Казачество на южном урале сообщение

Обновлено: 04.07.2024

В данной работе отображаются особенности Уральского и Оренбургского казачества, начиная с XVI века и заканчивая XIX веком, в контексте культуры, традиции и быта.

Ключевые слова

Текст научной работы

Всех их сближали обычаи, празднества и несение службы, культура и быт формировались в зависимости от их места проживания и перенимания культуры соседних поселений.

Жили казаки в станицах, поселках и хуторах, которые строились с внутренней стороны пограничной линии. Станица – это казачье поселение с прилегающей к ней землей, использовавшейся в качестве пахотных, пастбищных, водных и лесных угодий (юрт). Юрты, в свою очередь, делились на пахотную землю (которая делилась на паи и раздавалась в пользование казакам), сенокосы, пастбища для рабочего скота и для строевых коней. Занимались они земледелием, скотоводством и рыболовством.

В скотоводстве основное внимание уделялось коневодству. В обязанность казаков входила военная служба, где они должны были иметь строевых коней, к которым предъявлялись повышенные требования.

В станице находились церковь, казармы, конюшни, плац для обучения.

В основном казаки строили деревянные дома-пятистенки, зачастую из сосновых или лиственных бревен (материал скупался у башкир либо у торговцев).

Затем проводился похмельный день, на другой – блинный день, организованный тещей, где присутствовали родственники обеих сторон.

При рождении сына жителей станицы оповещали ружейным выстрелом, а через двое суток устраивали крестины. Все родственники поздравляли родителей. Крестный отец покупал новорожденному крестик и платил священнику за крещение, а крестная мать (кума) дарила 1,5-2 м ситца на будущие рубашки. Крестили ребенка обычно в церкви, только богатые казаки приглашали к себе в дом. Девочкам с детства прививали хозяйственно-бытовые навыки, а мальчикам – качества, необходимые любому казаку: выносливость, сноровка и смелость.

У казаков почитались дни Георгия-Победоносца – покровителя храбрых и воплощение героизма, архистратига Михаила – невидимого руководителя казаков на войне, Николая-чудотворца – покровителя странствующих и путешествующих, святого Алексея – человека Божьего.

В канун Нового Года девушки гадали на свою судьбу, дети ходили по домам и славили родившегося Христа, получали подарки, молодежь устраивала игры, пела и веселилась.

Хоронили казаков по всем правилам. Сопровождаемые оплакивали умершего, изливали все горе, перечисляли достоинства, а после ритуала шли на поминальный обед. За столом все рассаживались в соответствии со своим званием, рангом, для почетных лиц даже выделялся отдельный стол. Первым блюдом подавались блины и кутья. Перед каждым блюдом все присутствующие вставали и молились за упокоение души умершего казака. Алкогольные напитки обычно не подавались, как к примеру, у уральцев-староверов, а у оренбуржцев пили, но в малых количествах. После обеда все расходились по домам.

Оренбургским войсковым праздником был день святого великомученика Георгия Победоносца (6 мая или 23 апреля по старому стилю) – покровителя оренбургских казаков, а у уральцев войсковым праздником считался день Святого Архангела Божия Михаила (21 ноября или 8 ноября по старому стилю). Масленица праздновалась особенно весело: захватывали снежный городок, боролись, устраивали бег в мешках, скачки на лошадях, состязания в умении владеть шашкой и пикой. В Троицу наряжали березу в платье, украшали лентами, водили хороводы, на следующий день березу раздевали, купали или топили в реке.

К началу XX в. появились новые виды песнопения, хороводы стали заменяться танцами, большую популярность приобрели матани (частушки).

В заключение хотелось бы сказать о том, что казачество имеет богатую многовековую историю, которая формировалась при активном взаимодействии с другими соседними племенами.

Список литературы

Цитировать

66626252 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Известно, что казаки из Центральной России вместе с крестьянами, поверстанными в казачью службу, прибыли в край еще при основании Уфимского острога. Этим было положено начало местному служилому казачеству (впоследствии на войсковом знаке Оренбургского казачьего войска значилась именно дата строительства острога – 1574 год). Однако главные казачьи станицы края возникли не в междуречье Уфы и Белой Воложки, а на Яике, ныне реке Урал.

За год до того, как в 1581 году Ермак с дружиной по найму и на средства богатых торговых и промышленных людей Строгановых разрушил татарский город Сибирь, небольшой отряд вольных казаков успел уже завоевать и сжечь некогда страшную для Руси татарскую столицу Сарайчик. Взятием этого города казаками с Волги и Дона занято было с тылу все побережье Яика, никем до той поры не занятое и русским людям совершенно неизвестное.

76747533 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

6660555 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Казаки эти, только успев сюда переселится, проведав про богатую торговую Хиву, пробовали было ходить на нее с атаманами Нечаем и Шамаем. Как сначала показалось, удачно — набрали богатую добычу. Но по дороге домой запировали. Этим воспользовался хивинский хан, напал на казаков атамана Нечая и перебил их всех, а казаки, ходившие с Шамаем, были захвачены в плен еще в степи и Хиву так и не увидели.

Итак: двигаться дальше за реку опасно! На реке же оказалось полное приволье в рыбе и богатых травяных степях. Казаки стали здесь укрепляться, тем более, что власть и Москва, что было одним и тем же, находились далеко, а, значит, жизнь можно было строить по своим собственным порядкам. Казачьи общины зажили на Яике по законам казачьего круга, который вы­ручал в опасностях при набегах, где каждому предостав­лялось право иметь совещательный голос и свободно высказать свое мнение.

Круг был основой казачьего самоуправ­ления, общественным судом, грозным, справедливым и неподкупным.

76795643 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Походный войсковой атаман со своими помощниками, двумя или тремя наказными атаманами и есаулами, не представляя собой неограниченной власти, являлись лишь исполнителями постановлений круга и хранителями его коренных обычаев. Они выбирались казачьим кругом на мирской сходке на один год. Атаман с помощниками собирали и охраняли войсковые деньги, ежегодно отдавая в них отчет кругу, раздавали жалованье деньгами и хлебом. Их во всякое время могли сменить, а возможные растраты непременно взыскивались. Никаких личных прав и преимуществ войсковые должности не давали. То есть, были они у войска временными исполнителями, а главным хозяином оставался все-таки круг.

Смотрите: Территория Оренбургского казачьего войска. Карта 1902 г.

Когда по звону колокола Казанской, или Белой церкви, самой древней на Яике и в осо­бенности почитаемой, собирался казачий круг, есаулы, выходя из войсковой избы впе­реди старшин, клали перед народом свои жезлы, а ата­ман, шедший сзади, преклонял булаву. Затем все снимали шапки и кланялись кругу в пояс. Сам же казачий круг снимал шапки только в то время, когда читались царские указы!

906854753 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Атаман спрашивал разрешения держать речь, и когда толпа смолкала, начинал говорить либо о сроках, когда начинать косьбу сена или багренье рыбы, либо о выборах новых старшин и атаманов, или о цене за наемку охотников на службу в поход.

875585 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Так же как основная часть Уфимского уезда, уральские казаки в то время входили в ведомство Казанской метрополии. Но казачья вольница подчинялась казанскому митрополиту только номинально. Главным для них по-прежнему, оставался закон казачьего круга, который они охраняли с особенной береж­ливостью, ибо это отвечало их заветному общинному праву, основанному на круговой поруке.

9690650875875 Откуда на Южном Урале казаки взялись? Народознание Провинция

Многие из уральских казаков примыкали к шайкам лихих и беглых людей, ходили грабить и опустошать Волгу, принимали участие в завладении южным берегом Каспийского моря.

Не угомонились уральские казаки и после казни Степана Разина, продолжая набеги на приморские персидские земли, путая этим всю российскую политику. Затихли они лишь на короткое время, когда через их земли стали прорываться киргизские орды и потребовались усиленные и чрезмерные заботы о безопасности собственных станиц.

Первая ревизия, имевшая одним из своих результатов увеличение числа побегов с мест жи­тельства по всей России, уральским казакам была ненавистна по тому религиозному убеждению, что сам бог в лице царя Давида, воспретил исчисление людей. Боязнь потерять с поступлением в солдатский строй бороду, казачью одежду и казачью свободу усилила недовольство. Особенно, когда и внутреннее управление казачьей общины стало подчиняться чуждой казакам военной коллегии. Вольные казаки возмутились до такой степени, что уральские станицы едва не запустели совсем…

Казачество - особое военное сословие в России. Считается, что слово "казак" тюркского происхождения. "Ко" означает "броня", "латы", а "зах" - "граница", "рубеж", то есть "козах" - "защитник границы". Именовались казаки по названию того места, где служили (запорожские, донские, яицкие). Они имели собственных лошадей и снаряжение, освобождались от платы налогов и получали за свою службу денежное вознаграждение и землю.
В середине 18 века решением правительства создано Оренбургское казачье войско. Строящиеся приграничные крепости заселялись казаками, которых набирали из беглых крестьян, казаков земель Дона, Кубани.
Жили казаки общиной (кругом). Выбирали себе командира - атамана - и беспрекословно ему подчинялись.

Главное дело казаков

Главное дело казаков - охрана границы. Они строили крепости, между ними - редуты, форпосты, пикеты, заставы.
С деревянных вышек вели наблюдение. Рядом с вышками стояли высокие столбы, к ним привязывали бочки со смолой или охапки соломы, которые в случае опасности поджигали. Пламя и дым служили сигналом соседним крепостям о приближении неприятеля.
Крепости обносились деревянными заборами с башнями, окружались рвами и рогатками. На стенах и башнях устанавливались пушки.
Ежедневно из крепости в крепость направлялись конные разъезды из пяти-шести человек, которые проехав 25 верст встречались в середине дня с другим разъездом и возвращались назад. Так казаки охраняли пограничную линию или сопровождали обозы, почту.
Во время крестьянской войны пол предводительством Пугачева яицкое казачество почти полностью перешло на сторону восставших. По указу Екатерины Великой из Яицкого было переименовано у уральское казачество.
В 1790 году казаки Уральского и Оренбургского войск впервые приняли участие в войнах, которые вела Россия. С мая 1798 года по март 1800 в заграничном походе русской армии под командованием Суворова участвовал большой отряд казаков с Урала, которые отличались особой силой, смелостью. Особенно казаки проявили себя в войне 1812 года, с русской армией дошли до Парижа.

Вместе с несением военной службы казаки осваивали богатый Уральский край. Занимались земледелием, скотоводством, различными ремеслами и промыслами.
Казаки с детства обучались военному искусству: верховой езде, владению саблей и пикой, меткой стрельбе из ружья и лука, умению накидывать аркан.
Традиционная одежда средней России не защищала казаков ни летом от песчаных бурь, ни зимой от морозов. Поэтому в зависимости от достатка, казаки носили тулупы или армяки, бараньи шапки, летом - разноцветные кафтаны, просторные шаровары и высокие войлочные шапки из овечьей или верблюжьей шерсти.
Обязательным элементом снаряжения казака являлась попона, которой укрывал себя и лошадь от непогоды в степи.
Наряд казака дополнялся оружием . Сабля, лук и колчан со стрелами. В начале 50- годов 18 века было приказано следить за единым обмундированием казаков. Казаки должны были носить однообразные длинные кафтаны из синего сукна, опоясанные черным ремнем, шаровары, заправленные в сапоги. Эта форма просуществовала до конца 18 века.
В первой половине 19 века на Южном Урале строилась новая линия крепостей, которые заселялись казаками. Главной их задачей и в 19 веке продолжала оставаться оборона юго-восточных границ империи.

Жили люди, служили царю и отечеству. Невольно вспомнил о репрессиях в отношении казаков. Прошло время, а память осталась. Удачи.



Около 6 столетий существования уральских казаков, влияло на развитие всего казачества и государства России. Судьба этого формирования, часто преподносила испытания, но стойкий дух воина, всегда находил оптимизм и веру в лучшее время.

Возникновение уральских казаков

Во главе атамана Василия Гугни, в начале 16 столетия, к реке Яик пришли с Дона вольные казаки. Основное занятия были охота, рыболовство, добыча соли. В 1605 году крымский хан разорил Яицкий городок, но позже стали образовываться маленькие городки. Постоянная опасность нападения кочевников, выработали у них физическую и духовную закалку. С раннего возраста мальчиков приучали к суровой жизни казака.
Очень развита была культура этого народа. До наших времен дошли множество песен, где казаки воспевают братский, сильный дух воина сражавшийся за отечество. Играли на разных инструментах: народных, духовых, ударных. Музыка сопровождала их в быту и на войне. Община сочетала функции социальные, военные, хозяйственные.

Военное дело

Влияние в российской империи

Вывод


Дорого заплатили уральские казаки за свое желание добиться справедливости и возвращение прав и свободы. Сила казачьего духа в непоколебимой вере, стойкости в бою и сохранение традиций. Война и мир для этого народа, как две половины единого целого. Считают своим праздником 8 ноября, день Архангела Михаила.

Читайте также: