Камерный хор имени михальченко сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Основан в 1974 году при Челябинском хоровом обществе.

Ольга Селезнёва

Ольга Селезнёва, главный дирижёр и художественный руководитель Челябинского камерного хора им. В. В. Михальченко.

Окончила Курганский музыкальный колледж имени Д. Д. Шостаковича, Челябинский государственный институт искусства и культуры. Имеет учёное звание доцента кафедры хоровых дисциплин. В 1999 году приглашена в качестве преподавателя на кафедру хорового дирижирования, где руководителем хорового класса был Валерий Михальченко, основатель Челябинского Камерного хора. В 2013 г. Ольга Селезнева стала его преемницей и возглавила коллектив.

За годы творческой деятельности подготовила десятки разностилевых программ, включающих сложнейшие сочинения западно-европейских, русских, в том числе современных авторов. Концертную деятельность успешно совмещает с педагогической и научной работой в Челябинской государственной академии культуры и искусств, её ученики являются лауреатами и дипломантами международных конкурсов, фестивалей. Принимает участие в работе жюри конкурсов хоровых коллективов.

За вклад в развитие хорового искусства в Челябинской области, подготовку кадров для учреждений культуры и искусства награждена Благодарностью Администрации города Челябинска (2007 г.), Почетной грамотой Губернатора Челябинской области (2012 г.), лауреат премии Законодательного собрания Челябинской области в сфере культуры и искусства (2014 г.).

Среди музыкальных коллективов Южного Урала одно из центральных мест принадлежит Камерному хору Челябинской филармонии. Создатель коллектива - народный артист России Валерий Михальченко (5 апреля 1941 года - 13 сентября 2013 года). В 2014 г. Камерному хору присвоено его имя.

Каждое выступление коллектива - хоровая проповедь, несущая людям глубокую правду о Мире, Человеке, его Душе, дающая слушателям возможность подняться над обыденностью и задуматься о вечных человеческих ценностях.

3 апреля 2014 года Камерный хор отметил 40-летний юбилей со дня основания. В этом же году Челябинскому коллективу присвоено имя его основателя – народного артиста России Валерия Михальченко.

Дискография:

В декабре 2016 г. состоялись гастроли Челябинского Камерного хора в Чехии. Они прошли в рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного между Министерством культуры Челябинской области и Международной фольклорной ассоциацией IGF.

В апреле 2019 года хор большим концертом отпраздновал 45-летие коллектива.

chelyabinskij-kamernyj-xor3

Челябинский Камерный хор им. В.В. Михальченко был основан в 1974 году при Челябинском хоровом обществе народным артистом России Валерием Михальченко, имя которого хор носит с 2014 года. В настоящее время художественным руководителем коллектива является лауреат международных конкурсов Ольга Селезнёва.

Челябинскому Камерному хору принадлежит одно из центральных мест среди музыкальных коллективов Южного Урала. Сложнейшие концертные программы коллектива отвечают запросам самой требовательной публики, искушенной в области хорового искусства. В репертуаре хора — западноевропейская и русская хоровая музыка, духовные сочинения, произведения современных авторов, обработки русских народных песен. Именно в исполнении Челябинского камерного хора ценители музыки услышали ряд сочинений отечественных и зарубежных композиторов впервые.

🎵

Будет немножко страшно, но как всегда весело и увлекательно, потому что по другому просто не может быть !

ЧЕЛЯБИНСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР имени В.В. Михальченко

ЧЕЛЯБИНСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР имени В.В. Михальченко запись закреплена
Челябинская филармония

Татьяна Норко

Великолепная музыка! Великолепное исполнение!
Браво.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР имени В.В. Михальченко

ЧЕЛЯБИНСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР имени В.В. Михальченко запись закреплена
Лидия Садчикова


- Ольга Петровна, сразу скажу, я ваша преданная поклонница, когда есть возможность, обязательно прихожу на выступления Камерного хора, правда, видела далеко не все программы – а кстати, сколько их у вас? И как вообще формируется репертуар?

- А чьи все это идеи?

- А как отреагировали ваши артисты?


- У нас в хоре работают удивительные люди – они всегда обеими руками за любые нововведения, хотя это новое, бывает, вызывает некоторые опасения и страхи. Так было и в этот раз. Сразу с руководством филармонии стали думать, кто займется декорациями, костюмами, кто будет режиссером – было решено пригласить Сусанну Цирюк, режиссера из Санкт-Петербурга. Долго не раскачивались – работа началась практически сразу.

- И как легко вы освоились в новом для себя жанре?

Сусанна тоже понимала, что все-таки мы не профессиональные актеры, много с нас не стребуешь, и находила возможности немного облегчить репетиционный процесс.


Для всех, конечно, были неожиданностью эти костюмы, бутафория, поскольку и для хора, и для оркестра все-таки более привычен академический вариант, но тут образы оказались настолько гармоничны… Даже Адик Аскарович, хотя и был немного шокирован, все-таки надел костюм и был в нем очень органичен.

- И Вы ведь тоже в этом спектакле не ручками водили.


- Да, мне Сусанна сказала: я хочу, чтобы Вы, Оля, тоже принимали участие. Вы будете женой Генерала. То есть в данном случае я оказалась абсолютно бессловесной фигурой.


- Ольга Петровна, а сколько надо времени на подготовку программы?


- И сколько их за сезон?

- Я, когда планируется репертуар на следующий концертный сезон, а это происходит всегда до Нового года (то есть мы уже в ноябре 2018 года знаем, что будем петь в сезоне 2019-2020), каждый месяц ставлю какую-то новую программу. Но помимо десяти основных программ всегда возникают попутно какие-то еще концерты, и поэтому в месяц иногда получается до четырех-пяти концертов.

- Если Вы что-то берете в репертуар – коллектив всегда Вас поддерживает?

- Ну, все же люди разные, вкусы у всех разные. И все-таки чаще я слышу восхищение музыкой, которую мы исполняем.

- А программа к юбилейному концерту у вас уже готова?

- Подпеваете ли Вы хору на концертах?


- Вообще-то, дирижер подпевать не должен – есть такое ошибочное мнение, кажется, будто когда ты поешь сам, то и хористы поют лучше. Я не подпеваю, но стараюсь проартикулировать какой-то текст, подсказать.

- Но Вы же должны, получается, помнить вообще всю партитуру – сотни песен, восемь голосов, интервалы, нюансировка – тише, громче…

- Да, в одной программе от 15 до 20 произведений. Но это моя работа плюс результат ежедневных репетиций.

- Ротация кадров у вас происходит?

Сейчас наш коллектив с полным правом можно назвать сплавом молодости и опыта – возрастной разбег от 20-ти с небольшим и до… У нас поют два человека, которые работают с основания Камерного хора, то есть уже на протяжении 45 лет – это Любовь Белова и Георгий Дунаев.

- А есть у вас любимый голос – женский, мужской?

- Я люблю все голоса. Правда, не могу выбрать. Я в принципе люблю звучание хора – с детства.

- Как, по-вашему, есть музыка, которую может правильно исполнить только русский хор?

- Да. Это наша русская духовная музыка, сочинения русских композиторов – Сергея Танеева, Сергея Рахманинова, конечно, Георгия Свиридова, у которого через все творчество красной нитью проходит: Россия, Родина, Русь…


Конечно, и зарубежные музыканты могут это исполнять, но немножечко не так. Справедливости ради скажем, что и мы иностранную музыку исполняем не так, с русским колоритом, а они, соответственно, в русскую музыку привносят западный менталитет. Особенно ярко мы почувствовали это во время обмена дирижерами в 2017 году. Когда мы были с гастролями в Польше двумя годами ранее, дирижер хора Ченстоховской филармонии Януш Сядляк предложил нам такой эксперимент. Мы готовили программу польских композиторов, и Януш приезжал и дирижировал нашим хором, а они готовили программу русской духовной музыки, и я отправилась туда и руководила его артистами. Так вот, у нас настолько длинная фраза в сочинениях русских композиторов, что мы часто пользуемся цепным дыханием. В западной же музыке более короткие фразы, поэтому нам сложно перестроиться, кажется, что музыкальная ткань будто рвется. В свою очередь, артистам польского хора было сложно петь большие фразы на одном дыхании, давалось им это с трудом, но, тем не менее, они справились.

Отмечу, что за рубежом хотят слушать именно русскую духовную музыку, русские народные песни – это всегда идет на ура. Так, недавно мы были в Австрии – и нас попросили исполнить, помимо духовных песнопений и русских народных песен, сочинения Рахманинова, Свиридова, Чайковского…

- А часто ездите на гастроли?

- За последние пять лет у нас была Германия, Польша, Чехия, остров Валаам (Карелия) и Австрия, то есть получается, раз в год мы куда-то едем.


- Ольга Петровна, есть у вас какая-то градация по важности концертов, будете как-то особенно готовиться, если вам скажут: завтра поете перед президентом?

- Разницы нет никакой. Для людей, которые себя уважают и уважают своих слушателей, ее и не может быть. Профессиональное отношение к своему делу должно быть всегда, вне зависимости от того, поем мы детям в школе или президенту. Каждый концерт одинаково ответствен.

- Есть ли у вас пожелание коллективу в канун юбилейной даты?

- Только одно: продолжать любить свою работу.

Беседовала Ольга Бороденок,
фото Надежды Пелымской, из архива Челябинской государственной филармонии

Читайте также: