Карлос клайбер сообщение по музыке

Обновлено: 17.05.2024

Сын Э. Клайбера. С 1940 года жил в Аргентине, Чили, на Кубе и в США. Систематического музыкального образования не получил, в 1950-1951 годах брал уроки фортепиано и музыкальной теории в Буэнос-Айресе. Дебютировал в 1952 году в театре г. Ла-Плата, в Европе - в 1953 году (Мюнхен). Музыкальный руководитель оперных театров Дюссельдорфа (1956-1964 годы), Цюриха (1964-1966 годы) и Штутгарта (1966-1973 годы), прославился как оперный дирижёр.

Концертную деятельность начал в 1967 году с Мюнхенским филармоническим оркестром. Дирижировал Баварским государственным оркестром (с 1970 года), Берлинским (с 1982 года) и Венским (с 1989 года) филармоническими оркестрами. В 1980 году получил австрийское гражданство. В 1990-е годы редко выступал перед публикой, в последний раз - в 1999 году с Симфоническим оркестром Баварского радио.

Основа репертуара - произведения композиторов XVIII-XIX веков, в основном австро-немецких романтиков; из музыки XX века Клайбер предпочитал отдельные сочинения Р. Штрауса и И. Ф. Стравинского.

Carlos Kleiber

Карлос Клайбер / Carlos Kleiber

Клайбер — одно из самых сенсационных и захватывающих музыкальных явлений нашего времени. Его репертуар невелик и ограничивается немногими названиями. Он редко встает за пульт, не имеет никаких контактов с публикой, критиками и журналистами. Однако каждое его выступление - единственный в своем роде урок художественной требовательности и дирижерской техники. Его имя уже сейчас принадлежит к области мифов.

В 1995-ом году Карлос Клайбер отметил свое шестидесятипятилетие исполнением "Кавалера розы" Рихарда Штрауса, в его интерпетации почти непревзойденного. Пресса австрийской столицы писала: "Никто в мире не привлекал столь пристального внимания дирижеров, менеджеров, артистов оркестра и публики, как Карлос Клайбер, и никто не пытался настолько остаться в стороне от всего этого, как он. Никто из дирижеров подобного высокого класса, сконцентрировавшись на таком маленьком репертуаре, изученном и исполняемом в совершенстве, не смог достичь необычно высоких гонораров".

Истина в том, что о Карлосе Клайбере мы знаем очень мало. Еще меньше мы знаем того Клайбера, который существует вне моментов появления в театрах и концертных залах. Его желание жить в сфере частной и строго отграниченной непреклонно. В самом деле, существует что-то вроде плохо доступного пониманию контраста между его личностью, которая в состоянии совершить потрясающие открытия в партитуре, проникнуть в самые сокровенные ее тайны и передать их публике, которая любит его до безумия, и необходимостью избежать малейшего контакта с той же публикой, критиками, журналистами, решительным отказом заплатить цену, которую вынуждены платить за успех или за мировую славу все артисты.

Его поведение не имеет ничего общего со снобизмом и расчетом. Те, кто знают его достаточно глубоко, говорят об элегантном, почти дьявольском кокетстве. И все же на первом плане в этом желании защитить свою внутреннюю жизнь от любого вмешательства стоят дух гордости и почти непреоборимая застенчивость.

Эту особенность личности Клайбера можно наблюдать во многих эпизодах его жизни. Но наиболее сильно она проявилась в отношениях с Гербертом фон Караяном. Клайбер всегда испытывал огромное восхищение по отношению к Караяну и теперь еще, бывая в Зальцбурге, не забывает посетить кладбище, где похоронен великий дирижер. История их отношений была странной и длинной. Может быть, она поможет нам понять его психологию.

В начале Клайбер испытывал неловкость и смущение. Когда Караян репетировал, Клайбер приходил в зальцбургский Фестшпильхаус и часами простаивал в коридоре, который вел в уборную Караяна. Естественно, что его желанием было войти в зал, где репетировал великий дирижер. Но он ни разу его не выдал. Он оставался напротив двери и ждал. Застенчивость парализовала его и, может быть, он так и не посмел бы войти в зал, если бы кто-то не предложил ему присутствовать на репетициях, отлично зная, какое уважение питал к нему Караян.

Действительно, Караян очень ценил Клайбера за его дирижерский талант. Когда он говорил о других дирижерах, он рано или поздно позволял себе какую-нибудь фразу, которая вызывала у присутствующих смех или хотя бы улыбку. О Клайбере он никогда не промолвил ни единого слова без глубокого уважения.

Когда их отношения сделались более близкими, Караян сделал все, чтобы заполучить Клайбера на Зальцбургский фестиваль, но тот всегда избегал этого. В какой-то момент казалось, что эта идея близка к осуществлению. Клайбер должен был дирижировать "Волшебным стрелком", который принес ему огромный успех во многих европейских столицах. По этому поводу они с Караяном обменялись письмами. Клайбер писал: "Я счастлив приехать в Зальцбург, но основное мое условие таково: Вы должны уступить мне свое место на специальной автомобильной стоянке фестиваля". Караян ответил ему: "Я согласен на все. Я буду счастлив ходить пешком, лишь бы увидеть Вас в Зальцбурге, и, естственно, мое место на стоянке - Ваше".

Годами они вели эту шутливую игру, которая свидетельствовала о взаимной симпатии и вносили ее дух в переговоры относительно участия Клайбера в Зальцбургском фестивале. Это было важным для того и для другого, но так никогда и не осуществилось.

Говорили, что всему виною был сумма гонорара, что совершенно не соответствует истине, потому что Зальцбург всегда платит любые деньги, чтобы заполучить на фестиваль артистов, которых ценил Караян. Перспектива сравнения с Караяном в его городе порождала в Клайбере неуверенность в себе и застенчивость, пока маэстро был жив. Когда в июле 1989 года великий дирижер ушел из жизни, Клайбера перестала волновать эта проблема, он не вышел за пределы своего привычного круга и не появился в Зальцбурге.

Зная все эти обстоятельства, легко подумать, что Карлос Клайбер является жертвой невроза, от которого он не в силах освободиться. Многие пытались представить это как последствия отношений с его отцом, знаменитым Эрихом Клайбером, который был одним из великих дирижеров первой половины нашего столетия и который сыграл огромную роль в формировании Карлоса.

Кое-что - очень немногое - было написано о первоначальной недоверчивости отца по отношению к таланту сына. Но кто, кроме самого Карлоса Клайбера (который никогда не раскроет рта), может рассказать правду о том, что происходило в душе юноши? Кто в состоянии проникнуть в истинный смысл неких замечаний, неких негативных суждений отца о сыне?

Сам Карлос всегда говорил об отце с огромной нежностью. На закате жизни Эриха, когда его зрение ослабело, Карлос играл ему фортепианные переложения партитур. Сыновние чувства всегда сохраняли над ним власть. Карлос с удовольствием рассказывал о случае, который произошел в Венской опере, когда он дирижировал там "Кавалером розы". Он получил письмо от одного зрителя, который писал: "Дорогой Эрих, я взволнован до глубины души тем, что ты дирижируешь в Штаатсопер пятьдесят лет спустя. Счастлив отметить, что ты ничуть не изменился и в твоей интерпретации живет тот же интеллект, которым я восхищался во времена нашей молодости".

В поэтическом темпераменте Карлоса Клайбера сосуществуют подлинная, фантастическая немецкая душа, поразительное чувство стиля и беспокойная ирония, в которой есть что-то очень юношеское и которая, когда он дирижирует "Летучей мышью", заставляет вспомнить Феликса Круля, героя Томаса Манна, с его играми и шутками, полными ощущения праздника.

Как-то раз случилось, что в одном театре стояла на афише "Женщина без тени" Рихарда Штрауса, а дирижер в последний момент отказался дирижировать. Поблизости случайно находился Клайбер, и директор сказал: "Маэстро, нам нужны именно Вы, чтобы спасти нашу "Женщину без тени". "Подумайте только, - ответил Клайбер, - что я не смог понять ни единого слова в либретто. Вообразите в музыке! Обратитесь к моим коллегам, они профессионалы, а я только дилетант".

Правда в том, что этот человек, которому в июле 1997 года исполнилось 67 лет, является одним из самых сенсационных и неповторимых музыкальных явлений нашего времени. В молодые годы он много дирижировал, никогда не забывая, однако, о художественных требованиях. Но после того, как период "практики" в Дюссельдорфе и Штутгарте закончился, его критический ум побудил его сосредоточиться на ограниченном количестве опер: "Богеме", "Травиате", "Волшебном стрелке", "Кавалере розы", "Тристане и Изольде", "Отелло", "Кармен", "Воццеке" и на некоторых симфониях Моцарта, Бетховена и Брамса. Ко всему этому нужно прибавить "Летучую мышь" и некоторые классические произведения венской легкой музыки.

Где бы он не появлялся, в Милане или Вене, в Мюнхене или Нью-Йорке, а также в Японии, где гастролировал с триумфальным успехом летом 1995 года, его сопровождают самые восхищенные эпитеты. Однако он редко бывает удовлетворен. Относительно турне в Японии Клайбер признался: "Если бы Япония не была так далеко, и если бы японцы не платили такие головокружительные гонорары, я бы не поколебался бросить все и сбежать".

Этот человек в огромной степени влюблен в театр. Его способ существования - существование в музыке. После Караяна он обладает самым красивым и самым точным жестом, который только можно встретить. С этим согласны все, кто с ним работал: артисты, оркестранты, хористы. Лючия Попп, после того, как спела с ним Софи в "Кавалере розы", отказалась петь эту партию с каким-либо другим дирижером.

Именно "Кавалер розы" был первой оперой, которая предоставила возможность театру Ла Скала познакомиться с этим немецким дирижером. Из шедевра Рихарда Штрауса Клайбер сделал незабываемую эпопею чувств. Публика и критики приняли его с энтузиазмом, а сам Клайбер был завоеван с помощью средств, пущенных в ход Паоло Грасси, который, когда хотел, мог быть просто неотразимым.

Все же завоевать Клайбера было нелегко. Убедить его окончательно смог Клаудио Аббадо, который предложил Клайберу дирижировать вердиевским "Отелло", практически уступив ему свое место, а потом "Тристаном и Изольдой". Несколькими сезонами ранее "Тристан" в интерпретации Клайбера пользовался огромным успехом на вагнеровском фестивале в Байрейте, и Вольфганг Вагнер предложил Клайберу дирижировать "Мейстерзингерами" и тетралогией. Это заманчивое предложение Клайбер, естественно, отклонил.

Планировать четыре оперы в течение четырех сезонов не является нормальным для Карлоса Клайбера. Не повторился и счастливый период в истории театра Ла Скала. Оперы в дирижерской интерпретации Клайбера и постановках Шенка, Дзеффирелли и Вольфганга Вагнера вывели оперное искусство на новые, еще невиданные высоты.

Набросать точный исторический профиль Клайбера очень трудно. Несомненно одно: то, что можно о нем сказать, не может быть общим и обычным. Это музыкант и дирижер, для которого всякий раз, с каждой оперой и с каждым концертом, начинается новая история.

В его интерпретации "Кавалера розы" интимный и сентиментальный элементы неразрывно связаны с аккуратностью и аналитичностью. Но его фразировка в штраусовском шедевре, подобно фразировке в "Отелло" и "Богеме" отличается абсолютной свободой. Клайбер одарен способностью играть rubato, неотделимой от удивительного чувства темпа. Другими словами можно сказать, что его rubato относится не к манере, а к области чувств. Вне сомнения, что Клайбер не похож на классического немецкого дирижера, даже на самого лучшего, потому что его талант и его формирование превосходят любые проявления исполнительской рутины, даже в ее благородной форме. В нем можно ощутить "венский" компонент, принимая во внимание что его отец, великий Эрих, родился в Вене. Но более всего в нем чувствуется разнообразие опыта, которое определило всю его жизнь: его способ существования тесным образом спаян с его темпераментом, таинственно образуя единственную в своем роде смесь.

В его личности присутствуют немецкая исполнительская традиция, несколько героическая и торжественная, и венская, чуть более легкая. Но они не воспринимаются дирижером с закрытыми глазами. Кажется, что что он не раз глубоко задумывался над ними.

В его интерпретациях, включая симфонические произведения, блещет неугасимый огонь. Поиск им моментов, в которые музыка живет подлинной жизнью, никогда не прекращается. И он наделен даром вдохнуть жизнь даже в те фрагменты, которые до него казались не слишком ясными и выразительными.

Другие дирижеры с величайшим уважением относятся к авторскому тексту. Этим достоинством наделен и Клайбер, но его природная способность постоянно подчеркивать особенности композиции и минимальные указания в тексте превосходит всех других. Когда он дирижирует, возникает впечатление, что он владеет оркестровым материалом в такой степени, как если бы он вместо того, чтобы стоять за пультом, сидел за фортепиано. Этот музыкант обладает выдающейся и уникальной техникой, которая проявляется в гибкости, эластичности кисти (органе принципиально важном для занятия дирижированием), но никогда не ставит технику на первое место.

Прекраснейший жест Клайбера неотделим от результата и то, что он хочет донести до публики, всегда носит самый непосредственный характер, будь то опера или несколько более формальная территория - симфонии Моцарта, Бетховена и Брамса. Его мастерство в немалой степени обязано его постоянству и способности делать все без оглядки на других. Это и есть его образ жизни музыканта, его трудно уловимый способ явить себя миру и остаться вдалеке от него, его существование, полное тайны, но в то же время изящества.

Клайбер Карлос родился 3 июля 1930 года в городе Берлин, Германия. Вскоре семья мальчика эмигрировал в Аргентину, опасаясь преследования со стороны нацистов. С 1940 года жили в Аргентине, Чили, на Кубе и в США. Систематического музыкального образования не получил. В начале 1950-х годов брал уроки фортепиано и музыкальной теории в Буэнос-Айресе. Дебютировал в 1952 году в театре города Ла-Плата. В Европе впервые познакомились с творчество Карлоса в 1953 году, в германском Мюнхене.

В последующие годы Клайбер работает в различных городах Германии и Швейцарии. В 1968 году начинает работать в Баварской государственной опере в Мюнхене, сотрудничество с которой длилось на протяжении двадцати лет.

Очень плодотворно получилось сотрудничество Клайбера с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами. Несмотря на то, что выступал достаточно редко, практически каждый его концерт или оперная премьера становятся событиями. Критики и слушатели сходятся во мнении, что исполняемые им произведения, от оркестровых сюит Баха до вальсов и полек Штрауса, являются одними из лучших исполнений данных произведений.

В его личности присутствуют немецкая исполнительская традиция, несколько героическая и торжественная, и венская, чуть более легкая. Но они не воспринимаются дирижером с закрытыми глазами. Кажется, что что маэстро не раз глубоко задумывался над ними. В его интерпретациях, включая симфонические произведения, блещет неугасимый огонь. Поиск им моментов, в которые музыка живет подлинной жизнью, никогда не прекращается. И дирижер наделен даром вдохнуть жизнь даже в те фрагменты, которые до него казались не слишком ясными и выразительными.

Основа репертуара: произведения композиторов XVIII-XIX веков, в основном австро-немецких романтиков; из музыки XX века Клайбер предпочитал отдельные сочинения Рихарда Штрауса и Игоря Стравинского.

Последнее десятилетие своей жизни Карлос Клайбер фактически не дирижировал. Возможно, те единичные концерты, которые все же давал, уже не приносили ему такого удовлетворения, как раньше, возможно семья стала для него единственным смыслом в этой жизни. Все чаще и чаще приезжает он со своей словенской женой в город Коньшице, чтобы побыть вдали от всех.

Карлос Клайбер умер 13 июля 2004 года от сердечного приступа. Похоронен в словенском городе Коньшице. Великий дирижер современности пережил свою любимую всего на полгода.

Kleiber.jpg

Карлос Клайбер (или Кляйбер; нем. Carlos Kleiber , полное имя Карл Людвиг Клайбер — Karl Ludwig Kleiber; 3 июля 1930 , Берлин — 13 июля 2004 , Словения) — австрийский дирижёр.

Карлос Клайбер родился в семье дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, куда эмигрировал его отец, не потерпевший вмешательства нацистов в свои дела.

Музыкальную карьеру начал в 1951 году в качестве коррепетитора в Мюнхене. Дирижёрский дебют Клайбера состоялся в 1954 году в Потсдаме. Затем он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968 —1973 годах работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и до 1988 года оставался её приглашённым дирижёром.

В 1954 году в Потсдаме состоялся его дирижёрский дебют. В последующие годы Клайбер работает в различных городах Германии и Швейцарии. В 1968 году он начинает работать в Баварской государственной опере в Мюнхене, сотрудничество с которой длилось вплоть до 1988 года.

Сотрудничал с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами (но отказался возглавить Берлинский филармонический после Герберта фон Караяна). В 1989 и 1992 годах дирижировал Новогодним концертом в Вене .

Карлос Клайбер был очень требователен к себе и выступал достаточно редко, особенно в последние годы карьеры, но практически каждый его концерт или оперная премьера становятся событием. Наследие, оставленное им в звукозаписи, тоже сравнительно невелико, но критики и слушатели сходятся во мнении, что исполняемые им произведения, от оркестровых сюит Баха до вальсов и полек Штрауса, являются одними из лучших исполнений данных произведений.

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Карлос Клайбер занял первое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён. Введён в Зал славы журнала Gramophone.

Последнее выступление дирижёра состоялось в 1999 году. Он оставил после себя небольшой аудио– и видеоархив, который до сих пор восхищает критиков и ценителей музыки.

Карлос Клайбер (или Кляйбер; нем. Carlos Kleiber, полное имя Карл Людвиг Клайбер — Karl Ludwig Kleiber; 3 июля 1930, Берлин — 13 июля 2004, Словения) — австрийский оперный и симфонический дирижёр. Сын дирижёра Эриха Клайбера.

Биография

Карлос Клайбер родился в семье знаменитого дирижёра Эриха Клайбера. Вырос в Аргентине, куда его отец, работавший в Германии, эмигрировал вскоре после прихода нацистов к власти. Отец, как утверждают биографы, сомневался в музыкальных способностях сына, и в 1949—1950 годах он изучал химию в Цюрихе.

Тем не менее в 1951 году Клайбер-младший начал музыкальную карьеру в качестве коррепетитора в Мюнхене. Его дирижёрский дебют состоялся в 1954 году в Потсдаме. В дальнейшем он работал в Дюссельдорфе, Цюрихе и Штутгарте. В 1968—1973 годах работал в Баварской государственной опере в Мюнхене и вплоть до 1988 года оставался её приглашённым дирижёром.

Как симфонический дирижёр Клайбер сотрудничал с лучшими оркестрами Европы, в том числе с Венским и Берлинским филармоническими оркестрами: но отказался возглавить Берлинский филармонический после смерти Караяна. В 1989 и 1992 годах дирижировал Новогодним концертом в Вене.

Последнее выступление дирижёра состоялось в 1999 году.

Творчество

ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео

Читайте также: