Какую информацию включает в себя сообщение план перехода sailing plan

Обновлено: 18.05.2024

Постепенно ушла в историю большая эпоха мореплавания, когда для судовождения использовались бумажные карты. На смену бумаге, пришла электронная картографии. Однако задачи, которые решает судоводитель остались те-же. Одна из таких задач — проработка маршрута перехода.

В этой статья вы узнаете каким должен быть идеальный Passage Plan.

1. Оценка маршрута

Первое о чем стоит задумать при составлении идеального Passage Plan — оценка и сбор всей информации. Общее руководство, касательно планирования перехода предоставлено в Resolution A.893(21) Guidelines for voyage planing (PDF), и включает в себя оценку, планирование, исполнение и мониторинг.

Для оценки и сбора информации понадобятся такие публикации как:

  • Ocean Passages of the World (Океанские пути мира);
  • Ship`s Routing (Судоходные пути);
  • Electronic Navigational Charts — ENCs (Электронные карты);
  • Admirality List of Radio Signals (vol.1 — 6);
  • Guide to Port Enty;
  • Company SMS manuals (Руководство SMS Компании);
  • Другие издания (Например: таблицы приливов, лоции, Mariner`s handbook)

2. Route Checking

После создания маршрута, нужно убедиться в том что на пути нет опасностей. До начала проверки, нужно убедиться что Safety Parametrs, на ECDIS выставлены в соответствии с текущими условиями плавания судна.

Функция проверки маршрута(Route Checking) будет проверять маршрут на наличие навигационных опасностей. Во время проверки, каждую ошибку нужно проверить и обработать вручную. При наличии серьезных навигационных опасностей, маршрут нужно изменить.

3. Parallel Indexing

Это отличный инструмент для непрерывного контроля местоположения судна, и удержании его на маршруте. Метод Parallel Indexing, используется на основе измерения радаром, дистанций до объектов.

PI, должен быть использован только для неподвижных объектов, на расстоянии до 24 морских миль. Не рекомендуется использовать Parallel Indexing, на буях, вехах и других плавающих объектах.

4. No Go Area

Районы, которые представляют опасность для судна, должны быть четко и ясно выделены как запретные для плавания. Такими районами могут быть зоны мелководья, районы затонувших судов, опасные навигационные предупреждения и др.

На электронной карте, NGA не должны перекрывать другую навигационную информацию. Лучше всего, выделить NGA, как отдельный слой.

5. Wheel Over Line

При всяком изменении курса, на электронной карте должна быть отмечена позиция перекладки руля. Для этого, на каждой маршрутной точки должна быть рассчитана планируемая скорость ее прохождения, а так-же радиус циркуляции.

Это делается для того, чтобы штурман мог знать за какое расстояние от поворотной точки нужно начинать маневрировать, и на какой угол нужно переложить перо руля для того чтобы судно пошло по заданной траектории.

6. Abort Line (Point)

Линия невозврата нужна для того, чтобы четко дать понять штурману, о начале плавания в стесненных навигационных условиях. Когда расстояние для манвера сильно ограниченно.

Для того, чтобы знать где отметить Abort Line, нужно хорошо знать маневренные характеристики судна в балласте и грузу. Такие как:

  • радиус циркуляции;
  • выбег и торможение;
  • разгон;
  • просадка корпуса судна.

Все эти данные можно легко найти в Manuvering Booklet и Wheel House Poster на мосту.

7. Обсервации

На Passage Plan должны быть нанесены наиболее эффективные способы обсервации. Их не так много:

  • Visual (Terrestal & Cellestal);
  • Radar (Bearing & Distances);
  • Parallel Index;
  • GNSS (Global Navigation Sattelite System).

А так-же необходимо указать интервалы для обсервации. Интервалы указываются в минутах от 3 до 120 минут. В зависимости от близости навигационных опасностей.

8. Другое

Помимо всего того что указано выше, на идеальном Passage Plan должна быть указана седующая информация:

  • Bridge Watch Lvl;
  • Безопасные якорные стоянки;
  • Security Lvl;
  • Точки доклада;
  • Точки Call the Master;
  • Точки изменения режима работы Главного Двигателя.

А так-же любая другая важная информация, касающаяся безопасности мореплавания.

Понравилась статья? Поддержи автора! Поставь лайк, напиши комментарий, дай обратную связь. Ваш Морской Инженер.

Весь комплекс действий по планированию рейса разбивается на четыре этапа:

• оценку (appraisal);
• непосредственное подробное планирование рейса (detailed planning from berth to berth);
• обсуждение подготовленного плана с учетом точного времени и даты отхода (execution);
• контроль выполнения плана (monitoring) – исполнительная прокладка.

ОЦЕНКА

Для большинства судов процесс планирования рейса начинается заблаговременно и в его основе может лежать расписание работы судна на линии, информация оператора судна или агента и т.п. Информация о времени предстоящего перехода, необходимости заказа бункера и судовых запасов, ограничениях коммерческих возможностей судна в следующем порту (или портах) должен быть обеспечен предварительной оценкой перехода.

Информационные источники для планирования рейса:

ПЛАНИРОВАНИЕ

В соответствии с Руководством ИМО по планированию рейса выделяют следующие факторы, определяющие план перехода.

ОБСУЖДЕНИЕ ПЛАНА ПЕРЕД ВЫХОДОМ В МОРЕ

Капитан, лично проверив выполненный план перехода, организует знакомство с ним всех судоводителей его экипажа. При этом капитан обращает особое внимание на готовность, надежность и состояние судового навигационного оборудования, готовность средств связи и сигнализации, предполагаемое время прибытия в критические точки маршрута с учетом высоты прилива и элементов течения, фактическое состояние погоды, возможность понижения видимости, ближайшие порты убежища, обязательные доклады, порядок работы с буксирами, готовность сдачи лоцмана, условия потока судов, особенно в критических точках перехода (например, место сдачи лоцмана). План перехода находится на мостике так, чтобы он был всегда доступен вахтенному помощнику.

КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА

План отражает наиболее безопасный маршрут рейса. Всякое отклонение за пределы безопасной полосы движения (safety margin) означает, что судно находится в более опасной ситуации повышенного риска в сравнении с планируемым риском.
В процессе ведения исполнительной прокладки место судна определяется последовательно, желательно через равные промежутки времени, обсервации анализируются, и по ним определяется снос судна (направление и величина). Однако в узкостях необходимо предвидеть характер и величину сноса судна, стараясь упредить его. При плавании в стесненных водах используется параллельное индексирование, контрольные линии положения, ограждающие пеленги и расстояния, створы искусственные и естественные.
Подтверждением составления плана рейса является заполнение специальной формы Passage Plan и связанных с ней чек-листов. Подписи всех судоводителей в этих бланках подтверждают знакомство с особенностями предстоящего рейса и учет различных факторов в требуемом Компанией объеме.

Избранное


Избранное

Заступающий на вахту помощник капитана должен быть полностью здоров и готов к несению вахты, прибывая на мостик не позднее чем […]

Избранное

В XVIII в. за рубежом были сделаны первые попытки исполь­зования механических двигателей для судов, обслуживавших мор­ские порты. Так, в 1736 […]

Цель планирования перехода состоит в обеспечении его безопасности. План должен отражать действия судоводителя от причала до причала, при этом необходимо обеспечить безопасность судна, груза, окружающей среды, что достигается с помощью контроля местоположения судна в течение всего рейса. Необходимость планирования становится ещё более актуальной в связи с работой судов по более плотному расписанию, увеличением интенсивности судоходства, сокращением экипажей судов.

Практическое назначение планирования заключается в том, чтобы заранее выбрать соответствующие методы контроля местоположения судна на разных этапах перхода.

Правильное и тщательное планирование перехода обеспечивает безопасное плавание судна, однако, если план перехода не выполнен или выполнен ненадлежащим образом, то решение возникающих при этом навигационных проблем приводит к необоснованно большим затратам.

Полнота и детальность навигационной подготовки судна к предстоящему рейсу, а также последовательность такой подготовки регламентируются:

- Резолюцией ИМО А.893(21) от 25.11.99 года, (“Руководство по планированию рейсов”);

- Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (International Convention for the Safety of Life at Sea, SOLAS- 74/78 );

- Международной конвенцией по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты, ПДНВ-78/95 (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, STCW-78/95);

- Рекомендациями по организации штурманской службы на морских судах Украины, РШСУ-98, Раздел 1. Организация вахты на мостике.

ИМО устанавливает четыре этапав планировании и осуществлении безопасного перехода:

I этап– анализ всех обстоятельств, сопутствующих переходу;

II этап– собственно планирование перехода;

III этап– выполнение перехода;

IV этап– контроль за местом судна на переходе.

1. До выхода в море капитан должен обеспечить, чтобы намеченный рейс был спланирован, используя соответствующие морские навигационные карты и морские навигационные пособия на район плавания, принимая во внимание руководство и рекомендации, выработанные Организацией.

2. План рейса должен определить путь следования, который:

1).принимает во внимание любые относящиеся к рейсу системы установленных путей движения судов;

2).обеспечивает достаточное пространство для безопасного перехода в течение всего рейса;

3).учитывает все известные навигационные опасности и условия погоды; и

4).принимает во внимание применимые меры по защите морской окружающей среды и избегает, насколько это практически возможно, действий и деятельности, которые могли бы нанести вред окружающей среде.

3. Владелец, фрахтователь или компания, как она определена в правиле IX/I, эксплуатирующая судно, или любое иное лицо не должны стеснять или ограничивать капитана при принятии им решения или выполнении любого решения, которое по профессиональному суждению капитана, необходимо для обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской окружающей среды.

«Общие требования

3. Предстоящий рейс должен планироваться заранее, принимая во внимание всю имеющуюся к этому отношение информацию, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.

4. Старший механик должен, проконсультировавшись с капитаном, определить заранее потребности предстоящего рейса, принимая во внимание потребности в топливе, воде, смазочных материалах, химикатах, расходных и прочих запасных частях, инструментах, запасах и прочие требования.

Планирование до начала каждого рейса

5. До начала каждого рейса капитан каждого судна должен обеспечить, чтобы предполагаемый путь из порта отхода до первого порта захода планировался, используя соответствующие карты и другие навигационные пособия, необходимые для предстоящего рейса, содержащие точную, полную и откорректированную информацию в отношении тех навигационных ограничений и опасностей, которые имеют постоянный или предсказуемый характер, и которые имеют отношение к безопасности плавания судна.

Проверка и прокладка запланированного пути

6. По завершению проверки запланированного пути, принимая во внимание всю относящуюся к нему информацию, запланированный путь должен быть проложен на соответствующих картах и быть постоянно доступным для вахтенного помощника капитана, который, до того как лечь на соответствующий курс, обязан проверить его.

Отклонение от запланированного пути

Подпункт 2. – Подготовка штурманской части к рейсу.

Подпункт 3. – Комплектование, подбор и корректура судовой коллекции.

Подпункт 4. – Изучение района плавания.

Подпункт 5. – Предварительная прокладка и планирование перехода.

2. Подбор карт, руководств и пособий для плавания на переход.

Для обеспечения перехода судна судоводителю необходимо иметь в своём распоряжении последовательный ряд навигационных карт, руководств и пособий, обеспечивающих навигационную безопасность плавания судна в данном рейсе. Основными навигационным пособием, определяющим такой перечень навигационных карт и пособий на предстоящий рейс, является Каталог карт и книг того издательства, судовая коллекция изданий которого имеется на борту судна.

Поэтому, приступая к подбору карт и книг на предстоящий рейс, судоводитель, в первую очередь, должен обратить внимание на судовой Каталог карт и книг. Судовой Каталог карт и книг должен быть откорректирован по последним номерам Извещений навигационных карт и пособий на переход. Как это выполняется для судов с коллекцией Британского Адмиралтейства разберём ниже.

1. На странице 3 каталога “Cataloque of Admiralty Charts and Publications”, разделе Part 1 “Limits of Admiralty Chart Indexes” на представленной схеме, по району плавания, находим наименование индексов районов, по которым необходимо подобрать карты на переход. Затем на странице 2 каталога, в разделе Part 1 “Contents” находим по индексам нужные страницы районов в данном каталоге Мореплавателям. Откорректировав Каталог карт и книг, приступают к подбору по нему.

2. Затем на странице 16, в разделе AA – Part 3 “Planning Charts”каталога, подбираем мелкомасштабные карты по району перехода для планирования рейса в графическом виде.

3. После подбора карт для графического планирования рейса, необходимо перейти на страницы 16-17, в раздел A – “The World – General Charts of the Oceans”и на страницу 18, в раздел A1 – “The World – Index of Charts at 1:3,500,000 or comparable scale”,где подбираются по району плавания генеральные карты и карты масштаба 1:3,500,000 и соизмеримого масштаба.

4. После этого, переходим на страницы каталога в последовательности нашего перечня индексов, где на нечетных страницах, изображающих сборный лист карт данного района, простым карандашом проводится линия пути на переходе, и последовательно, по мере пересечения линией пути границ карт, выписываются номера карт для маршрута. На чётной странице каталога, соответствующей избранному индексу, по номеру выбранной карты (Chart №), выписывают её название (Title of Chart or Plan),масштаб (Natural Scale), год издания (Date of Publication), дату нового издания (New Edition).

5. Таким образом, подбираются путевые и частные карты, планы и выписываются в последовательности списка индексов, вплоть до плана порта прихода.

6. Подобрав навигационные карты на переход, необходимо перейти на страницы 139-142 каталога в раздел Part 4 “Thematic Charts”,где по району плавания подбираются справочные и вспомогательные карты.

На странице 139:

- маршрутные справочные карты (Routeing Charts);

-справочное руководство по маршрутам (Routeing Guides);

- карты гномонической проекции (Gnomonic Charts).

На странице 140 – различные вспомогательные карты:

- UK Practice and Exercise Charts;

- World Miscellaneous Charts.

На странице 141:

- метеорологические карты (Meteorological Charts);

- карты магнитного склонения (Magnetic Variation Charts);

-карты границ территориальных вод (Territorial Sea Baseline Charts);

- карты приливов (Tidal Charts).

На странице 142:

- карты сетки (Plotting Diagrams & Sheets);

- карты глубин (Bathymetric Charts).

7. После подбора навигационных, справочных и вспомогательных карт на переход, начинаем подбор навигационных руководств и пособий для плавания по необходимому району. Для этого переходим в раздел Part 5 “Nautical Publications”каталога, где на соответствующих страницах подбираем необходимые пособия для плавания.

На странице 143:

- Admiralty List of Radio Signals(подбирают пособия NP281 – NP286по району

плаваниясогласно картам-схемам, представленным на этой же странице).

На странице 145:

- Admiralty Sailing Directions (Pilots)(подбираются лоции по району плавания согласно карте-схеме, представленной на этой же странице).

На странице 146:

- Admiralty Tide Tables(подбираются таблицы приливов по району плавания согласно карте-схеме, представленной на этой же странице).

На странице 147:

Подобранные на предстоящий рейс карты укладываются в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в последовательности их использования во время плавания.

Первым сверху укладывается план порта отхода, затем генеральные карты района перехода, далее путевые карты и последними – подходная (частная) карта и план порта прихода. При большом переходе генеральные карты укладывается в отдельный ящик.

Карты мелкого масштаба для РНС дальнего действия, которые не будут использованы для прокладки, а также карты-сетки, карта часовых поясов и другие справочные карты, необходимые на предстоящий рейс, укладываются отдельно от морских навигационных карт.

Выход в рейс из порта отправления может осуществляться только при условии наличия всех необходимых карт, обеспечивающих безопасность плавания по предстоящему маршруту. В случае отсутствия на борту необходимых карт перехода и невозможности их получения в порту отправления, должны быть приняты все меры для получения недостающих карт в промежуточных портах захода.

Подобранные на весь переход руководства и пособия для плавания укладываются на специальной полке вблизи штурманского стола.

Сведения о подобранных картах и пособиях для плавания оформляют в виде таблиц, приведенных ниже.

Таблица 1. – Образец списка адмиралтейских карт на переход.

№ карты chart No Название карты Title of Chart or Plan Масштаб 1: Natural Scale 1: Первое издание Date of publication Новое издание New Edition
The World General Charts of the oceans
South Atlantic ocean ¾ North part
The World Index of Charts at 1:3500000 or comparable scale
Mediterranean and Black Seas
Mediterranean Sea – Eastern Part
Mediterranean Sea – Western Part
Black Sea including Marmara Denizi
and Sea of Azov
Varna and approaches

И так далее все карты, включая ненавигационные, по всему пути следования судна.

Таблица 2 - Образец списка адмиралтейских публикаций на переход

NP No TITLE
NP 24 Black Sea Pilot – Marmara denizi, Black Sea and Azovskye More with adjacent coasts of Turkeu, Bulgaria, Romania and USSR (12th Edition, 1990)
NP 48 Mediterranian Pilot, Vol. IV – Aegen Sea and Approuches with Adjacent Coast of Greece and Turkey (11th edition), 2000)

И так далее, в таблицу помещают все выбранные из каталога навигационные пособия на переход.

Основные критерии выбора пути судна в океане и вблизи берега.

Планирование перехода состоит из двух этапов:

- планирование перехода в открытых водах;

- планирование перехода в прибрежных водах, узкостях, входах в устья рек, на

подходах к портам и в припортовых водах.

Планирование перехода выполняют от начальной до конечной точки движения судна (от причала до причала), независимо от того, будет или не будет на борту судна лоцман.

При планировании трансокеанского участка перехода или участка плавания в открытых водах, маршрут выбирают с учётом оценки предстоящих метеорологических условий (климата, погоды). По возможности используют океанские попутные течения. Рассчитывают и сравнивают плавание по ортодромии и локсодромии. Для выбора пути используют рекомендованные маршруты. Определяют расстояние между портами, рассчитывают на переход (с учётом штормового запаса) необходимое количество топлива, смазочных масел, воды, технического снабжения, провизии.

Планирование прибрежного плавания и плавания в стеснённых водах требует значительно большего внимания. Вначале прокладывают путь на картах мелкого масштаба, захватывающих значительную часть побережья. Количество задействованных карт будет зависеть от протяжённости перехода. Этот предварительно проложенный путь будет основой для дальнейшего плавания. Прокладка должна быть выполнена по глубоководным частям районов, избегая, насколько это возможно, резких поворотов. Необходимо рассмотреть возможность альтернативных путей, запасных якорных стоянок, отклонения от линии пути, оставаясь на безопасных глубинах. План перехода должен предусматривать возможное расхождение с судами согласно МППСС-72.

При подготовке плана перехода необходимо принимать во внимание следующее:

- соответствующие глубины под килём в течение всего перехода;

- увеличение осадки на ходу (проседание), которое зависит от скорости движения на

мелководье, в том числе и за счёт килевой и бортовой качки, волнения;

- увеличение осадки из-за постоянного крена или дифферента, изменение глубины за

счёт высоты прилива;

- соответствующие расстояния до опасностей, принимая во внимание погоду, приливо-

отливное течение, ожидаемое движение судов, надёжность данных при определении

места судна, используемые навигационные системы и наличие безопасной воды;

- изменения курсов в точках, которые можно надёжно контролировать при помощи

радара и визуальных пеленгов;

- смену карт, которая не должна происходить в критических точках перехода;

- схемы разделения движения и требования Правила 10 МППСС-72;

- приливо-отливную информацию и заранее рассчитанные допущения моментов на

смену направления течений, которые вынуждают планировать ETD/ETA к шлюзу и т.д.;

- безопасную скорость по всему переходу, беря за основу плановую (снижение

скорости должно быть предусмотрено), планируемое ETA, принимая во внимание

- заранее вычисленные глубины с учётом высоты прилива для сравнения с показаниями

- точки доклада, частоты УКВ, требуемые для плавания по системе разделения

движения , районы специального назначения, точки приёма лоцманов и буксиров;

- определение плановых точек возврата перед входом в стеснённые районы в случае

непредвиденных обстоятельств: аварии, выхода из строя приборов и механизмов,

крайней необходимости или плохой видимости;

- использования первичных и вторичных методов определения места судна;

- требования ко всем системам электронных карт;

- определения пределов допустимых ошибок по всем участкам перехода, нанесение

ограждающих пеленгов и расстояний;

- определение пути океанского перехода (по дуге большого круга, локсодромии или

- возможность избежания районов со льдами, штормовых районов, которые могут быть

на пути следования в данное время года.

Капитан должен лично убедиться, что план перехода выполнен и учитывает все его требования, а помощники, несущие ходовую вахту, должным образом проработали план.

6. Дополнительный материал по теме учащиеся подбирают самостоятельно.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Перед выходом в море судоводитель должен подготовить к плаванию штурманскую часть. Выяснив цель перехода, конечный и промежуточные пункты захода судна, ориентировочные сроки плавания, штурман приступает к составлению плана перехода. Этот план включает в себя:

¨ общие расчеты плавания – ходовое время, скорости на переходе, время стоянки для грузовых операций и т.п.;

¨ справочные материалы на переход.

Общие расчеты плавания производятся на генеральной карте и по таблицам расстояний. Исходя из этих расчетов, судно принимает необходимые запасы топлива, продовольствия, воды

Прокладка курсов дается с таким расчетом, чтобы они проходили дальше от навигационных опасностей, или так, чтобы возможность получения обсервации в любых условиях видимости надежно обеспечивала безопасный проход в непосредственной близости от опасностей, когда это требуется обстоятельствами плавания. Таким образом, стремление судоводителя пройти по кратчайшему расстоянию между двумя портами ограничивается требованием безусловного обеспечения безопасности плавания.

Скорость на переходе не всегда будет соответствовать экономической. Она может меняться в зависимости от конкретных условий плавания. Если обязательный проход сложных в навигационном отношении районов в темное время суток или в плохую видимость при наличии радиолокатора не обеспечивается достаточным числом надежных ориентиров, то следует так рассчитать время выхода и скорость на переходе, чтобы эти районы проходить в светлое время суток, при хорошей видимости.

Учитывая мореходные качества своего судна или буксируемых судов, ограничения Регистра Украины по метеорологическим условиям плавания, следует предусмотреть возможность якорных стоянок, захода в пункты укрытия и т.п.

Предварительная прокладка делается по генеральным картам с учетом гидрометеорологических условий района и периода плавания. В процессе выполнения навигационной прокладки судоводитель определяет по карте путь или истинный курс судна, расстояние, проходимое судном по этому курсу. Он рассчитывает по снятому с карты пути или истинному курсу компасный курс и поправку компаса, выписывает время на хождения на курсе и моменты подхода к точкам поворота на новый курс, время открытия ориентиров и отсчеты компасных пеленгов открытия, время подхода к якорным местам, лоцманским и сигнальным станциям и т.п.

На переходе возможны отклонения от предварительной прокладки. Однако эта прокладка остается основой, которой надлежит придерживаться в плавании. Результаты всей предшествующей работы оформлены в виде графического плана перехода на картах. На карты нанесены линии пути судна, с указанием участков, проходимых в светлое и тёмное время суток; контрольные точки поворотов. У каждого участка пути надписано значение истинного курса, плавание этим курсом (мили).

На линии пути нанесены точки начала суток (по ТС) и точки, соответствующие восходу и заходу Солнца, так же обозначены точки, соответствующие времени восхода и захода Луны (с указанием её фазы).

Дугами окружностей, пересекающие линию пути судна отмечена дальность видимости маяков для высоты ходового мостика (е = 9 м).

Карты – ксерокопии (в количестве 4 штук: – 2 генеральные карты; – пролив Босфор – порт Барселона) находятся в конце пояснительной записки.

В практике морского судоходства наивыгоднейшим (оптимальным путем) между двумя заданными точками является тот путь, который данное конкретное судно при сложившейся гидрометеорологической обстановке проходит за кратчайшее время при минимальной затрате ресурсов, обеспечении безопасности мореплавания и сохранности перевозимых грузов. В то, же время при выполнении конкретных переходов могут задаваться частные критерии оптимальности. Выбор критериев оптимального маршрута перехода определяется поставленной перед судном задачей. По навигационным и метеорологическим пособиям и картам изучается район предстоящего перехода, в особенности – его гидрометеорологические характеристики, вероятные погодные условия, вероятность опасных явлений (сильный шторм, плавучие льдины и айсберги, обледенение, плохая видимость и др.), глубина и навигационные опасности, система передачи навигационной и гидрометеорологической информации, радиотехнические СНО, основные пути движения судов, организация проводки судов береговыми гидрометеоцентрами (БГМЦ) или научно-исследовательскими судами погоды (НИСП). На основе этих данных и квалифицированной оценки всех факторов производится выбор наивыгоднейшего маршрута перехода.

Важнейшей функцией судовождения является обеспечение навигационной безопасности плавания, т.е. предотвращения аварий и происшествий, обусловленных ошибками решения задач морской навигации.

С организационно-технической точки зрения все задачи обеспечения навигационной безопасности подразделяются на две большие группы, решаемые в ходе предварительной подготовки к переходу и решаемые непосредственно в процессе плавания судна.

Предварительная подготовка к переходу имеет важное практическое значение: анализ показывает, что значительная часть навигационных аварий и происшествий была предопределена заранее – отсутствием или недостаточной эффективностью такой подготовки. Наиболее творческой частью предварительной подготовки является проработка предстоящего перехода, включая выбор наивыгоднейшего маршрута, выполнение предварительной прокладки, предварительные навигационные расчеты, планирование перехода и методов контроля за местоположением и движением судна.

1. Аксютин Л.Р. Грузовой план судна. – Одесса: Бахва А.О., 1996, -146 с.

2. Ермолаев Г.Г. Морская лоция. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Тр-рт, 1982, -392 с.

4. Информация об остойчивости и прочности судна для капитана. – Киев: Регистр СССР, 1978, – 783 с.

5. Каманин Л.А. Штурман флота. Справочник по кораблевождению. Под ред. А.Н. Мотрохова – Москва: Воениздат, 1986, – 539 с.

6. Козырь Л.А. Справочник судоводителя по навигационной безопасности плавания. – Одесса: Маяк, 1983, –173 с.

7. Кораблевождение. Практическое пособие для штурманов. – Ленинград: ГУН и ОМО, 1972, – 646 с.

8. Концепция создания дифференциальной подсистемы СНС ГЛОНАСС для гражданских потребителей стран СНГ – Утверждена Межгосударственным советом. – Москва: Радионавигация, 1997, – 72 с.

9. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация. – Москва: Тр-рт, 1980, – 344 с.

10. МАРПОЛ 73/78 ИМО, Лондон, 1992.

11. Мельник В.Н. Эксплуатационные расчёты мореходных качеств судна. – Москва: Транспорт, 1990, – 141 с.

12. Мехов В.В., Умин Г.Т., Хваталин В.А. Радионавигационные системы. Военно-морские учебные заведения. 1982, – 455 с.

13. Никольский Л.П. Техническое черчение и судостроительные чертежи. – Ленинград: Судостроение, 1977, –160 с.

14. РШСУ – 98. – Одесса: Юж. НИИМФ, 1998, – 111 с.

15. Позолотин Л.А., Торский В.Г. Международные конвенции, кодексы, рекомендации ИМО и МОТ. – Одесса: ОГМА, 1998, – 110 с.

16. Справочник капитана дальнего плавания. Под общ. ред. Г.Г. Ермолаева. – Москва: Транспорт, 1988, – 247 с.

17. Снопков В.И. Перевозка грузов морем. – Москва: Транспорт, 1986, – 312 с.

18. Юдович А.Б. Предотвращение навигационных аварий морских судов. – Москва: Транспорт, 1982, – 224 с.

19. Якушенков А.А. и др. Новые технические средства судовождения. Под ред. А.А. Якушенкова. – Москва: Транспорт, 1973, – 263 с.

Раздел: Транспорт
Количество знаков с пробелами: 59450
Количество таблиц: 24
Количество изображений: 5

Читайте также: