Каким способом руководитель маневров может передавать сообщение о закреплении вагонов машинисту сдо

Обновлено: 03.07.2024

В целях актуализации нормативных документов ОАО "РЖД" в области охраны труда:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Инструкцию по охране труда для составителя поездов железнодорожной станции ОАО "РЖД", утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 17 ноября 2015 г. N 2705р, и Инструкцию по охране труда для кондуктора грузовых поездов ОАО "РЖД", утвержденную распоряжением ОАО "РЖД" от 19 декабря 2016 г. N 2583р.

2. Руководителям причастных филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить доведение изменений, утвержденных настоящим распоряжением, до сведения причастных работников, внесение необходимых изменений и дополнений в соответствующие локальные нормативные акты структурных подразделений.

Заместитель
генерального директора ОАО "РЖД" -
начальник Центральной дирекции
управления движением
П.А.ИВАНОВ

Утверждены
распоряжением ОАО "РЖД"
от 2 сентября 2019 г. N 1919/р

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ИНСТРУКЦИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ СОСТАВИТЕЛЯ ПОЕЗДОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ ОАО "РЖД"
И ИНСТРУКЦИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ КОНДУКТОРА ГРУЗОВЫХ
ПОЕЗДОВ ОАО "РЖД"

1. В Инструкции по охране труда для составителя поездов железнодорожной станции ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" 17 ноября 2015 г. N 2705р:

а) в абзаце втором после слов "психиатрическое освидетельствование" дополнить словами ", и не имеющие медицинских противопоказаний;";

б) последний абзац изложить в следующей редакции:

"обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, в том числе по вопросу оказания первой помощи пострадавшим, со стажировкой на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, получившие допуск к самостоятельной работе;

аттестацию на знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в объеме, соответствующем должностным обязанностям.";

а) последний абзац изложить в следующей редакции:

"При перерыве в работе в должности более 1 года составитель поездов должен пройти стажировку, внеочередную проверку знаний требований охраны труда, после перерыва в работе более чем на 30 календарных дней - внеплановый инструктаж.";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"Составитель поездов, совмещающий профессии (должности), должен пройти обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда в полном объеме как по основной, так и по совмещаемой профессии (должности).";

3) пункт 1.6 после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:

"соблюдать технологию производства работ, безопасные приемы при выполнении работ, требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях, санитарные нормы и правила, инструкции по охране труда, пожарной и электробезопасности;

при нахождении во время исполнения должностных обязанностей на железнодорожных путях находиться в соответствующей специальной одежде (далее - спецодежда) и специальной обуви (далее - спецобувь);";

4) абзацы второй и третий пункта 1.7 изложить в следующей редакции:

"1) при нахождении на железнодорожных путях (в зависимости от местных условий):

движущийся железнодорожный подвижной состав;

движущиеся транспортные средства;

подвижные части технологического оборудования (движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);

падающие с высоты и разлетающиеся предметы и инструмент;

расположение рабочих мест на высоте;

запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочих местах;

химическое воздействие вредных веществ на организм работника;

психофизиологическое воздействие на организм работника - нервно-психические и физические перегрузки (перемещение тяжестей вручную при закреплении подвижного состава) или при выполнении работ стоя (неудобная рабочая поза при сопровождении железнодорожных составов и др.);

2) при возникновении аварийной ситуации - факторы взрыва, пожара, воздействия химических веществ и электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения.";

5) в абзаце втором пункта 1.19 слова "регламентированные перерывы" заменить словами "специальные кратковременные перерывы в работе";

6) пункт 3.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Руководитель маневровой работы должен работать во взаимодействии с локомотивной бригадой, дежурным по железнодорожной станции (сортировочной горке), дежурным по парку, диспетчером маневровым (станционным).";

а) после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

"единолично руководить движением локомотива, производящего маневры;";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"Должен обеспечивать порядок безопасного производства маневровой работы на железнодорожных путях железнодорожных станций, территориях подразделений, путях общего и необщего пользования, порядок ограждения и закрепления подвижного состава в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации с учетом местных условий, предусмотренных техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, технологической документацией, а также требованиями Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Составителю поездов передачу команд машинисту локомотива необходимо производить с соблюдением требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Передача команд руководителя маневровой работы машинисту локомотива через третье лицо (дежурного по железнодорожной станции, диспетчера маневрового (станционного) запрещается.

Передача указаний при маневровой работе должна выполняться с использованием средств радиосвязи или устройств двусторонней парковой связи. Подача сигналов при маневровой работе разрешается ручными сигнальными приборами.";

8) пункт 3.6 после слов "и других устройств" дополнить словами ", а также идти рядом с движущимся подвижным составом в негабаритных и опасных местах при отсутствии прохода.";

а) в абзаце первом слова "переходной площадке, тамбуре пассажирских вагонов" заменить словами "подножке переходной площадки, в тамбуре локомотива, моторвагонного подвижного состава, специального подвижного состава, пассажирских вагонов";

б) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"При сопровождении подвижного состава, находясь в тамбуре пассажирского вагона (локомотива, моторвагонного подвижного состава), составитель поездов обязан держаться за поручень с соблюдением мер личной безопасности.";

в) дополнить абзацем следующего содержания:

"Перед сцеплением с составом локомотив должен остановиться на расстоянии 10 - 15 м от первого вагона. По команде составителя поездов локомотив должен подъезжать к составу поезда со скоростью не более 3 км/ч. Перед прицепкой вагонов составитель поездов, прежде чем подъехать к составу, должен убедиться в отсутствии сигналов ограждения, поднятии переходных площадок пассажирских вагонов. При проведении маневровых работ переходные устройства (площадки) железнодорожного подвижного состава должны быть в транспортном (поднятом) положении. До завершения машинистом прицепки к составу поезда, в том числе до окончания проверки надежности сцепления кратковременным движением от состава, составитель поездов не должен приближаться к составу.";

10) абзац второй пункта 3.9 изложить в следующей редакции:

"Запрещается нахождение составителя поездов на специальной подножке грузовых вагонов (пассажирских вагонов) при движении маневрового состава у высоких платформ, в негабаритных и других опасных местах, при скорости движения более 40 км/ч, а также в момент соединения маневрового состава со стоящими на пути вагонами.";

11) пункт 3.11 дополнить абзацем следующего содержания:

"При движении на расстояние до 1 км руководитель маневровой работы должен находиться на подножке вагона или площадке локомотива со стороны машиниста (не затрудняя ему видимость).";

12) в пункте 3.13:

а) в абзаце первом после слов "со специальной подножки" дополнить словами "(выйти из тамбура)";

б) в абзаце третьем после слов "в открытом положении" дополнить словами "и информирования об этом машиниста маневрового локомотива";

13) последний абзац пункта 3.14 дополнить предложением следующего содержания:

"При отсутствии видимости маневровые работы должны быть приостановлены.";

14) пункт 3.17 дополнить абзацами следующего содержания:

"При несоответствии разницы по высоте между продольными осями автосцепных устройств головного вагона и локомотива для определения неисправности автосцепного устройства локомотив должен быть отведен от состава поезда на расстояние не менее 10 м.

При невозможности прицепки (отцепки) локомотива следует прекратить работу и доложить о сложившейся ситуации дежурному по станции для принятия решений. Составителю поездов запрещается самостоятельно устранять неисправности автосцепного устройства.";

15) в пункте 3.19:

а) в абзаце втором слова "работником, распоряжающимся погрузочно-разгрузочными операциями" заменить словами "руководителем погрузочно-разгрузочных работ";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"При проведении маневровой работы производить любые (в том числе ремонтные) работы на железнодорожном подвижном составе запрещается.";

16) пункт 3.22 дополнить абзацем следующего содержания:

"Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, необходимо на специальных стеллажах (в ящиках, служебных помещениях, тумбочках), не допуская их разбрасывания на междупутьях и железнодорожных путях.";

17) пункт 3.23 изложить в следующей редакции:

"При закреплении стоящего подвижного состава тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках (рукавицах).

Изъятие тормозных башмаков производить специальным крючком или рукой, предварительно надев перчатки (рукавицы), держась за рукоятку тормозного башмака.

устанавливать тормозной башмак под движущийся подвижной состав;

при укладке тормозного башмака заходить в колею железнодорожного пути;

подкладывать под колеса посторонние предметы вместо тормозных башмаков при закреплении подвижного состава.

Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:

с лопнувшей опорной колодкой;

с покоробленным или изогнутым или лопнувшим полозом;

с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком полоза;

с ослабленным креплением опорной колодки с полозом;

с изогнутой или надломленной рукояткой или без нее;

с поврежденными или значительно изношенными бортами полоза;

немаркированные (не клейменные) или с неясной маркировкой (клеймом);

с обледенелым или замасленным полозом.

При закреплении подвижного состава с накатом колеса на тормозной башмак составитель поездов должен:

уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту локомотива на движение;

отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.".

2. В Инструкции по охране труда для кондуктора грузовых поездов ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" 19 декабря 2016 г. N 2583р:

1) в абзаце втором пункта 1.2 после слов "психиатрическое освидетельствование" дополнить словами ", и не имеющие медицинских противопоказаний";

2) пункт 1.3 дополнить абзацем следующего содержания:

"Кондуктор грузовых поездов, совмещающий профессии (должности), должен пройти обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда в полном объеме как по основной, так и по совмещаемой профессии (должности).";

3) абзацы второй и третий пункта 1.7 изложить в следующей редакции:

"1) при нахождении на железнодорожных путях (в зависимости от местных условий):

движущийся железнодорожный подвижной состав;

движущиеся транспортные средства;

подвижные части технологического оборудования (движущиеся или вращающиеся элементы оборудования);

падающие с высоты и разлетающиеся предметы и инструмент;

расположение рабочих мест на высоте;

запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочих местах;

химическое воздействие вредных веществ на организм работника;

психофизиологическое воздействие на организм работника - нервно-психические и физические перегрузки (перемещение тяжестей вручную при закреплении подвижного состава) или при выполнении работ стоя (неудобная рабочая поза при сопровождении железнодорожных составов и др.);

2) при возникновении аварийной ситуации - факторы взрыва, пожара, воздействия химических веществ и электрический ток, вызываемый разницей электрических потенциалов, под действие которого попадает работник, включая действие высоковольтного разряда в виде дуги и наведенного напряжения.";

4) в абзаце втором пункта 1.18 слова "регламентированные перерывы" заменить словами "специальные кратковременные перерывы в работе";

5) пункт 3.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Руководитель маневровой работы должен работать во взаимодействии с локомотивной бригадой, дежурным по железнодорожной станции (сортировочной горке), дежурным по парку, диспетчером маневровым (станционным).";

а) после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

"единолично руководить движением локомотива, производящего маневры;";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"Должен обеспечивать порядок безопасного производства маневровой работы на железнодорожных путях железнодорожных станций, территориях подразделений, путях общего и необщего пользования, порядок ограждения и закрепления подвижного состава в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации с учетом местных условий, предусмотренных техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, технологической документацией, а также требованиями Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Кондуктору грузовых поездов передачу команд машинисту локомотива необходимо производить с соблюдением требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Передача команд руководителя маневровой работы машинисту локомотива через третье лицо (дежурного по железнодорожной станции, диспетчера маневрового (станционного) запрещается.

Передача указаний при маневровой работе должна выполняться с использованием средств радиосвязи или устройств двусторонней парковой связи. Подача сигналов при маневровой работе разрешается ручными сигнальными приборами.";

7) в пункте 3.7 после слов "и других устройств" дополнить словами ", а также идти рядом с движущимся подвижным составом в негабаритных и опасных местах при отсутствии прохода.";

а) в абзаце первом слова "переходной площадке, тамбуре пассажирских вагонов" заменить словами "подножке переходной площадки, в тамбуре локомотива, моторвагонного подвижного состава, специального подвижного состава, пассажирских вагонов";

б) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

"При сопровождении подвижного состава, находясь в тамбуре пассажирского вагона (локомотива, моторвагонного подвижного состава), кондуктор грузовых поездов обязан держаться за поручень с соблюдением мер личной безопасности.";

в) дополнить абзацем следующего содержания:

"Перед сцеплением с составом локомотив должен остановиться на расстоянии 10 - 15 м от первого вагона. По команде кондуктора грузовых поездов локомотив должен подъезжать к составу поезда со скоростью не более 3 км/ч. Перед прицепкой вагонов составитель поездов, прежде чем подъехать к составу, должен убедиться в отсутствии сигналов ограждения, поднятии переходных площадок пассажирских вагонов. При проведении маневровых работ переходные устройства (площадки) железнодорожного подвижного состава должны быть в транспортном (поднятом) положении. До завершения машинистом прицепки к составу поезда, в том числе до окончания проверки надежности сцепления кратковременным движением от состава, кондуктор грузовых поездов не должен приближаться к составу.";

9) абзац второй пункта 3.10 изложить в следующей редакции:

"Запрещается нахождение кондуктора грузовых поездов на специальной подножке грузовых вагонов (пассажирских вагонов) при движении маневрового состава у высоких платформ, в негабаритных и других опасных местах, при скорости движения более 40 км/ч, а также в момент соединения маневрового состава со стоящими на пути вагонами.";

10) пункт 3.12 дополнить абзацем следующего содержания:

"При движении на расстояние до 1 км руководитель маневровой работы должен находиться на подножке вагона или площадке локомотива со стороны машиниста (не затрудняя ему видимость).";

11) в пункте 3.14:

а) в абзаце первом после слов "со специальной подножки вагона" дополнить словами "(выйти из тамбура)";

б) в абзаце третьем после слов "в открытом положении" дополнить словами "и информирования об этом машиниста маневрового локомотива";

12) последний абзац пункта 3.15 дополнить предложением следующего содержания:

"При отсутствии видимости маневровые работы должны быть приостановлены.";

13) пункт 3.18 дополнить абзацами следующего содержания:

"При несоответствии разницы по высоте между продольными осями автосцепных устройств головного вагона и локомотива для определения неисправности автосцепного устройства локомотив должен быть отведен от состава поезда на расстояние не менее 10 м.

При невозможности прицепки (отцепки) локомотива следует прекратить работу и доложить о сложившейся ситуации дежурному по станции для принятия решений. Кондуктору грузовых поездов запрещается самостоятельно устранять неисправности автосцепного устройства.";

14) в пункте 3.20:

а) в абзаце втором слова "работником, распоряжающимся погрузочно-разгрузочными операциями" заменить словами "руководителем погрузочно-разгрузочных работ";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"При проведении маневровой работы производить любые (в том числе ремонтные) работы на железнодорожном подвижном составе запрещается.".

Задайте вопрос юристу:

2.2.1. Производство маневровой работы (далее также - маневры) на железнодорожных путях общего и необщего пользования осуществляется в соответствии с ПТЭ, Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях, учитывающей специфику и местные условия работы.

2.2.2. Маневровые передвижения МВПС по тракционным путям депо, должны производиться под руководством дежурного по депо с полным соблюдением лицами, участвующими в производстве маневровой работы, всех требований безопасности движения и охраны труда.

2.2.3. В соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 8 к ПТЭ) движением МВПС, производящего маневры, должен руководить один работник - руководитель маневров, ответственный за их правильное выполнение.

2.2.4. Руководитель маневров обязан обеспечить правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в производстве маневров, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы.

Маневровая работа должна быть организована таким образом, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность всех работников, занятых на маневрах и в производственном процессе подразделения, на территории которого выполняется маневровая работа.

Если в процессе производства маневровой работы изменяется намеченный план работы, то с характером этих изменений должны быть заблаговременно ознакомлены все работники, участвующие в маневрах.

2.2.5. Сигналы и команды на маневровые передвижения МВПС должен отдавать только один работник - руководитель маневров, ответственный за их правильное выполнение.

2.2.6. При маневровой работе должна быть обеспечена видимость сигналов и маршрута передвижения маневрового состава.

При переходе на ручные сигналы, маневровая работа должна осуществляться с количеством единиц подвижного состава, позволяющих машинисту видеть сигналы, подаваемые руководителем маневров.

2.2.7. Запрещается вмешиваться в производство маневровой работы другим работникам депо и работникам смежных служб.

2.2.8. Маневровая работа должна быть прекращена, если нарушена радиосвязь между машинистом МВПС и руководителем маневров, а также в случае потери видимости сигналов руководителя маневров.

2.2.9. При выполнении маневровых передвижений двух и более МВПС в одном районе депо, последовательность маневровых передвижений должен определять дежурный по депо (или лицо, установленное местной инструкцией).

2.2.10. При выполнении маневровой работы на тракционных путях депо двумя локомотивными бригадами (машинистами, работающими без помощника машиниста) руководителем работ должен быть определен машинист ведущего МВПС. Запрещается приводить в движение МВПС без подтверждения машинистом ведомого МВПС команд, подаваемых машинистом ведущего МВПС.

2.2.11. На железнодорожных станциях при проведении маневровой работы прожектор МВПС должен находиться в положении "тусклый свет" или "яркий свет" в зависимости от видимости на путях.

2.2.12. Перед вводом (выводом) МВПС в цех депо все работники, находящиеся на ремонтной позиции и в непосредственной близости от МВПС должны быть оповещены по громкоговорящей связи.

Во время ввода (вывода) МВПС на ремонтную позицию депо створки (шторы) ворот цеха должны быть полностью открыты и надежно закреплены, выдвижные консоли (пиноли) домкратов убраны, проемы стационарных технологических площадок перекрыты съемными ограждениями с табличками "Не входить".

2.2.13. Конкретные требования безопасности при вводе (выводе) МВПС в (из) депо должны быть установлены местным технологическим процессом депо, инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях, инструкцией по охране труда, разработанных с учетом специфики местных условий.

2.2.14. Постановка на ремонтную позицию и выезд МВПС должны осуществляться при личном присутствии мастера, бригадира цеха.

Перед приведением МВПС в движение должен подаваться оповестительный звуковой сигнал свистком МВПС.

2.2.15. Скорость передвижения МВПС при вводе (выводе) в цех депо или на открытую позицию не должна превышать скорости, установленной в ПТЭ и в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях, разработанной с учетом местных условий.

2.2.16. При вводе (выводе) МВПС на ремонтную позицию в депо от внешнего источника питания его остановка должна осуществляться с помощью вспомогательного тормоза. Применение в данном случае ручных тормозов и тормозных башмаков для остановки МВПС запрещается.

2.2.17. Ввод МВПС на ремонтные позиции цеха депо и его вывод при отсутствии контактной сети должен осуществляться маневровым тепловозом без его захода в производственное помещение или при помощи машины на комбинированном ходу.

При вводе МВПС на ремонтную позицию цеха депо маневровым тепловозом должно быть организовано прикрытие из вагонов МВПС. При этом на вагонах должны быть опущены токоприемники и остановлена дизель-генераторная установка (далее также - дизель).

2.2.18. Порядок подачи и снятия напряжения в контактной сети ремонтной позиции должен быть определен организационно-распорядительным документом по структурному подразделению.

Запрещается установка МВПС на ремонтную позицию в депо, если хотя бы один из вагонов выходит за границу нейтральной вставки контактного провода, полезной длины смотрового (ремонтного) пути депо или ограничивает доступ в смотровую канаву ремонтной позиции депо.

После ввода (вывода) МВПС на ремонтную позицию цеха депо с питанием от контактной сети напряжение с контактного провода пути, на который установлен (с которого выведен) МВПС, должно быть снято с помощью секционного разъединителя.

Рукоятка привода секционного разъединителя в отключенном состоянии должна находиться в нижнем положении и заперта на замок, его заземляющий нож должен находиться во включенном положении, а заземляющий спуск разъединителя не должен иметь повреждений (разрыва). Во включенном состоянии (напряжение подано в контактную сеть) рукоятка привода секционного разъединителя не должна запираться на замок.

Подача и снятие напряжения с контактной сети железнодорожного пути депо, пункта оборота осуществляется оперативным, оперативно-ремонтным персоналом, допущенными к подаче и снятию напряжения приказом (распоряжением) по депо, имеющим группу по электробезопасности не ниже IV, которому предоставлено право переключений разъединителей контактной сети с регистрацией в оперативном журнале формы ТУ-1.

2.2.19. Непосредственно перед подачей напряжения в контактную сеть ремонтной позиции или на МВПС, а также перед подачей напряжения от постороннего источника питания на МВПС должен подаваться звуковой сигнал и оповещение по громкоговорящей связи.

2.2.20. После ввода МВПС на ремонтную позицию депо, должен быть приведен в действие ручной тормоз, под колесные пары подложены тормозные башмаки.

2.2.21. Порядок закрепления МВПС должен проводиться в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работы и устанавливаться местной инструкцией.

2.2.22. Для закрепления (раскрепления) МВПС тормозными башмаками работники должны быть обеспечены защитными рукавицами (перчатками).

2.2.23. При закреплении МВПС тормозными башмаками запрещается:

устанавливать тормозные башмаки под движущийся МВПС;

заходить в колею железнодорожного пути при укладке тормозных башмаков;

подкладывать под колесные пары посторонние предметы вместо тормозных башмаков.

2.2.24. Перед опробованием тормозов в обязательном порядке подается звуковой сигнал.

2.2.25. Запрещается отпускать ручной тормоз и убирать тормозные башмаки из-под МВПС, если состав не приведен в рабочее состояние, а тормозная магистраль не заряжена до установленного давления.

2.2.26. МВПС, к которому для соединения подходит локомотив, должен быть заторможен.

Все работы по соединению, разъединению тормозных и напорных магистралей, межвагонных электрических соединений цепей управления и отопления, а также проверка правильности сцепления автосцепок должны осуществляться с разрешения машиниста при заторможенном МВПС.

Для выполнения этой работы работники должны быть обеспечены сигнальными жилетами, защитными рукавицами, а для работы в ночное время - ручным фонарем.

2.2.27. Соединение или разъединение рукавов тормозной и напорной магистралей осуществляется при отключенных высоковольтных межвагонных электрических соединениях и перекрытых концевых кранах тормозной магистрали, а межвагонных, межсекционных соединений - при обесточенных цепях управления МВПС и опущенных токоприемниках.

2.2.28. Продувка тормозной магистрали должна быть организована с соблюдением необходимых мер безопасности. При этом работники должны быть обеспечены защитными очками.

2.2.29. При разъединении находящихся под давлением тормозных рукавов между маневровым локомотивом и вагоном МВПС должны быть предварительно перекрыты их концевые краны.

2.2.30. Перед передвижением неработающего МВПС с локомотивом должны быть выполнены следующие действия:

прекращены все работы в кабине, под кузовом и на крыше, а работники ремонтных бригад удалены от МВПС на безопасное расстояние;

изъяты из-под вагонов тормозные башмаки;

отпущены ручные тормоза;

установлена на нулевую позицию рукоятка контроллера;

опущены (на ЭПС) токоприемники;

отключена кнопка выключателя вспомогательных машин;

отключены разъединители и отключатели тяговых электродвигателей.

Блокирующий ключ блоков выключателей пульта управления и реверсивная рукоятка при передвижении неработающего МВПС с локомотивом должны находиться у машиниста.

2.2.31. При передвижении МВПС с локомотивом локомотивная бригада в полном составе должна находиться в головной кабине МВПС.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЯ N 20 К ИНСТРУКЦИИ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОАО РЖД ОТ 4 ИЮЛЯ 2017 Г. N 1258Р

В целях минимизации рисков возникновения случаев проездов железнодорожным подвижным составом маневровых светофоров с запрещающим показанием или предельных столбиков, а также совершенствования профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности движения:

1. Внести в Рекомендации по применению Приложения N 20 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Приложению N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 4 июля 2017 г. N 1258р (далее - Рекомендации), следующие изменения:

1.1. четвертый абзац пункта 1.1 изложить в следующей редакции:

"при организации маневровых передвижений - между работником, распоряжающимся маневрами в данном маневровом районе в соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции (далее - ТРА), руководителем маневров и машинистом локомотива, моторвагонного или специального самоходного подвижного состава (далее - ТЧМ).";

1.2. пункт 3.1 изложить в следующей редакции:

"3.1. Машинист локомотива (МВПС, ССПС), производящий маневры, не вправе приводить в движение локомотив, МВПС или ССПС без получения указания руководителя маневров лично, по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи или сигнала, подаваемого ручными сигнальными приборами.

При производстве маневров на железнодорожной станции машинист локомотива (МВПС, ССПС) обязан:

точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;

внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях;

внимательно следить за людьми, находящимися на железнодорожных путях, положением стрелок и расположением железнодорожного подвижного состава;

обеспечивать безопасность производства маневров и сохранность подвижного состава.

При движении локомотива (МВПС, ССПС) без вагонов или маневрового состава локомотивом вперед, машинист убеждается в показаниях маневровых светофоров, положении стрелок, а также в сигналах, передаваемых ручными сигнальными приборами, лично.

При движении маневрового состава вагонами вперед, руководитель маневров доводит до машиниста информацию о свободности пути, показаниях маневровых светофоров и положении стрелок по маршруту следования, сигналах, передаваемых ручными сигнальными приборами, а также об указаниях работников, на которых возложены обязанности по приготовлению маневровых маршрутов и переводу стрелок.

Если машинист не уверен в правильности восприятия сигнала (положения стрелки), указания или плана маневровой работы, он должен остановиться и выяснить обстановку.";

1.3. пункт 3.2 изложить в следующей редакции:

"3.2. Перед началом производства маневровых передвижений, лицо, распоряжающееся маневрами согласно ТРА в данном районе станции, доводит до руководителя маневров и машиниста локомотива (МВПС, ССПС) план маневровой работы.

При выполнении маневровых передвижений локомотивом (ССПС), не обслуживаемым составительской бригадой (главным кондуктором), план маневровой работы доводится непосредственно до локомотивной бригады.

В плане маневровой работы отражается следующая информация:

участники, до которых доводится план маневровой работы;

операции, которые требуется выполнить;

путь (маршрут), по которому будут выполняться маневровые передвижения (в направлении какого пути будут производиться маневровые полурейсы, о свободности или занятости данного пути, а также, при необходимости, до какого маневрового светофора с запрещающим показанием будет приготовлен маршрут следования);

информация о средствах или работнике, по указанию которого будут производиться маневровые передвижения;

должность и фамилия распорядителя маневров - ДСП или ДНЦ (другой работник, определенный ТРА станции).

При производстве маневров машинист локомотива (МВПС, ССПС) имеет право начать движение только при выполнении трех условий - наличии разрешающего показания маневрового светофора, доведенного плана маневровой работы, а также полученном указании (команды) на начало движения от руководителя маневров.

Маршрут маневровых передвижений может быть приготовлен работником, распоряжающимся маневрами согласно ТРА станции, до доведения плана маневровой работы до машиниста.

При производстве маневров локомотивом (сплоткой локомотивов, ССПС) без вагонов и не обслуживаемым составительской бригадой (главным кондуктором), план маневровой работы доводится не более чем на два маневровых полурейса. После доведения плана маневровой работы, работник, распоряжающийся маневрами согласно ТРА станции, должен убедиться в правильности его восприятия локомотивной бригадой. Доведение плана маневровой работы и убеждение в правильности его восприятия не является указанием машинисту локомотива (ССПС) на начало движения. После готовности маршрута к маневровым передвижениям и открытия сигнала, работник, распоряжающийся маневрами согласно ТРА станции, дает указание машинисту локомотива (ССПС) о возможности начала выполнения передвижений в соответствии с ранее доведенным планом.

В случае организации маневровой работы в отдельных маневровых районах, где маневры производятся по нарядам, выданным руководителю маневров, без участия ДСП (другого работника, определенного ТРА станции) как распорядителя маневров (в т.ч. при производстве маневров на путях необщего пользования, вагонных и локомотивных депо и т.д., с использованием станционного пути в качестве вытяжного), план маневровой работы доводится руководителем маневров до ТЧМ, а ДСП (другой работник, определенный ТРА станции) по запросу руководителя маневров готовит только маршруты для передвижений.".

2. Начальникам железных дорог организовать работу по приведению местных регламентов и нормативных документов, касающихся порядка организации и проведения маневровой работы, на соответствие утвержденным изменениями.

3. Заместителям генерального директора ОАО "РЖД", руководителям подразделений аппарата управления, железных дорог, функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить изучение и выполнение причастными руководителями и специалистами требований Рекомендаций с учетом утвержденных изменений.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Дирекции тяги Валинского О.С., на заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центральной дирекции инфраструктуры Верховых Г.В., на заместителя генерального директора ОАО "РЖД" - начальника Центральной дирекции управления движением Иванова П.А., директора ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Пегова Д.В. по кругу ведения.

от 4 июля 2017 года N 1258р

Об утверждении отдельных документов, регламентирующих работу в вопросах соблюдения установленного регламента служебных переговоров

В целях совершенствования профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности движения:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2017 г. прилагаемые:

2. Начальникам железных дорог организовать приведение в соответствие с требованиями настоящих Рекомендаций и Порядка местных регламентов и нормативных документов, касающихся регламента служебных переговоров и контроля за его выполнением на инфраструктуре ОАО "РЖД" при поездной и маневровой работе.

3. Вице-президентам, руководителям подразделений аппарата управления, железных дорог, функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить изучение и выполнение причастными руководителями и специалистами требований Рекомендаций и Порядка.

4. Признать утратившими силу с 1 августа 2017 г.:

распоряжение ОАО "РЖД" от 3 октября 2007 г. N 1929р "Об установлении единого порядка осуществления контроля за выполнением регламента служебных переговоров";

распоряжение ОАО "РЖД" от 1 июня 2009 г. N 1144р "Об усилении контроля за выполнением регламента служебных переговоров".

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента - начальника Центральной дирекции инфраструктуры Верховых Г.В., вице-президента - начальника Центральной дирекции управления движением Иванова П.А., вице-президента - начальника Дирекции тяги Валинского О.С., директора ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Пегова Д.В. по кругу ведения.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
А.А.Краснощек

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 4 июля 2017 года N 1258р

1. Общие положения

1.1. Рекомендации по применению приложения N 20 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (далее - Рекомендации) разработаны для их применения на инфраструктуре ОАО "РЖД".

Настоящие Рекомендации конкретизируют порядок применения требований приложения N 20 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (далее - ИДП) при ведении переговоров по радиосвязи:

при организации движения поездов - между дежурным по железнодорожной станции (далее - ДСП) или диспетчером поездным при диспетчерской централизации (далее - ДНЦ) и машинистом поезда (далее - ТЧМ поезда);

при организации маневровых передвижений - между распорядителем маневров или работником, на которого, в соответствии с техническо-распорядительным актом железнодорожной станции (далее - ТРА), возложены функции по переводу стрелок при приготовлении маневровых маршрутов и ведению переговоров по радиосвязи, и руководителем маневров, а также машинистом локомотива, моторвагоннного или специального самоходного подвижного состава (далее - ТЧМ).

1.2. Основной целью разработки данных Рекомендаций является повышение роли и ответственности машинистов и помощников машинистов локомотивов, моторвагонного (далее - МВПС) и специального самоходного (далее - ССПС) подвижного состава и руководителей маневров за правильностью выполнения подаваемых сигналов и передаваемых указаний, обеспечение работниками, на которых возложены функции по переводу стрелок, правильности приготовления маршрутов для движения.

1.3. В соответствии с пунктом 4 Общих положений ИДП установлены основные правила при ведении переговоров по поездной и маневровой радиосвязи (далее - Основные правила):

все распоряжения по движению поездов и маневровой работе должны даваться кратко и четко;

работник, давший распоряжение, должен каждый раз выслушать краткое повторение распоряжения и убедиться в том, что оно понято правильно.

2. Ведение переговоров при организации движения поездов

2.1. При безостановочном пропуске поезда при разрешающих показаниях светофоров (входного, маршрутного и выходного) по главным железнодорожным путям железнодорожной станции (далее - станция) и отсутствии необходимости в передаче непредвиденных предупреждений по маршруту следования поезда, переговоры между ДСП (ДНЦ) и ТЧМ поезда по радиосвязи не ведутся.

2.2. При отправлении поезда, когда имеется два (три, при четырехзначной автоматической блокировке) и более свободных блок-участков удаления и полностью приготовлен маршрут отправления, переговоры по радиосвязи между ДСП (ДНЦ) и ТЧМ поезда не ведутся.

2.3. Порядок переговоров перед приемом, отправлением или проследованием пассажирского поезда (моторвагонного поезда) станции, обслуживаемого одним машинистом, установлен в пункте 10 приложения N 9 к ИДП.

2.4. ДСП (ДНЦ) обязан вызвать ТЧМ поезда, находящегося на участке приближения к станции, и довести информацию о порядке следования (на первом или втором участке приближения, в зависимости от условий приема поезда):

при приеме поезда на станцию в случае, когда выходной (маршрутный) светофор имеет запрещающее показание;

в случаях, когда требуется передать ТЧМ поезда распоряжение (приказ) на проследование соответствующего светофора с запрещающим показанием;

при организации пропуска поезда по боковым железнодорожным путям (за исключением случаев, когда входной светофор оборудован маршрутным указателем), а также при приеме, отправлении или пропуске поезда вариантным маршрутом;

при приеме поезда на путь, который не предусмотрен для этого ТРА станции (в соответствии с пунктом 10 приложения 9 к ИДП);

во всех случаях, когда необходимо довести до машиниста информацию, необходимую для приема, отправления, пропуска поезда или обеспечения эксплуатационной работы (неисправность устройств СЦБ, нарушение графика движения поездов, при необходимости безостановочного проследования выходного (маршрутного) светофора с пути приема по лунно-белому огню при погашенном красном огне, в соответствии с пунктом 17 приложения N 9 ИДП и т.п.).

2.5. Категорически запрещается вести переговоры по поездной радиосвязи, не связанные непосредственно с приемом, отправлением, пропуском поездов, маневрами и организацией эксплуатационной работы.

2.6. Устанавливается следующий обязательный алгоритм выполнения регламента переговоров по радиосвязи:

1) тональный вызов абонента и установление с ним связи:

Пример N 1 (при появлении поезда на участке приближения к станции (на первом или втором участке приближения, в зависимости от условий приема поезда)):

ДСП станции Иваново: "Машинист поезда 2613 на приближении к Иваново".

ТЧМ поезда N 2613: "Машинист поезда 2613 Петров на приближении к Иваново, слушаю".

Пример N 2 (при нахождении поезда у входного светофора станции с запрещающим показанием):

ДСП станции Иваново: "Машинист поезда 8002 у входного Ч Иваново".

ТЧМ поезда N 8002: "Машинист поезда 8002 Петров у входного Ч Иваново, слушаю".

2) доведение информации о порядке прибытия (отправления, следования) поезда на станцию и убеждение в том, что оно понято правильно:

ДСП станции Иваново: "Верно".

Пример N 2 (прием восстановительных, пожарных поездов, вспомогательных локомотивов, локомотивов без вагонов, снегоочистителей, ССПС, а также хозяйственных поездов (при производстве работ с закрытием перегона) на свободные участки станционных железнодорожных путей (кроме занятых пассажирскими, людскими и с опасным грузом класса 1 (ВМ) поездами) при запрещающем показании входного светофора):

ДСП станции Иваново: "Приказ N 1, время 20 часов 12 минут. Машинисту поезда 8002. Я, дежурный по станции Иваново, разрешаю Вам следовать на свободный участок занятого 5 пути при запрещающем показании входного (маршрутного) светофора Ч. Маршрут приема готов. Участок приема от выходного светофора Н5 свободен на 7 вагонов. ДСП Сидоров".

ТЧМ поезда N 8002: "Приказ N 1, время 20 часов 12 минут. Машинисту поезда 8002 разрешается следовать на свободный участок занятого 5 пути при запрещающем показании входного (маршрутного) светофора Ч. Маршрут приема готов. Участок приема от выходного светофора Н5 свободен на 7 вагонов. Машинист поезда 8002 Петров".

ДСП станции Иваново: "Верно, выполняйте, время 20 часов 13 минут".

3) доведение сопутствующей информации (не является обязательной, передается по усмотрению ДСП или ДНЦ):

ДСП станции Иваново: "Поезд 2613 принимается на 5 путь на стоянку для обгона (скрещения) пассажирским поездом. ДСП Сидоров".

ТЧМ поезда N 2613: "Поезд принимается на 5 путь на стоянку для обгона (скрещения) пассажирским поездом. Машинист поезда 2613 Петров".

ДСП станции Иваново: "Верно".

ДСП станции Иваново: "По маршруту приема поезда по стрелке 7, скорость не более 25 км/ч. ДСП Сидоров".

ТЧМ поезда N 2613: "По маршруту приема поезда по стрелке 7, скорость не более 25 км/ч. Машинист поезда 2613 Петров".

ДСП станции Иваново: "Верно".

В качестве сопутствующей информации может быть передана любая информация по усмотрению ДСП (ДНЦ), которая необходима машинисту для ведения поезда и непосредственно связана с организацией движения, технологией работы железнодорожного транспорта. При этом должны быть выполнены Основные правила.

Кроме того, ДСП (ДНЦ) обязан принять меры к максимально возможному изолированию маршрута приема (отправления, следования) поезда в случае возможного проезда машинистом светофора с запрещающим показанием.

2.8. В случае необходимости немедленной остановки поезда (при потере под поездом контроля положения централизованной стрелки и т.д.), ДСП (ДНЦ) обязан немедленно остановить поезд.

ДСП станции Иваново: "Внимание! Машинист поезда 2613 - немедленно остановитесь. ДСП Иваново Сидоров".

ТЧМ поезда N 2613, после остановки поезда: "Машинист поезда 2613 остановился".

ДСП станции Иваново: "Стрелка 7 под Вашим поездом потеряла контроль. Осмотрите состав, доложите габарит".

ТЧМ поезда N 2613: "Стрелка 7 под поездом потеряла контроль. Осмотреть состав и доложить о наличии габарита. Машинист поезда 2613 Петров".

ДСП станции Иваново: "Верно, выполняйте".

3. Ведение служебных переговоров при организации маневровой работы

3.1. При производстве маневров по разрешающим показаниям соответствующих маневровых светофоров и при доведенном в установленном порядке плане маневровой работы до руководителя маневров (составителя поездов, кондуктора грузовых поездов (включая главного) или иного работника, на которого возложены обязанности руководителя маневров) и машиниста, дополнительные указания о разрешении на движение распорядителем маневров (ДНЦ, ДСП, диспетчером маневровым, дежурным по сортировочной горке или парку, дежурным станционного поста централизации, оператором поста централизации) по радиосвязи не передаются.

3.2. Перед началом производства маневровых передвижений распорядитель маневров доводит до машиниста локомотива (МВПС, ССПС) и руководителя маневров (при его наличии), обслуживающего локомотив (МВПС, ССПС), задание на выполнение маневровой работы. При выполнении маневровых передвижений локомотивом без вагонов (МВПС, ССПС), план маневровой работы доводится до ТЧМ.

В задании и плане маневровой работы должна быть в обязательном порядке отражена следующая информация:

Читайте также: