Керамика и фаянс сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Керамика.

Изделия из керамики появились ещё на заре эпохи. Изначально первобытные использовали необоженные изделия простейшей формы. Со временем произошло "знакомство" людей с огнём и технологии стали усовершенствоваться. Особо "отжигали" в плане создания керамических изделий греки: тут и куча стилей, и форм сосудов великое множество, и чего только душе угодно. Занимательные в общем были ребята, а искусствоведам, археологам и прочим причастны мучайся теперь. Таким образом, делаем вывод: керамика - изделия из обоженной глины.

Фаянс.

Фаянс появился в обиходе европейцев в попытках открыть рецепт фарфора, который в свое время производился только в Китае, а те ребята жадные - своих секретов не раскрывают. Поэтому и искали европейцы метод изготовления фарфора как могли. И нашли. Только сначала появился у них фаянс - материал пористый, обжигающийся при более низких температурах(примерно 1200 Цельсия), а поэтому и издаёт он глухой звук и менее долговечен, чем тот же фарфор. Отдельно стоит упомянуть, что обжигают фаянс в отличии фарфора лишь один раз, поэтому донышки изделий будут закрашены глазурью. Да и в целом: видите яркое изделие на кухне, знайте - это фаянс.

Отдельным и очень интересным видом можно считать так называемый египетский фаянс. На самом деле по своему составу ни разу не фаянс. Египетский фаянс представляет собой прессованный кварц, покрытый поливой - специальной глазурью.

Фарфор.

Как уже говорилось ранее, фарфор появляется в Китае ещё в н-е годы до нашей эры. Постепенно фарфоровые изделия перекочевывают в Европу и становятся на вес золота. Поэтому-то и начинают европейцы искать рецепт изготовления. А он прост: каолин (особая разновидность белой глины) + кварц+ полевой шпат. Одно время по незнанию в состав добавляли жженую кость. Особенностью фарфоровый изделий является то, что их стенки тонкие, просвечиваемые, звонкие, но в то же время довольно крепкие и долговечные. Такое достигается путем обжига изделий при высоких температурах (около 1600 Цельсия) и дважды. Поэтому донышки не покрываются глазурью. Как правило, изделия из фарфора ничем не покрывают или делают роспись, оставляя белоснежный, натуральный, фон изделия.

Таким образом, фарфор и фаянс - это разновидности керамики. Всякий фарфор и фаянс - керамика, но не всякая керамика фарфор.

Благородный фарфор и практичный фаянс – звенья одной цепи. Это виды керамики. Отличаются они составом, технологией производства и ценой. Чтобы не обмануться, надо знать признаки, которые помогут определить подлинность фарфоровых изделий и не спутать их с фаянсовыми.

Керамика — это изделия, получаемые путем спекания глины и её смесей с минеральными добавками и прочими неорганическими соединениями. С точки зрения технологического процесса основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор.

История керамики насчитывает тысячи лет, и многие ученые даже полагают, что этот материал является едва ли не самым первым, который создал человек своими руками. В первое время, когда развитие человечества было на самой ранней стадии, керамика в основном использовалась для изготовления различной посуды. Сейчас же материал широко применяется в самых различных отраслях: машиностроении, строительстве, медицине и науке. Сейчас активно применяется и нанокерамика – специальный материал, служащий для производства сложных приборов.

Фарфор является одним из видов керамики, и если быть более точным – одним из видов тонкой керамики. Его получают путем высокотемпературного обжига различных смесей, что делает его непроницаемым для воды и даже газа. Главной внешней отличительной особенностью этого вида тонкой керамики является тот факт, что фарфор просвечивается. Многие производители сувениров активно пользуются этим свойством материала, создавая красивые просвечивающиеся статуэтки, пользующиеся огромной популярностью среди покупателей.

Кроме того, фарфор имеет ряд особенностей, которые отличают его от других материалов:

  • Фарфор - плотный, звенящий, на изломе белый, твердый, как стекло.
  • Если легонечко ударить по фарфоровому изделию деревянной палочкой, то можно услышать чистый и высокий звук, который характерен только для фарфора. У фаянса глухой и низкий звук.
  • Если на ободке донышка изделия есть глазурь - значит перед нами фаянс, а если глазури нет - значит фарфор. Связано это с тем, что в производстве, фарфор в отличие от фаянса обжигается при более высокой температуре. Также фарфор обжигают 2 раза, причем второй раз - после нанесения глазури. Если глазурь не счистить с донышка, то она расплавится и изделие приклеется к подставке.
  • В отличие от других видов керамики, фарфор со временем практически не меняет свой внешний вид. Практически весь фаянс с возрастом покрывается мелкой паутинкой трещин (цек, кракелюр). Это естественный процесс и не считается дефектом. Твердость фарфора препятствует образованию на нем каких-либо трещин. Трещины на фарфоре - это уже дефект.

В чем же разница между керамикой и фарфором? Можно сделать вывод, что фарфор и керамику не стоит сравнивать, как два каких-то схожих понятия. Фарфор – это, прежде всего, вид тонкой керамики, наряду с фаянсом и майоликой. Именно с этими материалами стоит проводить сравнение.

У фаянса низкая механическая прочность и более высокая пористость, что увеличивает его водопоглощаемость до 12%. Поэтому изделия обильно покрывают глазурью. То есть фактически любая цветная кружка или чашка на вашей кухне — это фаянс.

По составу и свойствам различают: глиноземный (из глины и обожженного кремня или кварца), известковый, шамотный и полевошпатовый. Последний получил наибольшее распространение в быту, благодаря более однородной смеси и большего количества в составе каолина и глины.

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера? Она выглядит стильно, привлекательно и создаёт свою атмосферу. Особенно касается керамической посуды. Чаще всего мы слышим слова керамика, фарфор, фаянс. Но знали ли вы, что это совершенно разные понятия? В чем же отличия фаянса от фарфора? Как различить подделку? Как ухаживать за каждым видом посуды? И какую лучше выбрать? В общем, всё о фарфоровых и фаянсовых изделиях вы узнаете сегодня.

Кто не любит красивую посуду и предметы интерьера

Фарфор и керамика — в чём разница?

Если кратко, то фаянс и фарфор — это тонкая керамика, к ней так же относится майолика. Существует ещё грубая керамика — предметы гончарства.

Керамика — это изделие из неорганических материалов. Получают её благодаря спеканию глины с другими минеральными добавками и соединениями. Самыми распространёнными, совершенными типами керамики считаются фарфор и фаянс. Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством. Если смотреть на “керамический ряд эволюции”, то список выглядит следующим образом: майолика, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор.
Сегодня такие изделия создают и применяют в разных областях: медицина, наука, машиностроение, а также стекольная промышленность. В последнюю как раз входит создание стекла и разных видов керамики, из которых изготавливается посуда и предметы интерьера. Такое широкое применение обуславливает то, что керамические изделия термостойкие и способны долго удерживать температуру, а также очень практичны.

Многие учёные утверждают, что это первый материал, который был создан человечеством

Что же такое фаянс и что такое фарфор?

Фаянс — название возникло в Италии, благодаря одному из центров керамического производства — Фаэнца. Предметы из него получаются чаще всего белого цвета. Они довольно плотные и мелкопористые. Для его создания используют 85% глины, а обжигают при температуре 1050-1280° С.
Что касается его свойств, то он имеет низкую механическую прочность, а поглощаемость влаги составляет до 12%.

Фарфор — необыкновенно прозрачен на свету. В отличие от фаянса, фарфоровые изделия не имеют пор, они более прочные и идеально белые. Существует два основных вида: твердый и мягкий.
Последний не очень подходит для кухонных предметов из-за своей хрупкости и разрушению глазури от механических воздействий. Из мягкого лучше изготавливать красивый декор. А твёрдый подходит для посуды.

В чём разница между фаянсом и фарфором?

  1. В своём составе фарфор имеет меньше глины и больше различных добавок (кварц, каолин и пр.).
  2. На свету фарфоровая посуда просвечивает, а фаянсовая нет.
  3. Переверните керамическое изделие. Если черепок имеет другой цвет, нежели глазурь, или же является оттенком бежевого, то это фаянс. У фарфоровых предметов ободок белый.
  4. У фарфоровых, объёмных изделий донышко не имеет глазури, чтобы оно не прилипало к подставке.
  5. Фаянсовая посуда издаёт глухой звук при лёгком постукивании, а фарфор звучит звонко и чисто.
  6. При длительном использовании фаянс начинает покрываться мелкими трещинами, а фарфоровые изделия нет.
  7. Фаянсовая посуда тяжелее фарфоровой из-за толщины стенок.
  8. А также разница состоит в том, что фарфор практически всегда белый, может быть с росписью. А фаянс бывает цветным.

Изготовление фаянса

Как говорилось ранее, его изготавливают на 85% из глины, а также других неорганических добавок. Сам технологический процесс имеет сложную систему, состоит из 80 операций. Но выделяют 5 основных стадий:

  1. Подготовительная стадия.
    Сначала компоненты смешивают, перемалывают, готовят пластическую массу.
  2. Формирование.
    Здесь непосредственно создают необходимую конфигурацию изделия.
  3. Сушка.
    Сушка предварительная и окончательная нужна для закрепления фигуры.
  4. Обжигание.
    Оно обычно двукратное. Происходит при температуре 1050-1280° С.
  5. Глазурование и декорирование.
    Финальная стадия, где изделие приобретает привлекательность за счёт росписи под или над глазурью.

Изготовление фарфора

В зависимости от вида, он имеет немного разный состав и способ производства. Подробная информация представлена ниже.

Твёрдый фарфор

  1. Основой этой разновидности являются каолин и полевой шпат. для прочности в массу добавляют мелкий песок или кварц.
  2. Полученную смесь перемалывают, перемешивают в глубоких чанах, измельчают. После чего подсушивают до пастообразного состояния.
  3. Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму.
  4. Двукратное обжигание, глазурование, декорирование.
    Сначала ставят в печь при 600-800° С, после покрытия эмали повышают температуру обжига до 1500° С. На этом этапе предмет может отправляться на проверку качества. Если же предусмотрена роспись, то художники разрисовывают чашу, тарелку либо вазу вручную. Только затем изделие осматривают, чтобы не было повреждений сколов и не прокрашенных элементов.

Когда масса становится пластичной и гибкой, ей придают форму

Мягкий фарфор

  1. Этот вид содержит в составе песок или кремень, морскую соль, соду, квасцы, алебастр, селитру. Основным ингредиентом является глина.
    Весь набор компонентов измельчают до мелкого порошка, после чего фильтруют. Получается однородная мягкая масса.
  2. Формирование изделия.
  3. Двукратное обжигание, глазурование, декорирование.
    Первый раз при температуре 1100-1500° С. После чего покрывают эмалью. Второй обжиг при 1050-1100° С. В зависимости от дизайна, может присутствовать роспись.

Костяной фарфор

Его история происходит родом из Англии. Считается средним вариантов между первыми двумя.
Основным его признаком, отличающим его от других, является наличие в составе пережжённой кости животных. Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность, которые характеризуют этот вид.
Изготовляется он также как твёрдый фарфор, а особый компонент позволяет материалу хорошо плавится. Это облегчает технологический процесс.

Благодаря этому изделия имеют особый белый цвет и прочность

Как отличить фарфор от подделки?

При покупке посуды, а также изделий из настоящего фарфора учитывают следующее, дабы не попасться на обман:

  1. В первую очередь посмотрите на цену. Фарфор — это дорогой материал. Как бы вас ни уверяли продавцы в его подлинности, следует попросить документацию на продукцию.
  2. Фарфоровые изделия безумно лёгкие, они должны просвечивать при направлении лучей солнца. Другая керамика не имеет таких свойств.
  3. Этот материал обладает гигиеническими свойствами, устойчив к механическим повреждениям, не растрескивается.
  4. При лёгком ударе палочной по чашке должен идти чистый, звонкий звук. Если его нет или же он глухой, то это имитация.
  5. Если посуда имеет голубой, красный, жёлтый или любой другой цвет, то это фаянс или другой вид керамики. Производится для того, чтобы улучшить физические свойства материала, например: влагопроницаемость, пористость и др.

Как ухаживать за посудой

Для того чтобы фарфоровые и фаянсовые изделия радовали вас как можно дольше, просто необходимо правильно за ними ухаживать.

Фаянс
Нужно помнить, что этот материал не обладает высокой прочностью, поэтому при мытье следует быть особо осторожным. В противном случае посуда может потрескаться или отколется кусочек.
Один раз в год можно проводить процедуру для повышения прочности. Для этого нужно поместить изделие в глубокую миску или другую кухонную утварь, залить холодной водой, потом медленно нагреть, довести до кипения. Затем остудить.
Мыть лучше в тёплой воде, с добавлением жидкого моющего средства. А ополаскивать прохладной. Помните, что материал не выдерживает высокие температуры, поэтому при горячем мытье его глазурь трескается. По этой же причине не оставляйте фаянсовые предметы вблизи плиты, духовки, нагревательных приборов.

Фарфор
Он имеет свойство темнеть со временем. Для того чтобы вернуть прежнюю белизну, необходимо сделать раствор из соли с уксусом, а затем протереть всю поверхность посуды. Такого же эффекта можно достичь с помощью винной кислоты или же питьевой соды.
Если вы обнаружили на изделиях пятна, то протрите их тёплой водой с небольшим количеством нашатырного спирта.

При уходе за посудой нужно отказаться от использования агрессивных порошков, грубых щёток и губок, дабы не поцарапать поверхность. В посудомоечной машине можно мыть при деликатном режиме, однако, лучше вручную. После мытья обязательно вытирайте насухо. Если вы не планируете пользоваться в ближайшее время этой посудой, то заверните её в белую бумагу, положите в коробку или ящик. Ни в коем случае не ставьте ничего сверху, чтобы избежать нежелательного потрескивания.

Фаянс или фарфор — какую посуду лучше купить?

Для ежедневного использования советуют приобретать фаянсовую посуду. Она доступна практически каждому, ввиду своей невысокой цены. Этот материал более практичный и разумный в быту. Если тарелка, чашка или чайник разобьются, то это не будет огромной трагедией. К тому же выбор дизайна у фаянсовых изделий намного шире. Палитра цветов большая, подойдёт под любой стиль кухни.

Фарфоровую посуду следует покупать и использовать на торжественных мероприятиях. Она выглядит изящно, эстетично и аристократично. Конечно она дороже, но купить один сервиз всё же можно. Главное, перед покупкой ознакомится с основными характеристиками, определяющими качество. Об этом было написано выше. При правильном уходе и бережном отношении она будет украшать праздничный стол не один десяток лет.

Фарфор, керамика, фаянс и в чем различие. Посуда уже давно перестала быть только предметами быта. Сегодня она также используется в качестве промо-сувениров. И существуют десятки возможностей для применения посуды в рекламе.

521_large

Особо хотчется отметить новую тенденцию - посуда стала дополнением к предметам интертера. Яркие цветные декоры , просто крашенная керамика и стекло - придают определенную стилистику домашней атмосыеры - будть то квадратные блюда красного черного и белого цветов - несущие дух современного востока в интерьер дома,



или яркие оранжевые цвета керамических пердметов сервировки - в стиле модерн или Маракешь..восточная посуда из глины - несет этническую атмосферу и хорошо подходит под традиционный восточный стиль, чайные темы, сандаловое дерево, запазх благовоний .


- все эти предметы обихода превращаются сегодня в элементы дкорирования домашнего прстранства. - они как бы акцентируют заданный хозяином стиль.

НЕМНОГО ЛИКБЕЗА : Посуда выполняется из разных материалов, но особо хочется отметить изделия из керамики, фарфора и фаянса. Они высоко ценились с ранних времен, а фарфоровые сервизы до сих пор иногда покупают исключительно для украшения дома. В то же время не все знают, какие есть виды фарфора, чем фаянс отличается от него и, что такое керамика.

КЕРАМИКА

Керамика — это изделия, получаемые путем спекания глины и её смесей с минеральными добавками и прочими неорганическими соединениями. С точки зрения технологического процесса основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор.


ФАРФОР

Фарфор представляет собой изделия тонкой керамики, прозрачных на свету. Для получения высокого качества изделий сырьё подвергается помолу, тонина которого контролируется ситом в 10 тысяч отверстий на квадратный сантиметр.

Виды фарфора

Твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата и относится к плотной керамике. Благодаря своей стойкости, он популярен для производства посуды.




Твердый фарфор делится по своему назначению на 4 группы:

  1. хозяйственный: посуда — тарелки, чайные и кофейные сервизы, чашки, кружки и т.п.,
  2. художественный (декоративный): вазы, блюда, статуэтки и т.п.,
  3. электротехнический (изоляторы),
  4. химический: лабораторная посуда.

Различают две основные группы твердого фарфора:

  • европейский — содержит больше каолина и требует более жаркой температуры при обжиге. Это прибавляет ему прозрачности, но и выжигает все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор расписывают поверх глазури.
  • восточный — содержит меньше каолина, чем европейский и обжигается при менее жарких температурах. Это позволяет применять ряд красок после первого обжига, то есть для подглазурной росписи.

Мягкий фарфор (полуфарфор) — изделия, обжигаемые при температуре ниже 1350°С. Внешне похож на твердый фарфор по цвету и белизне, но по характеристикам является более чувствительным к быстрым переменам температуры. Относится к пористой керамике и обладает хрупкой глазурью, которая разрушается при механическом воздействии (от сильного нажатия ножа, например). Поэтому мягкий фарфор обычно используется для изготовленияхудожественных изделий .

Различают основные группы мягкого фарфора:

  • французский : из стекловидной, мелкозернистой массы со свинцовой, кремнистой и хрусталевидной глазурью. Внешне напоминает китайский фарфор. Отлично подходит для живописи.
  • английский : содержит жженую кость крупных рогатых животных, каолин, фосфорнокислые соли и другие вещества. Внешне похож на белый алебастр. Идеально подходит для росписи позолотой и декорирования драгоценными камнями.
  • европейский : без содержания каолина, поэтому внешне похож на фарфор, но по составу ближе к стеклу. Так как обжигается при низких температурах, то можно наносить большое количество красок, которые, спекаясь с глазурью, придают росписи особый блеск и прозрачность.

ФАЯНС

У фаянса низкая механическая прочность и более высокая пористость, что увеличивает его водопоглощаемость до 12%. Поэтому изделия обильно покрывают глазурью. То есть фактически любая цветная кружка или чашка на вашей кухне — это фаянс.

По составу и свойствам различают: глиноземный (из глины и обожженного кремня или кварца), известковый, шамотный и полевошпатовый. Последний получил наибольшее распространение в быту, благодаря более однородной смеси и большего количества в составе каолина и глины.

ОТЛИЧИЯ ФАРФОРА ОТ ФАЯНСА

По составу фарфор отличается от фаянса меньшим наличием глины и большим количеством различных составляющих: каолина, кварца и т.д. Это увеличивает его стекловидность перед глиняными изделиями. Но в быту трудно понять состав изделий, поэтому существует ещё несколько секретов, которые помогают отличить фарфоровые изделия от фаянсовых:

  1. Как правило, фарфор белый (возможно с росписью), а вот фаянс может быть цветным. Так что если у вас в руках кружка синего, красного или другого цвета — это фаянс. Справедливости ради стоит отметить, что можно встретить цветной фарфор, но это редкое явления, и такое изделие относится к очень дорогим, так как при всех своих цветах оно должно сохранить прозрачность.

At any time since the general public became aware concerning the potential risks of using tobacco a handful of decades back, many people have found quitting the tobacco pattern difficult. Providers are actually innovating and producing cigarette smoking cessation goods for many years now. From nicotine patches to gum, nicotine addicts happen to be utilizing them to quit their habit. VaporUltra (also called e-cigarettes and electric cigarettes)are the most recent product or service around the marketplace. They may be created to appear and feel like serious cigarettes, even all the way down to emitting synthetic smoke nonetheless they don't in fact consist of any tobacco. Customers inhale nicotine vapour which seems like smoke with out any of the carcinogens located in tobacco smoke which can be hazardous on the smoker and many others about him. The Ecigarette is made up of a nicotine cartridge containing liquid nicotine. Each time a user inhales, a very small battery powered atomizer turns a little number of liquid nicotine into vapour. Inhaling nicotine vapour gives the person a nicotine hit in seconds instead than minutes with patches or gum. If the user inhales, a little LED light on the tip on the ecigarette glows orange to simulate a true cigarette. The nicotine cartridges by themselves come in various strengths. Almost all of the key brands, including the Gamucci ecigarette have total strength, fifty percent power and minimum energy. That is designed for people today who would like to quit smoking. Because they get accustomed to using the ecigarette, they could steadily decrease the power they use till they quit. The principle rewards e-cigs have over nicotine patches or gum is firstly, people hold the nicotine hit a lot quicker and the second thing is, because a large motive why smokers fall short to stop suing patches and gum is mainly because they nevertheless pass up the act of inhaling smoke from a cylindrical item. The electric cigarette emulates that even down to the smoke. The e-cigarette is also valuable from a economic perspective. A established of five nicotine cartridges costs all around £8 which is equal to five hundred cigarettes. Even though the first expense of an electronic cigarette package of £50 might feel steep at the beginning, buyers help save income in the long run. Just like many well-liked products, there have already been a great number of cheap Chinese imitations flooding the marketplace. They are really generally 50 % the cost of a branded electric cigarette and seem like the real issue in addition. It really is inadvisable make use of these simply because they haven't been subject matter to your identical rigorous screening the official e-cigarettes have and might most likely be remarkably harmful to the user's well being. As electric cigarettes turn into a lot more well-known, these are increasingly utilised to smoke in pubs and clubs that has a using tobacco ban. Electronic cigarettes appear to be the next factor and should shortly swap actual cigarettes in clubs.


Статьи

Из глины, прошедшей термическую обработку, изготавливают предметы быта, кухонную посуду или элементы декора. В процессе обжига материал меняет свой цвет и становится прочным. Месторождения глины с различным химическим составом можно встретить по всему миру. Некоторые виды глины без предварительной подготовки подходят для изготовления керамики.

Статуэтки из глины

Добавление примесей продиктовано свойствами того изделия, которое требуется получить. Например, могут добавлять кварц или полевой шпат в качестве наполнителя или веществ для увеличения пластичности. Именно за счет разного рода сырья в изготовлении керамики появляется несколько направлений.

Виды керамики

Классификация керамики достаточно сложная, так как существует несколько параметров, по которым можно отличить один материал от другого. Например, по своему строению керамика подразделяется на тонкую и грубую или керамику мелкозернистую и крупнозернистую. К тонкой керамике относят такие глиняные изделия, как фарфор, полуфарфор, майолику, фаянс и каменную керамику. Гончарная керамика – распространенный вид грубой керамики. Сюда же следует отнести алюмооксидную, нитридную и циркониевую керамику.

Фарфор

Для многих фарфор ассоциируется с белой посудой, причем белизна символизирует чистоту и достаток в доме. Изготовление фарфора требует уникальных навыков. Изделия получаются тонкими, просвечивающимися, однако при этом – достаточно прочными. Они имеют белый цвет, а иногда обладают голубоватым оттенком. Фарфоровые изделия издают при постукивании высокий звонкий звук.

Сырьем для фарфора служит песок, каолин и полевой шпат. После обжига материал не имеет пор, поэтому обладает низким (до 0,2%) водопоглащением. Обжигается фарфор при температуре 1300 градусов, в результате чего он покрывается прозрачной глазурью. Ослепительная белизна глазури обусловлена тем, что обжиг выжигает практически все краски. Роспись керамики выполняется поверх глазури.

Принято различать столовый фарфор и костяной фарфор. Столовый используется при изготовлении посуды, так как он является более стойким к внешним повреждениям.

Фаянс

Фаянс, как один из видов керамики, часто путают с фарфором. Свое название материал заимствовал от города Фаэнца, считавшегося некогда центром производства итальянской керамики. Фаянс отличается пористостью, поэтому он обязательно покрывается прочной глазурью.

Обжигают глину при температуре от 900 до 1200 градусов. Сырье изначально имеет серый цвет, но по мере обжига начинает светлеть. Фаянсовыми изделиями славится Португалия, так как на ее территории есть массовые залежи необходимой глины. Из такой глины изготавливают посуду повседневного использования.

Терракота обладает схожими свойствами, но именно из-за своей белизны фаянс стал более популярным. Кроме того, на него можно наносить декор, используя при этом цветные глазури и различные текстурные компоненты. Глина содержит примеси мела и кварцевого песка.

Шамот

Шамот считается особым видом керамики. Ее еще называют каменной керамикой. Она обжигается при температуре 1200 градусов и благодаря своему минеральному составу отличается повышенной прочностью. Шамот также покрывают глазурью, но только высокотемпературной. При повышенной температуре глазурь дает разные оттенки и текстуры.

Но при этом шамот достаточно ограничен в декорировании по сравнению с керамикой, покрытой низкотемпературной глазурью. Каменная керамика чаще всего применяется в условиях резкого перепада температур. Она подойдет для облицовки печей и каминов, служит материалом отделки морозильных камер или духовок.

Керамическая картина

Майолика

Майолика изготавливается из заранее обожженной глины. Обычно в качестве сырья используются отходы фаянса. Можно сказать, что майолика (мальорка) – это целое направление, характеризующееся использованием расписной глазури. В такой технике изготавливают наличники, панно, изразцы и скульптуры.

В классификации по области применения различают:

  • Хозяйственно-бытовую керамику (посуда, архитектурные элементы, украшения).
  • Строительную керамику (облицовочные плитки, кирпичи, сантехника, черепица).
  • Техническую керамику (зубные протезы, сверхтвердые резцы, элементы облицовки космических кораблей).
  • Огнеупорную керамику (изоляторы, элементы для футеровки).

История возникновения керамики

Многие ученые-историки сходятся во мнении, что керамика может являться первым искусственным материалом, созданным человеком. Это означает, что история керамики уходит в глубокую древность. Более ранним искусством является, пожалуй, лозоплетение. Самый древний керамический предмет, дошедший до нашего времени, датируется 29 – 25 тыс. лет до н.э. Данный временной период соответствует эпохе верхнего палеолита и расцвету граветтской культуры. Речь идет о керамической статуэтке Вестоницкой Венеры, которая ныне хранится в Моравском музее Чешского города Брно.

В 1993 году в провинции Цзянси (КНР) были обнаружены горшки, слепленные ориентировочно 19-20 тысяч лет назад. Это говорит о том, что керамика, как искусство, развивалась в нескольких очагах одновременно и независимо. В пещере Юйчаньянь были найдены черепки от остроконечного сосуда. Их возраст составляет около 18000 лет.

На территории России также были обнаружены керамические черепки. Главным источником является археологический памятник усть-каренгской культуры в Забайкалье. Но керамика была развита и на Дальнем Востоке (Сибирский неолит). Среднее Поволжье (Ракушечный яр) и Ростовская область (Елшанская культура) освоили глину в 7 веке до нашей эры.

Изначально керамические изделия изготавливались полностью вручную. Лишь около 5000 лет назад появился гончарный круг. Это позволило повысить производительность труда и облегчило задачу ремесленника. В Американских племенах о гончарном круге узнали только после прихода европейцев на континент. Со временем стали появляться новые виды материалов, совершенствовались производственные процессы, изменялись условия обработки.

Дошедшие до нас экземпляры древнейшей керамики представлены посудой, сосудами, пряслицами и ткацкими грузиками. Бытовую керамику издревле старались облагородить. С этой целью наносился рельеф при помощи нелепливания элементов, штамповки или прочерчивания. Окрас сосудов был естественным. Глина меняла цвет в зависимости от температуры обжига. В эпоху Ренессанса керамику покрывали цветной глазурью.

Майолика появилась в Европе только к концу 16 века. Черепки майолики отличались прочностью и пористостью, поэтому покрывались двумя глазурями. Сначала шло покрытие непрозрачной глазурью, содержащей олово, а затем прозрачной глазурью с добавлением свинца. Декорировали майолику по сырой глазури. В состав красок входили окислы металлов, но химический состав должен быть близок к составу глазури. Со временем европейцы научились делать высокотемпературные краски (синюю, желтую, зеленую и фиолетовую). Только с 18 века начали применять муфельные краски, которые можно было наносить на глазурь после ее обжига.

Каменная керамика начала распространяться в Германии. Период зарождения ее производства приходится на 16 век. В Зигбурге производилась белая керамика, а в Ререне – окрашенная. Но уже в начале 17 века в указанных городах производство керамики пришлось свернуть из-за шведской оккупации. Города в период тридцатилетней войны оказались практически разрушенными. При создании каменной керамики глину смешивали с полевым шпатом и обжигали при температуре 1200 градусов. В итоге получались достаточно прочные черепки без пор.

Тонкий фаянс появился в Англии. Материал покрывался белой глазурью. Англичане с 18 века умели изготавливать фаянс разной прочности, так называемый мягкий фаянс делался из глины с примесью извести. Чем меньше было извести, тем прочнее получались черепки. Фаянс полностью без извести по своим свойствам напоминает фарфор.

История в России

Тематическая керамическая статуэтка вид сзади

Одной из отраслей древнерусского гончарства считалось изготовление поливной посуды. Остатки такой посуды находят на раскопках городищ. В сельских местностях она встречается гораздо реже. Больше всего находок инвентаря в виде поливной керамики 10 – 11 веков приходится на территорию южнорусских городов (Чернигов, Киев, Вышгород). В производстве керамики задействовали одноярусные и двухъярусные гончарные горны. Немалое влияние на искусство оказало Византийское веяние.

При раскопках близ Софийского собора были найдены блюда, имеющие окрас и характерный венчик, однако природа происхождения без сомнения признана русской. Данные находки свидетельствуют о том, что русские мастера, используя местное сырье, подражали византийским гончарам. Тем не менее, подобное подражание прослеживается только в изделиях 10-11 века. Более поздние находки выполнены в традициях классической круговой керамики.

Поливная посуда была найдена и в Новгороде. Она отличается пятнистой поливой с чередованием коричневого, зеленого и желтого цвета. К такой посуде относятся горшки и сосуды. Пятнистая полива оставалась популярной вплоть до 16-17 веков. Но традиции поливы не утратились, и доказательством тому служат материалы, добытые в Москве и Подмосковье.

До 14 века в Пскове обладала определенной популярностью муравленная черепица. Ею покрывали крыши православных храмов. Вероятнее всего, от нее пошли облицовочные плитки и изразцы. В наши дни памятники глазированной керамики можно встретить на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Из нее сделаны древние надгробия священников, а также галереи, вмурованные в стены. Псковская керамика отличается не только физическими свойствами, но и формами.

Знаменитая гжель представляет собой отдельно развивающееся направление. Впервые о гжели, как об искусстве, сказано в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 год), однако раскопки доказывают, что местное население занималось гончарным делом еще с 11 века.

Керамика в интерьере

Практичность керамики позволяет мастеру воплотить в реальность любые его фантазии. Благодаря тому, что изделия подлежат декорированию, керамику часто применяют в качестве оформления интерьера помещений. Богатство цветов позволяет использовать керамические элементы декора не только в ванной комнате или на кухне, но и в спальне, гостиной, в рабочем кабинете.

Декоративное панно

В интерьер любой комнаты внесет разнообразие декоративное керамическое панно, которое может передать всю гамму цветов и фактур, задать определенный цветовой акцент или подчеркнуть выразительность того или иного интерьера. Панно содержит в себе сюжетное изображение в полный размер, представляет собой монолитную картину или мозаику. Сверху глина после росписи покрывается дополнительным слоем глазури, что придает ей характерный глянец.

Панно для ванной комнаты может быть расписано в морской тематике. Привлекательно смотрятся водопады, морские пейзажи или обитатели водоемов. Панно для кухни обычно отличаются обилием натюрмортов. Художник-керамист на заказ может изготовить панно в гостиную комнату с репродукциями известных картин или портретов.

Небольшое декоративное панно

Оригинальная фурнитура

Изготовление мебельной фурнитуры из керамики считается дизайнерским трендом, поэтому данное направление интенсивно развивается в настоящее время. Если, к примеру, гарнитур выполнен в стиле аристократической классики или французского прованса, то идеально будут смотреться ручки, петли и замки с причудливым орнаментом.

Фурнитура должна быть износостойкой, поэтому изготовление силовых конструкций – достаточно трудоемкое занятие. Ручки же можно выполнить в любом стиле. Классикой считается керамика, имитирующая состаренный металл. Для стиля поп-арт гармонично подходит цветная фурнитура, а для стиля модерн – строгие геометрические фигуры и правильные тела серебристого цвета.

Аксессуары

К керамическим аксессуарам относятся чаши, сосуды, амфоры, различные скульптуры и статуэтки. Ими обычно наполняют дизайн жилого помещения, подчеркивая то или иное направление. Гостиную комнату, оформленную по восточным мотивам, можно украсить расписными вазами.

Статуэтки более близки к индийской культуре. Из них изготавливают абажуры и прочие электрические приборы. Керамические тарелки становятся настенным украшением, но это не закономерность и здесь готовых решений быть не может. Все зависит от полета фантазии керамиста и дизайнера.

Рамы для зеркал

Инкрустация зеркал – еще одна из областей применения керамики в интерьере. Для больших зеркал идеально подходят массивные керамические окантовки и вставки. Маленькие зеркала украшаются мозаикой. Прихожую можно украсить зеркалами в оправах ручной работы в виде галереи.

Напольные покрытия

Облицовка мебели

Облицовка мебели – несколько иное направление, нежели керамическая фурнитура. Здесь керамикой облицовываются внешние и внутренние панели. Декорировать можно кухонный стол, столешницы кухонного гарнитура, дверцы шкафов.

Отделка лестниц и фронтонов каминов

Уже давно камин в комнате является частью интерьера. Отделка керамикой позволяет создать в комнате атмосферу уюта и тепла. При желании можно использовать расписные изразцы. Они выдерживают перепады температур и не теряют своей цветовой гаммы. Отделка лестниц керамикой – достаточно новое направление. С помощью керамической плитки можно создавать целые трехмерные галереи.

Для большинства опытных художников-керамистов создание текстуры и цветового оттенка не является невыполнимой задачей, поэтому в современном интерьере все чаще стали применять керамику. Ее нельзя назвать доступным и дешевым материалом, однако в практичности и долговечности ей нет равных. Кроме того, керамика является отличным изолятором от влаги.

Читайте также: