Кинематограф серебряного века в россии сообщение

Обновлено: 30.06.2024


С чего все начиналось?

Работа Дранкова запустила механизм производства кино, и уже в 1910 году такие мастера режиссуры, как Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр и другие, создавали достойное кино, экранизировали русскую классику, снимали мелодрамы, детективы и даже боевики. Вторая половина 1910-х подарила миру таких известных деятелей, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первый кинематограф в России – яркий период в развитии отечественного кино.

Октябрьский переворот – период с 1918 по 1930 год

Октябрьская революция 1917 года стала настоящим путеводителем российским кинорежиссерам на Запад. А военное время и вовсе было не лучшим для развития кино. Закрутилось-завертелось все снова в 20-х годах, когда вдохновленная революцией творческая молодежь оставила новое слово в развитии российского кино.

кинематограф российской империи

Времена социального реализма – 1931-1940 годы

пленочное кино

Роковые сороковые года – 1941-1949

броненосец потемкин

Оттепель – 1950-1968 годы

Эпоха комедий

советские фильмы

Конец оттепели – 1969-1984 годы

Данный период времени для российского кинематографа оказался непростым. Жесткая кремлевская цензура не позволила поделиться своим творчеством многим талантливым режиссерам. Но, несмотря на сложности в развитии кинематографа, в те годы посещаемость кинотеатров в России занимала лидирующие позиции во всем мире. Не один десяток миллионов зрителей с большим удовольствием смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова, Владимира Мотыля, Александра Митты. Фильмы этих великих режиссеров – настоящая гордость российского кино.

гайдай и леонов

Перестройка и кино – 1985-1991 годы

Однако общество переходило в эпоху телевидения, американские фильмы поступали на отечественный рынок, и посещаемость кинотеатров резко снизилась. Несмотря на снижение внимания к российским фильмам со стороны зрителя, на Западе российские режиссеры стали желанными гостями множества международных фестивалей. 1991 год стал завершающим этапом в существовании Советского Союза, отразилось это и на кинематографе.

бриллиантовая рука

Постсоветское кино в России – 1990-2010

Криминальное кино

криминальное кино

Расцвет после кризиса

Уже с 90-х годов и по сей день в республиках Российской Федерации формируется свой собственный кинематограф. Эти фильмы имеют местное распространение, так как сняты на национальных языках республик. А в некоторых регионах популярность таких локальных фильмов выше, чем у модных современных американских блокбастеров.

Современный кинематограф в России

На сегодняшний день российский кинематограф носит развлекательный характер. Фактически 95 % фильмов выпускаются именно в таком жанре. Объясняется такая тенденция просто – высокая прибыль и рейтинги на телевидении. Самые популярные жанры отечественного кино – криминал, комедия и история. Большая часть действительно достойных фильмов – подражание Голливуду. В последнее время пошла волна на возрождение советского кино, но критики отмечают данные проекты как неудачные.

Большинство режиссеров России часто подвергаются критике не только со стороны зрителей, но и профессионалов в области кино. Самые критикуемые режиссеры – Никита Михалков, Федор Бондарчук и Тимур Бекмамбетов. Многие критики пишут о том, что в России снизилось качество выпускаемых картин, а также некоторые специалисты отмечают низкую изобретательность сценаристов.

К современникам относятся следующие режиссеры: Юрий Быков, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Никита Михалков, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Тимур Бекмамбетов и другие.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Серебряный век. Кинематограф. Презентация на заданную тему содержит 4 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

Однако было бы неверным вести отчет отечественного кинематографа, начиная с Кулешова и Эйзенштейна. Ведь таким образом мы рискуем совершить серьезную ошибку и проигнорировать этап развития российского кинематографа, который стоит отдельно. Это кинематограф Российской империи и революционной России, который стоит особняком от последующего за ним кинематографом СССР. Этот этап историки культуры часто называют Кинематограф Серебряного век.

Нужно отметить, что этот термин идеально подходит, так как фильмы лучших режиссеров выглядят очень созвучными работам писателей Серебряного века. В рамках этой статьи в первую очередь интересно кино 1917 года, а это время конца кинематографа Серебряного века. Этот год стал переломным для нашей страны. Изменились все сферы общественного бытия.

Пиковая дама(1916 год)

Для начала рассмотрим саму постановку сцен. И сразу же заметно превосходство над старой версией фильма. Теперь сами сцены выглядят усложненными. И версии 1910 года, и в версии 1916 есть сцены игры в карты. Однако в первой всё внимание акцентируется только на игре, более ничего не происходит. В фильме же Протазанова внимание также акцентируется на Германне(он сидит на переднем плане). Однако задний план не статичен: одна группа людей стоит около стола и живо обсуждает игру, другая же сначала просто ведет беседу, а потом удаляется из комнаты. Однако эта вторая группа не покидает кадр, она совершает обыденные действия в соседней комнате. На примере одной сцены видно, что создатели смогли использовать такой кинематографический прием как пересечение планов. С одной стороны, это помогало им передать реалистичность вечера. Но и с другой стороны, акцентируя внимание на фигуре Германна, они противопоставляли его остальной толпе. Таким образом, используя относительно простой прием постановки кадра, Протазанов и Славинский добиваются того, что в фильме появляется авторский взгляд. Это уже не чардынинский пересказ сюжета. В этом фильме с помощью подобных элементов уже получается выразить отношение автора к герою. И это далеко не единственный подобный эпизод.

Если рассмотреть непосредственно способ съемки, то можно заметить, что Славинский использует камеру для дополнительной передачи эмоций. Например, оператор использует съемку с новых для отечественного кинематографа ракурсов. Вид сверху из окна в сцене с племянницей графини служит для того, чтобы одновременно показать её волнение и подчеркнуть расстояние, на котором Германн находится от неё. В версии Чардынина их встреча произошла сразу же, поэтому выглядела слишком поспешной и нелепой. Протазанов же нашел способ сделать эту сцену максимально простой, но в то же время предельно жизненной.

Предельно театрализованная актерская игра из фильма Чардынина безусловно была понятной зрителю. Например, после кошмарного сна публика видела гротескный испуг Германа и его эмоции были очевидны. Однако Протазанов и Славинский посчитали, что в такие эмоционально-напряженные моменты от зрителя нужно скорее сопереживание. Следовательно, зритель должен сам испытывать волнение, а не просто должен знать, что волнуется Германн. И Славинский решает этот вопрос гениальнейшим образом: он использует светотень, благодаря чему на стене появляется огромная тень Германна, сразу вызывающая у зрителей неприятные эмоции. Но не только таким способом показывалось волнение главного героя. Во время съемок сцены ночного проникновения Германна в дом графини, использовалась движущаяся камера.

Пиковая дама (1916 год)

Первоначально после Февральской революции кинотеатры не функционировали. Это очевидно, так как у народа в это время были совсем другие интересы. Одни участвовали в политических митингах, другие просто боролись за еду, третьи хотели пережить благополучно смутные дни. Кинотеатры в эти моменты были не так интересны публике. Однако с 8 марта они начинают вновь открываться. Вновь стали появляться очереди перед кинотеатрами. И пусть кинопроизводители оставались прежними, Февральская революция принесла новые темы, которые можно было экранизировать. Что они из себя представляли?

Нельзя не отрицать, что приход гражданственности – великое достижение кинематографа 1917 года. Так почему же все самые известные фильмы, посвященные революции, будут сняты уже после неё? Для того чтобы это понять, нужно вспомнить, что кинематограф 1917 года был логическим продолжением дореволюционного. Ведь в это непростое для страны время продолжали творить те же самые режиссеры, которые считались лучшими ещё в царской России. Творцы в кинематографе 1917 года не поменялись. Просто пришли новые идеи. Но наиболее значимые кинематографисты не пошли на поводу у публики, именно поэтому их произведения и остались в памяти. Именно их фильмы наиболее интересны в контексте данной статьи.

Умирающий лебедь (1917)

Король Парижа (1917)

Молчи, грусть…молчи (1918)

Подводя некоторые итоги, хотелось бы заметить, что Бауэр и Чардынин в 1917 году продолжали традиции российского дореволюционного кинематографа. От своего мировоззрения эти режиссеры отказываться не стали, поэтому, воспользовавшись тем, что в революционный 1917 год пали многие запреты, они создали свои лучшие фильмы. Однако после перехода власти к большевикам стало понятно, что подобные картины несовместимы с тем обществом, которое строили большевики. Таким образом, фильмы ведущих режиссеров оказались скорее не началом советского кинематографа, а итогом всего дореволюционного кино.

Отец Сергий (1918)

В какой-то степени этот фильм можно действительно назвать детищем революции. Во времена Российской империи существовал запрет на изображение в фильме лиц императорской фамилии и священнослужителей. Если бы благодаря революции этот запрет не пал, то и фильм, скорее всего не увидел бы свет. То есть этот фильм был прорывным для отечественного кинематографа не только по форме, но и по содержанию. Однако почему его нельзя все же отнести к примерам раннего советского кинематографа?

Причина в том, что сама советская идеологическая пресса его таковым не считала. Признавая огромные художественные заслуги фильма, фильм порицали за навязывание положительного образа священнослужителя. Фильм обвиняли в том, что он трактовал повесть Толстого с либерально-буржуазной стороны. Но что признавали уже и советские кинокритики: фильм сумел прекрасно показать в своих лучших сценах могучий толстовский реализм.

Отец Сергий (1918)

Необходимо ответить на последний, пожалуй, самый главный вопрос. По итогам всей статьи вполне могло сложиться впечатление, что дореволюционный и советский кинематограф практически никак друг с другом не связаны. А если это так, то какое влияние оказал кинематограф серебряного века на мировую культуру? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что идейно советский кинематограф порой себя противопоставлял дореволюционному. Однако в техническом плане он был вынужден заимствовать лучшие режиссерские и операторские находки. К тому же некоторые кинодеятели работали как и в дореволюционном, так и в послереволюционном кино. Например, это уже ранее упомянутый Я. Протазанов. Можно также вспомнить Л. Кулешова, великого теоретика кино, который начинал работу совместно с одним из наиболее значительных режиссеров Серебряного века Е. Бауэром.

Кинематограф Серебряного века – долгое время неизвестный этап развития отечественного кино. Однако его заслуги признать необходимо, ибо во многом благодаря нему свет увидел великий советский кинематограф.

На рубеже XIX и ХХ века в мире стал стремительно распространяться новый тип искусства – кинематограф.


В мае 1896 года французские кинооператоры осуществили первые в России документальные кинематографические съемки: они запечатлели торжество в честь коронации Николая II. Сохранившаяся хроника считается первым в мире фильмом-репортажем.


В этом фильме уже присутствовали спецэффекты: монтажная склейка скрывала момент, когда актрису подменяют куклой, которая и отправляется за борт.

Жизнь самого Александра Дранкова напоминала авантюрный роман.

После Октябрьской революции 1917 года Дранков уехал на юг, в Ялту, а оттуда – в Константинополь. Денег практически не было, но Дранков нашел новый способ заработать: он стал играть на тараканьих бегах. Со временем предприимчивый авантюрист решил перебраться в США, где начал с самой черной работы, а как только немного разжился деньгами, купил передвижную киноустановку и стал устраивать показы для русских эмигрантов. Перебравшись поближе к Голливуду, он широко анонсировал свой новый кинопроект – фильм о романе цесаревича Николая и балерины Матильды Кшесинской: как опытный делец Дранков понимал, что на старте нужно привлечь к делу максимальное внимание. Увы, заинтересовать инвесторов и собрать необходимую для съемок сумму не удалось. Штурм Голливуда провалился: остаток жизни Дранков провел в Сан-Франциско, занимаясь тем, с чего начинал свою бурную карьеру – фотографией.

Другим крупным игроком в сфере отечественного кинопроизводства стал Александр Ханжонков.


Жизнь Ханжонкова была не менее захватывающей, чем его фильмы. Происходил он из семьи донских казаков. Окончил военное училище, служил, принимал участие в Русско-японской войне. Уволившись в запас, всю причитавшуюся по закону выплату Ханжонков вложил в киноиндустрию и не прогадал. Его фильмы быстро завоевали популярность и любовь зрителей. Увы, вскоре Ханжонков оказался практически прикован к инвалидному креслу, но продолжал плодотворно работать.



Другой яркой звездой кино стал вечный оппонент и хороший друг Сергея Есенина – поэт Владимир Маяковский.

Разумеется, сам Сергей Есенин тоже проявлял интерес к модному искусству.


Увы, фильм так и не дождался экранизации.



Крупный есениновед Дмитрий Николаев полагает, что образ черного человека из одноименной поэмы отчасти мог быть навеян фильмами о Фантомасе, которые тогда были невероятно популярны.


В ежедневнике супруги поэта, Софьи Андреевны Толстой, внучки Льва Толстого, сохранилось немало воспоминаний о семейных походах в кино.


4 июля 1925. Суббота.

В кино Ша-Нуар. Гарри Пиль.




До смерти Сергея Есенина оставалось чуть больше месяца.



Мог ли Сергей Есенин предполагать, что со временем появятся десятки и сотни фильмов, снятых о нем или по мотивам его произведений?





И хотя эпоха черно-белого кино продлилась еще более трех десятилетий после смерти поэта, новые фильмы были уже принципиально иными по художественному решению и содержанию, ведь неповторимое и пленительное искусство авангарда кануло в прошлое.

Использованная литература

О проекте

Организатор проекта:

Директор — Светлана Николаевна Шетракова

Заведующий экспозиционно-выставочным отделом — Александра Николаевна Шетракова

Читайте также: