Какое сообщение содержит повесть временных лет восточные славяне

Обновлено: 05.07.2024

С давнего времени люди проявляют особый интерес к истории всего, что их окружает. Существует множество исторических записей, наскальных рисунков, результатов археологических раскопок, которые рассказывают о том, как жили наши предки. Однако в мировой истории много неизведанных и неизученных фактов. Многие из них остаются загадкой для историков, которую они пытаются, иногда безуспешно, отгадать.

Так, до конца неизученным остаётся вопрос о том откуда произошли восточные славяне и пути, которыми они расселились.

Происхождение восточных славян

Кто такие славяне? Откуда они появились? Эти вопросы до сих пор остаются не до конца раскрытыми. Факты о происхождении славян, как отдельной народности, остаются для науки непознанными, так как ни в одном историческом документе нет точных данных о том, что это за народ, как он появился, как жил и чем занимался. Изучением появления славянских народностей занимались многие известные деятели, такие как Римский историк Тацит, монах Нестор (был первым кто заинтересовался вопросом о том, когда, откуда и каким образом появился народ – славяне).

Самые первые упоминания о славянах начинаются в глубокой древности и приходятся на 2-1 века до нашей эры, когда только зародился первобытнообщинный строй. Это были племена, которые относились к индоевропейским народам.

Во 2 тысячелетии ещё до нашей эры началось деление индоевропейской общины на три отдельные группы народов.

1. Протогерманцы. Они расселились на территориях Запада и Юга Европы.

2. Балто-Славянский народ. Заняли самую обширную территорию. Расселились по Центральной части Европы, между такими реками, как Днепр, Дунай, Эльба и Висла.

3. Индийский и Иранский народ. Заняли территорию Азии.

I тысячелетие до нашей эры ознаменовано ещё одним делением народов. Из Балто-Славянских народов выходят два самостоятельных, обособившихся племени: балты и славяне. Последние проживали в центральной и восточной части Европы. Достоверно известно, что в VI веке нашей эры, праславянских народов насчитывалось более 160 племён. Все они были объединены в три огромные группы, которые различались между собой манерой говорить, бытом и традициями, религиозными соображениями.

В первую группу входили Венеды, которые проживали в центре реки Висла.

Вторыми стали Склавины. Они заняли территорию в междуречье рек Дунай и Висла.

И в третью группу входили Анты. Им принадлежали земли между реками Днестр и Днепр. Об этих фактах упоминается в писаниях великого историка Иордана. А находки археологов при ведении раскопок в этих местах, только подтверждают данный факт.

Большинство учёных и лингвистов полагают, что племена антов являются прямыми потомками народа восточных славян.

Пути расселения восточных славянских народов

С VI поVIII век нашей эры происходит значимое для истории переселение славянских племён. Этому способствовало увеличение численности народов, развитие у них земледелия и скотоводства. Пришло время осваивать новые земли.

Всего было три направления, в которые передвигались переселенцы.

Западная часть Европы. Там поселились чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы.


Южную территорию Европы
заняли современные хорваты, сербы, болгары, черногорцы.

Восточно-Европейскую равнину обжили, теперь уже, русские, украинцы и белорусы. Они заняли обширную территорию с севера от Ладожского озера до южных границ черноморского побережья. На западе от Великих Карпатских гор до Поволжья на востоке.

1. Поляне. Занимали среднее течение Днепра. Жили в полях. Самое многочисленное племя восточных славян. Земля, на которой они проживали называлась Русь.

2. Дулебы и Бужане. Жили южнее реки Буг.

3. Тиверцы. Поселились на территории между реками Днестр и Южный Буг.

4. Северяне. Места между Днепром и Десной.

5. Белые Хорваты. Проживали на севере Карпат.

6. Полочане. Расположились возле реки Полота.

7. Радимичи. Бассейн рек Сож и Сула.

8. Словене. Территория между Волхвом и Рекой Ильмень.

9. Кривичи. Поселились в верховьях рек Волга, Западная Двина и Днепр.

10. Вятичи. Проживали между Окой и Доном.

11. Волыняне. В верховье реки Буг.

12. Уличи. Расселились между рекой Прут и Днестр.

13. Древляне – живущие в лесах. Жили между рекой Днепр и рекой Припять.

Долгое время учёные скептически относились к информации, которую передал в своём труде Нестор. Однако в XX веке археологи подтвердили каждое слово, написанное монахом. При очередных раскопках были обнаружены украшения, принадлежавшие женщинам из разных племенных союзов. Выяснилось, что женские украшения, а именно височные кольца, различались у каждого племени по форме и составу.

Большую роль в переселении восточных славян играли те, кто проживал по соседству. Так или иначе народам приходилось соприкасаться друг с другом. Со многими соседями, такими как балтийские (ливы, корела, чудь), западнославянские (чехи, словаке, поляке) и угро-финские племена (мордва, меря), были мирные и дружеские отношения. Народы обменивались накопленным опытом, перенимали традиции друг друга.

Но не со всеми были такие тёплые отношения. Очень часто происходило несовпадение взглядов и интересов с соседями с востока и юга, а также с тюркоязычными племенами и кочевыми народами (болгары, печенеги, тюрки). Случались набеги и междоусобицы. Результатом которых было, как правило освоение новых земель или завоевание уже обжитых территорий.

Итак, благодаря старинным историческим писаниям, археологическим раскопкам становится более или менее ясна картина, раскрывающая происхождение восточных славян из общей массы индоевропейской народности, а также пути их переселения. Однако тёмных пятен в истории нашей страны, нашего государства ещё очень и очень много.

Что же представляют собой эти славянские этнические общности?

Племена восточных славян

В речи летописца понятия род и племя имели весьма широкое толкование. Род — это и семья, и племя, и народ. Племя обозначало и семью, и народ, и союзы племен, для которых у летописца не было специального термина, хотя они и были ему известны.

Названия древнеславянских племен

Константин Багрянородный (X в.) знает древлян, дреговичей уличей, кривичей, хорватов, северян; арабские источники той же поры — Ибрагим ибн-Иакуб и Масуди — дулебов, волынян: Гардизи, Ибн-Росте — вятичей; хазарский царь Иосиф — северян и вятичей. Этим исчерпываются наши сведения о славянах Восточной Европы, извлеченные из письменных источников. Теперь на авансцену должны выступить археологические материалы. Постановка вопроса о славянах Восточной Европы, отвечающая современному уровню развития науки, оказалась возможной только благодаря исследованиям советских археологов.

Типы погребений славян

К содержанию раздела: Русский народ

Смотрите также:

Нравы славян. Древнейшие известия о славянах вообще и о русских в частности рисуют их жизнерадостным народом, любившим пляски, песни
Араб Кардизи писал о восточных славянах, что у них водится много меда и вина; у одного человека бывает по сту жбанов меда.

:: Вятичи. — славянское племя, населявшее в древности нынешние губернии: Калужскую
с запада и поселились на Оке, будучи от рода ляхов и получив свое название от вождя Вятко.
а при погребении, как впрочем и другие славяне, они сожигали трупы, справляли тризны и.

Славяне, славянский антропологический тип. Русы и славяне восточных авторов. Народ и культура. Славяне, балты, кельты. РУСЬ.
1. Народы и племена Восточной Европы. 6. Торговые связи восточных славян с другими народами.

Отделившиеся семьи, разрастаясь, превращались в роды; роды, разрастаясь, превращались в племена. Даже группы людей разных родов и племен, поселяясь вместе
Этот процесс был общим для всего славянства, в том числе и для наших предков — восточных славян.

Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз.
После закрепления на новых местах восточные славяне создают основы своей обществен-ной и хозяйственной жизни.

Славяне, славянский антропологический тип. Русы и славяне восточных авторов. Народ и культура. Славяне, балты, кельты.
Сведения о древнейшем общественном строе восточных славян. 1. Народы и племена Восточной Европы.

Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке, по имени Морава, и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи (по разным предположениям, волохи – норманны, франки или кельты. – Ред.) напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне эти ушли на север и поселились на Висле. Они прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.

Когда же поляне жили отдельно… тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно выйти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское. – Ред.), и устье того озера впадает в море Варяжское (Балтийское. – Ред.). И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду. А от Царьграда можно прийти в Понт-море (Черное море. – Ред.), в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса (в районе Валдайской возвышенности. – Ред.) и течет на юг. Двина… же… течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское (Каспийское. – Ред.). Так из Руси можно идти по Волге в Болгары (имеется в виду Волжская Булгария. – Ред.) и в Хвалисы, а по Двине – в Варяги, из Варяг до Рима.

Поляне жили отдельно и управлялись своими родами… а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От них же произошли кривичи, которые сидят в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск. Именно там сидят кривичи, от них же и северяне. На Белоозере (имеется в виду не город, а местность, прилегающая к Белому озеру. – Ред.) сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине (Плещеевой. – Ред.) озере меря же. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома (финно-угорское племя. – Ред.), говорящая на своем языке, и черемисы (мари. – Ред.), говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так, потому что сидели на Бугу, но затем названные волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордова (мордва. – Ред.), пермь, печора, ямь, литва – эти говорят на своих языках.

Радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой Вятко, и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко с родом своим на Оке, от него прозвались вятичи. И жили между собой в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Имели они свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне.

И сбылось все: владеют русские князья хазарами и по нынешний день.

В лето 852, когда начал царствовать в Греции Михаил, стала прозываться русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот с этой поры начнем и числа положим.

В лето 859. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян новгородских, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке с дыма.

И собрались трое братьев со своими родами и пришли к словенам, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – пришельцы, а первое население в Новгороде – славяне, в Половецке – кривичи (Половецком, вероятно, назван Полоцк – город в земле кривичей-полочан. – Ред.), в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – муромы, и теми всеми владел Рюрик.

В лето 965. Пошел Святослав на хазар. И в битве одолел Святослав хазар и столицу их взял. И победил ясов и касагов.

В лето 966. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

В лето 967. Пошел Святослав на Дунай, на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял восемьдесят городов их по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславле, беря дань с греков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 1 ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

Глава 1 ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ Огромное количество трактовок и прочтений русских летописей вынуждает нас отвергнуть все разом, собрать голые факты, и на их основе заново выстроить логичную версию происходивших событий. Для построения версии на другой принципиальной

Повесть временных лет

Повесть временных лет Так начнем повесть сию.Славяне сели по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так одни пришли и сели на реке, по имени Морава, и прозвались моравами, а

3. Древнейшее летописание. Повесть временных лет

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (извлечения)

Приложение 1. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

1.1.2. Повесть временных лет и предшествовавшие ей своды

1.1.2. Повесть временных лет и предшествовавшие ей своды Начало древнерусского летописания связывают с устойчивым текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. Отдельных списков его неизвестно. В некоторых поздних

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия.

Иафету же достались страны запада и север.

Так начинается "Повесть временных лет" - самый древний труд по русской истории, дошедший до нас. Он был создан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1110 года. До нас дошли поздние списки (не ранее 1377 года - Лаврентьевская летопись) её редакций, выполненных другими авторами в 1116 (редакция игумена киевского Выдубецкого монастыря Сильвестра) и 1118 годах (третья редакция), но редактирование в основном касалось текущей политики и в меньшей степени затрагивало исторические данные.

ПВЛ состоит из погодных записей, рассказывающих о событиях того или иного года. Их предваряет некоторое введение, где Нестор даёт ответы на вопросы: о происхождении славян в связи с происхождением всех известных народов, о происхождении тех славян, которые населяют Русскую землю, и о происхождении самой Русской Земли, как государственного образования, т.е. о начале исторического времени для восточных славян.

Первый вопрос - откуда пошли славяне вообще, Нестор разрешает в библейской традиции, определяя славян наравне с другими народами запада и севера как потомков сыновей Иафета, а их язык как результат вавилонского смешения языков. По разрушении же столпа [Вавилонского] и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти двух язык произошёл и народ славянский от племени Иафета - так называемые норики, которые есть славяне. Т.е. первые славяне были норики. Среди известных народов под нориками можно понимать жителей царства, а затем римской провинции Норик, расположенной на левобережье Дуная на территории современных Австрии, Венгрии, Словении.

Следующий этап - разделение славян на разные племена. Нестор посчитал прародиной славян Дунайские низменности. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке по имени Морава и прозвались морава, а другие прозвались чехи. А вот ещё славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.

Второй вопрос - как славяне расселились по Русской равнине, Нестор связывает с первичным расселением славян из Придунавья. Так же и эти славяне (непосредственное продолжение предыдущей цитаты) пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке впадающей в Двину, по имени Полота, от неё получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся народ, а по имени его и грамота назвалась "славянская".

Ещё дважды возвращается Нестор к расселению восточных славян.

От этих последних [полочан] произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, их же город Смоленск: именно там сидят кривичи. От них же происходят северяне.

Поляне же живущие сами по себе, как мы уже говорили, были из словенского рода и только после назвались полянами, древляне произошли от тех же славян и так же не сразу назвались древлянами, радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой Вятко; и пришли и сели; Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему греки называли их "Великая Скифь". Здесь Нестор дал объяснение эпитету "великая", а не основному названию - Скифь. Ещё во времена императора Диоклетиана (284-305 гг.) территория по побережью Чёрного моря от Дуная до Днестра была выделена в римскую провинцию Малая Скифия и под этим же названием эта провинция была в составе Византии до завоевания её болгарами. Под Великой Скифией греки понимали всю Восточно-европейскую равнину.

Третий вопрос - это вопрос о происхождении государства. Причём, если в современном русском сознании и языке существует оппозиция народ - государство (Лозунг типа "народ и партия едины" лишь подтверждает их разъединённость самим фактом необходимости своего существования; "антинародное государство" "народные массы и правящий класс" и т.п.) то в Несторово время термин Земля означал не столько территорию, сколько народ, объединённый государственной организацией. -380(к с.7) Таким образом, история народа - это история его государства и наоборот.

Начало государственной истории Нестор определяет на год 6360 от сотворения мира (852 от рождества Христова). В год 6360 [852] индикта 15 [15 год пятнадцатилетнего византийского цикла, начинающегося от сотворения мира], когда начал царствовать Михаил [в действительности в 842 году] стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнём и числа положим.

Продолжившие Несторово начинание летописцы продолжали его только в одном направлении - делали погодные записи. Следующего историка России пришлось ждать до XVIII века, до петровских времён. Тогда были не только собраны и прочитаны светскими деятелями русские летописи, чем занимался в частности В.Н.Татищев, собрание которого сгорело в московском пожаре 1812 года, но прочтены и труды античных авторов: Геродота, Тацита, Плиния Младшего, Страбона и др. Версия Нестора о нориках и дунайском происхождении славян поддержки не нашла. Первославянами с этих пор стали считать венедов. Ещё у М.В.Ломоносова в работе "Древняя российская история", написанной в 1754-1758 годах, можно прочитать: "Древнейшее всех переселение славян, по известиям старинных писателей, почитать должно из Азии в Европу. Что оное двумя путями происходило усмотреть нетрудно. Ибо венеды от Трои с Антенором плыли Архипелагом [острова Эгейского моря], Посрединным и Адриатическим морем".

С этой же версией, хотя и не в столь экзотической форме, как у М.В.Ломоносова, согласились, впрочем, не придавая проблеме этногенеза большого значения, авторы классических трудов по истории России, С.М.Соловьёв, первый том его "Истории России с древнейших времён" вышел в 1851 году, и В.О.Ключевский, первый том "Курса русской истории" - 1904 г. Время начала истории восточных славян и истории русской государственности эти авторы согласуют с данными "Повести временных лет".


Средние века Происхождение восточных славян

Осокина И.

1. Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства

2. Восточные славяне и их племенные княжества

Височные украшения восточнославянских племен
1 - спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное полуторооборотное (дулебские племена);3 - семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое (словене ильменские);5 - эавернутоконечное

3. Занятия восточных славян

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

4. Семья и род у восточных славян
Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община – вервь.
Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI – VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща приходит земледельческая община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О. Ключевский, в строе частного гражданского общежития старинный русский двор, сложная семья домохозяина с женой, детьми и неотделенными родственниками, братьями, племянниками, служил переходной ступенью от древнего рода к новейшей простой семье и соответствовал древней римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение его на дворы или сложные семьи оставило по себе некоторые следы в народных поверьях и обычаях.

5. Общественное устройство

Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства – ускорить или замедлить его.

6. Религия восточных славян

Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.
У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

7. Формирование государства у славян

Эта дата (882 г.) традиционно считается датой образования Древнерусского государства. Центром объединенного государства стал Киев.
Существует точка зрения, что поход Олега на Киев был первым актом в драматической вековой борьбе между прохристианскими и проязыческими силами на Руси (после крещения Аскольда и его сподвижников родоплеменная знать, жрецы обращаются за помощью к князьям – язычникам Новгорода). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на то, что поход Олега на Киев в 882 г. менее всего был похож на завоевание (в источниках нет ни слова о вооруженных столкновениях по пути, все города по Днепру отворяли свои ворота).
Древнерусское государство возникло благодаря самобытному политическому творчеству русского народа.
Славянские племена жили родами и общинами, занимаясь сельским хозяйством, охотой и рыболовством. Находясь между Европой и Азией, они подвергались постоянным военным нашествиям и грабежам со стороны степных кочевников и северных пиратов, поэтому сама история вынудила их выбирать или нанимать князей с дружинами для самообороны и поддержания порядка.
Таким образом, из территориальной сельскохозяйственной общины, имеющей профессиональные вооруженные и управленческие органы, действующие на постоянной основе, возникло Древнерусское государство, в основании которого участвовали два политических начала социального общежития: 1) единоличное или монархическое в лице князя и 2) демократическое – представленное вечевым собранием народа.

Подытоживая сказанное, отметим, прежде всего, что период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками.
При этом более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников.
Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение.
Миграция древнейших славян, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях привели к появлению восточно-славянского этноса, состоявшего из более чем десятка племенных союзов.
Основой хозяйственной деятельности восточных славян стало, в основном, по причине оседлости, земледелие. Заметно возрастала роль промыслов и внешней торговли.
В новых условиях начался переход от родовой демократии к военной, а от родовой общины – к земледельческой.
Усложнились верования восточных славян. На смену синкретическому Роду – главному богу славян-охотников, с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. При этом все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.
В VI – середине IX в. славяне сохранили основы общинного строя: общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию.
Торговля и война у восточных славян, попеременно сменяя друг друга, все больше изменяли уклад жизни славянских племен, вплотную подводя их к формированию новой системы отношений.
Восточные славяне претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.

Читайте также: