Казачество 18 века в россии сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Казачество - исторически православное (в некоторых случаях старообрядческое) русское военное сословие в XVIII — начале XX вв. Образованию казачества предшествовало появление в XII - XIII вв. на стыке границ Киевской Руси и Половецкой земли т.н. бродников - ватаг вольных людей совмещавших разбой с торговлей лошадьми и выступавших зачастую посредниками между русскими и половцами.

В XIV—XVII вв. казаки - вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV—XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникли самоуправляющиеся общины “вольных” казаков (главным образом из беглых крестьян). Казачество было главной движущей силой народных восстаний в Украине XVI—XVII вв. и массовых движений в России XVII—XVIII вв.

Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ и в войнах, в XVIII в. окончательно подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население — свыше 4,4 млн. человек (свыше 53 млн. десятин земли). В первую мировую войну казачество выставило около 300 тыс. человек. После октября 1917 советская власть проводила политику “расказачивания”, сопровождавшуюся массовым террором против населения казачьих областей, что, в свою очередь, вызывало массовые восстания. В 1920 казачество как сословие упразднено. В 1936 созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (расформированы во второй половине 40-х гг.). С конца 1980-х гг. предпринимаются попытки возрождения казачества.

История казачества

Тяжелое материальное положение и усиление крепостничества в XV - XVI вв. в Русском и Польско-Литовском государствах, усугублявшийся на захваченной Польшей Украине национально-религиозным гнётом, привёл к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на незанятые земли на Юге. В результате со 2-й половине XV в. за линией сторожевых укреплений на южных и юго-восточных окраинах России и Украины, в основном по рр. Днепр, Дон и Яик и их притокам поселяются беглые крестьяне и посадские люди, называют себя вольными людьми — казаками. Необходимость вести постоянную борьбу против соседних феодальных государств и полукочевых народов потребовала объединения этих людей в военные общины.

В XV — начале XVI вв. возникли общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В 1-й половине XVI в. возникает Запорожская Сечь во 2-й половине XVI в. — общины терских казаков и служилое сибирское казачество. Польское правительство во 2-й половине XVI в., пытаясь использовать верхушку украинского казачества в своих интересах, создало категорию реестровых казаков, состоявших на жаловании, а остальных стремилось перевести в податные сословия и закрепостить. Быстро возраставшее украинское казачество составило ведущую силу народных восстаний на Украине против польского господства в конце XVI — 1-й половине XVII вв. и особенно в Освободительной войне украинского народа 1648—54 под руководством Богдана Хмельницкого. В середине XVII в. на территории восточной части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское казачество

В XVI - XVII казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние. Русское правительство, опираясь на зажиточное казачества и старшину, постепенно (особенно с начала XVIII в.) стало ограничивать автономию казачьих областей, стремясь к их полному подчинению центральной власти, что вызывало недовольства во всех казачьих сообществах. Вольнолюбивое казачество было одной из главных движущих сил крестьянских войн и восстаний XVII - XVIII, выдвинув из своей среды таких крупных руководителей антифеодальной борьбы, как С. Т. Разин, К. А. Булавин и Е. И. Пугачев.

В начале XVIII в. казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 они перешли в ведение военного ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством. После крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева 1773—75 была упразднена Запорожская Сечь, а Донское, Уральское (бывшее Яицкое) и др. войска окончательно подчинены военному ведомству. Во 2-й половине XVIII - XIX, вв. был упразднён ряд казачьих войск и созданы новые казачьи войска, полностью подчинённые правительству (Астраханское — 1750, Оренбургское — 1755, Черноморское — 1787, Сибирское — 1808, Кавказское линейное — 1832, разделённое в 1860 вместе с Черноморским на Кубанское и Терское, Забайкальское — 1851, Амурское— 1858, Семиреченское — 1867, Уссурийское — 1889). Эти войска сыграли значительную роль в колонизации малонаселённых окраин (Сибирь, Дальний Восток, Семиречье, отчасти Северный Кавказ), в распространении земледелия.

К началу XX в. в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское). Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.

Численность казачьего населения и казаков, находившихся на военной службе в 1916

  • Донское/ 1495/ около 100
  • Кубанское/ 1367/ около 90
  • Оренбургское/ 533/ 27
  • Забайкальское/ 265/ 14,5
  • Терское/ 255/ 18
  • Сибирское/ 172/ 11,5
  • Уральское (в 1917—Яицкое)/ 166/ 11,5
  • Амурское/ 49/ 3,5
  • Семиреченское/ 45/ 3,5
  • Астраханское/ 40/ 2,5
  • Уссурийское/ 34/ 2,5
  • Енисейские казаки (иркутские и красноярск.)/ ок. 10/ 0,6
  • Якутский полк/ ок. 3/ 0,3

Итого: население - ок. 4434, на воинской службе - ок. 285,4

Накануне 1-й мировой войны 1914-1918 казачество в мирное время выставляло 54 конных полка, 23 батареи, 6 пластунских батальонов, 11 отдельных сотен, 4 отдельных дивизиона и императорский конвой (всего 68,5 тыс. чел.). Во время войны (к 1917) было выставлено 164 конных полка, 54 батареи, 30 пластунских батальонов, 179 отдельных сотен, 78 полусотен, 9 конных и пеших дивизионов, 63 запасные сотни и 3,5 запасных батарей, императорский конвой (всего свыше 200 тыс. чел.).

С 90-х годов XX в. проводятся попытки (в том числе и на государственном уровне)возрождения казачества не имеющие до сих пор реального успеха и приобретающие зачастую комичные "полутеатральные" формы.


Обыкновенная ложь и невежество в отношении истории казаков в течении множества лет не дают возможности объективно взглянуть на историю казаков.
А суть такова.
В 18 веке все казачьи войска и образования претерпели жесточайшие изменения навсегда изменившие не только казачьи войска но и самих казаков, казачью идеологию, способ и смысл бытия.
А началось всё с англиканского точнее протестантского переворота, который совершил царь Петр.
Взамен симбиотичности существования различных народов, которая бытовала при его отце Алексее Михайловиче, пришла жестокая и рациональная диктатура.
Если ранее Московское государство придерживалось политики заселения окраин самоуправляемыми народами то новая власть в лице Петра, требовала тотальной и жесточайшей государственной дисциплины. Всё было направлено на цели существования самого государства и его элиты.
Даже государственная религия - православие, и без того подвергнувшееся испытанием расколом, вновь была подвергнута изменению.
Царь Петр ликвидирует патриаршество и учреждает Синод, а на вопрос о Патриархе, вонзает свой кинжал в столешню стола и провозглашает "Вот вам ваш патриарх".
Петр, побывавший в Англии, так проникся идеей главенства государства над церковью что, незамедлительно ввел такие же порядки у себя в Московии - будущей России.
Донские казаки, ревностно чувствовавшие не только духовную измену но и измену всем прежним устоям, впервые воспротивились воле тирана.
"За дом Пресвятой Богородицы", а отнюдь не ради спасения беглых выступил Кондратий Булавин, о чём не двусмысленно звучал его призыв. "Против эллинской веры", этот с виду странный призыв, имел серьезное смысловое наполнение.
Дело в том, что под личиной реформы церкви в нашу страну стало проникать западное псевдохристианство, где откровенный эллинизм и эпикурейство прикрывали христианской оболочкой.
В результате жесточайших военных столкновений восставшие были разбиты, а прежнее Донское войско было ликвидировано и включено сначала в состав Азовской, а затем с утратой Азова в состав Воронежской губернии.
Особую роль в ликвидации Донского войска сыграли слободские черкасские полки, которым отошли лучшие земли разгромленного вольного народа.
Но буквально через 60 лет слобожане поплатились, за это предательство.
Им пришлось сменить просторные свитки на тесные гусарские мундиры.
Казачьи вольности были ликвидированы навсегда, правда оставили свободу винокурения, видимо для утешения за утрату свободы.
С 1765 года, слободские полки, а также славный Чугуевский и Харьковский полки плавно переводятся в регулярство, бывшие вольные казаки становятся частью русской регулярной кавалерией.
Земли постепенно расхищаются русскими помещиками.
В самой Малороссии, раздаются голоса за запрещение слова "казак" как такового.
В 1789 году, царица Екатерина в память о помощи донских полков при разрушении в 1775 году Запорожской Сечи, создает новое Донское войско, основанное на новых полковых принцах, и в новых границах.
Лучшие земли войска, расположенные в Харьковской, Воронежской, Тамбовской и Саратовских губерниях были отданы русским помещикам.
Упомянутое разрушение Сечи, привело к тому, что исчезло последнее историческое войско на территории Причерноморья и Кавказа.
В свою очередь Яицкие казаки разгромленные в ходе восстания Пугачева получают новое имя Уральцев и также подвергаются жесточайшим переменам.
Таким образом к концу 18 века, все казачьи республики были уничтожены навсегда и уже никогда не возродились в прежнем виде.
Запорожские казаки в основном своем количестве ушли в Турцию, и в последствии Потемкин, понимая важность казаков как военной силы создал имитацию наследника Запорожского войска - войско Черноморское и даже возродил названия куреней, наполнив их новыми охотниками до службы.
Но и тут царица не успокоилась и выселила черноморцев на Кубань.
Донскому войску тоже прочили переселение на Кавказ, а из оставшихся планировалось создать драгунские и уланские поселенные полки.
И только Есауловский бунт,1792—1794 годов хотя и подавленный царскими войсками, всё же остудил пыл царских властей.
Таким образом к концу 18 века, все пространство населенное некогда вольными казаками было покорено и приведено к новым стандартам при которых от прежней вольности ничего не осталось.
Началась новая история людей, называвших себя казаками, а более чем трехсотлетняя история существования вольного народа закончилась навсегда.
Именно из за непонимания этого водораздела в казачьей истории, современные казаки находятся в идеологическом тупике.
О прежних вольностях они уже думать не могут поскольку насквозь пронизаны навязанной извне службисткой идеологией, а реальной истории не знаю и знать не хотят.
А на самом деле провал казачьего возрождения произошел именно из-за непонимания его отправной точки.
Вместо попытки обретения прежних вольностей и народоправия, казаки всё ждали никому уже ненужной службы.

Казаки — особое сословие, которое с самого начала отличалось от остальных. Это вольные, свободолюбивые, смелые люди. С 18 века войска казаков подчиняются императорской власти, но при этом сохраняют свою самобытность. Они несут воинскую службу, за что имеют право владеть землей совместно с общиной.

Казачьи войска

В 18 веке появляется разделение казачьих армий по территориальному признаку. Самыми известными и многочисленными были Донское и Кубанское. Кроме того, существовали Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиречинское, Амурское, Уссурийское и другие.

Устав для службы казачьих войск составлялся на основе Донского, для остальных были разработаны лишь примечания. Во главе войска стоял атаман. Во времена Российской империи должность стала назначаемой. К 19 веку казачество оформилось в отдельное сословие. Главнокомандующим казачьих войск был наследник престола.

Казачество не относилось к регулярным военным силам России, оно было обособлено.

Обязанности казаков

Несение воинской повинности для казачества являлась обязательным, но отличалось от других сословий.

Каждый представитель казачьей семьи обязан отслужить в армии. Изначально необходимо было отслужить 25 лет. Впоследствии порог был снижен до 20 лет, а позже до 18 лет. Подготовительный этап службы проходил в возрасте с 20 лет до 21 года. Строевой с 21 до 33 лет. В запасе с 33 до 38 лет. После он переходил в отставной разряд. Последние два этапа они свободно жили в станицах и проходили лишь ежегодные лагерные сборы.

При поступлении в армию казак был обязан самостоятельно подготовить свое снаряжение: лошадь, оружие и обмундирование. Строгих границ при этом не существовало, поэтому мог использовать любое оружие, вплоть до предыдущих поколений.

Служба в армии российской империи была обязательной, взамен казаки получали земли для личных нужд.

Права казачества

Для казачества существовали отдельные права:

Существовало местное казачье самоуправление при атамане. Действовал войсковой штаб, которыми руководил атаман. В станицах руководством занимался выборный станичный атаман.

Казаки не имели права переходить из своего сословия в другое, находится на службе в регулярной царской армии. Также им запрещалось жениться и выходить замуж за представителей другой ячейки общества.

Казачество владело большими по размерам земельными наделами, чем крестьянство.

Принадлежность к казачеству передавалась по наследству.

При прохождении службы казак мог получить чины и ордена, аналогичные дворянским.

Условия службы

За все время службы в казачьих войсках на действующей военной службе мужчина находился 4 года. Остальные годы казак числился на службе, но свободно проживал в станице и занимался обычными делами. Но в случае необходимости был мобилизован. Переход из одно разряда в другой происходил ежегодно в начале января.

После окончания всего срока службы казак мог перейти на государственную , войсковую или общественную службу. А также мог продолжать заниматься и другой деятельностью. Казакам разрешалось заниматься земледелием или торговлей. На государственную службу казак поступал в чине, который заслужил при службе в казачьем войске.

Для служилых казаков, получивших увечья в ходе военных событий или сборов и не имеющих возможности продолжить службу от государства назначалась пенсия. От общей воинской повинности освобождались казаки по физическим недостаткам или слабому здоровью.

При всех особенностях казачьего сословия для них не существовало льгот и привилегий, освобождающих от службы вовсе. По этой причине создавались льготные войска. В них зачислялись казаки из семей, где:

  • казак был единственным представителем мужского пола;
  • одновременно призывались несколько человек;
  • двое и более казаков уже находились на службе;
  • случился пожар не более чем 2 года назад;
  • пропал хлеб не более чем 1 год назад;
  • семья находится в бедственном положении.

Отсрочка на три года для прохождения службы могла быть предоставлена тем, чьи семьи переселялись на новые хутора и для окончания образовательного учреждения.

После призыва составлялись списки и определялось место службы. Жребий или выбор места не предоставлялся.

Итоги

Казачьи войска в Российской империи просуществовали до 1917 года. Вплоть до этого они несли обязательную воинскую повинность на особых условиях. Казачество до конца оставалось особой категорией населения.

Быт Русской Армии XVIII-начала XX века. Военное издательство. Москва. 1999г.


Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

Происхождение казачества


Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

  • Польше,
  • Чехии,
  • Хорватии,
  • Австрии,
  • Украины,
  • России,
  • Казахстана.

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

кто такие казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи чины

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

  • фуражка,
  • папаха,
  • бешмет,
  • шаровары.

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

  • потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
  • потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
  • потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Читайте также: