Какое сообщение является началом элемента формирования сдо

Обновлено: 04.05.2024

Запуск платформы для дистанционного обучения похож на любой проектный цикл: планирование, организация процесса, мотивация, анализ, корректировка. Чаще всего мы слышим советы о том, как правильно выбрать LMS (Learning Management System, или по-русски СДО – систему дистанционного обучения). А что же делать с СДО после того, как она стала вашей? Как её запустить в компании и эффективно управлять после запуска? Мы аккумулировали наш опыт запуска СДО в десятках различных компаний, и в этой статье я хочу поделиться им с вами.

Система дистанционного обучения. Инструкция

В этой статье мы разберём важные аспекты запуска и корректировки работы системы дистанционного обучения. Для простоты навигации выделим следующие пункты:

  1. Цели и задачи, которые будет решать СДО (на год-два).
  2. Планирование бюджета для СДО.
  3. Контент: какие материалы уже есть, что нужно создать, кто будет это делать.
  4. Роли в проекте СДО. Организация структуры.
  5. Пилот запуска системы. Мотивация для пользователей.
  6. Регулярный анализ результатов работы СДО и корректировка плана.

1. Система дистанционного обучения. Цели и задачи

Перед покупкой СДО важно понимать, какие задачи она будет решать в компании. Очень не советую покупать СДО потому, что у других уже есть, а у вас – нет. Нужно правильно и максимально детально сформулировать задачи, а потом оценить, действительно ли СДО поможет эти задачи решить. Не должно быть иллюзии о всемогущей системе дистанционного обучения, которая снимет все ваши проблемы. Поэтому:

ШАГ 1

  1. Выделите цели и задачи, если это легко сделать.
  2. Есть трудности с первым пунктом? Проанализируйте, какие проблемы (боли) есть у вашей компании. Обязательно поговорите с коллегами, проведите опрос. Эти боли позволят понять, какие задачи стоят и что можно решить с помощью СДО.

ШАГ 2

2. Планирование бюджета для системы дистанционного обучения

Бюджет в проекте запуска LMS состоит из нескольких пунктов:

  • приобретение самой платформы (лицензии или полный выкуп ПО),
  • создание контента,
  • поддержка и обслуживание LMS,
  • возможные доработки платформы,
  • другие затраты.

Компания сама производит контент. Предположим, специалист, который занимается обучением в компании, теперь становится специалистом дистанционного обучения. Он самостоятельно администрирует платформу и создаёт курсы, этот человек или люди уже есть у вас в штате. Потребность в дизайне и материалах можно решать через отдел маркетинга (если он есть в компании): обычно, в таком отделе работают дизайнеры и специалисты, которые могут помочь с визуальной и аудио частями.

При таком сценарии вполне реально вообще не потратить ни копейки на этапе запуска платформы. Если это ваш случай, можно (но не обязательно) заложить 60 000 руб в год (5 000 руб в месяц) — например, на покупку картинок в фотостоках или на минимальное оборудование для съёмки качественного видео (ниже расскажу подробнее).

В платформе Эквио всё продумано, чтобы вы тратили минимум времени и денег на создание контента:

Встроенный запатентованный редактор видеокурсов
— снимите видео на смартфон, загрузите на платформу и добавьте проверочные вопросы прямо на видео,
— сохраните (Save As) любую ppt презентацию из PowerPoint как видео и используйте в качестве основы для видеокурса,
— превратите любую запись вебинара или встречи в интерактивный (с проверочными вопросами) курс и контролируйте понимание информации.

Видео можно загружать в форматах MP4 или AVI. Нет ограничения на разрешение видео (есть рекомендованное разрешение). Ограничение по размеру загружаемого видео — до 2 Гб. Неограниченный объём хранилища.

Поддержка самых популярных форматов, в платформу легко загружать:
— электронные курсы SCORM 1.2 и 2004
— документы PDF (любой документ .doc или презентацию .ppt можно сохранить как pdf)
— лонгриды HTML 5

А также давать ссылки для перехода на внутренние и внешние ресурсы, чаты или каналы в мессенджерах.

Компания заказывает изготовление курсов у подрядчиков. Здесь очень сложно спрогнозировать бюджет — он зависит от количества курсов, их длительности и сценария. Средняя стоимость создания самого простого курса на 5 минут (SCORM или видеокурс) – около 70 000 руб. Есть вариант для снижения затрат – купить редактор электронных курсов и разрабатывать обучающие материалы самостоятельно. При этом у вас должен быть специалист, который владеет навыком разработки электронных курсов.

Самая главная ошибка – покупать стандартные курсы, чтобы быстрее заполнить и запустить LMS. Чаще всего такой контент не решает поставленных перед ним задач, и деньги тратятся впустую.

Чтобы избежать этих проблем, нужно чётко понимать задачи обучения и проанализировать предлагаемые курсы. Если вариант с покупкой готовых курсов вам подходит – поздравляем, вам очень повезло!

3. Создание контента

Если вы запускаете СДО, то с большой вероятностью у вас уже есть база материалов для обучения персонала.

Для начала соберите все материалы, что у вас есть. Курсы, аудиторные тренинги, методички, брифы, купленные онлайн книги – это всё можно использовать, но есть важный момент.

Аудиторные, офлайн-тренинги нельзя просто взять и перевести в электронный курс. Тренер не прописывает всё в презентации: что-то он держит в голове. Если эту презентацию положить в онлайн-курс без тренера, без каких-либо пояснений и дополнений, то учащийся может не полностью понять материал.

Структуру и подачу офлайн-тренинга нужно переработать, чтобы он стал онлайн-тренингом. Но можно обойтись минимальными усилиями: попросить тренера рассказать материал по презентации, записать его выступление на видео, добавить поясняющую графику и интерактив, тестирование и получится готовый видеокурс с ведущим.

Создание контента своими силами

Давайте более подробно рассмотрим вариант самостоятельной разработки контента внутри компании.

Для начала важно решить, кто в вашей компании будет заниматься контентом. Создание материалов требует времени, поэтому нужно предусмотреть или освободить человеческие ресурсы. Также необходимо выделить бюджет на зарплату специалиста-разработчика контента. Если такой сотрудник уже есть, нужно учитывать, что теперь ему придётся отвлекаться от основных задач – это также потребует дополнительных ресурсов.

Ещё для создания видео и аудио контента нужна минимальная аппаратура, о которой я расскажу ниже. Советую просчитать все затраты заранее перед запуском СДО, это привнесёт ясность в понимание планов работы и развития системы.

Создание видеоконтента. Лайфхаки от Эквио

В принципе, создавать контент не так сложно. Мы живем в мире YouTube, Facebook, Instagram и TikTok: картинка с телефона может восприниматься как норма и желаемый результат. Снимайте видео вплоть до формата сториз – хорошо работает, особенно для более молодого поколения. На примере видеоблогеров видим, что они покупают себе базовое оборудование и имеют миллионные аудитории. Что следует купить из минимального набора аппаратуры для съёмок:

  1. Микрофон (петличка)
    В пределах 2 000 руб можно купить вполне годный микрофон, который подключается к мобильному телефону. Снимать видео можно на любой смартфон.
  2. Штатив
    Около 1 000 руб. Он позволит устанавливать телефон в нужное место и сделает процесс съёмки более удобным.
  3. Минимальный свет
    Специальная лампа для съёмок – 2 500 — 3 000 руб. Хороший свет поможет сделать картинку видео более удачной: уберёт лишние тени и подсветит ведущего или предмет съёмки. Как правильно поставить свет, вы можете узнать из многочисленных статей и обзоров в сети интернет. Остаётся найти подходящий фон и снимать в тишине – подойдёт, например, переговорная комната. Если у вас нет возможности снимать в офисе, можно обратиться в студию или коворкинг.
  4. Зелёный фон
    Необязательный, но полезный элемент для съёмок. Стоит 1 500 — 5 000 руб. Фоны бывают тканевые или бумажные. Благодаря этому приобретению вы сможете отредактировать видео и легко положить на зелёный фон любое изображение, в том числе с вашим логотипом.

Контент, который создаётся внутри компании, хорош тем, что это:

  • бюджетно,
  • повышает вовлечение обучающихся, так как в курсах и обзорах могут появляться их коллеги, знакомые лица,
  • позволяет приглашать разных экспертов из числа сотрудников компании. Этих людей знают и, как правило, воспринимают хорошо и с доверием.

Давайте на примере одного из наших заказчиков, компании LafargeHolcim, рассмотрим реальный кейс создания контента внутри компании без привлечения дополнительных сил.

Ильдар Ямалов, руководитель отдела транспортной безопасности LafargeHolcim, самостоятельно начал снимать специальные видеообзоры, курсы. Для этого компания приобрела недорогую аппаратуру, зелёный фон. Результат превзошёл ожидания: отснятые видеокурсы были восприняты сотрудниками на ура.

Для звонков в Zoom он также включает специальный белый фон с логотипом Lafarge, и это смотрится прекрасно.

Работа в СДО. Контент. Поддержка и экспертиза Эквио

Эквио помогает и с созданием контента:

  • выступает подрядчиком для разработки контента;
  • перерабатывает имеющийся у компании контент. Например, переводит офлайн-тренинг в онлайн: электронный или видеокурс;
  • проводит аудит или консультацию, делится своими знаниями в создании контента. Например, может посоветовать, что делать с контентом и как его лучше загрузить. Это базовая услуга, поддержка администраторов платформы входит в стоимость контракта.

Мы как эксперты платформы помогаем более эффективно выстроить структуру готового или планируемого контента, рассказываем, какой функционал лучше использовать при решении той или иной задачи. Если нужна методология, разработка или переработка курса, это уже дополнительная платная услуга.

4. Управление СДО. Распределение ролей

Что ещё важно определить после того, как цели поставлены и план намечен? Какие роли по управлению СДО нужны, и кто из сотрудников будет эти роли исполнять. Есть два пути:

Идеальный, но не часто встречающийся (к нему следует стремиться).Есть несколько сотрудников, каждый занимается своим направлением. В идеале нужно минимум три специалиста (не обязательно на полную загрузку, сотрудник вполне может совмещать несколько проектов или задач):

  • Руководитель проекта СДО: формирует концепцию, разрабатывает и реализует стратегию развития системы, продумывает логику (что, где и как размещено), поддерживает постоянную коммуникацию с сотрудниками и пр. Это менеджерская, управленческая и иногда методологическая работа.
  • Администратор СДО: загружает контент, настраивает систему, анализирует статистику и обратную связь, готовит регулярную отчётность. Работает в тесной связке с руководителем проекта.
  • Методолог, разработчик контента: создаёт сценарий, прописывает брифы и задания, разрабатывает курсы. У него могут быть разные ресурсы: дизайнер, разработчик электронных курсов, верстальщик, методолог.

Бывает и такое, что руководитель отдела обучения инициировал приобретение СДО, потому что нужно выполнять KPI. Он вникает в работу платформы, но сам не занимается её управлением. В этом случае роль по управлению СДО чаще всего ложится на администратора, но последнее слово за руководителем.

Минимальный
Зачастую есть один человек – специалист отдела обучения, который управляет платформой, совместно с коллегами выстраивает стратегию. Он же администрирует систему, разрабатывает и загружает контент. Для небольшого количества сотрудников в компании (до 1000) и при разумном планировании с точки зрения создания или покупки контента – это вполне реальный объём работы для одного человека, но нужно по-максимуму освободить его рабочее время от других задач в первые несколько месяцев после запуска.

Структура СДО. Искусство маленьких шагов

Не включайте все модули сразу – лучше выделите ключевые, проработайте и запустите их, потом переходите к следующей функции. Можно довести до идеального состояния все модули и включить всё разом, но лучше запускать систему поэтапно. Включите сначала то, что уже готово, позвольте сотрудникам привыкнуть к новому формату. Это позволит увидеть места, которые нужно доработать, и даже скорректировать первоначальный план.

5. Тестирование СДО. До или после заключения контракта?

  • создать правила запуска и проведения пилота,
  • подготовить группу (объяснить организационные моменты, правила, что ждут от фокус-группы),
  • дать возможность пройти несколько курсов разного формата, посмотреть весь функционал платформы и собрать обратную связь с помощью опроса: что нравится, а что не очень,
  • удобно или нет, что было полезно, что вызвало затруднение, что можно улучшить и т.д.

В Эквио есть возможность до основного запуска провести пилот, приобрести его как отдельную услугу. Это позволит трезво оценить реальную картину эффективности платформы в компании.

Внутренний PR СДО. Коммуникация и мотивация

Психика большинства людей сопротивляется изменениям, а особенно тем, которые их не очень интересуют. Так и запуск новой СДО является неким стрессом для сотрудников в компании. Есть те, кто любит новое, а есть другие, кто скажет, что опять какую-то ерунду придумали, заставляют нас чем-то дополнительным заниматься. Чтобы помочь им пережить это новшество более комфортно и вызвать интерес к новой системе, следует продумать коммуникационную стратегию и провести PR-кампанию для пользователей. Есть два пути заинтересовать и замотивировать сотрудников:

В Эквио совмещены лучшие практики мировых платформ и приложений, поэтому новые пользователи очень быстро обретают уверенность и с удовольствием пользуются системой.

Мотивация: надо
Есть два способа достижения этой мотивации:

Кейс нашего заказчика Sisley

Продавцам магазинов клиенты дают обратную связь, часто это благодарность. Например, покупательница принесла в подарок продавцу картину, которую сама нарисовала. Узнав об этом, компания сделала доску почёта в платформе Эквио: сотрудники выкладывают фотографии, тексты отзывов от клиентов. Таким образом, лучшие продавцы дополнительно получают общее признание в компании через платформу, а остальные узнают о результатах коллег и стремятся к новым достижениям.


Лайфхак от нашего заказчика Тигрус

6. Анализ результатов работы СДО. Оценка и корректировка плана

Также важно проводить анализ показателей в работе: как было до и стало после обучения (вспомните про поставленные перед запуском SMART-цели). Постарайтесь собрать хоть какие-то отчёты по результатам обученности до внедрения СДО. Можно перед запуском системы провести срез знаний, аттестацию. После запуска, когда все сотрудники пройдут обучение, снова проверьте знания. Сравните результаты ДО и ПОСЛЕ. Если улучшений нет – это повод задуматься и принять меры по корректировке работы СДО: стоит проанализировать цели и подход в обучении, контент. Вообще полезно создать график сверок поставленных целей и результатов работы СДО, это будет помогать держать контроль в работе с системой и ставить перед собой новые высокие цели.

Система дистанционного обучения

E-learning

Система Дистанционного Обучения (СДО) – это система из информационных компонентов и процессов, которая помогает качественно обучать и обучаться на расстоянии и без очных занятий. Проще говоря, СДО – это школа, в которой рутинные и сложные процессы выполняет машина.

Существуют СДО, в которых информация передается через радио, почту или физические носители. Но в этой статье мы рассмотрим самые перспективные и часто используемые СДО – работающие с помощью электронных гаджетов и Интернета.

Что такое система дистанционного обучения?

Электронные СДО – это набор информационных и технических компонентов, который создан для простой передачи знаний преподавателя ученику без необходимости очных встреч.

В нее входят и физические носители, такие как серверы, компьютеры и гаджеты, программные решения, например, LMS – системы управления обучением, сформированные заранее курсы и базы знаний, записанные на электронный носитель.

Дистанционному обучению исполнилось уже больше 300 лет, оно прошло путь от курсов, где материал и задания шли по почте в течении месяцев, до интернет-платформ, где передача информации происходит в течении считанных секунд.

Конечно, такой скачок в скорости был бы невозможен без оптимизации и систематизации процессов. Именно для этого были созданы СДО – готовые решения для повышения эффективности и простоты образования на расстоянии.

Какими бывают СДО?

Чаще всего электронные системы дистанционного обучения разделяют по двум характеристикам: по расположению системы и по цене.

По расположению системы делятся на коробочные и облачные

Коробочные СДО устанавливаются на сервер компании или учебного заведения. Доступ к ним осуществляется через Интернет или внутреннюю сеть. Такие системы обладают максимальным уровнем информационной безопасности, но при этом требуют специалиста, который будет обслуживать их, что выходит дороже для владельца.

Облачные СДО хранятся на сервере платформы, которая их предоставляет, на него же загружаются учебные материалы. Как правило, облачные СДО проще в настройке и управлении, имеют техническую поддержку, при этом создатели чаще их обновляют и вносят полезные функции и инструменты. Доступ к обучению через облачную систему может получить любой человек с гаджетом, подключенным к Интернету. Если вам важна безопасность информации, выбирайте облачную СДО с повышенным уровнем защиты.

По цене системы делятся на бесплатные и коммерческие

Бесплатные свободно распространяются в Интернете. Одной из самых знаменитых бесплатных СДО является Moodle. Но нужно учитывать, что за бесплатной оболочкой программы могут скрываться затраты на ее запуск и настройку. Например, для настройки того же самого Moodle требуются специальные технические знания, домен в Интернете, подключение базы данных и постоянное обслуживание. Эти затраты могут превысить даже стоимость среднего тарифа платной платформы.

Тем временем коммерческие СДО распространяются за деньги и чаще всего дают доступ владельцу в режиме подписки или помесячной оплаты. У них есть ряд плюсов: постоянные обновления и введение новых функций, техническая поддержка, простота в настройке и управлении, удобный доступ через компьютеры или приложения на гаджетах, хранение учебных материалов на облачном сервере.

Выбирать СДО следует с учетом целей и задач, которые она будет решать. К примеру, для запуска онлайн-школы подойдет только облачная система, если она еще качественная коммерческая, то не придется разбираться в ее настройке или тратить деньги на специалиста. А для корпоративного обучения может подойти и бесплатная коробочная, которую при должной компетенции может настроить штатный IT-специалист.

Кому будет полезно использовать СДО?

Самую большую пользу от СДО получают:

Преподаватели, которые обучают людей каким-то дисциплинам, навыкам и знаниям

Обучение через Интернет позволяет им сэкономить на аренде классов, систематизировать учебные процессы, сэкономить время и деньги на рутинной работе, повысить качество и скорость обучения. В конечном итоге любой специалист может превратить свои знания в бизнес, который будет стабильно приносить доход и поток благодарных учеников, с минимальными вложениями средств и ресурсов.

Владельцы компаний и ответственные HR-менеджеры

Использование СДО в корпоративном обучении помогает сократить расходы на него. Кроме этого система позволяет быстро и качественно обучать большие группы сотрудников по общему стандарту, автоматически проводить регулярную переаттестацию, контролировать процесс и успехи каждого отдельно взятого ученика. Современные СДО можно настроить в течении 1-3 дней без привлечения сторонних специалистов, при этом они дадут возможность вашим сотрудникам обучаться в удобное время из удобного места.

Учебные заведения

Уже многие крупные вузы перенесли часть процесса обучения в Интернет с помощью систем дистанционного обучения. Возможность пройти часть курса из дома, получить дополнительные учебные материалы или полностью изучить дисциплину повышает качество и скорость обучения студентов. А это напрямую влияет на престиж учебного заведения.

Таким образом, СДО повышают эффективность любой деятельности, в которой требуется обучать, передавать знания от одного человека другому.

Какую пользу приносит СДО в процесс обучения читайте далее.

6 задач, которые должна решать современная СДО

Качественная СДО решает минимум 5 задач в организации дистанционного обучения:

1. Организация учебного процесса

К ней относится систематизация процессов, формирование уроков, открытие к ним доступа для обучающегося в удобное для него время, планирование разных видов занятий, возможность вносить изменения и улучшения в учебные модули и другие.

2. Контакт преподавателя и студента

3. Автоматический контроль знаний

Проще говоря, проверка домашних заданий. Самый простой и быстрый способ, который предоставляют СДО – это тестирование с автоматической проверкой. Если же нужен более глубокий контроль, хорошие системы дают возможность вручную проверять задание, давать подробную обратную связь или проводить экзамен в режиме реального времени.

4. Анализ усвоения материала

Сбор статистики и ее анализ помогают понять, какой модуль курса самый сложный, где нужно переработать материал для его упрощения, отслеживать промежуточные результаты обучения отдельных учеников и групп.

5. Удобный доступ к базе знаний – архиву учебных материалов

Систематизация и редактирование уже существующих уроков, добавление новых учебных материалов в разных форматах, простая работа с информацией на сервере или облаке.

6. Автоматизация доступа к курсу

СДО помогают решить трудоемкую и важную задачу – открытие доступа к курсу. Они допускают студента к занятиям в зависимости от выполнения им каких-то условий в автоматическом режиме: оплата, прохождение предыдущего урока, его должности, если это корпоративное обучение.

Одним из важных преимуществ дистанционного обучения является удобство графика и низкая стоимость. А использование специализированных систем делает такое обучение более удобным для студентов и менее затратным для владельца курса или компании, что в конечном итоге выливается в качественное обучение с одной стороны и повышение дохода с другой стороны.

Без использования систем дистанционного обучения все эти задачи администратору курса приходится решать вручную. На это тратится много времени и сил, что уменьшает эффективность работы и для преподавателя, и для студента.

Какие еще плюсы дают продвинутые СДО

Описанные выше задачи решает любая современная система дистанционного обучения. Если ее функционал не включает их, пользоваться ей невыгодно.

Но продвинутые СДО чаще всего дают своему владельцу еще больше удобных функций, которые делают обучение еще проще:

  • Удобный доступ для преподавателя и студента

Например, через сайт или приложение, которые помогают управлять обучением и проходить курс в любом удобном месте.

  • Индивидуальная направленность обучения

Владелец СДО может создать несколько различных курсов и давать доступ студенту в зависимости от его целей.

Анализ сдачи домашних заданий и времени, проведенного в обучении, может помочь преподавателю вовремя уделить дополнительное внимание отстающему студенту.

Игрофикация и система баллов помогают поддерживать интерес к продолжению обучения и повышают количество учеников, завершивших курс.

  • Возможность переносить курсы с других платформ

Хорошая СДО соответствует стандарту интерактивного обучения SCORM, благодаря чему курс можно перенести с другой или на другую платформу.

СДО дают простор и удобство для обучения большого количества людей одновременно. Будут ли это учебные потоки, отдельные студенческие группы или асинхронное прохождение курса множеством людей, зависит от владельца СДО.

  • Быстрый запуск и техническая поддержка

Коммерческие СДО могут предоставлять технических специалистов, которые помогут запустить курс обучения в течении 1-3 дней. Но это работает только с облачными СДО, потому что на запуск коробочной понадобится в разы больше времени.

  • Подключение различных способов оплаты для студентов
  • Интеграция со сторонними сервисами

Возможность использовать функционал других крупных сервисов на платформе обучения привлекает студентов и упрощает работу владельца СДО.

Хорошие платформы дают владельцу возможность оформить их в стиле, которого придерживается его компания. Для частных онлайн-школ это тоже важно – собственный дизайн делает школу более запоминаемой.

Предприниматели, которые продают свои уроки, особенно ценят СДО, которые интегрируются с их системами управления продажами или даже предоставляют собственную.

Многие современные СДО позволяют создавать рассылки по базе учеников через емейл, мессенджеры, СМС или прозвоны. Это повышает вовлеченность студентов в обучение и помогает им не забывать о занятиях.

Этот инструмент позволяет автоматизировать продажи курсов с помощью создания лендинга, привлечения и прогрева аудитории и упрощенного способа оплаты доступа к курсу.

Некоторые СДО позволяют отслеживать статистику рекламы курса в Интернете и анализируют ее, давая владельцу понимание, какой вид продвижения и как эффективно работает для его онлайн-школы.

В зависимости от выбранной СДО и от тарифа, если она коммерческая, объем дополнительных функций варьируется. Но современные системы способны решать практически все задачи, связанные с обучением почти во всех сферах знаний.

Какие минусы есть у дистанционного обучения?

Самый большой минус дистанционного обучения – это отсутствие непосредственного контакта и контроля студента преподавателем. Тем не менее, СДО помогают если не решить эти недостатки, то сгладить их негативное воздействие.

Снижение мотивации к обучению

При отсутствии необходимости очно присутствовать на занятиях, желание закончить курс постепенно угасает у любого человека. СДО дают возможность выдавать информацию небольшими порциями, чтобы студент чувствовал постепенное движение к цели и промежуточные результаты. Кроме этого, многие современные СДО обладают системами игрофикации, поощрения и состязаний, что дополнительно мотивирует ученика.

Отсутствие эмоционального контакта

Когда обучение представляет собой только передачу информации, его качество падает из-за отсутствия эмоциональной составляющей. Качественные СДО позволяют создавать текстовые уроки, иллюстрации, видеолекции и семинары, креативные домашние задания. Кроме этого, давать личную обратную связь в удобной форме. Это не заменяет полноценных эмоций от обучения, но повышает его качество.

Низкий уровень практического обучения

Невозможность передать дистанционно практические навыки ограничивает дистанционное обучение в количестве дисциплин, которым можно обучиться с помощью него. Тем не менее, разнообразие форматов уроков, особый акцент на методическую составляющую обучения, включение очных занятий и вебинаров, использование современной техники, например, шлемов виртуальной реальности, частично решают эту проблему. Конечно, дистанционно обучать хирургов практике не сможет никто, но передать им теорию в удобном виде – запросто.

Последний минус невозможно решить с помощью СДО, ведь она и является его причиной:

Широкое использование информационных технологий требует от студента и преподавателя особые условия для обучения

К ним относятся устойчивый доступ в Интернет, технические средства для записи и просмотра уроков, определенный уровень знаний для управления процессом обучения. Проще говоря, человек без современного гаджета, умения им пользоваться и доступа в Интернет будет испытывать большие проблемы в обучении с помощью СДО.

В качестве заключения

Теперь вы в первую очередь имеете представление о современных СДО, о том, как они устроены, где применяются и как помогают улучшить процесс дистанционного обучения. Если вам этого достаточно – прекрасно, но если вам нужно больше, рекомендуем прочитать еще три абзаца.

Вы можете разобраться в СДО на конкретном примере. В статье по ссылке далее, подробно рассказано про одну из самых популярных бесплатных СДО – Moodle.

Разобравшись в СДО, вам будет полезно узнать о LMS-платформах. Они являются частью системы и отвечают за оптимизацию процессов обучения. Вы можете прочитать о них в этой статье.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Электронное обучение - это .

  • обучение с помощью только электронных книг
  • обучение с помощью телевидения
  • обучение с помощью Интернет и мультимедиа
  • обучение с помощью электронных библиотек
Вопрос 2

Какие из перечисленных инструментов являются синхронными?

  • аудио/видео-конференции
  • вебинар
  • тематические рассылки
  • e-mail
Вопрос 3

Когда студент получает логин и пароль доступа к СДО?

  • При поступлении в университет
  • При написании заявления в деканат
  • 1 сентября
  • При подтверждении куратором
Вопрос 4

На какие списки подразделяются учебные курсы?

  • Неактивные. Активные. Просроченные. Завершенные
  • Прошедшие. Активные. Будущие.
  • Завершенные. Прошедшие. Текущие. Будущие.
Вопрос 5

По какой системе выставляется оценка за занятия в СДО?

  • пятибалльной
  • стобалльной
  • четверичной
  • двоичной
Вопрос 6

Какие из учебных действий не являются элементами электронного обучения?

  • работа в СДО
  • работа в социальной сети
  • работа в электронной библиотеке
  • работа в онлайн-занятии
Вопрос 7

По какому адресу вы можете обратиться к системе дистанционного обучения РГСУ?

Вопрос 8

Основными учебными материалами в электронном обучении являются .

  • электронные учебные курсы
  • электронные файлы
  • читальные залы
Вопрос 9

Какие из перечисленных инструментов являются асинхронными?

  • e-mail
  • чат
  • вебинар
  • система обмена файлами
  • тематические рассылки
Вопрос 10

Какие из перечисленных инструментов являются смешанными?

  • синхронные или не синхронные
  • синхронные и асинхронные
  • асинхронные или не асинхронные
  • нет правильного ответа
Вопрос 11

Какой результат из нескольких попыток прохождения теста передается в ведомость успеваемости?

  • Наименьший
  • Средний
  • Наилучший
Вопрос 12
Вопрос 13

Семинарские занятия в синхронном режиме проводятся с помощью .

  • почтовой связи
  • видеоконференцсвязи
  • электронной почты
Вопрос 14
Вопрос 15

В каком виде следует присылать ответ на выданное задание?

Вопрос 16

Занятие какого типа требует прикрепления файла с ответом?

Вопрос 17

СДО РГСУ - это .

  • Система управления учебным процессом
  • Полнофункциональная законченная система управления обучением
  • Полнофункциональная система управления воспитательным процессом
  • Система дистанционного образования Российской Федерации
Вопрос 18

По какому адресу вы можете обратиться к портфолио студента?

Вопрос 19

Вебинар - это инструмент для проведения занятий в ____ режиме:


Дистанционное обучение, как и любая другая система обучения, состоит из нескольких частей: содержательная и организационная. Таким образом система дистанционного обучения это набор программных продуктов и решений, который объединяет и автоматизирует все или большую часть процессов, связанных с обучением.

Чтобы грамотно организовать дистанционное обучение СДО должна автоматизировать актуальные задачи. К примеру, есть возможность предоставить учебные материалы, организовать взаимодействия пользователей, сформировать отчеты и многое другое.

СДО предоставляет следующие возможности:

  • Управление всеми видами обучения (электронное, очное и заочное).
  • Проверка знаний и навыков.
  • Анализ обучения и оценка результатов.
  • Предоставление контента и программ.
  • Архив учебных материалов.

Как правило, дистанционное обучение разбивается на три основных блока, которые обладают специальным функционалом. Речь идет об управлении учебного процесса, взаимодействие между пользователями и разработке учебных материалов.


У блока управления можно выделить следующие функциональные возможности:

  1. Определение компетенций.
  2. Автоматизированное составление учебного материала.
  3. Организация СДО и управление аккаунтами.
  4. Запись деятельности.
  5. Техническая поддержка.
  6. Формирование результатов обучения.
  7. Сравнительный анализ обучения.


  1. Видео и аудио связь.
  2. Мессенджер.
  3. Wiki.
  4. Личный кабинет.
  5. Блог.

Чтобы построить единую информационную среду, нужно интегрировать различные системы: управление персоналом, оценка деятельности, регулирование знаний и навыков пользователей. Если грамотно интегрировать данные компоненты, то есть возможность выстроить систему связи между участниками обучения.


Те, кто только начинает создавать онлайн-курсы, знают, что такое разработка системы дистанционного обучения. Ведь e-Learning – это неотъемлемая часть СДО. Можно перечислить восемь причин, почему эта система так важна:

  1. Вся информация в одном месте. Учебные материалы можно собрать в одном месте, исключив использование дисков и других носителей. К тому же такой подход облегчает обучение и сокращает вероятность потери данных.
  2. Свободный доступ к необходимому контенту. Курсы e-Learning можно проходить не только через персональные компьютеры, но и смартфоны и другие гаджеты. Вся информация находится на удаленном сервере.
  3. Анализ процесса обучения. В отличие от традиционного обучения, СДО дает возможность отлеживать курс и гарантировать его прохождение. Если пользователь не усваивает информацию, то можно порекомендовать другие ресурсы для изучения, чтобы повысить продуктивность обучения. Практически все СДО автоматически формируют отчеты и указывают на ошибки студентов. В любой момент можно внести корректировки в модуль.

Помимо очевидных плюсов, существуют некоторые минусы СДО, которые необходимо знать каждому, кто собирается пройти онлайн-курсы.

  1. В связи с тем, что e-Learning проходит удаленно, возможности очного общения между преподавателем и студентами нет. В данном случае индивидуальный подход к обучению отсутствует.
  2. Дистанционное обучение требует от студентов жесткой самодисциплины, однако это все зависит от учащегося.
  3. Чтобы постоянно находиться в образовательной среде, необходима качественная техническая оснащенность, которая имеется не у каждого пользователя.
  4. Нехватка практических занятий.
  5. Нет дополнительных стимулов и постоянного контроля над студентом.
  6. Если у специалистов не хватает квалификации, то обучающиеся программы могут быть некачественно разработаны.
  7. Студент может изложить свои знания только в письменной форме, словесная форма отсутствует.

Можно с уверенностью сказать о том, что рынок СДО активно развивается во всем мире. Это связано в первую очередь с повышенным спросом на образовательные услуги и развитием информационных технологий. К тому же из года в год количество пользователей в Интернете увеличивается.

Системы дистанционного обучения в России только лишь начинают формироваться, многие компании и фирмы создают свои e-Learning для персонала. Также СДО помогают ВУЗам предоставлять необходимую информацию студентам, которые удаленно сдают экзамены. На сегодняшний день дистанционное обучение внедрено в 50% учебных заведений. Однако СДО испытывает трудности с тем, что в отдаленных регионах РФ недостаточно развитая инфраструктура.

Тем не менее, IT-индустрия развивается очень быстро, это вынуждает компании в ускоренном темпе переподготавливать кадры. Лучшим решением является создание системы дистанционного обучения, которая не только повышает квалификацию работников, но и экономит ресурсы бизнеса.

Перед тем как внедрить инновацию, необходимо посмотреть обзор систем дистанционного обучения. Лучшего всего составить список и ответить на вопрос, зачем нужна СДО предприятию или организации? К примеру, система будет идеальным вариантом для учебного заведения, так как это поможет расширить количество курсов, студентов и сэкономить время на обучение. При этом можно привлечь новых преподавателей и создать единую платформу.

Владельцы крупного бизнеса смогут по достоинству оценить ряд преимуществ СДО для корпоративного обучения. Во-первых, это материальная выгода, а во-вторых – единый стандарт для всех сотрудников компании. Используя дистанционное обучение, руководство самостоятельно сможет отслеживать результаты обучения, регулировать интеграционные процессы и оценивать успеваемость. Интеграция системы дистанционного обучения даст возможность повысить качество работы специалистов, улучшив взаимоотношения между менеджерами и рабочими.

Читайте также: