Калмыцкий праздник зул сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Зул, часто именуемый калмыцким Новым Годом, в действительности не является абсолютным аналогом Нового Года в европейском представлении. Свои истоки он берёт в древности, когда обозначал рождение Вселенной. Позднее его стали приурочивать к кончине одного из тибетских лам: Чже Цонкапы. Духовная суть праздника сводится, как и многое в буддизме, к достижению гармонии с внешним миром, а также внутренней гармонии.

Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады. Отсюда и название праздника.

Празднование, по традициям калмыков, начинается уже с утра, когда хозяйки в домах зажигают лампаду, накрывают праздничный стол, который должен быть похожим на переполненную чашу. Есть в традиционной калмыцкой кухне и такие блюда, которые обязательно должны присутствовать на праздничном столе. Среди них: пшеничные пирожки (борцоки), пельмени с бараниной, сладости и калмыцкий чай. Это направлено на то, чтобы изобилие в доме никогда не пропадало. Люди, одетые в нарядные праздничные одежды, ходят в гости к друзьям и знакомым, угощают и поздравляют друг друга.

Памятуя о неразрывной связи планеты и жизни людей с космосом, вечерние семейные новогодние обряды символически связаны с этой темой. Зажжение лампад, вылепленных из теста, а также следующее за сжиганием в них травинок ковыля или иных фитилей, разделение лампады между членами семьи заканчивается тем, что разделённая лампада съедается всей семьёй.

Все обрядовые действия направлены на поклонение Солнцу, силам природы, теплу, исходящему от огня и отгоняющему холод, на продление жизни и благополучия. В прошлом, зажжённые лампады поднимались на специальном шесте над каждой кибиткой или юртой.

Традиция отмечать Зул и прибавлять к своему возрасту один год каждому члену семьи несколько расходится с более древней традицией, когда в Зул прибавляли год к своему возрасту только женщины, отмечая День рождения Вселенной. Мужчины же становились на год старше через 3-5 дней в первый день месяца Барса, когда отмечался другой праздник: Жилин Эзн (Хозяин Года), символизировавший собой прекращение вселенского хаоса и оформление Вселенной в том порядке, какой она имеет по настоящее время. Так что две древние традиции калмыцкого народа в определённый момент слились воедино, будучи изначально взаимосвязаны.

В современной Калмыкии праздник проходит не только в семьях. В Буддийских храмах проводятся молебны и совершаются подношения. В столице Республике Элисте проходят праздничные мероприятия, где обязательно центром программы становятся песни, танцы и номера, основанные на традиционном наследии Калмыкии.

Взаимоуважение, доброжелательность и забота о родных и близких лежат в основе калмыцкого Нового Года.

День тысячи огней (о калмыцком национальном празднике ЗУЛ)

Зул — один из самых главных и любимых калмыцких национальных праздников, символизирующий собой встречу Нового года и начало зимы. Отмечается 25 числа 10 лунного месяца по буддийскому календарю. Это число каждый год не совпадает, Зул может отмечаться раньше или позже.

На следующий день, в день наступления праздника Зул, ранним утром хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай, без которого не обходится ни один калмыцкий праздник. Первую пиалу всегда ставят дееҗ, зажигают лампадку и молятся. А потом вся семья садится за стол завтракать. Завтрак этот необычный, потому что праздничный, а коли праздничный, то на столе всё должно стоять в изобилии, ибо, согласно примете, каким будет стол на праздник Зул, таким будет и год. Традиционные продукты праздничного стола: чай, борцоки, масло, сладости, мясо. Разливая чай, необходимо соблюдать следующую последовательность: сначала поднести пиалу чая самому старшему по возрасту мужчине, хозяину дома, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йɵрәл):

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

им.Бембетова В.А.

hello_html_m68661664.jpg

hello_html_m3685dd11.jpg

hello_html_m3c961483.jpg

Выполнила: ученица 8а класса

Учитель: Эдгеева К.Х.

Чтобы привести в соответствие лунные месяцы и солнечные годы, необходимо было своевременно вводить дополнительный тринадцатый месяц каждый третий год. Для этого удваивался какой-то месяц.

Калмыцкий календарь начинается с года Барса. Бар- тигр. 2- Туула- заяц, 3- Лу – дракон. 4- Моһа –змея. 5. Мөрн-лошадь. 6. Хөн – овца. 7. Мөчн- обезьяна. 8. Така – курица. 9. Ноха – собака. 10. һаха – свинья. 11. Хулгн – мышь. 12. үкр – корова.

Двенадцать месяцев имеют те же названия животных: декабрь – бар , январь- туула, февраль – лу, март - моһа, апрель - мөрн, май- хөн, июнь - мочн, июль – така, август – ноха, сентябрь - һаха, октябрь - хулгн, ноябрь - үкр сар).

Все эти праздники имеют свое значение, свой смысл, связаны с определенными божествами и проводятся в определенные дни лунного календаря. С древних времен у калмыцкого народа сложилась традиция отмечать смену времени года, возникли календарные праздники зимы Зул – праздник нового года, Цаган Сар- праздник весны.

Зул – калмыцкий Новый год.

Зул знаменует наступление Нового года. Именно этот день считается днем рождения бога Богдо Зунквы и всего калмыцкого народа. В этот день Зунква-гегән достиг просветления и ушел в нирвану. Калмыки, последователи желтошапочной школы Гелуг, издавна поклонялись Зунква –гегяну, и именно в этот день все калмыки, даже если их дни рождения приходятся на другое время, становятся старше на один год.

День рождения Зунква-гегян.

Встречая лунный Новый год

Лампадку до краев заправив,

Помолимся за наш народ

Святому гению Дзонкавы…

В дни праздника Зул буддийское духовенство отмечает очередную годовщину со дня ухода в нирвану Цзонхавы. Калмыки передавали в хурулы пищу для поминания умерших родственников, что связано с характером праздника, означавшего поминание Цзонхавы.

День рождения нации.

У калмыков принято встречать этот праздник в чистоте и обновках, не оставляя в доме ничего грязного. С этого дня калмыки начинали употреблять в пищу заготовленные ими вечной и летом запасы масла и сушеного творога.

По традиции перед лампадкой нужно быть опоясанным, прополоскать рот, снять шапку, платок, сидя на коленях поклониться.

А потом вся семья садится за стол завтракать. Традиционные продукты праздничного стола это: чай, борцоки, масло, сладости, мясо. Хозяйка разливала чай, причем пиала подносится сначала самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йорәл).

Огнем горящих фитилей

Годы, что прожиты, отметим,

Добавим год, который встретим,

И в гости пригласим друзей.

Пусть возраст наш благословят,

Окажем уваженье старшим.

Цацала совершим обряд,

Чтоб жизнь была светлей и краше…

Обряд продления жизни.

В старину лампадки размещали на длинном шесте между двумя дугами верхнего круга остова кибитки.

После того, как лампадка погаснет, из теста вынимается не догоревшая трава, а само тесто лампадки и лодочки поджаривается на сковороде и съедается в кругу семьи.

Далее все садятся за стол, пьют калмыцкий чай, поздравляют друг друга с новыми годами. По традиции первым поздравляет всех старший в семье. Смысл благопожеланий заключается в пожелании крепкого счастья, жизни в здравии и радости, чтобы новые годы были длинными и счастливыми, а старые годы были крепкими.

Хуучн насн бат болҗ,

Шин насн өлзәтә болҗ,

Цуһарн то бәәрн, толһа менд, байрта бәәцхәх болтха!

В каждой калмыцкой семье с особым трепетом готовятся к приходу праздника Зул, выполняя все традиционные для него церемонии с надеждой на исполнение добрых пожеланий, благополучие и достаток.

Сегодня, когда возрождаются традиции, этот праздник объединяет всех : и людей старшего поколения, и людей средних лет, и молодежь, и детей. Праздник, как и раньше, отмечается массовыми развлечениями, которые сопровождаются песнями, танцами, благопожеланиями. В этот день все пронизаны единством, доброжелательностью друг к другу, заботой и любовью.

Бадмаева Лариса Александровна

Зул - один из самых любимых праздников всех жителей Калмыкии. Он символизирует приход нового года. Этот религиозный праздник приобрел статус государственного праздника на региональном уровне в 2004 году. При написании реферата были использованиы книги, статьи из газет и интернет-ресурсы.

ВложениеРазмер
zul_ref.doc 851 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием АЦРМО Республики Калмыкия


Выполнила: Убушиева Заяна,

учащаяся 11 класса

Руководитель: Бадмаева Л.А.,

учитель русского языка и литературы

II. Основная часть.

1. Калмыцкий календарь и календарные праздники 3

1.1. Калмыцкий календарь 3-5

1.2. Календарные праздники 5-6

2. История праздника Зул 6

2.1. Народная легенда о происхождении праздника Зул 6-7

2.2. Зунква или Зонква (Дзонква) 7-8

2.3. Праздник лампад (зул) 8

2.4. Празднование Зула-хурала духовенством 8

2.5. Празднование Зула-хурала в Калмыкии 9

3. Семейный праздник 9

3.2. Система подсчета лет у калмыков 10

3.3. О топленом масле 10-11

III. Заключение 11

IV. Литература 12

Религиозный праздник калмыцкого народа Зул, как и Цаhан Сар, приобрел статус государственного праздника на региональном уровне согласно Закону Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г. N 156-III-З "О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия".

Зул стал одним из самых любимых праздников для всех жителей Калмыкии. Он привлекает и мое внимание тем, что сравним с празднованием Нового года у православных. А Новый год – это всегда вера в чудо, в осуществление заветных желаний, надежда на лучшую счастливую жизнь. Поэтому так актуально написание данного реферата, целью которого является выявление информации о праздновании Зул, приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практическое применение полученных знаний.

  1. 1. Калмыцкий календарь и календарные праздники

1.1. Калмыцкий календарь

Любой календарь составляется из основной единицы измерения времени по движению планет: сутки, неделя, месяц, год. Движение планеты Луна вокруг Земли происходит за 29,5 дня, которые составляют месяц. Земля движется вокруг Солнца в течение 365 дней, или 12 месяцев, которые образуют год. Планета Юпитер делает оборот вокруг Солнца в течение 12 лет, т.е. круг Юпитера вокруг Солнца разделен на 12 равных частей, на 12 лет. По восточному календарю каждый из 12 лет (частей) круга Юпитера имеет название определенного животного, что составляет животный цикл календаря. Калмыцкий календарь начинается с года Барса:

7. Мөчн — обезьяна.

10. Гаха — свинья.

11. Хулhна — мышь.

12 месяцев имеют те же названия животных: декабрь — барс, январь — туула, февраль — лу, март — Moha, апрель — мөрн, май—хөн, июнь — мөчн, июль — така, август — ноха, сентябрь — гаха, октябрь — хулhна, ноябрь — үкр.

В числе животных, названиями которых обозначены года, нет верблюда, такого важного животного в хозяйстве кочевников. Он служил транспортом. До изобретения телеги кочевники с места на место перевозили имущество на верблюдах. Животное кормило кочевника мясом, молохом. Верблюжье молоко очень густое, жирное, полезное питание, в жару долго не прокисает. Из него готовили напиток, напоминающий кумыс. Верблюд спасал кочевника от холода, из шерсти изготовляли очень теплую одежду.

Верблюд обязательно должен был войти в название годов. Но верблюду помешала мышь. Существует легенда, как мышь вошла в название года. Когда были названы животными 11 годов, оставался один год для верблюда. Мышь заспорила, стала добиваться, чтобы ее тоже включили в число названия годов. Спор должен был решиться на следующей день таким образом: кто первый увидит лучи восходящего солнца, именем того и будет назван год.

Верблюд, самое высокое животное, был уверен, что он первый увидит лучи солнца. Но мышь перехитрила. Она по ноге верблюда взобралась ему на макушку и первая закричала, что увидела лучи солнца.

По восточному календарю животного цикла 12 лет разделены по пяти стихиям природы: огонь, земля, железо, вода, дерево. Это повторяется пять раз, образует 60 лет, век по восточному календарю.

В годовом цикле через равные промежутки времени происходит смена времени года.

1.2. Календарные праздники

У народов мира с древних времен сложилась традиция отмечать смену времени года, возникли календарные праздники зимы, весны, лета, осени. У разных народов по времени они почти совпадают, но носят разные названия, отмечаются по-разному. Праздник весны у славянских народов — Масленица, у калмыков — Цаhан cap; праздник лета — Троица, у калмыков — Yp cap, Поклонение природе, праздник осени у славянских народов — Спас, Покров и другие праздники, у калмыков—Усн аршани тəклhн — поклонение живительной влаге—воде. Зимние праздники у славянских народов — святки, сочельник, религиозные — Рождество Христово, крещение Христа, у калмыков — Зул.

2. История праздника Зул

Калмыцкий праздник Зул тоже имеет два значения: по буддийской религии

Зул отмечается как день рождения Зунквы или Зонквы (Дзонквы).

А в народе Зул отмечается как окончание одного года и начало другого, нового года. В этот день каждый человек получает один год возраста, становится старше на один год.

2.1. Народная легенда о происхождении праздника Зул

Когда-то очень давно жил мудрый человек по имени Зунква, который

много лет страдал тяжким недугом. Однажды Зунква обратился к одному известному лекарю. Тот, осмотрев его, сказал:

– Вам поможет излечиться от этой болезни божественный напиток.

– Что же за напиток?

– Это чай с молоком и солью, крепкий и ароматный. Пейте его на

голодный желудок в течение семи дней.

Зунква стал варить и пить такой чай, и здоровье его пошло на поправку.

Ему становилось все лучше и лучше, и наконец, настал тот день, когда

болезнь окончательно покинула его. Это было 25-го числа первого зимнего

месяца по лунному календарю. Зунква поднялся с постели, вышел на свежий воздух и не мог нарадоваться на белый свет, на свое чудесное исцеление от

С тех пор по велению Зунквы калмыки каждый год 25-го числа первого

зимнего месяца отмечают праздник Зул.

В честь бурханов в этот день возжигают лампадки (зул) и совершают чайный ритуал подношения. Божественный напиток, ниспосланный калмыкам, стал называться с тех пор джомбой, или калмыцким чаем, и считается у калмыков первым угощением. Старцы, когда пьют чай в праздник Зул, произносят такое благопожелание:

Зул и Цаган Сар,

Достойное в среде

Шести видов жизни,*

Да проживем сто лет!

С того времени в народе популярна поговорка:

Чай, хоть жидкий, –

Глава всех блюд;

Бумага, хоть тонкая, –

Слуга науки и учения.

Шести видов жизни* - В калмыцком фольклоре, буддийской мифологии говорится о шести видах живых существ (зурган зююл хамг ямтн): добрые духи (тенгрии), злые духи (асуры), люди (кюмен), животные (адусен), вечно голодные духи (бириды) и обитатели ада (там). Эти существа испытывают страдания в своей жизни и после смерти перерождаются всвоей прежней сфере или в других названных сферах (первые три считаются относительно благоприятными, последние три - неблагоприятными). Эта замкнутая система бытия называется сансарой. Цепь перерождений безначальна, но может иметь конец – нирвану, которую в состоянии достичь только люди. Поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным, хотя жизнь богов (добрых духов) кажется более счастливой.

2.2. Зунква или Зонква (Дзонква)

Зунква или Зонква (Дзонква) - реформатор буддизма в Тибете, основатель буддийской секты желтошапочников, в отличие от древней религии шаманства, которые носили красные шапки. Зунква родился в 1357 г., умер в 1419 г. Зунква ввел некоторые обязательные правила, которые должны были соблюдать все буддисты, а восемь из них — обязательны для всех людей: жить чисто, не воровать, никого из живых существ не лишать жизни, т.е. не убивать, не лгать, не пить вина, не объедаться, особенно на ночь. Таких норм поведения и запретов для священнослужителей-буддистов еще больше - 253.

2.3. Праздник лампад (зул)



Праздник лампад (калм. Зул-хурал, Зула-хурал; монг. Зулын хурал; тиб. Ганден Нгамчо) — праздник, посвященный уходу из этого мира основателя тибетского буддийской школы гелуг, Чже Цонкапы. Отмечается последователями школы гелуг 25-го числа 10 лунного месяца по лунному календарю. В России традиционно празднуется бурятами, калмыками и тувинцами. Название получил от того, что в этот праздник принято зажигать лампады (зул).

2.4. Празднование Зула-хурала духовенством

Наступление праздника полагается в вечернее время, при восхождении созвездия Бэчи (плеяды). Молодые баньди, как только появится оно, тотчас же зажигают лампады и внутри своих юрт, и снаружи их, так что весь монастырь кажется залитым огнём от блеска горящих плошек. Внутренность сумэ на этот раз представляет также необычайный вид. Посреди кумирни трёмя уступами поднимается возвышение в виде стола. Наверху его поставляется всегда 108 лампад, на двух нижних уступах количество поставляемых лампад предоставляется усердию лам и последнее проявляется здесь во всей своей силе. Снаружи лампады расставляются по кровле кумирни, по земле вокруг кумиренных стен, в притворе кумирни, на крыльце и т.д. Помимо всего в кумирне на этот раз приготовляются в особенно большом виде и количестве обычно подносимые бурханам жертвы, а тахилыин шире бывает просто засыпан цветами.

2.5. Празднование Зула-хурала в Калмыкии

Прибавление года к возрасту. Издревле в калмыцких семьях не отмечали дни рождения, был общий для всех праздник Зул, иначе называемый "Днём прибавления возраста у калмыцкого народа" (калм. Хальмг улсин нас авдг одр). В этот день все калмыки прибавляли к своему возрасту один год. Праздник Зул сравним с празднованием Нового года у православных.

В день памяти Цзонхвы принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. В дни празднования Зула Хурала благоприятно совершать всевозможные благодетельные поступки: налагать на себя обеты (в том числе обет молчания в знак почитания Будды), совершать подношения Трем Драгоценностям, поститься, делать подношения храмам и монастырям.

3. Семейный праздник




Зул принято было отмечать в домашнем кругу, поскольку основной ритуал "нас авх"(продление жизни) проводился именно в семье. Старшие в семье готовились к обряду.

В каждой калмыцкой семье заранее готовили из сухих чистых полых ветвей ковыля определенное количество палочек-свечек, размером 7 - 8 см. Каждую оборачивали ватой или чистой шерстью. Готовили свечей столько, сколько всем членам семьи вместе лет, с добавлением 1 палочки сверх каждому члену семьи. Из крутого теста лепили корытце-чашку, втыкали готовые палочки, обливали, пропитывали их топленым маслом. Поздно вечером чашку кто-либо из членов семьи нес в хурул. Около хурула сооружалось специальное возвышение, куда каждый ставил свое корытце, зажигал свечи. При торжественном богослужении в хуруле, пока горели приготовленные палочки, прихожане совершали молебны, обходили хурул по часовой стрелке, ждали, когда окончательно каждый забирал свое, уносил домой, дома делили их между членами семьи, употребляли как аршан, как священное, целебное снадобье.

К празднику готовились заранее: чистили, убирали в доме, готовили угощения для гостей, навещали своих родственников, все друг друга поздравляли, произносили благопожелания. Нужно отметить, что в день Зула получали новый возраст не все. Мужчины получали новый возраст неделю спустя, 1-го числа следующего месяца барс, когда хозяин нового года, “шин җилин эзн” вступал в свои права.

3.2. Система подсчета лет у калмыков

В связи с праздником нового года Зул у калмыков очень интересна система подсчёта лет. Только что родившийся ребенок уже имеет один год возраста. Если он родился накануне Зула, в день Зула получает еще год. Может так случиться, что ребенку всего несколько дней или же несколько месяцев, а по калмыцкому исчислению возраста ему будет уже два года. Через год, в день Зула получает еще год, и хотя ребенку только год, он будет считаться уже трехлетним. В таких случаях говорят “ки наста”, т.е. он имеет пустые, дутые лета. И очень трудно определить такому ребенку свой животный знак. Допустим, 1992 год — год обезьяны “мөчн”, а родившийся после Зула, в конце декабря 1992 г. будет считаться, что родился в год курицы, “така җилтә“.

3. О топленом масле

Хочется отметить еще один народный обычай праздника Зул. Заканчивался год, наступала зима. Припасы лета и осени кочевников оскудевали: коровы переставали доиться, молочных продуктов становилось меньше, люди приступали к летним запасам. Летом при обилии молока на зиму готовили топленое масло в овечьих рубцах — “гүзəнə тосн”, сливочное масло, подсоленное, в толстых кишках в виде колбас. Все они хорошо сохранялись, не портились. Сливочное масло резали кругами, употребляли для чая с молоком, в большинстве, случаев без молока, для черного чая. Топленое масло начинали использовать первоначально для обряда Зул, оставшееся шло на нужды питания в зимнее время до весны.

В этом году празднование Зул пришлось на 5 декабря. Жителей Калмыкии с национальным праздником Зул в главном буддийском храме республики поздравили глава Калмыкии Алексей Орлов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В праздничном богослужении, который провели ламы центрального хурула во главе с Шаджин Ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, приняли участие члены буддийской общины и общественных организаций республики, паломники из регионов нашей страны, жители Калмыкии.

У нас, в селе Троицкое, в РДК также прошло праздничное мероприятие, посвященное Зул. Лама местного хурула прочитал молитву, артисты художественной самодеятельности подарили всем доброе, веселое настроение.

Я со своей семьей также праздную Зул. Мы с мамой печем борцоки и варим джомбу. Затем говорим балгопожелания друг другу. Мы считаем, что Зул – это светлый, радостный праздник, символизирующий приход нового года. Также в этот день я прибавляю себе еще один год к своим прожитым летам.

Мне нравится Зул!

Җил болhн Зулан кеҗ

Насан авч, сән сәәхн бәәҗ

Авсн насн өлзәтә болҗ,

Насан авсн бидн цуhaр

Гем-зовлң уга бәәҗ

Бат кишгтә болҗ

Көгшдин наснд курч

Чтоб каждый год, Зул, так встречали,

Годы продлевали и хорошо (счастливо) жили.

Годы продленные, да будут счастливыми

Все мы, годы продлившие,

Чтоб жили без болезней и горести.

Счастье, чтоб крепким было.

Да пребудем в покое и здравии мы!

2. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.

3. Огнева Е. Д. Тибетцы // Калмыцкие обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.

Читайте также: