Как выполнить зарисовку фигуры человека в движении для многофигурной композиции сообщение 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель: научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции.

Задачи:

- закрепление знаний о пропорциях фигуры человека;

- научить изображать человека с передачей характерного движения;

- формировать художественные знания, умения и навыки.

- развивать воображение, ориентировку, внимание, творческие способности обучающихся;

- развивать художественно-творческую активность;

- развивать интерес к изобразительному искусству.

- воспитывать коммуникабельность, самостоятельность, усидчивость.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

педагог доп. образования-

Тимашевск, 2017г.

Цель: научить изображать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции.

Образовательные задачи:

- закрепление знаний о пропорциях фигуры человека;

- научить изображать человека с передачей характерного движения;

- формировать художественные знания, умения и навыки.

Развивающие задачи:

- развивать воображение, ориентировку, внимание, творческие способности обучающихся;

- развивать художественно-творческую активность;

- развивать интерес к изобразительному искусству.

Воспитательные задачи:

- воспитывать коммуникабельность, самостоятельность, усидчивость.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы: наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные,

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровье сберегающие.

Оборудование:

Для педагога:

-репродукции изображений человека в движении;

План занятия:

1. Организационный момент:

- проверка готовности учащихся к занятию.

3. Основная часть:

- повтор таблицы пропорций;

- объяснение выполнения работы;

- повторение правил работы по выполнению наброска;

- самостоятельная работа учащихся.

4. Подведение итогов занятия:

- выставка и анализ работ учащихся;

5. Организационное завершение занятия.

- уборка рабочих мест.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Поприветствуем и улыбнемся друг другу. Вы, наверное, заметили, что к нам пришли гости и поэтому занятие у нас сегодня необычное. Давайте покажем, как мы умеем дружно работать.

На прошлом занятии мы говорили о поиске пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.

Ребята, посмотрите. (Слайд №2). Кто изображен? (Человек)

Как изображен человек? (В разных движениях).

Как вы думаете называется тема нашего занятия? (Человек в движении)

А чтобы было интересней и разнообразней, мы будем зарисовывать не просто человека, а спортсмена. Послушайте стихотворение:

Отточенная пластика движений.
Мгновенная реакция броска.
О спорт! Ты воспитатель поколений.

Большого друга верная рука.
Чтоб бегать, плавать, двигаться умело,
Противника, играя, побеждать,
Пускайте тело без сомненья в дело!
Нет больше чести, чем себя создать!
Спорт дарит нам энергию здоровья,
Упорство, силу духа, красоту.
Спорт учит нас на мир смотреть с любовью,
В реальность воплощать свою мечту!

-Скажите, что обязательно необходимо соблюдать при выполнении фигуры человека? (Пропорции)

Верно. Посмотрите на таблицу, объясните, что обозначает эти изображения? (Учащиеся говорят о различии в пропорциях человека разных возрастов) (Слайд №3)

Какова же основная цель нашего занятия? Чему мы научимся?

(Научимся изображать человека в движении с соблюдением пропорций)

3. Основная часть.

А сейчас послушайте интересные факты из истории создания пропорций.

Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — это специальная система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.

Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека.

Давайте вместе выполним физкультминутку. (Здоровье сберегающий компонент)

Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн . (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

Объяснение выполнения работы.

-Итак, приступая к рисованию человека в движение, для нас важно вспомнить таблицу пропорций. Всем художникам необходимо помнить мерки и пропорции тела человека. Вспоминаем: фигура человека делится на 7 ½ частей, каждая из них равна величине головы. Длина рук среднего человека равна высоте его головы, умноженной в 3,5 раза. При рисунке человеческого тела в любом положении у вас не должно возникать проблем с пропорциями и, следовательно, с правдивостью изображения.

Выполнение наброска.

Выполнение наброска в альбомах, (педагог показывает этапы выполнения на доске)

Самостоятельное выполнение зарисовок фигуры человека (спортсмена) в беге.

Требования, предъявляемые к работам.

-Чтобы изображение смотрелось цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр, которому обязаны подняться все другие элементы изображения. Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем объект, который привлекает наше внимание. Он находится в поле зрения, его мы видим четко и с подробностями. А все остальные предметы, окружающие главный, подчиняются ему. Так что все попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно.

Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края картинной плоскости.

Ребята, вы должны помнить, что красивым изображение будет если в нем:

1.Удачная компановка в листе и соразмерность.

2.Герой композиции (в данном случае человек в движении) изображается на первом плане – должен быть больших размеров и хорошо проработан.

3.Должна быть обдумана завершенность и общая выразительность вашей работы.

4.Можно дать название работе (подписать карандашом – на обратной стороне рисунка).

Начинаем рисовать. Удачи всем!

Самостоятельная работа учащихся (под музыкальное сопровождение).

Проверка первичного усвоения.

(Во время самостоятельной работы педагог делает целевые обходы для):

1) контроля организации рабочего места;

2) контроля правильности выполнения приемов;

3) оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроля объема и качества выполненной работы.

4. Подведение итогов занятия.

Выставка и анализ работ.

Рефлексия.

Давайте вспомним поставленные задачи в начале занятия, анализируем, все ли справились и выполнили задания.

- Где вам может пригодиться умения изображать человека в движении?

- В чем красота человека? (Обучающиеся рассуждают по вопросам, проверяются и оцениваются наброски и зарисовки).

-Что нового вы узнали на занятии? С какими трудностями столкнулись?

Домашнее задание.

Понаблюдайте за играющими в спортивные игры детьми, продумайте вид спорта для творческой работы.

Даже образ женщины и мужчины нарисовать не просто, что уж говорить о рисунке карандашом человека в движении. Будь то действие спортсмена, гимнастки или обычного школьника, идущего в школу или домой с занятий, — воспроизведение срисовки по пошаговому мастер-классу отнимет не мало времени. И хоть процесс интересный, запостись терпением, несколькими листами бумаги и ластиком, все же придется.

человек в движении рисунок карандашом

Человек в движении рисунок карандашом, как нарисовать?

Прежде чем приступить к рисованию, необходимо хорошо продумать задумку или хотя бы выбрать наиболее удачный вариант для срисовки карандашом. Лучше всего, если набросок будет не сложный, а поэтапная работа — понятной, не требующей соблюдения анатомии.

Ниже в статье продемонстрированы несколько поэтапных МК для срисовки, которые подойдут людям разного возраста, с наличием и без навыков рисования карандашом человека в движении.

Девушка из группы поддержки (чирлидинг) с помпонами, фото

Пошаговый урок на фото:

Важно! Чтобы человек получился в движении, необходимо сделать акцент на изгиб позвоночника, одну поднятую руку, другую — отведенную назад, и ступню подведенную ко второй ноге.

2) Нарисуйте волосы, выделите шею и подбородок.

3) Дорисуйте глаза, губы, декольте, руки и помпоны.

4) Закончите набросок прорисовкой одежды, ног и обуви, выделите все черточки.

5) Раскрасьте картинку цветными карандашами и фломастерами.

Лыжник в движении, фото

Рисунок карандашом человека и по совместительству лыжника нарисовать в разы проще, чем девушку из группы поддержки. Пошаговый мастер-класс позволяет воспроизвести красивую и одновременно легкую картинку за 3 поэтапных шага.

Нарисуйте основные черты образа человека, которые помогут создать шедевр из соединенных между собой прямых линий.

Доведите набросок до завершения, придав лыжнику пропорциональности, одежды и лыжных палок.

Раскрасьте готовую картинку карандашами, красками или фломастерами.

лыжник в движении, фото

Девочка в движении, фото

Рисовать ребенка в разы легче, чем взрослого человека. Маленький человек в движении простым карандашом подойдет не только для творчества взрослых-новичков, но и детей школьного возраста, решивших посвятить свободное время озам рисования.

Отметьте на середине листа точку. Отчертите от нее ровную вертикальную линию, а к ней дорисуйте ноги, голову, руки и голову.

Нарисуйте хвостики, выражение лица, одежду, сумку и обувь.

Сотрите лишние линии, завершая набросок рисунка.

Раскрасьте готовую картинку, выбрав подходящие по цветовой гамме тона.

девочка в движении, фото

Бегущий человек, фото в движении

На фото ниже продемонстрировано несколько решений, правда они все сложные и требуют детального выполнения.

Рекомендация! Лучше всего пользоваться твердыми и мягкими карандашами, позволяющими наносить четкие и слабые линии одновременно.

бегущий человек, фото в движении

Видеоурок: как нарисовать человека в движении

Многие люди больше запоминают наглядно, когда им демонстрируют все действия на примере. Так почему бы не взять это в пример, посмотрев подробный видеоурок, позволяющий научиться изображать движение торса и рук, ходьбы, бега, человека находящегося в сидячем положении или с грузом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока ИЗО

(изображение с натуры)

Чижикова Ольга Александровна

Образовательные: закрепить знания о конструкции, пропорциях фигуры человека, сформировать ЗУН в области рисования фигуры человека в движении, развитие навыка работы мягким простым карандашом.

Развивающие: развитие внимания, наблюдательности, глазомера, конструктивного и пространственного мышления, моторики руки.

Воспитательные: воспитание уважительного отношения к человеку, к его внутреннему миру, воспитание эстетического чувства.

Межпредметная и внутрипредметная интеграция урока

Связь с живописью и композицией

Оборудование и материалы урока

Наглядный материал. Человек в движении, графика.

Большой ватманский лист. Цанговый карандаш. Ластик

Листы бумаги ф. А4 2 листа, мягкие простые карандаши, ластик, клячка

Примерная планировка доски на уроке

Краткое описание натурной постановки

Выразительное движение фигуры (движение в танце, при занятии гимнастикой и тп.), естественное боковое освещение, фон – светлый.

План урока

Организационный момент – ок. 2 мин.

Повторение материала конструктивный анализ формы фигуры человека, пропорции. – 10 мин.

Руководство самостоятельной работой учащихся – 20 мин.

Подведение итогов в форме анализа работ. Объявление домашнего задания – 3 мин.

Ход урока

Организационный момент

2. Эмоционально-настраивающая беседа.

(обращение к наглядному материалу).

Повторение материала конструктивный анализ формы фигуры человека, пропорции. – 10 мин

Методический показ.

Творческая установка на выполнение задания

Руководство самостоятельной работы учащихся

Визуальная проверка готовности учеников, решение вопроса нехватки материалов. Проверка отсутствующих.

Работа в графическом наброске дает возможность схватить главное (конструкцию и освещенность) не предавая большого внимания деталям и цвету.

Чтобы перейти к фигуре человека в движении повторим следующий материал.

Итак, чтобы грамотно, убедительно изобразить человека нужно В :

• правильно проанализировать его конструкцию, грамотно передать пропорции, определить характер освещенности.

(П№1) Конструкция. Мы знаем на примере прямостоящего человека, человек – это тело симметричное; через все его тело можно провести ось симметрии . Голова, торс, конечности расположены по линии симметрии, которая при положении человека прямо, перпендикулярна полу.

Помимо оси симметрии у человека есть плечевая ось и тазовая ось (если человек стоит прямо, оси параллельны полу), которые также определяют его конструкцию.

К плечевым и тазовым осям прикрепляются конечности.

Форма частей тела . Части тела человека имеют форму:

- голова - яичко, торс - огурчик (грудная клетка - бочка и таз – в форме тазика). Шея и конечности – имеют форму цилиндров и конусов. Ладонь похожа на листик, который раскрывается и закрывается, либо сжимается. Стопа - утюг.

Пропорции. Все размеры частей тела между собой соотносятся, сравниваются в пропорциях, вспоминаем, какие мы знаем пропорции?

- голова к фигуре в полный рост соотносится в зависимости от возраста человека. У маленьких детей 4-5 раз, у взрослого-7-8 раз. У ребенка 10-12 лет 5-6 раз.

- половина роста человека – окончание торса

- бедро человека – две головы.

- локоть находится в части, где оканчивается грудная клетка.

- шея размером с половину головы

- стопа – размер целой головы

- ладонь размером с лицевую часть головы.

Все эти знания тем более необходимы при изображении человека в движении.

Что же происходит что меняется, когда фигура человека в движении?

Оси, прежде всего ось симметрии, уже не прямая и не перпендикулярна полу, человек редко стоит абсолютно прямо, это скорее неестественная для него поза.

Движение фигуры мы прежде всего видим в изменении положения оси симметрии. Ось симметрии дает направление движения. Изгибается человек, изгибается ось симметрии.

Горизонтальные оси определяют характер наклона плечей и таза. Определенный ракурс дает перспективные искажения.

Намечаем вертикальную ось симметрии человека, направление движения. Определяем высоту фигуры.

Намечаются основные части тела – голова, торс, их размер (следим за пропорциями, голова-6,5 раз в высоте фигуры, торс- нижняя часть-половины всей фигуры). Примерную форму, голова-яичко, торс-огурчик.

К торсу прикрепляем ось плеч и ось таза – определяем наклон (следим за пропорциями и сокращениями), определяем их ширину. Далее прикрепляем конечности, находя основные размеры частей, находя направление движения.

hello_html_m2b9eba25.jpg

Намечаем горизонтальные оси – прикрепляем к торсу-огурчику линию плеч и рук. Намечаем их ширину (следим за сокращениями и движением). Прикрепляем конечности, намечаем направления движения и основные части (пропорции), пользуемся глазомером.

После того как все основные направления и пропорции найдены определяемся с формой. Торс огурчик (определим грудную клетку, таз и живот. - грудная клетка – бочка; таз – тазик; между ними живот), шея, конечности – цилиндры и конусы.

hello_html_m673df5b2.jpg

На заключительном этапе намечаем более меркие формы, убираем осевые линии, ослабляем невидимые линии. Рисуем детали – прическу, одежду (одежда повторяет форму тела). Освещение передаем очень обобщенно только свет и тень.

Можно додумать образ, подрисовать элементы.

Сейчас вам предстоит сделать фигуру в движении, набросок вашего одногруппника. Работу вы выполняете с натуры. Следите за ракурсом, передавайте в работе свой ракурс, который вы видите в натуре. Ничего не придумывайте. Графический материал, которым вы будете работать – мягкий карандаш.

Действия учителя, направленные на помощь учащимся .

Обращение к таблицам, фронтальный и индивидуальный показ.

Подведение итогов

Выставка работ учащихся. Общая оценка работы класса

Критерии оценки

Компоновка в листе, масштабность

Передача конструкции, движения,

Выявление особенностей формы частей тела, характерных деталей, освещенность.

Графическое решение и выразительность:

Использование основных графических средств выразительности – штриха, пятна, линии

Домашнее задание

Наброски фигуры человека в движении своих домашних, либо друзей, используя знания, полученные на уроке. Формат А5 – А4, мягкий простой карандаш, мягкие графические материалы (уголь, сангина).

Список используемой литературы

Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963 г.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты М.: Просвещение, 1989

Дейнека А. Учитесь рисовать. М. Издательство Академии художеств СССР, 1961 г.

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010 г.

Если вы посмотрите на фигуру человека более внимательно, то обнаружите, что полезно иметь под рукой хороший запас фотографий движущихся людей. Хотя самые лучшие рисунки получаются только с натуры, использование фотографий, особенно если вы делали их сами, станет неплохим подспорьем в работе.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Прежде всего, создайте строгие границы самого простого изображения фигуры — сейчас рисунок похож; на набор блоков из прямых линий. В этих фигурах движения мало, как и положено при первой попытке, а две фигуры вообще нарисованы по фотографиям. Рисуя фигуры, старайтесь все время упрощать изображение, потому что движение уловить очень трудно, и при рисовании с натуры у вас не будет времени подробно рассмотреть все детали.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Попробуйте сделать несколько таких рисунков, потратив всего 3—4 минуты на каждый и нарисовав линии текучими и непосредственными, даже если на первый взгляд результаты будут выглядеть просто ужасно. Все художники так начинают, и только время и постоянная практика позволят вам добиться успеха.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Линия движения

В рисунках я использовал технику рисования набросков линиями, чтобы передать движение фигуры, почувствовать гибкость формы человеческого тела.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Сначала сделайте такой набросок, прежде чем рисовать фигуру более основательно, сохраняя наброски и положив их сбоку от более продуманных рисунков, чтобы сверяться с ними. Рисуйте фигуры как можно проще, отбрасывая все детали и отводя не более 10 минут на рисунок.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Компоновка блоков в рисовании фигуры человека

К следующим четырем рисункам подходим несколько иначе, чем к тем, которые вы видели до этого, потому что я разбил фигуру на блоки, а не передал движение с помощью нескольких линий. Это заставило меня взглянуть на них немного по-другому, потому что теперь я сосредоточиваюсь на объеме и форме. Удобно, что эти люди находятся в достаточно устойчивом положении, так что у вас есть больше времени на то, чтобы внимательно рассмотреть их и нарисовать.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

В этом случае опять на рисунках нет никаких деталей — даже черты лица выполнены простыми карандашными штрихами, скорее обозначающими их местоположение, а не точную форму.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Выразительные фигуры

Здесь мы по-прежнему рассматриваем форму человеческих фигур, но их позы менее формальны и более выразительны. Четыре фигуры на этом развороте даже нарисованы не полностью, потому что больше всего меня интересовали жесты рук. И снова вам, возможно, будет проще рисовать по фотографиям, зафиксировавшим наиболее выразительную позу.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Разделите фигуру на основные блоки, как вы это делали ранее, но при этом обратите особое внимание на положение рук из прошлых рисунков. Девушка что-то подсчитывает на пальцах, мужчина жестикулирует, чтобы привлечь внимание к чему-то, девушка расчесывает волосы, а мужчина сел, чтобы что-то или кого-то нарисовать. возможно, вас!

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Рисование фигуры человека в ракурсе

На следующих рисунках вы видите людей, которые лежат и сидят таким образом, что некоторые из их конечностей кажутся укороченными, а это усложняет вашу задачу. Если бы фигуры стояли, пропорции конечностей были бы совершенно иными. Обратите на это внимание.

Здесь нарисованы три мужские фигуры в позах, где можно увидеть, как меняется длина конечностей в зависимости от ракурса. Когда вы будете просить своих друзей или родных попозировать для вас, сделайте так, чтобы иногда они сидели, вытянув конечности вперед или назад, чтобы обеспечить вам возможность нарисовать их с учетом перспективы.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Рисовать ноги первой фигуры человека, сидящего на табурете, относительно просто, но рисование сложенных рук создает проблему с точки зрения ракурса.

Второй человек нарисован почти сверху, так что рука, на которую он опирается, наполовину исчезает, а одна согнутая голень почти скрыта от взгляда.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Последнюю фигуру мужчины, вставшего на одно колено, рисовать труднее всего, как руки, так и ноги, поэтому, если вы попробуете нарисовать фигуру в этой позе, сначала внимательно изучите то, что вы видите. Подобные рисунки полезнее делать с натуры, рисуя позирующих для вас реальных людей. Если вы не сможете организовать себе достаточное количество моделей, используйте фотографии, но постарайтесь сделать их самостоятельно. Как и прежде, не забывайте разбивать фигуру на основные блоки, прежде чем начинать прорисовывать все детали.

Рисование сидящего мальчика

Это упражнение станет наградой за всю тяжелую работу по изображению человеческой фигуры — теперь вы сможете нарисовать полноценный портрет того, кто будет готов позировать вам некоторое время. Я пригласил в качестве модели своего шестилетнего внука, которого нелегко удержать в одном положении, но я посадил его перед телевизором, чтобы он мог смотреть фильм, который — я знал — заинтересует его, поэтому он просидел спокойно намного дольше, чем обычно. Это послужит вам уроком — обеспечьте своим моделям удобное и приятное времяпрепровождение, и у вас будет больше времени для рисования их портретов!

ШАГ 1

Сначала нарисуйте основные контуры фигуры. Сделайте это несколькими простыми линиями. На этом этапе используйте ластик столько, сколько вам нужно, — позже это существенно сэкономит время работы.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

ШАГ 2

Следующий этап — это нанесение всех теней, которые покажутся вам уместными, но рисунок все еще должен оставаться простым — именно на этом этапе лицо необходимо сделать узнаваемым.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

ШАГ 3

Как только вы убедитесь, что все формы и пропорции переданы правильно, начинайте работать над рисунком, чтобы заставить его ожить. Будьте очень осторожны при работе над головой, потому что именно на этом этапе рисунок становится портретом конкретного человека, а не просто набором черт. Это не так сложно, как кажется, потому что у каждого из нас есть эта удивительная способность распознавать человеческие лица, и если вы не пожалеете времени и труда, чтобы внимательно рассмотреть свою модель, вы автоматически нарисуете черты ее лица правильно. Нанесите тени таким образом, чтобы подчеркнуть мягкость или жесткость формы.

Рисование фигуры человека в разных положениях тела

Я желаю вам удачи в этой работе — ведь даже если вы не добьетесь успеха сейчас, это станет отличной практикой, благодаря которой в следующий раз портрет получится у вас намного лучше.

Читайте также: