян. Вид волны, 2008 Фрагмент. Струйная печать на рисовой бумаге Права на изображение принадлежат художнику. Изображение предоставлено Художественным музеем Люцерна (Швейцария)­

Они виртуозы в сочетании живописи и поэзии.

И в каждом по отдельности, и в их сочетании!

гохуа - это уже поэзия акварели.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.

Душа китайской живописи живет в горах и водах. В китайской традиции пейзаж, как жанр, используется для обучения всем основным техникам восточной живописи. В нем особо очевидна связь поэзии, философии, каллиграфии, музыки и живописи в китайской культуре. Этот жанр способен с помощью небольшого набора изобразительных средств достичь невероятной выразительности и целостности произведения.

Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи, дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.

Пейзаж в китайской живописи

Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.

Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики

Пейзаж в китайской живописи

Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.

Пейзаж в китайской живописи

Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.

Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.

Пейзаж в китайской живописи

Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.

Пейзаж в китайской живописи

Пейзаж в китайской живописи

Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.

Пейзаж в китайской живописи

Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.

В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.

Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.

Пейзаж в китайской живописи

Свиток с пейзажем – икона для китайца

Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.

Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.

Пейзаж в китайской живописи

Пейзаж в китайской живописи

Знаменитые художники прошлого

Ци Байши

Ци Байши

Один из самых известных китайских художников XX века Ци Байши 齐百石 (1 января 1864 — 16 сентября 1957) — настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.

Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.

Пейзаж в китайской живописи

Чжан Дацянь

Чжан Дацянь

Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.

В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.

Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.

Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.

Живопись Чжаня Дацяня

Живопись Чжаня Дацяня

Живопись Чжаня Дацяня

Живопись Чжаня Дацяня

Живопись Чжаня Дацяня

Сюй Бэйхун

Сюй Бэйхун

Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 —1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.

В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.

Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге .

Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.

На сохранившихся самых ранних свитках, созданных еще до зарождения китайской пейзажной живописи, присутствуют лирические мотивы и изображения природы. В качестве фона картин пейзажные мотивы встречались в произведениях IV-V веков, хотя как самостоятельный жанр китайский пейзаж сформировался лишь к VII веку, а широкое распространение получил только к VIII-X векам.

Первоначально образы природы в китайских пейзажах были отвлеченными и символическими, однако, постепенно они усложнялись и развивались, становились более одухотворенными. Китайские художники, тонко чувствующие особенности национальной природы выработали собственные неповторимые приемы живописи.

Китайские пейзажи рисовались на лентообразных картинах-свитках, ориентированных вертикально или горизонтально. Пейзажи писались кистью, минеральными водорастворимыми красками и тушью. Художники работали быстро, обычно без всяких правок. У каждого мастера были свои особенности каллиграфической линии. В китайской живописи вообще широко применяется каллиграфия, различные символы и текстовые вставки, наполненные глубоким философским смыслом, а написание пейзажных картин приравнивалось к священнодействиям.


Эти бумажные или шелковые, иногда многометровые полоски, после окончания работы клеили на плотную бумагу и сворачивали в рулон вокруг валика из дерева. Хранились свитки пейзажей в специальных футлярах, а вынимались из них только для просмотра. Картины постепенно разворачивались в руках и подобно рассказам читали, вживаясь в сюжет.

Пейзажная живопись Северная Сун
Вдали, вблизи ли горы?
Нет меры расстояния!

Навстречу им иду-
А все — передо мной!
Оуян Сю

Ли Чен Одинокий храм среди вершин

Ли Чен Одинокий храм среди вершин

На пейзажных свитках средневековых художников Китая облака, камни, потоки излучали Ци, то есть дыхание жизни, а человеческие существа здесь — представители земли. Пейзажный свиток был таинственным явлением, выражавший суть всемирной природы. На свитке Ли Чена передний план тщательно прорисован. Мы видим группу хижин и два павильона, придворных в трактире, ученых, пьющих вино. Храм с шестиугольной башней в центре параллелен горным пикам в верхней части свитка. Мы начинаем смотреть с левого угла внизу, входим в свиток, немного стоим, проходим по мосту, смотрим на крыши домов, вверх на храм, на павильоны, затем на возвышающиеся пики вверху.
Увидеть все это сразу из одной позиции не получается. Помогает рассеянная перспектива, характерная для китайского пейзажного свитка.

Ли Чен Холодный лес и дикие равнины Ли Чэн. Роскошный лес среди отдаленных пиков, музей провинции Ляонин

Чжао Ган (趙幹, эт. 10 — я гр.), Пять династий Период (Южная Тан)

Чжао Ган был родом из провинции Цзянсу, провел всю свою жизнь на юго — востоке Китая. Не удивительно, что большинство его пейзажей представляют пышную природу этой области. Свиток показывает жизнь и деятельность рыбаков на речных заливах . Голые деревья и сухие камыши показывают, что это зима.

 Чжао Ган, Ранний снег на реке

Чжао Ган, Ранний снег на реке

Цзин Хао — пейзажист, начавший работать еще при танском дворе, и поселившийся в горах Тайхан после крушения империи Тан, создал ряд горных монохромных пейзажей. Считается, что он внес значительный вклад в развитие монохромного китайского пейзажа. Подлинных картин художника осталось очень мало.
осмыслил фон шелкового свитка как пространственный прорыв, как уходящую в бесконечность даль. Он известен как мастер монохромного пейзажа, но писал и цветные. Многие его свитки написаны в Цзяннане, где находится дельта реки Янцзы. Воздух там теплый и влажный.

Гуань Тун, ученик Цинь Хао, родился в Чанъани, провинции Шэньси.
Он продолжатель Цин Хао.

Гуань Тун. Горы поздней осенью.

Гуань Тун. Горы поздней осенью.

О Цзюй Жане известно крайне мало. Он писал пейзажи. Прекрасно передавал впечатление тумана и воздуха, виды высоких гор и широких рек.Ни даты рождения, ни даты смерти Цзюй Жаня история не сохранила.

Цзюй Жань. Буддийское прибежище среди гор и потоков. Кливленд, Музей искусства.

Цзюй Жань. Буддийское прибежище среди гор и потоков. Кливленд, Музей искусства.

Художник поселился в буддийском храме Кай-бао в сунской столице.

Цзюй Жань. Поиски дао в осенних горах. Гугун, Тайбэй.

Цзюй Жань. Поиски дао в осенних горах. Гугун, Тайбэй.

Знатоки высоко ценили его работы.

Фань Хуан Холодный лес в заснеженной равнине

Фань Хуан Холодный лес в заснеженной равнине

Фань Куань создал свой особый стиль пейзажа. Произведения Фань Куаня обрели статус памятников китайского национального пейзажа, которые изучали и копировали художники многих поколений.

Го Си — выдающийся мастер монохромного пейзажа. Один из крупнейших художников-пейзажистов и теоретиков живописи эпохи Сун.

Го Си Осенняя река
фрагмент

Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт. 11 в. Гугун, Пекин.

Го Си. Каменистая равнина и далекий горизонт. 11 в. Гугун, Пекин.

Ми Фэй(1051—1107)прославился своими туманными, поэтически-вольными пейзажами, в которых пятна туши, нанесенные с помощью плоской щётки, могли иметь большую выразительность, чем линии и контуры. В поэзии он был последователем стиля Ли Бо, а в каллиграфии Вана Сичжи. Как каллиграф он стал наиболее известен и считался одним из четырёх лучших каллиграфов империи Сун.

Ми Фэй Горы и сосны весной (фрагмент)

Ми Фэй Горы и сосны весной (фрагмент)

Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые сформулировал танский поэт и художник Ван Вэй (701—761). Их сочинения представляют собой нечто вроде комментариев к тексту созданного Ван Вэем прототипа.

Янь Вэньгуй. Множество деревьев на странных горах. Гугун, Тайбэй. В этом произведении видно влияние Ли Тана.

Янь Вэньгуй. Множество деревьев на странных горах. Гугун, Тайбэй. В этом произведении видно влияние Ли Тана.

С Янь Вэньгуем был дружен Гао Кэмин. Гао Кэмин (кит. упр. 高克明;работал в 1008 — 1053гг). Гао Кэмин был придворным живописцем и служил в Академии Ханьлинь. Сохранились только копии его работ. Из всех жанров живописи он больше всего любил пейзаж. Считается, что в его пейзажах больше утонченности, чем в работах Го Си и Ли Чена.

Горы и потоки в первом снеге. Приписывают Лю Суньяню (работал в 1175-1195гг) по оригиналу Гао Кэмина. Коллекция Кроуфорда, Музей Метрополитен, Нью Йорк.

Горы и потоки в первом снеге. Приписывают Лю Суньяню (работал в 1175-1195гг) по оригиналу Гао Кэмина. Коллекция Кроуфорда, Музей Метрополитен, Нью Йорк.

Сюй Дао-нин — один из ведущих мастеров пейзажной живописи шань-шуй эпохи Северная Сун (960-1127).

Сюй Даонин Рыбачьи лодки на осенней реке фрагмент

Сюй Даонин
Рыбачьи лодки на осенней реке
фрагмент

Ли Тан родился приблизительно в 1050 году. С ранних лет он зарабатывал на жизнь живописью. При императоре Хуэйцзуне, он заслужил высокий ранг в Академии живописи.
Он пережил нашествие чжурчжэней в 1126-27, и, вместе с Академией живописи, переехал в Цяньтан (теперь Ханчжоу), который стал столицей вновь возродившейся династии Южная Сун. Он продолжал служить художником Академии и умер около 1130 года.
Ли был один из наиболее влиятельных пейзажистов раннего периода Южной Сун и имел много последователей. его творчество представляло собой жизненно важную связь между школой Северной Сун, школой (Го Си, Фэнь Куана, Ли Чена, и других пейзажистов Северной Сун), и более поздних художников Южной Сун, таких как Ся Гуй и Ма Юа, оба они изучали искусство Ли. Он разработал и усовершенствовал новую технику, которая придала скалам и горам особую выразительность.

Ли Тан Ветер в сонах

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: